Научная статья на тему 'Рассмотрение заявлений и сообщений о происшествиях как функция территориальных органов МВД России'

Рассмотрение заявлений и сообщений о происшествиях как функция территориальных органов МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
994
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЗНАВАТЕЛЬ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ / ЗАЯВЛЕНИЯ И СООБЩЕНИЯ О ПРОИСШЕСТВИЯХ / INVESTIGATOR / CHIEF OF DIVISION OF INQUIRY / HEAD OF INVESTIGATIVE BODY / CHIEF OF BODY OF INQUIRY / STATEMENT AND MESSAGE ON INCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Одинцов Виктор Николаевич

Анализируется деятельность сотрудников органов внутренних дел системы МВД России по рассмотрению сообщений о происшествиях, регламентированная уголовнопроцессуальным законодательством России и иными нормативными правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Одинцов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSIDERA TION OF THE APPLICA TIONS AND MESSA GES ON INCIDENTS A S FUNC TION OF TERRITORIAL A UTHORITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article the activities of staff of law-enforcement bodies of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia for consideration of messages on incidents regulated by the criminal procedure legislation of Russia and other regulations are analyzed.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение заявлений и сообщений о происшествиях как функция территориальных органов МВД России»

УДК 343

РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ

О ПРОИСШЕСТВИЯХ КАК ФУНКЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ МВД РОССИИ

В.Н. Одинцов

Анализируется деятельность сотрудников органов внутренних дел системы МВД России по рассмотрению сообщений о происшествиях, регламентированная уголовно-процессуальным законодательством России и иными нормативными правовыми актами.

Ключевые слова: дознаватель, следователь, начальник подразделения дознания, руководитель следственного органа, начальник органа дознания, заявления и сообщения о происшествиях.

Рассмотрение сообщения о преступлении является важной частью уголовно-процессуального института, названного в УПК РФ - «возбуждение уголовного дела». Рассмотрение сообщения о преступлении представляет собой деятельность дознавателя, следователя, начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа, начальника органа дознания на начальном этапе уголовного судопроизводства. УПК РФ, относительно УПК РСФСР, внес коррективы в данный институт. Появились новые поводы: сообщение о преступлении, полученное из иных источников и постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Также появился и новый термин «сообщение о преступлении», включающий в себя: заявление о преступлении, явку с повинной, рапорт об обнаружении преступления (п. 43 ст. 5 УПК РФ).

Правильное и своевременное реагирование на каждое заявление и сообщение о преступлении неразрывно связано с успешным решением задач, стоящих в целом перед органами внутренних дел. Работа по приему, учету, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений занимает значимое место в деятельности территориальных органов МВД России. Статистика показывает, что в эти органы ежегодно поступает около 87-88% всех заявлений и сообщений о происшествиях от числа регистрируемых всеми правоохранительными органами, имеющими право расследования по уголовным делам [1, С. 60-61].

Среди всех поступающих заявлений и сообщений о происшествиях, поступающих в органы внутренних дел, на первом месте стоят сообщения, переданные по телефону (70%), затем устные заявления (20-25 %) и на третьем месте (5-10 %) - письменные заявления и сообщения, поступающие по почте [2, С.98-99].

По заявлениям и сообщениям о происшествиях организуется проведение таких мероприятий, как:

- неотложные поисковые, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия (выезды на осмотр мест происшествия, а также связанные с ними поисковые мероприятия по установлению, задержанию

преступников);

- действия проверочного характера (истребование необходимых материалов, получение объяснений, наведение справок и др.);

- возбуждение органом дознания или следственным подразделением уголовного дела, если по результатам осмотра места происшествия или в ходе проверочных действий подтверждаются данные о совершении преступления.

Говоря об организации в территориальных органах МВД России приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, необходимо отметить социальное (общественное), правовое и управленческое значение этого направления деятельности.

Социальное значение проявляется в том, что оно выступает одним из критериев оценки населением региона (города, района, края, области, республики) состояния работы по охране общественного порядка и борьбе с преступлениями на закрепленной территории обслуживания.

Правовое значение выступает в качестве первичного этапа оценки совершенного преступления. Исключительно важно в предельно сжатые сроки отреагировать на заявления и сообщения и принять предусмотренные законом решения: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении дела либо направить материалы по подследственности (подсудности). На данном этапе решаются две важные правовые задачи: первая это обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление; вторая - не допустить возбуждения уголовного дела по признакам деяния, формально и подпадающим под признаки определенной статьи особенной части УК РФ, но по существу преступлением не являющееся или, иначе говоря, избежать необоснованного возбуждения уголовного дела.

Организационное обеспечение расследования преступлений в органах внутренних дел начинается с момента регистрации в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях. Это и определяет управленческое значение данного вида деятельности, поскольку четкая организация работы по рассмотрению и окончательному разрешению заявлений и сообщений о происшествиях в большей степени определяет объем и конечные результаты деятельности по быстрому, полному и качественному раскрытию и расследованию преступлений.

Например, Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [3] определяет, что поступающие сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел.

Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи.

Для подачи электронного заявления предусматривается указание заявителем необходимых сведений, определенных законодательством России и названной инструкцией. Поступившее электронное заявление распечатывается на бумажном носителе, дальнейшая работа с ним ведется как с заявлением в порядке, установленном инструкцией.

