РАЗРАБОТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДОКТРИНЫ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ
О. М. БЕЛОУСОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры
макроэкономического регулирования,
заместитель заведующего кафедрой по научной работе
E-mail: belousovaom@rambler. ru
Финансовый университет при Правительстве РФ
В статье рассмотрены основные принципы формирования национальной инвестиционной доктрины — документа, который позволил бы институционально закрепить место инвестиционной политики в системе государственного экономического устройства. Сделан вывод о том, что обоснованная концепция развития инвестиционной политики в стране на ближайшее время и в долгосрочный период в сочетании с основными направлениями финансирования бюджетных инвестиций призвана соединить потенциальные свойства инвестиций как экономической категории с конкретными путями использования инвестиционной деятельности в интересах граждан общества и государства.
Ключевые слова: национальная инвестиционная доктрина, государственная инвестиционная политика, институциональная система обеспечения инвестиционной политики государства, подсистема влияющих политик, финансовый контроль, аудит эффективности.
На современном этапе Россия подошла к точке выбора национальной стратегии социально-экономического развития. Основным положением российской социально-экономической стратегии должно стать обеспечение условий для роста благосостояния населения в основном на базе высокотехнологического развития.
В России исторически стратегии и тактике планирования всегда уделялось большое внимание. Стратегический курс на индустриализацию страны оправдал себя благодаря четкому следова-
нию целей, который позволил России выстоять во Второй мировой войне. Стратегия и тактика всегда обозначались и доводились до сознания масс, что становилось впоследствии общенациональной идеей. Стратегия и тактика должны в принципе обеспечивать развитие социально-экономических отношений в обществе с учетом факторов производства, интересов всех социальных групп. Стратегия и тактика российской социально-экономической системы должны учитывать страновую специфику, менталитет населения.
Существует системный принцип ценовой саморегуляции, который основан на том, что инфляция (рост потребительских цен) зависит от баланса спроса и предложения. Наращивая инвестиции, можно добиться наращивания спроса. При этом решается задача роста валового внутреннего продукта (ВВП). Рост ВВП поставлен во главу угла целеполагания современной экономической политики, вернее задекларирован. Устойчивый рост ВВП связан с эффективным инвестиционным механизмом. К важнейшим целям его создания относятся: управление пропорциями экономического развития в отраслевом, региональном и др. измерениях, повышение конкурентоспособности национальной экономики, которая решается через модернизацию основных фондов, решение крупных социальных задач — стабилизация уровня жизни населения, формирование рынка труда, решение проблемы
занятости и безработицы, вопросы социальной защиты и социального обеспечения, пенсионной системы. Предложения, которые сегодня выдвигаются со стороны исполнительных органов власти, направленные на сокращение бюджетных расходов, противоречат стратегическим интересам страны.
Очевидно, что в России даже близко не сформулировано стратегическое видение инвестиционной политики. Мировой опыт свидетельствует, что наиважнейшее значение в стратегическом плане для развития всей экономики и социального развития государства придается инвестиционной политике, с ее концепцией, стратегией, целями, задачами и механизмами, подкрепленной эффективным регулированием всех ветвей власти и иерархии государственного управления.
Государственная инвестиционная политика призвана выполнять три функции:
1) организационно-управленческую, которая дает сигнал бизнесу, что государство готово выстраивать стабильные и долгосрочные отношения, гарантировать их исполнение, а это, в свою очередь, побуждает бизнес к долгосрочным инвестициям;
2) обеспечивающую, когда государство гарантирует, что те отрасли, которые оно определяет в качестве приоритетных для своей инвестиционной деятельности, получат значительный приток инвестиций и гарантии устойчивого развития в долгосрочной перспективе;
3) регулирующую, когда через государственную инвестиционную политику государство может управлять темпами и пропорциями развития различных отраслей и регионов страны.
Успех реализации инвестиционных планов и программ зависит не только от грамотно сформулированных программно-целевых показателей эффективности, но и от законодательно оформленного видения инвестиционной политики в системе государственной экономической политики. Для реализации государственной инвестиционной политики, по мнению автора, необходим документ доктринального значения, который позволил бы институционально закрепить место инвестиционной политики в системе государственного экономического устройства.
Национальную инвестиционную доктрину можно отнести к документам особой государственной важности, сравнимой с военной доктриной. Принято считать, что доктрина — политический документ. Но это не противоречит условию ее разработки в экономической сфере.
