Научная статья на тему 'Компонентный состав понятия самостоятельности взрослых при овладении иностранным языком'

Компонентный состав понятия самостоятельности взрослых при овладении иностранным языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ / УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматривается вопрос компонентного состава такого качества полилингвальной и поликультурной личности современного взрослого человека, изучающего иностранный язык, как учебная самостоятельность при освоении иностранного языка. Проводится историко-теоретический анализ структурного разделения самостоятельности в обучении, в ходе чего производится дизъюнктивное преобразование существующих трактовок компонентного состава понятия самостоятельности в овладении иностранным языком, предлагается авторский взгляд на структуру явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онорин Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компонентный состав понятия самостоятельности взрослых при овладении иностранным языком»

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ПОНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ Онорин Д.Е.

Онорин Дмитрий Евгеньевич - аспирант, кафедра методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье рассматривается вопрос компонентного состава такого качества полилингвальной и поликультурной личности современного взрослого человека, изучающего иностранный язык, как учебная самостоятельность при освоении иностранного языка. Проводится историко-теоретический анализ структурного разделения самостоятельности в обучении, в ходе чего производится дизъюнктивное преобразование существующих трактовок компонентного состава понятия самостоятельности в овладении иностранным языком, предлагается авторский взгляд на структуру явления.

Ключевые слова: обучение взрослых, андрагогика, преподавание иностранного языка, самостоятельность, самостоятельность взрослых, учебная самостоятельность, компоненты самостоятельности.

УДК 331.225.3

Для того, чтобы узнать, какой уровень учебной самостоятельности сформировался у взрослых обучающихся в процессе овладения иностранным языком, автором статьи была предпринята попытка проанализировать вопрос компонентного разделения понятия учебной самостоятельности в освоении взрослыми иностранного языка. В отечественной методике преподавания иностранных языков многократно рассматривалась проблема структурного разделения данного качества полилингвальной и поликультурной личности, однако до сих пор исследователи не пришли к единогласному взгляду на компоненты изучаемого понятия.

Существует мнение, что в учебную самостоятельность необходимо включать такие компоненты, как мотивационно-ценностный, операционно-практический, эмоционально-волевой [5]. О.В. Петуниным называются такие аспекты учебной самостоятельности, как деятельностный и личностный. Личностный аспект, в свою очередь, подразделяется на компоненты содержательно-операционный и волевой, в то время как наличие/отсутствие самостоятельности и этапы проведения самостоятельной деятельности относятся ученым к деятельностному аспекту [7]. Методист Т.И. Шамова выделяет такие компоненты учебной самостоятельности, как мотивационный, содержательно-операционный и волевой. Компонент, называемый в трудах ученого мотивационным, предполагает выделение и понимание мотивов, лежащих в основе целенаправленной самостоятельной деятельности. Содержательно-операционный компонент включает в себя владение определенным объемом знаний и способов выполнения деятельности. Постановка и достижение целей обучения складываются в волевой компонент [8]. И.А. Кракова предлагает делить понятие самостотельности на три составляющих, включая когнитивный, креативный компоненты, а также компонент, именуемый оргдеятельностью. В когнитивную составляющую исследователь относит умения самостоятельно строить новый опыт и придерживаться различных стратегий для достижения учебных целей. К креативному блоку относятся умения самостоятельно осуществлять творческую деятельность и производить поиск и отбор наиболее адекватного выхода из проблемной ситуации при наличии нескольких вариантов. Под оргдеятельностью понимаются умения полностью достигать определенные цели, составлять план учебной деятельности, а также организовывать ее [4]. Четырехкомпонентный состав понятия

самостоятельности предлагается Т.В. Абрамовой, которая выделяет такие компоненты, как мотивационно-целевой, когнитивный, операционно-действенный и эмоционально-волевой. Мотивы обучения, включающие осознание обучающимся важности учебной деятельности, а также нацеленность на достижение высоких результатов обучения, одобрение других участников учебного процесса, складываются в мотивационно-целевой компонент Знания, умения, навыки, уровень развития способностей их добывать и формировать входят в когнитивную составляющую. Интеллектуальные и организационные способности обучающегося, способность осуществления самостоятельной работы обуславливаются операционно-действенным компонентом. Любознательность и настроенность обучающегося на процесс обучения формируют эмоционально-волевой компонент [1]. Л.А. Дарбасова в своих работах говорит о целесообразности выделения таких компонентов самостоятельности как неотъемлемого качества личности обучающегося, как целевого, стимулирующе-мотивационного, содержательно-операционного, эмоционально-волевого, оценочно-коррекционного. За постановку цели и ее достижение отвечает одноименный целевой компонент. В стимулирующе-мотивационный исследователь включает мотивы к обучению. Содержательно-операционный компонент представляется способностью обучающихся самостоятельно получать и использовать знания, умения и навыки. Волевой настрой и отношение к процессу обучения входят в эмоционально-волевой компонент. Способность к рефлексии, самооценке и саморегуляции в ходе обучения составляют оценочно-коррекционный компонент [3].

