УДК 343.83 V.V. KAREEV*
ББК К22409022 professional skills training in the
К22
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA
Аннотация: в статье предлагается программа формирования профессионально важного свойства личности курсантов вуза ФСИН России - профессионально-пенитенциарной направленности
Ключевые слова: профессионально-пенитенциарная направленность личности, вузы ФСИН России.
ВАДИМ
ВИКТОРОВИЧ
КАРЕЕВ*
РАЗРАБОТКАПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕНИТЕНЦИАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ
Annotation: the article deals with the program of professional skills training of students in the higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.
Key words: professional skills training, higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.
В соответствии с основными целями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предлагаем к внедрению в образовательный процесс вузов ФСИН России программу «Формирование профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса». При разработке программы мы исходили из того, что процесс формирования профессиональнопенитенциарной направленности личности курсантов обязан отражать ее структуру. При изу-че нии повседневной жизне деятельности курсантов мы учитывали, что развитие профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов есть одновременно управляемый (формирование) и самоуправляемый (саморазвитие) процесс. Концептуальная особенность данной программы заключается в формировании у курсантов уважительного отношения к правам осужденных.
Программа « Формирование профессиональнопенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса».
Цель программы: повышение уровня развития профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса.
Задачи программы: доведение до сознания, понимания курсантов общественной и государственной значимости профессии сотрудника УИС; развитие представления курсантов о своем профессиональном будущем на среднесрочную перспективу; развитие профессиональных интересов, склонностей курсантов; обеспечение высокой профессиональной ответственности поведения курсантов.
Критерий программы: количество (доля) курсантов, перешедших на более высокий уровень развития профессионально-пенитенциарной направленности личности.
* Старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Педагогика
Педагогика
Сроки и этапы реализации программы: 1-й курс вуза (сентябрь - июль). Первый этап: сентябрь - январь (1-е полугодие учебного года) -адаптация курсантов к условиям педагогической среды вуза ФСИН России. Второй этап: февраль - апрель (2-е полугодие учебного года) -развитие когнитивного компонента профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов. Третий этап: май - июль (2-е полугодие учебного года) - развитие эмоционального компонента профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: устойчивое изменение психологического состояния курсантов, выражающееся в достижении более высокого уровня развития профессионально-пенитенциарной направленности личности, и, как следствие, снижение количества курсантов с неудовлетворительным уровнем развития профессионально-пенитенциарной направленности личности.
1. Характеристика проблемы
Одной из важнейших составляющих реформирования уголовно-исполнительной системы государство считает подготовку персонала новой формации, способного на высоком профессиональном уровне воспринимать и реализовывать требования международных стандартов обращения с осужденными. Деятельность в УИС предъявляет серьезные требования как к личностным свойствам и качествам сотрудников, так и к их профессиональным знаниям, навыкам и умениям, которые во многом приобретаются и формируются в процессе обучения в ведомственных образовательных учреждениях.
Научно-исследовательским институтом УИС Минюста России в 1998-2002 гг. проводилось исследование мотивации профессионального выбора в уголовно-исполнительной системе. Объектом исследования были абитуриенты, курсанты и слушатели образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.
Ведомственная принадлежность образовательных учреждений ФСИН России определяет особенности подготовки специалистов с учетом дальнейшего прохождения службы в тяжелых, часто экстремальных условиях. Это связано с пребыванием в горячих точках, серьезными физическими и психологическими перегрузками. Наиболее подходящий для работы в уголовноисполнительной системе социальный тип личности среди курсантов встречается достаточно редко - около 20 % от общего числа курсантов1.
В 2002 г. положение с подготовкой персонала для уголовно-исполнительной системы в об-
разовательных учреждениях УИС Минюста России было таково:
- большая часть абитуриентов (96-98 %) -школьная молодежь, что уже проблематично с точки зрения адаптации к условиям будущей работы;
- последние опросы выпускников свидетельствуют о том, что значительная их часть не ориентирована на работу в учреждениях и органах, исполняющих наказания, по различным причинам;
- механизм подготовки специалиста должен быть более экономичен. На сегодняшний день он «тяжел» в финансовом отношении, и его «тяжесть» обусловлена в первую очередь оттоком хорошо подготовленных специалистов из системы.
В 2006 г. на должности среднего, старшего и высшего начсостава приняты на службу 7466 человек, младшего начсостава - 13 999, итого -21 465 человек. Из них лишь 2-3 % являются выпускниками ведомственных образовательных учреждений по очной форме обучения, специально подготовленнымидля работы в уголовно-исполнительной системе. Основными источниками комплектования кадров УИС служат сотрудники гражданских организаций и учреждений (от 50 до 51 %), лица, прибывшие из Вооруженных Сил, органов внутренних дел и других силовых структур (от 16 до 20 %), выпускники гражданских высших и средних учебных заведений (от 3 до 5 %). Подавляющее их большинство имеет слабое представление о задачах и функциях деятельности пенитенциарных учреждений, условиях и порядке прохождения службы во ФСИН России.
