Научная статья на тему 'Обоснование комплекса педагогических условий практико-ориентированного обучения современным инженерно-техническим средствам охраны и надзора в вузе ФСИН России'

Обоснование комплекса педагогических условий практико-ориентированного обучения современным инженерно-техническим средствам охраны и надзора в вузе ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ И НАДЗОРА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ENGINEERING AND TECHNICAL MEANS OF GUARD AND CONTROL / TRANSDISCIPLINARY APPROACH / SPECIALIZATION SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисьев Сергей Александрович

Использование инновационных технологий и подходов, увеличение количества и техническое усложнение аппаратуры, внедряемой в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), предполагает укомплектованность подразделений охраны и надзора высококвалифицированными специалистами, владеющими практическими навыками применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН). В то же время вопросы обучения современным ИТСОН в образовательных учреждениях ФСИН, в том числе и возможноcти применения практико-ориентированных методов обучения, фактически не исследованы. В настоящий период процесс обучения ИТСОН в системе профессионального образования ФСИН России строится в соответствии с дидактической триадой «знания – умения – навыки», при этом главное внимание уделяется усвоению знаний, что не в полной мере отвечает потребностям практики. Это подтверждается как результатами опроса руководителей органов и учреждений УИС, так и аналитическими обзорами ФСИН России, свидетельствующими о том, что контроль качества технического обслуживания ИТСОН, координация действий резервных групп с использованием ИТСОН по пресечению правонарушений остаются низкими. Одной из причин данных нарушений является низкая способность оценивать техническое состояние и применять современные ИТСОН, что свидетельствует, в свою очередь, о неэффективности процесса формирования инженерно-технической компетентности у будущих сотрудников пенитенциарной системы – курсантов вузов ФСИН России. Цель настоящей статьи – на основе теоретического анализа определить педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности практико-ориентированного обучения ИТСОН в вузах ФСИН. Методологическую базу исследования составили: системный подход в профессиональном образовании, личностно ориентированный подход, рефлексивно-деятельностный подход, трансдисциплинарный подход, использование активных форм в профессиональном обучении. На основании анализа литературы, рефлексии собственного опыта автором выделяются четыре педагогических условия, необходимых для реализации практико-ориентированного обучения современным инженерно-техническим средствам охраны и надзора в вузе ФСИН. Практическое использование полученных результатов состоит в том, что они могут быть положены руководством вузов и специализированных кафедр в основу обучения ИТСОН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисьев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of innovative technologies and approaches, increasing the number and technical complexity of the equipment being introduced in institutions of penitentiary system, involves the provision of guard and control forces by highly qualified specialists who have practical skills to use modern engineering and technical means of guard and control (hereinafter, ETMGC). At the same time, the problems of training in modern ETMGC in educational institutions of the Federal Penitentiary Service (FPS), including the possibility of practice-oriented teaching methods applying, are not actually researched. Today, learning ETMGC in the system of professional education of the FPS of Russia is based on the didactic triad "knowledge – abilities – skills", the main attention is paid to the assimilation of knowledge that does not fully meet the requirements of practice. This is confirmed by the results of the penitentiary system bodies and institutions heads questioning and Russian FPS analytical reviews, indicating that the quality control of ETMGC technical services, coordination of the reserve groups with the use of ETMGC for the suppression of offences remain poor. One of the reasons for these shortcomings is low capacity for evaluation of technical condition and using modern ETMGC indicating, in its turn, inefficiency in the process of engineering competence formation among future personnel of the penitentiary system trainees of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of this article is to determine the pedagogical conditions providing efficiency increase of practice-oriented learning ETMGC in the higher education institutions of the FPS on the base of theoretical analysis. Methodological base of the research was as following: system approach in vocational education, personal-oriented approach; reflective-activity approach, transdisciplinary approach, use of active forms in professional training. On the base of literature analysis, his own experience reflection, the author outlines four pedagogical conditions necessary for the implementation of practice-oriented learning of modern engineering and technical means of guard and control at higher education institutions of the FPS. Obtained results may be used in practice by higher education institutions managers and the specialized departments in learning ETMGC.

