Научная статья на тему 'Разработка комплекса «Российский портал открытого образования» на основе применения открытого программного кода'

Разработка комплекса «Российский портал открытого образования» на основе применения открытого программного кода Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
422
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ / СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DISTANT LEARNING / ONLINE PORTAL / FREE SOFTWARE / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Солдаткин Е. В.

В статье предложен подход к разработке специализированного порта интернет-обучения «Российский портал открытого образования» на основе программной среды LMS Moodle. Описан функциональный состав системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Солдаткин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Complex of «Russian Portal of Open Education» on the Basis of Open Source Code

The author proposes an approach to the developing of specializing Internet learning port «Russian portal of open education» based software environment LMS MOODLE. The functional structure of the system is described.

Текст научной работы на тему «Разработка комплекса «Российский портал открытого образования» на основе применения открытого программного кода»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vaal.ru/show.php?id=146.

14. Харитонов И. М., Скрипченко Е. Н. Контент-анализ учебно-методических комплексов с целью совершенствования междисциплинарных связей при подготовке инженеров-системотехников // Информационные технологии в образовании, технике и медицине: Материалы Международной конференции. -Волгоград, 2009. С. 44.

УДК 378 ВАК 05.13.10

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА «РОССИЙСКИЙ ПОРТАЛ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ» НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТКРЫТОГО ПРОГРАММНОГО КОДА

Е. В. Солдаткин, кафедра информационной безопасности РосНОУ Тел.: (910) 434-85-81 моб., (495) 319-32-19 дом., e-mail: [email protected]

НП «Открытый университет» http://openet.edu.ru

The author proposes an approach to the developing of specializing Internet learning port «Russian portal of open education» based software environment LMS MOODLE. The functional structure of the system is described.

В статье предложен подход к разработке специализированного порта интернет-обучения «Российский портал открытого образования» на основе программной среды LMS Moodle. Описан функциональный состав системы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-портал, свободное программное обеспечение, электронные образовательные ресурсы.

Keywords: distant learning, online portal, free software, electronic educational resources.

Развитие современной модели высшего профессионального образования напрямую связано с применением технологий дистанционного обучения (ДО). Такими технологиями занимается множество разработчиков по всему миру. Это и фирмы, специализирующиеся на создании и реализации специализированного программного обеспечения (ПО). Это и вузы, создающие собственные программные комплексы [1]. Недостатком первого варианта является цена ПО и, конечно, невозможность его самостоятельной доработки при отсутствии необходимых функциональных возможностей. Недостаток второго - отсутствие возможностей у вуза для организации полноценного процесса разработки из-за недостатка финансирования и малочисленности рабочего персонала. Возможностью устранить все эти недостатки и в то же самое время объединить преимущества каждого из вариантов является подход, в основе которого лежит система на базе открытого программного кода, дающая возможность параллельной разработки сотнями заинтересованных учреждений.

Возможности и характеристики ДО должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя. Сложное в использовании ПО не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие в части использования информационных технологий в обучении. ПО для ДО представлено как простыми статическими HTML-страницами, так и сложными системами управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующими в корпоративных компьютерных сетях. Успешное же внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе ПО, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку ПО и результаты обучения.

Во всем многообразии средств организации ДО можно выделить следующие группы:

• авторские программные продукты (Authoring Packages);

• системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS);

• системы управления контентом (содержимым учебных курсов) (Content Management Systems -CMS);

• системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).

Существенное значение для организации ДО имеет выбор электронной обучающей среды, обеспечивающей организацию учебного процесса. К основным критериями выбора LMS]LCMS (Learning Management System) можно отнести следующие:

• функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми и др.;

• надежность. Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов. Удобство управления и защита от внешних воздействий существенно влияют на отношение пользователей к системе и эффективности ее использования;

• стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей;

• стоимость. Складывается из стоимости самой системы, а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение;

• наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей (студентов);

• наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения;

• поддержка SCORM. Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами, и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы;

• система проверки знаний. Позволяет в режиме онлайн оценить знания обучаемых. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах;

• удобство использования. При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивно понятной. В учебном курсе должно быть просто найти меню помощи, легко перейти от одного раздела к другому и общаться с инструктором.

