Научная статья на тему 'Экономический механизм формирования эффективной государственной поддержки аграрного сектора региона'

Экономический механизм формирования эффективной государственной поддержки аграрного сектора региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРЕДПРИЯТИЯ АПК / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихсаидов Даниял Хизриевич

Статья посвящена вопросу формирования эффективного механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики региона. Подробно рассматривается состояние сельского хозяйства Республики Дагестан, механизм его государственной поддержки, инвестиционная политика в агарном секторе экономики Дагестана и проблемы финансирования АПК РД. Как показало исследование, в последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии сельскохозяйственной отрасли РД. На селе создана многоукладная экономика, функционируют все формы собственности и хозяйствования. Но, несмотря на оказываемую государством помощь в развитии АПК в различных формах, агарный сектор республики остается низкорентабельной отраслью. Эффективно работающих предприятий АПК в регионе еще мало, основные фонды имеют большой моральный и физический износ, аграрный сектор из-за отсутствия средств не имеет возможности обновлять материально-техническую базу, приобретать трактора, автотранспорт и другую технику. Большинство предприятий аграрной сферы не имеют финансовых средств для дальнейшего развития и осуществления простого воспроизводства, а анализ выделяемых АПК госинвестиций показал, что доля их недостаточна, хотя в последние годы АПК республики получает солидные финансовые средства для своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC MECHANISM OF FORMATION OF EFFECTIVE STATE SUPPORT OF THE REGION'S AGRARIAN SECTOR

The article is devoted to the problem of formation of the state support mechanism of agrarian sector in the region. The condition of Daghestan agricultural complex, the mechanisms of its supporting by the state, the investment policy in agrarian sector of Daghestan economy and problems of its financing are thoroughly examined in this article. According to the research results, positive tendencies in development of agricultural sector of Daghestan economy have been observed. The heterogeneous economy has been created in the republic, all forms of ownership and economic management are functioning here. Nevertheless the agrarian sector remains low-profit branch of Daghestan economy. There are not enough effectively operating enterprises of agrarian and industrial complex in region yet. Basic production assets suffer from great obsolescence and depreciation. The farms lack financial means to aquire tractors, motor transport and other machinery. The majority of the agricultural enterprises have no financial support for the further development and even existence. The analysis shows that state investments in agrarian sector are insufficient, though to the last data agrarian and industrial complex (APK) of republic receives considerable financial assets for the development.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм формирования эффективной государственной поддержки аграрного сектора региона»

_ШИХСАИДОВ Д.Х.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО

СЕКТОРА РЕГИОНА

Статья посвящена вопросу формирования эффективного механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики региона. Подробно рассматривается состояние сельского хозяйства Республики Дагестан, механизм его государственной поддержки, инвестиционная политика в агарном секторе экономики Дагестана и проблемы финансирования АПК РД. Как показало исследование, в последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии сельскохозяйственной отрасли РД. На селе создана многоукладная экономика, функционируют все формы собственности и хозяйствования. Но, несмотря на оказываемую государством помощь в развитии АПК в различных формах, агарный сектор республики остается низкорентабельной отраслью. Эффективно работающих предприятий АПК в регионе еще мало, основные фонды имеют большой моральный и физический износ, аграрный сектор из-за отсутствия средств не имеет возможности обновлять материально-техническую базу, приобретать трактора, автотранспорт и другую технику. Большинство предприятий аграрной сферы не имеют финансовых средств для дальнейшего развития и осуществления простого воспроизводства, а анализ выделяемых АПК госинвестиций показал, что доля их недостаточна, хотя в последние годы АПК республики получает солидные финансовые средства для своего развития.

_SHIHSAIDOV D.H.

THE ECONOMIC MECHANISM OF FORMATION OF EFFECTIVE STATE SUPPORT OF THE REGION'S AGRARIAN SECTOR

The article is devoted to the problem of formation of the state support mechanism of agrarian sector in the region. The condition of Daghestan agricultural complex, the mechanisms of its supporting by the state, the investment policy in agrarian sector of Daghestan economy and problems of its financing are thoroughly examined in this article. According to the research results, positive tendencies in development of agricultural sector of Daghestan economy have been observed. The heterogeneous economy has been created in the republic, all forms of ownership and economic management are functioning here. Nevertheless the agrarian sector remains low-profit branch of Daghestan economy. There are not enough effectively operating enterprises of agrarian and industrial complex in region yet. Basic production assets suffer from great obsolescence and depreciation. The farms lack financial means to aquire tractors, motor transport and other machinery. The majority of the agricultural enterprises have no financial support for the further development and even existence. The analysis shows that state investments in agrarian sector are insufficient, though to the last data agrarian and industrial complex (APK) of republic receives considerable financial assets for the development.

