О процессе создания системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарнопедагогическом университете (ТГГПУ)
В.Н. Устюгова
ведущий инженер-программист Центра научно-информационных образовательных
ресурсов,
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420021, (843) 2925022 ustvik@yandex.ru
Р.А. Валитов,
инженер-программист Центра научно-информационных образовательных ресурсов, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420021, (843) 2925022 ramilbox@mail. ш
Аннотация
Поставлены цели, задачи и требования к созданию и организации системы дистанционного обучения ТГГПУ. Исследованы существующие стандарты и спецификации электронного обучения. Проведен анализ технологий и систем управления электронным обучением, мотивирован выбор Moodle в качестве оптимальной системы дистанционного обучения. Изложены технические аспекты ее развертывания и внедрения. Описана схема работы системы дистанционного обучения. Разработаны рекомендации по методическому проектированию курсов дистанционного обучения.
Goals, objectives and requirements for creation and organization of the distance learning system in the Tatar State University of Humanities and Education. Existing standards and specifications of e-learning have been examined. Technologies and learning management systems are analyzed; the choice of Moodle as an optimal learning management system is explained. Technical aspects of its deployment are given. The scheme of distance learning system is described. Guidelines for methodological course projecting are developed.
Ключевые слова
система дистанционного обучения, системы управления обучением, электронный курс, Moodle;
distance learning, e-learning, learning management system, Moodle.
Необходимость организации дистанционного обучения продиктована бурным развитием Интернета и веб-технологий. Системы дистанционного обучения (СДО) на базе Интернет-технологий - это комплекс программно-технических средств, методик обучения и организационных мероприятий, которые обеспечивают доставку учебного (образовательного) контента обучаемым и позволяют осуществить проверку полученных знаний, используя ответы на задания, промежуточное и контрольное тестирование, а также возможности обратной связи обучаемого и преподавателя. Используя новые возможности СДО, можно расширить аудиторию
обучаемых (территориально и предоставляя условия получать образование людям с ограниченными возможностями), организовать непрерывное обучение и снизить стоимость обучения.
В современных условиях все большему количеству специалистов в условиях сильной занятости необходимо получить специализированное или дополнительное образование, а СДО предназначено для того, чтобы предоставить возможность обучения в любое удобное для учащихся время.
Дистанционное обучение можно проводить по следующим направлениям:
• традиционный учебный процесс очного обучения;
• удаленное (дистанционное) обучение по программам высшего профессионального образования;
• повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
СДО предоставляет возможность проходить обучение в синхронном и асинхронном режимах. В синхронном режиме занятия проходят по расписанию, это могут быть лекции, семинары, видеоконференции с привлечением преподавателя. А в асинхронном режиме обучаемые используют в удобное для себя время заранее подготовленные учебные материалы: лекции, презентации, видеоролики, тесты, задания на самостоятельную работу, упражнения. В этом варианте обучения общение с преподавателем по электронной почте, в форуме или чате. Кроме того, допустимо проводить обучение в смешанном режиме.
В нашем Центре научно-информационных образовательных ресурсов (ЦНИОР) ТГГПУ мы определили следующие этапы создания СДО:
• Анализ технологий и систем управления электронным обучением (Learning
Management System, LMS).
• Разработка рекомендаций по методическому проектированию курсов дистанционного обучения.
• Развертывание СДО.
• Внедрение СДО.
Г лавные цели и задачи ЦНИОР, которые стояли на начальном этапе создания
СДО:
• провести анализ технологий и разных LMS, определить систему, которая будет использована в рамках проекта;
• выявить требования к системам организации дистанционного обучения;
• проанализировать существующие стандарты и спецификации электронного обучения;
• определить основные технологические стадии организации обучения в LMS;
• изучить опыт ВУЗов, внедривших СДО.