• модульность. В современных системах ЭО курс может представлять собой набор микромодулей, или блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах.

• обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных с их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами, ограничивающими возможности обучаемых (ограниченные функции организма, ослабленное зрение). Использование технологий завтрашнего дня, которые поддерживаются ограниченным кругом ПО, также существенно снижает круг потенциальных пользователей.

В настоящее время большой популярностью при применении в ДО пользуются именно системы с открытым программным кодом. Эти системы позволяют решать те же задачи, что и коммерческие системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации конкретной системы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации. Результаты анализа некоторых программных оболочек с открытым программным кодом представлены в табл. l. Серым цветом выделены системы, которые по своим характеристикам существенно превосходят аналоги.

Таблица l.

Сравнение некоторых программных сред обучения с открытым программным кодом

' ' —■—Система Характеристика" ----- Moodle OLAT OpenACS Sakai

Рейтинг 1 6 3 2

Демонстрационный сервер Да Да Нет Нет

Лицензия GNU Open Source GNU ECL

Популярность по версии (google.com) 8 7 8 8

Многоязыковой интерфейс Да (54 языка) Да (8 языков) Нет Да (10 языков)

Поддержка русского языка Да Нет Нет Да

Поддержка SCORM Да Да Нет Да

Поддержка IMS Да Да Нет Да

Структура Ядро + набор модулей Монолитная Модульная Ядро + набор модулей

Возможность расширения Да, за счет внешних модулей Зависит от разработчиков Зависит от разработчиков Да, за счет внешних модулей

Дополнительное ПО Apache, MySQL, PHP Java SDK AOLServer, Oracle, PostgreSQL MySQL, Oracle

Платформа Windows, Linux, Unix, MacOS Linux, Unix Windows, Linux, Unix, MacOS Windows, Linux, Unix, MacOS

Система тестирования Да Да Да Да

Поддержка внешних тестов Да Да Нет Да

Надежность сервера (0-5 баллов) 4 3 3 4

Стабильность сервера (0-5 баллов) 5 2 3 4

Ограничение на количество слушателей Нет Нет Нет Нет

Среда разработки учебного материала Встроенная Встроенная Встроенная Встроенная

Система проверки знаний Тесты, задания, семинары, активность на форумах Тесты, задания Тесты Тесты, задания, активность на форумах

Система отчетности Развита, постоянно развивается Слабо развита Слабо развита Развита, постоянно развивается

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда; www.moodle.org) - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт ныне используется в 210 странах мира, представлен более 50 тыс. сайтами университетов, школ, компаний и независимых преподавателей (в России ныне зарегистрировано 684 сайта - http://moodle.org/sites), на которых ведется обучение 40.5 млн. пользователей силами 1.1 млн. преподавателей на основе 37.3 млн. учебных ресурсов (http: //moodle. org/stats). Крупнейшим пользователем Moodle является Британский открытый университет (более 3.5 тыс. курсов и 450 тыс. пользователей). По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность «адаптировать» ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнив новыми сервисами [3].

Система Moodle позволяет эффективно проводить сетевое обучение, создавать курсы, реа-лизовывать современные дистанционные образовательные технологии. Использование всемирной сети Интернет в качестве канала обмена информацией дает возможность реализовать сетевой учебный процесс посредством встроенных расширенных сервисов интерактивного диалога между учащимися и преподавателем и контроля знаний на разных этапах сетевого учебного процесса. В процессе обучения учащиеся получают доступ ко многим учебным ресурсам, а преподаватели могут организовать учебный процесс, используя такие возможности Moodle, как проведение занятий, индивидуальных заданий, тестов, заполнение рабочих тетрадей и многое другое.

