Научная статья на тему 'Совершенствование развития предпринимательской деятельности как фактор ресурсосбережения'

Совершенствование развития предпринимательской деятельности как фактор ресурсосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Д. К., Бурханов С. Б.

В статье исследуются основные принципы, факторы и виды предпринимательской деятельности малых предприятий и органи-зация управления ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование развития предпринимательской деятельности как фактор ресурсосбережения»

УДК 338

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

Д.К. Шевченко; С.Б. Бурханов, Дальрыбвтуз, Владивосток

В статье исследуются основные принципы, факторы и виды предпринимательской деятельности малых предприятий и организация управления ими.

С переходом на новые рыночные методы хозяйствования перед обществом встала задача активизировать производственно-хозяйственную деятельность с целью более полного использования капитала (основного и оборотного) и получения максимальной прибыли. За годы Советской власти в связи со слабой мотивацией и стимулированием труда работников основной и оборотный капитал использовался неэффективно.

Все это обусловлено слабой заинтересованностью рабочих и служащих во вскрытии внутренних резервов, в экономии и бережливости государственных ресурсов, так как не было частной собственности. Из-за низкого качества продукции и больших затрат на производство отечественная продукция имела высокие цены и низкую конкурентоспособность на мировых рынках. Предпринимательская деятельность не поощрялась, а в отдельных случаях даже пресекалась. Это привело к снижению темпов экономического роста и социально-экономического уровня жизни народа, ухудшилась отраслевая структура внешнеторгового оборота, в частности, экспорт готовой продукции составлял всего 10-12 %. Такая ситуация свидетельствовала о проведении устарелой неэффективной промышленной политики.

Наиболее активно предпринимательская деятельность стала развиваться в России при переходе на рыночную экономику. Число

1 малых предприятий в крупнейших странах мира достигло в среднем 80 % от общего числа всех предприятий, в том числе: в США - 91,6 %, в Японии - 77 %, а во Франции - 88 %. В этих странах производится свыше 35 % всей продукции стран. В России число малых предприятий составляет около 60 %, которые производят 12 % ВВП, где занято 14 % трудовых ресурсов.

Именно в предпринимательстве таятся огромные сокрытые резервы использования основного и оборотного капитала. С развитием предпринимательства в России появилась возможность эффективного использования капитала за счет активизации производственнохозяйственной, коммерческой, торгово-закупочной и других видов деятельности. Более эффективно используется основной и оборотный

капитал в организациях, где применяются передовые технологии и организация производства.

В соответствии с Законом РФ «О предприятии и предпринимательской деятельности» предпринимательство следует определить как самостоятельную, инициативную деятельность отдельных граждан или их объединение в партнерские общества (товарищества).

Основной целью предпринимательства является получение максимальной прибыли при минимальном риске. В условиях рыночной неопределенности, обусловленной нестабильностью спроса, цен, конкуренцией, предприниматель должен активизировать инновационную деятельность, регулировать цены, тарифы, тем самым обеспечить конкурентоспособность своего товара. Таким образом, предпринимательство и предпринимательскую деятельность следует рассматривать как самостоятельную инициативу и инновационную деятельность отдельных граждан или их объединения в товарищества или акционерные общества с образованием юридического лица или без такового, с использованием труда или без него.

Статус предпринимателя приобретается только при государственной регистрации. Работа предпринимателя связана с большим риском. Поэтому предпринимателей следует систематически обучать новейшим технологиям, доводить до их сведения постановления правительства, законы и правовые акты о развитии рыночных отношений и предпринимательства, знакомить с методами государственного регулирования экономики и организации предпринимательской деятельности.

Это обусловлено сложностью предпринимательской деятельности, ответственностью за принимаемые решения. В этой связи предприниматели наделены большими правами, они имеют право заниматься любыми видами производственной, хозяйственной, коммерческой, финансовой, инновационной, торгово-закупочной и другими видами деятельности, если они не запрещены законом и не приносят вреда окружающей среде, хозяйствующим субъектам и

2 отдельным лицам.

В этой связи предпринимательская деятельность нуждается в планировании организации, мотивации, стимулировании и управлении. Только при этом можно обеспечить высокую организованность и прибыльность предпринимательства.

