DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_162 УДК 378.6
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ
Дадов Аслан Владимирович,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
Тхагалегов Азамат Арсенович,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
В статье физическая подготовка рассматривается как один из показателей общей профессиональной подготовки сотрудника. Без нее не может быть успешного несения службы и выполнения оперативных задач. Сотрудник должен уметь контролировать свои эмоции, применять приемы рукопашного боя, пользоваться различными видами оружия и спецсредствами. Профессиональная деятельность полицейских всегда связана с риском для жизни, поэтому правильная подготовка поможет им сохранить здоровье, выжить и защитить окружающих, если в этом есть необходимость. Используемые методы и средства обучения должны иметь строгую направленность, за счет которой можно добиться высоких результатов.
Ключевые слова: физическая подготовка; методика подготовки; профессиональная готовность; оперативно-служебные задачи.
UDC 378.6
PHYSICAL TRAINING AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO PERFORM OPERATIONAL AND SERVICE TASKS
Dadov Asian V.,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
Tkhagalegov Azamat A.,
Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
In the article, physical fitness is considered as one of the indicators of the general professional training of an employee. Without it, there can be no successful service and operational tasks. The employee must be able to control his emotions, apply hand-to-hand combat techniques, use various types of weapons and special equipment. The professional activity of police officers is always associated with a risk to life, so proper training will help them maintain their health, survive and protect others, if necessary. The methods and means of training used should have a strict orientation, due to which high results can be achieved.
Keywords: physical training; training methodology; professional readiness; operational and service tasks.
Педагогические исследования
Методики подготовки сотрудников внутренних дел периодически меняются. Это нужно для того, чтобы совершенствовать работу полиции, приспосабливать ее под современные социальные условия. Современные реалии требуют от сотрудников полиции коммуникабельности, способности быстро ориентироваться в ситуации. Социум становится более агрессивным, возрастает риск развития социально опасных тенденций, взглядов. Из-за этого и подготовка полицейских должна быть более качественной, способной на выходе создать у сотрудника все необходимые навыки для работы в современных условиях. Он должен уметь действовать как в привычных, так и в экстремальных условиях, не только хорошо знать закон, но и уметь грамотно его применять, пользоваться в его рамках физической силой и специальными средствам [2].
Физическая подготовка играет важную роль в подготовке сотрудника внутренних дел в целом. Без нее он не сможет выполнять возложенные на него задачи. В основном это направление подготовки касается слушателей, которым в будущем потребуется патрулировать улицы, задерживать преступников, защищать общественный порядок. Используемые методы и средства обучения должны иметь строгую направленность, за счет которой можно добиться высоких результатов. Кроме этого, полицейские будут получать именно тот набор знаний и навыков, который пригодится им в дальнейшем несении службы.
Целью физической подготовки сотрудников полиции является воспитание гармоничной личности, формирование ее готовности к эффективному выполнению служебных функций, совершенствование физический параметров, правильное использование боевых приемов при предотвращении противоправных действий, внедрение в процесс исполнения должностных инструкций специальных средств, а также повышение уровня работоспособности. Все эти средства предусматривают выполнения ряда важнейших задач, способствующих выполнению целей [8]:
- осуществление подготовительных мероприятий для использования табельного оружия и приемов борьбы;
- внедрение тренировочных занятий для развития выносливости на длинные дистанции в ходе преследования правонарушителя;
- овладение навыками самозащиты и при -емов личной обороны в экстремальных усло -виях во время выполнения служебных обязанностей;
- создание условий для формирования необходимых психоэмоциональных компетенций, таких как дисциплинированность, самоконтроль, смелость, гуманность, наблюдательность, бдительность и тому подобное.
Успешность системы подготовки сотрудников полиции определяется наличием [5; 6]:
- разнообразных средств, форм и методов обучения кадров;
- высокого уровня практической подготовки наставников;
- высокого качества проведения практических и теоретических занятий;
- практико-ориентированных занятий физической подготовки, позволяющих смоделировать условия, приближенные к реальности;
- занятий, основанных на изучении тактического использования боевых приемов, приемов самообороны и других правомерных средств личной безопасности;
- учебно-материальной базы, отвечающей современным тенденциям совершенствования и развития;
- контроля за выполнением заявленной программы.
Профессиональный сотрудник сможет быстро сориентироваться в любой ситуации и принять единственное верное решение, которое сможет помочь защитить не только самого полицейского, но и окружающих гражданских лиц. Он должен уметь действовать решительно, добиваться своей цели вне зависимости от наличия различных препятствий и отвлекающих факторов. Для качественной подготовки слушателей необходимо, чтобы у образовательных учреждений МВД России были все необходимые для этого средства. Это не только учебные материа -лы, преподаватели с высокой квалификацией, но и специальные полигоны, на которых можно отрабатывать практические занятия [1].
