— Protected Designations of Origin and Protected Geographical Indications in Europe: Regulation or Policy?; FAIR — CT 95 — 0306, Final Report, European Commission, 2000.
10. Brandt H. Ansatzpunkte armutsorientier-ter Agrarentwicklungspolitik. — Deutsche Institut fur Entwicklungspolitik. Bonn, Oktober 2002. — 87 s.
+ + +
УДК 368.5
С.А. Межин, М.В. Межина S.A. Mezhin, M.V. Mezhina
РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE ALTAI REGION
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, поддержка сельских территорий, законодательные и подзаконные акты, программы развития сельских территорий Правительства РФ и региональных органов управления.
Агропромышленный комплекс является важнейшей составляющей экономики России и одним из основных видов деятельности для Алтайского края. Состояние аграрного сектора в значительной степени определяет народно-хозяйственный потенциал, экономическую и политическую обстановку в стране и регионе. В связи с этим вопросы развития сельского хозяйства являются наиболее актуальными как для России в целом, так и для отдельных ее субъектов. Определяя перспективы развития аграрного сектора АПК края, крайне важно учесть последствия вступления Росси в ВТО. В этом контексте сельское хозяйство и пищевая промышленность определяются как наиболее уязвимые отрасли. Здесь возрастают политические и экономические риски, обусловленные не только внутренними, но и внешними факторами развития АПК, в т.ч. усилением конкуренции со стороны иностранных производителей.
Keywords: social and economic development, support for rural areas, laws and regulations, rural development programs of the Government of the Russian Federation and regional governments.
The agro-industrial complex is one of the most important sectors of Russia's economy and a dominant type of economic activity in the Altai Region. The state of the agricultural sector considerably influences the national economy potential and the economic and political situation in the country and its regions. That is why the issues of agricultural industry development have been on the agenda over the recent years. When determining the prospects for the development of the agricultural sector of the region, it is essential to consider the consequences of Russia's WTO accession. In this context agriculture and food industry is considered to be the most vulnerable sector. There are increasing political and economic risks associated with not only internal but also external factors of the agricultural industry development including increased competition from foreign producers.
Межин Сергей Анатольевич, зам. начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края, г. Барнаул. E-mail: [email protected]. Межина Марина Валерьевна, к.э.н., доцент, каф. «Экономика, менеджмент и маркетинг», Барнаульский филиал, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Барнаул. E-mail: [email protected].
Mezhin Sergey Anatolyevich, Deputy Head, Main Dept. of Agriculture of the Altai Region, Barnaul. E-mail: [email protected].
Mezhina Marina Valeryevna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Chair of Economics, Management and Marketing, Barnaul Branch, Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: [email protected].
Введение
Алтайский край — крупнейший аграрный регион России, обладающий мощным ресурсным, производственным, интеллектуальным потенциалом. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 70% территории региона, более 45% населения проживает в сельской местности, а доля отрасли в валовом региональном продукте составляет 18%, что является одним из самых высоких показателей в Российской Федера-
ции. Природно-климатические и социально-демографические факторы сформировали экономическую структуру Алтайского края и обусловили его агропродовольственную специализацию, что позволяет региону вносить существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны [1].
Край входит в десятку крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России. По итогам прошедшего года занял 8-е место среди регионов страны.
Результаты исследования
Стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции в 2013 г. составила 122,4 млрд руб., индекс производства сложился на уровне 124% (по Российской Федерации — 106,2%), что на 35,6% выше, чем в 2012 г., который был самым тяжелым годом для сельского хозяйства края за весь анализируемый период. В крае расширяется применение адаптированных к природным условиям сортов и технологий, однако полностью нивелировать влияние природно-климатического фактора невозможно, что отражается на динамике объемов производства в отрасли. Тем не менее в целом за 20062013 гг. объемы сельскохозяйственной продукции выросли на 17% (рис. 1).
24,0
,0"
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Г Валовая продукция в действующих ценах, млн. руб.
Индекс физического объема,% к предыдущему году
Рис. 1. Производство продукции сельского хозяйства в Алтайском крае в 2006-2013 гг.
