Научная статья на тему 'Процессуальное положение и полномочия дознавателя, начальника подразделения дознания в уголовно-процессуальном законодательстве России'

Процессуальное положение и полномочия дознавателя, начальника подразделения дознания в уголовно-процессуальном законодательстве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5976
1205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЗНАВАТЕЛЬ / НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ / НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ / INVESTIGATOR / HEAD OF DEPARTMENT OF INQUIRY / CHIEF OF THE INQUIRY BODY / CRIMINAL PROCEDURE LAW / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наметкин Денис Валерьевич, Серкова Татьяна Валентиновна

В статье авторами рассматриваются проблемные моменты практической деятельности, возникающие при формулировании компетенции дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству России. С учетом изложенного в статье делается вывод о необходимости внесения уточнений и дополнений в статьи 401, 41 УПК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remedial position and authority the investigator, the head of department of inquiry in the criminal procedure legislation in Russia

In the article the authors considered problematic aspects of practical work caused by the formation of the competence of the investigator, the head of department of inquiry, the chief of the inquiry body of in accordance with the current criminal procedural legislation of Russia. Considering the foregoing the article concludes on the need of revisions and additions to art. 401, 41 of Criminal procedure code of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Процессуальное положение и полномочия дознавателя, начальника подразделения дознания в уголовно-процессуальном законодательстве России»

УДК 343.136

Наметкин Денис Валерьевич Nametkin Denis Valerievich

кандидат юридических наук, начальник адъюнктуры

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), head of postgraduate

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: nametkindv@mail.ru

Серкова Татьяна Валентиновна Serkova Tatiana Valentinovna

преподаватель кафедры предварительного расследования

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

lecturer of the department of preliminary investigation

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: ta.va.sa@mail.ru

Процессуальное положение и полномочия дознавателя,

начальника подразделения дознания в уголовно-процессуальном законодательстве России

Remedial position and authority the investigator, the head of department of inquiry in the criminal procedure legislation in Russia

В статье авторами рассматриваются проблемные In the article the authors considered problematic as-

моменты практической деятельности, возникающие pects of practical work caused by the formation of the

при формулировании компетенции дознавателя, на- competence of the investigator, the head of department

чальника подразделения дознания, начальника орга- of inquiry, the chief of the inquiry body of in accordance

на дознания согласно действующему уголовно-про- with the current criminal procedural legislation of Russia.

цессуальному законодательству России. С учетом Considering the foregoing the article concludes on the

изложенного в статье делается вывод о необходимо- need of revisions and additions to art. 401, 41 of Criminal

сти внесения уточнений и дополнений в статьи 401, procedure code of Russian Federation. 41 УПК РФ.

Ключевые слова: дознаватель, начальник подраз- Keywords: investigator, head of department of in-

деления дознания, начальник органа дознания, уголов- quiry, chief of the inquiry body, criminal procedure law,

но-процессуальное законодательство, полномочия. authorities.

Дознаватель — должностное лицо органа ных подразделениях дознания, деятельность их

дознания, правомочное либо уполномоченное регулируется приказом МВД России от 21 ноя-

начальником органа дознания осуществлять бря 2012 года № 1051 «Вопросы организации

предварительное расследование в форме до- деятельности подразделений дознания (орга-

знания, а также иные полномочия, предусмо- низации дознания) территориальных органов

тренные действующим уголовно-процессуаль- Министерства внутренних дел Российской Фе-

ным законодательством [1]. дерации»;

Дознавателями являются: 2) аттестованные сотрудники органа до-

1) лица, назначенные на данную должность знания (к таковым относятся участковые упол-

и проходящие свою службу в специализирован- номоченные [2], оперуполномоченные и др.),

которым начальник органа дознания (его заместитель) делегировал полномочия по производству предварительной проверки по материалу в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, в исключительных случаях возбуждать и проводить дознание по уголовным делам, предварительное расследование по которым необязательно, выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно. Однако необходимо помнить, что в случае проведения лицом оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу дознание по нему он уже проводить не имеет права.