Основой организации учебного процесса в вузе является учебный (аттестационный) план подготовки, а платформа Moodle ориентирована на курсовое обучение, что упрощает использование данной среды в рамках отдельных дисциплин, но создает существенные сложности при попытке решения проблемы о переносе в эту среду всей программы обучения по отдельной специальности или направлению. Попытки реализации в среде Moodle комплексной технологии, обеспечивающей формирование учебного плана, отслеживание его выполнения и документирования результатов учебного процесса на всех его этапах, предпринимаются постоянно (БелГУ, ВГУ, МАДИ, МГИУ, ОмГУ, ТУСУР, ЮРГУЭС, ЮФУ и др.). Однако до настоящего момента так и не предложено комплексного решения, обеспечивающего обучение и сопровождение учебного процесса студента с момента его поступления в вуз до его окончания с выходом на итоговую аттестацию и выпуском документов об образовании.

Подобное комплексное решение реализовано, по нашему мнению, при разработке программного комплекса «Российский портал открытого образования» (РПОО; http://openet.edu.ru) как одного из базовых федеральных образовательных порталов Российской Федерации (http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm) [4]. Здесь используется платформа Moodle 1.9.

Среда готова к переводу на версию МооЛе 2.0. Подход и реализация СДО РПОО обеспечивают решение задачи обучения студентов в среде Интернет на платформе МооЛе в объеме всего учебного плана - с формированием учебной карточки студента, отметок в ней о результатах итогового контроля знаний по каждой дисциплине и выпуском типовой экзаменационной или зачетной ведомости [5].

Система обеспечивает полнообъемную реализацию сетевого учебного процесса. Основными функциональными компонентами СДО РПОО являются: деканат; конструктор курсов; электронная библиотека курса; подсистема обучения.

«Деканат» полностью реализует функции формирования учебных планов, регистрации обучающихся и прикрепления их к своим рабочим учебным планам, ведения личной учетной карточки, открытия дисциплин для изучения, контроля успеваемости с выводом всех бланков отчетности и т. д.

Первоначальная настройка системы СДО РПОО реализуется путем формирования и последующей актуализации ряда основных справочников: Уровни образования; Формы обучения; Специальности/направления; Специализации; Учебные планы; Дисциплины; Виды контроля и т. д. Обучающемуся в СДО РПОО может присваиваться статус студента или слушателя. Студентом в системе считается обучающийся при наличии у него учебного (аттестационного) плана. Слушателем является обучающийся по отдельным учебным курсам, без наличия утвержденного вузом учебного плана.

Регистрация обучающихся проводится администраторами учебного процесса в рамках их полномочий через модуль «Деканат». СДО РПОО обеспечивает возможность сегментации аудитории обучающихся между кураторами-методистами по конкретным признакам. К таким признакам относятся, например, специальности/направления, уровни образования, формы и места обучения и т. д. Система поиска и выборки студентов и отчетов по результатам тестирования позволяет проводить отбор по более чем 30 параметрам, а также выполнять такие групповые операции, как перевод на другой учебный план, распечатка отчетов и т. д., а также осуществлять сбор и представление статистической информации.

Наличие двух категорий преподавателей в СДО РПОО объясняется следующим образом. Тьютор - это преподаватель вуза, ведущий занятия в среде СДО, а просто преподаватель - это сотрудник вуза, ведущий занятия в традиционной форме, но имеющий возможность знакомиться с составом учебно-методического обеспечения в системе и контролировать прохождение его студентами тренировочного, контрольного и итогового тестирования по конкретным дисциплинам. Тьюторы и преподаватели в рамках ведения отдельной дисциплины объединяются в виртуальные (распределенные) кафедры.

В системе реализована функция протоколирования всех действий администраторов учебного процесса (кураторов) с возможностью их «отката». Это позволяет проводить мониторинг работы всех сотрудников вуза, предоставляя автоматизированную генерацию отчетности о проделанной работе.

Настройки системы обеспечивают возможность сегментации аудитории обучающихся между администраторами учебного процесса (далее - методистами) по конкретным признакам (например, подразделениям, партнерам). В системе реализована функция протоколирования и мониторинга всех действий методистов с автоматизированной генерацией отчетности о проделанной работе.

