Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371. С. 49-57
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 332+008+069
Н.В. Золотарева, Т.С. Курьянова, О.М. Рындина КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Выявляются и анализируются пути капитализации культурного наследия коренных народов Западной Сибири (хантов, манси, ненцев, шорцев, алтайцев, хакасов и тувинцев) сквозь призму федеральных и региональных программ, ориентированных на развитие культуры региона. Определяется степень вовлеченности культурного наследия в экономический сектор, формы и векторы капитализации. Особое внимание уделяется музеям, деятельность которых служит средством капитализации этнокультурного наследия, направлениям и содержанию работы музеев.
Ключевые слова: культурное наследие; капитализация; музеи.
Понятие «культурное наследие» принадлежит к числу дефиниций, активно разрабатываемых международным сообществом со второй половины XX в., поэтому диапазон его определений широк и разнообразен. При этом доминирующие позиции занимает ценностный подход. Так, согласно принятому в отечественной му-зеологии определению, культурное наследие - это совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации [1]. Кризис идентичности, возникший вследствие глобализации и иллюзорности культурной продукции в современном мире [2], привел к появлению концепции культурного разнообразия, которая по существу является частью концепции культурного наследия и нацелена, с одной стороны, на сохранение и поддержание этнической самобытности, с другой - на расширение культурного диалога. Как отмечает Дэвид Тросби, «принципы поддержания культурного разнообразия определяются тем обстоятельством, что разнообразие идей, верований, традиций и других проявлений художественного и культурного творчества ведет к возникновению широкого спектра культурных услуг, которые существенно отличаются от услуг, предоставляемых их отдельными составляющими» [3]. Иначе говоря, культурное разнообразие вносит весомый вклад в культурный капитал, акцентируя в нем этнокультурную составляющую.
Вместе с тем культурное наследие представляет собой и социально-экономический ресурс, способный приносить дивиденды и обусловливать устойчивое развитие общества, выступая неотъемлемой частью культурного капитала. Согласно П. Бурдье, который является автором данного термина, культурный капитал может выступать в трех состояниях: инкорпорированном состоянии (embodied state), т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела; объективированном состоянии (objectified state), т.е. в форме культурных товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и т.д.), являющих собой отпечаток или воплощение теорий или их критики, некоторого круга проблем и т.д.; наконец, институционализированном состоянии (institutionalized state), т.е. в форме благ, упорядоченных и узаконенных обществом [4]. Исходя из вышеозначенных позиций, можно говорить о том, что культурное наследие в рамках концепции культурного капитала мыслится двояко:
с одной стороны, как экономическая ценность, с другой - как общественное благо, включающее эстетические, исторические, социальные, духовные и образовательные ценности [5. С. 137-140].
Вовлечение культурного наследия в экономический оборот с целью развития культуры как способа жизнедеятельности человека и совершенствования самого человека определяется понятием «капитализация». Под «капитализацией» К. Маркс понимал превращение части прибыли (дохода) или всей прибыли в добавочный капитал, добавочные факторы производства (средства труда, предметы труда, рабочую силу и т.д.) и использование их на расширение производства [6]. По мнению французского исследователя А. Бурдена, освоение культурного наследия и его вовлеченность в «актив» способствует не только экономическому, но и общекультурному развитию, так как стимулирует более эффективное использование культурного наследия со стороны большинства населения. Деятельность,
направленная на защиту наследия, становится фактором развития специфического сектора экономики [7]. От того, насколько будет жизнеспособна данная система, зависит интенсификация развития культуры как важного сектора экономики [8]. Д.В. Загоскин и К.Н. Ширко [9] видят в культурном капитале комплекс средств для решения конкретных социальноэкономических и иных проблем регионального развития. С.Р. Кривко считает, что капитализация инкорпорированного состояния культурного капитала преобразует его в объективированное состояние [10], и таким образом в указанном контексте деление культурного капитала на материальную и нематериальную части становится условным.
Особое место в капитализации культурных ресурсов, в частности культурного наследия в различных его вариациях, занимает музей, который мыслится как институт живой памяти, охватывающей все значимые объекты истории народов, как главный информационный фактор, способствующий устойчивому и гармоничному развитию цивилизации. Кроме того, роль музея заключается в воспитании и передаче от поколения к поколению социального опыта. В настоящее время пространство музея является системой, способной сочетать в себе объекты материального, нематериального и природного наследия. Превращению музея в поли-функциональный институт, способный хранить и
транслировать наследие во всех его вариантах, предшествовало осмысление музея как элемента современного социокультурного пространства. Шагом в этом направлении стал первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология», состоявшийся в 1984 г. в Квебеке. Итогом данного мероприятия стала декларация, в которой намечена программа развития музея на рубеже ХХ-ХХ1 вв., предусматривающая интеграцию музея с другими социальными институтами и расширение его функций до комплексной трансляции культурного наследия. Музейная сфера как важная составляющая культурного наследия, погружаясь в систему экономических отношений, становится эффективным механизмом для конвертирования символического капитала в «живые» деньги, выступая одновременно как система интерпретации культурного капитала [11]. Подобный тандем является одной из основ создания «креативных индустрий» - типа социально-культурных практик, интегрирующих доминанты, в которых присутствует творческая, культурная компонента [12].
Цель данного исследования - рассмотреть пути капитализации культурного наследия народов Западной Сибири, в том числе и музейные практики, сквозь призму федеральных и региональных программ, ориентированных на развитие вышеозначенного региона. Из множества коренных этносов, населяющих данный регион, были выбраны народы Северо-Западной - ханты, манси, ненцы - и Южной Сибири - шорцы, алтайцы, хакасы и тувинцы. Выбор обусловлен, с одной стороны, достаточной сохранностью их самобытной традиционной культуры, а с другой - значительной степенью вовлеченности ее в экономический сектор.