Ключевые слова: аграрный сектор, регион, государственная поддержка, экономический механизм, предприятия АПК, финансирование, развитие.

Сельское хозяйство региона - состояние, пути развития

Несмотря на все принимаемые в последние годы государством меры по поддержке АПК производительность труда в этом секторе и валовое производство продуктов сельскохозяйственного производства в нашей стране отстают от потребностей страны. Нехватка продовольствия в стране покрывается за счет импорта, объем которого доходит до 40% в общем объеме потребляемых продуктов питания в стране. В 2007г. объем импорта составил около 28 млрд. долл. Кроме общих объемных показателей продукция нашего АПК по конкурентоспособности уступает импорту.

С начала реформ в стране, т.е. с 90-х годов 20 века государство перестало оказывать сельскому хозяйству финансовую помощь. Начался неэквивалентный обмен продукцией между АПК и промышленностью. Из-за высоких цен приостановилось обновление технического парка АПК и в настоящее время его износ доходит до 70%. Если тракторов в 1992г. было 1291тыс. шт., то к 2007г. эта цифра дошла до 406,0. Снизилась доля продукции сельского хозяйства в общей валовой продукции страны. Сельское хозяйство стало нерентабельной и убыточной отраслью народного хозяйства страны.

Снижаются объемы душевого потребления продовольствия, они на 3545% ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Это особенно касается наиболее ценных продуктов питания для жизнеобеспечения населения.

О динамике производства основных продуктов животноводства по всем категориям хозяйств по России свидетельствуют следующие данные. Если мяса производилось в 1990г. 10,1 млн. тонн, то в 2007г. - 5,6; молока -соответственно (в млн. тонн.) 55,7 и 32,2; яиц - 48 млрд. шт. и 37 млрд. штук и т.д. Валовой сбор зерна - 106,9 млн. т. в 1992г. и 81,8 - в 2007г., в 2008г. ожидается сбор зерна около 100,0 млн. т.

На долю сельского хозяйства в Республике Дагестан приходится около 25% всего валового регионального продукта. В этом секторе трудятся около 25% всех работающих в сфере материального производства республики. Более 60% населения Дагестана проживает в сельской местности.

Анализ данных развития сельскохозяйственной отрасли Дагестана показывает, что за последние две пятилетки наблюдаются положительные тенденции в ее развитии. На селе создана многоукладная экономика, функционируют все формы собственности и хозяйствования.

Реформы в сельском хозяйстве Республики Дагестан в основном начались с 90-х годов 20 века. Ведение сельского хозяйства в Дагестане имеет свои отличия - это малоземелье, ведение отгонного животноводства, высокая доля сельского населения - более 60% населения республики, гористость республики и др.

Горные, предгорные районы, а также Кизлярские отгонные пастбища (черные земли) мало приспособлены к ведению сельского хозяйства, здесь в

основном занимаются животноводством. Валовое производство сельхозпродукции по всем категориям хозяйств в 2006г. составило 29,4 млрд. руб., против 1,6 - в 1990г., а в 2007г. этот объем составил уже 34,6 млрд. руб. Особенно большими темпами растет производство продукции растениеводства. Картофеля в 2008г. произведено почти 390 тыс. т., против 146,0 - в 1995г., овощей произведено в 2008г. около 1 млн. т., против 135,0 - в 1995г., винограда в 2006г. было собрано 118,4 тыс. т., против 75,5 - в 1995г.

Следует отметить, что за последние 10 лет в республике уменьшаются посевные площади. За период с 1995г. по 2007г. вся посевная площадь уменьшилась на 32,0 тыс. га. Всего же по Республике Дагестан к 2008г. не используются около 150,0 тыс. га сельхозугодий. При росте посевных площадей под картофель, овощи, кормовые культуры, площади под зерновые культуры сократились за указанный период на 70,0 тыс. га.

