razvitija i torgovli Ukrainy. (Reference the Ukraine's commitments to the WTO. Obligation to reduce and leind tariff rates (State support for Ukrainian exports. The Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine). Available at: http://www.me.gov.ua/control/uk/ publish/article?art_id=188046&cat_id=38231 (accessed 29 March.2013) (in Ukrainian).
13. Antidempingovi, special'ni ta antisubsidicijni rozsli-duvannja. Rishennja mizhvidomchoi komisii z mizhnarodnri' torgivli. Oficial'nyj sajt Ministerstva eko-nomicheskogo razvitija i torgovli Ukrainy (Anti-dumping, special and against subsidies investigations. The decision of the interdepartamental commisoon on international trade. The Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine). Available at: http://www.me.gov.ua/control/ uk/publish/category/main?cat_id=90071 (accessed 17 April 2013) (in Ukrainian).
А. Н. Айриева
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. Процесс взаимодействия хозяйствующих субъектов национальной инвестиционной системы на любом уровне протекает в условиях экономической нестабильности, которая предполагает совершенствование регулирования государственной инвестиционной политики. Теоретический анализ. На основе обобщения существующих теоретических исследований по проблеме привлечения инвестиций и государственного регулирования инвестиционной политики в статье обосновываются меры по активизации инвестиций, отражаются принципы формирования и реализации федеральных целевых программ ближайших лет в целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных инвестиций, предлагаются приоритетные направления государственного инвестирования. Обсуждение результатов. Результатом проведенного исследования является выявление наиболее актуальных и значимых для современной российской экономики стратегических направлений по совершенствованию государственной инвестиционной политики. Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, модели инвестиционной политики, инвестиционный климат, стратегии и приоритетные направления государственной инвестиционной политики.
Введение
Обеспечение экономической безопасности страны наряду с другими факторами определяется ее инвестиционной позицией, или инвестиционным состоянием.
Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, опре-
14. Informacija shhodo stanu vikoristannja eksportno-importnih kvot u 2013 roci. Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitija i torgovli Ukrainy (Intermation on the use of export and import quotas in 2013. The Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine). Available at: http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/ category/main?cat_id=50301 (accessed 28 April2013) (in Ukrainian).
15. The Global Enabling Trade Report 2009; The Global Enabling Trade Report 2010; The Global Enabling Trade Report 2012. Available at: http://www.ibc.kg/ index.php?option=com_k2&view=item&task=downlo ad&id=115_f60867f9101fb8b2aece52e808904c25&Ite mid=72; http://www.ibc.kg/index.php?option=com_k2 &view=item&task=download&id=114_2ff76ed71b77 cafef02e061d997b81af&Itemid=72 (accessed 25 April 2013).
деляемый независимыми экспертами, которые рассчитывают эффективность вложений в той или иной стране.
Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и российские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики «нажили» огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами, используются для инвестиций в зарубежных странах.
В рамках повышения роли государства в проведении финансово-инвестиционной политики необходимо задействовать все инструменты финансово-кредитного механизма для скорейшего решения узловых проблем расширенного воспроизводства основных фондов российских предприятий. Об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, и в первую очередь США, поскольку именно за счет государственной инвестиционной политики в США решались задачи по развитию инфраструктуры, финансированию инвестиций в низкорентабельные производства и проекты, требующие крупных единовременных вложений, то есть задачи, которые стоят ныне и перед российской экономикой.
Формирование инвестиционного потенциала нации и его эффективное использование в значительной степени зависят от государства, его способности регулировать пропорции между текущим потреблением и сбережением произведенного общественного продукта. Учитывая
УДК 336.02
СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
экономическую ситуацию в России, необходимо ориентироваться в первую очередь на мобилизационную модель наращивания инвестиционного потенциала страны, не исключая и более либеральных финансово-налоговых мер стимулирования инвестиций.
Итак, государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала, как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, то есть когда наряду с производственным сектором инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.
Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.
Теоретический анализ
В развитых странах объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития национальной экономики, а динамика инвестиционных вложений - как индикатор состояния эффективного совокупного спроса, как фактор, влияющий в будущем на объем национального производства, уровень занятости и потребления населения.
Инвестиционная деятельность непосредственно связана с социальной сферой. Как показывает опыт, повышение инвестиционной активности со стороны населения становится результатом грамотной инвестиционной политики государства, в том числе и в социальной сфере.
