Научная статья на тему 'Некоторые вопросы оптимизации внутриаудиторной самостоятельной работы студентов на курсе общей хирургии, построенной на основе принципов кредитно-модульной системы'

Некоторые вопросы оптимизации внутриаудиторной самостоятельной работы студентов на курсе общей хирургии, построенной на основе принципов кредитно-модульной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутриаудиторная самостоятельная работа / кредитно-модульная система / оптимизация обучения / проблемы обучения / внутрішньоаудиторна самостійна робота / кредитно-модульна система / оптимізація навчання / проблеми навчання.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко В. В., Николаев А. И.

В работе осуществлена попытка создания рациональной схемы технологической карты занятия на цикле общей хирургии, построенного на требованиях кредитно-модульной системы на основе оптимизации внутриаудиторной самостоятельной работы студентов. Обсуждаются возникающие при этом проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко В. В., Николаев А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ДЕЯКІ ПИТАННЯ ОПТИМІЗАЦІЇ ВНУТРІШНЬОАУДИТОРНОЇ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ НА КУРСІ ЗАГАЛЬНОЇ ХІРУРГІЇ, ЩО ПОБУДОВАНИЙ НА ЗАСАДАХ ПРИНЦИПІВ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЇ СИСТЕМИ.

В роботі здійснена спроба створення раціональної схеми технологічної карти заняття на циклі загальної хірургії, що побудований на вимогах кредитно-модульної системи на основі оптимізації внутрішньоаудиторної самостійної роботи студентів. Обговорюються проблеми, що виникають при цьому.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы оптимизации внутриаудиторной самостоятельной работы студентов на курсе общей хирургии, построенной на основе принципов кредитно-модульной системы»

BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

вивчення науки.

Висновок

Перед викладачами вищоТ школи стоТть за-вдання розробити концепц1ю медичноТ осв1ти, хоттося вщзначити, що увага ттьки на зовышы складов! його безперервност1 забезпечити лише формальний перехщ вщ одного етапу до ¡н-шого. Дуже важливо реал^увати внутршы на-працювання та резерви, як1 дозволяють реально

знань студенев за Болонським процесом мае бути:

- вщмова вщ ¡снування традицмних оцнок;

- оцнювання знань студенев в тих балах, вщ-повщноТ шкали, як1 вони отримали, при вивчены зм1стових та пщсумкових модуле;

- оцнювання по шкал1 ECTS не за ктьюстю студенев, а за набраними балами, на протяз1 навчальних семестра, модуле.

розв'язати проблеми медицини. Оцнювання

Реферат

ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ У СТУДЕНТОВ 11-111 КУРСОВ

МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ БОЛОНСЬКОГО ПРОЦЕССА

ЗубахаА.Б, Л1гоненко A.B., ЧернаяИ.А., СтороженкоА.В., Шумейко И.А., ГорбЛ.И.

Ключевые слова: общая хирургия, содержательный и итоговый модуль, производственная практика.

Статья посвящена изучению общей хирургии и проведению производственной практики на 11-111 курсах медицинского факультета.

УДК: 617-001: 378.147

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВНУТРИАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КУРСЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ, ПОСТРОЕННОЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Кафедра общей хирургии №1 Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького Иващенко В.В., Николаев А.И.

В работе осуществлена попытка создания рациональной схемы технологической карты занятия на цикле общей хирургии, построенного на требованиях кредитно-модульной системы на основе оптимизации внутриаудиторной самостоятельной работы студентов. Обсуждаются возникающие при этом проблемы.

Ключевые слова: внутриаудиторная самостоятельная работа, обучения.

В течение последних 20 лет коллектив Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького работает по разработанной им и внедренной в практику системе программно-целевого управления качеством подготовки специалистов, в основу которой положен профессионально-деятельный подход. Отличительной особенностью такого методологического подхода является ориентация процесса обучения на всех его уровнях на конечные цели -профессиональную деятельность^].

Управление процессом обучения предусматривает выполнение ряда условий, а именно: определение целей обучения, обеспечение исходного уровня знаний и умений, оганизацию обучения в соответствии с алгоритмом профессиональной деятельности и обеспечение обратной связи с коррекцией обучения.

