3. Дарбасова Л.А. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов аграрного вуза [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук. / Л.А. Дарбасова. Якутск, 2010. 167 с.
4. Кракова И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (общепедагогический аспект) [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / И.А. Кракова. Саратов, 2000. 204 с.
5. Морозова С.И. Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов [Текст]: автореф. ... дис. канд. пед. Наук / С.И. Морозова, - Брянск, 2008.
6. Онорин Д.Е. Особенности взрослых как уникальной психолого-возрастной группы обучающихся при овладении иностранным языком/ Д.Е. Онорин // Интернет -журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN517.pdf/ (дата обращения: 15.05.2018).
7. Петунин О.В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О.В. Петунин // СПО. М., 2008. N05. С. 61-63.
8. Шамова Т.И.Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. 209 с.
РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОПИСЬЮ ИРКУТСКИХ ХУДОЖНИКОВ Заболотская О.В.
Заболотская Ольга Владимировна - студент, отделение педагогического, специального и социального образования, кафедра дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Педагогический институт, г. Иркутск
Аннотация: в данной статье дано определение ассоциативности, а также затронут вопрос об особенностях ассоциативности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста. Какова важность развития ассоциативности художественного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью Иркутских художников. Чем характеризуется ассоциативность художественного мышления. Каковы противоречия в психолого-педагогической науке.
Ключевые слова: мышление, ассоциативность художественного мышления.
Задача развития ассоциативности художественного мышления у детей имеет особый смысл, в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), в силу того, что в условиях современной системы обучения требуется запоминание и осознание большого количества новой информации. Ассоциативное мышление помогает соединять новые и освоенные знания, обеспечивает успешность различных видов продуктивной деятельности. На его базе формируется наглядно-образное мышление. Обращение к теме актуально и в силу того, что быстро меняющийся характер современной культуры диктует ориентацию на быструю смену впечатлений, на признание оптического критерия ведущим. Для детей характерны зависимость от интернета, экранной культуры. Ассоциативность мышления характеризуется
способностью человека устанавливать взаимосвязи между предметами и образами, находить сходства. Ассоциация - связь между отдельными фактами, явлениями, объектами, которые отражаются в сознании человека и «отпечатываются» в его памяти: актуализация одного элемента вызывает образ другого, соотносящегося с ним. Переоценить значение ассоциативности мышления сложно: оно помогает создавать идеи - неординарные, прежде не имеющие места; регулирует процесс образования смысловых связей; развивает воображение; связывает определенную задачу с подобными признаками других объектов: символами, образами, запахами; стимулирует процесс запоминания и вспоминания информации (через создание ассоциативной цепочки). На ассоциативности мышления основано подавляющее число детских игр: так, ребенок легко «превращает» скакалку в змею, например, опираясь на характерные и тем самым объединяющие их свойства. На протяжении жизни человека число ассоциаций увеличивается, что позволяет ему решать сложные жизненные ситуации. Развитие художественного мышления является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно -эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
На сегодняшний день существует не так много фундаментальных исследований, посвящённых философскому анализу ассоциативности художественного мышлениях в современных социокультурных условиях. Большая часть исследований в этой области направлена на изучение проблемы научного мышления современности и его социальных предпосылок, либо же представляют собой искусствоведческий анализ проблемы ассоциативности художественного мышления. Тем не менее, существует ряд интересных исследований, затрагивающих близкие по кругу вопросы. Философский анализ искусства присутствует в таких работах: «Искусство и философия» Бранский В., Грязевая-Добшинская В. «Современное искусство и личность» [4], Библер «Мышление как творчество», в работах авторов постмодерна Ж. Делёза, Ж. Лиотара, М. Фуко [3]. Психологический аспект проблемы творческого мышления раскрывается в работах В.В, Канащенкова, Ткачука О. В [1].
На сегодняшний день разработаны множество Парциальных Программ в области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста. Такие как: Программа «Цветные ладошки» Автор: И.А Лыкова. Программа «Природа и художник» Автор: Т.А. Копцева. Программа «Красота. Радость. Творчество» Авторский коллектив: Т.С.Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина и многие другие [4]. Существуют различные средства художественно — эстетического развития: особенности выбора с позиции интеграции. Средства эстетического воспитания разнообразны и благодаря этому оказывается возможным реализовать его
74
содержание. К ним относятся: эстетическое общение, природа, искусство, окружающая предметная среда, разнообразные виды игр, разные виды труда, физические упражнения, праздники.
