Научная статья на тему 'Радикальное повышение инновационной активности — важный фактор выхода из мирового кризиса'

Радикальное повышение инновационной активности — важный фактор выхода из мирового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Давид Кириллович

Решающим условием выхода из Глобально финансового кризиса является реструктуризация экономики, радикальное развитие инновации и снижения зависимости России от экспорта сырья. В статье исследуются факторы влияющие на развитие инновации и экономический механизм управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RADICAL INCREASE IN THE INNOVATION ACTIVITY — IMPORTANT FACTOR OF OUTPUT FROM THE WORLD CRISIS

The decisive yield condition from the globally financial crisis are the restructuring of the economy, the radical development of innovation and reduction in the dependence of Russia on the export of raw material. In the article are investigated the factors the influencing development innovations and the economic mechanism of control.

Текст научной работы на тему «Радикальное повышение инновационной активности — важный фактор выхода из мирового кризиса»

III. ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

УДК 338.4

Д.К. Шевченко 1

Радикальное повышение инновационной активности — важный фактор выхода

из мирового кризиса

Решающим условием выхода из Глобально финансового кризиса является реструктуризация экономики, радикальное развитие инновации и снижения зависимости России от экспорта сырья. В статье исследуются факторы влияющие на развитие инновации и экономический механизм управления.

Мировой финансовый кризис вскрыл серьезные финансовые и экономические проблемы в развитии экономики и управление производством в России, повлекшие за собой спад темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности российской экономики и эффективность использования ресурсов. Это в значительной степени обусловило кризис и в инновационной деятельности и в инвестировании развития науки и техники.

Разразившийся мировой финансовый кризис обусловлен не только недостатком в развитии финансового сектора и банковской системы, но и ряда проблем в развитии экономики и государственного управления, которые вызвали во всех странах мира падение темпов роста объемов производства, рост безработицы и другие проблемы, которые в различных странах мира проявляются по-разному.

В России кризис имеет свои особенности и проблемы проявления его, хотя в ряде случаев они имеют общие черты для всех стран мира. Для России главными проблемами в развитии экономики являются: низкая конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынке, что обусловило развитие сырьевой направленности в огромных размерах (до 85-90%) и соответственно снижение производства и экспорта готовой продукции. Это привело к большим объемам импорта из-за рубежа промышленных и продовольственных товаров, которые в основном заполнили российский рынок и вытеснили товары отечественных производителей более качественными и дешевыми товарами. В результате этого отечественное производство конкурентоспособных товаров снизилось, а ряд предприятий до минимума снизили объем производства или разорились.

В этой связи российская экономика попала в зависимость от экспорта природных ресурсов и импорта в Россию продовольственных и промышленных товаров обусловивших снижение внутреннего спроса на них. Это породило ряд проблем в российской экономике.

Первая проблема состоит в том, что в России значительно устарело технологическое оборудование и применяемые технологии. Сроки службы их колеблются в пределах 25-40

1 Шевченко Давид Кириллович, заслуженный работник высшей школы РФ, д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономика производства» ДВГРТУ

лет и более и требуют коренной реконструкции. Поэтому производимая продукция имеет низкое качество и большие отходы сырья, материалов; простои оборудования, брак в работе и другие потери в производстве и реализации продукции, делающие ее более дорогой и неконкурентоспособной. Все это связанно и зависит от инновации и снижении ее активности в последующие 15 лет.

Вторая проблема - низкая конкурентоспособность продукции и услуг снижающих как внутренний спрос так и зарубежный, не считая военной продукции оборотность комплекса страны, которые еще пользуются спросом на мировом рынке.

Третья проблема - не эффективное развитие финансового сектора и банков, которые работают недостаточно эффективно и не обеспечивают надежного (не дорогого) кредитования (под низкие проценты) как это делается за рубежом. Высокие процентные ставки кредитов не доступны предприятиям малого бизнеса, да и крупных предприятий и сдерживают их развитие. В Китае долгосрочные кредиты выдаются предприятиям под 3-5% годовых. Хотя правительство и выдало банкам кредиты под щадящие проценты, но кредитовать предприятия они не особо спешат, ссылаясь на пресноватые не возвраты кредитов.

