Научная статья на тему 'Проблемные вопросы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России'

Проблемные вопросы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники полиции / огневая подготовка / тактическая подготовка / практическая стрельба / компьютеризация обучения. / police officers / fire training / tactical training / practical shooting / computerization of training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журтов Астемир Билялович

В статье анализируются проблемные вопросы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России. Отмечается, что сотрудникам полиции в профессиональной деятельности приходится применять оружие. Это может быть самооборона, задержание преступника, освобождение заложников, иные ситуации, связанные с оперативной деятельностью. Для качественного выполнения служебных задач важно, чтобы полицейские обладали не только соответствующими техническими и теоретическими навыками, но и имели высокий уровень физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журтов Астемир Билялович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues of fire training of employees of internal affairs bodies in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article analyzes the problematic issues of fire training of law enforcement officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that police officers have to use weapons in their professional activities. This may be self-defense, the detention of a criminal, the release of hostages, or other situations related to operational activities. For high-quality performance of official tasks, it is important that police officers have not only the appropriate technical and theoretical skills, but also have a high level of physical fitness.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_147 УДК 378.6:35.08

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Журтов Астемир Билялович,

старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]

В статье анализируются проблемные вопросы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России. Отмечается, что сотрудникам полиции в профессиональной деятельности приходится применять оружие. Это может быть самооборона, задержание преступника, освобождение заложников, иные ситуации, связанные с оперативной деятельностью. Для качественного выполнения служебных задач важно, чтобы полицейские обладали не только соответствующими техническими и теоретическими навыками, но и имели высокий уровень физической подготовки.

Ключевые слова: сотрудники полиции; огневая подготовка; тактическая подготовка; практическая стрельба; компьютеризация обучения.

UDC 378.6:35.08

PROBLEMATIC ISSUES OF FIRE TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Zhurtov Astemir B.,

Senior Lecturer of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]

The article analyzes the problematic issues of fire training of law enforcement officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is noted that police officers have to use weapons in their professional activities. This may be self-defense, the detention of a criminal, the release of hostages, or other situations related to operational activities. For high-quality performance of official tasks, it is important that police officers have not only the appropriate technical and theoretical skills, but also have a high level of physical fitness.

Keywords: police officers; fire training; tactical training; practical shooting; computerization of training.

Для сотрудников органов внутренних дел огневая подготовка является одной из наиболее важных ступеней профессиональной подготовки. Дисциплина довольно сложная и включает в себя множество факторов; важна не только практическая, но и теоретическая часть, без которой нельзя переходить к тренировкам на полигоне.

Сотрудникам полиции в ходе своей профессиональной деятельности приходится

зачастую применять оружие. Это может быть самооборона, задержание преступника, освобождение заложников, иные ситуации, связанные с оперативной деятельностью. Для качественного выполнения служебных задач важно, чтобы полицейские обладали не только соответствующими техническими и теоретическими навыками, но и имели высокий уровень физической подготовки. На втором месте находятся морально-волевые

качества каждого отдельного сотрудника. Без нужного набора этих качеств выполнить служебные задачи иногда сложно или вовсе невозможно. Полицейский должен обладать стойкостью, упорством, смелостью, уверенностью [3-5].

Несмотря на набор имеющихся навыков у сотрудника, ему все равно потребуется качественная тактическая подготовка. Без правильно выбранной тактики даже физически сильный, хорошо подготовленный человек не сможет достичь поставленной перед ним цели. Важную роль играет выбор именно стратегии действий и поведения.

Количество требований к сотрудникам органов внутренних дел постоянно повышается. Это связано с ростом профессиональной преступности, изменением внешних факторов, появлением специальных средств, электроники как в распоряжении полиции, так и в руках преступников. Для выполнения этих требований полицейским требуется постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, уделять больше внимания физической и огневой подготовке, заниматься личностным развитием.

Полученные знания не должны забываться, важно не потерять и практические навыки. При этом сотрудники должны иметь возможность получить дополнительные навыки и знания, которые пригодятся им в будущем. Это важная проблема, так как преступность не стоит на месте. Злоумышленники постоянно совершенствуют не только собственные навыки, но и технические средства, при помощи которых совершают преступления. Многие преступления становится сложнее раскрыть, так как преступники стараются создать все условия для уничтожения следов и путей, ведущих к ним [1; 7; 8].

Огневая подготовка в данном случае немного выбивается из общего контекста, потому что с годами в этой дисциплине меняется немного. Тактика остается прежней, табельное оружие тоже, однако меняется законодательство, и сотрудники полиции обязаны знать правовые основы в совершенстве. Им требуется постоянно следить за обновлениями, корректировать свою деятельность в соответствии с вышедшими поправками к законам.

При подготовке сотрудников одним из важнейших элементов считается тактическая

подготовка. Она учит полицейских действовать правильно, грамотно, выбирать уверенные пути решения поставленной перед ними задачи. Личный состав должен научиться действовать быстро и четко в любой обстановке, особенно быстро изменяющейся. Среди необходимых знаний следуют выделить [2; 8; 9]:

- умение действовать без задержки во времени;

- умение поражать несколько целей последовательно, быстро переходя от наиболее опасной к наименее опасной;

- быструю замену магазина;

- навык применять особенности местности таким образом, чтобы они служили укрытием, засадой.