По данным Минсельхоза РД, ежегодно увеличивается поголовье скота в республике, так КРС на начало 2007г. было более 200,0 тыс. голов, поголовье овец и коз составило около 5 млн. голов, по этому показателю Дагестан занимает 1 место среди субъектов России. Анализ производства основных видов животноводства показывает, что было произведено мяса в убойном весе в 2006г. 72,4 тыс. тонн, против 60,2 - в 1995г., молока - соответственно 410,0 и 285,0, яиц - 216,0 и 179,3 млн. шт.; поголовье КРС - 905 и 691 тыс. голов, мелкого рогатого скота (овец и коз) - 5 млн. и 2,9 млн. голов (см. рис.1).

Овцы и козы, тыс. голов

Крупный рогатый скот, тыс. голов

Свиньи, тыс. голов

678,7

14,4

'¿¿¿¿¿¿¿А

81

-101.

2000г.

813,7 10,4

81,3

905,5

■„и

78,9

12,5

2004г.

2006г.

2000г. 2004г.

2006г.

2000г. 2004г. 2006г.

□ Сельхозорганизации

□ хозяйства населения

■ крестьянские (фермерские) хозяйства

Рис 1. Структура поголовья скота по категориям хозяйств (на конец года; в % от общего поголовья)1

1 Источник: Сельское хозяйство Дагестана - 2006. статистический сборник. - Махачкала: ТОФС госстатистики по РД, 2007. - с.36.

За последние годы техническая оснащенность АПК Дагестана резко отстает от требований времени и жизни. Так, в 1991г. зерноуборочных комбайнов в республике было 1986 ед., а к 2006г. их количество дошло до 911, кор-моуборочных комбайнов, соответственно, 687 и 126; тракторов - 12,6 тыс. ед. и 3566 ед.; грузовых автомобилей - 10,2 тыс. ед. и 3628 ед.

Если в 1990г. на 1000га пашни приходилось 25,5 тракторов, то к 2006г. - 14,0 тракторов; комбайнов - соответственно 103 и 17,5 ед.

В 1990г. на 1 га минеральных удобрений вносилось 72,0 кг, а в 2006г. -около 10,0 кг.

Краткий анализ состояния сельского хозяйства Республики Дагестан показывает, что кризис в аграрном секторе еще не преодолён. Многие хозяйства не научились работать в условиях рынка. Имеющиеся позитивные сдвиги в развитии АПК достигнуты за счет частного, кооперативного, групповых форм хозяйствования, не получая помощи от государства. Государственный сектор сельхозпредприятий продолжает «сдавать» позиции и работает убыточно, несмотря на миллиардные финансовые влияния из бюджетов различных уровней.

Каков механизм господдержки сельского хозяйства

Формы, методы и механизмы поддержки государством аграрного сектора в условиях рыночной экономики различны. Здесь могут иметь место: прямые бюджетные безвозвратные субсидии, возвратные ссуды, средства кредитных учреждений, налоговые льготы, субсидирование части кредитной ставки, развитие лизинга и т.д. Несмотря на оказываемую государством помощь в развитии АПК в различных формах, аграрный сектор страны и Дагестана продолжает оставаться отсталой и низкорентабельной отраслью. Аграрный сектор не позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. Около половины продовольствия, потребляемого населением страны, завозится в Россию по импорту. Эффективно работающих предприятий АПК в республике еще мало, различные МУПы и ГУПы в АПК в основном работают убыточно. Основные средства имеют большой моральный и физический износ, который доходит до 75%. Аграрный сектор из-за отсутствия средств не имеет возможности обновлять материально-техническую базу, приобретать трактора, комбайны, автотранспорт и другую технику. Да и производство их по стране уменьшается. Например, в 2002г. в России было произведено только около 10 тыс. тракторов, против 214 тыс. - в 1990г.

В последние годы в республике не введены в эксплуатацию новые производственные мощности в АПК, кроме двух предприятий в Кизлярском районе и г. Избербаш - агрохолдинг в Кизлярском районе и зернохранилище в г. Избербаш. Капитальные вложения в аграрный сектор остаются незначительными и в 2006г. они равнялись 1143,4 млн. руб.

Большую помощь аграрному сектору оказывает возмещение из бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам сроком на 3-5 лет. Основным государственным агентом реализации кредитной политики в АПК выступает с 2001г. ОАО «Россельхозбанк», которое по объемам кредитных ресурсов занимает в России 2-е место после Сбербанка России.

