DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_176 УДК 378.6
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Ордоков Мирзабек Хаутиевич,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
В статье рассматриваются пути совершенствования повышения квалификации сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Повышение квалификации сотрудников требуется для того, чтобы можно было улучшить их уровень, усовершенствовать качество работы. Это достигается не только путем получения сотрудниками новых знаний, но и за счет внедрения новых методов управления. Чем они эффективнее, тем успешнее будет результат. Чем лучше профессиональная подготовка, тем выше компетенция сотрудника. Он должен иметь не только узкие професси -ональные знания, но и достаточно широкий кругозор. Это необходимо для решения ряда проблем, в которых требуется иметь дополнительные знания.
Ключевые слова: сотрудники полиции; повышение квалификации; совершенствование; самоорганизация; самодисциплина.
UDC 378.6
WAYS TO IMPROVE THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF POLICE OFFICERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF RUSSIA
Ordokov Mirzabek Kh.,
Senior Lecturer of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
The article discusses ways to improve the professional development of police officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professional development of employees is required in order to improve their level, improve the quality of work. This is achieved not only by obtaining new knowledge by employees of the Ministry of Internal Affairs, but also by introducing new management methods. The more effective they are, the more successful the result will be. The better the professional training, the higher the competence of the employee. He should have not only narrow professional knowledge, but also a fairly broad outlook. This is necessary to solve a number of problems in which additional knowledge is required.
Keywords: police officers; professional development; improvement; self-organization; self-discipline.
Педагогические исследования
Повышение квалификации - это актуальная задача, стоящая перед сотрудниками по -лиции. Преступность постоянно развивается, современный мир устроен таким образом, что большие объемы информации сменяют друг друга ежедневно. Полицейские должны уметь ориентироваться в царящем хаосе, обладать постоянно обновляющейся информацией, быть не только в курсе событий, но и любых изменений законодательства. В данном случае традиционных знаний, которые дает академическое образование, может быть недостаточно.
Социальная сфера активно развивается, динамика ее изменений быстрая, часто меняется и нормативно-правовая база. Из-за этого полицейским приходится часто повышать свою квалификацию, не прерывая профессиональной деятельности. Для решения этой проблемы можно рассмотреть изменение сути процесса, связанного с повышением квалификации. Наша задача заключается в анализе самой системы повышения квалификации сотрудников полиции, изучении проводимых мероприятий и возможности повышении их качества и эффективности. Стоит учесть полученный за многие годы опыт министерства в целом, исключить ошибки, выбрать максимально действенные методы обучения.
Процесс совершенствования должен касаться не просто системы образования, но и того, каким образом она управляется. Управление - это основная функция для любой организованной системы. От того, насколько грамотно и удобно оно организовано, зависит и качество работы такой системы. За счет грамотной организации система не только поддерживает способность работать, но и может выполнять определенные задачи, реализовывать программы, исходная структура при этом не будет нарушена [2; 5].
К управлению относятся следующие функции:
- Планирование.
- Прогнозирование.
- Выбор решений.
- Контроль.
- Мотивация.
- Организация.
Повышение квалификации уже действующих сотрудников требуется для того, чтобы можно было улучшить их уровень, усовер-
шенствовать качество работы. Это достигается не только путем получения сотрудниками МВД России новых знаний, но и за счет внедрения новых методов управления. Чем они эффективнее, тем успешнее будет результат. Чем лучше профессиональная подготовка, тем выше компетенция сотрудника. Он должен иметь не только узкие профессиональные знания, но и достаточно широкий кругозор. Это необходимо для решения ряда проблем, в которых требуется иметь дополнительные знания, например, связанные с раскрытием преступлений в сфере высоких технологий, экономической сфере, изучении мошеннических схем.
За счет повышения квалификации действующий сотрудник может получить новые знания в любой необходимой области, развить навыки, которые требуются ему на службе, а также подтянуться до тех требований, которые предъявляются к сотрудникам министерством. Для того чтобы повышение квалификации было эффективным, на не просто отнимало время и служило для отчетности, требуется изучить вопросы, которые действительно актуальны. Например, целесообразно выявить, какие именно проблемы и задачи являются актуальными. Выявление может работать в нескольких направлениях, например:
- Руководитель - воспитатель.
- Офицер - профессионал.
- Командир - начальник.