Мы видим, что существуют два вида дознавателей в органах внутренних дел. Они обладают разным правовым статусом. У первого уголовно-процессуальные полномочия гораздо шире: он выполняет без ограничений почти все процессуальные действия, возложенные на него законом, часть из них проводит самостоятельно, руководствуясь своим внутренним убеждением. Второй вид имеет более узкие процессуальные права в виде проведения определенного круга оперативно-разыскных, следственных и иных процессуальных действий, которые он вправе производить лишь с разрешения должностного лица — начальника органа дознания.

Полномочия дознавателя раскрывает статья 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ): самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения. Исключение составляют следственные действия, требующие согласия начальника органа дознания, прокурора либо предполагающие судебное решение.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 53-ФЗ введен пункт в указанную статью, дающий право дознавателю давать органу дознания в случаях и в порядке, установленном УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий (см. п. 11 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

В данном пункте имеется пара не совсем точных формулировок, которые в практической деятельности создают трудности при их применении.

В первую очередь рассмотрим дачу письменного поручения о проведении оператив-

но-разыскных мероприятий. Кроме названной статьи, речь о поручении ведется в части 1 статьи 152 УПК РФ. В этой статье закреплено право дознавателя на дачу поручения другому дознавателю или органу дознания в случае необходимости проведения следственных или разыскных действий в другом месте. Эти статьи не взаимоисключающие, но они и не дублируют друг друга. Производство разыскных действий и проведение оперативно-разыскных мероприятий не одно и то же.

Понятие разыскных действий (мер) разъясняется в пункте 38 статьи 5 УПК РФ — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Понятие оперативно-разыскных мероприятий УПК РФ не формулирует. Имеется их перечень в статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»:

— опрос;

— наведение справок;

— сбор образцов для сравнительного исследования;

— проверочная закупка;

— исследование предметов и документов;

— наблюдение;

— отождествление личности;

— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— снятие информации с технических каналов связи;

— оперативное внедрение;

— контролируемая поставка;

— оперативный эксперимент.

Мы наглядно видим, что понятие «разыскные действия» шире понятия «оперативно-разыскные мероприятия». Получается, что согласно пункту 11 части 3 статьи 41 УПК РФ дознаватель письменно может дать поручение только о проведении оперативно-разыскных мероприятий (закрытый перечень которых мы видим выше) в орган дознания, находящийся в органе внутренних дел, где дознаватель проходит службу.

Следующее, что требует законодательного разъяснения, — это письменное поручение об исполнении постановления о задержании. Что это за постановление? Ведь согласно статьям 91, 92 УПК РФ основанием задержания

отраспЕВЫЕ проблемы юридической науки и практики

лица является оформленный надлежащим образом протокол задержания подозреваемого, а не постановление. Судом выносится по мотивированному ходатайству дознавателя постановление об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу как очно, так и заочно. В случае если подозреваемое в совершении преступления лицо задерживается, то органу дознания поручается именуемое в пункте 11 части 3 статьи 41 УПК РФ исполнение постановления о заключении под стражу, а не исполнение постановления о задержании.

В УПК РФ есть указания на иные виды процессуальных действий, например, исполнение судебного решения о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар. Это самостоятельные виды уголовно-процессуальной деятельности, ограничивающие свободу перемещения лица, не имеющие ничего общего с задержанием лица по подозрению в совершении преступления в порядке статей 91 и 92 УПК РФ. Для поимки и доставления лица в медицинский или психиатрический стационар выносить постановление о задержании не требуется.

Таким образом, в УПК РФ отсутствует правовая основа производства задержания по постановлению дознавателя, в связи с чем ставится под сомнение законность дачи такого поручения дознавателем для исполнения органом дознания, а следовательно, само задержание, личный обыск, который в случае необходимости может быть произведен в порядке статьи 93 УПК РФ. Объекты, изъятые в ходе такого обыска, могут быть признаны не имеющими юридической силы, так как они были получены с нарушением требований УПК РФ.

Кроме того, пункт 11 части 3 статьи 41 УПК РФ предусматривает дачу письменного поручения дознавателем органу дознания на проведение отдельных следственных действий, о приводе, о производстве иных процессуальных действий. Если первые два правовые понятия не нуждаются в разъяснениях и трудностей в применении не вызывают, то последнее можно разъяснить.