Из всего многообразия средств организации обучения нас интересовали LMS и системы создания электронных курсов. Основная цель: подобрать такую LMS, которая позволяла бы своими средствами создавать курсы дистанционного обучения, а также позволяла импортировать курсы, созданные в системе (системах) создания электронных курсов. Обычно обмен курсами происходит в форматах наиболее распространенных стандартов в сфере электронного обучения SCORM (Sharable Content Object Reference Model, модель обмена учебными материалами), IMS (Instructional Management Systems, Системы организации обучения), AICC (первый стандарт обмена учебными материалами построен на основе обмена текстовых файлов).
Проблема выбора платформы, на которой будет построена СДО, является ключевой и этот выбор зависит от целого ряда факторов: какие требования предъявляются к среде, какие функциональные характеристики должны
присутствовать, на каких пользователей ориентирована среда, какими финансовыми средствами обладает организация для приобретения и поддержки требуемой платформы.
В настоящее время имеются коммерческие LMS и LMS на базе Open Source (с открытыми программными кодами) решений.
Наша задача состояла в выборе LMS, которая обладала бы всеми возможностями современных систем такого уровня и при выборе учесть специфику и требования ТГГПУ.
В результате проведенных исследований были выявлены следующие основные возможности LMS:
• Удобные средства для подготовки электронных курсов.
• Организация и отслеживание процесса обучения.
• Функции педагогического администрирования.
• Обратная связь и возможность общения обучаемых и преподавателей.
Рассмотрим более подробно функции LMS при организации процесса обучения:
• регистрация пользователей в системе;
• назначение преподавателей и запись слушателей на курсы;
• создание электронных курсов (в web-интерфейсе), регистрация учебных курсов;
• публикация учебных материалов, упражнений, заданий, тестов;
• использование встроенных адаптивных методик обучения (содержание обучения определяется по результатам учебного процесса);
• возможность автоматической оценки прохождения тестов;
• различные средства общения: форумы, чаты, видеоконференции,
виртуальные классы;
• анализ результатов учебной деятельности и создание различных отчетов;
• импорт готовых курсов;
• резервное копирование электронных курсов;
• поддержка стандартов и спецификаций (SCORM, IMS, AICC и др.).
При администрировании учебного процесса можно выделить следующие функции LMS:
• создание учебного плана;
• формирование и ведение расписания, синхронизованного по времени между участниками учебного процесса;
• возможность привязки к аудиторному фонду и другим учебным ресурсам;
• интеграция с платежными системами.
При выборе LMS мы учитывали следующие характеристики:
• функциональность системы (наличие в системе максимального набора функций, представленных раньше);
• стабильность и надежность в эксплуатации (система должна работать без сбоев и в эксплуатации не зависеть от поставщика программного обеспечения (ПО) и количества пользователей);
• масштабируемость и расширяемость (возможность увеличения количества обучаемых и возможность добавления большого числа курсов);
• перспективы развития системы (СДО должна быть развивающейся средой, совместимой с новыми версиями);
• кросс-платформенность (СДО не должна зависеть от операционной системы и аппаратного обеспечения);
• безопасность (авторизация и аутентификация пользователей);
• совместимость и соответствие стандартам и спецификациям обмена учебного контента (SCORM, IMS, AICC и др.);
• удобство использования и администрирования системы;
• модульность, возможность экспорта и импорта учебных материалов курса;
• обеспечение доступа к системе из различных браузеров;
• наличие средств разработки контента (наполнение курсов учебными материалами и возможность изменения материалов курса в режиме онлайн);
• возможность использования в качестве контента файлов различных форматов, в том числе аудио, видео, GIF- и flash-анимации, 3D-графики;
• стоимость ПО LMS, стоимость сопровождения и аппаратной части.