Организация учебного процесса студентов в СДО РПОО строится на основе учебного плана. В процессе обучения по отдельным дисциплинам учебного плана студенты имеют возможность: знакомиться с программой курса и методическими рекомендациями по его изучению, вопросами для самоподготовки и т. д.; последовательно изучать материал базового учебника (хрестоматии) с прохождением промежуточного контроля знаний (по модулям); получать, по результатам промежуточного контроля, рекомендации по повторению разделов курса; выполнять контрольные или практические задания; консультироваться у тьютора в форуме конкретного курса; отправлять тьютору контрольные, курсовые и выпускные квалификационные работы; изучать дополнительную литературу, рекомендованную в программе курса, в электронной библиотеке; проходить тренировочное, контрольное и итоговое тестирование по курсу.

Вся работа методиста ведется через пункт меню «Деканат». Ему доступен поиск студентов по подразделениям/партнерам, за которыми закреплен методист по следующим параметрам: подразделение/партнер; учебный план; уровень обучения; направления обучения; специализация; форма обучения; фамилия; имя. Он имеет возможность формирования отчетов по этапам

изучения и прохождению аттестации студентами по следующим параметрам: дисциплина; тип тестирования; дата (временной интервал).

Фамилии студентов являются активными ссылками, перейдя по которым можно получить личный учебный (аттестационный) план (ЛП) студента с результатами успеваемости. Данная форма является фактически отражением учебной карточки студента, совмещенной с его учебным (аттестационным) планом. ЛП наглядно дает представление о следующем: дисциплины, оплаченные и доступные для изучения; дисциплины, к изучению которых студент приступил, но не завершил их изучение; дисциплины, которые не оплачены и являются недоступными для изучения.

Работа методиста заключается в отслеживании успеваемости студента, формировании и распечатке протоколов и аттестационных ведомостей по заданным дисциплинам: мониторинг обучения - просмотр успеваемости студента по всем пройденным тестам дисциплины; сводный протокол тренировочных тестирований - дает подробную информацию о прохождении тренировочных тестирований по каждому модулю курса, равному одной зачетной единице; сводный протокол контрольного тестирования - дает подробную информацию о прохождении контрольного тестирования по каждому модулю; аттестационная ведомость - ведомость с итоговой оценкой изучения дисциплины.

Работа методиста завершается распечаткой документов «Ведомость» и «Протоколы тестирования», визированием их у преподавателя и членов комиссии, после чего они подшиваются в личное дело студента. Автоматически генерируется учебная карточка студента и его зачетная книжка с возможностью распечатки.

Благодаря наличию «Конструктора курсов» решается одна из главных задач, решение которой отсутствует в стандартной конфигурации МооЛе, а именно создание вопросов, участвующих во всех видах тестирования, с их обязательной привязкой к конкретному фрагменту учебной хрестоматии. В зависимости от настройки тестирования студенту предоставляется возможность не только получить список недостаточно изученных им вопросов, но и (здесь же) перейти по ссылке именно на тот фрагмент, в котором описывается затронутая в вопросе тема.

«Электронная библиотека курса» представляет собой совокупность сетевых полнотекстовых учебно-методических и информационных ресурсов, контекстно подобранных по каждому изучаемому учебному курсу и доступных для изучения. В переделах отдельного курса студент получает, конечно, доступ к учебной программе дисциплины и методическим рекомендациям по организации самостоятельного изучения с использованием учебной хрестоматии и полнотекстовых дополнительных источников.

«Подсистема обучения» предоставляет возможность студенту: полностью видеть весь свой учебный план с выдачей оперативного состояния на данный момент по уже изученным, открытым для изучения и пока недоступным для изучения курсам; изучать базовую «учебную хрестоматию» по отдельному курсу, структурированную по модулям (по трудоемкости равным одной зачетной единице или кредиту), проходить различные формы тестирования; участвовать в общих и курсовых форумах и чатах и т. д.