Сохранение культурного наследия народов России принадлежит к числу приоритетов государственной политики. Нормативно-правовую базу сохранения и развития культуры и культурного наследия составляет прежде всего Конституция Российской Федерации (1993) [13]. В ст. 44 изложены гарантии граждан России на свободу художественного и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. Основные принципы развития традиционного художественного творчества нашли свое отражение в Законе Российской Федерации № 3612-1 от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [14]. В 1999 г. был принят специальный федеральный закон «О народных художественных промыслах» [15] как части культурного наследия, культурного достояния народов России, который предусматривает сохранение, возрождение и развитие народного искусства, его пропаганду, финансирование выставочной деятельности за рубежом. Федеральный закон № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. [16] также направлен на сохранение и развитие национальной культуры. В соответствии с его положениями в Российской Федерации создаются соответствующие общественные институты, чья деятельность направлена на обеспечение прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.
Особое место среди документов, определяющих стратегические ориентиры в культурном развитии РФ и их финансовое обеспечение, занимают федеральные целевые программы. 14 декабря 2000 г. было принято
постановление Правительства РФ № 955 «О федеральной целевой программе «Культура России (20012005 гг.)» [17]. На реализацию данной программы были израсходованы 49 153,9 млн руб., из них средства федерального бюджета составили 28 408,7 млн руб.; бюджетные средства субъектов Российской Федерации - 7 836,4 млн руб.; внебюджетные источники -
12 908,8 млн руб. По мере реализации программы возрастали и капиталовложения в культуру России. В 2001 г. они составили 5 071,2 млн руб., в 2002 г. - 8 297, в 2003 г. - 9 796, в 2004 г. - 12 039,6, в 2005 г. -
13 950,1 млн руб. Программа охватила основные сферы культурной жизни. Приоритетной задачей стало развитие культуры и сохранение культурного наследия России, на ее решение было направлено около 56% финансирования; второе место заняла поддержка кинематографии - 40%; третье место - архивное дело - 4%. Значительная часть затрат, связанных с реализацией программы, пришлась на проведение реконструкционных, реставрационных и про-тивоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Следует отметить, что объем финансовой поддержки за пять лет увеличился почти в три раза, что свидетельствует о росте интереса государства к сфере культуры. Реализация программы позволила преодолеть спад в развитии культуры, характерный для 1990-х гг., расширить формы и объемы участия государства и общества в поддержке культуры, создать социальные и экономические предпосылки для осуществления государственного регулирования в сфере культуры.
В 2005 г. постановлением Правительства РФ № 740 утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 гг.)» [18]. Сохраняя преемственность с предыдущей программой в деле охраны культурного наследия Российской Федерации, формирования единого культурного пространства, создания условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, новая программа ставила задачи развития международного сотрудничества, укрепления мировых культурных связей, адаптации сферы культуры к рыночным условиям. В 2010 г. на реализацию программы было выделено 6 222 055,95 тыс. руб., из них 5 479 425,53 тыс. руб. из федерального бюджета, 771 135,46 тыс. руб. - из прочих источников. Общий объем финансирования в 2010 г. уменьшился на 55,4% по сравнению с 2005 г.
В рамках федеральной программы в 2010 г. в Ханты-Мансийске проводился Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра-2010». На его подготовку и проведение из федерального бюджета были выделены 300 тыс. руб., из других источников
3 млн руб., что указывает на перспективность поиска внебюджетных средств для финансирования региональных проектов. Мероприятия фестиваля способствовали возрождению, сохранению, развитию народных промыслов и ремесел угорских народов. В рамках федеральной программы в 2010 г. в Салехарде были организованы конкурс детского эстрадного творчества «Полярная звезда» и фестиваль фольклора народов Севера. На данные мероприятия были потрачены 1 335,00 тыс. руб., из них 300 тыс. руб. из федерального бюджета, остальные - из прочих источников [19]. Статистика подтверждает курс на привлечение средств из
негосударственных источников, а также указывает на значение регионального финансирования в развитии культуры, речь о котором пойдет далее. Общее количество зрителей, посетивших мероприятия фестиваля фольклора в 2010 г., составило 2 740 человек, а общее количество участников фестиваля - 162 человека, что в два раза больше, чем в 2008 г. [20]. Это свидетельствует о том, что финансирование и проведение мероприятий подобного рода способствует росту интереса коренных народов Севера к изучению своих традиционных культур, их возрождению и сохранению.
В 2011 г. на реализацию федеральной программы было израсходовано 5 251 093,70 тыс. руб., из них
4 640 106,10 тыс. руб. из федерального бюджета, 768 382,60 тыс. руб. - из прочих источников [21]. Общий объем финансирования сократился на 15,6% по сравнению с предыдущим годом. Самым финансовоемким мероприятием в рамках программы стал кинофестиваль дебютных фильмов на средства федерального бюджета -3 млн руб., что свидетельствует о приоритетном внимании государства к сфере киноискусства, а также о поддержке молодых талантов. На проведение III Всероссийского молодежного театрального фестиваля «Живые лица» в Тюмени в 2011 г. из средств федерального бюджета было выделено 400 тыс. руб. За время фестиваля прошли 18 спектаклей, которые привезли из разных регионов России. Кроме того, всех гостей фестиваля ждали театрализованные открытие и закрытие, мастер-классы по актерскому мастерству и театральному искусству [22]. Выставка современного изобразительного искусства «Арт-Ямал» в Салехарде в 2011 г. также значилась в федеральной программе. На ее проведение были выделены 450 тыс. руб., из них 100 тыс. руб. из федерального бюджета, остальные - из прочих источников. Помимо выставки в программу был включен комплекс следующих мероприятий: круглый стол, акция «Искусство Ямала - детям!» и творческие встречи с участниками [23]. В рамках федеральной программы финансировался Российский фестиваль семейного кино «Мамонтоша», прошедший в 2011 г. в г. Салехарде. Из 4 200 тыс. руб., выделенных на его организацию, лишь 200 тыс. принадлежали федеральному бюджету. Программа фестиваля включала конкурсные показы художественных игровых фильмов, ретроспективные и внеконкурсные показы, творческие встречи с актерами и авторами фильмов. Во время кинофестиваля были проведены мастер-классы под руководством отечественных режиссеров, творческие встречи с известными российскими актерами и режиссерами, большая культурная программа для детей [24].
