Научная статья на тему 'Использование элементов дистанционного обучения в вузах физической культуры'

Использование элементов дистанционного обучения в вузах физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чинкин А. Б., Хадиуллина Р. Р.

Обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества позволяет дистанционная форма обучения (MOODLE), призванная помочь студентам-спортсменам, подолгу находящимся на сборах, успешно усваивать учебный материал, что должно приводить к высоким результатам и на спортивной арене. Личность студента формируется в связке «дистанционное обучение – компьютер – преподаватель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чинкин А. Б., Хадиуллина Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов дистанционного обучения в вузах физической культуры»

Модуль «Электронный деканат» не в полной мере соответствует требованиям организации учебного процесса института. Работа модуля в первую очередь направлена на организацию документооборота, и он разработан для Moodle версии 1.9, поддержка которой заканчивается.

Было принято решение о разработке собственных модулей для управления учебным процессом для Moodle версии 2. Выполнено проектирование модуля «Учебный процесс» и плагинов для формирования отчетов в курсах. При разработке используются встроенные библиотеки функций и классов Moodle [4]:

• tablelib — формирование и отображение данных в табличном виде;

• accesslib — управление доступом;

• pagelib — работа с элементами страниц;

• formslib — управление формами.

Модуль «Учебный процесс» является набором инструментов и отчетов, расширяющих возможности Moodle. Для сохранения целостности структуры системы и возможности использования ее новых версий модуль создан в формате блока. Реализованы различные права доступа для трех категорий пользователей: методисты, преподаватели, студенты.

Модуль «Учебный процесс» включает:

• Инструменты для записи студенческих групп, преподавателей, отдельных студентов на несколько дисциплин одновременно.

• Инструмент для перевода студентов с курса на курс.

• Отчет с информацией о дисциплинах.

• Отчет с текущим расписанием.

• Отчет с информацией о количестве учебных материалов в дисциплинах.

• Статистический отчет по работе с курсами и их элементами.

• Отчеты по результатам тестирования.

В настоящее время реализован основной функционал модуля, выполнено тестирование его компонент. Часть разработок внедрена на сервере дистанционного обучения Института открытого образования и информа -ционных систем Марийского государственного университета [5].

Список использованных источников

1. Савиных И. В. Опыт использования свободно-распространяемой LMS Moodle для смешанного обучения // Вестник Марийского государственного университета / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2010. — С. 173-175.

2. Moodle.org: open-source community-based tools for learning [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.moodle.org

3. Электронный деканат (Free Dean's Office) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deansoffice.ru

4. Moore J., ChurchwardM. Moodle 1.9 Extension Development. — Packt Publishing Ltd, 2010. — 301 p.

5. Сервер дистанционного обучения Института Открытого Образования и Информационных Систем Мар ГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://do.vvoi.ru

А. Б. Чинкин, Р. Р. Хадиуллина

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

г. Казань

Использование элементов дистанционного обучения

В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества позволяет дистанционная форма обучения (MOODLE), призванная помочь студентам-спортсменам, подолгу находящимся на сборах, успешно усваивать учебный материал, что должно приводить к высоким результатам и на спортивной арене. Личность студента формируется в связке «дистанционное обучение - компьютер -преподаватель».

Вузы, осуществляющие подготовку бакалавров по направлению «Физическая культура», испытывают значительные трудности как при наборе студентов, так и при организации их учебы. Это обусловлено причинами, характерными для образования в сфере физической культуры. Естественно, что вузы физической культуры для повышения своего спортивного статуса стремятся принимать на обучение больше спортсменов высокой квали -фикации, имеющих, как правило, невысокий уровень школьных знаний. В условиях дефицита абитуриентов студентами становятся даже те из них, которые выбирают данное направление в основном по причине невысокого общего балла ЕГЭ. Наконец, вузы физической культуры сегодня — это не прежние институты физической культуры, готовившие только преподавателей и тренеров, а вузы ведущие подготовку по направлениям образования,

Д. Г. Хафизов, В. И. Антропов, М. В. Старикова

37

не имеющим прямого отношения к физической культуре. Часто эти студенты имеют более высокий уровень общеобразовательной подготовки.