ОАО «Россельхозбанк» имеет свои филиалы почти во всех субъектах России, а в субъектах - сеть своих офисов. За последние шесть лет своей деятельности ОАО «Россельхозбанк» выделило товаропроизводителям более 190 млрд. руб., что составило 130 тыс. кредитов.

Особую помощь в развитии аграрного сектора оказывает лизинговая система поставок техники и племенного скота, осуществляемая компанией «Росагролизинг». Только за 2003-2006гг. компания поставила сельскому товаропроизводителю 19 тыс. ед. сельхозтехники на сумму около 22 млрд. руб. и племенного скота - на 1,5 млрд. руб.

В 2008г. Правительство РФ начало проводить зерновые интервенции, что представляет особый вид механизма регулирования зернового рынка, цен на зерно и стимулирования его воспроизводства. Эта интервенция проводится Россельхозбанком. Главное здесь - закупка зерна с целью сокращения свободных ресурсов, создания определенных запасов зерна, чтобы спекулянты - перекупщики на этих операциях не зарабатывали огромные барыши. Государство зерно закупает, чтобы потом обеспечить потребности страны по умеренным ценам. Россельхозбанк выступает как гарант по закупкам произведенного зерна по доступным ценам. В 2008г. Правительство РФ выделило Россельхозбанку на эти цели 36,1 млрд. руб. Зерно у отечественных товаропроизводителей будет закупаться и будут создаваться федеральные фонды запасов зерна на 141 элеваторе в объеме 5 млн. тонн. К концу октября 2008г. Россельхозбанком уже оплачено зерна на 460 млн. руб. Зерно обычно закупается на биржевых торгах, по ЮФО - это в Ростове-на-Дону.

Подобная интервенция способствует снижению цен на зерно, соответственно, в конечном итоге снижению цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Кроме того, товаропроизводители своевременно будут получать деньги за проданное государству зерно.

В Дагестане большие средства для закупки зерна выделены ОАО «Шамхалхлебопродукт», которое к началу ноября уже закупило около 17 тыс. тонн зерна из Ставропольского края. Всего же усилиями Дагестанского филиала Россельхозбанка к началу ноября 2008г. уже закуплено более 400 тыс. т зерна, которое заложено на хранение на элеваторы Воронежской, Ростовской, Белгородской, Волгоградской областей, откуда и товаропроизводители.

Введение единого сельхозналога почти на 30% сократило по стране величину налогового бремени. Большинство сельхозтоваропроизводителей перешло на эту форму налогообложения.

Национальный проект «Развитие АПК» на 2006-2007гг. предусматривал целую систему господдержки аграрного сектора по кредитованию, страхованию рисков, развитию племенного животноводства и элитного семеноводства.

В последние годы почти в 2 раза возросли ассигнования из бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства. В бюджете 2007г. на поддержку аграрного сектора, по данным Министерства сельского хозяйства РД, было предусмотрено: на компенсацию части затрат по страхованию сельхоз-

культур - 3,4 млрд. руб.; на субсидирование по кредитам для животноводства - 8,4 млрд. руб.; на развитие племенного животноводства - 1,3 млрд. руб.; овцеводства - 300 млрд. руб. Всего же на поддержку сельского хозяйства в 2006г. бюджетом РФ выделено около 45 млрд. руб., и около 50 млрд. руб. - в 2007г.

Кроме того, субсидии выделяются на поддержку элитного семеноводства, производство льна, на завоз семян в северные регионы страны, на диз-топливо, на лизинговую программу.

Большая роль в поддержке аграрного сектора принадлежит республиканскому бюджету. Учитывая, что бюджет Республики Дагестан дотационный почти на 80%, здесь у нас ожидать больших выделений финансов не приходится, но деньги выделяются немалые. Взять только одну отрасль виноградарства, на которую выделяется ежегодно из республиканского бюджета более 100 млн. руб. Другой вопрос - какова отдача от этих финансовых вливаний? В 2007г. на поддержку сельского хозяйства из бюджета республики было предусмотрено 901,5 млн. руб., фактически же выделено 158 млн. руб., из общей суммы 65% (72,6 млн. руб.) - на возмещение убытков по чрезвычайным ситуациям (парадокс, государство покрывает убытки агросектора, что совершенно недопустимо в рыночных условиях); еще одна крупная составляющая - средства на возмещение кредитных ставок для развития малых форм хозяйствования на селе (около 27%); на поддержку овцеводства - 3,9 млн. руб.