Следует отметить, что предпринимательство как любая наука опирается на теорию и методологию. В качестве теоретической основы предпринимательства, по словам Питера Ф. Друккера, следует считать экономическую теорию динамического неравенства.

По этому поводу родоначальник этой теории Й. Шумпетер писал, что пора отказаться от традиционной теории равновесия и оптимизации и перейти к более прогрессивной, эффективной экономической теории динамического неравенства, которая вызвана деятельностью передовых

предпринимателей, рационализаторов, направленных на поиск нетрадиционных идей, подходов, создание новой предпринимательской продукции из имеющейся за счет придания ей новых потребительских свойств.

Основным требованием теории динамического неравенства является инновативность подхода, результатом реализации которого можно создать новый ресурс (вид продукции, услуги, технологии, инновационный проект и т.п.), который нарушает принятый баланс динамического равновесия.

Инновационный подход рассматривается как инновационный процесс поиска новых организационно-технических, экономических и коммерческих изменений, направленных на получение новых потребительских свойств товаров и потребительского дохода.

При этом все нововведения, вызванные изменением технологий, оборудования, товаров, должны пользоваться спросом, в противном случае они не будут восприняты обществом как не удовлетворяющие его потребности.

Следует отметить, что предпринимательство по своему характеру разделяется на следующие виды:

- производственное предпринимательство в сфере производства;

- коммерческое предпринимательство - в сфере торгового посредничества;

- финансовое предпринимательство.

С переходом на рыночные отношения и развитием рыночной инфраструктуры (биржи, банки, инвестиционные конторы, фондовые биржи) появилась необходимость участникам рыночных отношений вступать в финансовые отношения их с предприятиями, физическими лицами и предпринимателями.

Наиболее сложной формой предпринимательства является производственная, связанная с производством продукции, маркетингом, сбытом, инновацией и другими видами хозяйственной деятельности, так как предпринимательство тесно связано с удовлетворением потребностей общества в одежде, пище, мебели, жилье и т.п. В этой

3 связи стоят серьезные проблемы управления процессом производства и предпринимательства, которые следует более тесно увязывать, особенно в вопросах производительности труда, повышения качества, цен, конъюнктуры рынка.

Предпринимательская деятельность отличается от экономической тем, что она построена на поисках новых нетрадиционных идей, скрытых резервов производства и реализации товара, услуг, за которые потребитель уже сегодня готов заплатить деньги. Поэтому вся предпринимательская деятельность должна быть хорошо спланирована, организована, мотивирована на поиск новых идей, скрытых резервов производства и сбыта продукции. Основу производства и реализации продукции составляют спрос и соответствующий анализ конъюнктуры рынка, а затем оценка

потенциала предприятия (основные и оборотные фонды, кадры, производительность труда, фондоотдача, качество продукции, цены, мощь инновационных служб и т.п.).

Подробно анализ конъюнктуры рынка и потенциала предприятия приведены в таблице.

Анализ конъюнктуры рынка и потенциала исследуемого предприятия

Анализ конъюнктуры рынка Анализ потенциала предприятия

Г еография рынка сбыта Анализ технического и кадрового потенциала

Оценка текущего и потенциального спроса, его объемов, структуры, их колебания. Факторы, влияющие на спрос Оценка производственных мощностей и их использование, технический уровень оснащенности предприятия, фондоотдача

Анализ емкости рынка. Сегментация рынка, общего спроса. Каналы сбыта Эффективность применяемых технологий, нормативов, эффективность использования производственных ресурсов, качество продукции, производительность труда, уровень рентабельности

Прогнозирование объемов производства, структуры, спроса, продаж Надежность коммерческих связей, поставок сырья, материалов

Анализ цен и ценовой политики конкурентов, выбор - расчет цены Эффективность внедрения НТП, резервы снижения себестоимости и цен

Методы продвижения товаров, рекламы, сбыта продукции -//-

Уровень сервисных услуг, оказываемых конкурентами

Анализ конъюнктуры рынка необходим для обоснования реальности производства и реализации нового предложения товара на рынке, что позволит уточнить цены, спрос, предложение, географию сбыта, емкость рынка и уровень конкурентоспособности данного товара по отношению к подобным товарам конкурентов и на основе этого принять решение о производстве товара.

