ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Д.К. ШЕВЧЕНКО
Принципы формирования организационно-экономического механизма управления факторами инновационной деятельности
Охвативший Россию мировой финансовый кризис вскрыл серьезные финансовые и экономические проблемы в развитии экономики и управлении производством, которые повлекли за собой спад темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности российской экономики и эффективности использования ресурсов. Это в значительной степени обусловило кризис в инновационной деятельности и особенно в инвестировании развития науки и техники.
На большинстве предприятий инновационная деятельность практически сведена к нулю. До перехода экономики России к рыночной экономике инновационная деятельность на предприятиях велась достаточно активно по двум направлениям: силами привлеченных научно-исследовательских организаций за счет централизованных капиталовложений и силами самих предприятий - конструкторских, технических, технологических, экономических отделов, служб, лабораторий, которые были в штатах предприятия.
Более крупные предприятия имели также отделы, бюро, службы новой техники или механизации и автоматизации производственных процессов. С переходом к рыночной экономике и обвалом российской экономики были соответственно сокращены штаты управленческого персонала и, естественно, штатные службы по новой технике и инновации. Поэтому до нуля была сокращена инновационная деятельность. А ведь от инновации и всей инновационной деятельности напрямую зависит рост производительности труда, качества
ШЕВЧЕНКО Давид Кириллович — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики производства Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, г. Владивосток.
и конкурентоспособности предприятий, экономия сырья, материалов и других производственных ресурсов, которые в совокупности обеспечивают рост прибыльности фирмы.
В условиях обострившейся конкуренции и появления на рынке новых высококачественных и дешевых импортных товаров вытесняются с рынка российские более дорогие и менее конкурентные товары. Это наносит ущерб российским товаропроизводителям, снижая их экономическую и особенно продовольственную безопасность.
В этой связи необходимо реанимировать инновационную деятельность в России, обеспечить производство качественных, конкурентоспособных товаров российского производства.
Для выхода из создавшегося мирового финансового кризиса Правительством России разработана Программа антикризисных мер на 2009 г., в которой в комплексе предлагается решить ряд первоочередных мер по коренной модернизации экономики и перестройке хозяйственного механизма управления производственной, социальной, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности1.
В разделе 2 Программы антикризисных мер особо отмечено, что в качестве приоритетного направления необходимо считать радикальное развитие и ускорение инновационной деятельности как главного фактора и непременного условия повышения конкурентоспособности продукции, подъема экономики и развития внешнеторговых отношений. С инновацией и конкурентоспособностью продукции в программе связывают обеспечение роста, внутреннего спроса и значительного снижения зависимости России от экспорта сырьевых материалов и импорта потребительских товаров.
Инновация осуществляется в процессе инновационной деятельности (ИД) как процесс планирования организации и внедрения новшеств. В отличие от ИД инновационный процесс (ИП) представляет собой освоение новых или усовершенствование существующих видов продукции, способов производства, технологии, организации и управления хозяйственной деятельностью и является частью инновационной деятельности. Поэтому в процессе анализа проблем снижения инновационной активности и причин, их порождающих, необходимо четко разграничивать ИД от инновационных процессов создания новшеств и их освоения.
При анализе факторов, влияющих на развитие инновации, последнее необходимо подразделять на следующие виды:
- продуктовые (новые или улучшенные виды продукции);
- технологические (новые или улучшенные технологии);
- процессные (новые или улучшенные производственные, трудовые, маркетинговые процессы);
1 Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. // Аргументы и факты. 2009. № 13. 25-31 марта.
- управленческие (новые или улучшенные системы, методы, структуры, механизмы управления);
- социальные отношения (новые измененные социальные отношения).
Инновация и инновационные процессы представляют собой многофакторные взаимосвязанные и взаимозависимые категории, которые, с одной стороны, оказывают влияние на различные виды хозяйственной деятельности предприятия, а с другой, - сами зависят от ряда факторов и условий производства, которые сдерживают или способствуют развитию инновации.
Рассмотрим приведенную на рис. 1 схему взаимодействия факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности. Как видно, инновация в первую очередь влияет на качество изготовления или реализации продукции за счет обновления или улучшения ее потребительских свойств, дизайна и т. п. Она также влияет на снижение издержек производства, повышение производительности труда и в целом на повышение конкурентоспособности и прибыльности производства. Большую роль играет внедрение безотходных, ресурсосберегающих технологий, снижающих отходы сырья, материалов.
Инновация способствует обновлению парка оборудования, оснастки, различных технологических приспособлений и т. п., тем самым обеспечивая повышение технологического уровня производства и выпускаемой продукции. Инновация напрямую связана с реинженерингом бизнес-процессов, организацией и управлением производства и необходимостью улучшения технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, повышения объемов производства и прибыли2.
Рис. 1. Модель взаимосвязей инновации с факторами и условиями производства
2 Друкер П. Инновация и предпринимательство. М., 1992.
Реинженеринг получил широкое применение на зарубежных и отечественных предприятиях, когда требуется коренная реструктуризация предприятия, перестройка организационных, производственных структур, систем и экономических механизмов управления производством.