Социальные проблемы надо решать инвестиционными методами, то есть путем создания новых рабочих мест, повышения производительности труда и роста реальной заработной платы, экономической заинтересованности работников и предпринимателей в высокоэффективном использовании накопленного совокупного человеческого капитала (повышение качества жизни).
Цель государства должна состоять в создании целостно существующей, устойчиво раз-
вивающейся общественной системы, имеющей стабильно функционирующую, динамично развивающуюся экономику и хорошо продуманную социальную политику.
В отношении государственного бюджета государство обязано обеспечить как можно в большей степени его социальную ориентированность, чтобы достичь достаточных размеров консолидированных расходов на социальное развитие. Необходимо, чтобы весь блок затрат на социальные нужды оказался защищенным. Бюджетное и налоговое законодательство должно гарантировать финансовую работоспособность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Необходимо также эффективно задействовать федеральные внебюджетные фонды, обеспечив их целевое использование на социальные цели, особенно в регионах. Источником дополнительных ресурсов можно считать частные внебюджетные фонды под гарантии государства.
Для повышения инвестиционной активности требуется создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Усилия государства, которое должно сыграть первостепенную роль в этом процессе, заключаются в осуществлении целого ряда стимулирующих мер экономического, политического и социального характера.
В условиях кризиса создание благоприятного инвестиционного климата со стороны государства может выражаться в инвестировании, прежде всего, транспортной инфраструктуры, жилищного строительства, образования, науки, медицины, культуры, то есть отраслей социальной сферы.
Привлечение инвестиций в производственную сферу должно обеспечить создание новых рабочих мест, внедрение передовых технологий, повышение общественного производства и качества рабочей силы, увеличение денежных поступлений предприятия, рост заработной платы.
Все эти меры при их грамотном осуществлении будут способствовать улучшению социального положения населения страны, повышению его благосостояния и качества жизни, что и является одной из главнейших задач государства.
В настоящее время в структуре российской экономики сложился ряд негативных тенденций, таких как:
- опережающий спад производства в обрабатывающих отраслях;
- утяжеление структуры экономики за счет увеличения доли энергосырьевых отраслей;
- существенный и продолжающийся рост энергоемкости народного хозяйства;
- увеличение в валовой продукции доли промежуточной продукции и запасов;
- резкое сокращение объемов капитальных вложений, ускоренное старение производственного аппарата и увеличение масштабов скрытого выбытия мощностей;
- значительное сокращение уровня использования производственных мощностей по всем видам продукции;
- высокие темпы падения производства массовых продовольственных товаров;
- неблагоприятные изменения в структуре экспорта и импорта [1].
В результате стремительно формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.
Основным направлением реализации структурно-инвестиционной политики в современных условиях Правительство РФ считает переключение ресурсов государства с поддержки старых, бесперспективных производств на стимулирование роста более эффективного частного сектора, в том числе приватизированных предприятий. В результате таких мер должны произойти:
- сокращение дотаций, субсидий, льготных кредитов и замещение их инвестициями в высокоэффективные проекты;
- направление возрастающего объема госинвестиций на долевое участие в реализации инвестиционных проектов совместно с частными инвесторами, тесную увязку второго этапа программы приватизации с задачей стимулирования частных инвестиций;
- мобилизация средств мелких вкладчиков, населения через различные категории институциональных инвесторов, включая надежные инвестиционные фонды и банки, пенсионные фонды и страховые компании;
- поддержка усилий предприятий по привлечению средств путем вторичной эмиссии акций, а также выпуска иных ценных бумаг.
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
- усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Набор инструментов государственного регулирования инвестиций достаточно ограничен. Каждый из них становится наиболее эффективным в какой-то ситуации. Можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций. В первой модели акцент делается, главным образом, на налоговых стимулах для частных инвестиций, во второй — на государственном финансировании частных проектов. В третьей модели основными становятся преодоление недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов. Государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал [2].
Условно назовем первую модель американской, вторую - японской и третью - тайваньской. Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать некоторый опыт стран с рыночной экономикой. Данные модели оказались достаточно успешными, поэтому рассмотрение условий их реализации необходимо для выработки адекватной стратегии инвестиционной политики в России.
В рамках американской модели (которая характерна для многих стран мира, а не только для США) ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам. Кроме того, осуществляется последовательная либеральная макроэкономическая политика, направленная на стабилизацию с помощью цен и процентных ставок.