В результате исследования среди существующих LMS наиболее подходящими под вышеуказанные требования и возможности оказались Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения), eLearning Server и REDCLASS. Нами проведено исследование этих систем с целью выбора оптимальной LMSдля наших задач и условий. Сравнительные характеристики систем приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика LMS-систем.
eLearning Server Ке^1азз Moodle
Ориентированно сть LMS ориентированность на учебные заведения ориентированное ть комплекса на повышение квалификации и тренинги сотрудников компаний, не в полной мере соответствует парадигме обучения студентов в ВУЗе. ориентированнос ть на учебные заведения
Стандарты в сфере электронного обучения
поддержка SCORM Да Да Да
поддержка IMS Да Да Да
поддержка AICC Да Да Да
Средства реализации LMS
Языки приложения PHP на базе технологий J2EE (JSP, Java Servlets, JavaApplets, Java Beans,...) PHP
СУБД MySQL Oracle MySQL (PostgreSQL, Oracle, Microsoft SQL Server)
Рекомендуемый веб-сервер Apache Apache Tomcat Apache или Microsoft IIS
Возможность расширения Теоретически существует Теоретически существует Поддерживается за счет внешних модулей
открытый исходный код Да, но после покупки Нет Да
открытость системы для дополнений и изменений Да Нет Да
Структура Линейка продуктов Линейка продуктов ядро+набор модулей
Технические требования
Платформа Windows (98, NT, 2000, XP), Unix (Linux, FreeBSD) Сервер на платформе Sun Microsystems / Сервер на базе процессора Intel Windows, Linux, Unix, MacOS, Solaris, Netware 6
Свободное дисковое пространство (Сервер) 150 Мб (+место под будущие курсы) не менее 100 Гб (рекомендуется 120 Гб) 160 Мб (+место под будущие курсы и данные учащихся )
Оперативная память (Сервер) 128 Мб (рекомендуется 256 Мб) 2 Гб минимум 256 Мб, рекомендуется 1 Гб
Процессор (Сервер) 600 МГц Два процессора не ниже UltraSparc IIi+, рекомендуется UltraSparc IIIi+ 1,34 ГГц/ Два процессора Intel Xeon 2,4 ГГц Не указан
Дополнительное ПО (Сервер) Нет Java Development Kit (JDK) версии 1.4.2, сборки не менее 1.4.2-06 Нет
Минимальные требования к рабочим станциям Браузер Internet Explorer 5.0 или выше (рекомендуется 5.5 или 6.0); Процессор: 200 МГц; 64 Мб ОЗУ (рекомендуется 128 Мб) Браузер Internet Explorer 5.0 или выше Netscape 6.0 и выше; минимум 256 Мб ОЗУ, рекомендовано 512 Мб и выше Для работы в качестве обучаемого подходит любой из современных браузеров. При создании и редактировании курсов используется более сложный интерфейс, который поддерживается не всеми
браузерами. Подробнее этот момент исследован далее в работе.
Дополнительное ПО (рабочая станция) интерпретатор языка JAvA (Sun Java2 Runtime Environment -j2re 1.4 и выше) интерпретатор языка JRE 1.5.0_04 и выше Нет
Распространение и число пользователей
Одновременная работа Нет данных Не более 200 пользователей В некоторых инсталляциях до 40000 пользователей
Ограничение на количество лицензий для среды разработки учебного материала Да Да Нет
Опыт внедрения СДО Более 58 ВУЗов 17 (3 ВУЗа) Более 200 стран
Распространение Платная Платная Бесплатная
Удобство использования
Дружественный интерфейс Относительно дружественный Да Да
Документация в свободном доступе Неполная Нет Полная
Русский язык Да Да Да
Другие языки Да Да >54
Средства создания дистанционных курсов
Среда разработки учебного материала Конструктор электронных курсов eAuthor CBT REDCLASS Course -инструментарий Встроенная
Уроки с управляемыми маршрутами Нет, в еАиШог можно создать некоторое подобие Нет Да
Создание курсов онлайн в HTML-редакторе Нет Нет, редактор MS Word Да, позволяет вводить формулы в формате TeX или Algebra
Встроенный глоссарий Нет Нет Да
Онлайн чат Да Да Да
Онлайн форум Да Да Да
Система проверки знаний Тесты Тесты, упражнения, тренинги Тесты, задания, семинары, лекции, активность на форумах
Возможности пакетной загрузки тестов Загрузка/выгрузка вопросов Загрузка блока вопросов из специального хк-файла Возможности пакетной загрузки/выгрузк и тестов