Таким образом, в рамках программы «Культура России (2006-2011 гг.)» реализовался курс, направленный на поддержку различных сфер культурной жизни, начатый в предыдущий период. Следует отметить, что объем государственного финансирования по сравнению с предыдущей программой существенно уменьшился, и с каждым годом реализации программы негативная динамика становилась все рельефнее. Вместе с тем произошла некоторая переориентация в приоритетах: активнее стали выделяться средства для поддержки культуры народов Севера, причем их объем увеличился почти в 2 раза (в 2010 г. - 4 635 тыс. руб., в
2011 г. - 8 050 тыс. руб.). В 2010 г. федеральное финан-
сирование мероприятий, связанных с культурой коренных народов Севера, составило 13% от общей суммы, а в 2011 г. - 46%, что также отражает рост внимания к культуре коренных народов. Приоритетными сферами для государственной поддержки оказались киноискусство, фольклор, эстрадное творчество, художественные ремесла, театральная деятельность, изобразительное искусство. Большое внимание при планировании мероприятий было уделено привлечению региональных источников финансирования.
30 марта 2012 г. вышел приказ Министерства культуры Российской Федерации № 290 «Об утверждении организационно-финансового плана федеральной целевой программы “Культура России (2012-2018 гг.) ” на
2012 г.». Данная программа является логическим дополнением общей «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В стратегии приоритетным становится курс на формирование человеческого капитала, а культурная среда признается определяющей в достижении современного уровня интеллектуального и культурного развития, позволяющего обществу осознать цели и нравственные ориентиры развития. Разрабатываемая федеральная программа характеризуется следующими принципиальными особенностями: системный характер основных целей и задач, а также комплексный подход к их решению с учетом других мероприятий государства, направленных на развитие культурного потенциала России; оценка результатов целевыми индикаторами и показателями; применение новых технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области формирования материально-технической базы учреждений культуры, сохранения и реставрации культурных ценностей; отбор инвестиционных проектов с учетом их важности для отрасли и специфики культурного потенциала российских регионов. Таким образом, программа имеет системный характер и демонстрирует комплексный подход к культуре России не только как к высшей общественной ценности, но и как к экономической составляющей политики государства.
В программе выделено несколько ведущих направлений в культурной политике государства. Среди них особо отмечены поддержка современного искусства и народного творчества, внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли, развитие образования в сфере культуры и искусства, сохранение культурного наследия. Объем финансирования федеральной программы определяется двумя сценариями: реалистическим и оптимистическим. Согласно первому предполагается затратить на реализацию вышеозначенных задач 183 779,66 тыс. руб. Источниками финансирования будут федеральный бюджет, капитальные вложения, бюджетные инвестиции, субсидии и проч. При втором сценарии планируется затратить 192 863,03 тыс. руб. В качестве источников финансирования, кроме уже упомянутых, указаны бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные источники.
Что касается Южной Сибири, то в рамках программы «Культура России 2012-2018 гг.» сформирован свод предложений, который позволяет оценить ориентиры региональных органов власти в культурной поли-
тике. Так, в Республике Алтай предложения в основном направлены на сохранение этнокультурного наследия (мониторинг состояния и использования объектов археологического наследия федерального значения на территории Онгудайского и Кош-Агачского районов - 200 тыс. руб.; сохранение и развитие традиционной культуры народов Алтая - 800 тыс. руб.).
В Республике Тыва дополнительно к перечисленному в федеральной целевой программе планируют внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизацию отрасли (обеспечение Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина системой видеонаблюдения - 1 800 тыс. руб.), сохранение этнокультурного наследия (мониторинг состояния объектов археологического наследия в зоне строительства железнодорожной линии Кызыл-Курагино - 300 тыс. руб.; Межрегиональный фестиваль народного танца «Ээлдек шынгырааш» - 300 тыс. руб.), поддержку современного искусства (на нужды Лаборатории современной драматургии под руководством О.С. Лоевского - 1 800 тыс. руб.; на Международный конкурс эстрадной песни «Мелодии Саянских гор» - 300 тыс. руб.; на творческие школы для одаренных детей «Лето в Центре Азии», «Юные таланты» - 200 тыс. руб.).
В Кемеровской области предложения касаются поддержки современного искусства (региональная выставка художественных проектов молодых авторов из Сибирского Федерального округа «Движение-2012» - 400 тыс. руб.; проект «Пространство-123» - 1 300 тыс. руб.), народного творчества (Всероссийский конкурс оркестров и ансамблей русских народных инструментов им. Н.Н. Калинина - 350 тыс. руб.; II Международный фестиваль-конкурс «Неделя танца» - 250 тыс. руб.), развития образования в сфере культуры и искусства (Всероссийская конференция-олимпиада «Культурное пространство России: инновации и традиции» - 150 тыс. руб.; приобретение музыкальных инструментов для Кемеровского государственного университета культуры и искусств - 700 тыс. руб.; содержание общежития Кемеровского государственного университета культуры и искусств - 400 тыс. руб.), сохранения культурного наследия (мониторинг состояния и использования памятников археологии, расположенных в административных границах Яшкинского района Кемеровской области - 200 тыс. руб.).