- Сотрудник - гражданин.
При организации курсов важно учесть, каким образом происходит взаимодействие между перечисленными категориями сотрудников и граждан. Освоение этих функций происходит на курсах повышения квалификации через учебную, воспитательную, методическую и организационную деятельность. Для образовательной деятельности важно выбрать актуальные пути развития повышения квалификации [1; 3; 4].
1. Воспитательные задачи являются одними из наиболее важных. Поэтому стоит уделять внимание патриотизму. Достаточно часто совершается ошибка, при которой упор делается на пропаганду, которая не воспринимается курсантами. Следует наладить технологии, требуется уметь заинтересовать слушателей, правильно объяснить важность вопроса, пробудить эмоции
и истинные патриотические чувства, заложенные в каждом человеке. Социальные и воспитательные функции образовательных учреждений постоянно меняются, они развиваются параллельно с окружающим миром. В процессе повышения квалификации преподавателям приходится учитывать это и проводить более глубокую работу с курсантами. Патриотическое воспитание может не только повысить старательность сотрудников при исполнении должностных обязанностей, но и раскрыть в них творческий потенциал, дать стимул к социальной активности. Важно, чтобы у сотрудника было понимание, ради чего он несет службу, какую пользу обществу и Родине она приносит. В правильно проработанной методике патриотические чувства должны подкрепляться самой системой мировоззрения. Должна возникнуть определенная система взглядов и потребностей, ценностей, способностей, которые будут проявляться в обыденной жизни и на практике. Патриотизм должен занять прочное место в профессиональной деятельности. Полицейский в первую очередь должен понимать, что исполняет долг перед Родиной, что его деятельность играет важную роль для общества и страны в целом. Это современная программа, которая позволяет не просто направить человека в нужном направлении, но и простимулировать его к саморазвитию. В таком методе используется синергетический подход. Он позволяет создать в человеке определенный алгоритм действий. Человек самодисциплинируется, приобретает полезные привычки, которые останутся у него и после прохожде -ния обучения. Такой подход позволяет провести качественное патриотическое воспитание. Необязательно для этого отправлять сотрудников на повышение квалификации, патриотизм прививать можно и в отделе.
2. Применение классических методов и основ педагогических исследований. Важно осуществлять комплексный подход, выбирать те материалы, которые отражают сущность процессов, происходящих в обществе. В качестве основы можно использовать синергетику. Она позволяет сформировать в человеке определенные духовные потребности, привычки, качества личности, помогает научиться самоорганизации. Последнее качество может пригодиться и на службе, и в
обыденной жизни. Достаточно мало людей, которые могут грамотно организовать рабочий процесс самостоятельно или обладают достаточной выдержкой и усидчивостью. Личность должна иметь гуманистические ценности, желание самостоятельно познавать новое и развиваться. Такой подход позволяет даже после окончания курса повышения квалификации рассчитывать на то, что сотрудник сам захочет быть в курсе событий, получать новые знания и самосовершенствоваться.
3. Изменение организационной структуры системы повышения квалификации на более прогрессивную. Дело в том, что существующая схема - горизонтально-функциональная. Это не самый эффективный вариант, так как при нем может дублироваться деятельность вышестоящих по рангу преподавателей. Она уделяет мало значения личностному росту и проявлению индивидуальности сотрудника.
4. Принятие и внедрение в методику обучения определенных знаний и навыков, необходимых для каждого участника процесса. Применение определенных алгоритмов, которые помогут решить множество задач, позволит упростить и упорядочить учебный процесс, выбрать наиболее подходящие методы обучения.
5. Использование современных технологий. Например, это может быть внедрение электронных курсов. Можно использовать информационный портал АИС «Методика». В нем содержится большое количество методических материалов, которые могут пригодиться преподавателям. Кроме этого, ученики смогут проходить интерактивные занятия: это не только вызывает у них повышенный интерес, но и позволяет приобрести необходимые навыки и знания, которые могут пригодиться при несении службы. Чаще всего используется классический подход: это проведение лекций и семинаров.
Такой подход заставляет обучающихся оторваться от личности преподавателя, которая занимает центральное место при обучении и перейти к ведущей роли. Таким образом, они не только смогут выбрать решение поставленной пред ними задачи, но и сделать это самостоятельно, без вмешательства преподавателя. Важную роль играет возможность обучить курсантов самосто-
Педагогические исследования
ятельно принимать важные решения. Этот навык пригодится им, позволит избежать многих ошибок, заранее предусматривать возможные последствия при предпочтении того или иного варианта решения проблемы. Для того чтобы этого добиться, потребуется подключить локальную базу к информационной системе вуза.