Кроме них по федеральным целевым программам было выделено РД 45,4 млн. руб., в основном, на социальное развитие села (из них на улучшение жилищных условий - 57%, обеспечение доступным жильем молодых специалистов и семей - 43%).

В декабре 2007г. Народным Собранием РД был принят Закон «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан» и была утверждена «Республиканская Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы», где были предусмотрены основные направления государственной поддержки аграрного сектора, главными из которых были определены: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей, развитие элитного семеноводства, племенного животноводства, развитие материально - технической базы сельского хозяйства (строительство и обновление основных фондов), закладка многолетних насаждений и т.д.

Несмотря на значительную господдержку сельского хозяйства на уровне страны и субъектов до сих пор нет разработанных научно-обоснованных методов, не определены конкретные механизмы организации взаимодействия госорганов власти с аграрными предприятиями, финансовые средства в основном выделяются успешно работающим предприятиям. Что делать с отстающими, как им помочь «встать на ноги», или всех - на банкротство - таких вопросов много. Ясно, что слабые не в состоянии обеспечить возврат средств в сроки и с процентами, да и закладывать им нечего, бедность не позволяет. Если у предприятия есть перспектива, реальный бизнес-план, можно

было бы вести речь о безвозвратных средствах, тем более, что наша страна достаточно богатая. Свидетельством этому являются достаточно взвешенные меры, принимаемые Правительством РФ по ограждению нашей страны от финансового кризиса, охватишего все развитые страны мира во второй половине 2008г., опираясь на собственные финансовые ресурсы.

Государственные инвестиции в аграрный сектор

В годы реформ в России резко ухудшилось финансовое состояние хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве, что мешает расширенному воспроизводству в этом секторе экономики. На селе к 2008г. преобладает многоукладное производство на базе различных форм собственности и хозяйствования. Однако кризис в этом секторе за годы реформ не преодолён. Снижается валовое производство, которое в 2005г. составило 73% объемов 1990г. Сокращаются инвестиции в аграрный сектор. Несмотря на продолжающийся кризис в АПК, по отдельным отраслям имеются и существенные достижения. Так, в 2008г. по России собран рекордный, небывалый ранее, урожай зерновых - более 100 млн. тонн, урожайность с 1 га составила более 21 центнера в целом по России, что является также рекордным.

К концу 2008г. в Республике Дагестан количество крупного рогатого скота (КРС) составило около 1 млн. голов, мелкого рогатого скота (МРС) -около 5 млн. голов, овощей собрано также около 1 млн. тонн, картофеля -около 390 тыс. тонн. Таких показателей ранее Дагестан никогда не имел и по этим показателям Республика Дагестан опережает все субъекты России. Заметим, что 90% этих показателей достигнуты за счёт частного сектора, который занимает только 5% сельхозугодий и не получает от государства никакую инвестиционную помощь, т.е. это результат внедрения в сельское хозяйство рыночных отношений.

Несмотря на незначительный абсолютный объем, инвестиции в АПК в последние годы растут. Так, в 2006г. они составили 249 млрд. рублей, против 160 - в 2005г. (Митин С. Работа АПК в 2006г. Экономист, 2007, №4). Удельный вес убыточных предприятий в АПК в 2005г. составил 70%, а по итогам 2008 г. их ожидается около 30%.

Низким является уровень зарплаты в аграрном секторе, который достигает только 36% общероссийского уровня. Уровень занятости в сельской местности не превышает 65%. С годами постоянно растет диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, растут цены на энергоносители, сокращаются и стареют основные фонды в аграрном секторе, уменьшаются трудовые ресурсы на селе, возрос импорт продовольствия в стране, который притесняет на рынке отечественную продукцию. Объем импорта продовольствия в 2006г. составил около 22,0 млрд. долл. Следует ожидать, что факт вступления России в ВТО еще больше увеличит долю импорта и отечественная сельхозпродукция вряд ли сможет в ближайшие десятилетия конкурировать с иностранной продукцией.