В Республике Хакасия приоритетными направлениями являются сохранение культурного наследия - археологического (спасательные археологические работы на объекте культурного наследия федерального значения «Могильник Соленоозерный V» - 500 тыс. руб.; мониторинг состояния объектов археологического наследия вдоль берега Красноярского водохранилища в Республике Хакасия - 400 тыс. руб.) и этнографического (Международный симпозиум по чатханной музыке и горловому пению-хай, фестиваль-конкурс этнической песни «От ыры» - 1 290 тыс. руб.; VII Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чай-аан» - 1 млн руб.; Международная творческая школа «Лето в солнечной Хакасии» - 200 тыс. руб.).
Таким образом, в национальных республиках Южной Сибири в рамках федеральных целевых программ финансирование в большей мере направлено на сохра-
нение и поддержание традиционной культуры коренных народов и культурного наследия в его материальном и нематериальном воплощении, а в Кемеровской области - в большей степени на развитие и создание технической базы образования.
Наряду с федеральными большое значение в качестве элементов государственной политики в сфере культуры имеют и региональные проекты. Следует отметить, что конец ХХ в. ознаменовался повышенным вниманием региональной власти к стимулированию развития искусства и культуры. В Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах разрабатываются и реализуются региональные программы, нацеленные на развитие культуры как капитала, т.е. как фактора социально-экономического развития региона, и прежде всего формирования человека, способного аккумулировать опыт предшествующих поколений для решения современных задач в разных сферах жизни. В Ханты-Мансийском автономном округе осуществляются три программы культурного развития региона: «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», «Культура Югры», «Дети Югры»; в Ямало-Ненецком - две: «Культура Ямала», «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа»; в Тюменской области - одна: «Основные направления развития культуры Тюменской области». Стратегическим интересом обусловлено бережное отношение к подрастающему поколению начиная с детского возраста: выявление и поддержка юных талантов в рамках специальных программ в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах. Во всех трех субъектах РФ особой строкой в стратегии культурной политики и практике государственных учреждений культуры выделено сохранение культурного наследия народов, проживающих в регионе, особенно коренных малочисленных народов Севера. Приоритетными направлениями при этом стали развитие музейной отрасли, и прежде всего увеличение музейных фондов, внедрение новейших информационных технологий и практик; возрождение краеугольных элементов празднично-обрядовой сферы традиционной культуры коренных народов; сохранение и популяризация народного декоративно-прикладного искусства. В результате во всех рассмотренных субъектах РФ создана развитая музейная сеть, фондовый запас которой внушителен и непрерывно пополняется, а технологии хранения и информативной обработки музейных предметов отвечают современным требованиям. Сфера музейных услуг совершенствуется и развивается, хотя и не обеспечивает самоокупаемости учреждений. Более того, в последнее время наметилась тенденция сокращения объема платных услуг, а следовательно и доходности музеев. Важным итогом реализуемых в сфере культуры региональных программ стало возрождение не только базовых народных праздников, таких как «Вороний день» или «Торум канн» у хантов и манси, но и этнической системы обряды в целом, даже с учетом ее локальной специфики. Новый импульс к развитию получили народные художественные ремесла: экспедиции по их фиксации, мастер-классы для их попу-
ляризации, научные семинары для их изучения, электронные каталоги для их пропаганды - вот основные формы работы по сохранению народного искусства.
При общих стратегических ориентирах в каждом из регионов выявляется своя специфика в способах реализации поставленных целей и намеченных приоритетов. Опыт Ханты-Мансийского автономного округа интересен серьезным вниманием к исследовательской деятельности по изучению традиционной культуры: здесь учреждены губернаторские премии и гранты за особые достижения в области культуры, включая и научные, а также здесь хорошо развит этнотуризм. В ЯмалоНенецком автономном округе ценным начинанием стало внедрение современных технологий в хозяйственные занятия коренных народов, что способствует сохранению традиционного образа жизни, а следовательно и культуры, и росту благосостояния автохтонного населения. В Тюменской области заслуживающим внимания и распространения стало проведение мониторинга по эффективности оказываемых культурных услуг с учетом их адресности.
В республиках Южной Сибири на основе «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» приняты региональные стратегии, включающие и сферу культуры. В стратегии Республики Алтай наряду с другими рассматривается вопрос о модернизации культуры. Политика в сфере культуры в республике предполагает два больших направления: сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства, равнодоступного для всех народов и этнических общностей; сохранение национальной культуры народов, проживающих на территории Республики Алтай [25]. Применительно к культурному наследию предполагаются учет и фиксация его объектов и внедрение экономического сектора в сферу культуры. В январе 2012 г. правительством Республики Тыва одобрена стратегия социально-экономического развития до 2020 г. Важнейшей «региональной точкой роста» в Республике Тыва, согласно стратегии, должно стать формирование зоны опережающего развития туристско-рекреационного типа, предусматривающее развитие индустрии отдыха и туризма, в том числе санаторно-курортных и бальнеологических комплексов. Ставка на развитие туризма в Тыве позволит обеспечить вовлечение и активное участие общества, и прежде всего местных жителей, в сохранении культурного наследия и его интеграцию в социальный и экономический сектор [26]. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия разработана до 2020 г. и принята 25 октября 2011. Основными ориентирами в сфере культуры признаны сохранение и приумножение накопленного культурного потенциала республики, поддержка и развитие культуры и искусства. Данная стратегия демонстрирует комплексный подход к сохранению и популяризации культурного наследия, поддержку и развитие образования в сфере культуры и искусства, внедрение туристской отрасли в экономическую политику региона [27].
Посредством вышеперечисленных программ в республиках Южной Сибири осуществляется финансовая и организационная поддержка мероприятий по сохранению культурного наследия, в частности, фольклора,
декоративно-прикладного искусства, проводятся научные и научно-практические конференции, симпозиумы, круглые столы, фестивали и праздники, реализуются издательские проекты и др. Также следует отметить, что усиленный акцент сделан на активную интеграцию экономики в сферу культуры посредством развития культурного и познавательного туризма.
