УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Е.А. САНКОВА, доцент кафедры географии Орловского государственного университета Тел.: 77-29-14; 777-324; 8-919-263-24-54; alena7orel@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В статье речь идет о понятии картографической грамотности как одной из основных профессиональных компетенций студентов факультета естественных наук, делается попытка уточнить и конкретизировать ее содержание. Для формирования картографической грамотности в вузе предлагается применение адаптивной технологии обучения, обеспечивающей индивидуализацию, дифференциацию и личностно ориентированный подход в обучении. В качестве одной из ее составляющих рассматривается балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.
Ключевые слова: картографическая грамотность (компетенция), адаптивная технология обучения, балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.
В настоящее время практически все передовые страны признают, что обеспечение высокого качества образования — это не просто один из способов реагирования общества на современную социальную ситуацию, но одновременно и способ изменения этой ситуации, воздействия на нее не только в настоящем, но и в будущем. Интеграция России в мировое сообщество, ее участие в Болонском процессе, вступление во Всемирную торговую организацию, успешная конкуренция с другими странами объективно невозможны без осознания важности решения этих задач.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования. Все эти вопросы обсуждаются в контексте Болонского процесса. Так, в частности, планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы (утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40) предусматриваются разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц.
Современные требования к качеству образования приводят к формированию новых запросов к компетенциям специалиста (базовым знаниям, умениям, навыкам, опыту деятельности), которые должен включить в себя профессиональный стандарт третьего поколения.
В практике российского образования компетентностный подход рассматривается как один из наиболее перспективных с точки зрения оценивания эффективности профессиональной подготовки студентов, в соответствии с которым критериями готовности к профессиональной деятельности являются компетентность и входящие в нее компетенции.
© Е.А. Санкова
С этих позиций картографическая грамотность выступает неотъемлемой частью профессиональной компетентности выпускника факультета естественных наук, одной из его основных профессиональных компетенций. Поэтому ее формированию в вузе, прежде всего на занятиях по картографии и топографии, уделяется серьезное внимание.
Вопросам совершенствования картографической подготовки студентов-географов посвящены исследования таких ученых, как А.М. Бер-лянт, Т.С. Комиссарова, Л.А. Фокина и др. Некоторые авторы рассматривают проблему улучшения картографической подготовки школьников (С.В. Буланов, В.Б. Пятунин). Однако исследований в области обучения картографии очень немного, и практически нет работ, касающихся совершенствования картографической подготовки студентов факультета естественных наук на основе технологического подхода.
Что же такое картографическая грамотность? Трактовка этого понятия несколько различается у разных авторов.
С.В. Буланов [1] рассматривает картографическую грамотность школьников. Он считает, что понятие картографической грамотности должно объединять наличие у учащихся теоретических знаний о специфических свойствах основных видов геоизображений, умение извлекать из них географическую информацию, а также знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности и умение создавать простейшие картографические произведения. Исходя из этого, им предлагается понимать под картографической грамотностью знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации и создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Это позволяет считать ее базисной основой географической культуры [1. С. 45].
Т.С. Комиссарова в отличие от С.В. Буланова рассматривает не только картографическую грамотность школьников (наличие у школьника целостной системы знаний о картографическом методе работы с различными геоизображениями), но и картографическую грамотность учителя географии. В частности, она указывает на то, что конкретной дидактической целью картографической подготовки учителя географии является формирование у него профессионального навыка репродуцировать картографические знания и умения, преподавать обучаемым картографическую грамотность [2. С. 47]. В ее работе выделяются три
уровня картографической компетентности учителя географии:
— на первом уровне картографической компетентности будущий учитель хорошо знает карту, умеет работать с образно-графической информацией (умеет получать ее, представлять в картографическом виде, обрабатывать соответствующим образом), приобретает отдельные навыки самообразования;
— на втором уровне методологической картографической компетентности уровень образованности студента достаточен для понимания и в необходимых случаях решения мировоззренческих проблем, исследовательских и творческих задач, для профессиональной деятельности на репродуктивнопоисковом уровне;
— третий уровень Т.С. Комиссарова называет уровнем профессиональной картографической компетентности. Это заключительный этап итоговой аттестации студента, который свидетельствует, что он владеет приемами исследовательской деятельности, применением картографического метода в своем познании при обучении географии, имеет личный опыт поэтапного освоения системы знаний, а главное — умеет репродуцировать картографическую грамотность, владеет методами применения ее в работе со школьниками [2. С. 57].
Проблемами вузовского картографо-геодезического образования занимались и другие авторы.
