УДК 339.543 ББК 65.290
В.В. ПИЛИПЧУК, Б.Ю. ФИЛИЧЕВ
Современное состояние и задачи развития системы профессиональной подготовки таможенных кадров для Дальневосточного региона
В статье исследуются современное состояние и актуальные вопросы взаимодействия функциональных подразделений Дальневосточного таможенного управления с Владивостокским филиалом Российской таможенной академии по подготовке таможенных кадров в Дальневосточном регионе; сформулированы основные задачи по повышению качества профессиональной подготовки, повышению квалификации и переподготовки кадров для таможенных органов.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенные кадры, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров, качество образовательного процесса, система подготовки кадров.
V.V. Pilipchuk, B.Y. Philichev
Current status and objectives of system development for professional training
of customs staff for the Service of Far Eastern Region
The article studies current status and topical issues of collaboration on customs staff training in the Far Eastern Region between functional divisions of the Far East Customs Administration and Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. The key objectives for improving quality of professional training, advanced training and retraining for Customs service are stated.
Key words: customs authorities, customs staff, professional training, advanced training, personnel retraining, learning process quality, personnel training system.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в экономической, общественной и социальной жизни российского общества, значительно возрос общий и профессиональный уровень участников внешнеэкономической деятельности, реформируется система образования.
ПИЛИПЧУК Виктор Владимирович — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
ФИЛИЧЕВ Борис Юльевич — декан факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
92
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014
Это обусловливает необходимость глубокого анализа деятельности системы профессиональной подготовки таможенных кадров с учетом современных требований, с целью определения путей и способов повышения эффективности ее функционирования. Создание действенного механизма управления развитием профессионализма кадров, реализация современного подхода в управлении персоналом позволят целенаправленно формировать кадровый потенциал таможенных органов с необходимым уровнем профессионального мастерства, более рационально использовать способности каждого должностного лица, соблюдая баланс интересов личности и таможенной службы в целом.
Подготовка кадров является относительно самостоятельной сферой кадровой политики. С экономической точки зрения, подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Однако определение конкретных результатов, достигнутых с помощью подготовки квалифицированных кадров, - достаточно сложная задача.
Различают три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка [6].
Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации кадров - обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка кадров - обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Содержание политики подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной службы состоит в следующем [7]:
— выявление приоритетных направлений переподготовки и повышения квалификации работников государственной службы;
— выбор и обоснование системы целей переподготовки и повышения квалификации работников государственной службы;
— формирование системы мер, направленных на обеспечение дополнительного профессионального образования работников;
— согласование в необходимых случаях политики переподготовки и повышения квалификации государственных служащих с региональными структурами управления;
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
93
— создание действенной системы контроля за ходом реализации намеченных мер в сфере дополнительного профессионального образования государственных служащих.
Технология подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих должна рассматриваться как единая, целостная подсистема в системе государственного управления. С одной стороны, состояние и уровень государственного управления оказывают значительное воздействие на характер и уровень развития этой подсистемы, с другой - она сама, в свою очередь, активно влияет на эффективность и рациональность государственного управления, способствует его совершенствованию.
В федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ст. 23 «Подготовка кадров для таможенных органов» [2], определено, что профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между ФТС России и соответствующим образовательным учреждением.
На общероссийском уровне главную роль в подготовке профессионалов таможенного дела играет Российская таможенная академия и ее филиалы, в числе которых и Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА, филиал). В то же время по ряду учебных дисциплин программ дополнительного профессионального образования нельзя обойтись без привлечения должностных лиц таможенных органов как высококвалифицированных специалистов таможенного дела, обеспечивающих высокий профессиональный уровень проведения учебных занятий, особенно по направлениям, связанным с кардинальными изменениями нормативной правовой базы в области таможенного дела.
Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) тесно сотрудничает с факультетом повышения квалификации (ФПК) ВФ РТА по вопросам обучения должностных лиц. Ежегодно на ФПК проходят обучение по длительным и краткосрочным программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и начальной подготовки более 500 должностных лиц ДВТУ и таможен региона. На факультете обеспечивается достаточно высокий уровень преподавания как за счет преподавателей-практиков таможенного дела, так и за счет все большего привлечения к образовательному процессу профессорско-преподавательского состава филиала. Методическая работа, проводимая персоналом ФПК совместно с должностными лицами ДВТУ и преподавателями филиала, существенно влияет на качество учебного процесса. Издаются учебно-методические комплексы, пособия, руководства в помощь преподавателю. Отзывы должностных лиц, прошедших обучение на ФПК
94
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014
филиала, руководителей таможен региона о качестве подготовки - позитивные. Признано, что обучение на ФПК филиала положительно сказывается на качестве исполнения служебных обязанностей [5].