Банкам в рамках этой системы отводится подчиненная роль. Ключевым механизмом контроля за эффективностью распределения инвестиционных ресурсов оказывается фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг - необходимое условие успешной реализации данной модели. Государство способствует решению проблемы координации путем сбора, анализа и распространения качественной экономической информации о состоянии и прогнозе развития экономики; осуществляет по мере необходимости инвестиции в инфраструктуру, но эти инвестиции лишь в исключительных случаях становятся элементами общеэкономической стратегии («новый курс» Рузвельта). При наличии необходимых предпосылок модель обеспечивает эффективное распределение инвестиционных ресурсов. Недостатком модели можно считать отсутствие специальных стимулов к сбережению и невозможность резкого увеличения накопления [1].
Японская модель строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. Государство использует контроль над банковской сферой и самостоятельно мобилизует
сбережения населения, предоставляя эти средства на льготных условиях корпорациям в обмен на сотрудничество и неукоснительное соблюдение принятых на себя обязательств. Инвестиции в инфраструктуру прямо координируются с нуждами конкретных частных фирм. Роль координатора берут на себя организуемые государством консультативные советы. Необходимыми условиями реализации модели являются сильный частный сектор и сильное государство с эффективным управленческим аппаратом.
Послевоенная экономика Японии долго не могла подняться на ноги. По истечении ряда лет правительство осознало, что только структурная перестройка промышленной базы (машиностроения) способна обеспечить возрождение экономического потенциала страны. Однако машиностроение не могло наладить конкурентоспособного производства из-за крайне высокой цены стали. Сталелитейные фирмы кивали на угольные компании: цена отечественного угля была непомерно высока; недешево стоила и транспортировка импортного угля на японские острова. Разорвать этот порочный треугольник можно было только скоординированным усилием всех его сторон. Роль координатора взяло на себя в конце 1940-х гг. японское правительство, в частности министерство торговли и промышленности, по инициативе которого был образован совместный совет по промышленной рационализации, куда вошли представители ведущих предприятий базовых отраслей экономики и государственные служащие высшего звена. После проработки предложений, разработанных в министерстве, стороны взяли на себя конкретные обязательства по улучшению ситуации.
Все инвестиционные обязательства в существенной степени финансировались льготными кредитами Японского банка развития. Источником этих средств были фонды, которые удалось мобилизовать в банковской системе, где существовал жесткий контроль со стороны Центрального банка за процентными ставками, и «почтовые» сбережения населения (во многом похожие на счета в Сберегательном банке).
Все проекты жестко оценивались и контролировались банком, что обеспечило аккуратное возвращение средств.
Таким образом, японская модель продемонстрировала прекрасный пример взаимодействия государства и частного сектора экономики, что в конечном итоге привело к впечатляющим результатам.
Преимуществом модели является возможность мобилизации существенных средств на эффективные инвестиции. Недостатками становятся политизация процесса планирования инвестиций и возможное нежелательное изменение ключевых денежно-кредитных параметров, а также коррупция политических кругов.
Тайваньская модель сочетает ряд инструментов японской и американской моделей. Однако главным является создание государством частных механизмов координации инвестиционных решений. Модель опирается на то, что частные фирмы, работающие на экспорт, наилучшим образом знают рынок и потенциал инвестиционных проектов. Вокруг этих фирм образуется сеть поставщиков, которые координируют свои планы с «головной» компанией.
Задача государства - активно поддерживать эти группы, а также через финансирование про-ектно-конструкторских бюро, агентств по техническому обслуживанию и научных лабораторий обеспечивать равный доступ всех участников сети к новейшим технологиям и их равноправное участие в разработке нового продукта и инвестиционных планов. Ключевым звеном и залогом успеха является, таким образом, экспортный «тест». Успешное его прохождение открывает доступ к льготным кредитам. Вместе с тем этот тип инвестиционной политики становится все более и более уязвимым в свете новых правил Всемирной торговой организации.
Необходимо отметить, что попытки заимствования моделей без адекватной институциональной базы приводят к полному провалу. Показателен, например, опыт Восточной Германии, в которой правительство усиленно реализовывало вариант стимулирования инвестиций через невиданные налоговые льготы. Он показал, что сами по себе меры по созданию благоприятных предпосылок для инвестиций не ведут к успеху.
Таким образом, ключевым для реализации эффективных моделей инвестиционной политики является создание целого ряда институтов, необходимых для благоприятного инвестиционного климата. Одновременно любая успешно действующая модель опирается на фундамент рыночной системы и наиболее полным образом использует сильные стороны национальной экономики.