В частности, А.М. Берлянт в соавторстве с коллегами рассматривает концепцию университетского инновационного географо-картографического образования [3]. Он указывает на то, что одним из факторов, определяющих актуальность и востребованность инноваций применительно к российскому университетскому географо-картографиче-скому образованию, выступает проблема общего повышения картографической грамотности населения. Основная суть его подхода заключается в том, что краеугольным принципом университетского географо-картографического образования является интеграция трех базовых дисциплин: картографии, геоинформатики и аэрокосмического зондирования, которые образуют основные модули системы образования. В качестве средств инновационной системы рассматриваются: 1) электронные учебники и видеолекции; 2) компьютерные практикумы; 3) мультимедийные презентации, слайды; 4) электронные учебно-методические атласы; 5) учебные базы данных, учебные ГИС; 6) словари, глоссарии, справочники; 7) электронные на-
учные монографии; 8) интернет-семинары, практикумы, Wi-Fi-доcтyп. Рассматриваются этапы реализации инновационной концепции.
М.В. Литвиненко в своих работах, например [4], рассматривает подготовку специалиста топогра-фо-геодезического профиля, в частности инжене-ра-картографа, с позиций компетентностного подхода. Профессиональную компетентность специалиста топографо-геодезического профиля она понимает как интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Для каждого направления подготовки специалистов топографо-геодезического профиля М.В. Литвиненко построила свою диаграмму профессиональной компетентности (структурную модель результатов обучения с позиций компетентностного подхода), в частности для подготовки ин-женера-картографа.
Она делает вывод о том, что профессиональная компетентность проявляется на разных уровнях, и предлагает рассматривать проблему ее диагностики с позиций уровневого подхода. Критерием качества выступает прогнозируемый уровень профессиональной компетентности выпускника. При оценке уровня профессиональной компетентности
конструктивно применение структурной модели профессиональной компетентности специалиста.
Несмотря на разнообразие подходов к понятию картографической грамотности для различных категорий обучающихся, к сожалению, данное понятие остается не сформированным для студентов факультета естественных наук. Данная категория включает обучающихся по специальностям «География», «География с дополнительной специальностью», «Природопользование», «Почвоведение». Для них дисциплины, относящиеся к картографическому циклу, не являются специальными. Картографическая составляющая подготовки этой категории относится к базовой, общепрофессиональной. У них есть свои особенности и специфика. Поэтому считаем возможным, опираясь на вышеизложенные точки зрения, уточнить и конкретизировать понятие картографической грамотности для студентов факультета естественных наук.
Картографическая грамотность (компетенция) студента факультета естественных наук — это способность применять полученные знания, умения и навыки в области картографии и топографии для успешной профессиональной деятельности.
Учитывая специфику будущей профессиональной деятельности студентов факультета естественных наук, детализируем знания, умения и навыки в области картографии по группам в соответствии с необходимостью готовности студентов к определенным видам деятельности (табл.1).
Таблица 1
Виды деятельности Необходимые знания, умения, навыки
1. Создание картографических произведений различного вида и степени сложности Знание языка карты (способов изображения явлений, системы условных знаков, приемов генерализации), сущности и видов картографических проекций, методов составления и оформления картографических произведений; знание технологии создания геоизображений и умение выполнять авторские разработки карт
2. Прикладное использование картографических произведений Знание содержания и специфических свойств основных видов геоизображений; знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности; умение ориентироваться в современных картографических фондах
3. Анализ карты, составление описаний по картографическим источникам Знание схемы анализа карты, языка карты; умение выполнять анализ карты с применением средств картометрии и математической статистики и извлечение из геоизображений нужной информации
4. Выполнение по картам различных измерений: длин линий различной конфигурации, площадей, объемов, углов, географических и прямоугольных координат, высот, превышений, уклонов местности Знание теоретических основ картометрических работ, умение выполнять измерения по картам; владение приемами картометрии
5. Выполнение топографических съемок местности Знание теоретических основ съемок местности, устройства и принципов работы геодезических приборов и инструментов, умение работать с ними; умение выполнять геодезические измерения и натурные съемки местности
Важной составляющей картографической грамотности студентов факультета естественных наук являются профессионально значимые способности, такие как:
— развитие географического пространственного мышления;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей в связи с картографическим моделированием и познанием образнографического языка карты;
— формирование особого, «картографического» мировоззрения;
— способность к решению мировоззренческих проблем, исследовательских и творческих задач в области картографии;
— формирование умения рациональной организации труда и исследовательской работы по картографии.
В профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества, и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем — технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики обучения дисциплине предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности преподавателя.
Для современного этапа развития образования характерен переход от традиционной авторитарной системы образования к личностно ориентированному подходу в обучении и воспитании учащихся и студентов. В его основе лежит гуманистическая психология и педагогика. При этом в центре познавательного процесса находится личность студента.
Задачами такого обучения являются раскрытие потенциала личности, развитие её индивидуальности, предоставление возможности творческого роста. Их целесообразно решать с помощью адекватных данному подходу методов, технологий обучения, акцентируя внимание на деятельности студента, создавая условия для его самостоятельной познавательной деятельности в рамках, определённых стандартами и базовым учебным планом программы, обращая особое внимание на отношения преподавателя и студентов и студентов между собой.