На рисунке предлагается концептуальная схема организации производственной предпринимательской деятельности. В соответствии с этой схемой для реализации любой идеи предприниматель должен произвести анализ потенциальных возможностей и скрытых резервов объекта исследования на предмет реальности их реализации и эффективности конечных результатов.

5

Концептуальная схема предпринимательской деятельности Если новый товар не конкурирует с родственным товаром хотя бы по одному показателю: цене, качеству или другому потребительскому свойству, то предприниматель должен оценить возможности предприятия в повышении конкурентоспособности за счет повышения

качества до уровня или выше рыночных, сокращения затрат и снижения цены.

Только после того как предприниматель будет уверен, что его продукция будет доработана и доведена до уровня рыночной конкурентоспособности, он в праве принимать решение об объеме производства, цене, качестве его продукции и заключать контракты с торгующими организациями о производстве данного товара.

В поисках лучших видов продукции и ее потребительских свойств следует изучать рацпредложения, изобретения, опыт передовиков своего и родственных предприятий, заводских специалистов; выявить их рыночные потребительские свойства и использовать при разработке инновационных и предпринимательских проектов соответствующих новшеств.

Необходимо иметь в виду, что даже технически совершенные изобретения или рацпредложения необходимо подвергнуть экономической экспертизе на предмет экономической эффективности затрат, сроков окупаемости инвестиций и получение дополнительной прибыли. На базе этого можно выработать решение о целесообразности принятия их к внедрению и разработке предпринимательского (инновационного) проекта. Важное место в предпринимательстве отводится разработке стратегии реализации предпринимательского проекта.

Необходимо разработать подробную стратегию реализации предпринимательского проекта, на основе которой можно вполне обоснованно планировать поэтапную реализацию первоочередной стратегии, начиная от маркетинговой, конкурентной и инновационной до стратегии роста прибыльности.

Основной формой планирования развития предпринимательства является бизнес-планирование, в котором сосредоточены все направления анализа рынка и потенциала предприятий, поиска скрытых резервов производства, география сбыта товара и т.п. В качестве конечных результатов реализации предпринимательского и инновационного проекта, освоения новшеств является рост 6 производительности труда, снижение издержек производства,

повышение конкурентоспособности продукции, спроса, сбыта товара,

которые в совокупности обеспечивают рост прибыли от

предпринимательской деятельности.

Поиск и реализация предпринимательского проекта требуют компетентного, всестороннего исследования всех видов деятельности: производственно-хозяйственной, экономической, инновационной и других видов деятельности, где имеются скрытые резервы хозяйствования для развития предпринимательской деятельности.

Это требует от предпринимателей большого вклада и высокой квалификации, поэтому необходимо организовать подготовку и

переподготовку предпринимателей на передовых отечественных предприятиях и в институтах. Вполне целесообразно направлять

предпринимателей на передовые зарубежные заводы для изучения предпринимательских видов деятельности.

Большим резервом предпринимательства являются конверсия и диверсификация оборонных заводов; трансформация передовых технологий и оборудования в гражданский сектор экономики.

Это позволяет с минимальными затратами освоить новые технологии производства, повысить конкурентоспособность продукции и получить значительный эффект от их коммерциализации. Усиленное развитие предпринимательства в пищевой промышленности таят в себе огромный потенциал и скрытые резервы производства. Поэтому успешное развитие предпринимательской деятельности на предприятиях производственной и непроизводственной сфер создает объективные предпосылки для дальнейшего вскрытия резервов производства, повышения конкурентоспособности и прибыльности работы предприятия. В этой связи предпринимательство можно рассматривать как важный фактор поиска резервов производства и ресурсосбережения.

Библиографический список

1. Друкер П.Ф. Как выйти в лидеры / Пер. с английского. М.: БУК Гембэр, Интернейшенел, 1992. С. 38.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. С. 486.

3. Хескинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993. С. 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.