В Северо-Западной и Южной Сибири активно развиваются музейные сети [28. С. 114]. В них входят как классические базовые учреждения, аккумулировавшие опыт по изучению, сохранению и трансляции культурного наследия, так и новационные формы музеев, синтезирующие современные подходы в музеологии.
Одним из старейших музеев в Сибири является Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник (ТИАМЗ). Дата его основания - (8) 21 апреля 1870 г. ТИАМЗ хранит в своих фондах свыше 356 тыс. музейных предметов. Наиболее ценными являются коллекции по этнографии, археологии, палеонтологии, собрания рукописных и старопечатных книг, фотоколлекция, коллекция предметов, принадлежавших царской семье, коллекция художественной резьбы по кости [29]. В ТИАМЗ хранятся богатейшие коллекции по традиционной культуре коренных народов Сибири: обских угров, самодийцев, коми-зырян, сибирских татар, бухарцев. Поистине жемчужиной Тобольского музея стали собрания по традиционной культуре обских угров и самодийцев [30], и прежде всего уникальная вышитая одежда южных хантов. Музей ведет активную коммерческую деятельность - предоставляет зал в аренду для бракосочетания, проводит тематические и интерактивные занятия, праздники, игры [31].
В 1906 г. в с. Обдорск (ныне г. Салехард) было создано «Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера», впоследствии ЯмалоНенецкий окружной краеведческий музей, с 2002 г. -Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. Фонды комплекса насчитывают более 60 тыс. экспонатов [32]. Богатую и разнообразную культуру северных народов (ненцев, хантов, коми, селькупов) отражают предметы этнографического фонда, среди которых большинство относится к ХК-ХХ вв. Это большая коллекция национальной одежды, предметы быта, религиозного культа, декоративно-прикладного творчества указанных народов. Раритетом этнографической коллекции является хантыйское платье из крапивного полотна, украшенное нарядной разноцветной вышивкой. В настоящее время идет планомерная комплектация фондов по этнографии селькупов [33]. В музейно-выставочном комплексе постоянно проводятся различные выставки, семинары, презентации, тематические встречи. Музейная студия «Со-творение» проводит праздники и выставки для детей [34].
В 1925 г. был открыт Дом нацмена, ныне Окружной центр национальных культур. Целью центра выступает сохранение традиционных культур коренных малочисленных народов арктического Севера и создание равных условий для развития культуры народов, проживающих на территории округа. Мероприятия центра направлены на популяризацию национальных культур, фольклора народов Севера, пропаганду народного
творчества в рамках концертной деятельности, организацию и проведение фестивалей, создание учебнометодических рекомендаций, пособий и репертуарных сборников, развитие системы повышения квалификации кадров в сфере культурно-досуговой деятельности в округе. В центре успешно действуют 23 творческих коллектива, благодаря его деятельности происходит сбор и фиксация фольклора хантов, селькупов, ненцев [35].
Государственный Музей Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск) основан в 1932 г. Сегодня в его фондах находятся более 140 тыс. памятников истории и культуры Югры, многие из которых по праву причислены к уникальным [36]. В этнографической коллекции музея числится более 4 тыс. единиц основного и около 1 тыс. единиц научно-вспомогательного фонда. Постоянная экспозиция музея включает три раздела: «Историческое время», «Мифологическое время», «Ритм биосферы». В семи залах постоянной экспозиции «Мифологическое время», ставшей визитной карточкой музея, представлена лишь небольшая часть культовой коллекции. К сожалению, значительная часть предметов культа не имеет легенды, что заметно снижает их информативность. Не менее важными и интересными в этнографической коллекции являются традиционная одежда, бытовая и охотничья утварь, игры и игрушки обских угров [37]. Здание музея оснащено электронными киосками, благодаря которым посетители могут самостоятельно ознакомиться с историей и культурой края. Сотрудники музея ведут активную научно-исследовательскую деятельность, участвуют в конференциях, разрабатывают игровые образовательные программы для детей [38].
Этнографический музей-заповедник «Торум Маа» основан в Ханты-Мансийске в 1987 г. по инициативе известных угорских поэтов и писателей Ювана Шеста-лова и Еремея Айпина. Основная цель музея - воссоздание элементов традиционного жизненного уклада коренных народов округа, хантов и манси. По жилым, хозяйственным и культовым строениям, находящимся на территории музея, посетитель может составить наглядное представление о духовной культуре и жизненном укладе обско-угорских народов. На территории музея находится культовое место с идолами, подобными тем, которым поклонялись ханты и манси. Здесь не раз проходили медвежьи игрища, свадебные обряды хантов, праздник «Вороний день». Помимо постоянной действующей экспозиции под открытым небом, музей «Торум Маа» обладает во многом уникальной коллекцией предметов быта, украшений и одежды обских угров. Эта коллекция регулярно пополняется новыми экспонатами, привезенными сотрудниками музея из экспедиций [39].
В 1994 г. образовано государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Центр прикладного творчества и ремесел», основной целью которого является возрождение, сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, традиционных и современных видов декоративноприкладного искусства. Центром проведено более 300 выставок-ярмарок, творческих лабораторий, мастер-классов. Для поддержки мастеров и народных
умельцев, развития народных художественных промыслов юга Тюменской области были разработаны программы, образовательные и методические материалы, реализовано множество ярких и содержательных проектов. Центр прикладного творчества и ремесел находит современные формы и способы взаимодействия с посетителями, бизнесом, искусством [40].
Музейная сеть Южной Сибири ценна опытом музее-фикации этнокультурного наследия в контексте соответствующего ему природного окружения, слиянием в единый ансамбль природы и традиционной культуры.