Текст научной работы на тему «Обоснование комплекса педагогических условий практико-ориентированного обучения современным инженерно-техническим средствам охраны и надзора в вузе ФСИН России»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181001 2018, № 1 (январь) УДК 378.147

Обоснование комплекса педагогических условий

практико-ориентированного обучения современным инженерно-техническим средствам охраны и надзора в вузе ФСИН России

Денисьев Сергей Александрович1

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия

denisevser@rambler.ru

Аннотация. Использование инновационных технологий и подходов, увеличение количества и техническое усложнение аппаратуры, внедряемой в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), предполагает укомплектованность подразделений охраны и надзора высококвалифицированными специалистами, владеющими практическими навыками применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН). В то же время вопросы обучения современным ИТСОН в образовательных учреждениях ФСИН, в том числе и возможности применения практико-ориентированных методов обучения, фактически не исследованы. В настоящий период процесс обучения ИТСОН в системе профессионального образования ФСИН России строится в соответствии с дидактической триадой «знания - умения - навыки», при этом главное внимание уделяется усвоению знаний, что не в полной мере отвечает потребностям практики. Это подтверждается как результатами опроса руководителей органов и учреждений УИС, так и аналитическими обзорами ФСИН России, свидетельствующими о том, что контроль качества технического обслуживания ИТСОН, координация действий резервных групп с использованием ИТСОН по пресечению правонарушений остаются низкими. Одной из причин данных нарушений является низкая способность оценивать техническое состояние и применять современные ИТСОН, что свидетельствует, в свою очередь, о неэффективности процесса формирования инженерно-технической компетентности у будущих сотрудников пенитенциарной системы - курсантов вузов ФСИН России. Цель настоящей статьи - на основе теоретического анализа определить педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности практико-ориентированного обучения ИТСОН в вузах ФСИН. Методологическую базу исследования составили: системный подход в профессиональном образовании, личностно ориентированный подход, ре-флексивно-деятельностный подход, трансдисциплинарный подход, использование активных форм в профессиональном обучении. На основании анализа литературы, рефлексии собственного опыта автором выделяются четыре педагогических условия, необходимых для реализации практико-ориентированного обучения современным инженерно-техническим средствам охраны и надзора в вузе ФСИН. Практическое использование полученных результатов состоит в том, что они могут быть положены руководством вузов и специализированных кафедр в основу обучения ИТСОН.

Ключевые слова: педагогические условия, образовательная деятельность, профессиональная подготовка, инженерно-технические средства охраны и надзора, практико-ориентированное обучение, трансдисциплинарный подход, дисциплины специализации.

Поступила в редакцию Received 13.12.2017 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.01.2018

Принята к публикации Accepted for publication 22.01.2018 Опубликована Published 28.01.2018

1 Денисьев Сергей Александрович, преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань, Россия

Введение

Настоящий период развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России характеризуется внедрением в практику современных инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН), обеспечивающих качественно новый уровень безопасности в пенитенциарных учреждениях. Современные ИТСОН следует рассматривать как человеко-машинные системы (man-machine system), или эргатические системы, т. е. системы, состоящие из людей и техники, причем все элементы такой системы (и человек, и электронная техника), используя преимущества и того и другого, повышают эффективность предотвращения угроз в условиях динамически изменяющейся оперативной обстановки на объекте УИС.

Человек-оператор, работающий в режиме управляющего объекта и выполняющий одну или несколько его функций (прием и оценка информации, принятие решения и действия, направленные на его исполнение и контроль) в эргатической системе, обеспечивает ее нормальную работу.

Общая тенденция к обеспечению охраны и надзора на объектах УИС дистанционным методом, с использованием систем электронного обнаружения и видеонаблюдения, сложность и многофакторность развития оперативной обстановки в процессе служебной деятельности делают, с нашей точки зрения, актуальным применение практико-ориенти-рованного подхода к организации обучения ИТСОН, при котором органически соединяются разнородные знания - когнитивный потенциал дисциплин специализации и практика их применения, в результате чего возникает новое, целостное, системное знание.

