ЧЕРКЕСОВ Радмир Мухаметбиевич,
майор полиции, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,
e-mail: [email protected]
КУШХОВ Хажмурат Лионович,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Кабардино-Балкарский государственный университет,
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Аннотация. Структуру качественной подготовки сотрудника ОВД составляют навыки, которые помогают ему в процессе решения задач службы. Он должен владеть основами и глубокими знаниями по своей специальности, иметь профессиональные навыки, которые помогут ему освоить свою профессию, пригодятся для становления личности, повысят конкурентоспособность на рынке труда, дадут старт для самообразования, получения новых знаний для повышения уровня самостоятельно. Он должен уметь применять полученные знания на практике, хорошо адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В современной системе образования компетентности сотрудников ОВД уделяется большое внимание и отводится центральная роль. При этом важную роль играет способность организовать процесс обучения таким образом чтобы сформировать у сотрудников необходимые профессиональные качества, а полученные профессиональные знания могли в будущем эффективно применяться на практике. Кроме этого, уделяется внимание самой личности обучающегося. В процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД обучают навыкам взаимодействия друг с другом, другими специалистами, простыми людьми, криминальными элементами, принимать решения в различных ситуациях, проявлять смекалку и инициативу. Установлено, что профессиональная компетентность должна стать неотъемлемым свойством личности сотрудника ОВД, в нее должны войти такие понятия как профессиональные знания, полезные личные качества и умения, которые пригодятся в работе. Сделан вывод о том, что сущность процесса формирования профессиональной компетентности сотрудников ОВД - слушателей образовательных организаций МВД России заключается в организованном и целенаправленном процессе обучения, в результате которого развиваются необходимые навыки и взгляды. Сотрудники ОВД учатся применять их на практике, приобретают умения и навыки, которые потребуются им для дальнейшей работы. Процесс обучения должен соответствовать предназначению сотрудников ОВД и помогать им приобретать необходимые навыки и знания, а также учить самостоятельно работать над собственным уровнем подготовки, повышая его по мере сил.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, образовательные организации МВД России, профессиональная компетентность, профессиональные знания, личностные качества и умения, педагогический процесс, творческий потенциал, социальные навыки.
CHERKESOV Radmir Mukhametbievich,
police major, candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer of the Department of Physical Training North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
KUSHKHOV Khazhmurat Lionovich,
Senior Lecturer
Department of Theory and History of State and Law Kabardino-Balkarian State University
PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ATS EMPLOYEES
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-128-132 NIION: 2021-0079-5/23-268 MOSURED: 77/27-025-2023-05-268
Annotation. The structure of high-quality training of an internal affairs officer is made up of skills that help him in the process of solving the tasks of the service. He must have the basics and in-depth knowledge of his specialty, have professional skills that will help him master his profession, be useful for becoming a person, increase competitiveness in the labor market, give a start to self-education, gain new knowledge to improve the level on their own. He must be able to apply the acquired knowledge in practice, adapt well to changing conditions of life. In the modern system of education, the competence of police officers is given great attention and is given a central role. At the same time, an important role is played by the ability to organize the learning process in such a way as to form the necessary professional qualities among employees, and the acquired professional knowledge could be effectively applied in practice in the future. In addition, attention is paid to the personality of the student. In the process of professional training, police officers are taught the skills to interact with each other, other specialists, ordinary people, criminal elements, make decisions in various situations, show ingenuity and initiative. It has been established that professional competence should become an integral property of the personality of an internal affairs officer, it should include such concepts as professional knowledge, useful personal qualities and skills that will be useful in work. It is concluded that the essence of the process of forming the professional competence of police officers - students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia lies in an organized and purposeful learning process, as a result of which the necessary skills and views are developed. Police officers learn to put them into practice, acquire the skills that they will need for further work. The training process should correspond to the purpose of the police officers and help them acquire the necessary skills and knowledge, as well as teach them to independently work on their own level of training, increasing it as much as possible.
Key words: police officers, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional competence, professional knowledge, personal qualities and skills, pedagogical process, creativity, social skills.