В деятельности ДВТУ по подбору и подготовке кадров работа с выпускниками филиала имеет особое значение. Она требует постоянного внимания и в процессе профессионального обучения и на этапе распределения выпускников в таможенные органы. Регулярно кадровая служба ДВТУ совместно с профессорско-преподавательским составом и администрацией ВФ РТА проводит встречи-презентации выпускников с начальниками таможен. Ежегодно формируется комиссия по распределению выпускников филиала с участием представителей кадровых подразделений крупнейших таможен ДВТУ и ВФ РТА. В конце года, предшествующего выпуску, проводится предварительное собеседование должностных лиц ДВТУ с выпускниками, где представители отделов кадров, кадровой службы уточняют личные планы молодых специалистов, их семейное положение, обеспеченность жильем, и т. д. Изучается предполагаемая потребность таможен в выпускниках на следующий год, начинается резервирование вакантных должностей.
Подавляющее большинство выпускников успешно адаптируются в таможнях. Однако опыт работы показывает, в каких областях подготовки специалистов для таможенных органов имеются проблемные вопросы, где необходимо сконцентрировать усилия. Помогает этому мониторинг мнения руководителей структурных подразделений таможен ДВТУ, регулярные опросы выпускников. В определении наиболее слабых сторон подготовки специалистов для таможенных органов помогает и анализ итогов работы государственных аттестационных комиссий Владивостокского филиала, которые возглавляют, как правило, руководители ДВТУ [5].
Согласно статистическим данным, за последние 12 лет в дальневосточные таможни из общего количества выпускников трудоустроено: 36,9% -факультета таможенного дела, 33,3% - экономического факультета и 29,8% -юридического факультета. Выпускники Владивостокского филиала РТА трудятся: в аппарате ДВТУ - 114 человек (32,4%), в таможнях: Владивостокской -244 человека (37,6%), Находкинской - 166 (29,6%), Уссурийской - 177 (28,6%), в ДВОТ - 70 человек (31,3%).
В настоящее время в таможенных органах Дальневосточного таможенного управления проходят службу 1 069 выпускников Владивостокского филиала Российской таможенной академии, из них: начальников служб - 3, заместителей начальников служб - 3, начальников таможни - 5, первых заместителей начальников таможни - 7, заместителей начальников таможни - 9, начальников таможенных постов - 11, заместителей начальников таможенных постов - 23.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, расположенных в Дальневосточном
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
95
федеральном округе, организуются отделом подготовки кадров ДВТУ и кадровыми подразделениями таможен региона на базе факультета повышения квалификации Владивостокского филиала Российской таможенной академии, в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации (ИДОПиПК) и ее филиалах, других учебных заведениях системы дополнительного профессионального образования.
Обучение должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ФТС России на ФПК Владивостокского филиала Российской таможенной академии осуществляется в соответствии с приказами ФТС России и Дальневосточного таможенного управления. Учебный процесс на ФПК Владивостокского филиала РТА организован по следующим основным направлениям:
— первоначальная подготовка должностных лиц таможенных органов, впервые принятых на службу;
— повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
— начальная подготовка и повышение квалификации персонала инспекционно-досмотровых комплексов и должностных лиц кинологической службы;
— краткосрочное повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
— начальная подготовка и повышение квалификации должностных лиц подразделений ТКДРМ.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации должностных лиц и работников таможенных органов на ФПК Владивостокского филиала Российской таможенной академии в 2012 г. проводилась по 38 направлениям по очной форме с отрывом от работы и с частичным отрывом от работы на основе применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления 3 компьютерных класса: в ДВТУ - на 14 рабочих станций, в Хабаровской таможне - на 15, в Уссурийской таможне - на 10 рабочих станций, оснащенных таможенными автоматизированными рабочими местами (АРМ) и обучающими программами. Классы подключены и работают в ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России и имеют выход в сеть Интернет. Кроме того, компьютерный класс ДВТУ оборудован проекторами, DVD-проигрывателем, интерактивной доской, сканером, принтером, плазменной панелью, современной звуковой акустической системой и подключен к системе видеоконференцсвязи (СВКС) ФТС России, что дает возможность в режиме реального времени проводить семинары-совещания и консультации по актуальным проблемам таможенного дела с ФТС России, таможнями Дальневосточного региона, РТА.