Обсуждение результатов
Инвестиционный климат России оценивается в целом по международным стандартам с использованием таких критериев, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др. Можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
Необходимо отметить еще одну важную функцию технополисов — сдерживание «утечки мозгов», что весьма актуально для современной России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Развитие технопарков, где создаются
благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс.
Несмотря на ряд серьезных экологических проблем, Россия по мировым стандартам остается наименее загрязненной территорией. Такое положение дает России реальный шанс стать мировым лидером в развитии эколого-экономических регионов, базирующемся на принципах устойчивости, сочетающем разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.
Изучение мирового опыта организации финансирования инвестиционных проектов показывает, что сочетание высокой надежности вложения средств с эффективностью достигается при использовании принципа проектного финансирования. Его обязательным условием является вложение инвестором определенной части собственных финансовых ресурсов. Как правило, по проектам, на финансирование которых выделяются бюджетные ресурсы, собственные средства инвестора должны составлять минимум 20%. В этих условиях финансовая поддержка государства может возрасти до 40%, что соответствует мировой практике. При этом по аналогии с практикой международных финансовых организаций предлагается использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает товары и услуги, необходимые для реализации проекта, на условиях тендера среди поставщиков. Одновременно государство может предоставить коммерческому банку гарантии финансирования данного проекта в размере до 40% средств, ссужаемых им инвестору. Ограничение предоставляемой гарантии определяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Чем выше уровень зашиты гарантией, тем меньший объем гарантий может быть предоставлен.
Улучшение инвестиционного климата - необходимая, но недостаточная мера. Предстоит не только расширить инвестиционные ресурсы, но и сделать экономику, особенно на уровне предприятий, на микроуровне, восприимчивой к инвестициям.
В результате эти цели сводятся к следующему:
- реформа предприятий, предусматривающая переход к принятым в мировой практике стандартам бухгалтерского учета, оценка основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью, существенное улучшение корпоративного управления, строгое и форматизированное разделение прав и обязанностей менеджеров, с одной стороны, и прав и обязанностей собственников - с другой;
- укрепление правовой базы и расширение практики применения механизма санации и банкротства неплатежеспособных предприятий будет
способствовать усилению роли собственников и ответственности менеджеров, выявлению направлений эффективного развития производства;
- страхование имущества (особенно крупными предприятиями), которое пока еще не получило должного развития из-за слабости российских страховых компаний, ограничений по отнесению страховых затрат на себестоимость продукции (эти платежи в соответствии с действующим порядком могут составлять не более 1% реализуемой продукции);
- развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения. Для этого широкое распространение должна получить система паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Зарубежный опыт показывает, что две трети средств они вкладывают в ценные бумаги, а одну треть - в инвестиционные проекты;
- развитие ипотеки. Необходимо активно содействовать становлению общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формированию вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов. Особое значение имеют принятие Земельного кодекса, развитие легального рынка земли, что даст существенный импульс кредитованию сельского заемщика под залог его главного имущества - земли [3].
За последние годы Правительству России в основном удалось создать взаимосвязанную систему нормативно-законодательных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рынка.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Приток инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, зачастую не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, привне-
сении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже в ее экологической обеспеченности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная задача: привлекая в страну иностранный капитал, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
В целом общая ситуация в российском производстве может резко измениться в ближайшие 5-10 лет в лучшую сторону, если существующие тенденции капиталовложений будут сохраняться. В перспективе мы можем надеяться на улучшение ситуации в экономике в целом по России, ведь вместе с ростом инвестиций в нашу экономику увеличится ее стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит, будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы, что, в свою очередь, уменьшит социальную напряженность в стране. Только последовательными, тщательно продуманными реформами можно добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы лишь разрушали российскую экономику, ухудшали инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов нашей непредсказуемостью.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МАГИ), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции законов об инвестициях, о концессиях
и о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать [4]:
- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
- срочное рассмотрение и принятие Государственной думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- разработку и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости [5].
Перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
Структурная перестройка экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг требуют значительных инвестиций в обновление производственных мощностей, запуск новых проектов, освоение современных технологий управления. В странах с рыночной экономикой доминирующую долю таких инвестиций предоставляет частный сектор (как национальный, так и иностранный). Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, современные методы управления. Частные инвесторы более заинтересованы в повышении эффективности производства, снижении издержек, росте конкурентоспособности продукции.
В то же время частные инвестиции (как внутренние, так и даже в большей степени иностранные) чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования - стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, степени гармонизации национальных стандартов с международными, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Поэтому важнейшим направлением государственной социально-экономической политики в целом и инвестиционной политики в частности является создание максимально благоприяных условий для частных инвестиций.