Постановка проблемы. Основным направлением современной системы ведомственного образования выступает постепенный переход от общих базовых знаний к тем, что могут реально пригодиться. Это позволяет в процессе обучения сформировать целостную личность, обладающую полезными навыками, имеющую определенные достижения. Меняются также критерии оценки качества знаний, их объем, оценка умений сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Структуру качественной подготовки сотрудника ОВД составляют навыки, которые помогают ему в процессе решения задач службы. Он должен владеть основами и глубокими знаниями по своей специальности, иметь профессиональные навыки, которые помогут ему освоить свою профессию, пригодятся для становления личности, повысят конкурентоспособность на рынке труда, дадут старт для самообразования, получения новых знаний для повышения уровня самостоятельно. Он должен уметь применять полученные знания на практике, хорошо адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Компетенция является базовым понятием при определении готовности сотрудника ОВД к выполнению поставленных перед ним задач, т.е. владение необходимыми навыками и личными качествами. На основе компетентностного подхода ведется подготовка специалистов для несе-
ния службы в органах внутренних дел. Для этого руководителями занятий осуществляется подбор соответствующей образовательной программы.
Известно, что у сотрудников ОВД задачи многогранны, в ходе несения службы им приходится проявлять смекалку, поскольку происходит постоянное взаимодействие с антиобщественными элементами, поэтому в процессе профессиональной подготовки им необходимо дать не только необходимую базу, но и научить их пользоваться полученными знаниями и подходить к решению задачи нестандартно. Для этого требуется формирование целостного профессионально-психологического образования, которое представляет собой не просто набор компетенций, а личностное профессиональное качество. В указанной связи процесс формирования компетенции подлежит полноценному исследованию. Важно изучить и тенденции развития личности, особенности подготовки сотрудника ОВД, приобретения им навыков, которые потребуются в будущем [2; 4; 10].
Изложение основного материала статьи. В современной системе МВД России после реформирования уделяется большое внимание работе с кадрами, для чего используются обоснованные научные рекомендации, свежие правила и методики. От сотрудника ОВД требуется проявление высоких умственных способностей, широкого кругозора, а также не только стандартного набора знаний, но и способности быстро
обучаться новому, ориентироваться в активно меняющейся ситуации. Кроме того, сотрудник ОВД должен обнаруживать гибкий ум, способность критически мыслить, питать интерес к исследовательской работе, уметь реализовать личный подход в разных ситуациях, проектировать стратегию собственных действий, развиваться профессионально на любом этапе карьерного роста.
Анализ педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что внимание большого числа исследователей направлено на отдельные элементы структуры профессионализма, они крайне редко рассматривают профессиональную компетентность как процесс целостного развития личности. С точки зрения целостного понятия профессиональная компетентность стала рассматриваться относительно недавно.
При попытках охарактеризовать понятие «профессиональная компетентность» ученые приводят разнообразные качества, которыми должна обладать личность, способная легко справляться с трудностями и задачами, которые будут стоять на ее пути, возникающими при определенном роде деятельности. Так, к профессиональной компетентности относят значимые для личности качества, позволяющие ей реализовать себя в выбранном виде трудовой деятельности. Кроме того, ученые и практики в качестве предмета изучения рассматривают саму личность сотрудника ОВД, его качества, которые могут пригодиться в профессиональной сфере, те умения, которыми обладает конкретный индивид и которые могут ему потребоваться при осуществлении его деятельности. В современной системе образования компетентности сотрудников ОВД уделяется большое внимание и отводится центральная роль. При этом важную роль играет способность организовать процесс обучения таким образом чтобы сформировать у сотрудников необходимые профессиональные качества, а полученные профессиональные знания могли в будущем эффективно применяться на практике. Кроме этого, уделяется внимание самой личности обучающегося.
В процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД обучают навыкам взаимодействия друг с другом, другими специалистами, простыми людьми, криминальными элементами, принимать решения в различных ситуациях, проявлять смекалку и инициативу. Для проработки разных ситуаций используется не только методическая, но и познавательная литература, развивается мотивация [5; 6; 9].
В числе основных элементов процесса формирования профессиональной компетенции исследователи выделяют постоянный состав (субъекты) и переменный состав (объекты).
Образовательный процесс, реализуемый в ведомственных вузах, носит целенаправленный характер и включает оба состава. Основной целью реформирования подхода к образованию сотрудников ОВД является популяризация адекватной и качественной системы подготовки, повышение уровня образования и профессионализма. Главная цель образовательного процесса отражается в отдельных задачах, поставленных перед ним.
