Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
Малахова Т.А.
Приоритеты инвестиционной политики государства в развитии промышленного сектора экономики
Татьяна Альбертовна Малахова — кандидат экономических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, РФ. E-mail: tamal6 9 @mail. га SPIN код РИНЦ: 6574-9660
Аннотация
В статье проведен анализ основных направлений и методов инвестиционной политики в зарубежных странах и в России. С этой целью обобщены основные принципы и методы финансирования программ и проектов, основной проблемой выделена недостаточность инвестирования промышленности и нецелевое использование бюджетных средств. Проведен анализ динамики инвестиций в основные фонды, темпов промышленного производства и импорта. Совершенствование инвестиционной политики предложено проводить планированием индикаторов программ экономического развития и разработкой новых методов управления эффективностью инвестиционных проектов в сочетании с методами государственного регулирования промышленной политики, инвестиционной и финансовой сфере.
Ключевые слова
Инвестиционная политика индикаторы инвестиционной политики, финансовая инфраструктура инвестирования, стратегическое планирование промышленности.
Направлениями социально-экономического развития в России является создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование бизнес-процессов, финансирование государством крупных региональных проектов и строительство новой инфраструктуры национальной экономики, масштабные инвестиции в производство, новые технологии и обучение 1 Несмотря на высокие темпы инвестирования экономики, результаты 2013 года показали почти нулевые темпы развития промышленного производства и стагнацию в экономике, этот период оказался самым худшим периодом после финансового кризиса 2008-2009 годов в нашей стране. Финансовые аналитики объясняют это факторами снижения финансирования отраслевой экономики, завершением крупных проектов и оттоком капитала из страны. Глава Центрального банка РФ Э. Набиуллина прогнозировала отток капитала за 2014 год почти на 8590 млрд долл., в первом квартале он достигал 63 млрд долл.2 Рассматривая данные проблемы, необходимо более глубоко рассмотреть причины и факторы возникновения
1 Инвестиционная политика // Министерство экономического развития Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://economY.gov.ru/minec/activitv/sections/investmentPolicY/7WCM PI=1&W CM Page.556a41804309ce5898fbbb1aee474279=6 (17.12.2014).
2 ВедевА. Прогноз ЦБ по оттоку капитала на уровне 85 млрд долл. весьма реалистичен // Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара [Официальный сайт]. 27.05.2014. URL: http: //iep. ru/kommen tarii/prognoz-tcb-po-ottoku-kapitala-na-urovne-85-mlrd-doll-vesma-realistichen.html (27.08.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
данной ситуации и основные приоритеты инвестиционной политики российской
экономики.
Программное финансирование промышленности проводится в нашей стране по 22 подпрограммам федеральных целевых программ3. Однако достаточного объема инвестиций в технологическое перевооружение в строительство инновационных производств явно не достаточно, доля промышленного производства в ВВП не превышает 37%, и это представляет угрозу экономической безопасности страны. Проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором впервые определены организационные, экономические, правовые цели, задачи развития национальной и направления совершенствования промышленной инфраструктуры, до сих пор не принят. Отсутствие долгосрочной стратегии индустриального развития экономики привело к снижению инвестиций в основные фонды почти на 7% в 2013 году4.
Обоснование роли государства в промышленной политике и создании институциональных условий для бизнеса и инноваций необходимо рассматривать в направлении стимулирования индустриального прорыва России, повышения темпов инвестирования промышленного производства, создания благоприятных условий для разработки инноваций на базе производственных предприятий, определения конкурентных преимуществ и защиты интеллектуальной собственности. В государственном регулировании предусмотрено планировать объемы и структуру инвестиционных вложений, разрабатывать стратегию технологического развития страны, методы и подходы инвестиционной политики государства, систему регулирования инвестиционным и финансовым рынками, от чего будет зависеть устойчивый рост экономики5. При этом инвестиционная политика должна представлять комплекс целенаправленных мероприятий государства по созданию благоприятных условий в промышленном производстве, которое создает мультипликативный эффект в экономике и является фактором оживления инвестиционной активности. В механизмы ее реализации чаще включают методы управления эффективностью инвестиционных проектов, прогнозирование рисков и способов управления окупаемостью финансовых вложений. В области государственного регулирования необходим контроль за расходами по крупным инвестиционным программам и проектам; а также разработка
3 Портал государственных программ Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http ://pro grams. gov .ru/Portal/ (27.08.2014).