В системе МВД России может иметься достаточное количество технических средств, однако сотрудники могут попадать в ситуации, когда воспользоваться ими не будет возможности. Поэтому они должны будут применять имеющиеся у них навыки борьбы и стрельбы. Вторая распространенная проблема большинства ведомственных учебных заведений - это стремление подготовить как можно больше сотрудников, при этом не уделяя внимания качеству такой подготовки. Упор делается на количестве, а в результате страдает стрелковая грамотность. Многие упражнения либо игнорируются, либо не корректируются ошибки при их выполнении, потому что на это у преподавательского состава просто не хватает времени.

Часто практической части уделяют слишком мало часов. Основной упор делается в лучшем случае на теорию. Результатом такого обучения становится полная растерянность сотрудника, попавшего в экстремальную ситуацию. Объективно он не готов и не может правильно принимать решения. Он совершает большое количество ошибок, преследуя цель спасти собственную жизнь, но в результате ошибок риск гибели возрастает в несколько раз, не говоря уже о том, что полицейский не сможет выполнить оперативные задачи. Базовой подготовки оказывается критически мало. Необходимы дополнительные методы обучения, которые помогут добиться высококачественного результата, смогут спасти полицейскому и гражданским лицам жизнь в случае экстремальной ситуации.

Разновидностей стрелкового спорта достаточно много. Это позволяет подобрать для нужных подразделений максимально подходящую дисциплину. Например, динамичная практическая стрельба отлично подойдет для подготовки специальных подразделений. Это хороший вариант и для оперативников, так как они научатся действовать в новой обстановке, принимать решения быстро и верно, использовать в своих целях окружающую обстановку.

К практической стрельбе относится и принцип безопасного владения оружием. Часто сотрудники, не имеющие должной подготовки, способны нанести травмы табельным оружием сами себе. Это связано с тем, что они не знают, как действовать правильно, то -ропятся, совершают ошибки, в результате которых может произойти случайный выстрел или иная непредвиденная, но опасная ситуация. В институтах МВД России слушатели получают навыки владения оружием, но это происходит на низком уровне.

Учебные заведения должны решать сложные задачи, обучать слушателей двигательным навыкам и давать теоретическую базу. Однако не всегда это происходит в достаточном объеме. Даже если вуз достойно соблюдает все предписания, слушателей достаточно много, и на проработку ошибок каждого может элементарно не хватать времени. При качественной подготовке будущий полицейский сможет выполнять свои задачи в боевой обстановке быстро и без ошибок, но для этого должна быть проработана подготовка [4; 10].

Учитывать необходимо каждую мелочь, а для повышения качества огневой и боевой подготовки, ознакомления слушателей с экстремальными обстоятельствам требуется использование специальных полигонов, на которых можно моделировать любые условия, с которыми слушатели столкнутся уже во время несения службы. Кроме этого, каждое учебное заведение должно располагать собственным тиром, а система обучения должна идти по пути гуманизации. Последнее позволяет создавать между слушателями и преподавательским составом доверительные отношения. Учащиеся смогут перенимать у старшего офицера не только знания, но и некоторые полезные качества характера.

Полный список требований к подготовке полицейских отображен в п. 15 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации № 880 от 23.11.2017«0б утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». В зависимости от специфики выполняемых оперативно-служебных и служебно-боевых задач с сотрудниками по -лиции ежеквартально проводятся стрельбы с использованием средств индивидуальной бронезащиты (в том числе бронежилета и специального шлема). Но чаще всего в занятия по огневой подготовке не входит использование этих специальных средств. Кроме этого, не предусмотрены те навыки, которые в будущем пригодятся для защиты жизни и здоровья самого сотрудника полиции.

Стрельба из боевого оружия - наиболее часто применяемый вид спорта в системе МВД России. Он относится к оборонной и практической стрельбе, но даже в этой дисциплине не предусмотрено использование бронезащиты. Несмотря на то, что данный вид спорта относится к прикладным и следует использовать те средства, которые будут применяться на практике, они все равно не используются; из этого следует вывод, что подготовка проходит на низком уровне. Требования к сотрудникам полиции постоянно повышаются, а при обучении они не получают достаточного опыта в обращении со специальными средствами.

Упражнения, создаваемые для служб и подразделений, относящихся к органам внутренних дел, носят единообразный характер и не дифференцируются по специфике задач, выполняемых ими. Кроме формирования новых наставлений, требуется уделить внимание и спортивному элементу физпод-готовки. Из этого следует, что целесообразно устанавливать особые требования к реализации ряда приемов и упражнений, а после успешного применения включать в Наставление новые упражнения, отвечающие современным требованиям по подготовке профессиональных полицейских [5].