По состоянию на 2007 г. задача комплектования органов и учреждений ФСИН России высококвалифицированными специалистами, специально подготовленными ведомственными образовательными учреждениями, не была решена. Исследования показывают, что учреждениям и органам УИС необходимо до 8 тыс. специалистов ежегодно, суммарное же количество выпускников образовательных учреждений по очной и заочной формам не превышает и половины (в среднем 46-50 %)2.
В 2009 г. на должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава в учреждениях и органах ФСИН России принят 1041 сотрудник из числа выпускников образовательных учреждений ФСИН России, закончивших обучение по очной форме, что составило 12,6 % от общего числа принятых на должности данной категории за 2009 г.
В 2010 г. управлением кадров ФСИН России подготовлен перечень должностей в УИС, комплектование которых должно осуществляться исключительно выпускниками ведомственных образовательных учреждений3 .
2. Цель и задачи программы
Для того чтобы сформировать у курсантов профессионально-пенитенциарную направленность личности, необходимо воздействовать на три стороны сознания: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.
Когнитивный компонент профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов формируется преимущественно в таких формах воспитания, в которых основным средством воздействия оказывается слово. Отсюда и доминирование здесь таких форм работы с курсантами, как диспуты, конференции, встречи, олимпиады, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, обсуждение новинок литературы. Именно слово оказывается в них главной идейно-смысловой доминантой, средством выражения силы интеллекта, способности и стремления убеждать.
Эмоциональный компонент профессиональнопенитенциарной направленности личности курсантов формируется через образное восприятие мира, обогащение их эмоциональной сферы. Этому способствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как посещение театров, кинотеатров, музеев, выставочных залов, концертов, тематических вечеров, фестивалей, конкурсов, клубных встреч, участие в путешествиях, поездках, туристических походах. Важнейшей доминантой здесь становится искусство, помогающее будущему специалисту УИС обрести опыт понимания чувств другого человека, постижения его эмоционального состояния, ощущений и переживаний.
Поведенческий компонент профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов требует от будущегоспециалиста УИС поступка, соответствующегопрофессиональной этике, закрепления устойчивого стереотипа поведения через многократное повторение, выработки профессиональной привычки. Поведение курсанта отражает степень его соответствия профессионально-этическим нормам специалиста УИС, активное стремление к обогащению своего нравственного и профессионального потенциала. Это проявляется в сознательном и активном принятии курсантом профессиональных традиций и ритуалов, его участии в предметных олимпиадах, работе научных кружков на кафедрах, конкурсах научных работ и професси-
онального мастерства, в различных видах практики, в спортивных состязаниях и турнирах, несении службы и хозяйственных работах, гуманитарных акциях.
С учетом изложенного целью программы является повышение уровня развития профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса, что предполагает профессионализацию содержания традиционных форм воспитательной работы и требует от педагога постоянной деятельности по исследованию истории, современного состояния и перспектив развития уголовно-исполнительной системы.
Задачи программы: повышение осведомленности курсантов о профессии сотрудникаУИС; доведение до их сознания понимания общественной и государственнойзначимости профессии сотрудника УИС; развитие представлений курсантов о своем профессиональном будущем на среднесрочную перспективу; развитие профессиональных интересов и склонностей; обеспечение высокой дисциплинированности и личной ответственности курсантов за повышение профессиональной компетентности.
Повышение осведомленности курсантов о профессии сотрудника УИС. Для выполнения этой задачи необходимо информировать курсантов: о целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства государства, основных задачах, возложенных на ФСИН России; характеристике уголовно-исполнительной системы; специфике профессиональной деятельности; торжественных ритуалах, профессиональных традициях, истории, знаменательных и памятных датах учреждений и органов УИС; официальных символах и ведомственных наградах ФСИН России; правилах ношения формы одежды; правовой основе, условиях и порядке прохождения службы; личностных качествах и профессиональной этике сотрудникаУИС; квалификационных характеристиках выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; квалификационных требованиях к сотрудникам основных служб УИС.
Доведение до сознания, понимания курсантов общественной и государственной значимости профессии сотрудника УИС. Решение данной задачи предполагает работу по информированию курсантов о месте и роли уголовно-исполнительной системы в гражданском обществе и демократическом государстве. В основе сознания, понимания лежат имеющийся личный опыт и знания. Это проявляется в умении обосновать ценности общества с
Педагогика
Педагогика
высокоразвитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами, с высоким гражданским социальным статусом личности и роли государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, полномочий, предоставленных Федеральной службе исполнения наказаний.
Развитие представлений курсантов о своем профессиональном будущем на среднесрочную перспективу. Для осуществления этой задачи следует разъяснять курсантам схему профессионального планирования. При планировании своего профессионального пути необходимо обдумать свою главную цель, реальные пути и средства достижения поставленной цели и помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, поскольку жизнь динамична и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия.
