РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО ГЕОГРАФА В УНИВЕРСИТЕТЕ
DEVELOPING PROFESSIONALLY ORIENTED TECHNOLOGY FOR TEACHING CARTOGRAPHIC LITERACY OF FUTURE GEOGRAPHERS AT UNIVERSITY
Е. А. Санкова
В статье речь идет о разработке профессионально ориентированной технологии обучения для формирования картографической грамотности как одной из основных профессиональных компетенций будущего географа. Рассматриваются этапы ее проектирования на основе системного, компетентност-ного, личностно ориентированного и контекстного подходов. Акцент делается на адаптацию, индивидуализацию и дифференциацию в обучении.
Ключевые слова: картографическая грамотность, профессионально ориентированная технология обучения.
E. A. Sankova
The article deals with developing professionally oriented technology for teaching cartographic literacy as one of the basic professional competencies of a future geographer. The author examines stages of planning it on the basis of system, competence, individually oriented and contextual approaches. The author focuses on the adaptation, individualization and differentiation in teaching.
Keywords: cartographic literacy, professionally oriented technology of teaching.
Картографические знания являются одной из составляющих географического образования в высших учебных заведениях.
В современном обществе картография играет важную роль как держательница пространственной информации о природе, обществе и их взаимодействии. Географическая карта не может быть заменена ни текстом, ни живым словом, так как они не дают пространственного образа территории, позволяющего одновременно его обозревать и сопоставлять в пространстве свойства нужных объектов. Язык карт - это во многом особый язык. Ему присущи такие качества, как лаконичность, строгость, точность и наглядность.
Поэтому необходимо обеспечить будущих географов высоким уровнем картографической подготовки, сформировать у них картографическую грамотность.
Картографическая грамотность будущего географа - это система знаний, умений и навыков в области картографии и топографии, а также совокупность профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность их реализации в своей будущей профессиональной деятельности.
Формирование картографической грамотности у студентов вуза затруднено по ряду причин. Во-первых, обучающиеся имеют недостаточную подготовку, а во-вторых, используемые пути и способы обучения не позволяют в полной мере гарантировать достижение результата.
При явно выраженном росте интереса молодежи к получению высшего образования наблюдается снижение требований к отбору абитуриентов. Это вызвано острой демографической ситуацией в стране, проявляющейся в
уменьшении числа абитуриентов и тяжелым финансовым положением российских вузов. В итоге часто в вузы принимаются абитуриенты с низким уровнем готовности к обучению в высшей школе. В частности, при обучении картографии и топографии отмечается отсутствие элементарных школьных знаний: студенты плохо читают, не знают определения географических координат, не могут сложить положительное и отрицательное число, не умеют пользоваться транспортиром и даже линейкой (начинают измерять не от 0, а от 1). Не знают, что такое измеритель. Не умеют считать в столбик, не знают что 1°= 60 и т. п., не говоря уже о тригонометрии. Отмечается не только общее снижение подготовки, но и большое расслоение студентов одной группы по исходным уровням обученно-сти, способностям к обучению и мотивации, что также осложняет работу преподавателя.
Это было выявлено в результате определения исходного уровня обучающихся. Было проведено анкетирование, в котором участвовало 165 человек. Респонденты отвечали на вопросы анкеты, определяющие наличие у студентов-первокурсников необходимых знаний и умений в соответствии со школьной программой.
По итогам анкетирования студенты были разделены на три группы по степени готовности к изучению картографических дисциплин. В результате анализа только 13% (21 чел.) респондентов отнесены к высокому уровню готовности, 40% (66 чел.) - к среднему и 47% (78 чел.) - к критическому уровню.
Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод: при общем положительном отношении к картографическим дисциплинам студенты недостаточно
подготовлены, испытывают потребность в получении знаний, умений и навыков по картографии и топографии.
При организации обучения картографическим дисциплинам в вузе в качестве педагогического базиса предлагается использовать сочетание нескольких подходов: системного, компетентностного, личностно ориентированного, контекстного и технологического.
Использование системного подхода обусловлено необходимостью рассмотрения процесса обучения картографическим дисциплинам как педагогической системы с присущими ей свойствами, особенностями и закономерностями. Система исследуется как единый организм с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешних связей с другими системами и объектами.
Компетентностный подход приобретает свою актуальность в связи с введением государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения на основе компетентности и системы зачетных единиц. Этот подход рассматривается как один из наиболее перспективных с точки зрения оценивания эффективности профессиональной подготовки студентов, в соответствии с которым критериями готовности к будущей деятельности выступает профессиональная компетентность и входящие в нее компетенции (базовые знания, умения, навыки, опыт деятельности). С этих позиций картографическая грамотность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности студентов географических специальностей, одной из его основных профессиональных компетенций.
