дерскими качествами; с практической доминантой (дети- кового возраста; построение образовательного процесса в
«золотые руки»); художественно-направленные дети; обла- дополнительном учреждении детей, используя компетентно-
дающие двигательным талантом. стно-ориентированные образовательные ситуации, являются
Таким образом, учет интеграции образовательных про- педагогическими условиями, влияющими на развитие ключе-
цессов учреждений общего и дополнительного образования; вых компетенций подростков в образовательном процессе
учет нелинейного характера образовательного процесса и учреждения дополнительного образования.
изменений психолого-педагогических характеристик подрост-Библиографический список
1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
2. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вопросы психологии. - 2010. - № 3.
3. Даутова, О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
4. Роботова, А. С. гуманитарность и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 5.
5. Прикот, О.Г. Социокультурная модернизация образования в России в контексте нелинейных процессов // Письма в Эмиссия. Оффлайн. (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - январь 2011. ART1515. - СПб., 2011г.
- URL:http://www.emissia.org/offline/2011/1515.htm
6. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М.: OOO Гуманитарная книга, 2000.
7. Фрумин, И.Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе // Проблемы самоопределения молодежи. - Красноярск, 1987.
8. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - Спб.: КАРО, 2008.
1. Strategiya modernizacii soderzhaniya obthego obrazovaniya: Materialih dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obthego obrazovaniya. - M., 2001.
2. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologo-pedagogicheskie problemih postroeniya novoyj shkolih v usloviyakh znachimihkh izmeneniyj rebenka i situacii ego razvitiya // Voprosih psikhologii. - 2010. - № 3.
3. Dautova, O.B. Shag k sebe: novihe vihzovih sovremennogo obrazovaniya: monografiya. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008.
4. Robotova, A.S. gumanitarnostj i gumanitarnihe tekhnologii // Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2008. - № 5.
5. Prikot, O.G. Sociokuljturnaya modernizaciya obrazovaniya v Rossii v kontekste nelineyjnihkh processov // Pisjma v Ehmissiya. Offlayjn. (The Emissia. Offline Letters): ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. - yanvarj 2011. ART1515. - SPb., 2011g. -URL:http://www.emissia.org/offline/2011/1515.htm
6. Berulava, M.N. Teoreticheskie osnovih integracii obrazovaniya. - M.: OOO Gumanitarnaya kniga, 2000.
7. Frumin, I.D. Samoopredelenie i vihbor v intensivnom pedagogicheskom processe // Problemih samoopredeleniya molodezhi. -Krasnoyarsk, 1987.
8. Akulova, O.V. Konstruirovanie situacionnihkh zadach dlya ocenki kompetentnosti uchathikhsya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov shkol / O.V. Akulova, S.A. Pisareva, E.V. Piskunova. - Spb.: KARO, 2008.
Статья поступила в редакцию 05.07.11
УДК 159.99
Kurysheva I.V. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE CREATIVE PERSON. In clause the approach to the decision of one of problems of pedagogical psychology, namely creation of the certain psychological conditions for the subjects of the educational environment promoting development of the creative person is stated. The importance of understanding basic scientific approaches to the given problem for a substantiation of the psychological and educational concept is underlined. Methodological and theoretical bases of psychological support of development of creative potential of the person are presented by means of musical art.
Key words: creative potential of the person, the aesthetic-semiotics approach, musical culture.
И.В. Курышева, канд. психол. наук, доц. Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, г. Волжский, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИ) ЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ TB0F) ЕСКОЙ ЛИ) НОСТИ
В статье изложен подход к решению одной из проблем педагогической психологии, а именно - создание определённых психологических условий для субъектов образовательной среды, способствующих развитию творческой личности; подчёркнута важность осмысления основных научных подходов к данной проблеме для обоснования психологопедагогической концепции. Представлены методологические и теоретические основы психологического сопровождения развития творческого потенциала личности средствами музыкального искусства.
Ключевые слова: творческий потенциал личности, эстетико-семиотический подход, музыкальная культура.
В последние годы в отечественной психологии возрос интерес к вопросам диагностики и формирования творческого потенциала, креативности. Актуальность их изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности, как открытость
новому опыту, умение находить решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности.
К тому же сегодня в России осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике гуманно-личностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала ребенка. В.В. Давыдов [1]
утверждал, что именно способностью к творчеству измеряется уровень развития личности, а основная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал человека.