Рефлексия собственного опыта преподавания учебной дисциплины ИТСОН позволила выявить следующий набор форм, методов, делающих возможной реализацию практико-ориентированного подхода в обучении ИТСОН:

1) лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности);

2) практическая демонстрация (показ) ИТСОН и рассказ (работа в малых группах);

3) тренинги с использованием ситуационных задач, имитирующих служебную деятельность сотрудников ФСИН, с непосредственной эксплуатацией ИТСОН.

Концептуально содержательный компонент модели обучения ИТСОН, реализуемой с помощью данных форм, основывается на разумном сочетании изучения теоретической составляющей и квазипрофессиональной подготовки. В целях ориентирования содержания учебной дисциплины на реальные потребности работодателя ведется постоянный мониторинг способов и методов организации охраны и надзора на объектах УИС с использованием современных ИТСОН. В ходе реализации модели обучения ИТСОН достигается цель - формирование профессионально-специализированной компетенции «способность применять и использовать технические и инженерные средства надзора и контроля», обеспечивается высокий уровень готовности будущего выпускника к осуществлению практической деятельности.

Разработанная нами модель функционирует следующим образом. Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы в методы и условия их применения, и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс -самонастраивающаяся система. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание учебной дисциплины. Наиболее изменяемые элементы - это методы, средства и педагогические условия, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.

Таким образом, возникает необходимость выявления педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности практико-ориентированного обучения ИТСОН в вузах ФСИН. С этой целью нам нужно изучить и проанализировать опыт исследователей практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании, сравнить его с собственным опытом и сделать соответствующие выводы.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Практико-ориентированные образовательные технологии всегда находились и находятся в центре внимания педагогов-исследователей. В последние годы вопросам их организации посвящены работы Р. А. Аджимуллаевой, И. В. Жулановой, Л. Е. Со-лянкиной, П. И. Образцова, Ф. Г. Ялалова.

Так, например, И. В. Жуланова раскрывает практику вузов Европы в организации профессионального обучения в области социальной работы:

«- общее количество часов, отведенных на практическое образование (до 50% времени обучения в университете);

- использование в обучении определенных (креативных) методов (метод проблемно-ориентированного обучения, метод проектов и др.);

- ориентация обучения на работу в группе, команде;

- интеграция учебных предметов как "способ приближения" учебной (аудиторной) ситуации к реальной, фактической, способ задания целостного представления о будущей профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;

- большинство университетских преподавателей имеет значительный опыт практической социальной работы, и, продолжая преподавать, они постоянно обращаются к практической деятельности, которую рассматривают как источник повышения квалификации, профессионального мастерства» [1].

В свою очередь Л. Е. Солянкина выдвигает следующие условия организации профессиональной подготовки компетентного специалиста:

«- вся организация образовательного процесса (содержание учебных дисциплин и всех видов практик, информационные технологии и технические средства обучения) обладает практико-ориентированной направленностью;

- знакомство студента с реальной производственной ситуацией будет осуществляться до его выхода на практику» [2].

В своем диссертационном исследовании Р. А. Аджимуллаева обосновывает комплекс условий, способствующих повышению эффективности практико-ориентиро-ванных методов обучения в процессе их реализации в вузе МВД России:

«- привлечение к проведению практических занятий специалистов из следственных подразделений ОВД;

- постоянное развитие учебно-методической материальной базы;

- разработка и накопление практико-ориентированных методических материалов;

- организация обмена опытом преподавателей кафедр специализированных и общеобразовательных дисциплин по использованию практико-ориентированных методов;

- обогащение критериев оценки уровня подготовленности курсантов и деятельности преподавателей, включающих критерий использования практико-ориентиро-ванных методов обучения;

- необходимость изменения в оценках и самооценках курсантов и преподавателей позиции профессионала» [3].