Несмотря на засуху, наш регион сумел сохранить свои лидирующие позиции по ряду сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В частности, по объемам производства зерна край занял 4-е место в РФ, молока — 3-е, мяса — 9-е (табл.).
За последние шесть лет в Алтайском крае в расчете на душу населения произведено в
среднем 1670 кг зерна, что в 1,7 раза выше необходимого для обеспечения продовольственной безопасности объема и почти в 3 раза превышает среднероссийский уровень.
По производству молока на душу населения — 567,6 кг в год, мяса — 140,0 кг скота и птицы на убой в живом весе край также занимает весомые позиции в Российской Федерации, 427,6 шт. яиц (по России — соответственно, 214,0 и 85,2 кг, 288,0 шт.)
Реализация мероприятий по интенсификации и модернизации сельскохозяйственного производства способствовала укреплению позиций региона в обеспечении продовольственной безопасности страны.
В прошедшем году объемы производства молока превысили внутри региональное потребление на 42%, мяса — на 48% (в среднем по РФ потребность по молоку покрывается на 81%, мясу — 75,5%). За пределы региона ежегодно вывозится около 70% производимых в крае муки и жирных сыров, 85% круп, 60% макаронных изделий, более 30% молоко- и мясопродуктов.
Сохранение потенциала развития сельскохозяйственного производства в непростых условиях двух последних лет стало возможным благодаря произошедшим качественным изменениям в развитии отрасли.
За последние пять лет на обновление парка сельскохозяйственных машин и оборудования в целом по краю было направлено более 25 млрд руб., в т.ч. в 2013 г. — более 4,8 млрд руб.
С 2008 г. на территории региона построено, реконструировано и модернизировано 346 объектов животноводства с привлечением более 14 млрд руб. кредитных ресурсов. Было создано более 4,5 тыс. новых рабочих мест.
Место и доля Алтайского края в общероссийском производстве основных видов продукции растениеводства в 2010-2013 гг.
Таблица 1
40
20
0
Сельскохозяйственная продукция Доля в общероссийском производстве, % Место среди регионов РФ
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Зерновые и зернобобовые культуры, всего* 4,2 3,6 5,4 5 7 4
в т.ч.
пшеница яровая 11,1 10,4 16,7 2 1 1
гречиха 42,8 39,8 43,8 1 1 1
Подсолнечник 2,7 3,1 4,1 12 11 10
Сахарная свекла 1,2 1,0 1,75 15 16 13
Молоко 4,6 4,5 4,4 3 3 3
Скот и птица в живом весе 2,9 2,8 2,8 8 9 9
* В весе после доработки.
Введены в эксплуатацию вертикально интегрированные агропромышленные комплексы:
ЗАО «Алтайский бройлер» Зонального района мощностью более 60 тыс. т мяса птицы в год;
ООО «Альтаир-Агро» Ребрихинского района по содержанию 24 тыс. гол. свиней в год;
вторая очередь животноводческого комплекса ООО «Западное» Ключевского района по производству молока и мяса с общим содержанием 10 тыс. гол КРС;
первая очередь свиноводческого комплекса ООО «Алтаймясопром» Тальменского района мощностью 100 тыс. гол.
В текущем году были трансформированы отдельные направления государственной поддержки, что позволило в определенной степени увязать объемы финансирования субъектов из федерального бюджета с их долей в производстве сельскохозяйственной продукции. Дифференцированный подход при предоставлении несвязанной поддержки в растениеводстве обеспечивает более справедливое распределение ресурсов федерального бюджета, и в дальнейшем этот подход необходимо совершенствовать и активно применять.
В комплексе мер социально-экономического развития Алтайского края особенно важным является сбалансированность отраслевой политики с политикой устойчивого развития сельских территорий. Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий Алтайского края осуществляются в рамках государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 гг., долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 гг., Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» на 2010-2015 гг.. Объем финансирования указанных мероприятий в 2013 г. составил 1694,5 млн руб., в том числе 698,6 млн руб. (41,2% от общего объема финансирования) из федерального бюджета, 575,3 млн руб. (34,0%) из краевого, 34,6 млн руб. (2,0%) из местных бюджетов, 386,2 млн руб. (22,8%) из внебюджетных источников.