Развитие профессиональных интересов и склонностей курсантов. Для решения данной задачи надо обогащать эмоциональную сферу курсантов. Профессиональные интересы проявляются в повышенном внимании к профессии, стремлении больше узнать о ней. Активные и устойчивые профессиональные интересы переходят в профессиональные склонности. Профессиональные склонности проявляются в стремлении курсанта заниматься профессиональной деятельностью. Они обычно сочетают в себе устойчивые профессиональные интересы и устойчивое стремление самому действовать нужном направлении. Оптимальный вариант в ситуации профессионального развития - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга.
Обеспечение высокой профессиональной ответственности поведения курсантов.Ре-шение данной задачи предполагает работу по развитию: личной ответственности за выполнение приказов и распоряжений начальников, профессионального долга, требований нормативных документов; стремления к повышению должностной компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей; высокой дисциплинированности.
3. Перечень мероприятий программы4:
1) групповые беседы по курсу «Осведомленность о профессии». Курс состоит из 12 занятий, каждое длительностью 2 учебных часа. Возможно увеличение длительности отдельного занятия и сокращение их общего числа;
2) диспут на тему «Осознание общественной и государственнойзначимости профессии». Одно
занятие продолжительностью 2 учебных часа;
3) групповая беседа на тему «Проектирование профессионального жизненного пути». Одно занятие продолжительностью 2 учебных часа;
4) посещение Государственногомузея истории ГУЛАГа (г. Москва).
5) посещение музея А.С. Макаренко (Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко, г. Москва);
6) посещение Центрального музея уголовно-исполнительной системы (г. Москва, планируемый срок создания 2011-2012 гг.)5.
4. Механизм реализации программы
Руководителем программы является заместитель начальника вуза, курирующий воспита -тельную работу. Руководитель несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, формирует при необходимости координационный совет программы.
Текущее управление программой осуществляют начальник учебно-строевого подразделения и кураторы учебных групп. Координатор программы - начальник учебно-строевого подразделения.
Мероприятия программы могут реализовываться как последовательно, так и параллельно. Проведение всех мероприятий программы целесообразно планировать на субботние дни.
До начала реализации программы начальник учебно-строевого подразделения на собрании курса представляет курсантам кураторов учебных групп. Начальник учебно-строевого подразделения совместно с кураторами учебных групп изучает социально-правовые (возраст, образование, гражданство и др.) и психологические характеристики (наличие соответствующихпсихо-логических качеств и способностей) курсантов.
В ходе первого этапа программы - периода адаптации курсантов к условиям педагогической среды вуза ФСИН России - проводится начальная работа по повышению осведомленности курсантов о профессии сотрудника УИС. Это предполагает доведение до курсантов личностно-значимой в период адаптации информации. В ходе первого этапа целесообразно проведение занятий по следующим темам курса «Осведомленность
о профессии»: предметы формы одежды сотрудников учреждений и органов УИС и правила ее ношения; официальные символы ФСИН России, профессиональные традиции и торжественные ритуалы УИС и Академии ФСИН России; правовая основа, условия и порядок прохождения службы в УИС; государственные гарантии, компен-
сации и льготы сотрудниковУИС и членов их семей; знаменательные и памятные даты УИС и Академии ФСИН России.
В ходе второго этапа продолжается работа по повышению осведомленности курсантов о профессии сотрудника УИС. Целесообразно проведение занятий по следующим темам курса «Осведомленность о профессии»: цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства государства, основные задачи ФСИН России; характеристика уголовно-исполнительной системы; специфика профессиональной деятельности сотрудников УИС; личностные качества и профессиональная этика сотрудника УИС; квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; квалификаци-
онные требования к сотрудникамосновных служб УИС; ведомственные награды ФСИН России; история УИС. На данном этапе также целесообразно проведение диспута на тему «Осознание общественной и государственнойзначимости профессии» и групповой беседы «Проектирование профессионального жизненного пути».
В ходе третьего этапа проводится работа по развитию эмоциональной сферы курсантов, что предусматривает посещение: Центрального музея уголовно-исполнительной системы (г. Москва, планируемый срок создания 2011-2012 гг.); Государственного музея истории ГУЛАГа; музея А.С. Макаренко. После посещения музеев целесообразно каждому курсанту составить краткий отчет о проведенном мероприятии.
1 См.: Мотивация профессионального выбора в уголовно-исполнительной системе: учеб.-метод пособие / Н.Н. Барановский, Б.Г. Бовин [и др.] М., 2004. С. 13-41.
2 См.: Шамсунов С.Х. Актуальные проблемы профессиональной подготовкисотрудниковуголовно-испол-нительной системы // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2007. N° 1. С. 2-3.
3 См.: ПеровС.В. Актуальныевопросы комплектованияведомственныхвузов // Там же. 2010. N° 8. С. 27-29.
4 См.: Кареев В.В. Формирование профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов: науч -метод рек. для начальствующего состава учеб.-строевых подразделений и кураторовучеб. групп М., 2009.
5 См.: Мероприятия по реализации государственнойпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2011-2015 годы». П. 19: утв. Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 5 октября2010 г. № 795.
Педагогика