ЭКОНОМИКА АПК
УДК 330.35:338. 124.4 (571.15) В.А. Борисов
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ПОСТКРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (на примере Алтайского края)
Ключевые слова: конкурентоспособ-
ность, лизинговая деятельность, факторинговая деятельность, страхование бизнеса, информационные технологии.
Экономика любой страны и тем более аграрный сектор или регион крайне болезненно выходит из кризиса. Практика ХХ в. показала, что страны в своем развитии «откатываются» на несколько лет (так, в результате «Великой депрессии» США к 1933 г. остановились на экономических показателях 1905 г., и только в 1944 г. вышли на докризисный 1929 г.). Конечно, в конце ХХ в. эти цифры составляли меньшую величину, но тем не менее аграрный сектор болезненно переживал эти деформации. Кризис 2008-2009 г. достаточно серьезно отразился на развитии края. В оценке главы администрации края имеется следующая констатация: «Экономика Алтайского края за два последних года получила несколько наглядных и весьма суровых подтверждений истинности этих слов — от банковского коллапса последних месяцев 2008 г., обвала рынка продукции машиностроения до запредельно низких цен на сельскохозяйственное сырье в сезон 2009 г. (что в очередной раз поставило аграрную отрасль региона на грань выживания)» .
Попробуем найти ответ на вопрос — можно ли агропромышленному сектору региона достаточно безболезненно выйти из этого положения? Для этого необходимо проанализировать как внутренние, так и внешние обстоятельства, объективно складывающиеся в стране.
1. Выгодное экономико-географическое положение:
• непосредственная близость к крупным сырьевым районам;
• развитая транспортная инфраструктура, обеспечивающая грузопотоки в страны Востока и Средней Азии;
• относительно благоприятные климатические условия (по сравнению со многими регионами Сибири).
2. Алтайский край располагает уникальными природными условиями и ресурсами:
• значительными запасами минеральных ресурсов: полиметаллов, благородных металлов, бурых углей, минеральных солей, строительных материалов, минеральных вод, лечебных грязей; разнообразием биологических ресурсов, одним из компонентов которых являются лесные ресурсы;
• уникальными условиями для организации отдыха и туризма.
3. Высокая концентрация предприятий бывшего ВПК.
4. Наличие современной научно-технологической базы: патентов, изобретений в области зернового производства, животноводства, растениеводства, здравоохранения и методик реабилитации.
5. Наличие развитой структуры современных средств связи.
6. Функционирование зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом, в результате которого суммарный размер налогового бремени участника СЭЗ «Алтай» не превышает 41% от сумм по положениям, действующим на других территориях Российской Федерации.
7. Координация инвестиционной деятельности Главным управлением экономики и инвестиций, обеспечивающая оптимизацию инвестиционных процессов в крае.
8. Наличие развитой рыночной инфраструктуры (транспортные системы, банки, страховые компании, консалтинговые фирмы). Железнодорожная сеть состоит из 1789,2 км железнодорожных путей; автомобильная сеть представлена двумя федеральными дорогами протяженностью 593 км, а также дорогами общего пользования 11803 км. Барнаульский аэропорт
имеет сертификат для выполнения международных перевозок, включая дальнее зарубежье.
9. Наличие рынка высококвалифицированной рабочей силы, постоянно пополняемой сетью профессиональных учебных заведений всех уровней образования.
10. Многолетний опыт внешнеэкономической деятельности, основанный на сотрудничестве с более чем 30 странами, в том числе с 23 странами дальнего зарубежья. В сферу внешнеэкономической деятельности края вовлечено более 600 участников разных форм собственности.
11. Активная работа по формированию инвестиционного имиджа края и предоставлению инвестиционных проектов, отечественным и зарубежным инвесторам.
12. Наличие в крае большого количества пашни (10% зернового поля РФ), достаточно развитый агропромышленный комплекс (особенно зернопереработка), способность создавать экологически чистую продукцию и ее переработку и возможность перевести избыточную рабочую силу в аграрное производство, создавая малый и средний бизнес.
13. К факторам, способствующим росту инвестиционной привлекательности края, можно отнести отсутствие социальных потрясений, относительную политическую стабильность, снижение уровня инфляции [1].
Следует подчеркнуть, что вышеупомянутые факторы являются в большей степени потенциальными, поскольку среднедушевые доходы жителей одни из самых низких в регионе сибирского соглашения, и реализация этих проблем зависит от складывающегося инвестиционного климата. Как видим, эти проблемы взаимосвязаны. Что можно ожидать в аграрном секторе в ближайшем будущем?
