BÎCHMK Украгнсъког медичног стоматологгчног академШ
ДК 617.541 - 089.002.05 : 378.180. 6 + 614.23 (075.5)
НОВЫЕ ИНФ0РМАЦИ0ННЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ХИРУРГИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудин A.M., Межаков C.B., Шаталов А.Д.
Использование компьютерных технологий расширяет возможности познания нового материала и его понимания. Компьютерные пособия позволяют использовать графическую, звуковую и видеоинформацию в обучении нового поколения врачей. Преимуществом компьютерных технологий является возможность группового или индивидуального подключения к сети Internet для получения или передачи видеоматериалов. качества подготовки студентов и молодых вра-чей.Внедрение современных методов обучения будет способствовать улучшению Ключевые слова: компьютерные технологии, электронный учебник, обучение.
В последние годы четко обозначена стратегическая цель подготовки специалистов: повысить конкурентоспособность европейской высшей школы. Давно известно, что страна, которая не имеет прогрессивной системы образования, способной подготовить высококвалифицированные кадры, отвечающие своему времени, обречена на отставание в развитии современных технологий и неизбежно проиграет в мировом политическом соперничестве [3, 2, 1]. В 1999 году была подписана Декларация о системе высшего образования Европы, ныне известная как «Болонский процесс». Это свод разработанных установок и позиций, которые предполагают образование единого европейского образовательного и научного простора, единых критериев и стандартов в масштабах континента. В настоящее время Украина стремится стать его участником.
Общей тенденцией современного обучения является значительное увеличение самостоятельной работы студента под контролем преподавателя. Студент должен хорошо знать основы дисциплины и самостоятельно решать множество задач: уметь самостоятельно получить сведения при обследовании больного, составить план обследования, проанализировать его и на основе проведенного анализа назначить не просто лечение, а то лечение, которое соответствовало бы требованиям единой Европейской системы.
Тактические задачи развития медицинского образования предполагают не только введение нового учебного плана, но и кадровое, материально-техническое, методическое обеспечение всего процесса, сопровождающегося использованием новых информационных технологий, что в целом предполагает повышение мотивации студентов к обучению [3, 2, 4, 5].
Компьютеры буквально «ворвались» в наше общество, при чем наибольший интерес и потребность овладения компьютерной техникой наблюдается у самой динамичной части молодежи среди студентов. Естественно, что использование компьютерных технологий должно вызывать больший интерес к предмету, так как само по себе расширяет возможности познания нового материала и его понимание.
Наиболее перспективными в обучении хирур-
гии являются «компьютерные учебники», позволяющие максимально использовать графическую, звуковую и видеоинформации в обучении нового поколения врачей. Медицинские вузы и медицинские факультеты университетов Украины пока неизмеримо уступают аналогичным подготовительным центрам Запада по внедрению компьютерных образовательных программ, мультимедийных программ на CD-дисках.
Преимущества компьютерного учебника заключаются в возможности использования для обучения хирургии помимо текстовой, еще и видео - аудио информации. Учебник должен имеет простой, понятный интерфейс и удобную схему функционирования, что позволяет получить высокопрофессиональное справочное пособие, пригодное как для индивидуального, так и коллективного пользования в библиотеках, методических центрах и специализированных аудиториях.
Содержание издания по хирургии должно соответствовать классическому стилю изложения, принятому в отечественной учебной литературе. Необходимо выделять такие разделы, как история, этиопатогенез, клиника, дифференциальная диагностика, лечение и т.д. Все указанные части представляются тщательно подобранным иллюстративным видеоматериалом, содержащим большой объем информации. Это выгодно отличает и здание от соответствующих глав современных учебников по хирургическим болезням, где в качестве носителя информации выбрана бумага. В то же время такой большой объем информации - легко воспринимается обучающимися, что связано с возможностями мультимедийного издания.
Издание должно содержать тестовую программу и ситуационные задачи, позволяющие обучающимся самостоятельно контролировать процесс овладения материалом. Тесты и задачи должны отличаться максимальной точностью и конкретностью формулировок. Безусловно, применение мультимедийных электронных учебников не в состоянии заменить то, что может и должен получить обучающийся на практических занятиях у постели больного, в перевязочной, операционной и пр.
Другим важным преимуществом компьютер-
Актуальт проблеми сучасно! медицини
ных технологий является возможность подключения к сети Internet для получения или передачи видеоматериалов. С помощью этой системы доступными становятся контакты в режимах online и off-line с любыми учебными заведениями мира, участие в научных симпозиумах, семинарах и наблюдение за ходом оперативных вмешательств в ведущих зарубежных клиниках. Для консультаций в удаленных и труднодоступных районах может применяться телемедицина, где для получения оперативных материалов в течение нескольких минут может быть использован Internet. Единственным условием для этого является наличие устойчивой системы связи и наличие современного компьютера.