Поддержка внешних тестов Да Да Да
Система статистики и мониторинга работы Да Да Да
Представление учебного материала Электронный учебник Электронный учебник Сайт
Система отчетности Развита Развита Развита, постоянно развивается
Журнал студентов Да Да Да
Онлайн опрос / проверка Нет Анкетирование Да
Групповое управление студентами Да Да Да
Онлайн журнал оценок Да Да Да
Подсистема управления пользователями Аутентификация, гибкое разделение прав доступа Аутентификация, гибкое разделение прав доступа Аутентификация, гибкое разделение прав доступа
Система управления процессом обучения (Планирование обучения, Электронный деканат) Есть Планы обучения, программы обучения Нет
Демонстрационн ый сервер Нет Нет Есть
Сайт разработчика http ://www. learnware.ru http://www.redcen ter.ru http ://www. moodl e.org
По функциональным возможностям все эти системы достаточно близки, отличия заключаются в их стоимости, пользовательском интерфейсе, организации поддержки и в требованиях к технике и ПО. В качестве недостатка ЬМЕ Moodle следует отметить отсутствие встроенной функции администрирования учебного процесса, однако существуют свободно распространяемые версии Электронного деканата для среды дистанционного обучения Moodle (например, http://www.deansoffice.ru) и в настоящее время многие ВУЗы успешно внедрили это пО в ЬМ8 на базе Moodle.
На первом этапе создания СДО в ТГГПУ, мы выбрали путь развертывания свободно-распространяемой ЬМ8 Moodle силами организации, понимая, что вся тяжесть внедрения системы ложиться на ЦНИОР. Такой путь позволяет значительно снизить затраты на реализацию проекта развертывания СДО, настроить систему под свои нужды и требования.
Нами был учтен опыт ВУЗов, перешедших к СДО, по формированию учебнометодических материалов по курсам учебного плана в СДО [1-4]. Специфика дистанционного обучения отражается как на обучаемых, так и на преподавателях. Так как у обучаемых отсутствует личное общение с преподавателем, то структура учебно-методического материала при построении дистанционного курса должна быть простой в понимании. Следует не просто ограничиваться изложением учебного материала, а необходимо активно вовлекать обучаемых в учебный процесс. При переводе обычных курсов в дистанционные большая нагрузка ложится на преподавателей, подготавливающих эти курсы. Это связано с тем, что в учебнометодическом комплексе дистанционных курсов акцент необходимо переносить на практическое применение получаемых знаний, выполнение упражнений и контрольных заданий; следует уделить больше внимания системе самотестирования обучаемых и контрольным тестам, организовать активное общение обучаемых между собой, используя чаты и форумы.
В [1] представлен широкий круг проблем, связанных с проектированием высококачественных дистанционных курсов, с учетом специфических требований дистанционного образования по сравнению с очным обучением. Учитывая эти проблемы, мы провели исследования в области проектирования электронных учебно-методических комплексов с целью разработки методической основы создания дистанционных курсов в помощь преподавателям, создающим курсы для дистанционного обучения. Цель курсов дистанционного обучения - научить самостоятельной работе студентов при использовании СДО как в очном, так и дистанционном обучении.
Методическое проектирование электронного учебного курса включает в себя:
1. Концепцию электронного учебного курса:
• формулировка целей;
• определение того, что будет знать, уметь и какие навыки получит студент после изучения курса;
• определение целевой аудитории курса;
• определение знаний, на которых основывается изучение курса;
• определение того, что является результатом изучения курса;
• выбор модели обучения (репродуктивная (энциклопедическая), творческая,
комбинированный подход);
• выбор методов и приемлемых средств обучения (учебные материалы в
варианте для печати, в гипертекстовом формате и т.д.).
