Научная статья на тему 'Особенности реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза'

Особенности реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / КУРСАНТ / CADET / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / THE REFORM OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

Рассматриваются особенности реализации практико-ориентированного подхода в процессе обучения курсантов ведомственного вуза Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России. Анализируя сложившееся в российском фундаментальном образовании традиционное построение образовательного процесса на основе «знаниевой парадигмы», автор выделяет ряд подходов в современной высшей школе, разработчики которых стоят на позиции внедрения практико-ориентированногообразования. На примере реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе СЮИ ФСИН России показываются возможности построения оптимальной модели взаимодействия теоретического обучения и профессиональной практики при подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы. Особое внимание в публикации уделяется проблеме поэтапного формирования у курсантов профессионально значимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF DEPARTMENTAL HIGH SCHOOLS

The article discusses the features of the implementation of practice-oriented approach in the process of teaching cadets of departmental high school Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. By analyzing of the existing Russian fundamental education traditional constructing of educational process on the basis of the "knowledge paradigm", the author identifies a few approaches in the modern high school of the developers, who stand in the position of implementation of practice-oriented education. For example, the implementation of practice-oriented approach in the educational process of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, the author shows the possibility of building an optimal model of interaction between theoretical learning and professional practice in the process of training of personnel for the criminal-executive system. Special attention in this publication is given to the problem of gradual formation of cadet professionally relevant competences.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза»

УДК 37

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Е.А. Тимофеева

Самарский юридический институт ФСИН России 443022, г. Самара, ул. Рыльская, 24в E-mail: anna0474@mail.ru

Рассматриваются особенности реализации практико-ориентированного подхода в процессе обучения курсантов ведомственного вуза - Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России. Анализируя сложившееся в российском фундаментальном образовании традиционное построение образовательного процесса на основе «знаниевой парадигмы», автор выделяет ряд подходов в современной высшей школе, разработчики которых стоят на позиции внедрения практико-ориентированного образования. На примере реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе СЮИ ФСИН России показываются возможности построения оптимальной модели взаимодействия теоретического обучения и профессиональной практики при подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы. Особое внимание в публикации уделяется проблеме поэтапного формирования у курсантов профессионально значимых компетенций.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, правовая культура, практико-ориентированное образование, курсант, уголовно-исполнительная система, реформирование уголовно-исполнительной системы.

Современный специалист пенитенциарной сферы должен не только обладать глубокими юридическими знаниями, но и быть профессионально грамотным, мобильным, способным адаптироваться к возникающим изменениям в обществе, отличаться гражданской зрелостью, патриотизмом, быть способным к обеспечению деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) на качественно новом уровне [1, с. 15]. В соответствии с этим требуется постоянное совершенствование личностных и профессиональных качеств сотрудников, повышение их образовательного ценза, квалификации. Высокий уровень подготовки сотрудников УИС в значительной мере зависит от качества их профессионального обучения в ведомственном вузе. Реформирование пенитенциарной системы России обусловило необходимость поиска в современной системе ведомственного образования ФСИН России подходов, способствующих подготовке специалистов, соответствующих вышеуказанным требованиям и ориентированных на практические потребности и задачи пенитенциарной системы.

Действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, по которым осуществляется обучение специалистов УИС, определяют перечень общих и профессиональных компетенций, приобретение которых позволит им успешно осуществлять профессиональную деятельность. Вышеперечисленные факторы диктуют необходимость переноса акцентов преподавания в ведомственном вузе из теоретической, знаниевой парадигмы в плоскость практико-ориентированного обучения. Речь идет о необходимости реализации в образовательном процессе современного ведомственного вуза практико-ориентированного подхода.

Елена Александровна Тимофеева, доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника института по научной работе.

Долгие годы российское фундаментальное образование, в том числе ведомственное, основывалось на знаниевой парадигме, выстраивая образовательный процесс на дедуктивной основе - в соответствии с дидактической триадой «знания - умения - навыки». При этом основное внимание уделялось первому ее элементу. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом, формирует необходимые в профессии умения и навыки. Однако в рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема практического применения усвоенного учебного материала. Высокий уровень знаний выпускников советских школ и вузов в 50-е годы признавался во всем мире. По уровню интеллекта молодежь Советского Союза занимала третье место в мире, а в 1964 году - второе. В 1957 году, когда СССР впервые в мире запустил искусственный спутник Земли, общественность США всерьез была обеспокоена успехами своего политического противника. В частности, об этом свидетельствует получившая широкую известность, опубликованная в американской прессе статья «Что знает Иван, чего не знает Джон?». Штаты активно начинают перенимать опыт Советского Союза в сфере образования [8, с. 51-55].