На базе компьютерных классов проводятся семинарские, практические занятия по программам дополнительного профессионального
96
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014
образования для должностных лиц таможен Дальневосточного региона, например: «Порядок организации таможенного контроля после выпуска товаров», «Организация временного хранения товаров и транспортных средств», «Перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита», «Таможенное декларирование товаров в рамках законодательства Таможенного союза»; тестирование участников конкурса на замещение вакантных должностей; тестирование лиц, зачисленных в резерв для выдвижения на руководящие должности или назначенных на должности номенклатуры ФТС; тестирование должностных лиц в рамках профессиональной учебы; просмотр учебных видеофильмов; семинары и семинары-совещания в режиме видеоконференцсвязи: «Обмен опытом с должностными лицами таможенных органов региона, ответственных за работу по противодействию коррупции», «Проблемные вопросы АИС “Кадры-2”», «Проблемные вопросы таможенного контроля классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС», «Эксплуатация и применение ПНИ “Кедр-М”».
Всего в течение 2012 г. краткосрочное и длительное повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования прошли 1 523 должностных лица, или 35,6% от общего количества, что на 144 человека больше, чем в 2011 г.
Обучение по программам ДПО прошли 1 259 федеральных государственных гражданских служащих, или 39,1% от общего количества, а также 264 сотрудника, или 24,9% от общего количества.
Продолжили обучение в заочной форме (высшее образование) всего 108 должностных лиц, в том числе во Владивостокском филиале РТА - 34 человека, в иных вузах Российской Федерации - 74.
В 2012 г. непосредственно на базе РТА и ее филиалов прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 1 270 человек, или 83,3% от общего числа обученных.
На базе иных вузов системы ДПО было организовано обучение 119 должностных лиц, или 7,8% от общего числа обученных.
В соответствии с приказом ДВТУ от 30.12.2011 № 342 непосредственно на базе ДВТУ и таможен региона, силами подразделений и должностных лиц по подготовке кадров, проведено 29 целевых семинаров продолжительностью до 18 часов по актуальным проблемам электронного декларирования, особенностям таможенного контроля товаров в условиях нового таможенного законодательства, основам противодействия коррупции, внедрению системы менеджмента качества, профайлингу и иным темам, с общим охватом 800 человек. Наиболее активно эту работу вели в Находкинской, Сахалинской, Уссурийской, Хабаровской таможнях.
В соответствии с приказом ФТС России от 27.02.2012 № 342 «Об организации обучения федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов в рамках государственного заказа
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
97
на профессиональную переподготовку и повышение квалификации в 2012 году» проведено обучение 113 должностных лиц Владивостокской, Хабаровской, Уссурийской, Находкинской, Сахалинской таможен и аппарата ДВТУ в рамках государственного заказа по программам повышения квалификации в объеме 72 часов по следующим темам: «Актуальные проблемы таможенного регулирования в Таможенном союзе», «Таможенное дело в условиях административной реформы», «Государственная политика в сфере противодействия коррупции», «Государственное управление и государственная служба в современных условиях», «Система менеджмента качества».
Обучение проведено на базе высших учебных заведений Владивостока, Уссурийска, Хабаровска, Южно-Сахалинска и Находки.
В 2012 г. из 183 сотрудников, замещающих должности от заместителя начальника таможенного поста до начальника РТУ, прошли различные виды переподготовки и повышения квалификации 60 человек, или 33%. Из 39 начальников таможенных постов прошли обучение в различных формах 12 человек (31%) по программам: «Актуальные вопросы управления организацией», «Основы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации», «Актуальные вопросы теории и практики деятельности таможенных органов», «Основные направления организации управленческой деятельности», «Организация совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении отдельных категорий товаров и транспортных средств международных перевозок», «Разработка, внедрение и аудит системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО 9001:2008».