Объем финансирования долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в 2013 г. составил более 1,2 млрд руб., в том числе за счет консолидированного бюджета края — более 400 млн руб. (рис. 2).
За десять лет реализации программы по социальному развитию села улучшили жилищные условия более 5 тыс. сельских семей, из них почти 2 тыс. — молодые семьи и
семьи молодых специалистов. Было построено (приобретено) 316 тыс. м2 жилья [2].
Наряду с этим реконструировано 369,5 км линий электропередачи, введено в эксплуатацию 510,7 км внутрипоселковых газовых сетей, газифицировано более 12 тыс. домовладений, построено 333,3 км водопроводных сетей, приведено в нормативно-техническое состояние (построено) 40 км автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты.
Рис. 2. Динамика объема финансирования мероприятий по социально-инженерному устройству села за 2006-2013 гг.
В 2012 г. программа по социальному развитию села дополнена новым направлением — развитие общеобразовательных учреждений в сельской местности. В рамках реализации данного направления в текущем году ведется строительство двух общеобразовательных школ на 436 ученических мест в селах Ха-барского и Бийского районов.
В Мамонтовском районе края завершен проект комплексной компактной застройки жилого микрорайона. Проектом было предусмотрено комплексное освоение земельного участка площадью более 60 га. В 2009-2012 гг. на его реализацию направлено около 190 млн руб. бюджетных ассигнований. Завершено строительство школы на 260 учащихся в с. Верх-Катунском Бийском района, осуществлялось строительство общеобразовательной школы на 176 учащихся в с. Утянка Хабарского района, построен фельдшерско-акушерский пункт в с. Вавилон Алейского района.
Нельзя не признать, что сдвиги, произошедшие за последние годы в социальном развитии села края, весьма существенны. Тем не менее все проблемы развития сельских территорий, накопленные в предыдущие десятилетия, решить не удалось. Отмечаются высокая изношенность объектов социальной и инженерной инфраструктуры, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, низкие доходы населения, недостаток финансовых ресурсов как для текущей, так и для инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, низкая обеспеченность хозяйств высококвалифицированными кадра-
ми при сокращении занятости сельского населения [3].
При этом значение села, где воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал, неизменно растает. Приоритетность работы по устойчивому развитию сельских территорий в Алтайском крае заключается и в значительной численности сельского населения — более 1 млн чел., и в специфике административно-территориального устройства региона, где на долю сельских поселений приходится подавляющая часть социальных институтов и инженерных систем [4].
В сложившейся ситуации целесообразна выработка дополнительных мер поддержки сельских территорий. Безусловно, они должны быть тесно увязаны с мерами поддержки развития производственного потенциала отрасли и повышения ее конкурентоспособности. В качестве основного программно-целевого инструмента решения этой задачи рассматривается федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая 10 июля одобрена на заседании Правительства Российской Федерации. В Алтайском крае аналогичная программа была принята еще в августе 2011 г.
Определяя перспективы развития аграрного сектора АПК края, крайне важно учесть последствия вступления России в ВТО. В этом контексте сельское хозяйство и пищевая промышленность определяются как наиболее уязвимые отрасли. Здесь возрастают политические и экономические риски, обусловленные не только внутренними, но и внешними факторами развития АПК, в т.ч. усилением конкуренции со стороны иностранных производителей.
К сожалению, основной проблемой, которая, несомненно, обострится в новых экономических условиях, является несовершенство экономического механизма хозяйствования в АПК. Финансовые результаты отрасли в значительной степени варьируют по годам [5]. Нестабильность ценовой ситуации на рынке сельхозпродукции и природных условий производства при неразвитой логистической инфраструктуре и удаленности региона от основных рынков сбыта продукции накладывают свой отпечаток на экономику сельхозоргани-заций и выступают лимитирующими факторами в повышении конкурентоспособности аграрного производства (рис. 3).
По-прежнему наблюдается отставание темпов роста затрат над темпами роста цены реализации на основные виды продукции. В сравнении с 2007 г. затраты на 1 га зерновых культур выросли в 1,5 раза, содержание 1 гол. основного стада — в 2 раза. При этом цена реализации на зерно и продукцию мо-
лочного скотоводства увеличилась в 1,7 раза. Такое соотношение приводит к формированию низкой доходности отрасли и снижению ее инвестиционной привлекательности.