Художественное, или конкретно-образное, характеризуется способностью человека к обобщению и умению отвлеченные мысли воплощать в конкретные образы.
В современной психологической науке разработаны подходы к мышлению, позволяющие утверждать, что чем своеобразнее объект деятельности человека, тем своеобразнее способы когнитивного оперирования им. Как подчеркивает Г. С. Демин [2], феномен художественного мышления связан с различными областями искусства, что позволяет осуществлять обобщенное опосредствованное художественное познание действительности, в которых субъект отображает художественную картину мира. Однако образное мышление, по мнению Л. С. Выготского [3], в отличие от художественного не характеризует всей сущности мыслительных процессов, протекающих в искусстве, в художественном творчестве в полном объеме, потому что процесс познания в образном мышлении начинается с живого созерцания и протекает как сложный процесс отвлечения и обобщения.
В современной психолого-педагогической науке возникли определенные противоречия: во-первых, между относительно невысоким уровнем развития психолого-педагогической теории художественного мышления, ее прикладных аспектов и осознанием необходимости и возможности формирования художественного мышления у детей старшего дошкольного возраста; во-вторых, между предъявляемыми в дидактическом процессе требованиями к продуктам детской изобразительной деятельности (новизна, оригинальность, художественность и др.) и реальным неудовлетворительным уровнем художественного мышления дошкольника.
Указанные факторы обусловили актуальность выбранной темы.
Цель исследования: выявить особенности ассоциативности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста и апробировать педагогические условия его развития в процессе ознакомления с живописью Иркутских художников.
Объект исследования: ассоциативность художественного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности ассоциативности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста и педагогические условия его развития в процессе ознакомления с живописью Иркутских художников.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что развитие у детей старшего дошкольного возраста ассоциативности художественного мышления, будет способствовать не только осознанному пониманию идеи авторского художественного образа, но и созданию собственного ассоциативного художественного образа при реализации следующих условий:
- создании и поддержании интереса к живописи Иркутских художников;
- создании и обогащении центра творчества «Я - Художник» в группе детского сада;
- системы совместно-образовательной деятельности, направленной на развитие ассоциативности художественного мышления детей с использованием рабочей тетради «Я художник» в триаде «ребенок-воспитатель-родитель».
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности ассоциативности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий для его развития в условиях группы детского сада.
3. Эмпирически проверить педагогические условия, способствующие развитию ассоциативности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью Иркутских художников.
Методологическая основа:
- положения философов о ХО познании окружающей действительности;
- теория ассоциативности ХМ;
- положения художественной дидактики о технологии создания художественного образа (Маслова Л.П.., Е.П. Крупник).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение искусствоведческой, психологической, педагогической литературы; теоретическое моделирование;
- эмпирические: диагностические (тесты, анкеты, беседы, наблюдения), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- статистические: вычисление среднего арифметического показателя и оценки различий между двумя выборками с помощью ^критерия Манна-Уитни.
Список литературы
1. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. М.: Прима, 2013.
2. Гвоздкова Т.С. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. 2015. № 4. С. 34-42.
3. Мисожникова Е.Б. Развитие способностей в старшем дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика. 2014. № 4. С. 21 -29.
4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2013.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ШКОЛЕ Зубкова Д.В.
Зубкова Дарья Валерьевна - студент, педагогическое отделение, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Аннотация: в статье исследованы возможности применения дистанционных технологий для обучения и контроля знаний в школе на современном этапе развития образования.
Ключевые слова: дистанционные технологии, контроль знаний, видеолекции, on-line лекции, тест.
Современное образование развивается в условиях возрастающего потока информации, поэтому нуждается в инновационных методах и средствах обучения, способствующих быстрой обработке информации и ее эффективному усвоению. Перед системой образования поставлены задачи не только в передаче знаний, но и в формировании потребности обучаемых в непрерывном самообразовании, что невозможно без умения самостоятельно находить необходимую информацию. Самообразование невозможно без активного участия школьника в учебном процессе, ориентированного на увеличение субъектной роли учащегося. Оно выражается во внутренней мотивации - желания учиться.
Одним из способов достижения поставленных задач является дистанционное обучение, которое становится очень популярным в силу возможности заниматься в любом темпе, в удобное для себя время и в удобном месте. А также в силу гибкости, так как позволяет убрать основной барьер для получения образования -