За последние 60 лет отечественная система образования в корне не изменилась, хотя кардинально изменились общественный строй, экономика страны. В рыночных условиях помимо знаний оказались особо востребованными умения применять их на практике. Академик А.М. Новиков в 2001 году в журнале «Народное образование» опубликовал статью «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван?», общая идея которой следующая: что знает Иван, уже знает Джон, а что умеет Джон, еще не умеет Иван [5, с. 8-9]. Сравнительное исследование уровня подготовленности к профессиональной деятельности, с одной стороны, выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (России, Украины, Беларуси), с другой - развитых стран Запада (США, Канады, Израиля, Франции), проведенное Всемирным банком, показало, что студенты постсоветских стран имеют высокие результаты (9-10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и низкие (1-2 балла) - по критериям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание». Представители развитых западных стран продемонстрировали диаметрально противоположные показатели: прекрасные навыки анализа, синтеза, умение принимать решения при относительно невысоком уровне знаний [2, с. 438-440].

В системе высшего образования России была традиционной установка: обучающимся необходимо дать знания, благодаря которым они станут успешными в профессии, в том числе на государственной службе. В результате такого подхода в стране сложилась ситуация, когда при огромном избытке специалистов с высшим фундаментальным образованием экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров. Сегодня высшее профессиональное образование остается государственным по форме, фундаментальным и академичным по содержанию. Скорейшему преодолению данного противоречия способствует применение в образовательном процессе практико-ориентированного подхода.

Современная высшая школа выработала целый ряд подходов к практико-ориентированному образованию. Первый из них связан с особенностями организации учебной, производственной и преддипломной практики обучаемого посредством погружения его в профессиональную среду, соотнесения его представлений о профессии с требованиями, предъявляемыми обществом, осознания собственной роли в профессии (Ю. Ветров, Н. Клушина). Второй подход связан с внедрением профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение

функциональных обязанностей по избранной специальности на требуемом уровне (П. Образцов, Т. Дмитриенко, Р. Ромашов). Третий подход связан с использованием в практико-ориентированном образовании возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева).

Итак, в условиях реформы отечественной системы высшего образования актуализируется проблема профильной специализации образовательной деятельности, осуществляемой ведомственными вузами ФСИН России. Концепция развития УИС Российской Федерации до 2020 года [3, с. 79-80] делает акцент на создании адекватной системы подготовки специалистов, учитывающей как сложившуюся в стране социально-экономическую обстановку, так и перспективы ее развития. Требования к профессиональной подготовке современного сотрудника УИС постоянно возрастают, так как он должен быть способен после окончания вуза найти оптимальное соотношение между предъявляемыми к нему требованиями общества и собственными ожиданиями с целью адаптации к профессиональной среде.

Набор актуальных для сотрудника УИС профессиональных и личностных качеств с течением времени обновляется. Среди них сегодня особо следует выделить: системное мышление; способность к глубокому анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, стремление к приобретению знаний; творческую активность и ответственность за выполняемую работу; высокий уровень правовой, информационной, экологической, коммуникативной культуры и т. д.

Актуальность проблемы реализации практико-ориентированного обучения будущего специалиста - сотрудника УИС обусловлена тем, что применение данного подхода позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения курсантами системой жизненно важных, практически востребованных профессиональных знаний и умений, развития творческих способностей и недостаточной исследованностью возможностей практико-ориентированного обучения в деятельности образовательных учреждений ФСИН России.

Основной целью практико-ориентированного подхода в вузе является построение оптимальной модели взаимодействия теоретического обучения и профессиональной практики в процессе подготовки специалистов. Модель такого обучения тесно связана с целями и стратегией УИС, ее текущими и перспективными задачами.