Планы администрации края в период 2008-2025 гг., развитие аграрного комплекса Алтайского края будут определять следующие основные тенденции [2].
1. Благоприятная рыночная конъюнктура.
Постоянный рост потребностей в зерне и продуктах его переработки в странах Центральной Азии (за исключением Казахстана, который полностью обеспечивает свои потребности), Индии, Бангладеш, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Объемы зерна и продуктов его переработки, которые при выполнении определенных условий возможно экспортировать из края, по сути, будут ограничиваться только фактическими объемами его производства, а также наличием поставленной системы сбыта, то есть не внешними, а внутренними факторами.
Аналогичная ситуация прогнозируется на рынке мясных и молочных продуктов. Рост
их потребления в мировых центрах, политика импортозамещения на внутренних рынках дает возможность существенного увеличения объемов сбыта этих продуктов. Основным условием реализации этого потенциала является обеспечение конкурентоспособности продукции по ценовым и качественным характеристикам, формирование эффективной системы сбыта.
2. Рост конкуренции среди сельскохозяйственных товаропроизводителей как на внутренних, так и на внешних рынках. Ужесточение требований со стороны потребителей к ценовым и качественным параметрам продукции.
Обеспечивать потребительские предпочтения смогут прежде всего эффективные сельскохозяйственные товаропроизводители. Конкурентоспособность аграрного производства все более будет определяться наличием современной технологической платформы, включающей как техническое оснащение, так и использование высокопродуктивных сортов и пород, интенсивных методов и приемов хозяйствования. Не менее важной составляющей конкурентоспособности будут эффективные методы организации бизнеса, прежде всего системы продвижения продукции на рынки сбыта и синергетической составляющей интеграционных производственных цепочек, обеспечивающих необходимый ассортимент и качество выпускаемой продукции.
3. Рост внутренней (отраслевой) и внешней (региональной) конкуренции человеческих, технологических, научных и инвестиционных ресурсов, способных обеспечить требуемые параметры конкурентоспособности.
Использование аграрным сектором Алтайского края (как и России в целом) конкурентных преимуществ во многом связано с реализацией аграрного потенциала в части интенсификации производства, экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.
Стратегическими целями развития аграрного комплекса Алтайского края являются:
1) рост конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе роста производительности труда, увеличения эффективности сельскохозяйственного производства и ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
2) обустройство в соответствии с современными требованиями сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения как ключевого фактора ресурсного обеспечения стратегии развития;
3) сохранение и воспроизводство используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) развитие растениеводства и животноводства на основе внедрения интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, использования высокоурожайных сортов и гибридов, развития племенной базы, повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных, обновления и модернизации основных фондов, укрепления кормовой базы.
Основу получения высоких и стабильных урожаев зерновых культур в перспективе составят своевременная качественная подготовка почвы, посев в лучшие сроки кондиционных семян районированных сортов, рациональное применение удобрений и средств защиты растений, своевременный уход за посевами и хорошо организованная уборка урожая.
Урожайность зерновых культур должна достигнуть к 2025 г. стабильного уровня не менее 20 ц/га. Алтайский край должен выйти на устойчивое среднегодовое производство зерна 7 млн т. Посевные площади под зерновые существенно не увеличатся и останутся на уровне 3,5-4 млн га.
Основными элементами интенсификации земледелия станут:
2) развитие семеноводства и селекции;
3) увеличение использования удобрений до обоснованных норм. Внесение азотных удобрений составит ежегодно около 300 тыс. т в физическом весе;
4) широкое использование биологизации зернового производства с посевами азот-фиксирующих бобовых трав и зернобобовых культур;
5) комплексная интегрированная защита посевов зерновых культур от вредных организмов.
Перспективным направлением зернопе-реработки является производство биоэтанола. В Алтайском крае есть все условия для становления этого нового сектора в российском сельском хозяйстве.
Наряду с производством зерна перспективными направлениями развития земледелия в Алтайском крае являются:
-возделывание подсолнечника на масло-семена;
- возделывание сахарной свеклы;
-возделывание льна-долгунца;
-возделывание рапса с целью производства биотоплива.
Ускоренное развитие животноводства — это важнейшее стратегическое направление в развитии сельского хозяйства края. Развитие животноводства будет способствовать
не только увеличению инвестиционной привлекательности региона, но и интенсивному развитию перерабатывающих отраслей (особенно сыроварения, маслоделия, мясо-переработки).
Стратегические направления развития животноводства Алтайского края:
повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных на основе племенной и селекционной работы;
повышение эффективности животноводства на основе технологического и технического совершенствования ферм;
развитие кормовой базы.