Инновация влияет на конъюнктуру рынка на основании выпуска обновленной, высококонкурентоспособной продукции, обуславливающей повышение спроса на нее и сбыта.
Однако конъюнктура рынка, в свою очередь, сама оказывает влияние на конкурентоспособность продукции и вытеснение устарелой, пользующейся пониженным спросом и требующей обновлений или модификации на основе инновации. Инновация и инновационная деятельность, в свою очередь, зависят от ряда факторов и видов деятельности предприятия (фирмы). Основными решающими факторами, от которых зависит развитие инновации и инновационной деятельности, являются инвестиции в инновацию. За последние 15 лет они снижены до 2-4 % от потребности в них. В результате, начиная с 1994 г. инновационная деятельность на предприятии практически прекращена или сведена к минимуму и выполняется выборочным путем от случая к случаю, когда появляются новые виды оборудования и незначительные инвестиции.
В большей степени развитие инноваций зависит от наличия высококвалифицированных научных и инженерных кадров. В Японии подготовка и переподготовка кадров осуществляются по принципу - нужны кадры только наивысшей квалификации. И продукцию в Японии выпускают только наилучшего качества и достаточно низкой стоимости, поэтому она завоевала многие мировые рынки.
Информация - это основной управленческий ресурс управления инновацией, без которого невозможно обойтись при разработке новой продукции, технологии или системы управления, где нужно использовать информацию о новейших достижениях науки, техники и передового производственного опыта новаторов труда и управления, которые пользовались бы спросом и отвечали новейшим достижениям науки и техники и передового опыта новаторов труда. Во времена плановой системы ведения хозяйства одним из направлений развития инновации считалось изучение и распространение передового опыта труда и управления передовых предприятий страны и зарубежных фирм. Это не требовало значительных материальных затрат и времени. Такой опыт необходимо взять на вооружение научным инноваторам.
С целью улучшения разработки и освоения любого новшества необходим благоприятный инновационный климат, то есть такая деловая благоприятная обстановка на предприятиях, при которой весь персонал, участвующий и не участвующий в создании новшеств, проникается духом новшества, верой в него, участием в его осуществлении и всячески способствует реализации новшеств. Необходимо четкое информирование коллектива предприятия о роли и пользе данного новшества.
Инновационный климат (ИК) представляет собой совокупность благоприятных условий и деловых инновационно-направленных отношений, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности (ИД) - внешних и внутренних. К внешним относятся отношения с их финансовыми фондами, банками или вузами, заинтересованными предприятиями. Внутренний ИК необходим для создания на предприятии деловых инновационно-направленных взаимоподдержек в решении инновационных задач. Он необходим для наращивания инновационного потенциала предприятия: кадрового, научно-технического, информационного и т. п. и является весомым конкурентным преимуществом. Поэтому его необходимо создавать, укреплять и эффективно использовать.
Маркетинговая инновация напрямую влияет на конкурентоспособность продукции, так как является следствием продуктовых инноваций, ориентированных на рынок, чем обусловливается взаимосвязь и зависимость конкурентоспособности продукции от инновации. Поэтому чем выше конкурентность, тем интенсивнее развивается инновация, тем глубже изучается рыночная конъюнктура, тем выше конкурентоспособность будет обеспечена в процессе инновации.
В инновационном цикле тесно прослеживается связь маркетинга с инновацией. Поэтому маркетинговые инновации следует изучать на стадии инновационного цикла: наука - техника - производство - потребление, с учетом стратегии маркетинга на всех стадиях жизненного цикла товара.
С маркетинговыми инновациями связана инновационная стратегия, включающая стратегию технического лидерства, маркетинговую, инновационную, инвестиционную, кадровую, конкурентную. Стратегия технического лидерства направлена на разработку новых технологических идей, организацию НИОКР, освоение и выпуск новых образцов продукции, реализацию маркетинговых и инновационных программ, ориентированных на рынок, закрепления на нем - расширение рынков сбыта и т. п.
Конкурентная стратегия в основном направлена на мониторинг за конъюнктурой рынка, поведением конкурентов, рыночное давление на низкоконкурентные, малорентабельные виды товара, повышение конкурентоспособности продукции и т. п.
Инновативность предприятия является важнейшим конкурентным преимуществом в реализации потенциала предприятия в области управления инновационной деятельностью.
Под инновативностью предприятия понимается способность экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия четко реагировать на все возможные даже незначительные изменения конъюнктуры рынка (спроса, цены), конкурентоспособность предприятия и т. п. путем выпуска новой и усовершенствования старой продукции, спрос на которую снизился; внедрение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий
и сбыта продукции; усовершенствование систем, методов управления, применения новейших маркетинговых стратегий.
По поводу инновативности было сказано, что инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность - мощным конкурентным преимуществом предприятия. Однако инновативность можно рассматривать не только как мощное конкурентное преимущество, но и как функцию управления инновационной деятельностью в составе экономического механизма управления инновационной деятельностью в процессе управления конкурентоспособностью продукции.