В Самарском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний на протяжении трех лет активно реализуется практико-ориентированный подход к обучению, способствующий формированию у курсантов и слушателей правовой культуры, направленный на освоение обучаемыми комплекса знаний, умений, навыков, с одной стороны, обеспечивающих всестороннее юридическое образование, а с другой - позволяющих достаточно эффективно решать проблемы и задачи, обусловленные должностными обязанностями сотрудников УИС [6, с. 67-70].

Сегодня институт готовит специалистов преимущественно для Федеральной службы исполнения наказаний по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», а также по направлениям 40.03.01 «Юриспруденция и 37.03.02 «Конфликтология». Курсанты и слушатели, обучающиеся за счет федерального бюджета, осваивают основную образовательную программу по специальности «Правоохранительная деятельность».

1 сентября 2010 г. в соответствии с распоряжением ФСИН России от 16 февраля 2010 г. № 31-р «О специализации образовательных учреждений ФСИН России» институт перешел на подготовку кадров по специализации «Организация режима и

надзора в УИС», в связи с чем в вузе была создана специализированная структурная единица - кафедра режима и надзора в УИС.

На сегодняшний день на основании распоряжения ФСИН России от 17 апреля 2013 г. № 84-р «О специализации образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России» за институтом закреплена специализация «Организация режима в УИС». Подготовку кадров по данной специализации курируют структурные подразделения ФСИН России: управление режима и надзора и управление организации деятельности тюрем и следственных изоляторов.

Применение в институте практико-ориентированного подхода, с нашей точки зрения, позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса. Этому способствует система отбора содержания вузовского учебного материала, помогающего курсантам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном образовательном процессе не только актуализируется имеющийся у курсантов жизненный опыт, но и формируется новый - на основе приобретаемых правовых знаний. Именно он становится основой как общего развития курсантов, так и формирования их правовой культуры [9, с. 134-136].

Учебный материал по каждой теме на всех курсах обучения обязательно подкреплен сведениями, отражающими место изучаемой науки, той или иной закономерности в профессиональной жизни. Отметим, что отбор и структурирование учебного материала в соответствии с практико-ориентированным подходом позволяют реализовывать социальную функцию, обеспечивать курсантов прикладными знаниями и умениями, воспитывать потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Профильность образовательной деятельности придает учебному процессу ярко выраженный прикладной характер с акцентированием внимания на практических и тренинговых формах занятий. Так, специфика практико-ориентированного подхода, в частности, реализована в создании институтом учебно-тренировочного комплекса «Полигон практического обучения сотрудников ФСИН России по специализации «Организация режима и надзора в УИС», на который в 2010 г. получен патент. На полигоне курсанты отрабатывают первоначальные умения и навыки перед занятиями, проводимыми на базе учреждений.

Сегодня учебно-материальная база реализации практико-ориентированного подхода в обучении курсантов по профилю подготовки «Организация режима в УИС» включает в себя учебно-тренировочный комплекс института и полигоны практического обучения, созданные по согласованию с профильными управлениями ФСИН России на базе учреждений ГУФСИН России по Самарской области.

Учебно-тренировочный комплекс института включает модели организации и функционирования отдельных элементов исправительных учреждений и СИЗО, а также специальные кабинеты кафедр (ситуационный центр, лаборатория СЭМПЛ, зал судебных заседаний и др.).

В учреждениях ГУФСИН по Самарской области образованы полигоны практического обучения, на которых созданы следующие рабочие учебные места: пост младшего инспектора по проведению краткосрочных и длительных свиданий в исправительном учреждении, пост младшего инспектора - оператора поста видеоконтроля в исправительном учреждении, пост младшего инспектора по ШИЗО и ПКТ в исправительном учреждении и другие.

В настоящий период практические занятия с курсантами института проводятся на базе ФКУ ИК-5, ИК-6, ИК-15, КП-27, ОСБ, СИЗО-1 ГУФСИН России по Самар-

ской области. Выбор учреждений обусловлен видами режимов исполнения наказаний, а также уровнем их материально-технического состояния [4, с. 20].

Особое внимание в учебном процессе института уделяется развитию у курсантов профессиональных компетенций, объединяющих знания, умения, навыки, необходимые для решения служебных задач в сфере установления и обеспечения режима и надзора в учреждениях УИС, в частности в отделах безопасности и отделах режима. Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта практической деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций.

Процесс постоянного «приращения» элементов профессиональных компетенций в рамках учебной деятельности реализуется в течение всех пяти лет обучения и связан с последовательным освоением уровней выполнения должностных функций сначала младшего, а затем среднего начальствующего состава.