На основании дизъюнктивного преобразования существующих трактовок компонентного состава понятия самостоятельности в овладении иностранным языком автором было выделено четыре компонента самостоятельности взрослых, изучающих иностранный язык, которые суммируют уже высказанные точки зрения и предлагают авторский взгляд на структуру явления. Мотивационный, целевой, мотивационно-ценностный, стимулирующе-мотивационный, мотивационно-целевой компоненты, выделяемые другими исследователями, в авторской структуре сводятся к проектировочному компоненту, призванному включать действия взрослых обучающихся за по конструированию процесса обучения иностранному языку, вплоть до его непосредственного осуществления, за что отвечает организаторский компонент. Последний содержит в себе называемый другими исследователями когнитивный, содержательно-операционный, операционно-практический

компоненты, тем самым, подразумевая действия взрослых по организации собственного учебного процесса. Отдельно от рефлексивного рассматривается оценочный компонент, что продиктовано большой значимостью способности к самооценке в процессе обучения иностранному языку. Способность и готовность самооценивания позволяет взрослым обучающимся объективно смотреть на результаты лингвообразовательной деятельности, которых они достигли. Указанный компонент многими авторами соотносится с компонентом, отвечающим за эмоциональное восприятие осуществляемой деятельности, при этом автор данной статьи также выделяет рефлексивно-корректировочный компонент, в который включены как эмоционально-волевая установка взрослого обучающегося, так и то, насколько удовлетворенными достигнутыми результатами в процессе иноязычного обучения остаются взрослые обучающиеся. Кроме того, к данному компоненту следует отнести действия по прогнозированию и осуществлению контроля за улучшением качества обучения, что ведёт к повышению удовольствия от процесса освоения иностранного языка. В условиях системы дополнительного образования преподаватель предстает в качестве лица, предоставляющего образовательную услугу, а обучающийся является клиентом, на удовлетворение потребностей которого направлена деятельность образовательного учреждения/преподавателя.

Так, на основании проведенного историко-теоретического анализа рассматриваемой области методики преподавания иностранного языка, автор статьи делает вывод о том, что самостоятельность взрослых обучающихся при изучении иностранного языка - это способность и готовность взрослых обучающихся самостоятельно осуществлять действия по проектированию, организации, оцениванию и корректировке своей лингвообразовательной деятельности. Следует отметить, что, как Безукладников, автор статьи утверждает о сформированности каждого компонента на трёх уровнях: репродуктивно-подражательном, поисково-исполнительском и наивысшем, творческом [2].

В авторскую структуру самостоятельности взрослых при изучении иностранного языка как способности и готовности взрослых обучающихся самостоятельно осуществлять действия для ведения иноязычной образовательной деятельности входят следующие компоненты:

1) проектировочный компонент, предполагающий планирование действий по изучению иностранного языка; на репродуктивно-подражательном уровне данный компонент обеспечивается преподавателем: им устанавливается цель обучения, а урок иностранного языка проходит по предварительно подготовленному преподавателем учебно-методическому плану; на поисково-исполнительском уровне обучающемуся предоставляется учебная цель, при этом на этапе составления плана учебной деятельности по овладению иностранными языком преподаватель выполняет все меньше обязанностей, частично разделяя ответственность с учеником, что зачастую приводит к тому, что процесс иноязычного обучения отклоняется от пути, намеченного преподавателем; владея самостоятельностью в освоении иностранного языка на творческом уровне обучающийся выставляет цель независимо от преподавателя, а последний, в свою очередь, освобождает себя от необходимости подготовки плана к каждому занятию;

2) организаторский компонент, нацеленный на выполнение действий по организации действий, предложенных в учебном плане; на репродуктивно -подражательном уровне организаторский компонент реализуется преподавателем полностью: здесь предоставляется пример и демонстрация способа выполнения учебных задач, обучаемый следует предложенному преподавателем плану для решения учебной задачи; на следующем уровне обучающийся, имея ориентир в виде примера выполнения задачи, полученную от преподавателя, отчасти самостоятельно занимается организацией своих учебных действий по овладению иностранным языком, выстраивая свою деятельность на основе видимых опор; творческий уровень учебной самостоятельности при изучении иностранного языка подразумевает самостоятельную работу взрослого обучающегося по организации иноязычной учебной деятельности;

3) оценочный компонент, предполагающий анализ осуществлённой учебной деятельности по овладению иностранным языком и оценивание полученных результатов; на начальном уровне обучающемуся выставляет оценку за осуществлённые иноязычные учебные действия преподаватель, анализирующий выполненную обучающимся работу с опорой на составленные заранее критерии; при достижении поисково-исполнительского уровня в процессе формирования учебной самостоятельности в изучении иностранного языка обучающийся отвечает за выставление себе оценки за результаты учебной деятельности, однако преподаватель все ещё несёт ответственность за определение критериев оценивания; на творческом уровне самостоятельности в изучении иностранного языка обучающиеся оценивают собственную деятельность, сопоставляя планируемые и фактические результаты, а также обучающимся определяются критерии для выставления самооценки;