2. Технологию обучения по курсу - это модель процесса обучения с точки зрения преподавателя:
• изучение программы учебного курса (учебный план);
• изучение темы по электронным материалам (конспекту лекции, аудио и видео материалы и др.);
• изучение дополнительной литературы;
• тесты для самопроверки знаний;
• обсуждение учебных тем на форуме, общение в чате;
• выполнение практических заданий (упражнения, контрольные работы, рефераты);
• промежуточный контроль (тестирование);
• итоговое тестирование.
3. Определение состава команды разработчиков курса:
• используется модель «группа разработчиков» в составе: преподаватели специальных дисциплин, специалисты в области web-технологий и др. или в работе над курсом используется подход «автор-редактор».
4. Структуру учебно-методического комплекса дистанционного курса, а это
• рабочая программа по дисциплине;
• методические рекомендации по изучению курса;
• учебно-методическое пособие (конспект лекций по курсу);
• учебно-практическое пособие (чередуются теоретическая часть, практические решения в области изучаемого курса, вопросы и тесты для самопроверки и решений тренировочных практических заданий);
• образец выполнения задания;
• методические указания к лабораторным работам;
• методические указания по выполнению курсовой работы;
• тестовые вопросы для самоконтроля;
• тестовые вопросы для промежуточного контроля;
• практические задания (упражнения, контрольные работы, рефераты);
• вопросы к зачету;
• вопросы к экзамену.
5. Выбор информационных технологий для создания контента дистанционных курсов:
• использование LMS;
• разработка курса в одной из систем создания электронных курсов;
• разработка электронных материалов в формате Microsoft Word, Adobe Acrobat, Power Point, Microsoft Excel и др.;
• использование аудио, видео, GIF- и flash-анимации, 3Б-графики.
6. Формирование перечня видов деятельности обучающихся и методики обучения по курсу - это модель процесса обучения со стороны обучаемого:
• знакомство с учебным планом изучаемого курса;
• знакомство с методическими рекомендациями по изучению курса;
• изучение электронных учебных материалов;
• самоконтроль, с использованием тестов (без оценок);
• решение практических заданий;
• выполнение контрольных тестов;
• обсуждение возникших вопросов на форуме и в чате;
• итоговое тестирование;
• написание рефератов.
После развертывания ЬМ8 наш Центр начал привлекать преподавателей к созданию дистанционных курсов. На начальном этапе силами ЦНИОР было создано 14 учебных дистанционных курсов по материалам, предоставленным преподавателями. В виду того, что преподаватели не были знакомы с возможностями ЬМ8 МооШе для дистанционного учебного процесса, естественно, что ни о каком внедрении СДО не могло быть и речи. На первый план выдвинулась задача подбора литературы по самой ЬМ8 МооШе. Собственный опыт создания дистанционных курсов в ЬМ8 МооШе позволил осознать, что внедрение СДО включает следующие этапы:
• Подготовка к процессу обучения (таблица 2).
• Процесс обучения (таблица 3).
При этом выделены 3 группы пользователей: Студент, Преподаватель и
Администратор.
Таблица 2. Подготовка к процессу обучения.
Преподаватель Студент
1. Знакомство с возможностями ЬМ8 (изучение документации) для Преподавателя. 2. Подготовка учебных курсов. Для создания учебного курса должен уметь: • Добавлять/редактировать материалы курса. • Сохранять материалы курса. • Восстанавливать (переносить) материалы курса. 1. Знакомство с возможностями СДО (изучение документации) для Студента.
Таблица 3. Процесс обучения.
Администратор Преподаватель Студент
• Регистрация пользователей. • Добавление студентов на курс. • Назначение преподавателей на курс. Должен уметь: • Входить в систему. • Настраивать объекты курса (скрывать/открывать фрагменты курса). • Общаться с обучаемыми в форумах курса. • Общаться с обучаемыми в чатах курса. • Отслеживать процесс прохождения лекций и просматривать результаты ответов на вопросы. • Отслеживать процесс выполнения заданий, оценивать задания и просматривать результаты выполнения заданий. • Отслеживать процесс выполнения тестов и Должен уметь: • Входить в систему. • Получать учебные материалы по курсу. • Работать в форумах и чатах. • Отвечать на вопросы тестов. • Отправлять ответы на задания.