В основной образовательной программе института специальные профессиональные компетенции младшего начальствующего состава формируются в течение первого, второго и третьего семестров не только в формате отдельных учебных дисциплин, но и в рамках факультативных занятий по подготовке младшего начальствующего состава (МНС) отделов безопасности, а также системы «сквозной» практики. По окончании первого курса учащиеся демонстрируют в основном теоретическую составляющую профессиональных компетенций, связанную со знанием организационных и правовых основ деятельности младшего начальствующего состава отделов безопасности и отделов режима. Вместе с тем результатом обучения в этот период является и опыт деятельности в должности оператора поста видеонаблюдения.

В третьем семестре приращение «деятельностных» элементов происходит за счет их расширения и углубления: учащийся демонстрирует опыт деятельности не только оператора поста видеонаблюдения, но и младшего инспектора отдела безопасности, а функционал оператора поста видеонаблюдения выполняется применительно к любому сектору наблюдения и любому типу учреждения.

Начиная с четвертого семестра обучение направлено на приобретение практических навыков, необходимых для деятельности МНС отделов режима и отделов безопасности. Обучение проходит на учебных рабочих местах учебно-тренировочного комплекса института и в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Самарской области. Дополнительное практическое обучение каждого курсанта составляет 96 часов в год.

С седьмого семестра продолжается формирование профессиональных компетенций, необходимых для деятельности инспекторов отделов режима и безопасности. Применяется междисциплинарный подход к содержанию специальных курсов, увеличивается количество часов практических занятий по отношению к другим формам аудиторной работы. Для выпускных квалификационных работ курсантов в ходе реализации всех уровней системы «сквозной» практики накапливается необходимый эмпирический материал. Таким образом, по окончании девятого семестра в результате постоянного последовательного наращивания объема компетенций, а также расширения их перечня практически заканчивается формирование компетент-ностной модели выпускника.

В процессе государственной аттестации посредством комплексной междисциплинарной оценки проверяется достижение интегрированного образовательного результата. Общим итогом в обучении будущего практического работника УИС является выпускная квалификационная работа (диплом) [4, с. 18, 19].

В рамках практико-ориентированного подхода, применяемого в институте с целью формирования у курсантов правовой культуры, большое внимание уделяется комплексному межкафедральному характеру обучения. Это позволяет скоординировать процесс определения содержания образования, а также с большей степенью логичности и целесообразности разработать практико-ориентированный учебный план и согласовать рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и практик. В течение всего периода обучения курсанты «наращивают» общекультурные, профессиональные и специальные компетенции [6, с. 79-80].

Важным направлением образовательной деятельности института в контексте решения задач, определенных Концепцией развития УИС РФ до 2020 года, является участие в реализации мероприятий по внедрению в практику УИС системы электронного мониторинга подконтрольных лиц ФСИН России (СЭМПЛ). В соответствии с указанием директора ФСИН России от 1 ноября 2011 г. институтом осуществлен комплекс организационно-практических мероприятий по созданию лаборатории СЭМПЛ. Работа в данной лаборатории расширяет профессиональный кругозор курсантов и в целом способствует повышению уровня их правовой культуры.

К образовательному процессу в институте традиционно привлекаются специалисты с большим опытом практической работы, сотрудники территориальных органов, представители профильных управлений ФСИН России. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение обучаемых к преподаваемому материалу. Интересный, доступный и личностно значимый материал обычно воспринимается без труда. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность курсантов становится успешной, а знания - востребованными.

К практико-ориентированному подходу можно отнести и своеобразие организации учебного процесса института. Так, обучение курсантов-первокурсников осуществляется на территории загородной учебной базы. Подобная локализация обучающихся, с одной стороны, способствует формированию у них чувств коллективизма, товарищества и взаимопомощи, а с другой - позволяет руководству курса и факультета повысить эффективность управления учебным процессом и контроля за поведением курсантов.

Вместе с тем не следует забывать о том, что качество образования зависит не только от индивидуальной квалификации преподавателя и материально-технической базы учебного процесса, но и от стремления обучаемых получать передаваемые им знания, применять их в повседневной жизнедеятельности. Поэтому курсанты проходят учебную и производственную практику в исправительных учреждениях УИС.