Действительно, определение военной доктрины звучит так: «Военная доктрина — это система офи-
циальных взглядов и положений, устанавливающих направление военного строительства, подготовка страны и вооруженных сил к войне, способы ее ведения; вырабатывается политическим руководством государства; основные положения военной доктрины связаны с характером общественного строя, политикой правящих классов, уровнем развития производительных сил, научными достижениями и представлениями о возможной войне» ^
Из данного определения можно сделать вывод, что доктрина — это система взглядов, руководящий теоретический принцип.
В общем виде цели создания и придание официального статуса инвестиционной доктрине, т. е. ее встраивание в законодательное и государственно-управленческое пространство может заключаться:
• в определении и нормативном правовом закреплении целей инвестиционной политики в соответствии с их институциональными принципами, общей системой государственного строительства и иными государственными политиками различного уровня;
• в создании системы (механизма) управления инвестиционными процессами в стране;
• в согласовании и управленческом упорядочивании целей государственных властей в сфере управления инвестиций. Инвестиционную доктрину можно представить
как документ, определяющий содержание государственной инвестиционной политики в области установления направлений инвестиционного развития и управления инвестиционными процессами страны, формирующий и реализующий механизм их исполнения.
Документ такого масштаба необходимо принимать на уровне федерального закона. Доктриной устанавливаются цели, задачи, принципы, ресурсные источники, основные механизмы и мероприятия, определяющие и влияющие на экономическое развитие страны, их временные рамки, единый понятийный и терминологический аппарат в области инвестиционной деятельности; структура органов и организаций, их статус и ответственность в сфере управления инвестиционной деятельностью Российской Федерации.
Важным этапом при формировании доктрины является целеполагание. Устойчивый экономический рост, как главная экономическая цель, возможен при достижении ряда целей, среди которых можно выделить: конкурентоспособность
1 Советский энциклопедический словарь // под ред. А. М. Про-
хорова. Изд. 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1988.
экономики за счет определения приоритетных отраслей; высокие показатели социального развития (демография, вложения в человеческий капитал, повышение доходов населения, ЖКХ и т. д.); сбалансированная денежно-кредитная и банковская, налоговая политика; политика экономической безопасности; антикоррупционная политика.
Современная система управления экономикой, функции которой разбросаны по многим министерствам, в полной мере не позволяет реализовать данную функцию. Принципы государственного вмешательства в экономику, конкретизированные в инвестиционной доктрине для реализации стратегических задач инвестиционной политики в разрезе взаимосвязанных приоритетных направлений деятельности государства, могут быть представлены следующим образом2:
• институциональная система обеспечения инвестиционной политики государства в направлении создания новых или устранения старых институтов, механизмов, органов, изменения их функций и связей;
• экономическая политика в направлении развития национальной экономики в сфере формирования сбалансированности (пропорциональности) между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них;
• структурная политика в отношении установления масштабов инвестиций, их источников и направления использования;
• финансовая политика в области формирования и использования финансовых ресурсов, направляемых на инвестиционные цели;
• региональная политика в направлении стратегического планирования инвестиций с учетом экономической интеграции регионов и их социально-экономического развития;
• социально ориентированная политика в направлении индексации доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий), обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам (прожиточный минимум), предоставление льгот, обязательное социальное страхование;
• создание концепции финансового контроля с внедрением аудита эффективности использования государственных средств. Независимо от специфики национально-исторического, культурного, экономического развития
государства, государственная инвестиционная политика может быть представлена следующими важнейшими функциями:
• поддержка спроса и предложения на рынке инвестиций;
• обеспечение гарантий собственников на рынке инвестиций;
• регулирование распределения инвестиционных ресурсов для изменения структуры ВВП;
• стабилизация экономики в условиях колебаний экономической конъюнктуры, стимулирование инвестиций в экономику;
• обеспечение национальной безопасности. Институциональное содержание доктрины — это система норм и правил, которые обеспечивают реализацию инвестиционной политики государства.
Организационно-управленческое содержание доктрины — целенаправленная деятельность (управляющее воздействие) всех органов государственной власти по упорядочиванию, организации инвестиционной деятельности в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. В управленческом плане формулируется задача описания механизма формирования, принятия, реализации и контроля исполнения государственной инвестиционной политики.
Под институциональной системой обеспечения инвестиционной политики государства будем понимать интегрированную совокупность организационных систем, институциональных и организационных механизмов в целях обеспечения реализации и контроля инвестиционного процесса в интересах национальной стабильности (рис. 1) 3.