С целью более полного представления экономической сущности инновации и ее роли в совершенствовании эффективности производства, рассмотрим основные направления ее формирования с учетом факторов и условий развития производства.

На Российских предприятиях инновационная деятельность практически сведена к нулю. До перехода экономики России к рыночной экономике инновационная деятельность на предприятиях велась достаточно активно по двум направлениям: силами привлеченных научно-исследовательских организаций за счет централизованных капиталовложений и силами самих предприятий конструкторских, технических, технологических, экономических отделов, служб, лабораторий, которые были в штатах предприятия.

Крупные предприятия имели также отделы, бюро, службы новой техники или механизации и автоматизации производственных процессов. С переходом к рыночной экономике и обвалом российской экономики были соответственно сокращены штаты управленческого персонала и штатные службы по новой технике и инновации. Поэтому практически до нуля сокращена инновационная деятельность. А ведь от инновации напрямую зависит рост производительности труда, качества и конкурентоспособность предприятий, экономия сырья, материалов и рост прибыльности фирмы.

В условиях обострившейся конкуренции и появление на рынке новых, высококачественных и дешевых импортных товаров вытесняется с рынка российские более дорогие и менее конкурентные товары. Это наносит ущерб российским товаропроизводителям снижая внутренний спрос и продовольственную безопасность страны, регионов.

В этой связи необходимо реанимировать инновационную деятельность в России, обеспечить производство качественных, конкурентоспособных товаров российского производства.

Для выхода из создавшегося мирового финансового кризиса Правительством России разработана Программа антикризисных мер на 2009 год [5], в которой предлагается решить ряд первоочередных мер по коренной модернизации экономики и перестройке хозяйственного механизма управления производственной, социальной, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности.

В разделе 2 Программы антикризисных мер особо отмечено, что в качестве приоритетного направления считать радикальное развитие и ускорение инновационной деятельности как главного фактора и непременного условия повышения конкурентоспособности продукции, подъема экономики и развитие внешнеторговых отношений. С инновацией и конкурентоспособностью продукции в программе так же связывают обеспечение роста, внутреннего спроса и значительного снижения зависимости России от экспорта сырьевых материалов и импорта потребительских товаров.

Инновация и вся инновационная деятельность является многоплановой проблемой охватывающей многие организационные, технические, экономические, социальные, маркетинговые и другие факторы и условия развития производства и требует серьезного учета их влияния на результаты производства и управление им.

К числу текущих проблем правительственной программы выхода из кризиса до 2012 г., относятся модернизация всей экономики, включая реконструкцию, модернизацию, реструктуризацию предприятия на базе инновации и реинженеринга. Значительное место в этой программе уделяется экономическому стимулированию энерго- и ресурсосбережения, снижению издержек и повышению эффективности всех секторов экономики. Решение всех этих проблем предлагается решать на основе применения новейших достижений науки и техники и активизации инновационной деятельности на предприятиях.

Инновация осуществляется в процессе инновационной деятельности (ИД) как процесс планирования, организации и внедрения новшеств. В отличии от ИД инновационный процесс (ИП) представляет собой освоение новых или усовершенствование существующих видов продукции, способов производства, технологии, организации и управления хозяйственной деятельностью и является частью инновационной деятельностью. Поэтому в процессе анализа проблем снижения инновационной активности и причин, их порождающих, необходимо четко разграничивать ИД от инновационных процессов создания новшеств и их освоения.

При анализе факторов влияющих на развитие инновации, последнее необходимо подразделять на следующие виды:

- продуктовые (новые или улучшенные виды продукции);

- технологические (новые или улучшенные технологии);

- процессные (новые или улучшенные производственные, трудовые, маркетинговые процессы);

- управленческие (новые или улучшенные системы, методы, структуры, механизмы управления);

Все эти виды инновации требуют реализации для решения указанных проблем выхода из кризиса.