Принимаемые управленческие решения должны быть грамотными и хорошо взвешенными. У сотрудников должно сформироваться понимание процессов, происходящих в обществе. Например, они должны четко представлять, как появляются разнообразные «цветные» революции, какие настроения в такие моменты преобладают в обществе, что именно толкает на фактическое свержение государственного строя. Важную роль отводят и для изучения таких проблем, как информационные войны. Последние занимают в современном обществе особое место. Они способны раздуть из нескольких слов тяжелые последствия, например, в форме военного конфликта. Учитывая все эти особенности, можно разработать специфическую модель, подходящую для повышения квалификации сотрудника. К субъектам разработки можно отнести [1; 5]:
- Преподавательский состав.
- Руководители.
- Сотрудники.
К объектам разработки относятся:
- Воспитательная, методическая, организационная, учебная часть.
- Создание расписания.
- Написание индивидуальных планов занятий непосредственно преподавателями.
- Применение учебно-методических комплексов.
- Создание тематических планов.
- Контроль образовательного процесса.
Если проанализировать учебную систему, связанную с повышением квалификации,
можно сделать вывод о том, что качество процесса зависит от следующих факторов [2-4]:
- Насколько четко и эффективно принимались управленческие решения.
- Как был спланирован учебный процесс.
- Насколько качественное в вузе материальное и методическое обеспечение.
- Как именно и в какой форме реализуются учебные и воспитательные задачи.
- Насколько качественно проводился контроль учебного процесса.
- Было ли реализовано материально-техническое обеспечение в должном объеме.
- Уровень контроля образовательного процесса.
- Обеспечение материально-технической базы.
В образовательной сфере постоянно проводятся разного рода эксперименты:
- Применение технически совершенных, новых методик воспитания, включая патриотические, в рамках обучения в целом.
- Постоянно проводятся исследования, направленные на совершенствование управления образованием и то, как лучше организовать повышение квалификации, какие именно дисциплины и знания должны туда входить.
- Постоянно анализируется и совершенствуется сам процесс подготовки.
- Разрабатываются способы решения проблем, возникающих при обучении сотрудников.
В результате этих процессов эффективность проводимых мер удалось серьезно повысить. Таким образом, по когнитивному компоненту рост составил 29 %, по эмотив-ному - 35 %, по конативному - 32 %. Это доказывает, что совершенствование способов и системы обучения приводит к достаточно высоким результатам у каждого сотрудника в отдельности.
Список источников _
1. Босомыкин А. Ф. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел российской федерации с правом ведения взрывных работ средствами опережающего обучения // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С. 210-212.
2. Бутиков А. И. Пути совершенствования практического обучения в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2 (90). С. 151-157.
3. Коблов Ф. Ч., Хадиков Р. Ш. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 47. С. 15-19.
4. Нагоева М. А. Формирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения, как условие повышения качества их подготовки // Межотраслевые исследования как основа развития научной мысли : сборник статей международной научно-практической конференции. 2019. С. 103-104.
5. Федулов Б. А., Заречнев Д. О. Совершенствование процесса повышения квалификации сотрудников полиции на базе образовательных организаций МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 32-34.
References _
1. Bosomykin A. F. Professional training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation with the right to conduct blasting operations by means of advanced training. Education. The science. Scientific personnel. 2018. No. 1. Pp. 210-212.
2. Butikov A. I. Ways of improving practical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 2 (90). Pp. 151-157.
3. Koblov F. Ch., Khadikov R. Sh. On the issue of improving the professional training of employees of internal affairs bodies during the period of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. Vol. 47. Pp. 15-19.
4. Nagoeva M. A. Formation of self-educational activity of university students in the learning process as a condition for improving the quality of their training. Intersectoral research as a basis for the development of scientific thought: a collection of articles of the international scientific and practical conference. 2019. Pp. 103-104.
5. Fedulov B. A., Zarechnev D. O. Improving the process of professional development of police officers on the basis of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The world of science, culture, education. 2021. No. 2 (87). Pp. 32-34.