Выявление общих закономерностей развития креативности связано с междисциплинарным характером исследуемой проблемы, а также с необходимостью учитывать экзистенциальную природу креативности и ее связь с нравственными характеристиками личности. Важность темы нашего исследования обусловлена потребностью в выявлении и изучении универсальных механизмов развития креативности, творческого потенциала личности средствами музыкального искусства, выявлении характера зависимости от развития музыкальности; понимании общих закономерностей организации музыкально-образовательного пространства в образовательном учреждении, в семье, направленного на развитие творческой личности и укрепление психологического здоровья человека в любой возрастной категории.
Анализ показал наличие различных подходов к пониманию творческого потенциала, креативности и исходных принципов их исследования, позволил выделить большое количество компонентов, влияющих на развитие творческого потенциала личности. Отметим, что проблематика творческой активности личности частично находит свое отражение в разных областях знаний, изучающих различные ее аспекты: философии, культурологии, инноватике, педагогике.
В современных психолого-педагогических исследованиях значительное внимание уделено определению сущности творчества, разработке его структуры, выявлению специфики и закономерностей развития; дается интерпретация творчества на основании принципов, среди которых ведущими выступают принципы деятельности, преемственности, единства отражения и творчества, взаимодействие субъекта и объекта творчества, культуры рефлексии; а также принцип диалектического единства продуктивного и репродуктивного, деструктивного и конструктивного, нового и старого в творческом процессе; творчество при этом рассматривается как механизм развития; исследуются ценностные аспекты творчества как феномена духовности. В последние годы стали появляться работы о творчестве не только как о духовном процессе, но и как о высшей форме гармонизации человеческих знаний и жизни человека.
Потребность педагогической практики в программах развития творческого потенциала, креативности требует целостного теоретического обоснования ее механизмов и принципов. Это обусловливает необходимость интеграции основных концептуальных подходов к исследуемой проблеме, представленных в работах Д.Б. Богоявленской [2], Н.С. Лейтеса [3], А.М. Матюшкина [4], Я.А. Пономарева [5], К. Роджерса [6], Е.Л. Яковлевой [7], J. Guilford [8], E.P. Torrance [9]. Экзистенциальная, духовная природа креативного акта исследована в работах Н.А. Бердяева [10], Е. Басина [11], В.Н. Дружинина [12] А. Маслоу [13]. Обусловленность творческого развития личности процессами инкультурации отражена в представлениях Л.С. Выготского [14], И.М. Кыштымовой [15]. Творчество рассматривается учеными как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию и как глубинная сфера психических процессов индивидуума, т.е. основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Творчество есть выход за пределы заданного, в нем проявляется активность бессознательных психических процессов.
В исследованиях последних лет по педагогической психологии уделено большое внимание проблеме развития творческого мышления, а также природы и роли подсознания в творчестве. Исследованию феноменов инкубации и интуиции уделяется значительное место. В современных условиях раскрытие внутреннего духовного потенциала личности и индивидуальности нельзя осуществить без учета и применения
интуиции, ее творческой энергии не только в исследовании реальности, но и в ее освоении и преобразовании. Интуиция играет важную роль в открытии нового, ранее неведомого, сообщает познанию новый импульс и направление движения [16]. Интерес к ней огромен, одних определений интуиции в научной литературе насчитывается более 30-ти. Многообразие трактовок и противоречивость в понимании интуиции определяются: во-первых, сложностью феномена интуиции, его мно-гоаспектностью, во-вторых, недостаточностью теоретического осмысления и эмпирического базиса разработки проблем интуиции; в-третьих, различиями в теоретико-методологических позициях и установках исследователей при изучении и концептуализации данного феномена.
В качестве другой необходимой основы творческой деятельности в трудах Л.С. Выготского [17], С.Л. Рубинштейна [18] и др. исследуется воображение, описываются его функции, механизмы и условия развития.
Творчество - проявление креативности (общей творческой способности), выраженной в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме [19]. В понятии творческого потенциала реализован личностный подход к тому, что в многочисленных психологических исследованиях изучается как креативность. Область креативности сложна для исследования, вызывает множество споров, эмпирическое поле фактов, относящихся к этой области, очень широко.