Сотрудники должны обладать четким представлением, как именно себя вести в опасных ситуациях, при техногенных катастрофах и стихийных бедствиях, при террористической угрозе и иных ситуациях, которые могут возникать непредвиденно. Чаще
всего большинство людей подвергается панике, совершенно не знает, как правильно поступить. Важно, чтобы полицейские смогли сохранить мужество и спокойствие, не только принять правильное решение, но и помочь окружающим гражданским лицам. Для этого потребуется иметь не только физические, но и психологические навыки, научиться работать не только со своими эмоциями, но и с окружающими людьми, которые могут находиться в стрессе, страхе, вести себя агрессивно.
Работа полицейского всегда связана с риском для жизни, поэтому правильная подготовка поможет ему сохранить здоровье, выжить и защитить окружающих, если в этом есть необходимость. Именно поэтому учебные заведения должны модулировать различные ситуации при подготовке сотрудника. Он должен приобрести все необходимые навыки для того, чтобы суметь правильно себя повести в экстремальных условиях. При борьбе с преступниками, проведении задержания сотруднику могут потребоваться боевые приемы. Он должен хорошо владеть приемами самообороны, уметь обходится без оружия, даже если противник вооружен, а также правильно применять оружие и спецсредства, если таковая возможность имеется.
Помимо прочего, полицейский должен учитывать и законную составляющую. Используя, например, спецсредства, он должен действовать в рамках закона, переходить за которые запрещается. Это в некотором роде усложняет выполнение оперативно-служебных задач, так как требуется предельная концентрация, умение правильно рассчитать силу, ориентироваться с быстро меняющихся обстоятельствах. Каждый сотрудник имеет разный уровень подготовки [7]. Это связано с тем, что каждый человек имеет разные физические и психологические параметры, опыт, способность к обучению. Однако задачей учебных заведений является повышение уровня каждого слушателя до максимально возможного.
Характер преступной деятельности становится все более выраженным, преступники ведут себя нагло, агрессивно, во многих случаях они уже не боятся быть замеченными, вступают в открытое противоборство с представителями власти. Полицейские должны
быть готовы к таким событиям, они должны иметь все необходимые навыки для физической борьбы с преступниками. При отсутствии должного уровня профессионализма, психической устойчивости, готовности действовать решительно сотрудник не может работать эффективно. Он подвергает опасности себя и окружающих.
Организованная преступность в последнее время получила тенденцию к росту, из-за этого на сотрудников МВД России легла дополнительная нагрузка по обеспечению общественного порядка и защите граждан. Возросло как таковое и психологическое напряжение не только в обществе, но и у отдельных представителей власти. Сотрудникам полиции сложнее работать в стрессовой обстановке, для решения этой проблемы должны работать не только ведомственные психологи, но и проводиться соответствующая работа [10].
Изучая статистику, можно прийти к выводу о том, что на деятельность полицейских оказывает влияние большое количество факторов. К ним относят высокий уровень стресса, опасность, постоянное эмоциональное и психологическое напряжение и т. д. Все это влияет на качество несения службы, выполнение рабочих задач. Из-за этого подготовка сотрудников должна проводиться таким образом, чтобы они были адаптированы к подобным условиям несения службы. Требования к подготовке постоянно повышаются из-за растущего социального напряжения, развития преступности и технологий, которые так же могут использоваться преступниками в своих целях. Методы подготовки должны совершенствоваться, идти в ногу со временем, это необходимо для того, чтобы сотрудники имели полное теоретическое и практическое представление об условиях, с которыми придется сталкиваться при несении дежурств [3].
Важно, чтобы сотрудники умели быстро ориентироваться в ситуации, соответствующим образом реагировать на нее. Проведенные исследования позволяют понять, какие именно подходы при обучении дают наиболее эффективный результат. Они позволяют исключить устаревшие методы и, напротив, развить те, которые помогают повысить профессиональный уровень полицейских.
Физическая подготовка - это один из по-
Педагогические исследования
казателей общей профессиональной подготовки сотрудника. Без нее не может быть успешного несения службы и выполнения оперативных задач. Сотрудник должен уметь контролировать свои эмоции, применять приемы рукопашного боя, пользоваться различными видами оружия и спецсредствами. Важную роль играет и уверенность, без которой даже при хороших теоретических знаниях любое дело обречено на провал. Развить ее можно только при помощи правильно организованных практических занятий, модулирования опасных ситуаций на полигонах, взаимодействия преподавателей и слушателей [8-10].
Многие сложности можно решить при помощи выработанного двигательного автоматизма. Для этого нужен определенный опыт, отработка приемов и действий, которые могут потребоваться сотруднику на практике. К другим важным профессиональным качествам можно отнести уверенность, смелость, настойчивость, самоконтроль, способность адекватно оценивать обстановку и свои возможности, ответственность, склонность рисковать, устойчивость психики. Еще один важный аспект - это физическое здоровье, однако рассматривать его подробно мы не будем, так как при поступлении на службу сотрудник должен пройти медицинскую комиссию, которая подтвердит его годность к выполнению тех или иных задач и несению службы в целом.
