Клишков В. Б, Корсикова Н. А. Механизм противодействия торговле людьми в Российской Федерации..
УДК 343. 851
В. Б. Кпишков, Н. А. Корсикова
КЛИШКОВ Владимир Борисович
Начальник кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-19 E-mail: klishkov63@mail.ru KLISHKOV Vladimir Borisovich
Head of the department of Criminology of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-19 E-mail: klishkov63@mail.ru
КОРСИКОВА Наталья Александровна
Старший преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат юридических наук
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-19 E-mail:korsikova-nataly@mail.ru KORSIKOVA Natalya Andreyevna
Associate professor of the department of Criminology of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences
Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-19 E-mail: korsikova-nataly@mail.ru
Механизм противодействия торговле людьми в Российской Федерации на современном этапе развития общества
Mechanism of counteraction to human trafficking in the Russian Federation at the present stage of social development
Статья посвящена криминологическим аспектам предупредительно-профилактической деятельности служб и подразделений системы МВД России.
Кпючевые слова: транснациональная организованная преступность, противодействие торговле людьми, полицейская превенция.
The article is devoted to criminological aspects of preventive-preventative activities services and divisions of the Russian Interior Ministry system.
Keywords: transnational organized crime, counteraction human trafficking, police prevention.
(33 о
0
H
1
s *
С
р
I
*
н
СТ\
у
M
о «
о
M
0 у
1 s
X
а tt
р
о о г s s
о
В современных условиях торговля «живым товаром» расценивается как грубое нарушение основных прав и свобод человека. Зарубежное законодательство определяет данное деяние как преступление против личности и как элемент транснациональной организованной преступности [1]. Общественная опасность данного явления до последнего времени недооценивалась. Так, уголовная ответственность за совершение указанного деяния в уголовном законодательстве России появилась лишь в 2003 г. [2]; через пять лет были внесены изменения в ст. 127.1 УК РФ [3], которые устраняют технико-юридические пороки данной нормы.
В ходе исследования международных и российских нормативно-правовых актов, статистических данных, материалов следственной и судебной практики по фактам совершения рассматриваемого вида преступлений авторы определяют торговлю людьми как качественно многообразные виды, которые детерминированы совокупностью экономических, социальных и юридических факторов, и высокопрофессиональные способы противоправных деяний, которые заключаются в вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении человека, совершении иных сделок в отношении конкретно взятого лица, осуществляемые с согласия лица/против его воли либо, в целях эксплуатации человека и/или ставящие его в рабские условия.
Предупреждение такого явления, как торговля людьми, в современных условиях является крайне сложной задачей для органов правоохранительной направленности и государства. Эффективная работа всех органов и учреждений правоохранительной направленности, а именно, органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений рассматриваемого вида, является ключевым моментом в выработке системы предупреждения данного феномена. Профилактические меры предусматривают целый комплекс мероприятий репрессивного и превентивного плана. Особое внимание в нём уделяется полицейской превенции в области противодействия торговле «живым товаром», под которой понимается виктимологическая и специальная профилактика, осуществляемая должностными лицами органов внутренних дел путём пресечения и предупреждения преступлений по ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также проведение профилактической работы
с теми лицами, которые непосредственно склонны к совершению данного преступления.
Важным показателем эффективности реализации превентивных мер, осуществляемых органами внутренних дел, является сокращение преступлений рассматриваемого вида. Поэтому расследование уголовных дел о торговле людьми должно осуществляться специализированными подразделениями органов правоохранительной направленности, в штате которых работают специалисты, имеющие опыт работы с потерпевшими, а также сотрудники, получающие информацию от негосударственных общественных организаций по работе с жертвами подобных деяний.
Одним из направлений профилактической работы является изучение криминологических особенностей деятельности ОВД в рамках исследуемой проблемы. Данные особенности представляют собой массив ситуаций оперативно-служебного характера, которые формируются под воздействием состояния, динамики и конкретного проявления уголовно наказуемого деяния и сопряжённых с ним преступлений, а также его криминологической/виктимоло-гической характеристики и определяющих на федеральных и региональных уровнях стратегию и тактику организационной, оперативно-розыскной, а также административной и следственной деятельности служб и подразделений системы МВД России [6].
Противодействие данного негативного явления в системе органов внутренних дел осуществляется путём взаимодействия следователей органов внутренних дел и оперативных подразделений ОВД, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность по рассматриваемому виду преступлений.
Если иметь в виду криминологическое понятие противодействия торговле людьми как предупредительной деятельности, то в таком случае правовым фундаментом данного аспекта будет являться Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утверждённая Приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [5].