Креативность изучалась психологами с различных позиций: как творческий продукт; творческий процесс; способность и др. Одним из основных направлений исследований является изучение личностных и мотивационных черт креативов. К числу таких черт относятся: самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, развитое восприятие (аконстантность, чувство целого и др.) эстетическая ориентация, способность рисковать, внутренняя мотивация.
Целям нашего исследования близко понимание креативности, представленное в концепции Э. Фромма [20], согласно которой креативность определяется, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Важным дополнением к этим свойствам является осмысленность предполагающая способность не только предложить большое количество идей, отличающихся от привычных и твердо установленных, но и критически их оценить, выбрать среди них рациональные и в наибольшей степени соответствующие поставленной цели и здравому смыслу.
В ряде исследований [21-22] обращается внимание на развитие малоисследованных духовно-нравственных компонентов творческих способностей, таких как эмпатия, художественная энергия нравственных стимулов творчества, таких как вера, надежда, любовь.
Целостный междисциплинарный подход к исследованию креативности позволяет осуществить семиотическая методология, намеченная в трудах В.Ф. Петренко [23].
В концепции И.М. Кыштымовой [24] креативность представляет собой свойство личности, которое проявляется в реализации личностного смысла средствами культуры. Позиция И.М. Кыштымовой состоит в том, что структурным ядром культуры является «камертонная культура», она транслирует идеальные, отраженные в значимых текстах, ценности и представления. Она обоснованно утверждает: психосемиотическая структура образовательного пространства, гомоморфная структуре камертонной культуры, оказывает положительное влияние на развитие креативности; основной прагматической характеристикой креативноразвивающего образовательного пространства является диалог, семантической - высшие смысловые уровни (духовный, национально-культурный, гуманистический), синтаксической - этика, эстетика, философия, религия. Выводы И. М. Кыштымовой имеют принципиальную важность для нашего исследования. В значении «камертонной культуры» в нашей концепции выступает классическое музы-
кальное искусство. Подход к культуре как вторичной семиотической системе позволил И. М. Кыштымовой системно рассмотреть механизм обусловливания ею актуализации креативности. Универсальным развивающим механизмом является инкультурация.
Главная задача современной науки о творчестве - развитие возможностей управления творчеством и развитие творческого потенциала личности. Исследователи отмечают, что косвенный путь управления творчеством - создание условий, благоприятствующих творчеству. В исследованиях В.Н.Дружинина [25], А.М. Матюшкина [26] и др. также выделен ряд условий, стимулирующих развитие творчества. Комплекс таких условий многообразен: ситуации, благоприятствующие интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы; воспитание необходимых способностей, качеств личности творца; создание творческого климата в коллективе и др.
Одним из важнейших направлений в изучении творческой активности является ориентация на исследование целостной творческой личности. В этом смысле принципиальным является подход, основанный на приоритете внимания к творческой личности учащегося, формирующейся в условиях творческой среды, создаваемой при участии творческой личности педагога.
Наиболее важным для нашего исследования является вопрос о путях развития творчества и построения развивающих программ. Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Перед теорией обучения и воспитания стоят задачи развития творческого мышления и воспитания творческих качеств личности. Принцип творческого диалога, понимаемый как художественная форма участия в общей жизни коллектива, обусловленная потребностями обучающихся, является основой деятельности педагогической среды для развития детского творчества.
В связи с этим, особого внимания в нашем исследовании заслуживает проблема развития творческого потенциала педагога, будущего педагога - студента педагогического вуза. Педагогическое творчество выступает как показатель качества учебно-воспитательного процесса; главными результатами педагогического труда становится развитие творческих способностей учащихся, освоение ими способов творческой деятельности. Этих результатов достигают учителя, которые способны творчески подойти к организации учебного процесса, решению поставленных педагогических задач, реализации инновационных образовательных программ.
На основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме развития творчества, творческой личности мы определяем творческий потенциал личности как систему эмоциональных, мотивационных, волевых, интеллектуальных и духовно-нравственных компонентов, составляющих основу творческого развития личности средствами музыкального искусства [27]. В целом вопрос о структуре творческого потенциала личности до конца не решен.