В основе личностно ориентированного подхода лежит гуманистическая психология и педагогика. Он основан на признании студента активным субъектом в образовательном процессе. В традиционной системе заботой педагога, целью обучения является формирование определенных черт гармонически развитой личности. Эти черты формируются под воздействием обучающего, всей педагогической системы. Задачей личностно ориентированного подхода является раскрытие потенциала обучающегося, развитие его индивидуальности, предоставление возможности личностного роста. При использовании данного подхода преподаватель становится не просто носителем знаний и информации, он призван не только передавать опыт, но и выступать в роли помощника в обучении, что естественным образом меняет отношение преподавателя к себе и студентам. Результатом реализации этого подхода является изменение позиции преподавателя и обучающегося. Для будущих географов создаются условия активного овладения картографическими знаниями, умениями и навыками, формируются соответствующие качества личности.
Контекстный подход предполагает личностное включение обучающихся в учебную деятельность, последовательное моделирование в ней содержания, форм и условий профессиональной подготовки специалистов. В контекстном обучении в формах учебной деятельности обучающихся происходит последовательное моделирование содержания и условий профессиональной деятель-
ности специалиста. Содержание обучения проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной. Контекстность обучения предполагает, что процесс обучения картографии, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для каждого обучающегося цели, а с другой - строится с учетом их будущей профессиональной деятельности.
В качестве интегративного подхода в обучении картографическим дисциплинам предлагается использовать технологический подход. В современных условиях он в наибольшей степени отвечает целям и задачам подготовки студентов. Это связано с тем, что реализация данного подхода в педагогической практике приводит к достижению гарантированного результата. Таким образом, для формирования картографической грамотности в вузе на занятиях по картографии и топографии целесообразно организовывать и проводить обучение на основе соответствующей профессионально ориентированной технологии. Это определенная последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему. Данная технология ориентирована на подготовку специалиста с определенными профессионально значимыми качествами личности и обладающего соответствующими знаниями, умениями и навыками.
Чтобы процесс формирования картографической грамотности осуществлялся на технологическом уровне, важно выполнение следующих условий:
- гарантированная результативность педагогического процесса, выраженная в заранее заданных уровнях знаний, умений и навыков обучающихся по учебным дисциплинам «Картография» и «Топография». Это предполагает государственную стандартизацию высшего образования, определенную этапность и логику организации педагогического процесса, нацеленного на выполнение норм государственного образовательного стандарта по специальности и квалификационных требований к выпускнику;
- целевая направленность на формирование у студентов вуза картографической грамотности;
- системность и целостность, проявляющиеся во взаимосвязанности и взаимообусловленности применения в учебной, воспитательной и методической работе типовых форм, методов, средств и процедур обучения;
- динамизм, рассматриваемый с позиции поиска и реализации новых рациональных форм, методов, средств и процедур учебной деятельности, что обеспечивает высокий уровень обученности выпускников;
- стандартизация, структурированность и воспроизводимость педагогического процесса, позволяющие проектировать определенную структурно-логическую последовательность процесса обучения будущего географа на основе конкретных профессиональных образовательных программ; предъявлять к каждому обучающемуся типовые квалификационные требования, определяемые государственным образовательным стандартом; воспроизводить процесс подготовки специалистов по одним и тем же учебным планам и программам.
В связи с тем, что дисциплины «Картография» и «Топография» изучаются на младших курсах, одной из задач профессионально ориентированной технологии обучения является адаптация студентов к учебному процессу в вузе.
Студенты первого курса, попадая в университетскую систему обучения, часто оказываются неподготовленными к новым условиям. Сталкиваясь с новым содержанием, формами и методами обучения, более жесткими требованиями, резким увеличением объема учебного материала, иным режимом работы, коллективом преподавателей и т. д., первокурсники испытывают большие трудности в приобретении знаний как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам.
Адаптация первокурсников к обучению в вузе - это процесс приспособления студентов к учебному процессу вуза: новой структуре (новым формам, методам учебной деятельности), новой социальной среде - учебному коллективу вуза (студенческой группе, коллективу преподавателей), к изучению картографии и других учебных дисциплин.
Адаптация студентов младших курсов важна еще и потому, что в это время формируется общекультурный фундамент их будущей профессиональной деятельности, отношение к учебе, продолжается активный поиск себя и возможностей самореализации.
Также важна дифференциация обучающихся в связи с тем, что они имеют разный уровень подготовки, различные способности и особенности усвоения знаний. Она выступает ведущим направлением личностно ориентированного обучения всякой учебной дисциплины, в том числе картографии и топографии.
Учитывая это, считаем, что одной из особенностей проектируемой технологии становится адресность, обеспечивающая индивидуализацию, дифференциацию и личностно ориентированный подход в обучении.
Обобщая сказанное, уточним и конкретизируем содержание понятия «технология обучения будущего географа в вузе». Это научно обоснованная и нормированная по целям, содержанию образования система форм, методов, средств и процедур, используемая при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности педагогов и обучающихся для формирования картографической грамотности.
Проектирование профессионально ориентированной технологии обучения для формирования картографической грамотности студентов вуза основывается на содержании дисциплин «Картография» и «Топография» и включает себя следующие этапы:
1. Этап определения целей обучения - обеспечивает определение целей и задач обучения.
2. Этап отбора и структурирования содержания учебного материала.
3. Этап выбора и обоснования методов, форм и средств обучения.
4. Этап контроля и оценки - связан с потребностью организации обратной связи между преподавателем и студентами и реализуется путем периодической проверки хода педагогического процесса, оценки его результа-
тов, мониторинга формирования картографической грамотности у студентов вуза.