Таким образом, анализируя педагогические условия, способствующие реализации практико-ориентированных технологий обучения, внедряемых в академическую образовательную деятельность, мы отметили те, которые, по нашему мнению, наиболее часто встречаются в педагогических исследованиях последних лет:

1.Увеличение количества учебных часов на практические занятия.

2. Формирование профессионального самоосознания обучаемых.

3. Интеграция профильных учебных дисциплин.

4. Использование активных методов обучения.

5. Моделирование ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности.

С целью учета влияния ведомственной специализации нами также были рассмотрены результаты исследований, связанных с проблематикой совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах ФСИН России. Так, М. В. Киселев выделяет следующие педагогические условия эффективной профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: «формирование у слушателей мотивации к творческой учебной деятельности, стимулирование творческих подходов к решению учебных задач, приближенных к реальной обстановке в пенитенциарных учреждениях» [4].

В свою очередь Л. В. Ковтуненко доказывает результативность следующих принципов в процессе профессионально-педагогического становления курсантов в вузе ФСИН, включающих:

«- учет общих педагогических принципов (гуманизации, демократизации, целостности, профессиональной целесообразности, политехнизма);

- признание развития личности курсанта как цели и результата учебно-воспитательного процесса;

- индивидуальный подход; координацию усилий руководящего, строевого и профессорско-преподавательского составов образовательного учреждения по организации и проведению профессионально-педагогического обучения, воспитания и личностного развития курсантов» [5].

Н. Н. Ивашко относит к педагогическим условиям реализации модели адаптации курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России следующие:

«- реализация образовательного процесса вуза ФСИН России на основе учёта особенностей актуального развития курсанта, требований и ожиданий образовательной среды вуза;

- реализация разнообразных возможностей образовательной среды вуза ФСИН России для самореализации личности курсанта в учебной, внеучебной и служебной деятельности;

- формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в курсантских коллективах, снятие адаптационных барьеров, связанных с неприятием субординации;

- формирование мотивации к учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов» [6].

В. Г. Игошин выдвигает условия реализации модели профессиограммы инспектора отдела охраны:

«- развитие и укрепление ценностных мотивов формирования профессионального интереса через совершенствование необходимых качеств личности;

- введение новых критериев определения достигнутого уровня профессиональной компетентности инспектора отдела охраны, сформулированных в его квалификационной характеристике;

- органическое единство и последовательное применение спецкурсов "Организация режима и охраны в исправительных учреждениях", "Особенности организации службы караулов по охране и конвоированию", "Профессиональная деятельность инспекторов отдела охраны" и всех видов практики (учебной, производственной, преддипломной);

- ее приближенность к условиям реальной профессиональной деятельности инспекторов, активное использование современных педагогических технологий, педагогического мастерства преподавателей и уровня учебно-материальной базы, применяемой на занятии» [7].

Г. А. Гиренок выявляет педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у курсантов вуза и повышения эффективности этого процесса:

«- развитие у курсантов потребности расширить профессиональные знания и коммуникативные способности;

- опора на самостоятельную работу курсантов;

- творческий характер заданий для самостоятельной работы и их вариативность;

- интеграция самостоятельной работы курсантов и опыта использования современных педагогических, профессиональных и информационных технологий; взаимосвязь формирования познавательной мотивации и коммуникативной активности личности;

- личностные качества преподавателя, создающего творческую атмосферу для общения и совершенствования коммуникативной компетенции;

- изучение дисциплины в формате модульно-рейтинговой системы» [8].

Анализ зарубежных источников также говорит о важности приобретения навыков эксплуатации технических систем. Так, в своем пособии для тюремного персонала E. Койл считает необходимым проведение надлежащего технического обучения персонала: «Сотрудники должны знать требования по обеспечению режимной безопасности. Это требует изучения технологии обеспечения безопасности: ключи, замки, оборудование видеонаблюдения и сигнализации» [9].