В этой связи инновативность должна обеспечить систематический мониторинг изменений конъюнктуры рынка (конкурентоспособности продукции, ценах, спроса и т. д.) для оценки их влияния на спрос и их соответствие потенциалу предприятия (кадровому, научно-техническому, экономическому, лабораторно-экспериментальному) и приведение конъюнктуры рынка в соответствие с инновационным потенциалом предприятия.
Именно с помощью мониторинга рынка и оперативной информации об изменениях на нем инновативность обеспечивает способность реагировать на эти изменения путем перестройки производства на выпуск новой, конкурентоспособной продукции, технологий и управления производством.
Отдельные предприятия обладают достаточным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом. Однако, имея низкую иннова-тивность, они не способны быстро реагировать на все, даже незначительные изменения на рынке товаров и услуг. Здесь она рассматривается как неотъемлемая активная часть экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия3.
В целях повышения инновационной активности следует постоянно повышать научно-технический, информационный, кадровый потенциал предприятия и совершенствовать методы управления ими. Поэтому следует перестроить систему управления и создать новый или усовершенствовать действующий организационно-экономический механизм управления инновацией, нацеленный на повышение инновативности, а также конкурентоспособность продукции и прибыльность предприятия.
Экономический механизм управления должен отвечать следующим принципам:
1) оперативное реагирование на все изменения конъюнктуры рынка, поведение конкурентов, конкурентоспособность продукции и принятия мер по повышению конкурентоспособности продукции, выпуску новой, высокой конкурентоспособной, внедрению прогрессивных технологий, организации и управления инновационной деятельностью и сбытом продукции;
3 Шевченко Д.К., Чмиль П.Т. Основы управления инновационной деятельностью в рыбной промышленности. Владивосток: ДВГРТУ, 2000. 123 с.
2) обеспечение органа управления инновационной деятельностью своевременной, оперативной, достоверной информацией;
3) необходимые управленческие ресурсы (инвестиции, информация, квалифицированные инженеры, научные кадры, современное экспериментальное оборудование, и т. п.);
4) достаточные полномочия для привлечения к инновационной деятельности всех научно-технических, производственных, экономических и других подразделений предприятия (фирмы), а также заключение хозяйственных договоров с внешними научно-исследовательскими, проектно-конструкторными и другими организациями. Это обусловлено многогранной и многопрофильной работой предприятия по инновации;
5) достаточный инновационный потенциал и инновативность, эффективное его использование с минимальным привлечением инновационных ресусов;
6) эффективный, саморегулирующийся, дешевый в создании и эксплуатации экономический механизм;
7) систематическое реагирование на все новшества в отрасли, новейшие достижения науки, техники, передового опыта передовых предприятий и новаторов труда и эффективное применение их в работе.
На основе этих принципов можно проектировать комплексную систему и организационно-экономический механизм управления. На рис. 2 приведена модель этого механизма.
Рис. 2. Модель организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью (ОЭМУИД) и его место в системе управления ИД
По своему содержанию ОЭМУИД представляет собой генезис отношений, стержень системы управления и является средством приведения системы в действие и обеспечение эффективного ее функционирования.
Основу ОЭМУИД составляет орган управления, субъект управления системой, который практически управляет системой, руководствуясь планом ИД, принципами управления, методами экономическими, административными, правовыми актами. Орган управления через свой аппарат организовывает, направляет, контролирует и регулирует весь процесс инновационной деятельности, при отступлении от требований нормативно-технической документации, брака в работе и других негативных явлений; вмешивается в процесс, принимает определенные решения и осуществляет регулирование инновационного процесса, широко опираясь на инновативность и управленческие ресурсы предприятия. В качестве конечных результатов ИД здесь выступает инновационный продукт, его коммерциализация и прибыльность предприятия (фирмы).
Представленная на рис. 2 модель системы управления и экономического механизма управления ею отвечает требованиям системного комплексного подхода, так как в ее составе представлены все основные элементы, присущие кибернетической системе по вертикали: субъект и объект управления, связанные между собой прямой и обратной связью; цель и целевая стратегия развития ИД; ориентация на конечные результаты. По горизонтали система базируется на принципах системного подхода, то есть состоит из основных кибернетических этапов системы: планирование деятельности системы, контроль, учет, анализ и регулирование ИД.
В качестве субъекта управления системой экономический механизм управления ИД способен разрабатывать стратегию управления, принимать решения, планировать развитие ИД, осуществлять контроль, учет и регулирование ИД.
В качестве объекта управления выступают процессы ИД, цеха и лаборатории, способные исполнять цели, стратегии и решения органа управления системой, по каналам обратной связи информировать орган управления о ходе выполнения плана, стратегии предприятия и возможных отклонениях от плана, а также устанавливать причины этих отклонений и регулировать их.
Предложенная комплексная система управления ИД и ОЭМУИД способны эффективно управлять ИД по достижению поставленных целей управления и конечных результатов.