Подсистема бюджетного инвестирования включает в себя:
1) формирование единого нормативного правового поля планирования, реализации и контроля инвестиционных проектов и программ;
2) установление регламентов взаимодействия всех подсистем, входящих в систему обеспечения инвестиционной политики;
3) разработку единой методологии планирования, бюджетирования, установления критериальных показателей для различных форм участия государства в инвестиционных проектах;
2 Принцип является руководящей идеей или основным правилом деятельности, строительства отношений, основой устройства или действия различных механизмов (прим. авт.).
3 Институт — совокупность норм и правил по определенному кругу общественных отношений; образование, учреждение, созданное: не естественно-природным образом, а специально создаваемое людьми; для удовлетворения общих (публичных) потребностей; на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов; имеющее возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отношения и процессы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ПОДСИСТЕМА ВЛИЯЮЩИХ ПОЛИТИК
V
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА
ПОДСИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
V
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1
ПОДСИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО _ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПОДСИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА РАЗРАБОТКУ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
-
Рис. 1. Институциональная система обеспечения инвестиционной политики государства
4) информационную поддержку участников инвестиционного процесса.
Для функционирования подсистемы бюджетного инвестирования целесообразно создание информационно-аналитической базы по обеспечению:
• анализа существующих проектов, инициатив, информационных материалов;
• единой специальной государственно-общественной системы в Интернете с размещением в ней открытой информации о текущей деятельности правительства, о деятельности регионов;
• системы обмена информацией о наличии перспективных инвестиционных проектов для обеспечения двусторонних контрактов с торгово-промышленными палатами других стран в целях привлечения возможных инвесторов;
• формирования, накопления и обновления базы данных о конъюнктуре рынка инвестиционных проектов, анализ состояния, оценка перспектив развития региональных сегментов рынка, инвестиционных проектов во внутренних и международных электронных сетях;
• размещения информации об инвестиционных проектах, имеющих реальные государственные гарантии и льготное налогообложение;
• проведения анализа сильных и слабых сторон экономики страны, возможностей и потенциальных угроз со стороны внешней среды (так называемого «SWOT-анализа»);
• осуществления стратегического анализа расстановки приоритетов инвестиционной поддержки среди различных отраслей и кластеров экономики и разработки стратегии инвестиционной поддержки;
• мониторинга отраслевой, институциональной геополитики зарубежных государств и предприятий;
• инвентаризации существующего научного, производственного (промышленного), организационного потенциалов. Законодательная подсистема. Для российской
практики традиционным нормотворчеством является принятие программных документов в виде нормативных актов органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, приказы федеральных министерств) и индивидуальной системы актов (распоряжение Правительства РФ).
Выполнение новых задач, связанных с разработкой и созданием новых программных документов
- 11
Рис. 2. Место национальной инвестиционной доктрины в системе законодательства и государственной политики
требует, как правило, использования нестандартных методов воздействия. Среди них: системный подход, моделирование, социально-статистические методы исследования и альтернативного выбора решений, ситуационное и целевое управление. Утверждение национальной инвестиционной доктрины федеральным законом, а не указом Президента РФ, имеет преимущества по процедуре, так как данная юридическая форма будет придавать положению доктрины более высокую юридическую силу: процедура принятия федерального закона предполагает достижение согласованности более широкого круга субъектов, нежели иной законный акт.
В случае принятия федерального закона в законодательном процессе будут принимать участие, в первую очередь, представительный и законодательный орган власти — Совет Федерации Федерального Собрания РФ, высшие судебные органы власти, Государственная Дума РФ, правовые структуры Администрации Президента РФ, министерства и ведомства. Место инвестиционной доктрины в системе законодательства и государственной власти представлено на рис. 2.
Дискуссионным в настоящее время остается вопрос о необходимости создания инвестиционного
12 -
кодекса РФ. В рамках отраслевой кодификации можно будет регламентировать некоторые остро стоящие вопросы: в сфере развития инвестиций в регионах, в сфере регулирования инвестиционной деятельности, которая характеризуется сегодня как нечеткая.
Подсистема экономической безопасности. Основным инструментом является Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности». Он закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, в котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал 4.
4 Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. доктора экономических наук, профессора Л. П. Гон-чаренко. М.: Экономика, 2007. С. 31.
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности России включает следующие элементы:
• создание информационной базы для мониторинга экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
• разработку комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, оценку результатов их осуществления.
В государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации к числу качественных критериев и показателей экономической безопасности отнесены:
• способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
• приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения;
• устойчивость финансовой системы;
• поддержание научного потенциала страны;
• создание адекватных экономических условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности.