В данной Инструкции под предупреждением преступлений органами внутренних дел понимается деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путём выявления, устра-123 -
Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность
о
СЧ
и и с с о
О!
«
ер
о к с
г р
\о
р
т к н а
и
к и н
т
ер
нения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений в данной области являются:
- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации;
- выявление и постановка на профилактические учёты лиц, склонных к совершению преступлений, связанных с торговлей людьми;
- установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан;
- предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних [5].
Важной особенностью противодействия трафику людей органами внутренних дел является устранение криминогенно-значимых факторов, которые устраняются посредством мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел Российской Федерации.
Противодействие торговле людьми как базовому элементу транснациональной организованной преступности предполагает механизм организации профилактической деятельности органов внутренних дел. Поэтому в своём выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России, которая состоялась 15 марта 2016 года, министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев подчеркнул, что «по линии противодействия организованной преступности основные усилия были сосредоточены на пресечении деятельности преступных групп и сообществ, в том числе сформированных на этнической основе, а также представляющих повышенную общественную опасность и имеющих международные и межрегиональные связи». Таким образом, в числе приоритетных направлений деятельности полиции остаётся противодействие организованной преступности [8].
Анализ сведений статистического характера о динамике рассматриваемого вида деяний позволяет сделать вывод, что количество преступных посягательств в области торговли людьми за последние годы увеличивается. Это дает основание говорить о возрастании криминальной активности в рассматриваемой сфере. Так, по данным 2015 г. по ч. 3 ст. 127.1 УК РФ зарегистрировано 14 преступлений, в т.ч. 12 преступлений зарегистрированы в Южном федеральном округе: 3 - в Астраханской области, 9 - в Ростовской области. В Приволжском федеральном округе зарегистрировано 1 преступление: Свердловская область. Материалы на 6 преступлений направлены в суд [7]. Таким образом, рост преступности данного вида определяет важную особенность торговли людьми - высокую латентность. В связи с этим полагаем, что есть необходимость комплексного анализа и постоянного мониторинга состояния торговли людьми для выработки адекватных превентивных мер борьбы с данным противоправным явлением.
Как сказано ранее, органами внутренних дел в пределах предоставленной им законом компетенции принимаются меры, направленные на борьбу с торговлей людьми, в т.ч. несовершеннолетними, а также с детской порнографией.
На основе анализа статистической информации авторы считают необходимым:
- образование при Министерстве внутренних дел Российской Федерации Департамента по борьбе с торговлей людьми. Основная задача данного органа будет состоять в исключительном противодействии торговле людьми с осуществлением и разработкой политики в названной сфере, а также сотрудничестве с другими государствами;
- создание единой межгосударственной базы, где будут фиксироваться известные правоохранительным органам случаи незаконного перемещения и эксплуатации людей;
- создание Генеральной Прокуратурой Российской Федерации специального координационного органа, обеспечивающего эффективное взаимодействие по борьбе с эксплуатацией людей за рубежом, при участии Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации. При реализации механизма такого взаимодействия необходимо
перенимать положительный международный опыт борьбы с сексуальной эксплуатацией женщин и детей с применением новейших информационных технологий;
- создание заинтересованными государственными и негосударственными правоохранительными органами и общественными организациями открытого эффективного механизма противодействия торговле людьми, особенно в целях эксплуатации женщин и детей;
- разработка системы противодействия торговле людьми, которая кроме уголовного законодательства должна включать ещё ряд элементов: комплексное законодательство, комплекс мер по защите жертв и свидетелей, схему взаимодействия государственных и негосударственных институтов и организаций.
Меры противодействия преступлениям данного вида органами внутренних дел также должны включать привлечение внимания общественности к проблеме и информирование граждан. С этой целью органами внутренних дел проводятся информационные кампании, а именно, освещение в СМИ ситуаций, способных привести к торговле людьми.
Одним из приоритетных направлений в профилактике борьбы с торговлей людьми должна стать работа с личным составом, постепенное доведение штатной численности до научно обоснованных нормативов, качественное улучшение системы отбора и подготовки кадров, совершенствование нормативно-правовой базы и кадровой работы, создание оптимальной системы научно-методического и информационного обеспечения кадровых процессов и слаженность кадрового аппарата органов внутренних дел. Указанная работа с личным составом должна быть сосредоточена на методах предупреждения и пресечения торговли людьми.
Недопущение текучести кадров и частой смены руководства правоохранительных органов является одним из важных направлений в формировании стратегии борьбы с данным злом. Следует поддерживать и выстраивать рабочие контакты.
В рамках осуществления качественной специально-криминологической профилактики торговли людьми возникает потребность в информационных обучающих программах для сотрудников органов внутренних дел, поскольку единой стратегии для противодействия этому опасному явлению не выработано.
