Научная статья на тему 'Деятельность преподавателей вуза по реализации инновационных образовательных технологий'

Деятельность преподавателей вуза по реализации инновационных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калыбекова Асма Ахметовна, Рысбекова Ардак Калымбековна, Корнилко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность преподавателей вуза по реализации инновационных образовательных технологий»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ А. А. Калыбекова А. К. Рысбекова И. А. Корнилко

Деятельность преподавателя должна быть направлена прежде всего: на создание условий для сознательного выбора студентом «образовательной траектории» (индивидуального выбора учебных дисциплин и очередности их изучения); на уточнение целей, которые ставит перед собой студент; на помощь студенту в планировании его деятельности; на консультирование по использованию средств, приемов и методов обучения. На практике преподаватели вузов испытывают трудности в диагностической постановке целей и оценке результатов обучения, отборе и реализации современных технологий обучения. Преподаватели настороженно относятся к интеграции и дифференциации учебных курсов, многоуровневому образованию и новым образовательным спецкурсам, инновационным практикам в области обучения и воспитания. Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить», но и на вопрос: «Как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т. е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. Последнее и обусловило появление в педагогике нового направления - педагогических технологий.

Остановимся на наиболее применяемых инновационных технологиях в учебно-воспитательном процессе Южно-Казахстанского государственного университета имени М. Ауезова. Характерным признаком применяемых в вузе учебных технологий является их вариативность, активизирующая умственную деятельность студентов: проблемные вопросы, эвристические беседы, мозговой штурм, тренинги, «кейс-стади» (обучение по конкретным учебным ситуациям, деловые игры, дискуссии, диспуты). Одновременно осуществляется индивидуализация образовательного процесса с использованием возможностей компьютерных информационных технологий. Среди инновационных педагогических технологий наиболее перспективным считаем «кейс-стади», рефлексию как метод самопознания и самооценки и как собственно технологию -диагностическую и развивающую, тренинговые технологии (тренинг деловой коммуникации, личностного развития, коммуникативных уме-

425

ний). В вузе широко используются диагностический метод мониторинга качества образования, система оценки - рейтинг знаний студента. Данные диагностики используются для дальнейшей корректировки учебной деятельности. В структуре университета создан центр телекоммуникационных систем, который осуществляет планирование и сопровождение всех видов учебной и преподавательской деятельности. Введена в эксплуатацию корпоративная компьютерная сеть университета, охватывающая все учебные корпуса и структурные учебно-производственные подразделения. Университетская сеть подключена к глобальной сети Интернет и имеет в ней собственный Web-сайт. Каждый сотрудник, преподаватель и студент имеет возможность свободного входа в Интернет с любого рабочего места в составе сети университета. Создание университетской компьютерной сети позволило внедрить централизованную систему тестового контроля знаний студентов. Данная система обеспечивает автоматизированный процесс тестирования студентов, который управляется из единого серверного центра, где также сосредотачивается и накапливается отчетная и статистическая информация о результатах тестирования.

В качестве одного из важнейших направлений рассматривается создание фонда учебных и учебно-методических пособий на электронных носителях. Разработанные электронные учебники представляют собой мультимедийный продукт, в котором представлены текстовый материал, графические объекты с анимацией и видеоклипы. Для доступа к удаленным источникам предусмотрены гиперссылки. Имеется раздел компьютерного тестирования по материалу учебника. Для этого учебники снабжены специальными программными приложениями, которые позволяют автоматизировать процесс тестирования. В рамках внедрения в учебный процесс информационных технологий на кафедрах университета выполняется разработка виртуальных лабораторных практикумов по учебным дисциплинам. Это способствует внедрению дистанционных форм образования.

Таким образом, новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения в вузе, что позволяет решать актуальные задачи педагогики высшей школы и способствует развитию интеллектуального, творческого потенциала будущего специалиста, что поможет ему адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

426

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.