Одним из ключевых разделов нового варианта государственной стратегии экономической безопасности должна стать стратегия инвестиционной безопасности. Работа над созданием системы качественных и количественных критериев и показателей экономической безопасности, адекватной современным условиям, угрозам и рискам, должна вестись в русле создания национальной инвестиционной доктрины.
В качестве индикаторов устойчивости финансовой системы предлагаются: превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета; годовой уровень инфляции; наличие резервного фонда; потенциальная способность государства к возврату внешнего долга страны; превышение импорта над экспортом; отношение суммы налоговых изъятий к доходам.
Подсистема финансового контроля. Совершенствование механизма государственного контроля предполагает разработку научных основ реорганизации органов государственного контроля и создание целостной системы, включающей две разноуровневые системы — органы государственного финансового контроля законодательной (представительной) власти (Счетная палата РФ) и органы государственного финансового контроля
исполнительной власти. Система органов государственного финансового контроля различна в зависимости от специфики устройства государств. Образование вертикали контроля необходимо еще и потому, что финансирование различных мероприятий, целевых программ происходит в течение нескольких лет из различных источников, в том числе и из различных уровней бюджетов.
Государственный финансовый контроль — это, с одной стороны, функция государственного управления, а с другой — управленческая деятельность, имеющая свои методы, способы и формы реализации. Многие современные исследователи финансового контроля рассматривают его как способ обеспечения законности в финансовой сфере и достоверности данных, представленных в бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов, что близко к трактовке финансового контроля как формы регулирования определенных финансово-производственных отношений. Эффективность действующей системы контроля национальных проектов нуждается в создании единой методологии контроля, которая включает разработку критериев аудита эффективности реализации национальных проектов.
Создание сквозной системы контроля позволит включить в данную систему практически все государственные институты федерального и регионального уровня. «Государственный контроль как составную часть системы стратегического управления с позиции системного анализа можно рассмотреть в качестве относительно самостоятельной системы, имеющей свои цели, задачи, внутреннюю структуру, способы решения поставленных задач»5. Не исчерпал своих возможностей и предварительный контроль за государственным бюджетом, полагает В. А. Двуреченских, и в нынешних условиях в органическом единстве они образуют с текущим и последующим контролем единый цикл6. Оптимизация бюджетных расходов, их целевая направленность и ориентация на результат, высокий уровень организации, включая использование бюджетов всех уровней, — в этих условиях традиционный аудит соответствия деятельности контрольных органов оказывается недостаточным, так как не предусматривает определения результативности расходов.
5 Столяров Н. С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика). Монография. М.: РГСУ, 2006.
6 Двуреченских В. А. Будущее контроля и контроль будущего. Пятая конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации // Изд-во «Фин. контроль», 2003.
Аудит эффективности — комплекс контрольных мероприятий по определению эффективности действующего законодательства по оценке деятельности органов исполнительной власти и организаций по мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны, по их эффективному использованию в интересах налогоплательщиков, а также по эффективному использованию государственной и муниципальной собственности. То есть результатом аудита эффективности является оценка экономичности, результативности и продуктивности использования государственных ресурсов и государственной собственности при выполнении органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств поставленных перед ними задач.
Появление аудита эффективности связано с Лимской декларацией руководящих принципов контроля, которая была принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. В документе зафиксировано, что в дополнение к финансовому аудиту, «важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе организационную и административную системы».
Аудит эффективности направлен на проверку того, насколько результативно и экономно расходуются государственные средства. Данный вид контроля включает в себя не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе, организационную и административную системы7. Внедрение аудита эффективности в систему государственного финансового контроля России имеет большое значение для общества, так как его результаты позволяют гражданам:
• понять, какие цели социально-экономического развития выдвигает в качестве приоритетных для страны Правительство РФ, а для регионов — администрации соответствующих субъектов РФ;
• сделать деятельность исполнительной власти по управлению бюджетом более открытой и прозрачной для них;
• видеть, в какой степени исполнительная власть
7 Статья 4 Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ).
14 -
достигает поставленных целей социально-экономического развития страны и регионов;
• знать, насколько результаты использования государственных средств обеспечивают удовлетворение потребностей различных групп населения.
При проведении аудита эффективности осуществляется качественная и количественная оценка тех или иных сфер деятельности объекта контроля в длительном временном диапазоне (от 2 до 5 лет). Это позволяет оценить:
• эффективность, результативность и полноту использования государственных средств для достижения тех или иных социально-экономических целей;
• прозрачность использования государственных финансовых и материальных ресурсов;
• способность исполнительных органов власти эффективно использовать государственные ресурсы для достижения поставленной социально-экономической цели.