Музей под открытым небом «Томская писаница» создан 16 февраля 1988 г. с целью сохранения, музее-фикации, изучения и публичного представления уникального памятника наскального искусства «Томская писаница», а также архитектурно-этнографических памятников под открытым небом, сохранения и изучения флоры и фауны заповедника, создания современной системы использования памятников истории и культуры, организации познавательного и научного туризма, сохранения исторического ландшафта [41]. «Томскую писаницу» относят к археологическим памятникам, хотя она не связана с раскопками. Особую притягательность ей придают петроглифы, обладающие исключительной аттрактивностью и экспрессивностью и оказывающие сильное эстетическое воздействие. Помимо них в состав музея входят еще несколько зон показа под открытым небом: этнографический комплекс «Шорский улус Кезек», археодром с древними жилищами и погребениями; зона мифологии, эпоса и календарей народов Сибири, где впервые представлено мифотворчество народов Южной Сибири музейными средствами. Благодаря тому что территория музея-заповедника охватывает различные природноландшафтные зоны, этнографический комплекс коренного населения юга Кемеровской области органично вписан в окружающую среду. На основе сочетания подлинных предметов, реконструкций и окружающей природной среды воссоздана достаточно достоверная и полная картина шорского быта и традиционных верований на рубеже ХГХ-ХХ вв. Музейными средствами освещена естественная история, историческая геология, минералогия и палеонтология региона, при этом используется метод открытого показа материалов по исторической геологии Азии, геологии Притомья, минералогии Кузбасса и Саяно-Алтая.
В настоящее время на территории экспозиции «Шорский улус Кезек» реализуется несколько проектов. С 2007 г. на территории музея-заповедника по инициативе новокузнецкой городской общественной организации «Шория», возглавляемой представителем шорской интеллигенции Н. М. Печениной, проводится праздник «Чыл-Пажи». В переводе с тюркского «Чыл-Пажи» означает «Голова года». Этот праздник в дни весеннего равноденствия открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для народов Саяно-Алтая. Считалось, что в день праздника изгоняется вражда и люди начинают жить в мире и любви. В этот период были строго запрещены ссоры как в семье, так и в обществе [42]. Теперь праздник «Чыл-Пажи» - ежегодное событие, не только выполняющее этноконсоли-дирующую функцию, но и позволяющее народам Сая-
но-Алтая возрождать свои традиции и популяризировать традиционную культуру. Зрителей праздник приобщает к культуре коренных народов Кузбасса и Сая-но-Алтая.
Еще одним музеем под открытым небом на территории Кемеровской области является Шорский национальный парк. Это одно из крупнейших природоохранных учреждений Кузбасса, организованнное в 1990 г. Его цели: сохранение эталонных и уникальных природных комплексов, памятников природы, истории и других объектов культурного наследия; сохранение традиционных систем природопользования коренного населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях; разработка и внедрение научных методов сохранения природных и историко-культурных комплексов в условиях рекреационного использования. Шорский национальный парк расположен на юге области, протяженность его территории с севера на юг составляет 110 км, с востока на запад - 90 км. Национальный природный парк - это музей под открытым небом с ярко выраженной природоохранной функцией.
На территории парка находится экомузей «Тазгол» -этнокультурная составляющая данного комплекса, представляющая собой реконструкцию традиционной шорской культуры на месте компактного проживания ее представителей. «Тазгол» создан в 1990-е гг. творческим коллективом в составе архитекторов А.Г. Афанасьева и В.Н. Усольцева, этнографа д.и.н. В.М. Кимеева при поддержке департамента культуры администрации Кемеровской области и местных администраций. Также стоит упомянуть о непосредственном участии в реализации проекта местных жителей, студентов КемГУ, кузбасских школьников. «Тазгол» - это одна из первых в Сибири попыток создания экомузея под открытым небом в естественной среде обитания этноса по специальному генеральному плану. Главная его цель - сохранение и оптимальное развитие природной и культурной среды как взаимосвязанных частей одного целого. Как и у других музеев скансеновского типа, экспозиционные зоны функционируют здесь как открытые фондохранилища. Скансеновское решение экспозиции экомузея позволяет системно экспонировать на его территории памятники материальной и духовной культуры различных этносов Северного Алтая: современных шорцев и более поздних переселенцев - русских [43].
Музей под открытым небом открыт и в Республике Алтай - Катунский государственный природный биосферный заповедник. Заповедник расположен в высокогорьях Центрального Алтая. Он создан 25 июня 1991 г. и относится к особо охраняемым природным территориям. В связи с этим туристический поток на территорию заповедника значительно ограничен - введена пропускная система. На территории центральной усадьбы размещен этноэкологический музей алтайской культуры [42]. Музей создан в восьмиугольном бревенчатом аиле - традиционном жилище алтайцев. Здесь расположена экспозиция из традиционных предметов быта, национальной одежды, музыкальных инструментов, охотничьего и скотоводческого снаряжения. Следует отметить, что заповедник периодически проводит выставки: информационные, художественные, детского рисунка, фотографий, посвященные осо-
бо охраняемым природным территориям Алтайского края и Республики Алтай. Также на территории заповедника ежегодно проходят эколого-просветительские мероприятия и акции [44].
В Республике Хакасия также существует музей под открытым небом - Хакасский республиканский национальный музей-заповедник «Казановка», созданный в 1996 г. На территории музея-заповедника расположены небольшие деревни с проживающим в них коренным населением - хакасами. Таким образом, «Казановка» представляет собой уникальный образец комплексного сохранения историко-культурной территории с проживающим на ней коренным населением, пример неразрывного единения жизни и музеефикации. На базе «Казановки» 1 июля 2003 г. был официально открыт Музей наскального искусства, а 14 июля этого же года - Муниципальный Анхаковский музей под открытым небом «Хуртуях тас». Оба музея расположены в Аскизском районе. В 2007 г. в Усть-Абаканском районе на базе самых известных в Хакасии курганов Салбык и Барсучий открыт муниципальный музей «Древние курганы Салбыкской степи». Проекты археологических парков разрабатываются в Боград-ском, Ширинском, Аскизском и Орджоникидзевском районах. Следует отметить, что указанные музеефициро-ванные территории являются объектами природного и археологического наследия [45. С. 33-41].