В обучающую программу должны входить следующие компоненты:
- разъяснение специфики и особенностей данного вида преступлений, его характеристика и причинный комплекс;
- специальные познания, необходимые в процессе расследования преступлений, связанных с торговлей людьми;
- анализ информации о фактах торговли людьми и распознание жертвы такой торговли или преступника.
Кроме того, следует разработать план разъясняющих материалов с подробными комментариями, методическими рекомендациями, направленными на то, чтобы следователи, оперуполномоченные уголовного розыска, сотрудники специальных служб имели чёткое представление о методах и способах противодействия торговле людьми.
Наряду с этим нельзя не отметить роли обучающих программ для образовательных организаций системы МВД России. Целью этих программ является изучение торговли людьми с точки зрения криминологической и уголовно-правовой характеристики как одной из составляющих транснациональной организованной преступности. Также необходимо включение специального учебного курса по вопросам механизма противодействия торговле людьми в систему подготовки и переподготовки кадров, чья профессиональная деятельность напрямую связана с различными аспектами профилактики торговли людьми и борьбы с ней.
Важнейшим направлением деятельности органов внутренних дел является раскрытие и расследование преступлений, предусмотренных ст. 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, что напрямую затрагивает права и законные интересы людей, которые стали жертвами криминальных посягательств.
Эффективным инструментом профилактики преступлений, связанных с торговлей людьми, стало принятие Федерального закона РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [4]. Данный документ является фундаментальной правовой основой в формировании и функционировании системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, в т.ч. и профилактики преступлений, связанных с торговлей людьми. В нём определены важнейшие принципы и направления данной деятельности. Таким образом, он опре-
н
Проценко Д. Е., Байкова И. Н., Якушев В. В. Работа с молодёжью в системе профессиональных задач...
деляет не только направления государственной политики в органов внутренних дел с государственным контролем и щ
сфере профилактики правонарушений в целом, но и затра- деятельностью других учреждений власти и управления. О
гивает аспекты таких преступлений, как торговля людьми. Таким образом, проблема противодействия торговле ^
Следует отметить, что поэтапная реализация из- людьми для органов внутренних дел является чрезвычай- к
ложенных выше мероприятий по предотвращению тор- но сложной. Высокий уровень латентности и отсутствие _
говли людьми является эффективным началом выработки информации по данной проблеме значительно затрудняют н
стратегии системы противодействия рассматриваемым борьбу с торговлей людьми. Главное же в выявлении и пред- к преступлениям. Эффективность этих мер зависит от на- упреждении преступлений, связанных с торговлей людьми, -дёжного информационного обеспечения и достоверного добросовестная, слаженная работа ведомства, эффективное
прогнозирования, объединения профилактической работы международное сотрудничество. е
р
■ ^
Список литературы г
1. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, к дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. о Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-право- о вой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consuItant.ru. н
2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ в от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: е http://www.consuItant .ru. о
3. О внесении изменений в статью 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 25 ^ ноября 2008 г. № 218-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: Т http://www.consuItant.ru. о
4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон РФ В от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: Д http://www.consuItant.ru. Р
5. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : Приказ о МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 30 декабря 2011 г.). [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой и системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consuItant.ru. g
6. Корсикова, Н. А. Криминологические особенности деятельности органов внутренних дел России по противо- № действию торговле людьми : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб.: СПбУ МВД России, 2009. - 219 с. 3
7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 гг. // Статистический сборник ФКУ «ГИАЦ» МВД 7 России. - М., 2016. ))
8. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании 2 коллегии МВД России 15 марта 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. ^ - Режим доступа: http://kremIin.ru/transcripts/47776 (дата обращения 13.01.2017).
© Клишков В. Б., Корсикова Н. А., 2017
о
УДК 378
Д. Е. Проценко, И. Н. Байкова, В. В. Якушев
ПРОЦЕНКО Дмитрий Евгеньевич
Заместитель начальника кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07
PROTSENKO Dmitriy Evgenievich
Deputy head of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia,
Candidate of Juridical Sciences, Associate professor
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
Ph.: +7 (812) 744-23-07
БАЙКОВА Ирина Николаевна
Старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07 E-mail: nacyt@yandex.ru
BAIKOVA Irina Nikolaevna
Senior lecturer of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-23-07 E-mail: nacyt@yandex.ru
ЯКУШЕВ Виталий Вячеславович
Старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07 E-mail: vitalii-yakushev@mail.ru
YAKUSHEV Vitaliy Vyacheslavovich
Lecturer of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-23-07 E-mail: vitalii-yakushev@mail.ru