Р. Р. Поуп отмечает, что в США существует система заказов пенитенциарных образовательных программ для университетов и колледжей. В этих программах большое внимание уделяется практическим занятиям с демонстрацией деятельности действующего персонала тюрем по использованию технических средств [10].

Анализируя труды исследователей, посвященные проблематике совершенствования профессиональной подготовки курсантов в вузах ФСИН России, мы пришли к выводу, что в работах последних лет практически не исследованы условия самой образовательной среды ведомственного вуза, ресурсы «производственной базы» - учреждений УИС, возможности привлечения к учебным занятиям практических работников, не разработана модель выпускника (что должен уметь и чем владеть выпускник в условиях модернизации ИТСОН объектов УИС?), не описаны подходы к реализации интегративных связей когнитивного потенциала дисциплин специализации (алгоритмы решения наиболее важных профессиональных задач).

Методологическая база исследования

При решении проблемы поиска педагогических условий, повышающих эффективность практико-ориентированного обучения ИТСОН, методологическую базу составили: системный подход в профессиональном образовании (З. Ш. Тухтаева,

В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. М. Сидоркин, А. Р. Ходжабоев) [11-15], личностно ориентированный подход (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская) [16-19], рефлексивно-деятельностный подход (Н. Г. Алексеев, О. Б. Даутова, В. И. Загвязинский, А. Н. Леонтьев) [20-23], трансдисциплинарный подход (Л. П. Ки-ященко) [24], использование активных форм в профессиональном обучении (И. П. Подласый, В. П. Беспалько) [25-26].

Результаты исследования

Учитывая личный опыт автора в проведении пилотажных экспериментов по обучению современным ИТСОН, мнение практических работников, мы пришли к выводу о том, что повышению эффективности данного процесса будет способствовать следующий комплекс педагогических условий.

1. Первым необходимым условием, без которого невозможно реализовать последующие, является создание практико-ориентированной среды в вузе ФСИН.

Практико-ориентированную среду можно разделить на внешнюю и внутреннюю, включающие в себя следующие структурные элементы:

— специально организованные выездные занятия;

— учебно-лабораторная база вуза;

— система регулярной консультативной поддержки курсантов;

— механизмы взаимодействия с учреждениями-партнерами.

Внутренняя среда — это деятельность учебного отдела, выпускающих кафедр по организации различных мероприятий (учебных занятий, учебных практик и др.) в целях обеспечения практико-ориентированного изучения дисциплин специализации. Внешняя среда — это совокупность учреждений партнеров учебного заведения, созданных на их базе учебных рабочих мест, практических работников учреждений, участвующих в учебном процессе.

В условиях практико-ориентированной среды преподаватель учебной дисциплины «Инженерно-технические средства охраны и надзора» имеет возможность конкретизировать актуальные практические задачи и проецировать их на учебный процесс.

В Академии ФСИН России применительно к изучению учебной дисциплины «ИТСОН» реализуются специально организованные мероприятия в практико-ориен-тированной среде —выездные практические четырехчасовые учебные занятия и внеучебные практики, организуемые учебным отделом, центром практического обучения, кафедрой организации режима и надзора в УИС в ИК-2, СИЗО-1, Отделом конвоирования УФСИН по Рязанской области. Планирование и тематика выездных практических занятий инициируются преподавателями, ведущими дисциплину.

В рамках внеучебной практики курсанты ежедневно, согласно плану-графику, посещают учреждения УФСИН России по Рязанской области, где помогают сотрудникам нести службу в качестве часового пульта управления техническими средствами охраны (надзора), участвуют в проведении ежедневного технического обслуживания ИТСОН.

Учебно-лабораторная база вуза представляет учебные рабочие места: часового пульта управления техническими средствами охраны, часового пульта управления техническими средствами надзора. Оборудование учебных рабочих мест и полигонов должно быть максимально приближено к уровню оснащения исправительных учреждений и позволять выполнять основные виды деятельности специалиста (в нашем случае дежурного помощника начальника колонии, начальника караула).