Иные процессуальные действия — это предусмотренные УПК РФ любые процессуальные действия, которые сам дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, произвести не может в силу каких-либо объективных причин. В целях экономии времени, недопущения волокиты при расследовании уголовного дела дознаватель может не ездить в командировку, а дать письменное поручение

органу дознания другой местности, например, объявить лицу постановление о признании его потерпевшим, разъяснить права, обязанности и ответственность потерпевшего, ознакомить потерпевшего с результатами судебной экспертизы и т. п.

Исключена отдача поручения дознавателем органу дознания и иному дознавателю о предъявлении обвинения, вынесении любых постановлений, например, признании потерпевшим, об обыске и т. д. Все эти следственные действия выполняет сам дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело.

Возвращаясь к разговору о полномочиях дознавателя самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения , важно отметить, что дознаватель не настолько «самостоятелен» в своих процессуальных решениях.

Если следователь согласно пункту 3 части 2 статьи 38 УПК РФ правомочен самостоятельно направлять ход расследования, то процессуальные полномочия дознавателя в решении этого вопроса ограничены, он этого делать самостоятельно не может. В настоящее время УПК РФ не дает такого права дознавателю.

В соответствии с пунктом 10 приказа Генпрокуратуры РФ от 6 сентября 2007 года № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и на основании пункта 4 части 2 статьи 37 УПК РФ прокурор в пределах имеющихся у него полномочий, в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления дает письменные указания дознавателям о ходе расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

Также и начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения (см. п. 2 ч. 3 ст. 401 УПК РФ).

Действующий УПК РФ не дает нам четкого ответа на вопрос, что делать дознавателю в случаях, если эти указания будут диаметрально противоположны. Таким образом, мы наглядно видим весьма ограниченную процессуальную самостоятельность дознавателя как субъекта обязанности доказывания при производстве предварительного расследования.

Указания начальника подразделения дознания или прокурора дознавателем могут быть обжалованы начальнику органа дознания или вышестоящему прокурору соответственно, однако это обжалование не приостанавливает их исполнения (см. ч. 4 ст. 401 и ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Необходимо обратить внимание на такой момент, что, во-первых, имеет право обжаловать указания прокурора только дознаватель, во-вторых, даже не все принимаемые прокурором решения. Порядок рассмотрения жалобы дознавателя прокурором указан в статье 124 УПК РФ. Процедура рассмотрения жалобы начальником органа дознания в законе не регламентирована.

Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ из УПК РФ исключен процессуальный институт согласия прокурора на возбуждение дознавателем уголовного дела. В настоящее время такое согласие не требуется, за исключением случаев, непосредственно указанных в части 4 статьи 20 УПК РФ (по делам частного и частно-публичного обвинения).

Мы рассмотрим случай, когда дознаватель, проведя проверку по материалу, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела и выносит мотивированное постановление, которое вместе с материалами проверки направляет прокурору для рассмотрения вопроса о законности и обоснованности принятого решения. С принятым дознавателем решением соглашается и начальник подразделения дознания, и начальник органа дознания.

Прокурор, ознакомившись с материалом проверки, решает, что оснований для возбуждения уголовного дела достаточно. Им выносится постановление об отмене постановления, вынесенного дознавателем, об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконного и необоснованного и с письменным указанием о возбуждении уголовного дела материал проверки возвращается в подразделение дознания. Как нами отмечено выше, указания прокурора являются обязательными к исполнению для органа дознания и, в частности, для дознавателя. Указания прокурора дознавателю возможно обжаловать, но не приостанавливая их исполнения. В данном случае дознаватель выносит постановление о возбуждении уголовного дела, хотя он и не согласен с мнением прокурора о достаточности доказательственной базы для его возбуждения по признакам состава преступления, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса РФ. Пока вышестоящий прокурор разрешает жалобу дознавателя на указания прокурора о возбуждении уголовного дела, уголовное дело

оказывается уже возбужденным и принятым к производству, по нему начинают производиться следственные действия.

Кроме того, Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 380-ФЗ частично решен вопрос обжалования решений, вынесенных прокурором, таких как о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.