Инновация и инновационные процессы представляют собой многофакторные взаимосвязанные и взаимозависимые категории, которые с одной стороны оказывают влияние на различные виды хозяйственной деятельности предприятия. С другой стороны они сами зависят от ряда факторов и условий производства, которые сдерживают или способствуют развитию инновации.

На рисунке 1 приведена схема взаимодействия факторов влияния на развитие инновационной деятельности. Из рисунка 1 видно, что инновация в первую очередь влияет на качество изготовления или реализации продукции за счет обновления или улучшения ее потребительских свойств, дизайна и т.п. Она также влияет на снижение издержек производства, повышение производительности труда и в целом на повышение конкурентоспособности внутреннего спроса и прибыльности предприятия. Большую роль играет инновация на внедрение безотходных, ресурсосберегающих технологий, снижающих отходы сырья, материалов.

Инновация способствует обновлению парка оборудования, оснастке и различных технологических приспособлений и т.п. Тем самым обеспечивая повышение технического уровня производства и выпускаемой продукции. Инновация на прямую связана с ре-инженерингом бизнес-процессов, организацией и управлением производства и если необходимо - улучшить технико-экономические характеристики выпускаемой продукции, повышение объемов производства и прибыли.

Реинженеринг получил широкое применение на зарубежных и отечественных предприятиях, когда требуется коренная реструктуризация, предприятия, перестройка организационных, производственных структур, систем и экономических механизмов управления производством.

Инновация влияет на конъюнктуру рынка, выпуск обновленной, высококонкурентоспособной продукции обуславливающей повышение спроса на нее и сбыта, которая в свою очередь сама оказывает влияние на конкурентоспособность продукции и вытеснение устарелой, пользующейся пониженным спросом и требующая обновлений или модификации на основе инновации. Инновация и инновационная деятельность в свою очередь зависят от ряда факторов и видов деятельности предприятия (фирмы). Основ-

ными решающими факторами, от которых зависит развитие инновации и инновационной деятельности являются инвестиции в инновацию.

Рис. 1. Схема взаимосвязей инновации с факторами и условиями производства

За последние 15 лет они снижены до 2-4% от потребности в них. В результате, начиная с 1994 года инновационная деятельность на предприятии практически прекращена или сведена к минимуму и выполняется выборочным путем от случая к случаю, когда появляется новые виды оборудования и незначительные инвестиции.

В большей степени развитие инноваций на прямую зависит от наличия высококвалифицированных научных и инженерных кадров, так как кадры решают все. В Японии подготовка и переподготовка кадров осуществляется по принципу «нужны кадры только наивысшей квалификации». И продукцию в Японии выпускают только наилучшего качества и с достаточно низкими ценами. Поэтому они завоевали мировые рынки.

Информация это основной управленческий ресурс управления инновацией, без которого невозможно обойтись при разработке новой продукции, технологии или системы управления, где нужно использовать информацию о новейших достижениях науки, техники, передового производственного опыта новаторов труда и управления, которые бы пользовались спросом и отвечали новейшим достижениям науки и техники и передового опыта новаторов труда. Во времена плановой системы ведения хозяйства одним из направлений развития инновации считалось изучение и распространение передового опыта труда и управления передовых предприятий страны и зарубежных фирм. Это не дорого стоило и не требовало значительных материальных затрат и времени. Такой опыт необходимо взять на вооружение нашим инноваторам.

С целью улучшения разработки и освоения любого новшества необходим благоприятный инновационный климат, то есть такая деловая благоприятная обстановка на предприятиями и за ее пределами, при которой весь персонал участвующий и не участвующий в создании новшеств, прониклись бы духом новшества, верой в него, участием в его осуществлении и всячески способствовали бы реализации новшеств. Здесь необходимо четкое информирование коллектива предприятия о роли и пользе данного новшества для всего завода и каждого члена коллектива.

Инновационный климат - это совокупность благоприятных условий инновационнонаправленных отношений, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности на предприятиях. Он подразделяется на внешний и внутренний. К внешнему относятся отношения с государственными, отраслевыми, региональными, финансовыми органами, НИИ, ВУЗами, предприятиями, заинтересованными в инновационном прогрессе.