4) рефлексивно-корректировочный компонент, подразумевающий критическое осмысление обучающимся осуществлённых действий по овладению иностранным языком, а также способность проведения мер по корректировке результатов обучения;

71

деятельность обучающегося с репродуктивно-подражательным уровнем сформированной самостоятельности в обучении иностранному языку комментируется учителем путем выделения им положительных и отрицательных характеристик процесса выполнения обучающимся иноязычных учебных заданий, учитель принимает меры для корректировки результатов обучения иностранному языку; на среднем уровне самостоятельности при овладении иностранным языком рефлексивно-корректировочный компонент реализуется в сотрудничестве преподавателя и студента, который несет ответственность за осмысление эффективности выбранных способов выполнения иноязычного задания, а также ориентируется учителем на корректировку учебного процесса; на творческом уровне обучающийся, проявляющий независимость от преподавателя, способен и готов не только к саморефлексии, но и принятию коррективных мер [6].

Ниже представлен компонентный состав учебной самостоятельности взрослого обучающегося с делением на уровни сформированности каждого из компонентов (Табл. 1). Таблица призвана оптимизировать процесс определения уровня сформированности каждого из компонентов самостоятельности в изучении иностранного языка у отдельно взятого обучающегося.

Таблица 1. Компонентный состав учебной самостоятельности взрослого обучающегося с делением на уровни сформированности каждого из компонентов

проектировочный компонент организаторский компонент оценочный компонент рефлексивно-корректировочный компонент

репродуктивно-подражательный уровень Учитель ставит учебную цель; иноязычная учебная деятельность проводится по составленному учителем плану Учитель демонстрирует пример выполнения заданий, обучающийся выполняет задания по образцу так же, как учитель Учитель оценивает работу обучающегося; критерии составляются учителем Учитель комментирует работу обучающегося; учитель принимает меры для корректировки результатов обучения

поисково-исполнительский уровень Учитель ставит учебную цель; иноязычная учебная деятельность проводится по плану, составленному обучающимся при участии учителя Учителем предоставляется пример выполнения заданий, обучающийся выбирает, как ему выполнять задания, имея пример в качестве ориентира Обучающийся оценивает свою работу; критерии составляются учителем Обучающийся проводит саморефлексию с подачи учителя; учитель принимает меры для корректировки результатов обучения

творческий уровень Цель обучения ставит обучающийся; план осуществления иноязычной учебной деятельности составляется обучающимся Обучающийся выполняет задания, необходимые для достижения цели, отбирая содержание и способ своей учебной деятельности Обучающийся оценивает свою работу; критерии составляются обучающимся Обучающийся проводит саморефлексию; он же принимает меры для корректировки результатов своего обучения

Список литературы

1. Абрамова Т.В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности школьников как средство актуализации знаний (на материале предметов естественно-математического цикла) [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Абрамова- Саратов, 2003. 195 с.

2. Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования [Текст]: монография / К. Э. Безукладников ; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011.

3. Дарбасова Л.А. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов аграрного вуза [Текст] : Дис. ... канд. пед. наук. / Л.А. Дарбасова. Якутск, 2010. 167 с.

4. Кракова И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (общепедагогический аспект) [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / И.А. Кракова. Саратов, 2000. 204 с.

5. Морозова С.И. Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов [Текст]: автореф. ... дис. канд. пед. Наук / С.И. Морозова, - Брянск, 2008.

6. Онорин Д.Е. Особенности взрослых как уникальной психолого-возрастной группы обучающихся при овладении иностранным языком/ Д.Е. Онорин // Интернет -журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN517.pdf/ (дата обращения: 15.05.2018).

7. Петунин О.В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся [Текст] / О.В. Петунин // СПО. М., 2008. N05. С. 61-63.

8. Шамова Т.И.Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. 209 с.

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОПИСЬЮ ИРКУТСКИХ ХУДОЖНИКОВ Заболотская О.В.

Заболотская Ольга Владимировна - студент, отделение педагогического, специального и социального образования, кафедра дошкольного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Педагогический институт, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье дано определение ассоциативности, а также затронут вопрос об особенностях ассоциативности художественного мышления детей старшего дошкольного возраста. Какова важность развития ассоциативности художественного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью Иркутских художников. Чем характеризуется ассоциативность художественного мышления. Каковы противоречия в психолого-педагогической науке.

Ключевые слова: мышление, ассоциативность художественного мышления.

Задача развития ассоциативности художественного мышления у детей имеет особый смысл, в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), в силу того, что в условиях современной системы обучения требуется запоминание и осознание большого количества новой информации. Ассоциативное мышление помогает соединять новые и освоенные знания, обеспечивает успешность различных видов продуктивной деятельности. На его базе формируется наглядно-образное мышление. Обращение к теме актуально и в силу того, что быстро меняющийся характер современной культуры диктует ориентацию на быструю смену впечатлений, на признание оптического критерия ведущим. Для детей характерны зависимость от интернета, экранной культуры. Ассоциативность мышления характеризуется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.