134истая прибыль, млн. руб.
-Рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий. %
Рис. 3. Показатели
экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края в 2006-2013 гг.
Выводы
Отечественное сельское хозяйство заметно отстает в развитии от зарубежного, в силу как объективных, так и субъективных факторов. Более жесткие природно-климатические условия производства, высокие цены на энергоносители и топливо, менее доступные кредитные ресурсы, сравнительно низкий уровень государственной поддержки в сочетании с изношенной материально-технической базой сельскохозяйственных организаций и недостатками в организации аграрного производства приводят к тому, что затраты отечественных товаропроизводителей на единицу продукции более чем в два раза превышают уровень западных стран. При таких условиях выдержать конкуренции со стороны иностранных производителей будет очень сложно.
Главным инструментом адаптации аграрного сектора к условиям ВТО определена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., которая разработана с учетом присоединения России к ВТО и включает ряд мер по нейтрализации рисков [6].
Новые виды поддержки, предусмотренные в Госпрограмме, воспринимаются аграриями Алтайского края положительно. Тем не менее в целях повышения эффективности мер государственной поддержки и обеспечения объективного подхода к распределению субсидий из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации считаем необходимым проработать вопросы о внесении изменений в нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации и при-
казы Минсельхоза России с учетом следующих замечаний и предложений:
1. Сохраняются проблемы в механизме страхования сельхозтоваропроизводителей. Этот вид поддержки не получил широкого распространения и требует серьезной доработки. Несмотря на усиление конкуренции на рынке страхования сохраняются «серые схемы» и псевдострахование, направленное на перераспределение государственных средств. По оценкам экспертов рынка сельхозстрахо-вания, порядка половины собранных премий по договорам страхования с господдержкой приходится на страховщиков, которые работают в условиях непрозрачного рынка [7].
Требуется установить более четкий регламент по разработке объединениями страховщиков типовых договоров страхования в целях исключения дополнительных условий и обязательств сторон, не соответствующих нормативным документам по Агрострахова-нию, в том числе утвержденным Правительством Российской Федерации.
2. В целях создания условий для дальнейшего развития отрасли, повышения эффективности сельскохозяйственного производства в 2015 г. для предприятий агропромышленного комплекса края будет предоставлена государственная поддержка по следующим направлениям:
возмещение части затрат на приобретение элитных семян, на закладку многолетних плодовых и ягодных насаждений и уход за ними;
возмещение части банковской процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, животноводства, переработку и реализацию продукции указанных подотраслей, на развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства и животноводства, а также по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования;
возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства;
оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
поддержка племенного животноводства; возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей, поддержка технического перевооружения пчеловодства;
предоставление субсидий на 1 л (кг) реализованного товарного молока;
поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм;
поддержка в рамках экономически значимых региональных программ.
В соответствии с заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Алтайского края соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета 2355 хозяйствам края, планирующим сев на площади более 5 млн га, уже перечислены субсидии на оказание несвязанной поддержки в отрасли растениеводства в сумме 896,8 млн руб.
Получателям выплачены предусмотренные субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья пятнистых оленей, маралов и мясных табунных лошадей.
В текущем году указанные средства государственной поддержки доведены сельхозтоваропроизводителям на месяц раньше, чем в предыдущие годы.
В рамках реализации антикризисных мероприятий внесен ряд изменений в нормативные документы Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России и Администрации Алтайского края:
в постановлении Правительства РФ № 1460, регламентирующем субсидирование банковской процентной ставки по привлеченным кредитам и займам. Размер ставок субсидий федерального бюджета увеличен по краткосрочным кредитам — до 14,7 процентных пункта, по инвестиционным кредитам и кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования, — до 100% ставки рефинансирования Центробанка России. Указанные изменения позволят более чем 900 хозяйствам края снизить издержки на обслуживание привлеченных кредитов;
в постановлении Правительства РФ от
22.12.2012 № 1370, регламентирующем предоставление субсидий на 1 кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. Из условий предоставления субсидий сняты ограничения, применение которых предусматривало субсидирование с 2015 г. молока только высшего сорта, а также отменены следующие критерии выделения поддержки по показателям выхода телят на 100 коров, сохранение уровня производства молока и продуктивности коров, содержание в молоке жира и белка. За счет отмены указанных критериев увеличивается количество получателей государственной поддержки со 193 предприятий в 2014 г. до 368 предприятий в 2015 г.;
приказом Минсельхоза России от
15.01.2013 № 16 размер ставок субсидий на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение элитных семян увеличен: по колосовым культурам —
в 3,3 раза, крупяным — в 2,0, зернобобовым культурам — в 1,75 раза. Ежегодно семена высших репродукций приобретают около 300 предприятий края.