Внутренний инвестиционный климат необходим для создания на предприятии деловых доброжелательных отношений, способствующих развитию инновационной деятельности и всеобщего взаимопонимания. Он необходим для наращивания инновационного потенциала предприятия (развития кадрового, научно-технического, ресурсного и др.). Поэтому ИК необходимо создавать, укреплять и наращивать.

Маркетинговая инновация напрямую влияет на конкурентоспособность продукции, так как они являются следствием продуктовых инноваций ориентированных на рынок, чем обусловливается взаимосвязь и зависимость конкурентоспособности продукции от инновации. Поэтому чем выше конкурентность, тем интенсивнее развивается инновация, тем глубже изучается рыночная конъюнктура, тем выше конкурентоспособность будет обеспечена в процессе инновации.

Здесь тесно прослеживается в инновационном цикле связь маркетинга с инновацией. Поэтому маркетинговые инновации следует изучать на стадии инновационного цикла: наука - техника - производство - потребление, с учетом стратегии маркетинга на всех стадиях жизненного цикла товара.

С маркетинговыми инновациями связана инновационная стратегия включающая стратегию технического лидерства, маркетинговую, инновационную, инвестиционную, кадровую, конкурентную. Стратегия технического лидерства направлена на разработку новых технологических идей, организации НИОКР, освоение и выпуск новых образцов продукции, реализацию маркетинговых и инновационных программ ориентированных на рынок, закрепления на нем - расширение рынков сбыта и т.п.

Конкурентная стратегия в основном направлена на мониторинг конъюнктуры рынка, поведением конкурентов, рыночное давление на низкоконкурентные, малорентабельные виды товара, повышение конкурентоспособности продукции и т.п.

Инновативность предприятия это важнейшее конкурентное преимущество в реализации потенциала предприятия в области управления инновационной деятельностью, под которым понимается способность экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия четко отслеживать и реагировать на все возможные даже незначительные изменения конъюнктуры рынка (спроса, цены), конкурентоспособность предприятия и т.п. путем выпуска новой и усовершенствования старой продукции, спрос на которую снизился; внедрение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий и сбыта продукции; усовершенствование систем, методов управления, применения новейших маркетинговых стратегий.

По поводу инновативности [3] было сказано, что инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность мощным конкурентным преимуществом предприятия. Однако ее (инновативность) можно рассматривать не только как мощное конкурентное преимущество, а также следует считать как функцию управления инновационной деятельности в составе экономического механизма управления инновационной деятельностью.

Инновативность должна обеспечить систематический мониторинг изменений конъюнктуры рынка (конкурентоспособности продукции, ценах, спросе и т.д.) для оценки их влияния на спрос и их соответствия потенциалу предприятия (кадровому, научнотехническому, экономическому, лабораторно-экспериментальному) и приведение конъюнктуры рынка в соответствие с инновационным потенциалом предприятия.

С помощью мониторинга рынка и оперативной информации об изменениях на нем, инновативность обеспечивает способность реагировать на эти изменения путем перестройки производства на выпуск новой, конкурентоспособной продукции, технологий и управления производством.

Отдельные предприятия обладают достаточным производственным, научнотехническим и кадровым потенциалами, но имеют низкую инновативность, не способны выявлять и быстро реагировать на все даже незначительные изменения конъюнктуры рынка. Она рассматривается как неотъемлемая активная часть экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.

Для повышения инновационной активности следует постоянно повышать иннова-тивность, научно-технический, информационный, кадровый потенциал предприятия и

совершенствовать методы управления ими. Поэтому следует перестроить систему управления и создать новый или усовершенствовать действующий организационноэкономический механизм управления инновацией ОЭМУИД, который нацелить на повышение инновативности, а также конкурентоспособности продукции и прибыльности предприятия. Этот экономический механизм управления должен отвечать следующим принципам:

1) Оперативно реагировать на все изменения конъюнктуры рынка, поведение конкурентов, конкурентоспособность продукции и принимать меры по повышению конкурентоспособности продукции, выпуск новой, высококонкурентоспособной, внедрение прогрессивных технологий, организации и управления инновационной деятельностью и сбытом продукции.