Такой подход в сущности своей органически связан с идеями кредитно-модульной системы, которая предусмаривает в рамках строго регла-ментировного учебного времени, на основе преимущественно самостоятельной активной деятельности студенов, наиболее полно реализовать конечные цели обучения.

Однако достижение указанной цели в сложившихся в современных социально-экономических условиях в стране связано с

кредитно-модульная система, оптимизация обучения, проблемы

определенными трудностями, ведь неслучайно настоящий этап внедрения кредитно-модульной системы носит экспериментальный характер. Трудности эти связаны 1) с необходимостью существеного пересмотра тематического плана по курсу общей хирургии в строну явного сокращения „традиционно сложившейся тематики", устоявшейся и оправдывающей себя в течение длит ельного времени в отечественной педагогической школе и, естествеенно, количества часов на время обучения, 2) необходимостью сокращения количества студенов в академической группе до 5-6, вместо традиционно сложившихся 10-14, что связано с необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, изыскивать которые чрезвычайно трудно в переходной период, 3) сведением до минимума традиционных, хотя и малоэффективных, но прочно устоявшихся в умах многих преподавателей, информационно-иллюстративных форм обучения (что наиболее сложно) и 4) необходимостью обеспечения определеного исходного уровня знаний студентов перед каждым занятием, обеспечивающим во многом выполнение поставленных целей

Несомненно, попытка революционным путем в одночасье решить эти трудности заведомо обречена на провал. Поэтому в их преодолении

необходимо решение доступных, адаптированных к реалиям задач, выполнение которых и позволит, по нашему мнению, реадлизовать поставленные стратегические задачи обучения.

Если решение первого и второго пункта возникающих проблем во многом зависит от адекватности мероприятий, проводимых центральными органами управления образованием ( центрального методического кабинета, министерства финансов и др.) - обеспечивать планомерное и беспрекословное выполнение уже принятых решений и постановлений без „исключений", „дополнений", и попыток лоббирования чьих-либо интересов, то решение остальных пунктов все-таки вполне по силам большинству творческих профессорско-преподавательских коллективов.

Важнейшим направлением в этой работе является преимущественная периориентация преподавателей на повышение эффективности самостоятельной работы студентов (и, прежде всего, внутриаудиторной), с использованием активных форм обучения, где наиболее сильны и устойчивы элементы консерватизма.

Общеизвестно, что наиболее прочные и эффективные знания и умения обычно достигаются в результате самостоятельной работы студентов, ибо в основе этого процесса лежит максимальная мотивация обучаемого, обеспечивающая творческое освоение информации на протяжении всего периода обучения[2]. Во время занятия она реализуется главным образом в виде целевых обучаемых заданий. Все составляющие такого задания должны быть выражены в виде профессиональной деятельности. Под термином «задание» следует понимать словесную модель ситуации, с которой будущий специалист может встретиться в своей профессиональной деятельности, модель какого-то процесса, либо реальный объект профессиональной деятельности. В обучении врача - это больной, которого необходимо обследовать, построить диагностическую гипотезу, провести дифференциальную диагностику и выбрать соответствующее лечение.

Вместе с тем, для успешного претворения в жизнь этой деятельности необходим определенный познавательный фундамент студента, другими словами, начальный исходный уровень знаний, получить в большинстве своем который без опоры на наставника, не удается. В этой связи одной из главных задач в процессе обучения является достижение в максимально короткое время минимального уровня знаний, с помощью которых удается включить наиболее эффективные механизмы самостоятельной работы студентов.

Достигнуть этого необходимого уровня знаний, приступая к изучению цикла общей хирургии, далеко непросто, так как студенты впервые переступают порог клиники, впервые непосредственно контактируют с больным человеком, они

еще не знакомы с основными методами исследования больного и принципами лечения хирургических болезней. Поэтому роль преподавателя в начальных занятиях цикла в решении возникающих дидактических задач чрезвычайно велика и упор вынужденно делается на традиционный информационно-иллюстративный метод обучения, который, как правило, не способствует активации мыслительной деятельности студента и не побуждает его к творческой самостоятельной работе.