Вышеупомянутые музеи под открытым небом имеют ярко выраженную природоохранную и экологическую характеристику. Также они являют собой пример синтеза природной составляющей, традиционной культуры местного населения и объектов культурного наследия. При этом данные музеи интересны как элементы капитализации, поскольку на протяжении долгого времени выступают объектами туристской дестинации, а следовательно способствуют экономическому росту в регионе.
Центральным музеем Республики Тыва является Тувинский национальный музей «Алдан-Маадыр», созданный в 1924 г. [46]. В настоящее время в музее действуют пять отделов: природы, истории дореволюционной Тувы, периода Тувинской Народной Республики, Советской Тувы и фондов. Музей располагает уникальными экспонатами: это коллекция древних шаманских атрибутов; буддийская коллекция, этнографическая коллекция по традиционной культуре тувинцев, жемчужиной, безусловно, являются изделия из кургана «Аржаан-2» в Турано-Уюкской котловине. Эти находки (всего более 20 кг золотых изделий) стали настоящей сенсацией в археологическом мире. В 2008 г. знаменитое «скифское золото», побывав на многочисленных выставках в Европе, вернулось на родину. Для обеспечения сохранности коллекции было закуплено специальное оборудование для выставочного зала. Также в музее проводятся различные конкурсы, лекционные курсы, массовые мероприятия («Ночь в музее», «Дни тувинской сказки», «Дни русской сказки» и т.д.).
Создание музеев под открытым небом в Республике Тыва только планируется. В 2010 г., объявленном в республике годом туризма, недалеко от Кызыла, столицы Тывы, был организован круглогодичный юрточ-ный городок, который сейчас активно посещают туристы. Там они знакомятся с традиционной культурой тувинцев, в том числе с песнями, танцами, камланием
шамана, традиционными тувинскими блюдами. В 2011 г. музею передали территорию раскопок кургана «Аржаан-2», расположенного в «Долине царей». В настоящее время отделом археологии музея разрабатывается целевая программа по организации музея под открытым небом.
Таким образом, в рассмотренных музеях Южной Сибири высвечена этнокультурная составляющая, представляющая наиболее ценную часть культурного наследия; она гармонично вписана в историкокультурный ландшафт и способствует устойчивому развитию региона, приковывая к себе интерес не только местного населения, но и приезжающих туристов, а также укреплению этнической идентичности.
В целом государственные проекты федерального и регионального уровней, реализуемые в СевероЗападной и Южной Сибири в области культуры, и особенно этнической, направлены на ее капитализацию не в узком, а в широком смысле, т. е. не на извлечение финансовой прибыли здесь и сейчас, а на актуализацию опыта предшествующих поколений для современников с целью выработки последними наиболее эффективных и профессиональных решений, отвечающих на запросы современности в социально-экономической сфере. Кроме того, политика в области культуры предполагает инвестирование финансовых средств в будущее - посредством воспитания подрастающих поколений с опорой на культурное наследие региона.
Большое значение в решении проблем сохранения и капитализации культуры имеет региональная культурная политика. Если в федеральных программах больше поддерживается сфера кино и театра, то в региональных - широкий спектр культурной жизни коренных малочисленных народов Западной Сибири. Общими адресатами финансовой поддержки для Ханты-Ман-
сийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Тюменской области стали народные художественные промыслы, традиционные праздники коренных народов Севера, музейная сфера. Следует отметить, что в Тюменской области финансирование музеев было направлено преимущественно на создание новых выставок, а в Ханты-Мансийском и ЯмалоНенецком автономных округах - на пополнение фондов, компьютеризацию, а также создание электронной базы и повышение уровня образования сотрудников. Поддержка культуры коренных народов в Ханты-Мансийском автономном округе включает финансирование традиционных ремесел, возрождение праздников, в Ямало-Ненецком, кроме того, мероприятий по сохранению языка и письменности, по внедрению новационных технологий в традиционные формы жизнедеятельности.
В республиках Южной Сибири - Алтае, Тыве и Хакасии - финансовые потоки в сфере культуры направлены преимущественно по двум руслам. Во-первых, на сохранение и поддержание традиционной культуры коренных народов, во-вторых, на охрану уникального материального и нематериального культурного наследия региона, созданного во многом благодаря богатейшему археологическому прошлому. Археологическое наследие определило и специфику музейной сети Южной Сибири: ее основу составляют особо охраняемые территории историко-культурного значения, а про-фильность представляют экомузеи. Экомузеи, созданные на базе археологических памятников мирового значения, гарантируют перспективность развития музейного туризма в республиках, капитализации культурного наследия, именно на это и делается ставка в стратегиях и практиках социокультурного развития региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. М., 2005. С. 312.
2. Капитализация культуры и культурный капитализм. Интервью с Сергеем Зуевым // АртМенеджер. URL: http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-
11/zuev.pdf (дата обращения: 12.12.2012).
3. ThrosbyD. Economics and culture. 2001. URL: http://mises.org/journals/qjae/pdf/qjae6_2_5.pdf (дата обращения: 11.09.2012).
4. Bourdieu P. The Forms of Capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N. Y., 1984. P. 241-258.
5. Матецкая М.В. Основные направления влияния культурного капитала на экономический рост // X Международная научная конференция
ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е.Г. Ясин. М., 2010. С. 137-145.
6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1967. Т. I, кн. 1. С. 157-166.
7. Бурден А. Культурное наследие и экономика // Ориентиры культурной политики. М., 2000. № 3. С. 192-198.
8. Мацевич И.Я. Культурный капитал устойчивого развития // Социальная философия. 2008. № 3. С. 40-43.