2) Обеспечить орган управления инновационной деятельностью своевременной, оперативной, достоверной информацией.

3) Обладать необходимыми управленческими ресурсами (инвестициями, информацией, квалифицированными инженерами, научными кадрами, современным экспериментальным оборудованием и т.п.).

4) Иметь достаточно полномочий для привлечения к инновационной деятельности все научно-технические, производственные, экономические и другие подразделения предприятия (фирмы), а также заключать хозяйственные договоры с внешними научноисследовательскими, проектно-конструкторскими и другими организациями. Это обусловлено многогранной и многопрофильной работой предприятия по инновации.

5) Обладать достаточным инновационным потенциалом и инновативностью, и эффективно его использовать с минимальным привлечением инновационных ресурсов.

6) Быть эффективным, саморегулирующимся, дешевым в создании и эксплуатации экономическим механизмом.

7) Систематически реагировать на все новшества в отрасли, новейшие достижения науки, техники, передового опыта передовых предприятий и новаторов труда и эффективно их применять в работе.

На основе этих принципов можно проектировать комплексную систему управления и ее организационно-экономический механизм управления. На рисунке 2 приведена модель этого механизма.

По своему содержанию ОЭМУИД представляет собой генезис отношений, стержень системы управления и является средством приведения системы в действие и обеспечив эффективное функционирование ее.

Основу ОЭМУИД составляет орган управления, субъект управления системой, который практически управляет системой и при этом руководствуется планом ИД, принципами управления, методами экономическими, административными, правовыми актами. Орган управления через свой аппарат организовывает, направляет, контролирует и регулирует весь процесс инновационной деятельности, при отступлении от требований нормативно-технической документации, брака в работе и других негативных явлений. Он призван вмешиваться в процесс управления, принимать определенные решения и осуществлять регулирование инновационного процесса, широко опираясь на инноватив-ность и управленческие ресурсы предприятия. В качестве конечных результатов ИД здесь выступает инновационный продукт, его коммерциализация и прибыльность предприятия (фирмы).

Приведенная схема системы управления экономического механизма управления отвечает требованиям системного подхода, так как в ее составе предоставлены все основные элементы присущие кибернетической системе по вертикале: субъект и объект управления связанные между собой прямой и обратной связью; имеют цель и целевую стратегию развития ИД; и ориентированные на конечные результаты. По горизонтали система базируется на принципах системного подхода, то есть состоит из основных кибернетических этапов системы: планирование деятельности системы, контроль, учет, анализ и регулирование ИД.

В качестве субъекта управления системой выступает экономический механизм управления ИД способен разрабатывать стратегию управления, принимать решения, планировать развитие ИД, осуществлять контроль, учет и регулирование ИД.

Рис. 2. - Модель организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в системе управления ИД

В качестве объекта управления выступают процессы ИД; цеха, лаборатории, способные исполнять цели, стратегии и решения органа управления системой и по каналам обратной связи информировать орган управления о ходе выполнения плана, стратегии предприятия и возможных отклонениях от плана, а также устанавливать причины этих отклонений и регулировать их.

Предложенный экономический механизм управления инновационной деятельностью вполне дееспособен и может эффективно воздействовать на все экономические, производственные, технические, маркетинговые процессы и соответствующие факторы, влияющие на активизацию инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности продукции.

Следует отметить больший потенциал развития инновации в увеличении внутреннего спроса, который кроется в первую очередь в конверсии предприятий оборотного комплекса Приморского края, потенциал которых используется крайне низко в среднем (на 30-50%).

Эти предприятия располагают высокими потенциальными возможностями в области производства товаров народного потребления на своих резервных (неиспользованных) производственных мощностях. Эти предприятия оснащены лучше «гражданских» и имеют более новые оборудование, оснастку, приборы и т.д.

Эти предприятия владеют прогрессивными методами организации и управления производства, а так же ресурсосберегающими технологиями и инженерными рабочими кадрами, которые способны обеспечить трансформацию военных наукоемких техноло-

гий в гражданский сектор экономики и выпускать продукцию гражданского назначения с достаточно высокой конкурентоспособностью. В доперестройческий период (до 1992 г.) предприятия промышленного комплекса выпускали по планам «ширпотреба»: товары неродного потребления (мебель, радио, электротовары, посуду и т.п.)