Инвестиции в аграрный сектор страны в 2006г. по сравнению с 1991г. уменьшились в 4,5 раза. В расчете на 1 га в России инвестиции выделяются в размере 10 долл., против 425 - в странах ЕС и 340 долл. - в США.

Инвестиции - это вложения финансового капитала в любую отрасль для повышения экономической эффективности отрасли и расширенного воспроизводства, это все виды средств, вкладываемых в деятельность отрасли на ее содержание, развитие, расширение, реконструкцию основных фондов. В основном инвестиции в аграрный сектор направляются на: племенное дело, элитное семеноводство, селекцию, науку, увеличение зерна, техническое перевооружение отрасли, социальное развитие села.

Инвестиции бывают: реальные (развитие основных фондов), финансовые (в виде активов), государственные (за счет бюджетов различных уровней), частные, иностранные, собственные, заемные, внутренние, внешние, привлеченные финансовые средства (акции), взносы различные и т.д.

Имеется ряд причин, ограничивающих широкое использование инвестиций в АПК, это: недостаточная доступность кредитных ресурсов, высокие проценты за их использование, их краткосрочность, низкая залоговая база сельхозпроизводителей из-за их убыточности (заметим, к концу 2008г. около 30% сельхозпредприятий завершили хозяйственный год убыточно, против 70% - в 2005г.).

Банки не заинтересованы выделять сельскому хозяйству долгосрочные кредиты из-за рискованности ведения сельского хозяйства, высокой прибыльности краткосрочных кредитов, выдаваемых коммерческим структурам, ненадежности возврата долгосрочных кредитов, слабой залоговой базы у сельского хозяйства, отсутствия рынка земли, земельной ипотеки и т.д. Сельское хозяйство России непривлекательно для иностранных инвесторов. Всего 10% иностранных инвестиций пошли в последние 3 года в аграрный сектор, и в основном, в перерабатывающие структуры АПК. Зарубежные инвесторы, хотя ради получения прибыли и вложений своих капиталов пытаются развивать свое производство в России, больше заинтересованы в повышении собственного производства в своих странах и продавать уже выращенную свою продукцию в Россию. Уже к концу 2008г. доля импорта в продовольственном потреблении населения России составила около 50%, в больших городах - до 80%.

Не секрет, что только достаточный объем инвестиций в сельское хозяйство обеспечит продовольственную безопасность страны, конкурентоспособность отечественного сельхозпроизводства.

По-нашему мнению, основными инструментами государственной инвестиционной поддержки аграрного сектора могут быть: налоговые льготы (особенно по срокам и размерам), льготное кредитование, снижение кредитных ставок, увеличение сроков предоставления кредитов, обеспечение сельхозпроизводителей госзаказами на производство основных видов продовольствия, гарантии заказчиков на выкуп заказанной продукции, расширение лизинговой системы и др.

Большинство предприятий аграрного сектора не имеют финансовых средств для дальнейшего развития и осуществления простого воспроизводства.

Экономистам известно, что первоосновой жизнедеятельности человека является производство, которое создает новую стоимость. Только реализуя произведенный продукт, можно получить прибыль и организовать расширенное воспроизводство. Производство - это основа существования экономики. Инвестиции являются основой успешного функционирования экономики, это элемент производства, это целевое вложение капитала для достижения определенных результатов и получения необходимой прибыли для расширенного воспроизводства.

Инвестиции (форма капвложений) обеспечивают: сам процесс производства, расширенное воспроизводство, научно-технический прогресс в отрасли, повышение конкурентоспособности самой отрасли в целом, устойчивую реализацию произведенной продукции, снабжение производства необходимым сырьем, развитие, расширение, реконструкцию основных фондов, создание оборотных фондов, решение всех социальных проблем, необходимых для общества.

Особую роль инвестиции играют в создании новых рабочих мест, в борьбе с безработицей и бедностью населения.

В Федеральном Законе РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ФЗ №39, 1999г.) категории «инвестиции» дается следующее определение: «инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли». Объектами капитальных вложений (инвестиций) обычно являются все виды имущества и собственности - государственные, частные, федеральные, региональные, муниципальные.

Инвестиции способствуют росту экономики, увеличению капитала, доходов и т.д. за счет приобретения оборудования, транспорта, машин и других видов основных фондов. Выжить в конкурентной среде аграрному сектору, тем более после вступления России в ВТО, можно только при государственной поддержке АПК инвестициями, которые закладывают основы завтрашнего роста экономики сельского хозяйства.