До законодательного закрепления дознавателям подразделений дознания приходилось изыскивать различные не запрещенные законом способы, чтобы выйти из существующего положения. Например, направлять материалы уголовного дела вместе с постановлением прокурора с сопроводительным письмом вышестоящему прокурору с просьбой оценить законность и обоснованность принятого нижестоящим прокурором решения.

Рассмотрим в качестве примера: 17 мая 2010 года начальником отдела УОД УВД по ЯО С.Л.В. вынесено постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству по части 1 статьи 180 УК РФ в отношении К.Т.М. 18 мая 2010 года заместителем прокурора Красноперекопского района г. Ярославля советником юстиции В.А.В. вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и о принятии его к производству в связи с тем, что не нашел своего подтверждения факт неоднократного незаконного использования товарного знака. 27 мая 2010 года заместителем прокурора г. Ярославля советником юстиции М.Е.А. рассмотрен материал проверки, сопроводительное письмо начальника отдела УОД УВД и постановление заместителя прокурора Красноперекопского района советника юстиции В.А.В. от 18 мая 2010 года отменено как необоснованное и незаконное и материал направлен в УОД УВД для возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 180 УК РФ.

Таким образом, законодателем сделаны «первые шаги» в части обеспечения права дознавателя отстаивать процессуальные решения по уголовному делу, принятые в ходе досудебного производства. Однако осталось не закрепленным в действующем УПК РФ право дознавателя на обжалование постановления прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

А также УПК РФ не предусмотрена вообще возможность обжалования решений прокурора

в полномочиях начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, несмотря на то, что Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 440-ФЗ введена в УПК РФ статья 402, законодательно закрепляющая полномочия начальника органа дознания.

Полномочия начальника подразделения дознания явно требуют своего расширения не только в части вышеуказанных обжалований решений прокурора, но и во внесении корректив в пункт 3 части 1 статьи 401 УПК РФ, где указано, что начальник подразделения дознания может отменить необоснованное постановление дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу.

Таким образом, получается, что в случае отпадения оснований приостановления (например, лицо, находящееся в розыске, обнаруживается, либо подозреваемый (обвиняемый) выздоравливает) уголовных дел, приостановленных производством по пункту 2 части 1 статьи 208 УПК РФ (за розыском подозреваемого) или пункту 4 части 1 статьи 208 УПК РФ (в связи с болезнью подозреваемого), при наличии к тому подтвержденных, документально обоснованных, законных причин, начальник подразделения дознания не имеет права от своего имени вынести постановление об отмене постановления о приостановлении дознания по уголовному делу, в отличие от руководителя следственного органа (см. ч. 2 ст. 211 УПК РФ). В данном случае необходимо обращаться дознавателю к прокурору.

С учетом изложенного в статье считаем необходимым выступить с инициативой о внесении уточнений и дополнений в статьи 401, 41 УПК РФ.

В полномочия дознавателя (ст. 41 УПК РФ) добавить: самостоятельно направлять ход расследования по уголовному делу, обжаловать с согласия начальника органа дознания решения прокурора об отмене постановления об отказе

в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела.

Внести уточнения в пункт 11 части 3 статьи 41 УПК РФ: давать письменные поручения органу дознания и дознавателю о производстве следственных и разыскных мероприятий, в том числе в другой местности. Исключить из данного пункта указанной статьи: давать поручения об исполнении постановлений о задержании.

Полномочия начальника подразделения дознания (ст. 401 УПК РФ) также стоит расширить и внести пункты о возможности:

— обжалования указаний и любых решений прокурора по уголовным делам, находящимся в его непосредственном производстве, так же как и по уголовным делам, имеющимся в производстве дознавателей;

— отмены не только необоснованных постановлений дознавателей о приостановлении производства дознания по уголовным делам, а вообще любых постановлений о приостановлении дознания, если имеются на то основания к отмене.

Примечания

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от

30 декабря 2015 г) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.01.2016).

2. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от

31 декабря 2012 г. № 1166 (п. 75.3) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.01.2016).

Notes

1. The Criminal procedure code of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FZ (ed. by 12.30.2015) // ATP «ConsultantPlus» (date of access: 25.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The organization of the activities of the district police: order of the Ministry of internal affairs of Russia from 31.12.2012 № 1166 (p. 75.3) // ATP «ConsultantPlus» (date of access: 25.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.