В процессе обучения в среде СДО РПОО по отдельным дисциплинам учебного плана студенты имеют возможность:

• последовательно изучать материал базового учебника с прохождением промежуточного контроля знаний с периодичностью, задаваемой вузом;

• получать, по результатам промежуточного контроля, рекомендации по повторению разделов курса;

• знакомиться с программой курса и методическими рекомендациями по его изучению, вопросами для самоподготовки и т. д.;

• консультироваться у преподавателя-тьютора на форуме;

• отправлять преподавателю рефераты или курсовые работы (если это предусматривает программа курса);

• изучать дополнительную литературу, рекомендованную в программе курса, в электронной библиотеке;

• проходить итоговый контроль по конкретной дисциплине.

Завершается обучение по каждой дисциплине выпуском типовой экзаменационной ведомости. Помимо ведомости, каждый студент имеет возможность распечатать протокол тестирования, который дает полную информацию по заданным вопросам, ответам студента и потраченному им времени.

В СДО РПОО имеется три ступени контроля знаний. В процессе обучения по дисциплине

учебного плана студенты работают с базовым учебником (в научно-педагогический оборот введено понятие «учебная хрестоматия») и проходят три ступени контроля знаний:

• тренировочное тестирование (тренинг; самоконтроль с указанием разделов, по которым были даны неверные ответы);

• контрольное тестирование - по разделу (модулю) курса, обеспечивающее переход к изучению следующего раздела только при получении положительной оценки;

• итоговое тестирование - по курсу в целом.

Предусмотрено также проведение практических занятий в виде «контрольных заданий». Отдельная проблема - проведение лабораторных занятий.

По результатам итогового тестирования и выполнения контрольных заданий проводится текущая аттестация и формируется типовая зачетно-экзаменационная (или аттестационная) ведомость.

В процессе обучения по отдельным дисциплинам учебного плана студенты работают с базовым учебником (хрестоматией) и проходят три ступени контроля знаний:

• тренировочное тестирование (тренинг; самоконтроль с указанием разделов, по которым были даны неверные ответы);

• контрольное тестирование - по разделу (модулю) курса, обеспечивающее переход к изучению следующего раздела только при получении положительной оценки;

• итоговое тестирование (аттестация: зачет или экзамен), по результатам которого формируется типовая зачетно-экзаменационная (или аттестационная) ведомость.

Помимо ведомости, по каждому студенту имеется его электронное досье и есть возможность распечатать протоколы по всем его тестированиям, которые дают наиболее полную информацию по заданным вопросам, ответам студента и потраченному им времени.

В СДО РПОО, помимо электронной почты, чата, используются организационный, учебный и новостной форумы. Организационный форум позволяет задать вопросы руководству, преподавателю курса, тьютору портала, администратору портала в форме «вопрос - ответ». Учебный форум предусмотрен для организации учебного обсуждения проблемы, совместной работы преподавателя и студентов, проведения консультаций по отдельным темам и содержанию курса в целом. Учебный форум может использоваться для формирования общей оценки студента. В этом случае оценивается активность участия студента в обсуждении учебных тем, оцениваются отдельные сообщения, а также прикрепленные файлы, которые могут содержать рефераты, контрольные работы, другие виды заданий. Новостной форум в виде доски объявлений позволяет оперативно информировать всех участников учебного процесса о важных событиях и мероприятиях, связанных с изучением учебного курса. Используется для заметок (объявления, расписания, новости), которые должны увидеть все студенты.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний. В СДО РПОО реализована модель, позволяющая учитывать как формализованные аттестации (результаты тестирования и выполнения контрольных заданий), так и активность студента в форумах, чатах и т. д.

Еще одним видом коммуникации, который может быть использован, является анкетирование студентов и преподавателей. При этом используются как стандартные анкеты, позволяющие провести веерный опрос обучаемых, так и разработанные опросники. По окончании учебного курса студентам предлагается заполнить анонимный опросный лист, в котором они могут дать оценку качеству сетевого курса и средствам коммуникации, сделать замечания по отдельным элементам курса и организации всего курса, а также предложения по их улучшению.

Следует отметить, что доступ к сети Интернет неравномерен. Есть также необходимость проведения занятий в локальной сети вуза или на домашнем компьютере. В этих целях разработан компонент (плагин Moodle), получивший название «Генератор локальных версий Системы дистанционного образования Российского портала открытого образования» (СДО РПОО офлайн), обеспечивающий создание локальных копий СДО РПОО офлайн и индивидуальных копий системы для студентов (на СD-, DVD- и flash-носителях) [6].