Мы принимаем следующее представление о структуре творческого потенциала личности: эмоциональный компо-
нент, характеризующий эмоциональное отношение человека к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее; мотивационный компонент, выражающий уровень и своеобразие интересов и увлечений человека, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации в его мотивационной сфере; волевой компонент, характеризующий способность личности к необходимой саморегуляции и самоконтролю; качества внимания; самостоятельность; способность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности; интеллектуальный компонент, выражающийся в оригинальности, гибкости, адаптивности,
Библиографический список
беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей; духовно-нравственный компонент, характеризующий способность личности различить и избрать истинные нравственные ценности и следовать им в своей жизни. Последний компонент является интегрирующим в структуре творческого потенциала личности.
Названные компоненты творческого потенциала взаимно связаны между собой и с целостной его структурой. Обеспечение условий формирования интересов будет способствовать развитию эмоциональной сферы; направленное формирование эмоционально-образной сферы - развитию интеллекта и мотивации, включение интуитивного поиска и ассоциативного процесса - развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер; создание интенсивной и перспективной мотивации -развитию всех сфер; формирование критического отношения и стремлений к совершенствованию продуктов творческой активности - развитию волевой сферы.
Обобщая данные психолого-педагогических исследований исследований, мы выделяем следующие условия в качестве основных: организация творческой среды, в которой будут развиваться творческие способности обучающегося; содержание творческой активности обучающихся, предусматривающей, с одной стороны, разнообразие видов деятельности в мотивационном, эмоциональном, интеллектуальном и волевом аспектах, а с другой - их нерегламентиро-ванность; направленность формирующей программы на развитие целостной творческой личности, особенно в мотивационном и эмоциональном планах, на духовный рост и нравственное совершенствование; одним из главнейших условий создания творческой среды и формирования в ней творческой личности обучающегося является творческая личность педагога и продукты его творческой активности (рисунки, стихи, песни, музыкальные произведения и т.п.), используемые в работе с учащимися в качестве средств творческого воспитания .
Таким образом, в психологии творчества сложилось представление о сложной, многоуровневой иерархии различных процессов творчества, личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и нравственно-духовных его составляющих. И хотя существует целый ряд представлений об основных составляющих компонентах творческого потенциала личности, все же общая эмпирическая оценка взаимодействия этих параметров пока неизвестна. Очевидно, сложность проблемы связана с тем, что задача изучения и развития творческого потенциала личности является междисциплинарной и требует интегрирования методов и знаний, полученных в рамках различных дисциплин. Речь идет при этом о создании возможностей для проявления и развития творческих способностей любого человека, причём не только в профессиональной деятельности представителей «творческих» специальностей (музыкантов, архитекторов, учёных), но и в быту, в семье, в общеобразовательной школе, что имеет большое значение для саморазвития и самоактуализации каждого. В нашей концепции такие возможности представляются при соблюдении определённых психологических условий, среди которых центральным выступает воздействие камертонной музыкальной культуры, инкультурация средствами классической музыки. Анализ основных методологических и теоретических подходов к проблеме исследования и развития творчества, творческого потенциала позволил разработать новый для педагогической психологии эстетико-семиотический подход [28] и на его основе авторскую музыкально-семантическую модель развития творческой личности средствами музыкального искусства, прошедшую практическую апробацию.
1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интер, 1996.
2. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. -№ 5.
3. Лейтес, Н.С. Способности и одарённость // Новое в жизни, науке и технике, педагогике и психологии. - М.: Знание. -1984. - № 4.
4. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.
5. Пономарёв, Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.
6. Роджерс, К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1994.
7. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: МПСИ Флинта, 1997.
8. Guilford, J. Three faces of intellect // Amer. Psychol. - 1959. - № 14.
9. Torrance, E.P. Growing up creatively gifted // Creative Child and Adult Quaterly. - 1980. - V. 5.
10. Бердяев, Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993.
11. Басин, Е. Двуликий Янус. (О природе творческой личности). - М.: Магистр, 1996.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - Спб.: Питер, 2002.
13. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. - Спб.: Евразия, 1997.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
15. Кыштымова, И.М. Психосемиотика креативности. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008.
16. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
18. Рубинштейн, С.Л. Способности // Основы общей психологии. - М. - 1990. - Т. 2.
19. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: МПСИ Флинта, 1997.
20. Фромм, Э. Иметь или быть? - М.: Новая школа, 1990.
21. Басин, Е. Двуликий Янус. (О природе творческой личности). - М.: Магистр, 1996.