Кроме того, в 2012 г. обучение прошли 2 (20%) начальника таможни в очной форме на базе ИДОПиПК РТА по программе «Актуальные вопросы теории и практики деятельности таможенных органов».
Прошли обучение по различным программам в очной и дистанционной формах 1 заместитель начальника ДВТУ (25%), 13 заместителей начальника таможни (30%), 4 начальника и заместителя начальника служб таможен и аппарата ДВТУ (20%), 28 заместителей начальника таможенного поста (44%).
В Дальневосточном таможенном управлении был проведен семинарсовещание руководителей кадровых подразделений таможенных органов Дальневосточного региона, в котором приняли участие 29 человек, и семинар в режиме видеоконференция «Проблемные вопросы АИС “Кадры-2”» - 32 человека.
Три должностных лица кадровых подразделений аппарата управления приняли участие во Всероссийском семинаре-совещании руководителей кадровых подразделений таможенных органов РФ на базе Приволжского таможенного управления. На базе ИДОПиПК РТА два начальника отдела кадров, Магаданской и Хасанской таможен, прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе «Совершенствование кадровой работы в таможенных органах».
98
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014
В 2012 г. 272 должностных лица прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования антикоррупционной направленности, из них 251 человек - по программе «Основы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации» на базе Владивостокского филиала РТА в дистанционной форме, 18 человек - по программе «Государственная политика в сфере противодействия коррупции» в рамках госзаказа на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) и 3 человека - по программе «Организация противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности таможенных органов» на базе Института правоохранительной деятельности РТА.
Особое значение приобретают вопросы повышения качества кадрового потенциала с принятием указа Президента РФ от 31.12.2010 № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». В связи с сокращением предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников Федеральной таможенной службы и увеличением нагрузки на должностных лиц значительно возрастают требования, предъявляемые к качеству подготовки и уровню квалификации таможенных кадров.
Введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, дополнения и изменения в таможенном законодательстве, развитие информационных и коммуникационных технологий ставят новые задачи перед системой подготовки кадров в таможенных органах. В настоящее время задача совершенствования качества подготовки кадров для таможенных органов выходит на первый план и становится важнейшей составной частью единой таможенной политики Таможенного союза.
Оценивая результаты деятельности по подготовке таможенных кадров в Дальневосточном регионе, можно сформулировать следующие основные задачи.
1. Формирование высококвалифицированной государственной службы требует создания такой системы профессиональной подготовки и дополнительного образования государственных служащих, которая строилась бы на основании программ в соответствии с их профессиональным развитием и организацией должностного роста.
В настоящее время такая система отсутствует. Существует значительный разрыв между уровнями профессиональных знаний и квалификационными требованиями. В требованиях к должностным обязанностям государственных служащих указывается на необходимость наличия высшего профессионального образования, однако при этом не учитывается формирование двухуровневой системы профессионального обучения (бакалавриат и магистратура). В результате бакалавры, магистры и специалисты претендуют на одинаковые должности государственной службы, что не способствует замещению прежней системы подготовки специалистов новой системой подготовки бакалавров и магистров.
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
99
2. В связи с интеграционными процессами на евразийском пространстве необходимо создание общего образовательного пространства, а также дальнейшая гармонизация образования в таможенной сфере. В условиях активного развития процессов глобализации, унификации таможенного законодательства возрастает потребность в применении единых подходов и стандартов к подготовке таможенных кадров, принятых в международной практике. Приведение в соответствие образовательных систем и унификация образовательных стандартов позволят поднять на новый качественный уровень подготовку кадров для таможенных органов России и стран Таможенного союза, что, в свою очередь, будет способствовать росту качества оказания таможенных услуг в соответствии с мировыми стандартами.
3. Важной задачей в области профессионального образования должностных лиц таможенных органов является обеспечение своевременной переработки существующих и разработки новых программ дополнительного профессионального образования и учебно-методических комплексов по планируемым направлениям подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов с учетом создания Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, вступления России во Всемирную торговую организацию и соответствующими изменениями нормативной базы.