При реализации практико-ориентированного подхода в процессе обучения необходимо учитывать как уровень сформированного знания и понимания курсантами правовых норм, особенности их ценностного осмысления, так и существующую в обществе оценку права, формируемую различными общественными структурами. Эффективной реализации практико-ориентированного подхода в вузе способствует установление контактов с институтами гражданского общества, общественными и религиозными организациями.

С момента появления в 2001 году в Самарской области уполномоченного по правам человека институт постоянно взаимодействует с ним по проблемам, касающимся реализации конституционных прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, к которым относятся и учреждения уголовно-исполнительной системы России. В комплекс обсуждаемых вопросов входят не только и не столько наличие постоянных

или грубых нарушений прав человека в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, сколько необходимость приведения условий содержания в этих учреждениях в соответствие с общепринятыми, в том числе международно-правовыми, нормами, а также изменение личного отношения курсантов (будущих сотрудников УИС) к лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Положительным потенциалом для реализации практико-ориентированного подхода обладают образовательные программы, осуществляемые с 2012 г. Общественной палатой Российской Федерации и Общественным комитетом «За открытость правосудия». Так, в Самарском областном суде проводились образовательные имитационные игры «Уроки правосудия», которые воспроизводят работу суда присяжных. В мероприятии традиционно принимают участие курсанты института, студенты юридических факультетов других вузов, школьники старших классов.

«Урок правосудия» - это новый для российских вузов и школ опыт приобщения молодого поколения к правовой культуре, воспитания правовых навыков и первое реальное «приближение» учащихся к российскому суду. Исполняя роли адвокатов, прокурора, обвиняемых и свидетелей, курсанты и студенты проходят своеобразную юридическую практику: они самостоятельно разрабатывают линии обвинения и защиты, готовят судебную документацию, тренируются в полемическом красноречии в присутствии публики и СМИ. В процессе осуществления мероприятия курсанты могут увидеть, как работает суд, каким образом судья организует прения сторон, осознают ответственность судьи, прокурора и других участников процесса перед обществом.

Важным направлением практико-ориентированного подхода, реализуемого институтом, является взаимодействие вуза с Общественной наблюдательной комиссией по Самарской области, члены которой осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и оказывают содействие лицам, находящимся в местах лишения свободы, под стражей.

Институт также тесно взаимодействует с представителями Русской православной церкви. На территории СЮИ ФСИН России построен храм имени святого благоверного князя Дмитрия Донского. Представители РПЦ, а также других религиозных конфессий традиционно принимают участие в научных, культурно -просветительских мероприятиях, имеющих большое значение для духовно-нравственного становления будущих офицеров - сотрудников УИС.

Одним из наиболее действенных средств практико-ориентированного обучения является взаимодействие института с профильными управлениями и территориальными органами ФСИН России. К настоящему времени заключены договоры по проведению практических занятий с восемью подразделениями ГУФСИН России по Самарской области. Совместно с отделом профессиональной подготовки ГУФСИН России по Самарской области с 2011 г. проводятся комплексные межкафедральные учения, в которых задействованы курсанты 5-го курса. В 2011 г. с курсантами на основе практических ситуаций отрабатывались розыск и задержание бежавших осужденных, а в 2012-2013 гг. -освобождение заложников и ликвидация массовых беспорядков.

Реализация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов закладывает основы социальной и профессиональной мобильности, сбалансированных отношений личности и среды. Процесс учения приобретает познавательный, творческий характер, учебная деятельность для обучаемых становится успешной, а знания - востребованными. Свидетельство тому - самый высокий в регионе уровень трудоустройства выпускников института в учреждения, занимающиеся практической юридической деятельностью: 97 % окончивших юридический факультет, 89 % - факультет внебюджетной подготовки. Такие показатели свидетельствуют о востребованности выпускников института на рынке вакансий.

Итак, практико-ориентированный подход, применяемый в вузе, обладает значительными образовательными возможностями и обеспечивает развивающий учебно-

воспитательный результат, выражающийся в формировании устойчивого познавательного интереса, повышении уровня не только знаний, но и умений, а также правовой культуры будущего сотрудника УИС.