4 Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/search (27.08.2014).
5 Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. М.: Экономика, 2013. С. 329.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
правовой базы в области стимулирования инвестиционных процессов, что создает
условия для дополнительного привлечения инвестиций в регионы страны6.
В инвестиционной политике государства чаще используются базовые принципы:
1) концентрация инвестиционных ресурсов в направлении государственных инвестиционных программ;
2) взаимодействие государства с бизнесом (формы государственно-частного партнерства) в целях мобилизации инвестиционного потенциала, развития предприятий и регионов;
3) совершенствование нормативно-законодательной базы в обеспечении инвестиционной деятельности;
4) постоянный мониторинг положительных и отрицательных факторов в социально-экономическом развитии7.
Можно отметить важные институциональные изменения, проводимые в области регулирования государством финансового и инвестиционного рынка в нашей стране, которые направлены на создание современной финансовой инфраструктуры, функционирование основных государственных и общественных институтов в регулировании фондового и кредитного рынка. Созданы и функционируют следующие институты финансирования:
- Российский фонд прямых инвестиций, участвующий в проектах стоимостью от 50 до 500 млн долл. США, к 2016 году его капитал должен достичь 8 млрд долл.;
- инвестиционный омбудсмен (институт федерального инвестиционного уполномоченного) в сопровождении проектов иностранных инвесторов, осуществляемый Минэкономразвития России;
- Агентство стратегических инициатив, созданное для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов (в рамках программы «Национальной предпринимательской инициативы») оно осуществляет разработку «дорожных карт» по 22 сферам государственного регулирования;
6 Пахомов А.А. Особенности инвестиционного присутствия российских компаний в странах СНГ // Россия и СНГ: новые возможности стратегического партнерства. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей РАНХиГС и ФБС СНГ / под общ. ред. А.Я. Быстрякова, М.Г. Полозкова, О.В. Рыбаковой . М.: Научная библиотека, 2013. Вып. 2. С. 197-200.
7 Закон Московской области от 16.07.2010 № 96/2010-03 (ред. от 27.07.2013) «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 08.07.2010 № 8/126-П) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc:base=MOB:n=175561 (27.08.2014).
- Агентство страхования экспортных кредитов и инвестиций, организованное для поддержки российского экспорта, страхования экспорта машин, оборудования и транспортных средств и кредитов (общая сумма страхования свыше 14 млрд долл.);
- Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, осуществляющий содействие в привлечении иностранных инвестиций в экономику России, в его состав входят 42 иностранные компании. В сферу его регулирования входит техническое устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков России, совершенствование налогового законодательства, имиджа России, территорий и т. д. 8
Созданная институциональная инфраструктура инвестирования пока не способствует эффективному использованию бюджетных средств, учрежденные фонды направляют капитал не в инновации и производство, а в финансово-банковские учреждения (депозиты, ценные бумаги), которые часто проводят операции по выведению капитала за рубеж, поэтому некоторыми экономистами предлагается для решения данных проблем использовать стратегии восстановления, динамического наверствывания и опережающего развития9. Несовершенство российского законодательства в области владения, распоряжения и пользования государственной собственностью, имущественной защиты инвесторов не позволяют создать высокую инвестиционную привлекательность для долгосрочных вложений в отечественную экономику. Проблемы низкой отдачи государственных инвестиций в инновации и промышленность следует рассматривать с точки зрения утраты технологического, кадрового и финансового потенциала в промышленности, процессы «ускоренной приватизации» привели к закрытию производств, ликвидации основных фондов, прекратилась подготовка специалистов в области новых технологических процессов. Реструктуризация в начале 2000-х годов не привела к эффекту по причине разрушения бывшей системы управления отраслевым развитием, что подтверждается научными исследованиями европейской экономической школы, концепцией которой является
8 Министерство экономического развития Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://economv.gov.ru/minec/main/ (27.08.2014).