Сформированность картографической грамотности может быть оценена по следующим критериям и раскрывающим их показателям:
1) Мотивационно-ценностный критерий: выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов, мотивационно-ценностное отношение к содержанию дисциплин «Картография» и «Топография», текущая и сессионная успеваемость по ним; удовлетворенность процессом обучения, стремление решать задачи различной степени сложности, профессиональный рост и саморазвитие, творческая активность при освоении изучаемых дисциплин.
2) Когнитивный критерий: знание языка карты (способов изображения явлений, системы условных знаков, приемов генерализации), сущности и видов картографических проекций, методов составления и оформления картографических произведений, знание содержания и специфических свойств основных видов геоизображений, знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности; знание схемы анализа карты, знание основ выполнения кар-тометрических работ, знание теоретических основ съемок местности, устройства и принципов работы геодезических приборов и инструментов.
3) Деятельностный критерий: создание картографических произведений различного вида и степени сложности, прикладное использование картографических произведений; анализ карты, составление описаний по картографическим источникам, выполнение по картам различных измерений, выполнение топографических съемок местности, формирование профессионально значимых качеств личности, формирование умения рациональной организации труда и исследовательской работы по картографии.
Использование названных критериев и показателей позволяет дифференцировать студентов-географов на три уровня сформированности картографической грамотности.
A. Высокий - характеризуется наличием глубоких и системных знаний по картографическим дисциплинам, умением выполнять различные виды картографических и топографических работ, формированием профессионально значимых качеств личности, яркой выраженностью учебных, профессиональных и познавательных мотивов, проявлением творческой активности при освоении изучаемых дисциплин, высокой успеваемостью и удовлетворенностью процессом обучения.
Б. Достаточный, характеризующийся наличием в необходимом объеме большинства картографических знаний, умений и навыков, а также соответствующих качеств личности, присутствием учебных, профессиональных и познавательных мотивов, периодическим проявлением творческой активности при освоении изучаемых дисциплин, достаточной успеваемостью и в целом удовлетворенностью процессом обучения.
B. Для третьего - недостаточного уровня сформированности картографической грамотности будущего
специалиста характерны следующие признаки: недостаточный уровень владения картографическими знаниями, отсутствие необходимых умений в области картографии и топографии, слабая сформированность профессионально значимых качеств личности, отсутствие творческой активности на занятиях и низкая успеваемость.
Для того чтобы отнести каждого студента к тому или иному уровню сформированности картографической грамотности, целесообразно применить алгоритм, построенный на основе метода идеальной точки.
При осуществлении этого подхода подразумевается, что все три критерия являются значимыми для формирования картографической грамотности студентов вуза. В частности, для исследования мотивационного критерия разработана специальная анкета, состоящая из 24 вопросов, для когнитивного критерия - система тестового контроля (4 рубежа по 8-16 тестовых заданий), для деятельностного критерия - текущие практические задания и метод экспертной оценки.
Пусть г - расстояние, показывающее, насколько точка Х (показатель грамотности каждого студента) удалена от точки Хид (максимальный уровень картографической грамотности), рассчитанное по формуле:
г = V(Мел - + (Рв42- М2)2 + (Ма4з - Мз)2,
где ц1, ц2, ц3 - количество баллов, набранное каждым студентом по трем критериям, цид - максимальное количество баллов. Чем меньше г, тем лучший результат получен в процессе обучения. Таким образом, если 0 < г < 4, то студента можно отнести к высокому уровню сформированности картографической грамотности, если 4 < г < 10 - к достаточному уровню, если г > 10 - к недостаточному уровню.
Это позволяет дать количественную оценку уровня сформированности картографической грамотности сту-
дентов вуза в процессе изучения дисциплин «Картография» и «Топография».
Предварительные результаты исследования показывают, что использование профессионально ориентированной технологии обучения позволяет педагогу гарантированно достигать поставленных целей, то есть формировать картографическую грамотность студентов-географов в вузе.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берлянт А. М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации // География в школе. - 1990. - № 2. -С.28-31.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. - 144 с.
3. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. - 270 с.
4. Козырева А. В. Педагогические условия формирования информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы. - Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2010. - 24 с.
5. Комиссарова Т. С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: дис. ... д-ра пед. наук (13.00.02). - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена, 2000. - 70 с.
6. Образцов П. И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы, методика. -Орел, 2003. - 295 с.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
INTEGRATED APPROACH TO THE SYSTEM OF MILITARY AND PATRIOTIC EDUCATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CADET SCHOOLS BY MEANS OF PHYSICS AS AN ACADEMIC SUBJECT
Л. А. Прозаровская, Е. В. Ханжина
В статье рассматриваются возможности решения задачи комплексного подхода к системе военно-патриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета на основе разработанной модели. Приводятся примеры практической реализации модели.
L. A. Prozarovskaya, E. V. Khanzhina
The article examines the possibility of addressing the task of an integrated approach to the system of military and patriotic education in the educational environment of cadet schools by means of physics as an academic subject on the basis of the model presented. The authors give examples of practical implementation of the model.