«Генератор» предоставляет полный доступ к учебному материалу по отдельно взятому учебному плану в режиме офлайн (не требуется сеть Интернет). Весь контент учебного курса защищен от копирования. «Генератор» поставляется на CD-диск и может запускаться непосредственно с этого диска, не требуя установки на жесткий диск компьютера. На CD-диске имеется необходимое для работы свободно распространяемое программное обеспечение (Microsoft Framework, Acrobat Reader, Microsoft Internet Explorer). «Генератор» конвертирует курсы Moodle в формат базы данных Microsoft SQL Server CE, распространяемой бесплатно.

При этом нет необходимости запускать на компьютере пользователя сам сервер базы данных, поскольку он работает на уровне библиотек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Генератор» функционально состоит из двух программных средств:

- «конвертера», который позволяет конвертировать курс из Moodle, печатать диски и электронную зачетную книжку;

- «проигрывателя», который позволяет студенту просматривать материалы курса, проходить тестирования и отсылать их результаты в деканат СДО РПОО.

«Конвертер» позволяет печатать диски для студентов в двух вариантах: по отдельно взятым учебным планам или по отдельным курсам из учебного плана. Для использования «конвертера» не требуются никаких навыков программирования или администрирования. Достаточно указать папку для сохранения диска, выбрать требуемый учебный план из списка и нажать кнопку «Записать». Есть возможность печати персонализированных дисков (где из списка всех дисциплин учебного плана активизирован только ряд, например, оплаченных студентом дисциплин) из уже существующих. Для этого в «конвертере» необходимо указать только папку исходного диска, папку сохранения персонализированного диска, отметить курсы, которые оплатил студент, и нажать кнопку «Сохранить».

Доступ к обучению осуществляется посредством уникальной электронной зачетной книжки, предоставляемой студенту отдельно на любом электронном носителе. Электронная зачетная книжка позволяет сохранять результаты всех пройденных тестирований, отображать состояние их прохождения, отправлять результаты в деканат СДО РПОО, которые интегрируются с результатами интернет-тестирований, сданных посредством РПОО, с возможностью распечатать подробные отчеты по тестированиям и т. д.

Генерация электронной зачетной книжки осуществляется образовательным учреждением. Для ее создания достаточно указать портальный логин и пароль студента. Одновременно с этим электронная зачетная книжка хранит все результаты тестирований, которые прошел студент посредством «проигрывателя», которые при наличии подключения к Интернету, могут быть отправлены в «Электронный деканат» портала дистанционного обучения.

«Генератор» автоматически записывает: учебный план студента, электронные курсы по учебному плану, а в рамках них - учебную программу, методические рекомендации, учебную хрестоматию (разбитую, например, на модули, каждый из которых разбит на темы). Возможно прохождение тренировочного и контрольного тестирований (по каждому модулю), а также итогового тестирования (по всему курсу). При нажатии, например, на неправильно отвеченный вопрос студент может перейти к тем материалам собственно учебника (хрестоматии), которые связаны с этим вопросом. По окончании тестирования генерируется отчет. «Генератор» может записать и всю электронную библиотеку курса с полнотекстовыми учебными изданиями.

Для работы «проигрывателя» не требуется запускать на компьютере пользователя связку Apache + MySQL + PHP, что могло бы привести к конфликту уже установленных серверов на машине пользователя или подвергнуть компьютер пользователя хакерским атакам из Интернета. Поскольку «проигрыватель» использует для работы свою собственную базу данных, остается возможность его использования не только с Moodle, но и с любым другим LMS, XML-данными и т. д., путем написания плагина к «конвертеру».

Реализация РПОО представляет собой, таким образом, набор плагинов, которые разрабатывались как стандартные модули под Moodle с учетом объектно-ориентированной парадигмы Moodle. Язык программирования - PHP5. База данных - Moodle, штатная (MySQL). Система дистанционного обучения (СДО) РПОО является законченным продуктом, внедренным, например, в учебный процесс Московского технологического института «ВТУ» с 2008 года. Зарегистрировано более четырех тыс. студентов и пятисот преподавателей (http://zeus.open-edu.ru).

