проблемы подготовки и воспитания таможенных кадров
Ъ- 3- Семичев
Работа Факультета повышения квалификации Филиала: возможности совершенствования
В октябре 2005 г. Факультету повышения квалификации (далее — ФПК) Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии (далее — Филиал) исполнилось 15 лет. ФПК стал преемником Ленинградских зональных курсов (октябрь 1990 г.). За этот период на факультете прошли обучение более 13000 должностных лиц таможенных органов по различным направлениям деятельности. Данный показатель свидетельствует о высоком потенциале коллектива факультета, (штат ФПК состоит из 6 сотрудников, не менялся с 1994 г.). За это время факультет стал одним из основных структурных подразделений Филиала и одновременно ведущим в Северо-Западном регионе центром профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов.
На факультете за эти годы были разработаны и осуществлены мероприятия по учебно-методическому обеспечению системы подготовки кадров для Северо-Западного федерального округа, а также повышение квалификации преподавателей, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта.
Сотрудники факультета принимают активное участие в организации и проведении изучения должностными лицами таможенных органов новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), реализации выполнения Целевой программы развития таможенных органов Российской Федерации на 2004-2008 гг.
Новые условия работы подразделений таможенных органов, связанные с принятием ТК РФ, поставили перед коллективом факультета принципиально новые вопросы по качественной модернизации учебного процесса переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС).
В связи с изменением философии, содержания и структуры управления таможенным делом сегодня формируются новые задачи в системе дополнительного профессионального образования таможенных кадров. В этих условиях деятельность ФПК должна быть направлена на обеспечение таможенных органов высококвалифицированными кадрами, способными работать в новых условиях, которые формируются развивающимися информационными и телекоммуникационными технологиями таможенного оформления и контроля.
Серьезная роль в совершенствовании системы дополнительного профессионального образования отводится профессорско-преподавательскому составу Филиала. Весомый вклад в процесс обучения на ФПК вносят заведующие кафедрами: А. В. Кулешов, А. А. Смирнов, А. А. Селезнев, И. А. Сальников, С. Л. Николаева, А. В. Семенов, С. П. Удовенко, начальник Учебно-методического центра таможенного контроля делящихся радиоактивных материалов В. А. Гайфутдинов и другие. Всего в учебном процессе на ФПК в 2005 г. было задействовано 46 штатных преподавателей.
Высокий уровень преподавания обеспечивался достаточно стабильным преподавательским составом, который формировался также из специалистов-практиков таможенного дела. В процессе обучения участвовало 54 практика из Северо-Западного таможенного управления (далее СЗТУ) и других организаций.
Хотелось бы остановиться на актуальных вопросах совершенствования системы дополнительного профессионального образования в группе профессиональной переподготовки объемом свыше 500 ч по направлению "Организация таможенного дела".
На факультете повышения квалификации с 12 сентября по 5 декабря 2005 г. по этому направлению прошли обучение 29 должностных лиц таможенных органов. Из них: 21 сотрудник таможен города, 8 — иногородних. В начале и в конце учебного процесса были проведены социологические исследования по тренинговой форме (мини лекции, между которыми проводились психо-гимнастические игры и упражнения, деловые игры). Основные цели данных занятий:
В начале обучения:
— знакомство обучающихся друг с другом в неформальной обстановке;
— структурирование группы, создание в ней непринужденной, доброжелательной и уважительной среды; выявление лиц с лидерскими и организаторскими качествами и выборы из них старосты группы;
— отработка навыков самопризентации;
— информирование обучающихся о деятельности психологов таможенных органов;
— сплочение группы.
В конце обучения:
— модерация (фиксирование обратной связи — мнения обучающихся по ряду вопросов, связанных с организацией и проведением учебного процесса);
— отработка навыков по формированию и взаимодействию в команде.
Модерация. Каждый участник группы высказал свое мнение по вопросам, связанным с организацией и проведением учебного процесса. Интервью с каждым обучающимся длилось от 30 сек до 2-3 мин по однотипной схеме:
1. Сильные стороны (в т.ч. что понравилось) в организации и проведении учебного процесса;
2. Слабые стороны (в т.ч. что не понравилось) в организации и проведении учебного процесса;
3. Что на цикле оказалось самым полезным (получил для себя лично);
4. Итоговая (совокупная) оценка с учетом вышесказанного по организации и проведении учебного процесса данного цикла;
5. Замечания, предложения, пожелания по организации и проведению учебного процесса аналогичных циклов в будущем.
Результаты. Представленное ниже мнение группы (обозначенные пункты) ранжировались по частоте упоминания, степени значимости, силе эмоционального отношения.
Сильные стороны (наиболее часто упоминались):
— многообразие освещаемых тем, которые значительно расширили кругозор, пополнили запас знаний по смежным областям таможенного дела, с которыми не приходится сталкиваться в повседневной деятельности;
— хорошая организация учебного процесса, слаженная работа методистов и всего коллектива ФПК. Особо отмечалось доброжелательное, вежливое отношение к слушателям со стороны методистов ФПК;
— высокий уровень подготовки, степень владения материалом, умение его подать; практическая значимость занятий у некоторых преподавателей. Наиболее часто упоминали преподавателей: Л. А. Желтову, Е. П. Па-нишко, Ю. А. Дмитриева. Читаемые дисциплины: валютный контроль, таможенные платежи, административное право;
— многим очень понравилось демонстрируемое программное обеспечение. В частности, протраммы, позволяющие в режиме вопрос-ответ знакомиться с особенностями использования таможенного контроля (Кулешов А. В.);
— возможность общаться с коллегами (обучающимися) — практиками из других таможен.