9 Кульков В.М. Постиндустриализация или новая индустриализация? // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). С. 56-59.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
необходимость проведения реструктуризации предприятия до приватизационных
мероприятий10.
Отсутствие долгосрочных вложений в развитие отечественной промышленности на протяжении длительного периода привело к постепенной импортозависимости экономики от зарубежных технологий в основной капитал, притока прямых иностранных инвестиций и, как представлено в Таблице 1, характеризуется падением с 2009 года.
Таблица 1. Динамика инвестиционных вложений, темпов роста и объемов импорта в период 2008-2013 годов11
Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) к ВВП, % 4,4 3,6 0,94 1,04 0,9 1,3
Инвестиции в основной капитал, % 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 99,8
Темпы роста промышленного производства, % 3,5 -13,1 8,3 5,0 2,6 0,1
Объем импорта, млрд долл. 191,8 248,6 323,8 355,5 317,8
Низкая конкурентоспособность отечественного производства подтверждается высокой динамикой импорта продукции (оборудования) в Россию, которая составила 317,8 млрд долл. в 2013 году (см. Таблицу 1). Для сравнения, в 1990 году СССР занимал пятое место в мире по экспорту промышленных товаров: в ВВП только 35% приходилось на добывающий сектор экономики12. Промышленный потенциал и отечественные инновации в производстве когда-то не имели конкурентов; в 1990 году в Париже на специализированной выставке все станки с числовым программным управлением сразу были проданы в ФРГ, Японию, США, Канаду и Италию. Отрасль станкостроения СССР занимала третье место в мире. Сейчас складывается иная картина: в 2011 году в России было произведено менее 1 800 станков, в 2012 году —
10 Andreff W. La mutation des économies postsocialistes. Une analyse économique alternative. Paris: L'Harmattan, 2003. С. 228.
11 Составлена на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru.
12 Россия в ВТО: Специальный проект Центра международной торговли [Официальный сайт]. URL: http://wto.wtcmoscow.ru/ (17.12.2014).
4 000, а их импорт составил более 500 тыс., причем, как отмечено специалистами-технологами, они не самого лучшего качества и быстро приходят в негодность13.
Отсутствие долгосрочных вложений в развитие отечественной промышленности на протяжении длительного периода привело к постепенной импортозависимости от зарубежных технологий. При этом в инвестиционной политике экономически развитых стран наблюдается курс на новый этап индустриализации и уже разработаны активные стратегии экономического превосходства на энергетическом, промышленном и финансовых рынках14. В основе этой глобальной стратегии роста, как говорится в докладе Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС «Более сильная европейская промышленность — для роста и экономического восстановления», находится промышленная (индустриальная) и энергетическая политика повышения конкурентоспособности, для чего дополнительно привлекают инвестиции в инновации и технологические проекты. Разработка данной стратегии проводится методами аккумулирования ресурсов из частных, корпоративных и государственных источников. Инвестиционная политика сосредоточена на развитии отраслей энергетики, автомобилестроения, станкостроения, черной металлургии, информационных технологий и средств связи. Основными направлениями являются создание благоприятного бизнес-климата, снижение налоговой нагрузки на инновационные предприятия, оказание государственной поддержки в коммерциализации инноваций. Критериями результативности в этой политике к 2030 году должно стать удвоение производства продукции энергетических предприятий и осуществление революции в промышленности и технологических инновациях.
Анализируя политику в области решения данных задач, необходимо отметить комплексный характер управления экономическим развитием на основе разработки прогнозных стратегических планов. Отраслевое и промышленное развитие во Франции проводится государством с помощью методов индикативного планирования, что позволило достичь роста добавленной стоимости в промышленности до 7,5%15. Индикаторы развития по отраслям планируются поквартально Национальным
13 Тюрин С. Новая промышленная политика — шаг в будущее России // Торгово-промышленные ведомости: Издание торгово-промышленной палаты РФ. 30.10.2013. URL: http://www.tpp-inform.ru/analvtic ¡ournal/3994.html (27.08.2014).