На уровне Российской таможенной академии и ее филиалов необходимо улучшить качество учебно-методических комплексов, актуализировать учебный материал и откорректировать тестовые задания для обучения должностных лиц таможенных органов в дистанционной форме: «Актуальные вопросы управления организации», «Организация проведения отдельных видов государственного контроля таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации или вывозе с этой территории», «Информационное обеспечение таможенных органов», «Технологии обеспечения информационной безопасности в таможенных органах».
4. В целях повышения эффективности и качества образовательного процесса по программам повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий необходимо внедрить единую для Российской таможенной академии и ее филиалов систему дистанционного обучения с учетом имеющихся информационно-технических и кадровых ресурсов структурных подразделений Академии и ее филиалов и таможенных органов Российской Федерации.
5. В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и последующими, связанными с этим изменениями законодательной и нормативной правовой базы в области образования, необходимо обеспечить своевременную корректировку и переработку ведомственной нормативной базы в области организационного, документационного и учебно-методического
100
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(66)/2014
обеспечения дополнительного профессионального образования должностных лиц таможенных органов, в том числе в части подготовки, утверждения и изготовления бланков документов о прохождении итоговой аттестации по программам ДОП, а также по итогам обучения по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, но которые, в соответствии с ч. 3 ст. 60 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, устанавливаются образовательными организациями самостоятельно.
6. Повысить объективность оценки профессиональных навыков и квалификации при приеме на государственную службу, для чего использовать современные методы оценки персонала, которые позволят не только оценивать профессиональные знания и навыки, но и выявлять наличие необходимых компетенций, определять управленческий потенциал и способности к профессиональному развитию. Требования к компетентности персонала таможенных органов должны формироваться с учетом принципов международных стандартов ИСО серии 9000. Согласно требованиям к обучению персонала, приведенным в стандарте ISO 10015, следует проводить анализ потребностей таможенных органов в обучении и выявлять проблемы, связанные с компетентностью персонала. Данные требования должны регулярно подвергаться анализу, в результате которого следует определять необходимые таможенным служащим компетенции.
В настоящий момент оценка компетентности персонала таможенных органов не имеет необходимой научно-методической базы. Методику оценки компетентности должностных лиц таможенных органов, построенную на основе принципов менеджмента качества, предполагается возможным использовать на всех этапах работы с персоналом, включая отбор и прием на службу, обучение персонала, работу с резервом кадров и аттестацию должностных лиц. На наш взгляд, разработка методик оценки компетентности должностных лиц таможенных органов позволит решить существующие проблемы развития персонала.
Список литературы
1. Информационно-справочные материалы о деятельности Дальневосточного таможенного управления в 2012 году. Владивосток, 2013. 69 с.
2. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.07.2007 № 114-ФЗ. URL: СП «КонсультантПлюс».
3. Отчет о работе Владивостокского филиала Российской таможенной академии по подготовке, повышению квалификации и переподготовке должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ФТС России (2012, 2013 гг.).
4. О федеральной программе реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.) [Электронный ресурс]: указ президента от 10.03.2009 № 261-ФЗ. URL: СП «КонсультантПлюс».
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
101
5. Перепечина В. М. Практика взаимодействия Дальневосточного таможенного управления с Владивостокским филиалом Российской таможенной академии по повышению эффективности подготовки кадров для таможенных органов Дальневосточного региона: материалы Всерос. семинара-совещания руководителей кадровых подразделений тамож. органов РФ [28 мая 2012 г.], г. Нижний Новгород, 2012. С. 75-80.
6. Просянников Н. Н. Управление персоналом в таможенных органах: учеб. пособие. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2012. 160 с.
7. Свирина И. Кадровые технологии в управлении персоналом государственных гражданских служащих // Власть. 2011. № 7. С. 122-125.
Давиденко, Л.Г. Налоги и таможенные пособие / Л.Г. Давиденко. - СПб.: ИЦ 2013. - 196 с.: илл.
платежи: учеб. «Интермедия»,
Рассматриваются актуальные вопросы регулирования принципов установления, введения, применения, исчисления и уплаты (взыскания) налогов и сборов, а также таможенных платежей. Особое внимание уделяется характеристике основных признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов и таможенных платежей, установленных налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации.
Рекомендовано для студентов, изучающих таможенное дело, практических работников, а также широкого круга читателей, которые непосредственно занимаются или интересуются вопросами налоговой системы и внешнеэкономической деятельности.