просматривать результаты выполнения тестов.
• Отслеживать процесс обучения каждого студента и получать различного вида
______________________________отчеты.________________________________________________
LMS Moodle должна быть доступна по сети для обеспечения к ней доступа пользователей. Обычно Moodle располагается на общедоступном веб-сервере онлайн, и к ней можно подключиться с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Помимо этого возможен и другой вариант размещения, который был нами реализован в процессе исследования и тестирования системы. Этот вариант заключался в развертывании Moodle на внутренних серверах организации. Такой подход обеспечивает доступ к системе исключительно клиентов интрасети, что в определенных случаях является полезным механизмом естественного ограничения круга пользователей системы. Но мы не преследуем подобных целей, поэтому подобная схема использовалась лишь на начальном этапе работы с Moodle.
Основная система Moodle установлена на виртуальном сервере Центра информационных технологий РТ. Система доступна в режиме 24/7 всем пользователям, подключенным к Интернету. Для виртуального сервера используется процессор Intel® Xeon® X7350 2.93 ГГц и выделено 2 Гб оперативной памяти. Интернет-канал поддерживает среднюю исходящую скорость передачи данных 500 Кб/с. Сейчас система эксплуатируется в пилотном режиме, при этом средняя нагрузка на сервер составляет 20 Мб/сутки, а отношение исходящего трафика к входящему равно 1.85. Работа с системой осуществляется при помощи браузера. Для обучаемых может быть использован в принципе любой из современных браузеров. Для учителей и разработчиков курса в Moodle используется более сложный интерфейс, который поддерживается не всеми браузерами. Это связано с тем, что браузеры отличаются друг от друга разным уровнем и набором поддерживаемых веб форматов и стандартов, например, разные версии CSS, HTML, XHTML, WML, XSLT, ECMAScript, DOM и т.д. Кроме этого эти стандарты в каждом браузере реализованы уникальным образом. В итоге это приводит к тому, что в разных браузерах вебстраницы отображаются визуально по-разному, а иногда и функциональные возможности веб-страницы зависят от используемого браузера. Так, один из основных элементов интерфейса Moodle - расширенный текстовый редактор (похожий на интерфейс Microsoft Word 2000), который используется при создании или редактировании курсов, работает лишь в определенных браузерах по указанным выше причинам. Проверка работоспособности этого редактора было ключевым фактором в тестировании последних версий распространенных браузеров. Помимо этого тестирования проведена проверка браузеров с помощью тестов Acid - широко известные тесты на соответствие браузеров веб-стандартам. Результаты работы приведены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты совместимости браузеров с Moodle.
Браузер Совместимость с Moodle Результат Acid1 Результат Acid2 Результат Acid3
Microsoft Internet Explorer 8.0.6001.18702 Да Пройден Пройден 20%
Mozilla Firefox 3.6 Да Пройден Пройден 94%
Opera 10.10 (1893) Нет Пройден Пройден 100%
Apple Safari 4.0.4 (531.21.10) Нет Пройден Пройден 100%
Google Chrome 4.0.249.89 (38071) Нет Пройден Пройден 100%
На момент развертывания LMS были выбраны и установлены на
виртуальный сервер последние версии основного программного обеспечения, которое включает в себя:
• веб-сервер Apache 2.2.13;
• сервер базы данных My SQL 5.1.38;
• интерпретатор скриптов PHP 5.3.0;
• язык программирования Perl 5.10.1;
• LMS Moodle 1.9.5+.