14 СориаХ.М., Перейра А.С., Пассера К., Монтебур А., Реслер Ф. Новая индустриальная политика Европы // Эксперт. 18.02.2013. № 7 (839). С. 28. URL: http://expert.ru/expert/2013/07/novava-industrialnava-politika-evropvi/ (17.12.2014).
15 Драганов В.Г., Филиппов В.А. Опыт использования индикативного планирования. План VI экономического и социального развития Франции. М.: КомКнига, 2006. С. 45.
институтом статистики и экономических исследований (Institut national de la statistique et des études économique, INSEE) и проходят обсуждение на правительственном уровне; формируются они на основе следующих групп, представленных в Таблице 2:
Таблица 2. Система индикаторов в программах социально-экономического
развития Франции
Группы индикаторов Виды индикаторов
Индикаторы целей Индикатор цен — отслеживает изменения розничных цен торговых партеров страны Индикатор внешней торговли — отношение импорта к экспорту Индикатор внешней торговли промышленной продукцией Индикатор роста промышленной продукции — рост добавленной стоимости в промышленности Индикатор занятости
Индикаторы международной среды Индикатор экономического роста основных торговых партнеров Индикатор роста международных цен — синтетический индекс розничных цен основных торговых партнеров
Индикаторы эффективности французской экономики 1. Конкурентоспособность — индикатор проникновения за рубеж французской продукции, индикатор усилий экономики в области экспорта 2. Производительность и себестоимость в промышленности — индикатор производительности, индикатор расхода зарплаты на единицу промышленной продукции
Если бы данная методология использовалась в инвестиционной политике России, то это позволило бы значительно повысить эффективность бюджетных вложений в отраслевое и региональное развитие, гибко планировать инвестиции с учетом возможных изменений в бюджете или международной конъюнктуре. Показатели конкурентоспособности, производительности и себестоимости в промышленности являются определяющими в оценке эффективности проводимой инвестиционной политики за рубежом. Отсутствие стратегических приоритетов в промышленной политике привело к тому, что ряд традиционных национальных производств (строительство вагонов, судов, летательных аппаратов) в нашей стране прекратил свое существование. Неблагополучная ситуация наблюдается и в отраслях приборостроения, электроники и электрооборудования, машиностроении и производстве транспортных средств. Рентабельность продаж в этих отраслях
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
составляет не выше 9% и 3,5% по активам, эти отрасли имеют долю просроченной
задолженности перед банками почти 4,8%.
Проведение инвестиционной политики в российской экономике характеризуется вложениями в иностранные ценные бумаги, что является стимулом развития стран-псевдопартнеров, а иногда и компаний-конкурентов. Как отмечено в работах В.Н. Лившица, инвестирование в нашей стране происходит на основе решения конъюнктурных краткосрочных проблем, оставляя без решения ключевые долгосрочные проблемы, «поливая» «мудрых банкротов» государственными потоками ликвидности во избежание их не только фактического, но и формального перехода в собственность нерезидентов. При этом чаще всего отсутствуют надежные расчеты стоимости и эффективности, управление возможными рисками в мегапроектах16.
В инвестиционной политике зарубежных стран роль банковского сектора является решающей, даже в кризисные периоды они стараются не терять клиентов, снижают кредитные ставки ради поддержки национальной промышленности. Российский банковский сектор в основном нацелен на собственную капитализацию, только от процентов за счет кредитования промышленных предприятий банки ежегодно имеют свыше 2 трлн рублей. Внешние заимствования банков и корпораций за рубежом привели к государственному долгу страны — 728,8 млрд долл. на начало 2014 года, при этом задолженность банковского сектора составила 214,39 млрд долл., предприятий — 436,76 млрд долл. (долги «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти» и ОАО РЖД — около 114 млрд долл.)17. Тем не менее, как сказал в своем выступлении первый заместитель председателя Банка России А. Симановский, прибыль (50-60%) в течение последних лет банки направляют в собственный капитал, вложения банков в различные активы за 2012-2013 годы выросли на 39%, инвестиции в ценные бумаги — 13%, в капитал других компаний — 17%18. Удивительно, что до сих пор в Стратегии
16 Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Системный анализ нестационарной экономики России (1992-2009): рыночные реформы, кризис, инвестиционная политика. М.: Поли Принт Сервис, 2010. С. 218; Лившиц В.Н., Тищенко Т.И., Фролова М.П., Швецов А.Н. Мегапроекты: радости и печали // Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем: сборник трудов VIII Международной школы-симпозиума АМУР-2014. Симферополь: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2014. С. 201-210.