В заключение отметим, что практико-ориентированная модель образовательной деятельности Самарского юридического института ФСИН России была представлена на проводимой в 2013 г. в Санкт-Петербурге конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования Российской Федерации», по итогам которой институт был признан лауреатом конкурса «100 лучших вузов России» в номинации «Лучший профильный вуз» [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорожкин И.Б., Лебедев Г.П. Проблемы совершенствования патриотического воспитания сотрудников УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 5. - С. 15.

2. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. - Минск: Изд. центр БГУ, 2005. - С. 438-440.

3. Концепция развития УИС РФ до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N° 1772-р) // Собрание законодательства РФ. -25.10.2010. - № 43. - Ст. 5544.

4. Мишустин С.П. Организация практико-ориентированного подхода в обучении курсантов образовательных организаций ФСИН России. Проблемы организации режима в исправительных учреждениях, выработка путей их решения, вопросы обучения курсантов по специализации // Организация режима в уголовно-исполнительной системе: мат-лы Всеросс. научно-практ. конф., г. Новокузнецк, 14-15 мая 2014 г. - Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2014. - С.20.

5. Новиков А.М. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 8-9.

6. Ромашов Р.А. Компетентностная модель выпускника вуза в контексте практико-ориентированной образовательной деятельности // Вестник Самарского юридического института / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011. - Вып. 2 (4). - С. 67-70.

7. Самарский юридический институт ФСИН России: 20 лет спустя / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2014.

8. Тимофеева Е.А. Возможности практико-ориентированного подхода в формировании правовой культуры курсантов вуза ФСИН России // Вестник Владимирского юридического института. -2012. - №2 (23). - С. 51-55.

9. Тимофеева Е.А. Правовая подготовка сотрудников пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: Монография. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - С. 134-136.

10. Тимофеева Е.А. Правосознание: научная статья // Энциклопедия пенитенциарного права. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013. - С. 659-661.

11. Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы / Под ред. А.В. Малько, Р.А. Ромашова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрлитинформ, 2014.

ШС 37

THE FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF DEPARTMENTAL HIGH SCHOOLS

Поступила в редакцию 09.09.2014; в окончательном варианте 09.09.2014

E.A. Timofeeva

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 24v, Ryl'skaya str., Samara, 443022 E-mail: anna0474@mail.ru

The article discusses the features of the implementation of practice-oriented approach in the process of teaching cadets of departmental high school - Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. By analyzing of the existing Russian fundamental education traditional constructing of educational process on the basis of the "knowledge paradigm", the author identifies a few approaches in the modern high school of the developers, who stand in the position of implementation of practice-oriented education. For example, the implementation of practice-oriented approach in the educational process of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, the author shows the possibility of building an optimal model of interaction between theoretical learning and professional practice in the process of training of personnel for the criminal-executive system. Special attention in this publication is given to the problem of gradual formation of cadet professionally relevant competences. Keywords: practice-oriented approach, legal culture, practice-oriented education, cadet, criminal-executive system, the reform of the criminal-executive system.

Original article submitted 09.09.2014;

revision submitted 09.09.2014

Elena A. Timofeeva, doctor of pedagogical, associate professor, Deputy Chief of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia in scientific work.

УДК 372.881.111.1

ВИДЕОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Т.А. Филоненко

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: taf76@yandex.ru

Рассматривается проблема использования аутентичных видеофильмов на занятиях по английскому языку студентов неязыковых вузов. Согласно содержанию образовательного стандарта в области иностранного языка, коммуникативная компетенция включает следующие компоненты: грамматическую (формальную, лингвистическую) компетенцию, которая подразумевает знания в области грамматики и лексики, умение построения осмысленного высказывания; социолингвистическую компетенцию, т. е. способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации; дискурсивную компетенцию или речевую - способность построения связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи, умение выбирать лексические единицы в зависимости от типа высказывания; социокультурную - знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры. Основной целью исследования является разработка концепции формирования социокультурной компетенции в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» для студентов нефтетехнологических специальностей на материале видеофильма. Достижение этой цели позволит также решить ряд важнейших педагогических задач. Теоретические выводы публикации подтверждены практическими примерами. Следует подчеркнуть важность и необходимость создания подобных работ, так как наряду с многообразием учебных видеоматериалов наблюдается явный дефицит учебно-методических разработок именно к художественным видеофильмам. Очевидным достоинством последних является сила впе-

Татьяна Александровна Филоненко, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.