В рамках процесса обучения остаются актуальными вопросы, касающиеся использования диагностических методик оценки огневой подготовленности учащихся, что дало бы возможность максимально точно определить, насколько хорошо они владеют нужны-

ми навыками, и перечень средств и способов для корректировки учебного процесса с целью повышения результатов последнего. На данный момент требуется активнее использовать инновационные педагогические средства, имеющие научное обоснование и подтвержденную результативность, а также методы и методики, нацеленные на совершенствование системы огневой подготовки будущих сотрудников внутренних органов с учетом комплексного подхода к обучению.

В настоящее время на фоне активизации развития компьютерных и интернет-технологий можно считать одним из потенциально эффективных средств онлайн-обучения формат компьютерной игры. Она представляет собой род деятельности в рамках воссоздаваемых реальных условий, что позволяет формировать и совершенствовать самоконтроль и управление собственным поведени-

ем. Интеграция игровых методик во многом обусловлена потребностью в поиске новых форматов общественной организованности и построения взаимоотношений между преподавателем и учениками для достижения наилучших результатов процесса обучения. В условиях компьютерной игры слушатели смогут отрабатывать навыки и знания, полученные на классических занятиях, а их мотивация к дальнейшему обучению будет оставаться стабильно высокой [3; 6].

Из сказанного выше можно сделать вывод, что для проблемы подготовки будущих полицейских характерна разноплановость, в связи с чем процесс должен максимально охватывать как вопросы теории, так и практические аспекты, а также тактическо-мораль-ную сторону использования огнестрельного оружия для выполнения служебных задач.

Список источников _

1. Агарзаев С. К. Оптимизация огневой подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXV международной научно-практической конференции : в 2 ч. Красноярск, 2022. С. 285-287.

2. Гедгафов М. М. Формирование профессиональной готовности у сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия // Журнал прикладных исследований. 2022. № 4-1. С. 89-93.

3. Гедугошев Р. Р. Совершенствование навыков по владению огнестрельным оружием сотрудниками ОВД // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116). С. 324-325.

4. Жамборов А. А. Некоторые вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Евразийский юридический журнал. 2019. № 1(128). С. 334-336.

5. Журтов А. Б., Ордоков М. X. Проблемные аспекты огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Мировые научные парадигмы в цифровую эпоху: взгляд в будущее : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 76-78.

6. Карданов А. К. Формирование у слушателей образовательных организаций МВД России готовности к правомерному применению огнестрельного оружия на занятиях по огневой подготовке // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 54-58.

7. Зубов В. А., Федюнин В. В. Проблемы, возникающие в процессе огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России : материалы всероссийской научно-практической конференции / редкол.: А. С. Дудко, А. А. Фролов, Д. А. Воронов [и др.]. Краснодар, 2023. С. 167-170.

8. Карпов П. Е. Некоторые проблемы, возникающие у курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России при обучении огневой подготовке // Научные исследования, разработки и практические внедрения : материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ставрополь, 2022. С. 138140.

9. Фроленков В. Н. Актуальные вопросы огневой подготовки сотрудников ОВД // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник материалов всероссийской конференции. Орел, 2022. С. 203-210.

10. Шондиров Р. X. Формирование готовности к правомерному применению огнестрельного оружия в процессе огневой подготовки сотрудников полиции // Евразийский юридический журнал. 2022. № 8 (171). С. 390-392.

References _

1. Agarzaev S. K. Optimization of fire training of cadets and trainees in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Actual problems of combating crime: questions of theory and practice materials of the XV International scientific and practical conference : at 2 vol. Krasnoyarsk, 2022. Pp. 285-287.

2. Gedgafov M. M. Formation of professional readiness of police officers for lawful the use of firearms. Journal of Applied Research. 2022. No. 4-1. Pp. 89-93.

3. Gedugoshev R. R. Improving skills in the possession of firearms by police officers. Eurasian Legal Journal. 2018. No. 1 (116). Pp. 324-325.

4. Zhamborov A. A. Some issues of improving the fire training of employees of internal affairs bodies. Eurasian Legal Journal. 2019. No. 1(128). Pp. 334-336.

5. Zhurtov A. B., Ordokov M. H. Problematic aspects of fire training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. World scientific paradigms in the digital age: a look into the future: materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don, 2022. Pp. 76-78.

6. Kardanov A. K. Formation of readiness for the lawful use of firearms in classes on fire training among students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. Pp. 54-58.

7. Zubov V. A., Fedyunin V. V. Problems arising in the process of fire training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Improving the methodology of teaching special professional disciplines in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference /Editorial Board: A. S. Dudko, A. A. Frolov, D. A. Voronov[et al.]. Krasnodar, 2023. Pp. 167-170.

8. Karpov P. E. Some problems that arise among cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia when teaching fire training. Scientific research, development and practical implementation: materials of the VII International Scientific and Practical Conference: in 2 hours Stavropol, 2022. Pp. 138-140.

9. Frolenkov V. N. Topical issues of fire training employees of the Department of Internal Affairs. Improvement of fire and tactical-special training of law enforcement officers: a collection of materials of the All-Russian conference. Eagle, 2022. Pp. 203-210.

10. Shondirov R. H. Formation of readiness for the lawful use of firearms in the process of fire training of police officers. Eurasian Legal Journal. 2022. No. 8 (171). Pp. 390-392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.