Таким образом, учитывая все три компонента (социальный, правовой и управленческий), определяющих значение организации работы по рассмотрению заявлений и сообщений о происшествиях, ее объем и роль в повышении эффективности борьбы с преступностью, следует отметить, что рассмотрение заявлений и сообщений о происшествиях выступает одной из основных функций в деятельности территориальных органов МВД России.

Исполнением этой функции заняты практически все службы и подразделения: дежурные части, подразделения дознания и предварительного следствия, уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции и другие подразделения территориальных органов внутренних дел.

Выполнение указанной функции определяется, в первую очередь, уголовно-процессуальным законом РФ. В организационном плане она регламентируется ведомственными нормативными актами, основным из которых является упомянутый выше приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736. и утвержденная им инструкция, а также совместный «Приказ о едином учете преступлений» от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.12.05 г., за № 7339) Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, Министерства РФ по ГО и ЧС, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела влечет за собой принятие наиболее эффективных мер для исполнения задач уголовного судопроизводства. Обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела предотвращает применение к невиновному лицу мер уголовного преследования, предотвращая применение к ним принудительных мер, ограничение их конституционных прав и свобод, посягательство на их честь и достоинство, что полностью соответствует назначению уголовного судопроизводства России (ст. 6 УПК РФ). Кроме того, обоснованный отказ в возбуждении уголовного дела также позволяет экономить время, людские и материальные ресурсы, при этом сотрудники территориального органа МВД России получают возможность заниматься расследованием реальных преступлений. В свою очередь, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел и укрытие преступлений от учета подрывают в глазах населения авторитет органов внутренних дел, на что постоянно обращается внимание руководством МВД России. Так, для укрепления законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел Генпрокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФТС РФ, ФСИН РФ, МО РФ, ФССП РФ, Министерства РФ по ГО и ЧС был издан межведомственный приказ от 26 марта 2014 г. № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 «Об усилении

прокурорского и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях», которым определяются сроки вынесения решений, функции сотрудников правоохранительных органов, порядок предоставления и проверки материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. В целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности при приеме и регистрации, разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения закона Генеральной прокуратурой РФ был издан приказ от 05.09.2011 г. № 277 [4]. Данный приказ предполагает проведение проверок, сверок регистрационно-учетных данных, анализ деятельности ОВД и формы реагирования на выявленные нарушения.

Работа по рассмотрению заявлений и сообщений о происшествиях в территориальных органах внутренних дел МВД России имеет ряд этапов:

1) прием заявлений и сообщений;

2) их регистрацию;

3) учет;

4) принятие решений в виде возбуждения уголовного дела, отказа в возбуждении уголовного дела, направления заявления и сообщения по подследственности (ст. ст. 145, 150, 151 УПК РФ) в ФСБ, СК, ГТК и т.д. или по делам частного обвинения по подсудности (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);

5) организация контроля за круглосуточным приемом заявлений и сообщений о происшествиях, полнотой их регистрации, незамедлительным реагированием на поступающие сигналы о совершенных происшествиях и преступлениях в целях их пресечения, раскрытия и расследования, за законностью и обоснованностью принятых по ним решений.

Таким образом, деятельность территориальных органов внутренних дел МВД России по приему заявлений и сообщений о происшествиях носит сложный многоуровневый характер, связанный с обеспечением гражданам доступа к правосудию и быстрому полному и качественному расследованию преступлений.

Список литературы

1. Колесников И.И., Одинцов В.Н. Организация управленческой деятельности в подразделениях организации дознания территориальных органов МВД России. М., 2014.

2. Колесников И.И., Валов С.В., Гаврилов Б.Я. Организация расследования преступлений органами внутренних дел: курс лекций / под ред. И.И. Колесникова. М.: Академия управления МВД России, 2011. Часть 1.

3. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г.

4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генпрокуратуры РФ от 05 сентября.2011 г. № 277.

Одинцов Виктор Николаевич, канд. юрид. наук, доц. кафедры управления органами расследования преступлений, полковник полиции, odin. vno@yandex. ru, Россия, Москва, Академии управления МВД России.

CONSIDERA TION OF THE APPLICA TIONS AND MESSA GES ON INCIDENTS A S FUNC TION OF TERRITORIAL A UTHORITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

V.N. Odintsov

Summary: in article the activities of staff of law-enforcement bodies of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia for consideration of messages on incidents regulated by the criminal procedure legislation of Russia and other regulations are analyzed.

Keywords: investigator, chief of division of inquiry, head of investigative body, chief of body of inquiry, statement and message on incidents.

Odintsov V.N., candidate jurid. Sciences, assistant professor of management authorities investigate crimes of the Academy of the Interior Ministry of Russia, a police colonel. (Russia. Moscow)

УДК 343.3.7

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО В БОРЬБЕ

С КОРРУПЦИЕЙ

О.В. Полываная, Д.А. Литвин-Жиркова

Рассмотрена аудиторская деятельность, представляющая собой современную форму финансового контроля, влияющую на проведение в Российской Федерации сбалансированной антикоррупционной политики.

Ключевые слова: аудит, контроль, борьба с коррупцией.

Все большее количество государств озабочены ростом коррумпированности своих государственных служащих и выходом этого явления на международный уровень. В России коррупция стала одним из основных препятствий к выходу нашей страны из системного российского кризиса. Рассматривая влияние коррупции на состояние государства и его экономики, следует более детально остановиться на государственном финансовом контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.