17 Внешнему долгу компаний РФ предсказали возврат к докризисному уровню // Lenta.ru. 02.09.2013. URL:URL: http://www/lenta.ru/news/2013/09/02/debt/ (24.06.2014).
18 Доклад к XXV съезду Ассоциации российских банков «О перспективах банковской системы России: взгляд банковского сообщества» / АРБ — Ассоциация российских банков. М., 2014. С. 9-11. URL: http://arb.ru/arb/press-on-
arb/doklad k xxv sezdu assotsiatsii rossiyskikh bankov o perspektivakh bankovskoy si-9804862/ (17.12.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
банковской системы отсутствуют направления инвестиционной политики в развитие
отечественных промышленных предприятий и отраслей экономики.
Разработку комплексной инвестиционной политики государства необходимо начать с синхронизации институциональной и налоговой системы стран Таможенного союза, нацеленной на реальное инвестирование основных фондов и модернизации промышленных предприятий с целью повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. В концепциях национальной инвестиционной политики стран Таможенного союза существуют разделы, направленные на экономическую безопасность, привлечение иностранных инвестиций и создание высокой конкурентоспособности экономики. В инвестиционной политике Казахстана следует отметить методы стратегического планирования внешних заимствований с учетом роста нормы внутреннего накопления по отношению к объему кредитования, проведение оценки в улучшении инвестиционного климата за счет контроля изменения инвестиционного рейтинга страны и перевода капитала (прибылей) организаций за границу19. Основным механизмом в этом является обеспечение стабильности законодательства, совершенствования налоговой и тарифной политики. Государственное регулирование в отраслевом и региональном развитии (стратегия «Казахстан — 2050») направлено на исключение административного дублирования в процессах привлечения инвестиций, открытия новых предприятий, финансирования трансферта современных технологий в производство и создания инвестиционной привлекательности в регионах.
В области промышленного развития Республика Беларусь также имеет нормативно-законодательную базу, основными их которых являются «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь» и «Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров». Приоритетной формой инвестирования при этом являются совместные предприятия и кластеры, инвестиционные проекты категории green field (новые предприятия с прогрессивными технологиями) и агрокластеры. Государство стимулирует развитие этих организаций, предоставляя льготы при поставке продукции на новые рынки, специальные налоговые льготы при организации бизнеса в рамках шести свободных экономических зон и парков
19 СапароваБ.С. Социально-экономическое развитие государств Евразии // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38). URL: http://www.m-economv.ru/art.php?nArtId=3620 (17.12.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
высоких технологий, при этом налог на прибыль и НДС там отсутствует, на территориях
малых и средних городов страны налог на прибыль не взимается в течение семи лет20.
Для устойчивого экономического роста необходимо совершенствование инвестиционной политики в нашей стране проводить на основе следующих методов:
- обеспечения финансирования сбалансированного роста промышленного производства, добывающих и обрабатывающих секторов;
- целевого инвестирования кредитно-финансовым сектором в строительство основных фондов промышленности, покупку оборудования, подготовку специалистов для промышленности;
- бюджетного финансирования отраслей на принципах рациональности, окупаемости и коммерциализации продукции на внутреннем и внешних рынках;
- специальных налоговых режимов в кластерах, индустриальных и технологических парках с учетом применяемой налоговой и финансовой политики стран Таможенного союза;
- контроля государства за оттоком капитала банков и корпораций из России, отчисления из чистой прибыли не менее 20% в обновление основных фондов, разработку новых технологий и производство;
- госконтроля за ценовой политикой банков и корпораций;
- планирования и прогнозирования производительных сил, общественных потребностей, развития финансовых рынков и конкретных направлений отраслевого развития;
- проведения инвестиционной политики в регионах на основе критериев коммерческой, бюджетной, социальной и экологической эффективности проектов;
- снижения административных барьеров и коррупционной составляющей в доступе к финансированию организаций.
