Педагогика
УДК378.147 V.V. KAREEV*
ББК 67.409.022
К22 EDUCATIONAL REQUIREMENTS
OF VOCATIONAL TRAINING GUIDANCE OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL
PENAL INSTITUTIONS
Аннотация: статья посвящена исследованию проблемы создания педагогическихусловий для развития профессионально важного свойства личности курсантов вуза ФСИН России - профессиональнопенитенциарной направленности
Ключевые слова: профессионально-пенитенциарная направленность личности, педагогическиеус-ловия.
ВАДИМ
ВИКТОРОВИЧ
КАРЕЕВ*
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕНИТЕНЦИАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ
Annotation', the article deals with educational requirements of vocational training guidance of students of higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.
Key words, vocational training guidance, educational requirements.
Проведенное нами исследование проблемы формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности показало, что проблема собственно направленности личности активно разрабатывается в психологии с начала ХХ в. и ученые-психологи неоднозначно понимают этот феномен. Большинство исследователей считают направленность личности основным системообразующим, ценностно-ориентационным свойством личности, формирующимся путем воспитания, и определяют направленность личности как совокупность ведущих устойчивых осознаваемых мотивов, ориентирующих и придающих поведению и деятельности личности личностное значение - смысл. Внешними формами проявления направленности личности выступают желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Социальные виды направленности личности: мировоззренческая (общественно-политическая), бытовая, профессиональная. В последние годы вопросы развития направленности личности стали предметом изучения и педагогической науки. Представление о направленности у педагогов возникает при попытке объяснения, но не описания поведения личности.
В ходе исследования мы установили, что профессия - это одновременно и область деятельности как множество трудовых постов, и общность людей, занятых в определенной отрасли труда. Решающий признак пригодности к профессии - профессиональная направленность личности. Она характеризует ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, влияющие на подготовкук профессиональной деятельности и ее успешность. Профессиональная направленность выражает ведущие осознаваемые отношения личности к избранной про-
* Старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
фессии на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Это ведущий фактор профессионального саморазвития личности, обеспечивающий устойчивость и высокую результативность работы личности над собой. Специфика профессиональной направленности личности обусловлена спецификой профессиональной деятельности, особенностями личности субъекта и объекта профессиональной деятельности: профессиональная направленность руководителей, профессионально-педагогическая, профессиональная направленность сотрудникаОВД военно-профессиональная и др.
Таким образом, профессиональная направленность личности - это решающий признак пригодности к профессии, она выражает ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, влияющие на подготовку к профессиональной деятельности и ее успешность на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, и обусловлена спецификой профессиональной деятельности, особенностями личности субъекта и объекта профессиональной деятельности.
В результате проведенного исследования установлено, что сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) - профессия, имеющая в своей структуре множество специальностей. Специфика профессиональной направленности личности курсантов вуза ФСИН России как будущих специалистов уголовно-исполнительной системы обусловлена спецификой профессиональной деятельности сотрудниковУИС, особенностями личности субъекта и объекта предстоящей профессиональной деятельности и заключается в том, что деятельность и направленность личности прежде всего являются профессионально-пенитенциарными. Ведущая особенность профессионально-пенитенциарной деятельности - это социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными. Профессионально-пенитенциарная направленность личности имеет в своей структуре когнитивный, эмоциональный (системообразующий) и поведенческий компоненты. Элементы когнитивного компонента: осведомленность о профессии; осознание общественной и государственной значимости избранной профессии; профессиональный план. Элементы эмоционального компонента: профессиональные интересы; профессиональные склонности; удовлетворенность профессией. Элементом поведенческого компонента выступает профессиональная ответственность поведения. Профессионально-пенитенциарная направленность лично-
сти курсантов вуза ФСИН России имеет четыре уровня развития: неудовлетворительный удовлетворительный, хороший, отличный.
Таким образом, профессионально-пенитенциарная направленность личности - это решающий признак пригодности к профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы, выража -ющий на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, влияющие на профессиональную деятельность, ведущая особенность которой- социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными
Для курсантов как будущих специалистов УИС профессионально-пенитенциарная направленность личности - это главный признак пригодности к профессии сотрудникауголовно-ис-полнительной системы, выражающий на когнитивном, эмоциональном и поведенческомуров-нях ведущие осознаваемые отношения личности к избранной профессии, влияющие на подготовку к профессиональной деятельности, ведущая особенность которой - социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными.
Мы полагаем правильным говорить о формировании профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-3-х курсов, а на старших курсах - о саморазвитии данного свойства личности (что останется актуальным и при переходе на двухуровневуюсис-тему высшего образования).
Опираясь на исследования других авторов, мы разработали модель педагогических условий формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов, включающую в себя: систему педагогических условий; педагогическое условие, которое необходимо обосновать; теоретическое и экспериментальное обоснование.
Система педагогических условий предполагает выявление на основе анализа эмпирического педагогического материала, педагогической литературы и собственного опыта развивающего потенциала внешних педагогических условий, существенно влияющих на процесс формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов:
- формирование у старшеклассников профильных классов средних школ ценностных отношений к профессиональной деятельности в исправительных учреждениях (М.С. Тарасиков);
- профессионализация обучения курсантов (В. А. Фефелов, В.С. Генералов, Г.И. Королев, А.И. Кочетов, А.П. Черных);
Педагогика
Педагогика
- вовлечение курсантов в деятельность, которая требует наличия профессионально важных качеств, умений и навыков (А.И. Кочетов, А. П. Черных);
- привлечение к воспитательной работе с курсантами сотрудникови ветеранов УИС с высоким уровнем развития профессионально-пенитенциарной направленности личности (авторское условие, принимается как аксиома);
- профессионализация воспитательной работы с курсантами (авторское условие, системообразующее).