Накопленный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет: организовать совместные исследовательские работы студентов, врачей, преподавателей, научных работников из различных межрегиональных или межгосударственных вузов, научных и учебных центров. Он может обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых с привлечением самых авторитетных специалистов; проведя консилиумы; создавать сети дистанционного обучения студентов, повышения квалификации работников практического здравоохранения; оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим вопросам и темами совместных проектов; формулировать у партнеров (студентов, преподавателей и др.) коммуникативные навыки и культуру общения; прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, добывать и обрабатывать информацию с помощью самых современных компьютерных технологий; создавать подлинную профессиональную, в том числе и иноязычную языковую среду, формулируя потребность в изучении иностранных языков; способствовать культурному, гуманитарному развитию студентов и врачей [2, 3].
Телевидение, электронная почта, видео, видеодиски, компьютерная графика предоставляют возможность получения образной информации, которая усваивается лучше, чем текстовая. Современные студенты и врачи должны интегрировать вербальную и графическую информацию, звук и анимацию, демонстрировать свое понимание идей, теорий, а не только их механически запоминать.
Именно поэтому, как нам кажется, применение новейших информационно-компьютерных технологий в изучении хирургии является весьма полезным и перспективным, поскольку в своей специфике медицинской дисциплины включают в себя большое число практических навыков, помимо теоретических аспектов, которые могут быть приобретены лишь в результате работы в клинике или лаборатории.
Не секрет, что решающим источником эконо-
мического роста всё больше становятся знания, а также генераторы новых знаний - учёные, конструкторы, инженеры, врачи и другие специалисты. Система телемедицины даёт возможность создать единую электронную базу данных пациентов, что является современным и перспективным направлением в медицине.
При проведении внебольничного мониторинга пациент постоянно носит на себе датчик в виде наручных часов, информация с которого передаётся через мобильный телефон в компьютер лечащего врача («домашняя телемедицина»). Качественно новый вид медицины - телеметрия, когда миниатюрный регистратор («часы -электрокардиограф») даёт возможность врачу и пациенту через Интернет получать информацию в течение суток и на протяжении всего периода жизни человека [6, 7, 5].
Выпускники медицинских ВУЗов нередко слабо владеют инструментальными и лабораторными методами обследования больных, недостаточно знают способы оказания скорой и неотложной помощи, плохо разбираются в вопросах дифференциальной диагностики заболеваний, не все могут расшифровать электрокардиограмму, определить группу крови и резус-принадлежность.
В настоящее время важной задачей является полная модернизация системы обучения и информатизации здравоохранения. Компьютерное тестирование студентов, создание банка мультимедийных обучающих программ, доступ в Интернет предполагают достаточное финансирование, чего сейчас нет. Без кадрового, материально-технического, методического обеспечения учебного процесса большого прорыва в системе обучения не будет.
Таким образом, современные информационно-компьютерные технологии позволяют обеспечить процесс обучения хирургии необходимым материалом; доступ к отечественным и зарубежным электронным библиотекам; дистанционную форму обучения; обратную связь между преподавателем и студентом. Внедрение современных методов обучения в освоении хирургии дает возможность гармонично соединить практическую работу обучающихся с высоким уровнем усвоения теоретических программ, что, несомненно, будет способствовать улучшению качества подготовки студентов и молодых врачей, конкурентоспособных во всех странах.
Литература
1. Березницький Я.С., Сулима В.П. Викладання факультет-ськоТ xipyprii в експериментальних умовах переходу на кредитно-модульну систему навчання // Вюник Укр. мед. стомат. академп "Акт. проблеми сучасноТ медицини". -Полтава, 2006. - Т. 6, вип. 1-2. - С. 294 - 297.
2. Бутирський О.Г., Хаджиев О.Ч., Ващук В.В. та ¡н. Модер-ызац1я навчального процесу ¡з загальноТ xipyprii в кон-тексл Болонського процесу // Вюник Укр. мед. стомат. академп "Акт. проблеми сучасноТ медицини". - Полтава, 2007. - Т. 7, вип. 1-2. - С. 2999 - 301.
3. Гринцов А.Г., Христуленко A.A., Совпель О.В. и др. Компьютерное тестирование в преподавании хирургии // Bi-
Том 7, Выпуск 1-2
307
BiCHHK Украгнсъког медичног стоматологгчног академШ
сник Укр. мед. стомат. академп "Акт. проблеми сучасноТ медицини". - Полтава, 2007. - Т. 7, вип. 1-2. - С. 301 -302. 6.
Каминский И.В., Ильченко Ф.Н. Компьютерные технологии и современные методы визуализации в преподавании курса факультетской хирургии // Вестник неотл. и 7 восстанов. медицины. - 2004. - Т. 5, № 2. - С. 383 - 384. 5. Павлюк Е. Что такое телемедицина? // Укр. мед. газета. - 2006. - № 2. - С. 18.
Перцов В.И., Гриценко С.Н. Использование компьютерных технологий для подготовки и повышения квалифи-
Реферат.
кации студентов и врачей //Бть, знеболювання. 1нтенси-вна Tepanifl. - 2004. - № 2. - С. 236 - 237. Пщаев A.B., Передерм В.Г. Болонський процес в GBponi. Що це таке i чи потр1бний вш в УкраТж? - Одеса: Одес. держ. мед. ун-т. - 2004. - 190 с.