На этапе стратегического планирования осуществляются следующие действия:
• определяются приоритетные задачи, на решении которых будут концентрироваться внимание и усилия контрольно-счетного органа, в соответствии с их содержанием при проведении аудита эффективности на среднесрочную перспективу;
• разрабатывается стратегический план контрольно-счетного органа по проведению аудита эффективности (на период до 5 лет, с разбивкой по годам), определяющий, какие организации (органы исполнительной власти, другие получатели бюджетных средств) и их функциональные основные области деятельности будут в этот период объектами и предметами аудита. Текущее планирование осуществляется ежегодно
на основе стратегического плана и включает:
• выбор конкретных тем и объектов аудита эффективности для включения в план работы контрольно-счетного органа на очередной год с обоснованием предварительных целей проверок и оценками их возможных результатов с точки зрения повышения эффективности использования государственных средств;
• составление графика проведения аудитов эффективности и определение потребностей в необходимых ресурсах;
• подготовку программ проведения аудитов эффективности на основе предварительного изучения объектов.
На стадии предварительного планирования целесообразно провести следующие мероприятия:
• исследовать проблемы и приоритеты развития экономики государства, региона, программно-целевого комплекса, организации;
• изучить формы и направления финансирования и выделения иных ресурсов в анализируемой сфере;
• изучить законодательство и нормативные документы по исследуемому направлению;
• проанализировать результаты деятельности потенциального объекта аудита эффективности;
• проанализировать организационную структуру и систему управления объекта;
• проанализировать материалы предыдущих контрольных мероприятий (при наличии таковых);
• изучить существующие и разработать дополнительные критерии, отражающие эффективность деятельности объекта аудита эффективности;
• согласовать критерии с консультантами, экспертами и руководством потенциального объекта аудита эффективности. Например, цели аудита эффективности реализации федеральной целевой программы можно определить в процессе рассмотрения:
• целей и задач, которые были заложены в самой программе;
• финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов, которые были использованы в процессе ее реализации;
• процессов или видов экономической деятельности, посредством которых затраты на реализацию данной программы превращаются в ее результаты (выпуск продукции, оказание услуг и т. п.);
• фактических последствий или результатов реализации данной программы. Подсистема влияющих политик. Целый ряд
вопросов построения экономической политики решается сегодня на основании волюнтаристских представлений о развитии государства. Одно из таких направлений — борьба с инфляцией на основе монетаристских методов. Темпы инфляции определяются как цели более высокого порядка по сравнению с целями экономического роста.
Происходит элиминирование роли экономической политики в угоду монетаристским принципам управления. Инвестиционная политика должна быть в комплексе увязана с экономической политикой, бюджетной, налоговой, финансовой. К примеру, вопрос о соединении в единой политике подходов к доходной и расходной части бюджетов
выходит за рамки поля ответственности только Минфина России и приводит к мысли о смене парадигмы экономической политики России.
Государственная экономическая политика должна быть стратегически направленной, т. е. отвечать на вопрос, как страна будет жить и существовать через 25, 30, 50 лет. Экономическое управление должно быть согласовано и продумано в виде программ и планов развития. Доктрина может влиять на целый ряд законодательных актов в системе российского законодательства, включая ежегодные послания Президента РФ. На основе доктрины должна вырабатываться концепция инвестиционной политики России.
Обоснованная концепция развития инвестиционной политики в стране на ближайшее время и в долгосрочный период в сочетании с основными направлениями финансирования бюджетных инвестиций призвана соединить потенциальные свойства инвестиций как экономической категории с конкретными путями использования инвестиционной деятельности в интересах граждан общества и государства^.
Инвестиционная политика государства оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны, регионов, отраслей и предприятий. Ее эффективная реализация на разных уровнях управления представляет собой инвестиционную политику, цели и стратегия которой определяются экономическим потенциалом страны.
Инвестиционная политика является автономной, самостоятельной политикой государства, поэтому имеет право на существование самостоятельного государственно-управленческого документа уровня доктрины, так как является емкой и оказывает прямое влияние на другие виды политик экономической направленности.
Список литературы
1. Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02. 2010 № 146 // «Российская газета» от 10.02.2010 № 27.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // «Российская газета» от 28.09.2000 № 187.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // «Российская газета» от 19.05.2009 № 88.
8 Концепция (от лат. сопсерНо — понимание, система) — способ понимания и трактовки какого-либо предмета или процесса, руководящая идея для их системного освещения.