9. Загоскин Д.В., Ширко К.Н. Капитализация культурного пространства регионов России // Вестник Томского государственного университета.
Культурология и искусствоведение. 2001. № 1. С. 63-70.
10. Кривко С.Р. Сущностная характеристика модели капитализации сферы услуг в проблемных регионах РФ // Теория и практика общественного развития]. 2012. № 9. URL: http://www.teoria-practica.ru/-9-2012/economics/krivko.pdf (дата обращения: 17.11.2012).
11. Беззубова О.В. Музей как объект философско-антропологического исследования // Методология гуманитарного знания в перспективе
XXI века. СПб., 2001. Вып. 12. C. 179-183.
12. Креативные индустрии // Creative Industries Agency. URL: http://www.creativeindustries.ru/rus/creative_industries (дата обращения:
02.12.2012).
13. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 28.11.2012).
14. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // КонсультантПлюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=70875 (дата обращения: 02.11.2012).
15. Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Законы РФ. URL:
http://femida.info/51/fzonhp001.htm (дата обращения: 08.11.2012).
16. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/135765/1/#100 (дата обращения: 05.11.2012).
17. Паспорт федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» // Закон прост! Правовая консультационная служба. URL:
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/83731 (дата обращения: 01.05.2012).
18. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)» // Федеральные целевые программы. URL:
http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/184 (дата обращения: 01.05.2012).
19. Приказ Министерства культуры РФ № 909 от 30.12.2009. Приложение к Приказу - Организационно-финансовый план на 2010 год // Мини-
стерство культуры РФ. Федеральная целевая программа. URL: http://fcpkultura.ru/old.php?id=6 (дата обращения: 01.05.2012).
20. XI Окружной фестиваль фольклора народов Севера // Окружной центр национальных культур. URL: http://www.ocnk.ru/en/events/217-xi-
okruzhnoj-festival-folklora-narodov-severa (дата обращения: 01.05.2012).
21. Организационно-финансовый план на 2011 г. // Министерство культуры РФ. Федеральная целевая программа. URL:
http://fcpkultura.ru/old.php?id=7 (дата обращения: 01.05.2012).
22. Живые лица // Отдых72. URL: http://www.otdih72.ru/index.php?r=events/view&id=5205 (дата обращения: 02.05.2012).
23. Арт-Ямал // Союз художников России. URL: http://www.shr.su/index.php/2009-06-01-03-26-07/1-2009-05-31-23-35-02/231-2011-03-29-16-48-
47 (дата обращения: 01.05.2012).
24. Фестиваль семейного кино «Мамонтоша» // Strana ru. URL: http://strana.ru/journal/afisha/18954170 (дата обращения: 01.05.2012).
25. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года // Сибирский федеральный округ. URL: http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php (дата обращения: 07.08.2012).
26. О внесении изменений в стратегию социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года // Право.ру. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/26124014/ (дата обращения: 09.09.2012).
27. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года // Республика Хакасия. Портал исполнительных органов государственной власти. URL: http://www.r-19.ru/mainpage/authority/21/ ekonomi-ministry/documents/22616/22617.html (дата обращения: 02.11.2012).
28. Шелегина О.Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации. Новосибирск, 2010. 244 с.
29. История города и музея // Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. URL: http://tiamz.ru/ history.html (дата обращения:
25.05.2012).
30. Коллекция этнографии ТИАМЗ // Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. URL: http://tiamz.ru/ fund1.html (дата обращения:
25.05.2012).
31. Мероприятия Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника // Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. URL:
http://tiamz.ru/meropr.html (дата обращения: 25.05.2012).
32. Музей // Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. URL: http://www.mvk-
yamal.ru/informatsiya/muzey/ (дата обращения: 16.05.2012).
33. Общая характеристика музейных фондов // Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского. URL: http://www.mvk-yamal.ru/informatsiya/obshhaya-harakteristika-muzeynyih-fondov/ (дата обращения: 25.05.2012).
34. Объекты культуры и достопримечательности ЯНАО // Регион89.рф. URL: http://www.r89.ru/fav/mvk.php (дата обращения: 19.03.2013).
35. Краткая информация об учреждении // Окружной центр национальных культур. URL: http://www.ocnk.ru/about (дата обращения:
16.05.2012).
36. Страницы истории // Музей Природы и Человека. URL: http://www.ugramuseum.ru/O_muzee/stranitsyi_istorii_/ (дата обращения: 26.05.2012).
37. Этнографическая коллекция // Музей Природы и Человека. URL: http://www.ugramuseum.ru/kollektsii/fondyi/ etnograficheskaya_kollektsiya/
(дата обращения: 25.05.2012).
38. Музей Природы и Человека. URL: http://www.ugramuseum.ru/ (дата обращения: 28.05.2012).
39. Музей под открытым небом «Торум Маа». URL: http://www.ikz.ru/culture/torum_maa/ (дата обращения: 27.05.2012).
40. Государственное автономное учреждение культуры // Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области Центр прикладного творчества и ремесел. URL: http://tumenremeslo.ru/?page_id=406 (дата обращения: 25.05.2012).
41. Музей-заповедник «Томская Писаница». Кемерово, 2004. URL: http:// www.gukmztp.ru.
42. Переписка с Юсифовой Ларисой Викторовной от 5.05.2012 // Архив автора.
43. Кимеев В.М. Экомузей «Тазгол» в Горной Шории // Шорский сборник. Кемерово, 1997. Вып. 2: Этноэкология и туризм в Горной Шории. С.150-162.
44. Катунский государственный природный биосферный заповедник. URL: http://www.katunskiy.ru/in-dex.php?option=com_con-
tent&view=article&id=32&Itemid=163
45. Ерёмин Л.В. Музеи-заповедники Хакасии. Абакан, 2011. 140 с.
46. Тувинский национальный музей «Алдан-Маадыр». URL: http://www.tuvamuseum.ru/
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 24 марта 2013 г.