Большой интерес вызывают технологии, которые создают педагогические условия для включения каждого обучаемого в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития. Одним из способов формирования картографической грамотности в вузе на занятиях по картографии и топографии предлагается адаптивная технология обучения. Она направлена на потребность адап-
тировать студентов к условиям вузовской подготовки.
Актуальность ее применения в вузовском обучении обусловлена сложившейся ситуацией.
В России в последние годы обострилось противоречие между потребностью общества и государства в высоком качестве высшего профессионального образования и недостаточной готовностью абитуриентов к обучению в новых условиях взаимодействия с образовательной средой вуза.
При явно выраженном росте интереса молодёжи к получению высшего образования наблюдается снижение требований к отбору абитуриентов. Это вызвано острой демографической ситуацией в стране, проявляющейся в снижении количества абитуриентов, и тяжёлым финансовым положением российских вузов. В итоге часто в вузы принимаются абитуриенты с низким уровнем готовности к обучению в высшей школе. В частности, при обучении картографии и топографии отмечается отсутствие элементарных школьных знаний: студенты плохо читают, не знают определения географических координат, не могут сложить положительное и отрицательное числа, не умеют пользоваться транспортиром и даже линейкой (начинают измерять не от 0, а от 1). Не знают, что такое измеритель. Не умеют считать в столбик, не знают, что 10= 60/ и т.п., не говоря уже о тригонометрии. Отмечается не только общее снижение, но и большое расслоение студентов одной группы по уровням подготовки, способностям к обучению и мотивации, что также осложняет работу преподавателя.
Студенты первого курса, попадая в университетскую систему обучения, часто оказываются не подготовленными к новым условиям. Сталкиваясь с новым содержанием, формами и методами обучения, более жесткими требованиями, резким увеличением объема учебного материала, иным режимом работы, коллективом преподавателей и т.д., первокурсники испытывают большие трудности в приобретении знаний как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам.
Причина этих трудностей кроется в неумении студентов младших курсов адаптироваться к новым условиям.
Адаптация первокурсников к обучению в вузе
— это процесс приспособления студентов к учебному процессу вуза: новой структуре (новым формам, методам учебной деятельности), новой социальной среде — учебному коллективу вуза (студенческой группе, коллективу преподавателей), к изучению картографии и других учебных дисциплин.
Адаптация студентов младших курсов важна еще и потому, что в это время формируется общекультурный фундамент их будущей профессиональной деятельности, отношение к учебе, продолжается активный поиск себя и возможностей самореализации.
Поэтому для повышения эффективности обучения картографии в вузе целесообразно применять адаптивную технологию. Ее достоинством является адресность, обеспечивающая индивидуализацию, дифференциацию и личностно ориентированный подход в обучении.
При проектировании адаптивной технологии обучения целью является формирование картографической грамотности студентов факультета естественных наук. Достижение этой цели проверяется наличием на выходе у обучающихся знаний, умений и навыков по картографии и топографии, входящих в понятие картографической грамотности.
Отбор содержания учебных дисциплин «Топография» и «Картография» производился на основе ГОС ВПО в соответствии со следующими критериями:
— целостное отражение в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности;
— высокая научная и практическая значимость содержания;
— соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям обучающихся, это способствует их адаптации;
— соответствие объема содержания времени, выделяемому на изучение данных дисциплин;
— соответствие содержания имеющимся технической и материально-технической базам кафедры.
При отборе содержания учитывались пожелания коллег, ведущих смежные дисциплины. Некоторые темы и задания были введены с учетом необходимости наличия у студентов соответствующих знаний и умений для успешного дальнейшего их обучения другим дисциплинам.
В основу структурирования содержания учебного материала положен системный подход. Была построена структурно-логическая схема учебных дисциплин «Картография» и «Топография». В соответствии с возможностями пропускной способности каналов восприятия и памяти обучающихся учебный материал был распределен на соответствующие разделы, модули, темы, учебные занятия, исключающие перегрузку студентов учебной работой на различных этапах обучения. Это явля-
ется необходимым условием их успешной адаптации к учебному процессу в вузе.
Следующим этапом проектирования были диагностика исходного уровня обученности студентов и задание требуемых уровней усвоения изучаемого материала.
Для диагностики исходного уровня обученности была разработана анкета, определяющая наличие у студентов-первокурсников необходимых знаний и умений в соответствии со школьной программой. Без его учета невозможно построить систему адаптации.
Что касается требуемых уровней, было определено три уровня усвоения содержания учебного материала:
1) узнавание объектов и процессов (знания-знакомства);
2) репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе (знания-копии);
3) продуктивные действия — деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения).