Взаимодействие с учреждениями УИС обеспечивает качество подготовки выпускников и способствует формированию у преподавателей профессионально-педагогических компетенций. Формирование этих компетенций происходит в результате личностного общения с практическими работниками учреждений УИС, методической работы по созданию рабочих мест, ознакомления с вновь вводимыми в эксплуатацию современными ИТСОН, обучения и воспитания будущих специалистов УИС.

2. Следующим условием является привлечение к проведению практических выездных занятий специалистов подразделений инженерно-технического обеспечения территориальных органов, исправительных учреждений, следственных изоляторов, отделов по конвоированию. В идеальном случае это должен быть специально назначенный руководством учреждения сотрудник из числа инженеров или старших техников, включенный в расписание учебных занятий.

Вполне понятно, что специалист-практик гораздо лучше, чем преподаватель, знает «свое» учреждение, может рассказать и показать особенности оборудования ИТСОН вверенного ему объекта.

Он выступает проводником и организатором учебного занятия на территории учреждения, дополняет и конкретизирует рассказ преподавателя, является судьей последней инстанции в разрешении спорных ситуаций, возникающих в процессе проведения тренингов. Еще одно немаловажное преимущество - возможность деления учебной группы на части (одновременная работа преподавателя и сотрудника учреждения в разных подгруппах).

3. С целью повышения результативности применения методов практико-ориен-тированного обучения ИТСОН необходимо, чтобы курсант оценивал себя не с позиции учащегося, а с позиции сотрудника учреждения УИС. Исследователями (Л. ^ Бо-родавко [27], Ф. З. Кабиров [28], А. А. Вербицкий [29]) было доказано, что образ мышления обучающегося и работающего специалиста значительно различаются между собой. Если для обучающегося на первом плане (как для самого себя, так и в оценке преподавателя и одногруппников) стоят оценочные баллы, другими словами, степень усвоения теоретического материала, то для начинающего специалиста важны профессиональные особенности, способность ориентироваться в производственной обстановке, совершать правильные действия.

Учебная дисциплина «ИТСОН» изучается в 8-м и 9-м семестрах, одновременно с этим на четвертом курсе в период прохождения учебной практики происходит первое знакомство с профессией. Поведению курсантов присущ интерес к дисциплинам специализации, интенсивно ведется поиск ответов на вопросы, возникшие в ходе практики.

На последнем курсе, в преддверии окончания вуза, начинают формироваться четкие практические (пенитенциарно направленные) установки на будущий род профессиональной деятельности. Генерируются новые, выходящие на первый план профессиональные ценности, связанные с будущим местом службы, занимаемой должностью, материальным обеспечением.

Задача преподавателя - найти ответы на возникшие вопросы, подвести курсанта к осознанию важности обеспечения надзора и охраны на объектах УИС человеко-машинным способом, научить ориентироваться в оперативной обстановке на основе данных дистанционного электронного наблюдения, дать целостное умение действовать в условиях оперативно изменяющейся ситуации.

К объективным условиям, влияющим на профессиональное самоосознание будущих специалистов, можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профессиональную направленность учебно-воспитательного процесса;

- единство и взаимосвязь учебной (академической) деятельности и практико-ориентированной (квазипрофессиональной, профессиональной) подготовки.

К субъективным условиям можно отнести следующие:

- система признаваемых жизненных ценностей, как более частное - профессиональная ценностная ориентация;

- учебная активность курсанта в овладении будущей профессией;

- интеллектуальные способности;

- внутренняя установка на поиск еще не решенных проблем (склонность к научному творчеству);

- владение сложными коммуникативными навыками и умениями;

- сформированность самоконтроля и самооценки.

4. Трансдисциплинарный подход. В настоящее время развитие науки характеризуется усилением интегративных тенденций в изучении объектов, процессов. Это происходит потому, что современная наука исследует сложноорганизованные и саморазвивающиеся системы, требующие кооперативного взаимодействия различных научных дисциплин.