Образовательный процесс в системе МВД может быть противоречивым, однако он имеет определенные закономерности, которые дают положительный результат. Для профессиональной подготовки применимы различные способы обучения, и в них действуют следующие закономерности и законы: общественного развития и вооруженной борьбы; формирования коллектива и личности; научные специфические и частные; процесса обучения [1; 2; 8].
Для удобства исследователи рекомендуют выделить основные функции, отражающие суть профессиональной компетентности:
- информационно-коммуникативную, которая тесно связана с получением информации из различных источников. За счет нее формируются такие навыки как умение излагать мысли четко, передавать информацию быстро и рационально, поддерживать связи в коллективе, поддерживать беседу;
- аналитико-конструктивную, представляющую собой комплекс знаний, которые потребуются для решения определенных задач, умение оценивать обстановку и действовать по ситуации, планировать свою работу и ее результаты. Это основа систематизации любых проводимых мероприятий;
- деятельностно-регулятивную, в структуре которой выделяют умение управлять и выполнять решения руководства. Она способствует корректировке направленности работы, позволяет создать подходящие социально-психологические условия, способные обеспечить продуктивное выполнение трудовой задачи коллективом.
- формирующе-развивающую, которая побуждает стремление к самостоятельному развитию, а также развитию социальных навыков и появления социально-ценностных характеристик. Сотрудники учатся реализовывать творческий потенциал, применять его в работе;
- профилактико-воспитывающую, помогающую исключить нежелательное поведение, ликвидировать негативные черты характера и качества будущего работника. Вместо этого формируются социально-ценностные качества [2; 3; 7; 9].
Следует понимать, что указанные функции взаимосвязаны и имеют общие условности. Соот-
ветственно, для того чтобы повысить результативность обучения, необходимо повышать эффективность данных функций. При этом даже если только одна из них станет эффективнее, уже можно будет добиться улучшенного результата. Конечно, лучше использовать комплексный подход, который позволит развивать их пропорционально. В результате сотрудники ОВД обретут способность реализовать себя в служебной деятельности. Степень успешности при решении задач - это одни из основных признаков результативности обучения.
Принимая во внимание, что профессиональная компетентность должна стать неотъемлемым свойством личности сотрудника ОВД, в нее должны войти такие понятия как профессиональные знания, полезные личные качества и умения, которые пригодятся в работе. Сотрудник должен иметь навыки, которые помогут вмешиваться в социальные процессы и влиять на них положительно. Например, он должен уметь правильно общаться с гражданами, личным составом, руководством, иметь лидерские качества, в то же время уметь выполнять приказы руководства четко и грамотно. Негативные же проявления, способные повлиять на обучение, должны упреждаться.
Сущность процесса формирования профессиональной компетентности сотрудников ОВД - слушателей образовательных организаций МВД России заключается в организованном и целенаправленном процессе обучения, в результате которого развиваются необходимые навыки и взгляды. Сотрудники ОВД учатся применять их на практике, приобретают умения и навыки, которые потребуются им для дальнейшей работы. Также они должны научиться не только быстро и грамотно действовать в возникшей ситуации, но и поддерживать отношения с коллегами, реали-зовывать творческий потенциал, в том числе и в служебной деятельности. Процесс обучения должен соответствовать предназначению сотрудников ОВД и помогать им приобретать необходимые навыки и знания, а также учить самостоятельно работать над собственным уровнем подготовки, повышая его по мере сил.
Процесс формирования профессиональной компетенции имеет следующую структуру: цели; задачи; закономерности; субъекты и объекты; методы; принципы; противоречия; варианты решения проблемы; формы.
Для повышения эффективности процесса образовательным организациям МВД России необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:
- во-первых, оптимизировать профессиональный вектор ФГОС ВО последних поколений для повышения обучающего потенциала;
-во-вторых, рассмотреть возможности целевых программ, которые уже доказали свою эффективность в формировании профессиональной компетентности;
- в-третьих, принять стандарты характеристик обучающихся, которые позволят выявить уровень них профессиональной подготовки. Это нужно для оценки уровня готовности приступать к своим профессиональным обязанностям.
Заключение. В заключение отметим, что руководству образовательных организаций МВД России должно принять к сведению указанные рекомендации и выполнить следующее:
- внедрить разнообразную обучающую программу, которая поможет повысить профессиональную компетенцию сотрудников ОВД. Она предусматривает различные методы обучения для повышения качества образования и приобретения тех навыков, которые нужны курсантам (слушателям) определенной специальности;
- оптимизировать материалы, входящие в учебные программы, разработать эффективные тактические планы, методические материалы, планы, касающиеся воспитательной работы. Профессиональная направленность должна стать максимально актуализированной;
- регулярно организовывать и проводить научные конкурсы, конференции, на которых будут освещены профессиональные проблемы;
- улучшать научно-методологическое обеспечение мероприятий, связанных с обучением.