Новые методы инвестиционной политики должны быть ориентированы на функционирование российской экономики в условиях жесткой конкуренции и финансовых ограничений, что позволит снизить экономические риски и обеспечить экономическую безопасность страны.
20 Национальное агентство инвестиций и приватизации — Республика Беларусь [Официальный сайт]. URL: http://www.investinbelarus.bY/invest/ (27.06.2014).
Список литературы:
1. Закон Московской области от 16.07.2010 № 96/2010-03 (ред. от 27.07.2013) «Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 08.07.2010 № 8/126-П) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». URL: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=175561 (27.08.2014).
2. Ведев А. Прогноз ЦБ по оттоку капитала на уровне 85 млрд долл. весьма реалистичен // Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара [Официальный сайт]. 27.05.2014. URL: http://iep.ru/kommentarii/prognoz-tcb-po-ottoku-kapitala-na-urovne-85-mlrd-doll-vesma-realistichen.html (27.08.2014).
3. Внешнему долгу компаний РФ предсказали возврат к докризисному уровню // Lenta.ru. 02.09.2013. URL: http://www/lenta.ru/news/2013/09/02/debt/ (24.06.2014).
4. Доклад к XXV съезду Ассоциации российских банков «О перспективах банковской системы России: взгляд банковского сообщества» / АРБ — Ассоциация российских банков. М., 2014. URL: http://arb.ru/arb/press-on-
arb/doklad k xxv sezdu assotsiatsii rossiyskikh bankov o perspektivakh bankovskoy si-9804862/ (17.12.2014).
5. Драганов В.Г., Филиппов В.А. Опыт использования индикативного планирования. План VI экономического и социального развития Франции. М.: КомКнига, 2006.
6. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции — 2014 / Федеральная служба государственной статистики. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/c onnect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095471812 (17.12.2014).
7. Инвестиционная политика // Министерство экономического развития Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http:// economy. gov. ru/ minec/activity/sections/invest mentPolicy/?WCM PI=1&WCM Page.556a41804309ce5898fbbb1aee474279=6 (17.12.2014).
8. Инвестиционная политика // Правительство Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/govworks/7/ (17.12.2014).
9. Кульков В.М. Постиндустриализация или новая индустриализация? // Проблемы современной экономики. 2014. № 3(51). С. 56-59.
10. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. М.: Экономика, 2013.
11. Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Системный анализ нестационарной экономики России (1992-2009): рыночные реформы, кризис, инвестиционная политика. М.: Поли Принт Сервис, 2010.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
12. Лившиц В.Н., Тищенко Т.И., Фролова М.П., Швецов А.Н. Мегапроекты: радости и печали // Анализ, моделирование, управление, развитие экономических систем: сборник трудов VIII Международной школы-симпозиума АМУР-2014. Симферополь: ТНУ им. В.И. Вернадского, 2014.
13. Малахова Т.А. Государственная политика стимулирования инвестиционных процессов в условиях модернизации экономики России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экономика». 2012. № 5. С. 109-116.
14. Малахова Т.А. Инвестиционные факторы развития российской экономики (финансирование инвестиций). Саарбрюккен: LAP — Lambert Academic Publishing, 2011.
15. Малахова Т.А. Системные проблемы государственного управления инвестиционными процессами // Государственная служба. 2011. № 6. С. 92-94.
16. Министерство экономического развития Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://economY.gov.ru/minec/main/ (27.08.2014).
17. Национальное агентство инвестиций и приватизации — Республика Беларусь [Официальный сайт]. URL: http://www.investinbelarus.by/invest/ (27.06.2014).
18. ПахомовА.А. Особенности инвестиционного присутствия российских компаний в странах СНГ // Россия и СНГ: новые возможности стратегического партнерства. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей РАНХиГС и ФБС СНГ / под общ. ред. А.Я. Быстрякова, М.Г. Полозкова, О.В. Рыбаковой . М.: Научная библиотека, 2013. Вып. 2. С. 197-200.
19. Портал государственных программ Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://programs.gov.ru/Portal/ (27.08.2014).
