УДК 352.075:316.74 (571.513)
РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ1
В. П. Чебодаев
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматриваются проблемы развития этнокультурной сферы в муниципальных образованиях Республики Хакасия.
Ключевые слова: культура, этнокультурная сфера, местное самоуправление, муниципальное образование, язык, туризм.
Осуществление в Российской Федерации реформы местного самоуправления привело к расширению полномочий муниципальных образований. Одним из важных направлений деятельности органов местного самоуправления в определённых территориях может стать развитие этнокультурной составляющей муниципальных образований.
Как известно, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, касающиеся местного самоуправления, разграничены для поселений (городских и сельских), муниципальных районов и городских округов.
В настоящее время в число вопросов местного значения, решаемых муниципальными образованиями разных уровней, которые в той или иной степени касаются этнокультурной сферы, включены такие, как:
- создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципальных образований услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;
- обеспечение условий для развития на территории физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
К компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов не относится решение следующих вопросов:
- создание музеев;
- создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально -культурных автономий на территории муниципального образования;
- оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального образования;
- создание условий для развития туризма.
В настоящее время развитие этнокультурного потенциала не является приоритетным направлением деятельности муниципальных образований. В программах социально-экономического развития страны и регионов ему уделяется незначительное внимание.
В деятельности органов местного самоуправления в Республике Хакасия по развитию этнокультурной сферы можно выделить направления:
- развитие бизнеса;
- сельское хозяйство;
- труд, занятость трудоспособного населения;
- решение кадрового вопроса;
- жильё и школы;
- культура и язык;
1 Исследование осуществлено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (госконтракт №> 02.740.11.0585.)
- туризм, муниципальные музеи;
- физическая культура и спорт.
Среди муниципальных образований Хакасии, которые стремятся к развитию бизнеса, связанного с традиционным укладом жизни коренного населения республики, можно выделить Аскизский и Таштыпский районы. Так, в Аскизском районе предполагается организовать сбор и переработку дикоросов, кедрового ореха, производство пихтового масла. В Таштыпском районе производится обработка и реализация ядер кедрового ореха, сбор и реализация грибов. Однако у сельских муниципальных образований недостаточно объёмов собственных средств, которые можно было бы направить на стимулирование данных видов деятельности. В частности, на реализацию муниципальной целевой программы «Развитие производства на основе дикоросов на территории муниципального образования Таштыпский район на 2012-2014 годы» выделяется всего лишь 100 тыс. руб. Поэтому органы местного самоуправления Таштыпского района стремятся по возможности участвовать в различных федеральных и региональных целевых программах. В связи с этим здесь определены инвестиционные площадки и проекты. Например, в рамках реализация мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера», проживающих на территории Ма-турского и Анчулского сельсоветов, предусматривалось открытие столярного цеха, мини-цехов по деревообработке, переработке дикоросов и сельхозпродукции. В случае создания в районе зоны экономического благоприятствования вероятность реализации данных и других проектов значительно возрастает.
Развитие традиционных видов сельского хозяйства среди коренного населения поддерживается в муниципальных образованиях республики посредством различных целевых программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса, развитие и поддержку личных подсобных хозяйств. Однако о возрождении традиционного хозяйства коренного населения в значительных объёмах речь пока не идёт. Отсутствуют, к сожалению, и научные исследования в данной сфере.
В некоторых муниципальных образованиях Республики Хакасия, например, в Ширинском районе, в программах социально-экономического развития предусматривается такое направление, как обеспечение занятости населения в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ. Причём в этих проектах учитываются национально-культурные традиции и исторически сложившиеся здесь виды деятельности коренного населения. Так, в местах компактного проживания шорцев для улучшения их жилищных условий предусматривается строительство и ремонт жилья; включены в программу также ремонт и строительство новых школ. Однако осуществляются эти проекты в основном за счёт республиканского и федерального бюджетов (в частности, в рамках федеральной целевая программы «Экономическое и социальное развитие коренных народов Севера»).