Основным требованием при подготовке слушателей является направленность процесса. Обучение должно вырабатывать необходимые физические навыки и развивать психологические особенности, полезные для несения службы. Физическая подготовка -это прикладная наука, поэтому она должна включать ряд специальных упражнений и приемов. В нее могут входить отдельные спортивные дисциплины, они могут использоваться как для общего физического развития слушателя, так и для выработки опре-
деленных навыков [4]. Например, это может быть бег, плавание, стрельба, дзюдо, рукопашный бой и т. д.
Игровые мероприятия могут быть очень полезны для развития необходимых свойств личности и ее физических качеств. Спортивный дух соревнования помогает пробудить в слушателях чувство конкуренции, заставить их лучше выкладываться на тренировках. Для лучшего закрепления результата можно вести личные рейтинги каждого учащегося. Стоит обратить внимание и на то, что при обучении преподаватели не только вырабатывают у учащихся определенные нормы и пра -вила поведения, но и сами служат для них примером. Именно поэтому преподаватель должен быть действующим офицером, соответствующим всем требованиям к несению службы. Если он имеет реальный опыт работы, то способен поделиться им в качестве теоретических навыков, может подсказать с практической точки зрения, какую тактику поведения следует выбрать в той или иной ситуации [9].
В процессе обучения важно выработать у слушателей волю к победе, трудолюбие, проработать момент со страхами, в идеале -полностью от них избавиться. Необходимо, чтобы слушатели обладали уверенностью в себе и собственных действиях, хорошо ориентировались в любой ситуации, умели контролировать свои эмоции и принимать правильные решения. Всего этого можно добиться только при правильно организованном учебном процессе, который будет включать достаточно часов практики и физической подготовки. Боевым искусствам следует уделить особенное внимание, так как они позволяют не только обучить сотрудника приемам самообороны, но и формируют устойчивую волю к победе, делание бороться и не уступать. Только правильно выбранные методы обучения позволят сформировать профессионального, всесторонне развитого полицейского.
Список источников _
1. Бештоев Р. О. Профессиональное становление сотрудника полиции // Журнал прикладных исследований. 2023. № 3. С. 161-165.
2. Дадов А. В. Повышение качества учебно-тренировочного процесса на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3 (71). С. 49-50.
3. Ильин В. В., Федонькин Ю. Н. Значение физической культуры и спорта в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Modern Science. 2022. № 1-2. С. 318-320.
4. Карданов A. K. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 163-165.
5. Нагоев Р. Р. Физическая подготовка в профессиональной деятельности сотрудника полиции // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 104-108.
6. Никифорова Е. А., Носенко К. А., Яковчук Т. В. Физическая культура и спорт в профессиональной подготов -ке сотрудников органов внутренних дел // Modern Science. 2022. № 3-1. С. 289-292.
7. Петров К. Н. Актуальные вопросы физической подготовки сотрудников полиции // E-Scio. 2022. № 6 (69). С. 266-270.
8. Покорская А. Н., Еремин Р. В. Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2022. № 2 (56). С. 108-113.
9. Струганов С. М., Глубокий В. А., Злобин М. Н., Малыхин А. В. Роль профессиональной служебной и физической подготовки в системе органов внутренних дел // Успехи гуманитарных наук. 2022. № 10. С. 276-280.
10. Тезиков Д. А. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности полицейского // Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : сборник научных статей всероссийского конкурса / редкол. Р. В. Камнев, О. С. Панова, Д. Г Овечкин [и др.]. Волгоград, 2022. С. 104-107.
References _
1. Beshtoev R. O. Professional formation of a police officer. Journal of Applied Research. 2023. No. 3. Рр. 161-165.
2. Dadov A. B. Improving the quality of the educational and training process in physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Physical culture and health. 2019. No. 3 (71). Рp. 49-50.
3. Ilyin V. V., Fedonkin Yu. N. The importance of physical culture and sports in the professional activities of law enforcement officers. Modern Science. 2022. No. 1-2. Рp. 318-320.
4. Kardanov A. K. Physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a pedagogical process. Education. The science. Scientific personnel. 2019. No. 1. Рp. 163-165.
5. Nagoev R. R. Physical training in the professional activity of a police officer. Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 4. Рp. 104-108.
6. Nikiforova E. A., Nosenko K. A., Yakovchuk T. V. Physical culture and sport in the professional training of employees of internal affairs bodies. Modern Science. 2022. No. 3-1. Рp. 289-292.
7. Petrov K. N. Actual issues of physical training of police officers. E-Scio. 2022. No. 6 (69). Рp. 266-270.
8. Pokorskaya A. N., Eremin R. V. Physical culture and sport in the professional training of employees of internal affairs bodies. Nauka-2020. 2022. № 2 (56). Pp. 108-113.
9. Struganov S. M., Glubokiy V. A., Zlobin M. N., Malykhin A.V. The role of professional service and physical training in the system of internal affairs bodies. Successes of the Humanities. 2022. No. 10. Рp. 276-280.
10. Tezikov D. A. Physical culture and sport in the professional activity of a policeman. Physical training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation: a collection of scientific articles of the All-Russian competition / editorial board R. V. Kamnev, O. S. Panova, D. G. Ovechkin [et al.]. Volgograd, 2022. Рp. 104-107.