Следующий существенный «трудный момент» - процесс курации хирургического больного. Многолетний педагогический опыт показывает, что наиболее эффективный метод самостоятельной работы студента - курация больного, может быть достаточно эффективным, занимая во времени 1-1,5 часа, а ведь среднее время занятия 2 академических часа! За это непродолжительное время необходимо оценить исходный уровень знаний, довести его до необходимого, решить основные цели, поставленные на занятии, и провести итоговый адекватный заключительный контроль знаний, и при этом, предполагая все-таки на переходном этапе наличие в группе от 8 до 10 человек! Следовательно, наиболее существенная задача сегодня на уровне вуза-кафедры на пути внедрения кре-дитно-модульной системы - создание адекватной по времени и целям эффективной технологической карты занятия. Путь этот неоднозначен, требуется время для апробации различных подходов, но суть его лежит, по нашему мнению, в оптимизации внутриаудиторной самостоятельной работы студентов, на некоторых принципиальных с нашей точки зрения аспектах организации которой, учитывая первый опыт работы, хотелось бы остановиться.

Накопленный многолетний опыт обучения студентов на кафедре общей хирургии позволяет сделать вывод, что достичь необходимого уровня знаний студентов возможно только при такой организации учебного процесса, при которой на долю самостоятельной работы приходится не менее 70% учебного времени. Такая внушительная цифра, естественно, может вызвать опасения, связанные со снижением роли преподавателя в организации и проведении учебного процесса. Мы считаем, что соблюдение подобного принципа только способствует повышению роли преподавателя в усвоении учебного материала ибо самостоятельная работа на занятии должна проводиться либо под постоянным, либо перманентным его контролем ( с этапной коррекцией деятельности студента). Мы убеждены, что самостоятельная работа студентов 3 курса на занятии по общей хирургии без контроля преподавателя невозможна. Элементы самоконтроля и самокоррекции возможны лишь при решении заданий на бумаге и специальных тренажерах. Это связано с отсутствием у студентов 3 курса соответствующих деонтологических на-

В1СНИК Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш

выков и клинического опыта, недостаточной мотивацией многих студентов в обучении, связанной с особенностями переходного периода в жизни страны, недостаточным количеством необходимых тренажеров, современного технического оснащения, одновременным приходом на занятия нескольких групп студентов, превышающих 5-6 человек в группе, что вызывает повышенную психологическую и физическую нагрузку на курируемых студентами больных. Виды внутриаудиторной самостоятельной работы студентов на кафедре общей хирургии чрезвычайно многообразны. Это курация больных, ку-рация больных с написанием академической истории болезни, отработка практических навыков, работа на тренажерах, в перевязочной, операционной, решение ситуационных задач, тестовых заданий и др.

По нашему мнению, минимальным реальным условием для проведения идей кредитно-модульной системы является компьютеризация учебного процесса с мультимедийной демонстрацией. Выполнение этого условия вполне реально сегодня для вузов, в которых проводится эксперимент. Следующее обязательное условие - при изучении любой темы - работа с тематически пациентом, чему всегда способствует многопрофильность клиники. Работа нашей кафедры, в том числе и на базе урологического отделения, позволяет наиболее полно представлять для обучения широкий спектр нозологических единиц, наличие которых в современных отделениях общехирургического профиля может быть проблемным (врожденная патология, инодные тела, свищи, более широкий спектр гнойно-септической патологии, онкозаболевания и др.).

В течение первых 10-15 минут занятия изучается исходный уровень знаний студентов с помощью компьютерного тестового контроля ( без компьютерных технологий самый совершенный тестовый контроль знаний занимает не менее 30 минут учебного времени). Следующий этап ( 15 минут) попытка доведения исходного уровня знаний до необходимого или близкого к нему, ибо в любом случае пребывание студента на занятии в независимости от исходного уровня знаний должно быть полезным. С помощью мульти медийной демонстрации формулируются узловые вопросы темы, вокруг которых концентрируются основные цели занятия, при этом используем известный в педагогической практике метод опорных сигналов.