20. Родионова Н.В. Несправедливость как источник структурного шока, вызывающего макроэкономические колебания. Доклад / Второй российский экономический конгресс. Суздаль, 18-22 февраля 2013 года. Конференция 2: «Новые грани политической экономии». 20.02.2013. URL: http://www.econorus.org/c2013/program.phtml?%20eid=751 &vid=report (26.08.2014).
21. Россия в ВТО: Специальный проект Центра международной торговли [Официальный сайт]. URL: http://wto.wtcmoscow.ru/ (17.12.2014).
22. СапароваБ.С. Социально-экономическое развитие государств Евразии // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3620 (17.12.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
23. СориаХ.М., Перейра А.С., ПассераК., Монтебур А., Реслер Ф. Новая индустриальная политика Европы // Эксперт. 18.02.2013. № 7 (839). С. 28. URL: http://expert.ru/expert/2013/07/novaya-industrialnaya-politika-evropyi/ (17.12.2014).
24. Тюрин С. Новая промышленная политика — шаг в будущее России // Торгово-промышленные ведомости: Издание торгово-промышленной палаты РФ. 30.10.2013. URL: http://www.tpp-inform.ru/analytic journal/3994.html (27.08.2014).
25. Andreff W. La mutation des economies postsocialistes. Une analyse économique alternative. Paris: L'Harmattan, 2003.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 47. Декабрь 2014 г.
Malakhova T.A.
Priorities of Investment Policy in the Development Industrial Sector of the Economy
Tatiana A. Malakhova — Ph.D., Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: tamal6 9 @mail. ru
Annotation
The article defines the content of investment policy in foreign countries and in Russia, generalizing the basic principles and methods of financing of programs and projects. The author considers insufficiency of investment of the industry and inappropriate use of budgetary funds the main problems in this area of economy. The analysis of dynamics of investments into fixed assets, rates of industrial production and import is carried out. The author proposes improvements of investment policy planning and new methods of efficiency management for investment projects.
Keywords
Investment policy of the state, principles of investment policy, indicators of investment policy, financial infrastructure of investment, strategic planning of the industry.
References:
1. Zakon Moskovskoi oblasti ot 16.07.2010 № 96/2010-0Z (red. ot 27.07.2013) «Ob investitsionnoi politike organov gosudarstvennoi vlasti Moskovskoi oblasti» (priniat postanovleniem Mosobldumy ot 08.07.2010 № 8/126-P) (s izm. i dop., vstupaiushchimi v silu s 01.01.2014). Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tant plius». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=175561 (27.08.2014).
2. Vedev A. Prognoz TsB po ottoku kapitala na urovne 85 mlrd doll. ves'ma realistichen. Institut ekonomicheskoipolitiki imeniE.T. Gaidara [Ofitsial'nyi sait]. 27.05.2014. URL: http://iep.ru/kommentarii/prog noz-tcb-po-ottoku-kapitala-na-urovne-85-mlrd-doll-vesma-realistichen.html (27.08.2014).
3. Vneshnemu dolgu kompanii RF predskazali vozvrat k dokrizisnomu urovniu. Lenta.ru. 02.09.2013. URL: http://www/lenta.ru/news/2013/09/02/debt/ (24.06.2014).
4. Doklad k XXV s'ezdu Assotsiatsii rossiiskikh bankov «O perspektivakh bankovskoi sistemy Rossii: vzgliad bankovskogo soobshchestva» / ARB — Assotsiatsiia rossiiskikh bankov. Moscow, 2014.
URL: http://arb.ru/arb/press-on-
arb/doklad k xxv sezdu assotsiatsii rossiyskikh bankov o perspektivakh bankovskoy si-9804862/ (17.12.2014).
5. Draganov V.G., Filippov V.A. Opyt ispol'zovaniia indikativnogo planirovaniia. Plan VI ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiia Frantsii. Moscow: KomKniga, 2006.
6. Investitsionnaia deiatel'nost' v Rossii: usloviia, faktory, tendentsii — 2014 / Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. 2014. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/pu blications/catalog/doc 1140095471812 (17.12.2014).