Все вышеперечисленные программные продукты являются свободными и бесплатными. Из нюансов настройки следует отметить использование кодировки UTF-8 в базах данных сервера MySQL, настроенного исключительно для локального доступа в целях безопасности, и изменение конфигурационного файла PHP для загрузки в Moodle файлов большого размера. Установка самой системы Moodle является достаточно простой, и она детально документирована на сайте разработчика [5]. Для организации системы отправки писем в Moodle использован агент передачи почты sendmail (версия 28, сборка от 12.08.2009). Для его конфигурации требуется знание параметров SMTP-аутентификации: адрес SMTP-сервера и порта, логина и пароля учетной записи на почтовом сервере, поддержка SSL/TLS и т.д. При этом нет необходимости создавать собственный почтовый сервер - sendmail может работать с бесплатными серверами, например, Mail.ru.
Данные Moodle хранятся в виде файлов в директории документов вебсервера и таблиц базы данных. Для администрирования базы данных мы рекомендуем использовать инструменты, выпущенные разработчиками MySQL -
MySQL Administrator, MySQL Migration Toolkit, MySQL Query Browser, MySQL System Tray Monitor. Важными особенностями этого набора инструментов являются тестирование целостности базы данных, коррекция ошибок, создание расписаний для создания автоматических архивных копий баз данных, импорт и экспорт баз данных. Система Moodle является достаточно компактной: на текущий момент ее файлы занимают 62.2 Мб, а база данных содержит 198 таблиц и занимает 32 Мб. Такой малый объем позволяет нам легко и быстро создавать полные копии базы данных 3 раза в неделю без возникновения вопросов о доступном дисковом пространстве для их хранения.
Помимо сетевой версии Moodle существует локальная, устанавливаемая на рабочие станции в целях изучения, настройки, тестирования и разработки системы или ее элементов без использования Интернета. Доступ к этой версии возможен исключительно с компьютера, на котором он установлен. Для установки используется рекомендуемая разработчиками Moodle кроссплатформенная сборка веб-сервера XAMPP [6], содержащая Apache, MySQL, PHP, Perl и большое количество дополнительных библиотек, позволяющих запустить полноценный вебсервер. Процесс установки XAMPP достаточно прост и занимает меньше времени, чем установка каждого компонента в отдельности, что позволяет пользователям самостоятельно устанавливать веб-сервер на домашних компьютерах и ноутбуках. При корректной настройке не требуются права администратора компьютера для работы с XAMPP, поэтому с ним могут работать даже пользователи с минимальным уровнем привилегий. Это является немаловажным положительным моментом при разворачивании локальных версий Moodle в организациях, поддерживающих должный уровень информационно-коммуникационной безопасности.
Изучая опыт других ВУЗов, мы увидели, что почти все из них предприняли попытки создать собственные пособия и методические указания по работе с LMS Moodle. Нами было изучено более 100 различных видов материалов в помощь преподавателю по освоению работы в LMS Moodle, см., например, часть из них [711]. Однако не удалось подобрать даже несколько пособий, которые мы могли бы рекомендовать преподавателям, так как они не соответствовали нашему представлению о том, чему надо научить преподавателей, чтобы они успешно осуществляли процесс дистанционного обучения. В итоге в нашем Центре разработано два учебных пособия «Система дистанционного обучения Moodle» и «Практикум для изучения возможностей работы в системе дистанционного обучения Moodle». Пособия предназначены для самостоятельного освоения преподавателями работы в LMS Moodle.
Ключевые особенности учебного пособия «Система дистанционного обучения Moodle»:
• Пособие нацеливает преподавателей на успешное внедрение системы дистанционного обучения (СДО) на базе LMS Moodle, четко указывая этапы внедрения СДО и подробно описывая требования, предъявляемые к Преподавателям, Студентам и Администраторам системы.
• Объясняется как практически начать работать в LMS Moodle, а не просто перечислены возможности этой системы.
• Последовательно проводится анализ возможностей системы Moodle с целью максимально наглядно и доступно представить учебный материал и проверить
степень усвоения этого материала, а так же организовать активное вовлечение учащихся в процесс обучения.
• Пособие имеет четкую структуру и последовательность в изложении материала. Пособие состоит из подразделов, описывающих объекты системы МооШе или возможности работы в этой системе.