В дальнейшем каждый студент получает конкретное практическое задание, в сумме которые соответствуют всем поставленным целям занятия. При этом элементы курации используются

на каждом занятии (включающие прежде всего элементы сбора анамнеза и определение признаков хирургических заболеваний). Для проведения курации с целью написания академической истории болезни проводим отдельное занятие. В процессе контроля за выполнением каждого из поставленных заданий студент получает оценку за определенный вид профессиональной деятельности, при этом присутствуют и принимают участие в обсуждении все студенты группы. Заключительные 15 минут занятия посвящаются заключительному компьютерному итоговому контролю знаний, по результатам которого выставляется вторая оценка.

Несомненно, предлагаемый проект технологической карты занятия носит схематический характер. Но эта одна из попыток в новых условиях не потерять тот классический педагогический багаж, который был накоплен предшествующим поколением отечественной педагогической хирургической школы, при этом соответствуя принципам кредитно-модульной системы обучения.

Пути совершенствования самостоятельной работы студентов на кафедре общей хирургии лежат в сохранении разумного взаимоотношения необходимого традиционного информационно-иллюстративного метода обучения и проблемного (оптимальным мы считаем соотношение 1:4). Необходимо уходить от перегрузки студентов учебным материалом, чтения микролекций с переходом на активные методы обучения с разумной интеграцией и интенсификацией преподавания.

Следует стремиться к определению на научной основе наиболее рациональных способов руководства самостоятельной работой студентов, к созданию современных, постоянно обновляющихся методических пособий управляемого типа, к привлечению студентов к научно-исследовательской работе.

Огромное значение в организации самостоятельной работы играет преподаватель, его всесторонняя образованность и эрудиция, уровень квалификации, личный пример наставника, а также создание благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе и студенческой среде.

Литература

1. Казаков В.М., Талаенко О.М., Гарша М.Г., Каменецький М.С. Система безперервноТ медичноТ осв1ти ( методоло-пя управлшня).-Донецьк.:Здоров'я, 1993.-175С;

2. Хасабов Г.А., Кнышева С.П. Об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов третьего курса // Вопросы педагогики и психологии высшей медицинской школы:Тез.докп. респ. конф.-Донецк-Киев, 1983.-С.81-82.

Реферат.

ДЕЯК1 ПИТАНИЯ 0ПТИМ13АЦ11 ВНУТР1ШНЬ0АУДИТ0РН01 САМ0СТ1ЙН01 РОБОТИ СТУДЕНТ1В НА КУРС1 ЗАГАЛЬН01 Х1РУРГ11, ЩО ПОБУДОВАНИЙ НА ЗАСАДАХ ПРИНЦИП1В КРЕДИТН0-М0ДУЛЬН01 СИСТЕМИ. В.В. 1ващенко0.1. Нколасв

Ключов1 слова: внутршньоаудиторна самостшна робота, кредитно-модульна система, оптим1зац1я навчання, проблеми навчан-ня.

В робол здшснена спроба створення рацюнально!' схеми технолопчноТ карти заняття на цикл1 загальноТ мрургп, що побудова-ний на вимогах кредитно-модульноТ системи на основ! оптим1зацп внутршньоаудиторно!' самостшноТ роботи студенев. Обгово-рюються проблеми, що виникають при цьому.

УДК 616-001.17

П1СЛЯДИПЛОМНА П1ДГОТОВКА Л1КАР1В-КОМБУСТ1ОЛОГ1В ТА Л1КАР1В СУМ1ЖНИХ СПЕЩАЛЬНОСТЕЙ.

Нацюнальна медична академ1я пюлядипломно!' осв1ти ¡м. П.Л.Шупика, м.КиТв Козинець Г.П., Васильчик Ю.М.,. Циганков В.П