На основе модели педагогических условий формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов нами было осуществлено планирование экспериментальной работы.
Для экспериментального обоснования мы предложили следующие формы воспитательной работы, направленные на формирование когнитивного и эмоционального компонентовпрофес-
сионально-пенитенциарной направленности личности курсантов: групповые беседы по курсу «Осведомленность о профессии»; диспут на тему «Осознание общественной и государственной значимости профессии», групповая беседа на тему «Проектирование профессионального жизненного пути»; посещения Г осудар ственного музея истории ГУЛАГа (г. Москва), музея А. С. Макаренко (Центр внешкольной работы имени А.С. Макаренко, г. Москва).
Нами установлено, что профессиональнопенитенциарная направленность личности курсантов - сложное интегративное образование, которое характеризуется несколькими показателями. При этом возникает вопрос о возможности однозначной оценки этого свойства одной величиной - комплексной оценкой, систему которой мы предложили (табл.).
Логика построения комплексной оценки уровней развития профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов зак-
Комплексная оценка уровней развития профессионально-пенитенциарной направленности у курсантов
У ровень развития ППН личности курсантов Наименование показателя Неудовлетво- рительный У довлетвори тельный Хороший Отличный
Возможные значения показателей, балл
1.1. Осведомленность о профессии 1, 2, 3 2 или 3 3 или 2 3
1.2. Осознание общественной и государственной значимости профессии 1, 2, 3 2 или 3 3 или 2 3
1.3. Профессиональный план 1, 3 3 3 3
2.1. Профессиональные интересы 1, 2, 3 2 или 3 3 или 2 3
2.2. Профессиональные склонности 1, 2, 3 2 или 3 3 или 2 3
3.1. Профессиональная ответственность поведения 1, 2, 3 2 или 3 3 или 2 3
Сумма баллов 6-16 13-15 16, 17 18
Примечания: В системе показателей есть хотя бы один, оцененный на 1 балл Количество показателей, оцененных на 2 балла, равно или больше, чем оцененных на 3 балла Количество показателей, оцененных на 3 балла, больше, чем оцененных на 2 балла
лючалась в том, что мы проводили количественный анализ с использованием методов описательной статистики по всем измеренным показателям, допуская их равнозначность, но при построении комплексной оценки осуществляли как количественный, так и качественный анализ всех показателей.
Роль методов математической статистики в нашем исследовании заключалась в том, чтобы корректно и достоверно обосновать совпадение или различие начального и конечного состояний экспериментальной и контрольной групп.
В качестве основного диагностического инструментария при проведении эксперимента мы использовали методы беседы - лист индивидуальной беседы «Осведомленность о профессии» (авторская методика); опроса - опросник «Осознание общественной и государственной значимости профессии сотрудникаУИС» (авторская методика), методика «Я через 10 лет» (В.Б. Успенский, А.П. Чернявская), в том числе методы психодиагностики: дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов), методика« Карта склонностей» (Е.Е. Смирнова); служебные карточки курсантов.
Валидность и надежность методов психодиагностики обеспечивались применением стандартизированных опросников, а достоверность всех диагностических методов - сугубо педагогическим воздействием на курсантов.
Применение экспериментального метода мы сочетали с использованием методов наблюдения и оценивания. При интерпретации результатов эксперимента принимали во внимание современные теории личности, подходы и концепции воспитания.
В результате нашей экспериментальной работы были получены статистически значимые изменения следующих показателей: осведомленность о профессии; осознание общественной значимости профессии; профессиональные интересы; профессиональная ответственность поведения. По показателям «профессиональный план» и «профессиональные склонности» статистически значимых изменений не произошло. Показатель удовлетворенности профессией не измерялся.
Фактический материал, полученный в результате проведенного теоретического и экспериментального исследования, позволил разработать ряд предложений по обеспечению пе-
дагогических условий формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.
1. Профессионализация обучения курсантов. В рамках данного педагогического условия мы предлагаем внедрить в учебный процесс по всем кафедрам вуза ФСИН России практическое занятие по любой из дисциплин, преподаваемых кафедрой, с выездом в практические учреждения и органы УИС.
2. Вовлечение курсантов в деятельность, которая требует наличия профессионально важных качеств, умений и навыков. При реализации этого условия разумно обратиться к резервам театральной педагогики, так как это будетспособствовать развитию эмпатии у курсантов, продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения, способности к сотворчеству и сопереживанию. Кроме того, использование приемов театрального искусства в воспитательных целях поможет курсанту выстроить собственное поведение, достичь естественности в общении, отобрать наиболее эстетически яркую, а не только значимую, смысловую информацию, поверить в себя.
3. Профессионализация воспитательной работы с курсантами - системообразующее педагогическое условие для вуза ФСИН России. Мы полагаем необходимымвнедрить в воспитательный процесс вуза ФСИН России программу «Формирование профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса». Ее концептуальная особенность заключается в формировании у курсантов уважительного отношения к правам заключенных под стражу и осужденных, что, в свою очередь, требует признания того, что они прежде всего люди.
Реализация программы позволит повысить уровень развития профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса. О ее полной сформированности (или полной развитости) в условиях вуза ФСИН России, полагаем, говорить некорректно, поскольку понятие развития (включающее в себя понятия созревания, формирования и саморазвития) предполагает постоянное совершенствование. В дальнейшем предполагается разработка подобной программы для курсантов 2-го и 3- го курсов.
Педагогика