• После каждого подраздела приведен пример использования описываемого объекта и возможность работы с этим объектом преподавателя и студента.
• Пособие снабжено большим количеством иллюстраций с комментариями, которые дополняют текст и помогают в освоении материала.
• Пособие содержит методические рекомендации для преподавателей по созданию учебных курсов для дистанционного обучения.
Целью пособия «Практикум для изучения возможностей работы в системе дистанционного обучения МооШе» является приобретение преподавателями умений и навыков создания и сопровождения электронных курсов в системе МооШе. Пособие состоит из лабораторных работ. Лабораторная работа посвящена определенной теме и ставит цель для достижения. Сначала преподаватель должен изучить теоретический материал. Затем ознакомиться с объектом системы МооШе из демонстрационного примера. Для выполнения заданий лабораторных работ сотрудниками ЦНОИР для каждого преподавателя создана специальная индивидуальная учебная площадка с демонстрационным курсом и возможностью создавать учебные и настоящие курсы.
Таким образом, изложены основные этапы создания системы дистанционного обучения в ТГГПУ. Проведен анализ технологий и сравнение систем управления электронным обучением, раскрыты причины и преимущества выбора МооШе в качестве используемой СДО. Исследованы существующие стандарты и спецификации электронного обучения, определены основные технологические стадии организации обучения в ЬМ8. Описаны стадии методического проектирования электронного учебного курса. Разработаны учебные пособия, ориентированные на приобретение умений и навыков создания и сопровождения электронных курсов. Приведена их структура, отличительные особенности и преимущества перед аналогичными пособиями. В настоящий момент сотрудники ЦНИОР проводят по программе повышения квалификации преподавателей ТГГПУ практические занятия «Создание курсов в системе дистанционного обучения МооШе». На начало марта 2010 года ТГГПУ находится на заключительном этапе создания СДО, а именно, проводит подготовку к процессу обучения в СДО.
Литература
1. INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN DISTANCE EDUCATION FOR INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION SPECIALIZED TRAINING COURSE (IITE TRAINING MATERIALS). URL: http://kenYa-seminar.iite.ru/docs/Modules DE 1.pdf (дата обращения 04.03.2010). http://kenva-seminar.iite.ru/docs/Modules DE 2.pdf (дата обращения 04.03.2010). http://kenYa-seminar.iite.ru/docs/Modules DE 3.pdf (дата обращения 04.03.2010).
2. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. - М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006. URL: http://www.iite.ru/img/upload/IKT distanc obr.qxd.pdf (дата обращения
04.03.2010).
3. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет_обучение: технологии педагогического дизайна. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. ,
216 с. URL:
http://iatp.proiectharmonY.ru/publications/Internet-2004.pdf (дата обращения 04.03.2010).
4. Rice W., Moodle E-Learning Course Development: A complete guide to successful learning using Moodle / W. Rice. - Packt Publishing. - 256 p.
URL: http ://www. kemsma. ru/rio/rice .pdf (дата обращения 04.03.2010).
5. Installing Moodle. URL: http://docs.moodle.org/en/Installing Moodle (дата обращения
11.03.2010).
6. XAMPP. URL: http://www.apachefriends.org/en/xampp.html (дата обращения
11.03.2010).
7. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе moodle. Казань, КГУ, 2008. URL: http://www.ksu.ru/fpk/index.php?id=19 (дата обращения 04.03.2010).
8. Гаевская Е.Г. Система дистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 26 с. URL:
http://window.edu.ru/window/catalog?p rid=57384 (дата обращения 04.03.2010).
9. Знакомство с MOODLE. URL:
http://www.unesco.kz/publications/ci/2006/M00DLE hand book.pdf (дата обращения
04.03.2010).
10. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с. URL: http://elr.tnpu. edu.ua/file .php/1/resourse/ElearningPracticeUsingMoodle .pdf (дата обращения 04.03.2010).
11. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. - СПб., 2007. - 108 с. URL: http://window.edu.ru/window/library?p rid=61746 (дата обращения 04.03.2010).