Все эти обстоятельства существенно повышают неоднородность контингента студентов. В этих условиях процесс обучения из предметно ориентированного становится личностно ориентированным. Студенты-спортсмены отличаются от других студентов не только первоначально меньшим багажом знаний. Они обладают другими, чем обычные студенты, психофизиологическими особенностями: опытом выступления в крупных соревнованиях и поэтому более глубоким пониманием сущности спорта, иной мотивацией, которая не направлена на получение глубоких знаний при обучении в учебных заведениях, учрежденных, по существу, специально для них. Поэтому задача преподавателей, тренеров и руководства всех уровней состоит в том, чтобы, действуя сообща и в одном направлении, усилить мотивацию каждого студента к получению того объема знаний и формированию тех компетенций, которые установлены федеральным стандартом нового поколения. Для них должны быть созданы дополнительные условия, продиктованные спецификой обучения. Это особенно важно для спортсменов, имеющих высокие спортивные достижения и большую часть времени, находящихся на учебно-тренировочных сборах или в соревнованиях, в связи с чем вынужденных переходить на индивидуальный график обучения (ИГО).

В Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Поволжской ГАФ-КСиТ) при общем количестве студентов 240 человек, 41 обучается по индивидуальному графику, что составляет 17 % от их общего числа. До недавнего времени эта категория студентов фактически приравнивались к сту-дентам-заочникам. Опыт показал, что качественные показатели знаний при такой организации учебы бывают невысокими. Студенты берут в руки учебники, в лучшем случае, два раза за семестр: первый раз — перед тем как приехать для сдачи отчета по полученному заданию, второй раз — перед зачетом или экзаменом. Процесс изучения материала носит крайне неравномерный, скачкообразный характер. Таким же является и контроль знаний. Мало изменяет положение и то, что разработанные для них задания по типу, сложности и методам предъявления контроля отличаются от заданий обычных студентов в сторону облегчения.

Обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества позволяет мобильная информационно-образовательная среда — дистанционная форма обучения, которая способна помочь студен-там-спортсменам, подолгу находящимся на сборах и соревнованиях, успешно усваивать учебный материал, что, в свою очередь, будет приводить к высоким результатам и на спортивной арене. Спортивные достижения и интеллект — два неразрывно связанных показателя, развивающихся при систематических занятиях. Успех в одной сфере неминуемо приводит к победе в другой.

В Поволжской ГАФКСиТ введена система МооШе — модульная объектно ориентированная динамическая обучающая среда, имеющая широчайшие возможности для реализации различных обучающих функций. Она стала неотъемлемой частью учебного процесса. Нами разработаны и внедрены в учебный процесс дистанционные курсы по дисциплинам: «Физика», «Информатика», «Интернет-технологии», «Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований».

При дистанционной форме обучения все материалы учебного курса оцифрованы и выложены в Интернет, что обеспечивает целый ряд преимуществ в организации учебного процесса: доступность курса в любой момент времени из любой точки мира; широта и оперативность предоставляемой информации; автоматизация и более гибкая организация учебного процесса; мультимедийность; большие возможности для самостоятельной работы студента. Надо понимать, что обучение на основе компьютерных программ не способно заменить прямого общения преподавателя со студентом. Такое электронное обучение безличностно. Только в связке «дистанционное обучение - компьютер - преподаватель» можно действительно достичь цели в формировании всесторонне развитой личности студента.

Д. Г. Хафизов, В. И. Антропов, М. В. Старикова

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

Применение LABVIEW для создания виртуальных дистанционных

ЛАБОРАТОРНЫХ СТЕНДОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ БИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Рассмотрены преимущества применения технологии виртуальных приборов и коммуникационных технологий в среде LabVIEW для организации виртуальных дистанционных лабораторных стендов по дисциплинам технического профиля.

LabVIEWLaboratoryVirtualInstrumentEngineeringWorkbench (среда разработки лабораторных виртуальных приборов) представляет собой среду графического программирования, которая широко используется в промышленности, образовании и научно-исследовательских лабораториях в качестве стандартного инструмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.