Таких предприятий в Приморском крае предостаточно, их можно дозагрузить производством товаров для народа, тем самым увеличив внутренний спрос, и создать дополнительные рабочие места на основе углубления инновации. Внутренний спрос в Приморском крае можно с успехом расширить и углубить на предприятиях судоремонта, машиностроения, обувной, химической и легкой промышленности, которая практически стоит не загруженная работой.

Эти предприятия: необходимо переориентировать на производство товаров для народа, которые до перестройки успешно работали. Но здесь нужны финансы, которые должно выделить правительство для российской экономики.

Если для углубления инновационной деятельности программой преодоления кризиса предусмотрено создать целевые инвестиционные фонды, то для увеличения внутреннего спроса нужны инвестиции из государственного, страхового, резервного и других фондов, а также инвестиции от субъектов федерации, краев, областей и т.п. Для выхода Приморского края из кризиса и развития инновации необходимо разработать соответствующую программу на 2009-2012 гг. с привлечением квалифицированных специалистов НИИ, ВУЗов, работников предприятий и администрации Приморского края и изучить на каждом предприятии, что оно может и должно производить для внутреннего спроса, что им нужно (деньги, материалы и другие ресурсы).

Председатель Российского правительства В.В. Путин в своем выступлении в июне 2009 г. объявил более конкретные меры по предоставлению финансовой помощи конкретным предприятиям и отдельным лицам, которые наметили конкретные программы выхода из кризиса и документально подтверждают реальность мер выхода из кризиса.

Однако может случиться как всегда: кто ближе к правительству и Москве, тот получает максимальную государственную помощь, а кто подальше, например, на Дальнем Востоке и, конкретно, в Приморском крае, тому не хватит ресурсов, и им эти ресурсы распределяют по остаточному принципу. В этой связи необходимо госпомощь распределить по регионам - субъектам федерации, и не поровну, а в зависимости от реальных возможностей и готовых антикризисных программ по каждому отдельному предприятию. Здесь администрации Приморского края необходимо срочно выявить предприятия, в первую очередь нуждающихся в инвестициях для освоения выпуска продукции для внутреннего спроса на основе инновации или изучении и использовании передового опыта выпуска таких товаров передовыми предприятиями России, Китая и т.п.

При этом необходима оценка предлагаемых мер по выходу из кризиса, их эффективность, реальность внедрения, а также и количество новых рабочих мест, которые будут созданы в результате этих мер или не допустят сокращения рабочих на предприятиях находящихся в кризисном или предкризисном состоянии.

Однако главным направлением в обеспечении внутреннего спроса и одновременно создания новых рабочих мест является восстановление в крае предприятий легкой, деревообрабатывающей, мебельной, судоремонтной, местной промышленности и других, которые закрыты, находятся в кризисном состоянии или перепрофилированы на производство не профильной продукции.

Таким образом, основные - ключевые проблемы выхода Экономики России из финансового кризиса - могут одновременно решаться за счет углубления инновации и повышения на этой основе конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынке, в увеличение экспорта готовой продукции, обеспечения внутреннего спроса товарами и услугами отечественного производства. Это успешно можно осуществить за счет конверсии предприятий оборотной промышленности и восстановления закрытых или не полностью загруженных предприятиях гражданского сектора экономики. Это позволит решить проблему импорта замещения и целенаправленно, эффективно использовать государственные инвестиции из резервного фонда России, иначе для чего он создавался.

Литература:

Друкер. Питер: Инновация и предпринимательство. М. 1992.

Хотящева О.: Инновационный менеджмент. Москва, Санкт-Петербург, Самара, Минск, Киев. 2005.

Шевченко Д.К. Чмиль П.Т. Основы управления инновационной деятельностью в рыбной промышленности.: ДВГРТу. г. Владивосток. 2000. 123 с.

Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. Аргументы и факты №13 от 25-31 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.