Инвестиции способствуют замедлению процесса износа основных фондов (морального и физического).

Реальные инвестиции способствуют созданию и реконструкции основных фондов, внедрению новых технологий в производство, росту доходности предприятия.

Финансовые инвестиции - это вложения в приобретение акций и ценных бумаг государства, различных АО, ООО, инвестиционных фондов, страховых компаний, что дает возможность увеличить финансовый капитал, получить дивиденды.

Республика Дагестан - горная страна, где АПК является жизненноваж-ной отраслью. Согласно Программе развития АПК на 2008-2012гг. среднедушевое годовое потребление мяса к 2012г. увеличится до 50 кг, против 40 кг - в 2005г., молока и молокопродуктов - соответственно со 150 до 200 кг.

Достижение этих показателей зависит в первую очередь от состояния системы сельского хозяйства, от роста производительности труда, и от уровня поддержки государством инвестициями. Финансовая господдержка и субсидирование государством банковских кредитов - это огромный рычаг поддержки АПК. В последние годы мы замечаем стихийный отток населения из горных районов на плоскость, оголяются горы, в некоторых селениях остались проживать престарелое, нетрудоспособное население.

Анализ выделяемых АПК госинвестиций показывает, что доля их для горной части недостаточна. Например, Программой «Ускоренное развитие животноводства» за 2006-2008гг. на реконструкцию, развитие животноводческих ферм, комплексов Республики Дагестан было выделено около 600 млн. рублей субсидируемых долгосрочных кредитов, из которых только 146,0 млн. рублей были направлены в горную зону (22 сельхозпредприятиям 25 горных районов), остальные - равнинным районам. Львиная доля этих средств израсходована хозяйствами для развития животноводства на кутанах отгонного животноводства, которые расположены на плоскости.

Следует ОАО «Россельхозбанк» особое внимание уделить развитию АПК в горной зоне, где высока безработица. Особое внимание следует уделить повышению мясной и молочной продуктивности. Согласно программе «Развитие АПК» в Республике Дагестан государственную финансовую поддержку получили 114 сельхозпредприятий различных форм собственности, а таких предприятий в Дагестане около тысячи, а КФХ - более 40,0 тысяч.

По нашему мнению, следует увеличить объемы кредитования, субсидируемую долю процентной ставки на кредиты. Кредиты выдавать в виде долгосрочных с учетом специфики АПК. В широких масштабах кредитами пользуются ЛПХ населения. По данным Минсельхоза РД, за 10 месяцев 2008г. на развитие 1146 ЛПХ в Республике Дагестан выделено 273,0 млн. рублей и 14 СПК - 117 млн. рублей, 35 КФХ - 75,0 млн. рублей, 24 сельхозпредприятиям (СХО) - 102,0 млн. рублей краткосрочных кредитов. Это те предприятия или ЛПХ, которые научились работать с кредитными учреждениями, имеют залоговое имущество.

Всего же за один только 2007г. Дагестанское отделение ОАО «Россель-хозбанк» АПК республики получил 700 млн. рублей кредитов, а за 9 месяцев 2008г. - 900 млн. рублей. За их использование государство субсидирует процент на уровне учетной ставки Центробанка РФ.

Финансовая поддержка АПК Республики Дагестан

Успехи, достигнутые АПК республики за последние годы известны. АПК развивается по рыночным рельсам. В Республике Дагестан создано достаточное политическое, экономическое и правовое поле для дальнейшего развития АПК на базе различных форм собственности и хозяйствования.

В последние годы АПК Республики Дагестан получает солидные финансовые средства для своего развития. Не секрет, что экономика республики не получает достаточной отдачи от этих вложений, которую хотелось бы получать. Основной причиной, по нашему мнению, является недостаточный

уровень менеджмента и слабая экономическая работа в условиях рыночной экономики.

В республике достаточно примеров, когда одинаковые по форме хозяйствования субъекты, работая в одинаковых природно-климатических условиях, имеют разные результаты. Мы считаем, что главная причина кроется в плохом хозяйствовании.