Висвгтлена необхгднгсть для надання висококвалгфгкованог допомоги хворим з опгковою травмою за допомогою проведення пгдготовки лгкаргв-курсантгв за спецгальнгстю «Комбустгологгя», про-ведення передатестацгйних циклгв, а також для пгдвищення теоретичних знань та практич-них навичок у лгкаргв сумгжних спецгальностей на вигзних циклах та циклах тематичного удо-сконалення по опгковгй травмг, що проводяться в НМАПО 1м. П.Л.Шупика. Показана висока ефе-ктивнгсть навчання, яка проводиться за учбовими програмами з охопленням всього об'ему теоретичних знань та практичних навичок необхгдних лгкарю-комбустгологу, та лгкарям сумгж-них спещальностей, а також перевгрки засвоених знань внаслгдок проведення практичних г се-мгнарських занять та використання методики пгдготовки та захисту рефератгв. Висвгтлена участь лгкаргв курсантгв у лгкувальному процесг. На основг вищевикладеного, проведення циклгв спецгалгзацгг, передатестацгйног пгдготовки для лгкаргв-комбустгологгв, а також циклгв тема-тичного удосконалення для лгкаргв сумгжних спецгальностей, значно покращило якгсть надання медичног допомоги у постраждалих з опгковою травмою.

Ключов1 слова: откова травма, ранне оперативне лкування, практичш заняття.

населения: 4,28% в 2006 роц1 проти 4,5%

Вступ.

Термны ураження у оаб постраждалих вщ отюв незалежно вщ вку представляють складну медичну та економнну проблему. Лкування опн ково1 травми мае своТ особливост1, як в кпнн-ному переб1гу, так \ в консервативному та оперативному лкуваннк

Щорнно в УкраТы за медичною допомогою звертаеться бтьше 64.000 постраждалих вщ опковоТ травми. В 2006 роц1 в УкраТы зареест-ровано 59.735 випадюв оп1к1в серед дорослого, що скпадало 13,2 на 10.000 дорослого населения проти зареестрованих 53.735 - в 2005 роц1, що скпадало 13,5 на 10.000 дорослого населения.

В 2006 роц1 в УкраТы зареестровано 9.534 ви-падюв оп1к1в серед дитячого населения, що складало 14,1 на 10.000 дитячого населения проти 9.901 - в 2005 роц1 (14,2 на 10.000 дитячого населения).

Частота отюв в УкраТы постмно зменшуеться. Лише за останы 5 роюв виявляеться тенденцт до зменшення оптового травматизму серед дорослого населения на 20,6%, серед дитячого на 10,3%, в той же час вщмнаеться збтьшення ступеню важкост1 оп1к1в пац1ент1в похилого та старечого в1ку \ оп1к1в у д1тей до 3 роюв.

Вщмнена тенденцт до збтьшення спец1ал1зо-ваноТ допомоги дитячому населению, що забез-печило зниження летальное^ до 0,19% в 2006 роц1 проти 0,25% в 2005 роцк Також вщмнаеть-ся деяке зниження летальное^ серед дорослого

2005 роцк В структур! летальное^ серед дорос-лих переважають хвор1 похилого та старечого вку, особи без постмного мюця проживания з багатьма супутыми захворюваннями, пац1енти з хроычним алкогол^мом. Середня тривалють ль кування серед дорослих пац1ент1в складала 16,79 д1б в 2006 роц1, проти 16,8 - в 2005 роцк Серед дитячого населения ц1 показники скпада-ли 12,4 та 12,9 доби вщповщно. Робота л1жка в опкових вщдтеннях на протяз1 останых роюв стабтьно скпадае 310 д1б, при и оберт1 - 15,115,7.

Згщно статистичних даних до 20% хворих з поширеними поверхневими та глибокими опка-ми проходять лкування в опкових вщдтеннях де отримують висококвалфковану медичну до-помогу. В той же час до 50% постраждалих з числа зареестрованих з поверхневими отками до 5% поверхы тта медичну допомогу отримують в умовах пол1шыки. Хвор1 з поверхневими опка-ми до 10-12% лкуються в умовах ЦМЛ та ЦРЛ. 30% вщ числа зареестрованих хворих з глибокими опками до 5% поверхы тта первинно ль куються в х1рурпчних та травматолопчних стацн онарах. Медична допомога в першу добу теля отримання оп1к1в в районних та мюьких лкарнях надаеться лкарями сум1жних спещальностей -анестезюлогами-реаыматологами, хфургами, травматологами.

Завдяки тому, що в спец1ал1зованих опкових вщдтеннях де е висококвалфкований медич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.