- проводить научно-исследовательские работы, которые могли бы в комплексе осветить вопросы, касающиеся профессиональной компетенции сотрудников ОВД;
- организовать постоянно работающий семинар, касающийся изучения уже имеющегося опыта по формированию профессиональной компетенции сотрудников ОВД.
Список литературы:
[1] Абидов Р.Р., Карданов А.Р. Формирование профессионализма вновь принятых сотрудников МВД России в условиях наставничества // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 10-13.
[2] Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А. Проблема воспитания сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России при внедрении компетентностного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 24-26.
[3] Карданов А.Р. Роль коммуникативной компетентности и культуры общения в служебной деятельности сотрудника полиции // Евразийский юридический журнал. 2021. № 10 (161). С. 390391.
[4] Карданов А.Р. Роль коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности сотрудников полиции // В сборнике: Лучшая педагогическая работа 2021. сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 108-110.
[5] Карданов А.Р., Халметов Т.А. Назначение коммуникативно-переговорной компетентности сотрудника полиции при расследовании преступлений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 120-122.
[6] Карданов А.Р., Абидов Р.Р. Роль личности сотрудника МВД России в коммуникативно-переговорной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-2. С. 125-128.
[7] Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции. Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипова. 2018. С. 314-318.
[8] Теуважуков А.Х. Вопросы формирования конфликтной компетентности сотрудников ОВД в процессе профессиональной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2021. № 10(161). С. 477-478.
[9] Федулов Б.А., Калинин С.В. Особенности воспитательного процесса в компетентностном формате // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2021. № 37. С. 57-60.
[10] Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Юрова А.С. Структура и особенности развития профессиональной компетентности психолога ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 5. С. 294-298.
Spisok 1йегаШгу:
[1] Abidov R.R., Kardanov А^. Formirovanie professionalizma vnov' prinyatyh sotrudnikov MVD Rossii V usloviyah nastavnichestva // РгоЫету sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 71-4. S. 10-13.
[2] Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Problema vospitaniya sotrudnikov policii v obrazova-tel'nyh organizaciyah MVD Rossii pri vnedrenii kom-petentnostnogo podhoda // Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya. 2022. № 1 (92). S. 24-26.
[3] Kardanov A.R. Rol' kommunikativnoj kom-petentnosti i kul'tury obshcheniya v sluzhebnoj deya-tel'nosti sotrudnika policii // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 10 (161). S. 390-391.
[4] Kardanov A.R. Rol' kommunikativnoj kom-petentnosti v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov policii // V sbornike: Luchshaya pedagogich-eskaya rabota 2021. sbornik statej Mezhdunarod-nogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. Penza, 2021. S. 108-110.
[5] Kardanov A.R., Halmetov T.A. Naznachenie kommunikativno-peregovornoj kompetentnosti sotrudnika policii pri rassledovanii prestuplenij // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. 2022. № 74-3. S. 120-122.
[6] Kardanov A.R., Abidov R.R. Rol' lichnosti sotrudnika MVD Rossii v kommunikativno-peregov-ornoj deyatel'nosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022. № 74-2. S. 125128.
[7] Len'kov S.L., Rubcova N.E. Profession-al'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del // V sbornike: Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pedagogika i psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy. Sbornik nauchnyh trudov II Mezhdunar-odnoj konferencii. Recenzenty: I.N. Medvedev, A.S. Osipova. 2018. S. 314-318.
[8] Teuvazhukov A.H. Voprosy formirovaniya konfliktnoj kompetentnosti sotrudnikov OVD v processe professional'noj deyatel'nosti // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2021. № 10(161). S. 477-478.
[9] Fedulov B.A., Kalinin S.V. Osobennosti vospitatel'nogo processa v kompetentnostnom formate // Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2021. № 37. S. 57-60.
[10] Cvetkov V.L., Hrustaleva T.A., YUrova A.S. Struktura i osobennosti razvitiya professional'noj kompetentnosti psihologa OVD // Vestnik Mosk-ovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 5. S. 294298.