7. Investitsionnaia politika. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/?WCM PI=1&WCM Page.556a4180430 9ce5898fbbb1aee474279=6 (17.12.2014).
8. Investitsionnaia politika. Pravitel 'stvo Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://government. ru/govworks/7/ (17.12.2014).
9. Kul'kov V.M. Postindustrializatsiia ili novaia industrializatsiia? Problemy sovremennoi ekonomiki, 2014, 3 (51), pp. 56-59.
10. Kushlin V.I. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki. Moscow: Ekonomika, 2013.
11. Livshits V.N., Livshits S.V. Sistemnyi analiz nestatsionarnoi ekonomiki Rossii (1992-2009): rynochnye reformy, krizis, investitsionnaiapolitika. Moscow: Poli Print Servis, 2010.
12. Livshits V.N., Tishchenko T.I., Frolova M.P., Shvetsov A.N. Megaproekty: radosti i pechali. Analiz, modelirovanie, upravlenie, razvitie ekonomicheskikh sistem: sbornik trudov VIII Mezhdunarodnoi shkoly-simpoziumaAMUR-2014. Simferopol': TNU im. V.I. Vernadskogo, 2014.
13. Malakhova T.A. Gosudarstvennaia politika stimulirovaniia investitsionnykh protsessov v usloviiakh modernizatsii ekonomiki Rossii. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia «Ekonomika», 2012, 5, pp. 109-116.
14. Malakhova T.A. Investitsionnye faktory razvitiia rossiiskoi ekonomiki finansirovanie investitsii). Saarbriukken: LAP — Lambert Academic Publishing, 2011.
15. Malakhova T.A. Sistemnye problemy gosudarstvennogo upravleniia investitsionnymi protsessami.
Gosudarstvennaia sluzhba, 2011, 6, pp. 92-94.
16. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main/ (27.08.2014).
17. Natsional'noe agentstvo investitsii iprivatizatsii — Respublika Belarus' [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.investinbelarus.by/invest/ (27.06.2014).
18. Pakhomov A.A. Osobennosti investitsionnogo prisutstviia rossiiskikh kompanii v stranakh SNG. Rossiia i SNG: novye vozmozhnosti strategicheskogo partnerstva. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sbornik nauchnykh statei RANKhiGS i FBS SNG / pod obshch. red. A.Ia. Bystriakova, M.G. Polozkova, O.V. Rybakovoi . Moscow: Nauchnaia biblioteka, 2013. Vyp. 2. Pp. 197-200.
19. Portalgosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii [Ofitsial'nyi sait]. URL: http ://pro grams. gov .ru/Portal/ (27.08.2014).
20. Rodionova N.V. Nespravedlivost' kak istochnik strukturnogo shoka, vyzyvaiushchego makroekonomicheskie kolebaniia. Doklad / Vtoroi rossiiskii ekonomicheskii kongress. Suzdal', 18-22 fevralia 2013 goda. Konferentsiia 2: «Novye grani politicheskoi ekonomii». 20.02.2013. URL: http://www.econorus.org/ c2013/program.phtml?%20eid=751&vid=report (26.08.2014).
21. Rossiia v VTO: Spetsial'nyi proekt Tsentra mezhdunarodnoi torgovli [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://wto.wtcmoscow.ru/ (17.12.2014).
22. Saparova B.S. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie gosudarstv Evrazii. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2011, 2 (38). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3620 (17.12.2014).
23. Soria Kh.M., Pereira A.S., Passera K., Montebur A., Resler F. Novaia industrial'naia politika Evropy. Ekspert, 18.02.2013, 7 (839), pp. 28. URL: http://expert.ru/expert/2013/07/novaya-industrialnaya-politika-evropyi/ (17.12.2014).
24. Tiurin S. Novaia promyshlennaia politika — shag v budushchee Rossii. Torgovo-promyshlennye vedomosti: Izdanie torgovo-promyshlennoipalaty RF, 30.10.2013. URL: http://www.tpp-inform.ru/analytic ¡ournal/3994.html (27.08.2014).
25. Andreff W. La mutation des economies postsocialistes. Une analyse économique alternative. Paris: L'Harmattan, 2003.