В результате поголовье крупного рогатого скота к 2025 г. может достигнуть 1,5 млн гол., свиней — 800-900 тыс. гол., ежегодное производство скота и птицы на убой (в убойном весе) — 370-400 тыс. т (по расчетам экономистов край способен обеспечить более 7,5 млн потребителей мясной продукции).
Приоритетные подотрасли животноводства Алтайского края:
1) крупнотоварное молочное скотоводство, развитие которого связано с улучшением племенной базы, увеличением поголовья скота, интенсификацией и техническим переоснащением производства, строительства, реконструкции и модернизации крупных животноводческих комплексов. Надои должны достигнуть к 2025 г. уровня не менее 5800 кг молока в среднем от одной коровы; валовое производство молока в крае увеличиться до 3,5 млн т (с учетом численности молочного стада в 600 тыс. гол.);
2) мясное животноводство (мясное скотоводство, мясное овцеводство, табунное коневодство);
Резервы развития заключаются в увеличении поголовья скота и укреплении специализированных хозяйств, совершенствовании племенной базы;
3) свиноводство, основанное на улучшении племенной базы как в крупных специализированных хозяйствах, так и за счет строительства новых свиноводческих комплексов с использованием современных промышленных технологий, технического переоснащения имеющихся производств.
Прогнозируется дальнейший рост инвестиционной привлекательности данной подотрасли из-за быстрой окупаемости вложенных инвестиций;
4) мясное птицеводство, прежде всего на основе строительства новых птицеводческих комплексов с использованием современных промышленных технологий, технического переоснащения имеющегося производства.
Без наличия мощной кормовой базы вряд ли возможен такой шаг. Для этого в крае к 2025 г. необходимо направлять на корм
скоту и птице до 1,5 млн т зерна. Кроме того, кормопроизводство в Алтайском крае должно будет основываться на последовательном увеличении видового и сортового разнообразия кормовых растений, создании сырьевых и зелёных конвейеров, обеспечении животноводства высокоэнергетическими кормами.
Для решения проблемы необходимо создание инновационного центра, способного решить вопросы скорейшего внедрения новой техники с применением лизинговых центров финансовой поддержки малых предприятий в аграрном секторе [3]. И поскольку российское машиностроение не может обеспечить аграрный сектор системой машин, необходимо связать край с белорусскими производителями, создающими передовые технологии. Важным представляется внедрение в сельскохозяйственную практику форвардных сделок, а также различных форм страхования деятельности аграрного бизнеса. Для этого необходимо создание финансового центра, обеспечивающего формирование фондового рынка.
Существенную роль приобретает проблема природной ренты. Это будет способствовать формированию дополнительных финансовых средств у аграриев. Конечно, нельзя утверждать, что абсолютно все доходы от использования природных ресурсов должны оставаться в бюджете предприятий и территорий. Но такое положение, которое сложилось в настоящее время (когда у производителя и территории не остается вообще ничего — это совсем уж крайность) подрывает развитие аграрного производства.
Важным моментом в развитии экономики агропромышленного комплекса является устойчивость в его развитии [4]. Так сегодня устойчивость базируется на зерновых интервенциях, которые проводят государство, регулируя таким образом цену, позволяющую сельхозпроизводителям оставаться с незначительной прибылью, используя и другие государственные льготы (например государство выделяет кредиты на ГСМ по льготой цене). Но вступление России в ВТО поставит перед ними новые проблемы, которые могут привести к банкротству производителей, имеющих низкую техническую оснащенность. Выход из положения может быть в создании широкого страхового бизнеса, с созданием форвардного рынка (до биржевого рынка мы никак не можем дойти), позволяющего аграрному сектору страховать риски, выйти на рентабельную цену и избежать банкротств.
Решая вопрос о рисках и устойчивости, аграрии должны быть заинтересованы в лизинговой деятельности (на территории края есть несколько лизинговых компаний, но
они пока не «делают погоды»), следовательно, государство или местная администрация должны оказать посильную помощь [4]. То же касается и факторинговой деятельности, поскольку край в ближайшем будущем будет выходить на международные рынки и это потребует создать инфраструктуру цивилизованного бизнеса. Важным фактором в эффективной деятельности экономики края является создание условий для внедрения ИТ-технологий в практику как промышленности, так и сельского хозяйства. Зачастую информатизация во всех секторах экономики является важнейшим условием конкурентоспособности нашей экономики. Если ориентироваться на то, способна ли наша экономика воспринимать ИТ-тех-нологии, мы можем получить ответ на этот вопрос. Есть масса программ, в которых мы можем ориентироваться. Зайдя на официальный сайт Алтайского края, можно получить информацию, интересующую пользователя. Число пользователей этой и других видов уже сегодня перевалило за цифру 50% самодеятельного населения. И мы можем констатировать благоприятный для себя ответ на необходимость и возможность внедрения современных технологий в экономическую практику.
