И. В. Савиных, П. В. Талаев
35
Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса. Суть данного принципа состоит в том, что проектирование систем обучения необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.
Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Этот принцип требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания систем обучения, чтобы вновь выполняемые разработки и новшества не оказывались «подстраиванием» учебного процесса под приобретенную технику. На первый план необходимо ставить соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг, а не внедрение техники.
Принцип модульности. Названный принцип предполагает, что в основу программ обучения положен модульный принцип, где модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. При формировании учебных программ выбираются курсы-модули, которые в совокупности позволяют обеспечить как требования обучаемого к получаемым знаниям, так и общие требования к содержанию и процессу обучения.
Принцип гибкости и динамичности определяет возможность обучаемых в этой системе в основном не посещать такие регулярные занятия, как лекции и семинары, а работать в удобное для себя время в удобном месте. Это принципиально важно для тех, кто не может или не хочет изменить свой привычный уклад жизни или обучаться с отрывом от производства. Реализация этого принципа играет важную роль как для преподавателей (любой контингент, любые условия и т. п.), так и для обучаемых (любое место, любое время, любой возраст и т. п.).
Реализация всех перечисленных выше принципов в образовательном процессе позволяют успешно применять их для обучения практически всех категорий обучаемых.
И. В. Савиных, П. В. Талаев
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Разработка модулей для управления учебным процессом
в системе дистанционного обучения Moodle
Рассматриваются разработанные для системы дистанционного обучения (СДО) Moodle версии 2 модули, которые упрощают управление учебным процессом: получение информации об электронных курсах, предоставление доступа студентам и преподавателям, формирование различных отчетов.
С 2006 года в Институте открытого образования и информационных систем Марийского государственного университета на очном отделении при подготовке студентов специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» используется СДО Moodle [1]. Moodle — модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), распространяющаяся по лицензии GNU GPL. Система ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учащимися и подходит как для организации традиционных дистанционных курсов, так и для поддержки очного обучения [2].
В 2011 году СДО Moodle стала использоваться заочным отделением института и Президентской программой профессиональной подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Республике Марий Эл.
В Moodle имеется стандартный набор отчетов по успеваемости и инструменты для записи на курсы. Этих средств достаточно для работы с малым числом пользователей и курсов очного отделения института, где группе студентов назначается для изучения один набор дисциплин. При работе с большим количеством студентов-заочников появилась необходимость расширить стандартный функционал Moodle по записи студентов на курсы. Для организации и контроля учебного процесса заочного отделения института в системе Moodle также потребовались дополнительные инструменты и отчеты.
Как вариант решения данной задачи был рассмотрен модуль «Электронный деканат» [3], добавляющий возможность управления процессом обучения, типичным для российских школ, колледжей и вузов.
Использование модуля позволяет:
• осуществлять формирование программ обучения с учетом требуемых характеристик;
• составлять планы обучения на среднесрочный и долгосрочный период;
• управлять динамическим потоком заявок на обучение с автоматическим формированием договоров на обучение, счетов на оплату.
36
ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Модуль «Электронный деканат» не в полной мере соответствует требованиям организации учебного процесса института. Работа модуля в первую очередь направлена на организацию документооборота, и он разработан для Moodle версии 1.9, поддержка которой заканчивается.
Было принято решение о разработке собственных модулей для управления учебным процессом для Moodle версии 2. Выполнено проектирование модуля «Учебный процесс» и плагинов для формирования отчетов в курсах. При разработке используются встроенные библиотеки функций и классов Moodle [4]:
• tablelib — формирование и отображение данных в табличном виде;
• accesslib — управление доступом;
• pagelib — работа с элементами страниц;
• formslib — управление формами.
Модуль «Учебный процесс» является набором инструментов и отчетов, расширяющих возможности Moodle. Для сохранения целостности структуры системы и возможности использования ее новых версий модуль создан в формате блока. Реализованы различные права доступа для трех категорий пользователей: методисты, преподаватели, студенты.
Модуль «Учебный процесс» включает:
• Инструменты для записи студенческих групп, преподавателей, отдельных студентов на несколько дисциплин одновременно.
• Инструмент для перевода студентов с курса на курс.
• Отчет с информацией о дисциплинах.
• Отчет с текущим расписанием.
• Отчет с информацией о количестве учебных материалов в дисциплинах.
• Статистический отчет по работе с курсами и их элементами.
• Отчеты по результатам тестирования.
В настоящее время реализован основной функционал модуля, выполнено тестирование его компонент. Часть разработок внедрена на сервере дистанционного обучения Института открытого образования и информа -ционных систем Марийского государственного университета [5].
Список использованных источников
1. Савиных И. В. Опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для смешанного обучения // Вестник Марийского государственного университета / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2010. — С. 173-175.
2. Moodle.org: open-source community-based tools for learning [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moodle.org
3. Электронный деканат (Free Dean's Office) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deansoffice.ru
4. Moore J., ChurchwardM. Moodle 1.9 Extension Development. — Packt Publishing Ltd, 2010. — 301 p.
5. Сервер дистанционного обучения Института Открытого Образования и Информационных Систем Мар ГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://do.vvoi.ru
А. Б. Чинкин, Р. Р. Хадиуллина
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
г. Казань
Использование элементов дистанционного обучения
в вузах физической культуры
Обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества позволяет дистанционная форма обучения (MOODLE), призванная помочь студентам-спортсменам, подолгу находящимся на сборах, успешно усваивать учебный материал, что должно приводить к высоким результатам и на спортивной арене. Личность студента формируется в связке «дистанционное обучение - компьютер -преподаватель».
Вузы, осуществляющие подготовку бакалавров по направлению «Физическая культура», испытывают значительные трудности как при наборе студентов, так и при организации их учебы. Это обусловлено причинами, характерными для образования в сфере физической культуры. Естественно, что вузы физической культуры для повышения своего спортивного статуса стремятся принимать на обучение больше спортсменов высокой квали -фикации, имеющих, как правило, невысокий уровень школьных знаний. В условиях дефицита абитуриентов студентами становятся даже те из них, которые выбирают данное направление в основном по причине невысокого общего балла ЕГЭ. Наконец, вузы физической культуры сегодня — это не прежние институты физической культуры, готовившие только преподавателей и тренеров, а вузы ведущие подготовку по направлениям образования,