Государство при этом должно не только проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, снижать вмешательство в экономическую деятельность и т.д., но и принимать меры, непосредственно стимулирующие инвестиционные проекты. Среди таких мер можно назвать как специфические меры налоговой политики - механизм ускоренной амортизации, упрощение возврата и возмещения НДС, так и меры, связанные с защитой инвестиций, в том числе иностранных, разработкой и принятием механизмов концессионных соглашений, частичным покрытием инвестиционных рисков, в особенности некоммерческих, и т.д.
Кроме мер экономики в целом для стимулирования ускоренного роста объемов инвестиций необходимо также применять механизмы создания благоприятных условий осуществления инвестиционных проектов в рамках специальных режимов ведения предпринимательской деятельности, в частности в особых экономических зонах.
В то же время при всех положительных качествах частных инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах, причем не столько в силу недостаточности их объемов, сколько в силу того, что в экономике есть сферы, куда частному инвестору по тем или иным причинам вкладывать средства невыгодно. Это могут быть как проекты со слишком высоким сроком окупаемости (большинство инфраструктурных проектов), так и инвестиционные проекты в секторах, которые при всей их важности для национальной безопасности, социальной стабильности непривлекательны для частных инвестиций из-за высоких рисков, низкой нормы отдачи на вложенный капитал (например, АПК и ОПК).
В силу этих причин в любом государстве (даже с самой либеральной экономикой) частные инвестиции не являются полной заменой государственных.
Тем важнее как можно более четко определить приоритеты государственных инвестиций не только в целях повышения их эффективности, но и в целях максимизации общественного эффекта.
Стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации предполагают активизацию источников роста и конкурентоспособности страны за счет ускоренной диверсификации структуры экономики, предусматривающей опережающее развитие высокотехнологичных перерабатывающих секторов, сферы услуг, формирование государственной поддержки инновационной деятельности.
В целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных инвестиций формирование и реализация федеральных целевых программ ближайших лет должны базироваться на следующих основных принципах [1]:
- оптимизация государственных обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;
- обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его инвестиционно-финансовыми возможностями;
- планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеют федеральное значение и входят в функции федерального правительства;
- обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация в первую очередь инвестиционных проектов федеральных целевых программ;
- открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;
- государственная поддержка проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;
- введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
- законодательное закрепление основных процедур формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
В контексте необходимости достижения намеченных стратегических целей политика государственного инвестирования должна быть ориентирована на содействие диверсификации экономики, прямую поддержку развития тех ее секторов, которые способны стать «катализатором» ускорения развития всех сфер экономики, обеспечить инновационную направленность, рост эффективности производства и производительности труда, повышение конкурентоспособности «человеческого капитала».
В связи с этим приоритетными направлениями государственного инвестирования становятся:
- модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);
- модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы;
- инвестирование в объекты социальной инфраструктуры федерального значения, в том числе в науку, образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение, с целью обеспечения конкурентоспособности «человеческого капитала»;
- адресная поддержка стратегически значимых с позиций повышения конкурентоспособности экономики инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации;
- инвестирование в инфраструктуру судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости;
- формирование и развитие технологической базы секторов «новой экономики», в первую очередь науки, что должно обеспечить завершение формирования системы поддержки инновационной деятельности в России, инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики;
- осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.
Список литературы
1. Айриева А. Н. Государственное финансовое стимулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Саратов : Наука, 2010. 219 с.
2. Фирсова А. А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения частного капитала в процессы инвестирования инновационной деятельности // Изв. Тульск. гос. ун-та. Сер. Экономические и юридические науки. 2011. № 2. С. 92-96.
3. Бочаров В. В. Инвестиции : Инвестиционный портфель. Источники финансирования. СПб. : Питер, 2002. 288 с.
4. Тумусов Ф. С. Инвестиционный потенциал региона : теория, проблемы, практика. М. : Экономика, 1999. 272 с.
5. Быстров О. Ф. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. М. : ИНФРА-М, 2008. 358 с.
Strategies to Improve the State Russian Investment Policy A. N. Ayrieva
Сandidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Department of Finance and Credit,
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. The process of interaction between economic entities of the national investment system at any level takes place in the context of economic instability, which involves improving the regulation of the state investment policy. Theoretical analysis. Theoretical analysis on the basis of summarizing the existing theoretical research on investment and state regulation of investment policy article the measures to strengthen the investment is recognized principles of formation and implementation of federal target programs coming years in order to ensure the rational and efficient use of public investment, suggests priorities of state investment. Discussion of results. The result of the study is to identify the most relevant and significant for the modern Russian economy's strategic directions to improve the State's investment policy. Key words: investment, investment policies, models of investment policy, investment environment, policies and priorities for public investment policy.