Еще один момент в развитии края носит крайне болезненный характер — уровень доходов населения. Хорошо известно, что совокупный спрос прямо влияет на экономический рост. Из года в год мы наблюдаем отставание края от общероссийских показателей и показателей соседей по нашему региону. Так, на конец 2011 г. среднемесячный доход в крае составил 14900 руб. при общероссийском 24300 руб. (в сельскохозяйственном секторе края — 11000 руб.). Конечно, одним повышением оплаты труда вопроса не решить — здесь необходим комплексный подход. Во-первых, мы по-прежнему отстаем в институциональных преобразованиях, у нас низок уровень предпринимательства, доля малого бизнеса невелика. Так, этот показатель составил 43-е место по стране из 83 субъектов федерации, при том, что аграрный сектор имеет большие возможности для малого предпринимательства. Нельзя сбрасывать со счета деятельность администрации края, поскольку за последние два года из федерального и регионального фонда выделено 3 млрд руб. Для развития предпринимательства необходимы четкая законодательная проработка и оперативная деятельность муниципальных властей, не мешающих развитию малого бизнеса и добросовестной конкуренции. Такими нам видятся некоторые пути по преодолению негативных моментов, сложившихся в экономике края за последние десятилетия.
Библиографический список
1. Место Алтайского края в Сибирском Федеральном округе и России. http: //www. economy 22.ru/ economy/ sto//.
2. ^циально-экономическое развитие Алтайского края. http: //www. economy 22.ru/ ecogjmy/.
3. Инвестиции для Алтайского края. http: //www. economy 22.ru/ investment/.
4. Лизинг. http: //www. economy
22.ru/leasing/.
УДК 332.14 Е.Г. Вдовкина
ОБ УСКОРЕННОМ ВНЕДРЕНИИ И ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА СГЛАЖИВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
Ключевые слова: пространственное
развитие, пространственная поляризация, региональное развитие, инструменты региональной экономической политики, информационные технологии, инновации, инновационное развитие, предпринимательство.
Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста как в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, так и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России [1]. Пространственное развитие российских регионов характеризуется сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. С целью сглаживания пространственной поляризации применяются различные инструменты: прямые и косвенные, экономические, институциональные и политические, применяемые на макро- и микроуровнях.
Прямые методы воздействия предполагают непосредственное вмешательство со стороны государства, принудительное принятие решений, основанных на предписаниях органов власти, а не на самостоятельном выборе субъектов, и включают бюджетное инвестирование, государственные закупки, нормы амортизации, лицензирование хозяйственной деятельности, премии, льготы и т.д. Косвенное воздействие состоит в создании предпосылок и нормативной базы для самостоятельного развития субъектов с учетом экономических целей государства посредством финансовых, денежно-кредитных и налоговых инструментов [2, ^ 319-320; 3, ^ 87-88].
Экономические методы воздействия заключаются в стимулирующем или ограничивающем воздействии на развитие региона, за счет проводимой бюджетной, налоговой, таможенной политики, создания особых условий для роста производства и сферы услуг, особых экономических зон. Институциональные методы воздействия состоят в реализации государственной политики собственности (федеральной и муниципальной), ее налогообложении, создании государственных организаций различных форм собственности и др. Политические методы учитывают национальные, религиозные интересы регионов, адаптируют принимаемые решения к существующей структуре органов власти и т.п. [2, ^ 319-320; 3, ^ 87-88].
Макроинструменты или общеэкономические регуляторы используются на национальном уровне для проведения общегосударственной политики в отношении регионов и воздействуют на поведение экономических субъектов за счет дифференцированных параметров (нормативы, ставки и т.д.) и условий налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой, социальной и другой политики. Микроинструменты непосредственно воздействуют на деятельность субъектов региональной экономики [4, ^ 374].
Низкая эффективность данных инструментов и отсутствие ожидаемых результатов способствовали разработке других подходов к региональной политике. Один из подходов отражен в Концепции Стратегии социальноэкономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития РФ, в основе которого лежит принцип поляризованного развития. Он подразумевает сосредоточение финансовых, административных, трудовых и других ресурсов в опорных регионах и дальнейшее распространение инновационной активности в другие регионы [5].