Фисталь Э.Я., Самойленко Г.В., Фистапь H.H. и др. Использование электронной системы «Врач и пациент в системе преподавания пластической хирургии» // Вюник Укр. мед. стомат. академп "Акт. проблеми сучасноТ медицини". - Полтава, 2007. - Т. 7, вип. 1-2. - С. 312 - 314.
HOBI 1НФОРМАЦ1ЙН1 ТЕХНОЛОГИ НА Х1РУРГ1ЧН1Й КАФЕДР1 В ПЕРЮД РЕФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ П1ДГОТОВКИ ФАХ1ВЦ1В. Колкин Я.Г., Хацко В.В., Дудш О.М., Межаков C.B., Шаталов О.Д. Ключов1слова: комп'ютеры технологи, електронний пщручник, навчання.
Використання комп'ютерних технолопй розширюе можливост тзнання нового матер1алу i його розумння. Комп'ютеры поабники дозволяють використовувати графину, звукову i вщеонформац1ю в навчаны нового поколння лкар1в. Перевагою комп'ютерних технолопй е можливють групового або ¡ндивщуального пщключення до мереж1 Internet для одержання або передач! вщеоматер1ал1в. Упро-вадження сучасних метода навчання буде сприяти полтшенню якост1 пщготовки студенев i молодих niKapiB.
УДК 616.31+617(07.07)
РОЛЬ САМ0СТ1ЙН01 Р0Б0ТИ СТУДЕНТ1В-СТ0МАТ0Л0Г1В ПРИ ВИВЧЕНН1 Х1РУРГП
Харювський нацюнальний медичний уыверситет Кафедра xipypriMHnx хвороб (зав.кафедри - член-кореспондентАМНУ, професор В.1.Лупальцов) Лупальцов B.I., Лях О.В., Ворощук P.C.
У дант poöomi проанал1зовано doceid тдготовки cmydenmie стоматолог1чного факультету утверситету з xipypгii. При цьому висвтлено значення в освоент дисциплти таких важливих eлeмeнmiв, як cамocmiйнoi роботи студента та постшного р0ення тестових завдань, як в пoдальшi роки . будуть виргшальними при вивченш дисциплти. Автори вказують на об'ективш mpyднoщi при ocвoeннi предмету, як в аудиторн так i в поза аудиторн години роботи студента в клiнiцi.
Ключов1 слова: самостмна робота студенлв, xipyprifl
Постановка проблеми та анал1з останшх до-слвджень та публшацш.
Кафедра хфурпчних хвороб майже на протяз1 25 роюв викладаех1рурпю студентам стоматоло-пчного факультету. За цей час неодноразово пщымалося питания по удосконаленню вивчен-ня ц1еТ дисциплЫи студентами-стоматологами. Використання машинного та без машинного метод^ викпадання дисциплин, проведения ком-п'ютерного контролю за ступенем засвоення р1з-них роздтв х1рурпчних хвороб та ¡нш1 нововведения були направлен! на те, щоб студент зм1г устшно засвоТти наростаючий обсяг знань з дисциплин. 3 ц1ею цтлю в учбовий процес були впроваджеы циклова та стрнкова системи про-ходження курсу х1рурги. Але \ до цього часу не знайдено найкращоТ форми освоения матер1алу з дисциплин.
В даний час дуже багато надм чекаемо вщ прогресивноТ методики викладання х1рурги, яку общяють при вттены в життя елемент1в Болон-ськоТ системи в вищм школк Вона повинна зна-чно полтшити засвоення широко! ¡нформаци по яюсному лкуванню хворих на х1рурпчну патоло-пю. Засвоення теоретичного та практичного курсу з хфурги надасть можливють майбутньому лкарю надавати хворому весь спектр допомо-
ги в ургентнм та плановм х1рурги.
Для цього, на наш погляд, необхщно докласти великих зусиль кафедральному колективу, щоб актив^увати серед студент! в ва вид и аудитор-но1 та поза аудиторноТ роботи, ч1тко поставити студенту цть, завдання, забезпечити його методичною л1тературою та наглядними поабниками.
Обговорення результат1в та матер1ал1в досл1-дження.
В даний час на вивчення хфурги для студенев стоматолопчного факультету выводиться дуже замало аудиторних годин. За цей же час студент повинен засвоТти бтьший обсяг необхщних тео-ретичних знань та практичних навичок з дисциплин. Студент повинен усвщомити, що у випад-ках виникнення критичних ситуацм в сусптьств1 кожний стоматолог е потенцмним хфургом, а це потребуе в1д спе^алюта вмто провести надан-ня невщкладноТ допомоги потерптому. Вщ якос-т1 ц1еТ допомоги та ТТ своечасност1 залежить життя потерптого. Тому весь об'ем необхщних знань студент повинен засвоТти при проходжены курсу х1рурпчних хвороб.
Одыею з форм засвоення матер1алу по невщ-кпаднм хфургп е ршення тестових задач. Останы надаються студенту на заняттях по пев-