22. Надирова, Л.Л. О методологии изучения эмпатии // Вестник ВГПУ. - Владимир. - 1999. - Вып. 4.
23. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики. - Спб.: Питер, 2005.
24. Кыштымова, И.М. Психосемиотика креативности. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008.
25. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - Спб.: Питер, 2002.
26. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.
27. Курышева, И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: монография. - Н. Новгород: НФ ИБП, 2008.
28. Курышева, И.В. Теоретико-методологическое обоснование эстетико-семиотического подхода к развитию творческой личности средствами музыкального искусства. - М.: Изд-во Русско-американского института, 2011.
1. Davihdov, V.V. Teoriya razvivayuthego obucheniya. - M.: Inter, 1996.
2. Bogoyavlenskaya, D.B. O predmete i metode issledovaniya tvorcheskikh sposobnosteyj // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1995.
- № 5.
3. Leyjtes, N.S. Sposobnosti i odaryonnostj // Novoe v zhizni, nauke i tekhnike, pedagogike i psikhologii. - M.: Znanie. - 1984. -№ 4.
4. Matyushkin, A.M. Koncepciya tvorcheskoyj odarennosti // Voprosih psikhologii. - 1989. - № 6.
5. Ponomaryov, Ya.A. Psikhologiya tvorchestva. - M.: Nauka, 1976.
6. Rodzhers, K. Tvorchestvo kak usilenie sebya // Voprosih psikhologii. - 1994.
7. Yakovleva, E.L. Psikhologiya razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. - M.: MPSI Flinta, 1997.
8. Guilford, J. Three faces of intellect // Amer. Psychol. - 1959. - № 14.
9. Torrance, E.P. Growing up creatively gifted // Creative Child and Adult Quaterly. - 980. - V. 5.
10. Berdyaev, N.A. O naznachenii cheloveka. - M.: Respublika, 1993.
11. Basin, E. Dvulikiyj Yanus. (O prirode tvorcheskoyj lichnosti). - M.: Magistr, 1996.
12. Druzhinin, V.N. Psikhologiya obthikh sposobnosteyj. - Spb.: Piter, 2002.
13. Maslou, A.G. Daljnie predelih chelovecheskoyj psikhiki / per. s angl. - Spb.: Evraziya, 1997.
14. Vihgotskiyj, L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - M.: Prosvethenie, 1991.
15. Kihshtihmova, I.M. Psikhosemiotika kreativnosti. - Irkutsk: Izd-vo IGU, 2008.
16. Ponomaryov, Ya.A. Psikhologiya tvorchestva. - M.: Nauka, 1976.
17. Vihgotskiyj, L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. M.: Prosvethenie, 1991.
18. Rubinshteyjn, S.L. Sposobnosti // Osnovih obtheyj psikhologii. - M. - 1990. - T. 2.
19. Yakovleva, E.L. Psikhologiya razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. M.: MPSI Flinta, 1997.
20. Fromm, Eh. Imetj ili bihtj? - M.: Novaya shkola, 1990.
21. Basin, E. Dvulikiyj Yanus. (O prirode tvorcheskoyj lichnosti). - M.: Magistr, 1996.
22. Nadirova, L.L. O metodologii izucheniya ehmpatii // Vestnik VGPU. - Vladimir. - 1999. - Vihp. 4.
23. Petrenko, V.F. Osnovih psikhosemantiki. - Spb.: Piter, 2005.
24. Kihshtihmova, I.M. Psikhosemiotika kreativnosti. - Irkutsk: Izd-vo IGU, 2008.
25. Druzhinin, V.N. Psikhologiya obthikh sposobnosteyj. - Spb.: Piter, 2002.
26. Matyushkin, A.M. Koncepciya tvorcheskoyj odarennosti // Voprosih psikhologii. - 1989. - № 6.
27. Kurihsheva, I.V. Psikhologicheskie usloviya razvitiya tvorcheskogo potenciala starsheklassnikov sredstvami muzihkaljnogo iskusstva: monografiya. - N. Novgorod: NF IBP, 2008.
28. Kurihsheva, I.V. Teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie ehstetiko-semioticheskogo podkhoda k razvitiyu tvorcheskoyj lichnosti sredstvami muzihkaljnogo iskusstva. - M.: Izd-vo Russko-amerikanskogo instituta, 2011.
Статья поступила в редакцию 14.07.11