По мнению автора, профессиональная подготовка курсантов вузов ФСИН по специальности «Правоохранительная деятельность» упирается в литературную метафору «стык дисциплин», в нашем случае - дисциплин специализации, которая превращается в реальную границу, образованную «дисциплинарными коробками».

Главное достоинство использования трансдисциплинарного подхода в профессиональной подготовке курсантов вузов ФСИН с применением современных ИТСОН, с нашей точки зрения, заключается в переходе к исследованию реальности эксплуатации ИТСОН, при котором органически соединяются разнородные знания: когнитивный потенциал дисциплин специализации и практика их применения, в результате чего возникает новое, целостное, системное знание.

По мнению В. С. Мокия, «замысел идеи трансдисциплинарности заключается в том, что все природные феномены, предметы или процессы можно представить в образе некоторого условно ограниченного пространства. Тем самым создается возможность определить показатель, который принадлежит каждому пространству. Этим показателем является его состояние» [30].

Применительно к рассматриваемой нами теме под пространством мы понимаем процесс эксплуатации ИТСОН, в более развернутом виде - состояние систем охранно-тревожной сигнализации, видеонаблюдения, контроля управления доступом.

Система безопасности объекта УИС, включающая в себя вышеназванные системы, находится в постоянной готовности к применению. Главный показатель системы - ее равновесие (покой). При воздействии на систему нарушителя (под нарушителем понимается как спецконтингент, так и сотрудник, нарушающий должностные обязанности) система безопасности переходит из состояния покоя в тревожное состояние.

Трансдисциплинарный подход к профессиональной подготовке курсантов вузов ФСИН, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», основан на знании реальности практической деятельности начальника караула, дежурного помощника начальника колонии.

Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить следующее: обоснованные нами педагогические условия впервые рассматриваются в едином комплексе применительно к по-

ставленной цели - совершенствованию обучения современным ИТСОН - и, возможно, не являются исчерпывающими. Очевидно, что их реализация в академической образовательной деятельности вуза ФСИН требует системности, последовательности, материального и методического обеспечения, определенной психологической позиции как преподавателей, так и курсантов, направленной на формирование личного эмоционально-ценностного, позитивного и заинтересованного отношения к изучению ИТСОН, применяемых в учреждениях УИС.

Ссылки на источники

1. Жуланова И. В. Проблемы организации практико-ориентированного обучения в вузе. - Волгоград: ВГПУ, 2005. - С. 2. - URL: http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/jul_predu.htm.

2. Солянкина Л. Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарных наук. - 2010. - Вып. 11. - С. 82.

3. Аджимуллаева Р. А. Практико-ориентированные методы обучения в профессиональной подготовке следователей в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - С. 7.

4. Киселев М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2007. - С. 8.

5. Ковтуненко Л. В. Педагогические условия профессионально-педагогического становления сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. -Воронеж, 2006. - С. 10.

6. Ивашко Н. Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук. -Новокузнецк, 2009. - С. 8.

7. Игошин В. Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. - С. 9.

8. Гиренок Г. А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2013. - С. 10.

9. Coyle E. An approach to the management of the prison from the standpoint of human rights: Handbook for prison staff. - L., 2002. - Р. 22. - URL: http://www.prisonstudies.org/sites/default/files/resources/downloads/hand-book_2nd_ed_eng_8.pdf.

10. Pope R. R. Russian-American Law Enforcement Exchanges: What one program has accomplished // Law Enforcement Executive Forum. 2004. - Vol. 4, summer. - Р. 5. - URL: http://www.serendipity-rus-sia.com/PDF/articles/Law%20Enforcement%20Exch%20Accomp.pdf.

11. Тухтаева З. Ш. Методика межпредметной преемственности в профессиональном образовании: дис. ... канд. пед. наук. - Т., 2012. - 138 с.

12. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., 1980. Он же. Общество: системность, познание и управление. -М., 1981. - 432 с.

13. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973. - С. 61-63.