Слабые стороны (наиболее часто упоминались):
— большое количество преподавателей из Российской таможенной академии, читающих теорию (и читают хорошо) не имеют опыт практической работы в таможнях. А основная масса слушателей — с большим опытом работы. Особо отмечалось, что хотелось бы получить ответы на некоторые сложные вопросы по практике использования некоторых нормативных актов. В частности, ТК РФ.
— чрезмерная длительность непрерывного обучения на цикле — 3 месяца; Длительный отрыв (на 3-4 месяца) слушателей (особенно иногородних) тяжело переносится и негативно сказывается на служебной деятельности подразделений, делает длительным период "врабатывания", адаптации к работе.
— разный уровень подготовки слушателей цикла;
— чрезмерная "затянутость", длительность чтения некоторых дисциплин: право (кроме таможенного! — требующего большего внимания), бух.
учет, управление в таможенных органах;
— недостаточное количество практических занятий, особенно занятий, проводимых практиками (работающими в СЗТУ, таможнях);
— недостаточное внимание темам СУР; правоохранительная деятельность;
— откровенно слабые занятия и степень владения материалом некоторых преподавателей (в силу этических аспектов вопрос не уточнялся).
Итоговая оценка (по 5-балльной системе, по мнению обучающихся):
Средний балл (по итогам опроса) — 4,2 балла;
Оценка "4" — называлась 11 раз;
Оценка "4+" — называлась 7 раз;
Оценка "5-" — называлась 2 раза;
Оценка "5" — называлась 1 раз.
Предложения, пожелания (наиболее часто упоминались):
1. Разбить обучение по данной программе на несколько блоков (например, в соответствии с этапами таможенного оформления: этап "доставка"— этап "досмотр" — этап "оформление" и т.д.), длительностью по 1 месяцу, и с перерывами читать их в течении 6-12 месяцев;
2. Темы, связанные с таможенным оформлением, заканчивать семинарскими занятиями, круглыми столами, на которые приглашать практиков из таможен, СЗТУ (желательно сразу несколько человек), которые могли бы в режиме дискуссии, вопроса-ответа дать разъяснения по практике применения и сложных моментах использования нормативных документов. Особенно ТК РФ. Такие занятия многие называли самым полезным вообще из всего цикла обучения;
3. В учебной аудитории установить компьютеры для возможности доступа к учебным, методическим материалам и особенно нормативной базе; возможности распечатать эти материалы;
4. В период цикла ввести занятия, на которых бы доводили последние изменения в нормативной базе, т.к. за 3 месяца их происходит огромное количество;
5. Ввести в практику раздаточные материалы в форме мини-конспекта занятия с изложением основных понятий. Что позволяет в процессе занятия лучше усваивать материал, работать с ним;
6. Предоставить слушателям на выбор возможность либо сдавать экзамен, либо защищать выпускную квалификационную работу (реферат);
7. Увеличить количество занятий в компьютерном классе;
8. Увеличить количество практических занятий, особенно занятий, проводимых практиками (работающими в СЗТУ, таможнях);
9. Уделить большее внимание темам СУР; правоохранительной деятельности, практике использования нормативной базы.
Таковы, на наш взгляд, основные вопросы совершенствования системы дополнительного профессионального образования в группе профессиональной переподготовки.
Эффективность работы таможенных органов сегодня в значительной мере определяется профессионализмом и поведенческими установками, формирующими стиль и методы исполнения служебных обязанностей должностными лицами. Факультет повышения квалификации имеет достаточный потенциал, чтобы внести свой вклад в решение этой основной задачи ФТС.
П- Афонин
Учебные ресурсы сети Интернет
Информационные технологии обеспечивают реализацию базовых функций таможенных органов. В современной таможенной системе именно степень владения информационными технологиями определяет квалификацию сотрудника, его способности динамично развивать свои профессиональные качества, адаптироваться к постоянным изменениям окружающего мира. Формирование навыков владения информационными технологиями является длительным и трудоемким образовательным процессом, качество которого определяется системностью в изучении соответствующих учебных дисциплин, а также квалифицированной самостоятельной работой студента.
Характерной особенностью таможенного дела является его зависимость от существующей нормативно-правовой базы, обладающей постоянной изменчивостью под воздействием различных внешне-и внутриэко-номических факторов. Это приводит к сокращению жизненного цикла специальной учебной литературы по таможенному делу, оставляя, зачастую, единственным источником актуальной информации информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Специализированные таможенные, а также различные образовательные и библиотечные Интернет-порталы являются для современного студента неиссякаемыми источниками актуальных знаний.
Однако разнородность таможенного Интернет-контента, отсутствие единой системы целенаправленного, управляемого поиска информации, может приводить к быстрой когнитивной перегрузке, переполнению сознания неподготовленного обучающегося однотипными, но логически не взаимосвязанными информационными образами. Во избежание подобного эффекта необходимо иметь четкое представление о видах Интернет-ресурсов и их дидактических возможностях. Иными словами, для успешного результативного поиска информации необходимо хорошо знать в каком виде и какими средствами она может быть представлена.
Умелое использование специализированных тематических электронных конференций и форумов позволяет быть в курсе проблем, волнующих как участников внешнеэкономической деятельности, так и самих сотрудников таможенных органов. При этом результативность электронного об-