В отношении муниципальных образований в Республике Хакасия определены также приоритетные задачи в области культуры; в частности, муниципальные образования определяют сохранение и эффективное использование объектов исторического наследия, духовных и материальных памятников, формирование культурно-исторического сознания. В сельских поселениях в местах компактного проживания коренного населения строятся объекты социально-культурного назначения (в том числе выделяются и средства для осуществления проектно-сметных изысканий и разработок). В рамках целевых программ муниципальных образований по сохранению и развитию культурного наследия как основы развития культуры села на уровне республики в целом и муниципальных образований в частности разрабатываются мероприятия, направленные на поддержку и развитие народных традиций, популяризацию объектов культурного наследия. Среди таких направлений, например, можно назвать мероприятия по обеспечению условий для поддержки традиционных народных художественных промыслов. Так, в Аскизском районе, где преобладает коренное население, разработана «Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования Аскизский район на 2012-2016 годы», в рамках которой существуют подпрограммы «Поддержка народных художественных, традиционных промыслов в Аскизском районе» и «Популяризация историко-культурного наследия Ас-кизского района».
На муниципальных уровнях в республике поддерживается проведение национальных праздников, в частности, таких как: «Ынырхас-Дружба-Найырал», «Чыл Пазы», «Чир ине», «Утун той», «Тун Пайрам». Не остаются без внимания и поддержка и проведение родовых праздников (в том числе в виде оказания помощи в разработке сценариев), проведение различных конкурсов, выставок, фестивалей, праздников профессионального и самодеятельного народного творчества. Например, в с. Анчул Таштыпского района 9 сентября 2011 года прошёл первый межрегиональный праздник коренных малочисленных народов «Айланыс» («Возвращение к истокам»). Праздник был посвящён международному дню коренных народов мира. Для участия в празднике прибыли делегации шорского народа из Аскизского района Республики Хакасия и городов Междуреченска, Новокузнецка, Таштагольского района соседнего региона - Кемеровской области, где также компактно проживают шорцы. Во время праздника была проведена демонстрация оригинальных костюмов, организована выставка народного творчества, состоялись спортивные состязания. На осуществление муниципальной целевой программы «Айла-ныс - Возвращение к истокам» (на 2011 - 2012 годы)» из бюджета Муниципального образования Аскизский район предусмотрено выделить 360 тыс. руб.
К сожалению, как в республике, так и в муниципальных образованиях слабое внимание уделяется поддержке и развитию национальных языков. Поэтому на республиканском и муниципальных уровнях разработаны специальные целевые программы. Так, в Аскизском районе на протяжении нескольких лет действовала программа «О развитии языков народов муниципального образования Аскизский район» на 2007-2011 гг.». В республиканском центре (г. Абакан) на канале «ТИТ--Абакан» выходит в эфир телепередача «Хада - Вместе», по-свящённая изучению хакасского языка. Зрители этой телепередачи могут узнать об особенностях культуры хакасов, их традициях и семейных обычаях. Программа производится по заказу Управления культуры, молодёжи и спорта Администрации г. Абакана. Однако следует сказать, что в столице республики уделяется минимальное внимание вопросам развития этнокультурной сферы, несмотря на существование «Стратегического плана развития г. Абакана до 2014 года».
Муниципальные образования республики стремятся использовать имеющийся культурно -исторический потенциал для развития туризма. С этой целью во многих из них разработаны специальные целевые программы. Развитие на территориях муниципальных образований культурно-познавательного туризма направлено не только на создание новых рабочих мест, увеличение объёма налоговых поступлений в бюджет, но и на возрождение национальных традиций, традиционных промыслов и ремёсел. Одним из направлений развития туристской деятельности является создание юрточных комплексов. Такой комплекс, в частности, действует в Аскиз-ском районе в туристической зоне «Казановка», в Ширинском районе в с. Малая Сыя взят в аренду участок берега р. Июс, на котором фирма «Алтын-Сус» в летнее время организует приём туристов в юртах.
К сожалению, в программах социально-экономического развития сельских муниципалитетов уделяется недостаточно внимания стимулированию сельскохозяйственного, а также этнического туризма. В целях стимулирования туризма в некоторых муниципальных образованиях Хакасии пытаются организовать производство и реализацию сувенирной и подарочной продукции с российской и хакасской символикой, а также осознаётся важность регулярного участия мастеров прикладного народного творчества, производителей сувенирной продукции в различных выставках республиканского и регионального масштабов.