14. Методология системного подхода в педагогике / А. М. Сидоркин. - С., 1989. - С. 25.

15. Ходжабоев А. Р. Научно-педагогические основы учебно-методического комплекса подготовки учителя труда: дис. ... д-ра пед. наук. - Ташкент, 1992. - 406 с.

16. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1996. - 216 с.

17. Бондаревская Е. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк. духовности. - 1999. - № 5. - С. 41-66.

18. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: монография. -Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

19. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

20. Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., 2002. - 28 с.

21. Даутова О. Б., Христофоров С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации в образовании: сб. материалов конф. / С.-Петерб. филос. о-во ; под ред. Ю. Н. Солонина [и др.]. - СПб., 2003. - Вып. 29. - С. 309-317.

22. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.

24. Киященко Л. П. Опыт философии трансдисциплинарности: (казус «биоэтика») // Вопросы философии. -2005. - № 8. - С. 105-117.

25. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2003. - 141 с.

26. Бородавко Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: теоретические основы и практика организации: монография. - СПб.: СПбУ МВД России, 2005. - 219 с.

27. Кабиров Ф. З. Экспериментальная мастерская формирования собственного профессионализма в образовательном процессе // Наука образования: сб. науч. ст. - Омск: ОмГПУ, 2000. - Вып. 19. - С. 59-79.

28. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 204 с.

29. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2001. - 342 с.

30. Мокий В. С., Шегай О. Е., Жамборова А. О. Трансдисциплинарная конструкция гармоничного образования. -С 1. - URL: http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdkonstr.php.

Sergey A. Denisyev,

Lecturer, Regime and Supervision Organization Chair, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

denisevser@rambler.ru

Substantiation of pedagogical conditions set for practice-oriented learning modern engineering and technical means of guarding and control at the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract. The use of innovative technologies and approaches, increasing the number and technical complexity of the equipment being introduced in institutions of penitentiary system, involves the provision of guard and control forces by highly qualified specialists who have practical skills to use modern engineering and technical means of guard and control (hereinafter, ETMGC). At the same time, the problems of training in modern ETMGC in educational institutions of the Federal Penitentiary Service (FPS), including the possibility of practice-oriented teaching methods applying, are not actually researched. Today, learning ETMGC in the system of professional education of the FPS of Russia is based on the didactic triad "knowledge -abilities - skills", the main attention is paid to the assimilation of knowledge that does not fully meet the requirements of practice. This is confirmed by the results of the penitentiary system bodies and institutions heads questioning and Russian FPS analytical reviews, indicating that the quality control of ETMGC technical services, coordination of the reserve groups with the use of ETMGC for the suppression of offences remain poor. One of the reasons for these shortcomings is low capacity for evaluation of technical condition and using modern ETMGC - indicating, in its turn, inefficiency in the process of engineering competence formation among future personnel of the penitentiary system - trainees of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of this article is to determine the pedagogical conditions providing efficiency increase of practice-oriented learning ETMGC in the higher education institutions of the FPS on the base of theoretical analysis. Methodological base of the research was as following: system approach in vocational education, personal-oriented approach; reflective-activity approach, transdisciplinary approach, use of active forms in professional training. On the base of literature analysis, his own experience reflection, the author outlines four pedagogical conditions necessary for the implementation of practice-oriented learning of modern engineering and technical means of guard and control at higher education institutions of the FPS. Obtained results may be used in practice by higher education institutions managers and the specialized departments in learning ETMGC.

Key words: pedagogical conditions, educational activities, professional training, engineering and technical means of guard and control, practice-oriented training, transdisciplinary approach, specialization subjects.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

ISSN 2304-120Х

9 Т7¿ъU*. 1¿U1ÖU

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Денисьев С. А. Обоснование комплекса педагогических условий практико-ориенти-рованного обучения современным инженерно-техническим средствам охраны и надзора в вузе ФСИН России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - С. 1-10. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181001.htm.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Денисьев С. А., 2018

977230412018001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.