Высказанные предложения и замечания позволят повысить справедливость и результативность государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Библиографический список
1. Официальный сайт Алтайского края. [email protected].
2. Постановление Администрации Алтайского края от 25.03.2011 N 149 «Об утверждении краевой программы «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")» на 2011-2013 годы» // Алтайская правда. — N 92. — 07.04.2011.
3. Межина М.В. Эффективность сельскохозяйственного производства как основа развития сельских территорий // Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития: матер. 6-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 25 июня 2014 г.) / под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. — Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2014.
4. Афанасьева Е.П. Социальная инфраструктура села и пути обеспечения ее устойчивого функционирования (на примере Самарской области): автореф. дис. канд. экон. наук. — Оренбург, 2008. — С. 12.
5. Калугина З.И., Фадеева О.П. Новая парадигма сельского развития. — Мир России. — 2009. — N 2. — С. 34-49.
6. Межина М.В. Влияние сельскохозяйственных предприятий на развитие агросоци-альной системы муниципального района // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2012. — № 2(88). — С. 126-130.
+
7. Сельское хозяйство в условиях присоединения России к ВТО // Экономика сельского хозяйства России. — 2012. — № 74.
- С. 72-79.
References
1. Ofitsial'nyi sait Altaiskogo kraya. [email protected].
2. Postanovlenie Administratsii Altaiskogo kraya ot 25.03.2011 N 149 «Ob utverzhdenii kraevoi programmy «Stroitel'stvo, rekonstruktsi-ya i modernizatsiya 100 molochnykh i 100 my-asnykh kompleksov i ferm v Altaiskom krae (Programma "100 + 100")» na 2011-2013 gody» // Altaiskaya pravda, № 92, 07.04.2011.
3. Mezhina M.V. Effektivnost' sel'skokho-zyaistvennogo proizvodstva kak osnova razviti-ya sel'skikh territorii. // Sotsial'no-ekonomicheskaya politika Rossii pri perekhode na innovatsionnyi put' razvitiya: mater. 6-i mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Barnaul, 25 iyunya 2014 g. / pod obshch. red. I.K. Mishchenko, V.G. Pritupova. — Barnaul: IP Kol-mogorov I.A., 2014.
4. Afanas'eva E.P. Sotsial'naya infrastruktura sela i puti obespecheniya ee ustoichivogo funktsionirovaniya (na primere Samarskoi oblas-ti): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. — Orenburg, 2008. — S. 12.
5. Kalugina Z.I., Fadeeva O.P. Novaya paradigma sel'skogo razvitiya // Mir Rossii. — 2009. — № 2. — S. 34-49.
6. Mezhina M.V. Vliyanie sel'skokho-zyaistvennykh predpriyatii na razvitie agrosotsi-al'noi sistemy munitsipal'nogo raiona. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo univer-siteta. — 2012. — № 2 (88). — S. 126-130.
7. Sel'skoe khozyaistvo v usloviyakh prisoedineniya Rossii k VTO // Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. — 2012. — № 74.
— S. 72-79. +
УДК 351.81.003.13(571.15) В.В. Горшков
V.V. Gorshkov
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE MANAGEMENT OF A MUNICIPAL ENTITY
-V/-
Ключевые слова: транспортная инфраструк- Keywords: transport infrastructure, municipal en-
тура, муниципальное образование, транспорт- tity, transport network, road committee, passenger
ная сеть, дорожный комитет, пассажирские пе- transportation, rolling stock, transportation flow, ревозки, подвижной состав, транспортный по- fraff¡c control ток, диспетчерская служба.