Многие предприятия АПК, КФХ и СПК получают достаточно дотаций и субсидий. Для получения субсидий и дотаций сегодня достаточно грамотно составлять необходимые документы на их получение. Следовало бы эти субвенции и дотации выделять только после точной оценки возможных конечных результатов работы после получения подобной финансовой поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не секрет, что кроме слабого менеджмента в АПК есть и другие причины, влияющие на результаты работы предприятий, но не зависящие от системы сельского хозяйства. Особо тяжело АПК справиться с ростом цен на ГСМ и на оборудование. Цены ГСМ и оборудования для АПК в последние 15 лет по некоторым событиям возросли в 100 раз в то время, когда на продукцию АПК - только в несколько раз. Подобный диспаритет цен сильно бьет по экономике АПК.

В 2007г. из бюджета Минсельхоз РД получил только субсидий на диз-топливо около 36 млн. руб. Немалые средства выделялись и на использование химических удобрений. Из бюджета в текущем году Дагестану было выделено по 700 руб. за каждую тонну использованных в АПК минеральных удобрений.

Определенные средства выделяются и на страхование посевов сельхозпродуктов, это около 6 млн. рублей. Следует отметить, что страховое дело в АПК слабо развито. В 2008г. 145 хозяйств 15 районов республики получили 73 млн. руб. за засуху в 2007г. на полях, виноградниках и садах.

Федеральный бюджет в 2007г. выделил АПК Дагестана 18 млн. руб. на поддержку племенного дела, это 4 тыс. руб. в год на одну породистую голову крупного рогатого скота. Подобная поддержка ожидается и в 2008г. Большие деньги выделяются на поддержку элитного семеноводство. Из бюджета РФ в 2007г. было выделено по 7,5 тыс. руб. предприятиям за каждую тонну посеянных семян риса - элиты при их закупке, всего 3,1 млн. руб. В 2008г. эта цифра составляет 5,4 тыс. руб. за каждую посеянную тонну риса - семян.

Большая помощь оказывалась виноградарству из бюджета РФ в 2007г. в сумме 50,6 млн. руб., а из бюджета РД - 100,0 млн. руб. На посадку 1 гектара виноградников выделяется 20 тыс. руб. В 2008г. Дагвино получит из бюджета Дагестана 107 млн. руб.

Большая помощь АПК оказывается в форме выделения кредитных ресурсов, субсидирования процентной ставки на сельхозкредиты в размерах учетной ставки Центрабанка РФ. Как возмещение процентов по кредитам в 2007г. сельхозпроизводители республики из бюджета РФ получили около 60 млн. руб. и из бюджета РД - 8 млн. руб., их сумма в 2008г. составит 30 млн. руб. из бюджета РД и около 200 млн. руб. - из бюджета РФ.

Ежегодно на каждую овцематку выплачиваются компенсации от 50 до 120 руб., а овцепоголовье по данным статорганов в республике составляет около 5 млн. голов. Здесь много мнений - наличествует ли такое количество поголовья? Уточнить поголовье можно было бы по количеству сданной шерсти на шерстомойку. К сожалению, и это нельзя сделать, т.к. в Дагестане нет своей фабрики.

АПК РД нуждается в серьезной поддержке государства, иначе нельзя обеспечить продовольственную безопасность республики и России без резкого увеличения валового производства в АПК и роста производительности труда. Всего же помощь АПК из различных источников финансирования, по данным Минсельхоза РД, в 2008 г. ожидается в размере около 1,5 млрд. руб.

Литература

1. Беспахотный Г. Новые механизмы приоритетного развития сельского хозяйства. //Экономист. - 2008. - №7.- с.90-96.

2. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства. // Экономист. - 2006. - №10. - с.89-96.

3. Гордеев А. Инвестиционная привлекательность агропроизводства. // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №3. - с. 3-4.

4. Зельднер А. Инвестиции как условие экономического роста АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2005. - №5. - с. 19-20.

5. Кошолкина Л. Инвестиционная политика в агропромышленном комплексе. // Экономист. - 2006. - №12. - с. 23-26.

6. Материалы Интернет-сайтов www.mcxdag.ru,www.e-dag.ru

7. Мезенцева Е.С. Государственное регулирование развития аграрного сектора экономики региона (на материалах Ставропольского края): Дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Ставрополь, 2006. - 184с.

8. Сельское хозяйство Дагестана-2006. Статистический сборник. - Махачкала: Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по РД, 2007. - 148с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.