Для контроля качества усвоения знаний создана система тестовых заданий.
Обучение картографии и топографии проводится на основе контекстного подхода. Высокую эффективность его применения обнаруживает создание коммуникативных ситуаций в учебном процессе. Активизации учебного процесса в рамках адаптивной технологии обучения способствуют все виды коммуникативных ситуаций (фронтальные, коллективные, групповые и дидактические).
В начале семестра студентам определяется цель, выдается лекционный материал в виде «Методических указаний по картографии или топографии», даются пояснения и рекомендации по работе с ним. Для обеспечения ритмичной работы выдается график сетевого планирования выполнения работ. Он определяет темы, упражнения, задания, лабораторные работы, контрольные работы, тесты и т.п.
Одной из сторон адаптивной технологии выступает балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Это система индивидуальной оценки качества подготовки обучающихся, основанная на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности по основной образовательной программе, соответствующей специальности высшего профессионального образования.
К основным преимуществам балльно-рейтинговой системы следует отнести:
— возможность управления познавательной деятельностью студентов с использованием целостной системы рейтинговых баллов;
— использование шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями позволяет в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью, осуществлять мониторинг успешности обучения студентов учебному предмету, а также вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения (месяц, семестр и т.д.);
— широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства студентов прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своей учебы с результатами товарищей. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность, активизируются амбиции субъекта обучения, что способствует формированию такого важного для обучающегося качества, как умение рационально, с учетом своих сил распоряжаться имеющимся ресурсом времени;
— возможность при оценке успеваемости обучающегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости;
— использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений обучающихся позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т. п.
На кафедре географии Орловского государственного университета разработана соответству-
ющая система для контроля знаний студентов по дисциплине «Картография».
Балльно-рейтинговая система по картографии (70 аудиторных часов):
Посещаемость — 4,9 балла (35 пар по 0,14 балла); аудиторная работа, самостоятельная работа — 31,1 балла вместе (в соответствии с рабочей программой); рубежный контроль (5 вариантов) — 24 балла, из них: 1-й рубеж — 16 вопросов по 0,5 балла — 8 баллов; 2-й рубеж — 10 вопросов по 0,5 балла — 5 баллов; 3-й рубеж — 8 вопросов по 0,5 балла — 4 балла; 4-й рубеж — 14 вопросов по 0,5 балла — 7 баллов. Промежуточный контроль (экзамен) — 40 баллов (3 вопроса по 13,3 балла за вопрос). Итого — 100 баллов.
Внедрение этой системы позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой — увеличить состязательность учения, объективизировать оценки, учитывая не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Это помогает адаптации студентов, позволяет проводить самодиагностику, используя критериально-оценочный аппарат балльно-рейтинговой системы.
В результате применения адаптивной технологии с включенной в нее балльно-рейтинговой системой оценки знаний повышается ритмичность и системность в работе студентов; индивидуализация обучения приобретает конкретные формы и содержание; уровень учебной самоорганизации характеризуется развитием инициативы и творчества обучающихся при подготовке к занятиям. Это способствует адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе, существенной интенсификации деятельности преподавателей и студентов, повышению мотивации к изучению картографии и топографии; способствует процессу развития интеллекта обучающегося, способности к самообучению и самообразованию и в конечном итоге ведет к формированию картографической грамотности студентов факультета естественных наук.
Библиографический список
1. Буланов С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений школьной географии: дис. на соискание ученой степени к.п.н. — М., 2001. — 184 с.
2. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: автореф. на соискание ученой степени д.п.н. в виде доклада. — СПб., 2000. — 70 с.
3. Берлянт А.М., Лурье И.К., Тутубалина О.В., Чалова Е.Р. Концепция университетского инновационного гео-графо-картографического образования // Вестник Московского университета. Серия 5. География. — № 2 (Март-апрель). — 2009. — С. 6-12.
4. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. — М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. — 64 с.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 012500 География. Квалификация — географ. — Москва, 2000.
6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность
032500.00 География с дополнительной специальностью. Квалификация — учитель географии и________(в
соответствии с дополнительной специальностью). — Москва, 2005.
7. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. — 270 с.
E.A. SANKOVA
FORMING CARTOGRAPHIC LITERACY OF STUDENTS OF THE DEPARTMENT «NATURAL SCIENCES» BY MEANS OF ADAPTIVE TECHNOLOGY OF TEACHING
The article deals with the notion of cartographic literacy as one of the basic professional competencies of students of the department “Natural Sciences”; the attempt to specify and concretize its content is made here. The application of adaptive technology of teaching providing individualization, differentiation and the person orientated approach in education is suggested for forming cartographic literacy in high education institutions. The rate system of estimating students’ knowledge is regarded as one of its constituents.
Key words: cartographic literacy (competency), adaptive technology of teaching, the rate system of estimating students’ knowledge.