References
1. Ayrieva A. N. Gosudarstvennoefinansovoe stimulirovanie investizionnoy dejatel'nosti vRossiyskoy Federazii [State financial incentives for investment in the Russian Federation]. Saratov, Science Publ., 2010. 219 p.
2. Firsova A. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mehanizm privlechenija chastnogo kapitala v processy investirovanija innovacionnoj dejatel'nosti [Stateprivate partnership as the mechanism of attraction of a private equity in processes of investment of innovative activities]. Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo univer-
siteta. Ser. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. 2011. № 2. S. 92-96. [Proceeding of the Tula State University. Ser. Economic and Law], 2011, no. 2, pp. 92-96. 3. Bocharov V. V. Investizii: investizionniy portfel'. Istochniki finansirovania [Investments: Investment Portfolio. Sources of funding]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 288 p.
4. Tumusov F. S. Investizionny potenzial regiona: teoria, problemi, practika [Investment potential of the region: the theory, problems, practice]. Moscow, Economics Publ., 1999. 272 p.
5. Bystrov O. F. Upravlenie investizionnoy dejatel'nost'u v regionach Rossiyskoy Federazii [Management of investment activity in the regions of the Russian Federation]. Moscow, INFRA-M Publ., 2008. 358 p.
УДК 339.133.017
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОДУКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Е. А. Дерунова
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории методологии управления инновационным развитием бизнеса,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: [email protected]
А. А. Фирсова
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Введение. В статье обоснована необходимость исследования ] поведения индивида при выборе высокотехнологичной продукции, выводимой на рынок инновационным сообществом. Предложен междисциплинарный подход к исследованию потре- < бительского поведения при выборе высокотехнологичных продуктов, выводимых на рынок инновационным сообществом на стыке маркетинга, психологии, нейробиологии. Теоретический ; анализ. Разработаны подходы к модели принятия решения о ] покупке - как потребитель способен принять решение о покупке и как принимает его на деле, систематизированы и классифици- ] рованы факторы, влияющие на ее выбор с учетом региональной дифференциации денежных доходов. Результаты. На основе ] моделирования и прогнозирования спроса на высокотехнологичную продукцию установлены закономерности между воздействи- j ем на человеческое сознание и принятием решения о покупке высокотехнологичной продукции.
Ключевые слова: высокотехнологичные продукты, потребительское поведение, региональный рынок, геомаркетинг, нейро-маркетинг. j
Введение
I
Сегодня инновации играют значительную роль как на федеральном, так и на региональ- . ном уровне, определяя конкурентоспособность компаний. В условиях рыночной экономики каждая компания стремится стать конкурентоспособной - обеспечить себе конкурентные пре- ] имущества, при этом занять свою нишу на рынке, ] что наиболее актуально в условиях современной нестабильной экономической ситуации.
Появление на рынке новых компаний, кото- ] рые играют по своим правилам, используют совершенно новые стратегии и методы, различные
инновационные технологии, позволяет выпускать товары с новыми потребительскими свойствами. Предприятиям необходимо искать новые способы защиты, которые в дальнейшем будут обеспечивать гибкость и устойчивость их бизнеса. Успех инновационного продукта во многом будет зависеть от того, что представляют собой его новые качества, а также от того, являются ли они действительно лучшими, устойчивыми и стабильными. И чтобы донести все преимущества нового продукта до потребителей, быть услышанными и успешными на рынке, нужно понимать, чего хочет потребитель, как потенциальный клиент реагирует на новый продукт, что он ожидает от него, что для него важно, а также каким образом можно привлечь нового покупателя.
В последние годы среди производителей и продавцов ведется ожесточенная борьба за покупателя. Для того чтобы предугадать желания потребителя, ведутся обширные исследования. На сегодняшний момент особенно актуальны слова Д. Траута, что маркетинг - это битва не товаров, а восприятий [1].
Теоретический анализ
Основной интерес лежит в области понимания реакции людей на предлагаемые им товары, каким образом они принимают решения о покупке, как именно решение созревает в мозгу человека - маркетинг, психология и нейробиология подошли друг к другу очень близко, чтобы дать ответы на поставленные вопросы, и эта наука получила название «нейромаркетинг».