Важным направлением в деятельности органов местного самоуправления является развитие муниципальных музеев. В этой сфере поддерживаются разные стороны деятельности существующих музеев, такая поддержка способствует совершенствованию и дальнейшему развитию действующих музеев, а также стимулирует создания новых. Среди муниципальных музеев, получивших в последние годы значительный импульс развития, можно выделить такие, как: Анхаковский музей-заповедник «Хуртуях-тас», Полтаковский музей наскального искусства «Хайа хоос», музеи «Малоарбатская писаница» и «Сундуки». Муниципальные образования оказывают помощь в реконструкции основных фондов, в научном сопровождении проводимых музеями работ, в организации и проведении информационных и рекламных мероприятий. Так, в Орджоникидзевском районе на реализацию ведомственной целевой программы «Популяризация культурного наследия, развитие культурного туризма и музейного дела в Орджоникидзевском районе на 2011-2013 годы» было выделено 160 тыс. рублей. На выделенные средства приобретено оборудование для укрепления материально-технической базы музея под открытым небом «Сундуки». МУК «Анхаковский муниципальный музей под открытым небом "Хуртуях тас"», расположенный в другом районе республики, изменил микроландшафт, в результате которого оборудовано место для проведения традиционных хакасских ритуалов (районная целевая программа «Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Аскизском районе на 2010-2014 гг.»).
Определённое внимание в программах социально-экономического развития муниципалитетов отводится развитию нетрадиционных и национальных видов спорта. Например, в Ширинском районе проводятся школьные районные праздники «Ынархас», в программу которых входят хакасские народные игр и состязания. Нужно заметить, что наиболее развитым элементом этнокультурной сферы в республике является проведение национальных праздников, причём не только коренного народа - хакасов, но и немцев, чувашей, поляков, украинцев, мордвы и др.
Таким образом, проведённый анализ показывает, что развитию этнокультурной сферы в муниципальных образованиях Республики Хакасии уделяется незначительное внимание. На основании вышеизложенного можно выделить следующий комплекс проблем, которые продолжают быть актуальными для ряда муниципальных образований Республики Хакасия:
- отсутствие системного подхода к реализации этнокультурного потенциала;
- отсутствие в программах социально-экономического развития муниципальных образований в качестве особого направления графы «Развитие этнокультурной сферы»;
- отсутствие в муниципальных образованиях собственных целевых программ по развитию этнокультурного потенциала (этнокультурный потенциал муниципальные образования стремятся развивать через целевые программы федерального и республиканского уровней);
- недостаточное внимание к развитию традиционного хозяйства коренного и других народов Хакасии;
- отсутствие эффективных механизмов поддержки развития малого бизнеса;
- инерционность движения в этнокультурной сфере.
Однако корень проблемы, конечно, кроется в недостаточности ресурсов для развития данного направления в деятельности муниципальных образований. Согласно докладу о развитии местного самоуправления в Россий-
ской Федерации и задачах Всероссийского совета местного самоуправления (2011 г.) до 90 % всех доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, а оттуда в местные бюджеты поступает различного рода финансовая помощь. Не является секретом то, что до сих пор, к сожалению, сфера культуры финансируется по остаточному принципу, в том числе и на муниципальном уровне.
Развитию в той или иной мере этнокультурной сферы в большей степени уделяется внимание муниципальными образованиями второго уровня - муниципальными районами и городскими округами. Но они не обладают достаточными финансовыми средствами. Так, на реализацию муниципальной целевой программы «Поддержка малого предпринимательства - путь к возрождению хакасского аала с традиционным укладом жизни, туризма на территории муниципального образования Таштыпский район на 2009-2013 годы» выделено всего лишь 100 тыс. руб. На уровне муниципальных образований первичного звена (городских и сельских поселений) не хватает финансовых ресурсов даже для решения первоочередных проблем. Поэтому в таких условиях говорить об обеспечении устойчивого социально-экономического развития, а тем более о развитии этнокультурного потенциала территории говорить не приходится.
Констатируем, что понимание необходимости развития этнокультурной сферы у муниципальных образований Республики Хакасия существует. Но отсутствие финансирования или его недостаточность не позволяют кардинально изменить ситуацию. Для того чтобы выйти из создавшегося положения, нужно предпринять совместные усилия органов местного самоуправления, органов государственной власти Хакасия, федерального центра и самого населения. При этом следует помнить, что этнокультурный потенциал не является коммерческим сектором, с его помощью невозможно заработать большие деньги. Его цель - сохранение культуры, традиций, языка коренных народов России, популяризация объектов культурного наследия, развитие добрососедских отношений между народами многонациональной России. © Чебодаев В. П., 2012