Литература

1. Солдаткин Е. В. Разработка новых информационных технологий в решении задач по созданию корпоративной системы управления вузом // Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы, решения (EDQ-2007): Материалы IX Международной научно-практической конференции. Тема-тич. прил. к журналу «Открытое образование». - М.: МГИУ, 2007. С. 318-319.

2. Солдаткин Е. В. Проектирование корпоративных информационных систем // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1 октября 2008). - М.: Рособразование, 2008. С. 403-405.

3. Солдаткин Е. В. Администрирование учебного процесса в СДО РПОО // Телематика-2010: Труды XVII Всероссийской научно-методической конференции. - СПб.: СПбГУ ИТМО, Информика, 2010. С. 331.

4. Гридина Е. Г., Иванников А. Д., Булгаков М. В., Чиннова И. И., Сигалов А. В. Система федеральных образовательных порталов: 3 года в INTERNET // Открытое образование, 2005. № 1. С. 35-54.

5. Солдаткин Е. В. Российский портал открытого образования как средство создания вуза on-line // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Минобрнауки России, 2010. С. 164-168.

6. Солдаткин Е. В. Генератор локальных версий LMS Moodle // Телематика-2009: Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции. - СПб.: СПбГУ ИТМО, Информика, 2009. С. 71-72.

УДК 004.891 ВАК 05.13.01 РИНЦ 0004-3702

РАЗВИТИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ (МАИ)

Н. Н. Середенко, аспирант кафедры бизнес-аналитики Тел.: (926) 586-76-32, e-mail: [email protected] Государственный университет - Высшая школа экономики

www.hse.ru

In the article three combined methods of decision-making, based on the Analytic Hierarchy Process (AHP), are offered. Using these methods it is possible to take into account problem situations and to process the views of several experts. These AHP modifications are adapted to the Expert Decision Support System (EDSS). There is comparative analysis of the results of AHP, combined modifications of AHP and EDSS.

В статье предложено три комбинированных метода принятия решений на основе метода анализа иерархий (МАИ). Данные модификации реализуют учет наличия проблемных ситуаций и обработку мнений нескольких экспертов. Осуществлена адаптация данных математических методов к экспертной системе поддержки принятия решений (ЭСППР). Проведен сравнительный анализ результатов решения практических задач с помощью МАИ, комбинированных модификаций МАИ и ЭСППР.

Ключевые слова: метод анализа иерархий (МАИ), комбинированные методы на основе МАИ, экспертная система поддержки принятия решений (ЭСППР).

Keywords: Analytic hierarchy process (AHP), modification of the AHP, Expert decision support system (EDSS).

Введение

Метод анализа иерархий (МАИ), широко используемый в принятии решений, представляет собой теорию, которая базируется на экспертных оценках и суждениях индивидуальных участников или групп [1]. МАИ позволяет лицу, принимающему решение (ЛПР), структурировать сложную проблему в виде иерархии и выполнить количественную оценку имеющихся вариантов решения (альтернатив). Результаты практического применения данной методологии широко освещены во многих российских и зарубежных изданиях, в частности, существуют издания, целиком посвященные развитию МАИ [24]. Теоретическое развитие данного метода в рамках уточнения отдельных процедур, нацеленное на его адаптацию к разнообразию реальных ситуаций выбора, представляет собой особый интерес, поскольку позволяет улучшить качество управленческих решений.

В исходном виде МАИ подразумевает использование оригинального подхода Т. Саати для вычисления относительной значимости признаков и формирования оценок относительной значимости альтернатив в разрезе признаков, а также использование принципа большинства для итогового расчета весов альтернатив. Однако метод не предусматривает учета наличия проблемных ситуаций. Учет условий внешней среды, возможные реализации которых в совокупности задают проблемные ситуации принятия экономических решений, значительно повышает качество аналитического обоснования альтернатив [5]. Кроме того, МАИ не предусматривает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.