Научная статья на тему 'Ориентированное образование в педвузе как детерминант профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре'

Ориентированное образование в педвузе как детерминант профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщевский А. А.

The article is devoted to the analysis of pre-service train¬ing of the future teacher of physical culture with the main ac¬cent on the causes of the orientation of pedagogical education on individual-creative development of the personality. On the basis of the analysis of introduction of humanistic educational models oriented to an individualized approach, the author iden¬tifies comprehensive trends of this process, and puts the prob¬lem of correspondence of didactical skills of university graduates to the labor market requirements in the forefront. Based on the analysis of the research pedagogical sources and own experience the author gives arguments for distinguishing be¬tween basic and production means of professional training giv¬ing the priorities to moral and physical health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualized Education at a Pedagogical University as a Determinant for Professional Training of the Future Teacher of Physical Culture

The article is devoted to the analysis of pre-service train¬ing of the future teacher of physical culture with the main ac¬cent on the causes of the orientation of pedagogical education on individual-creative development of the personality. On the basis of the analysis of introduction of humanistic educational models oriented to an individualized approach, the author iden¬tifies comprehensive trends of this process, and puts the prob¬lem of correspondence of didactical skills of university graduates to the labor market requirements in the forefront. Based on the analysis of the research pedagogical sources and own experience the author gives arguments for distinguishing be¬tween basic and production means of professional training giv¬ing the priorities to moral and physical health.

Текст научной работы на тему «Ориентированное образование в педвузе как детерминант профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре»

Вестник ТГПУ. 2003. Выпуск 2 (34). Серия: ПЕДАГОГИКА

ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА

А.А. Борщевский

ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДВУЗЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Томский государственный педагогический университет

Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта является задачей огромной социальной важности. Личность педагога, способная воспитывать будущее поколение творчески мыслящим и самостоятельно функционирующим, выдвигается в изменившейся ситуации на первое место. Поэтому решающее значение в системе подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием имеет разработка новых подходов к содержанию и организации учебного процесса, предполагающих и стимулирующих личностную активность студента к повышению качества его образования. Отсюда, ориентация профессионального педагогического образования на индивидуально-творческое развитие личности педагога по физической культуре рассматривается и как средство совершенствования, и как стратегическое направление профессиональной подготовки педагогических кадров.

Внедрение гуманистических моделей, призванных реализовать личностный подход, связано с переносом центра тяжести с процессов обучения (преподавания) на процессы индивидуализированного учения. В этом случае человека готовят к профессиональной и социальной деятельности на основе учета не только потребностей социума, но и интересов, склонностей, способностей человека. В связи с этим перед высшей педагогической школой встает задача перехода к личностно ориентированному образованию, к приоритетности развития личности, ее способности к самосовершенствованию, самореализации.

Поскольку ни одно психическое явление не может быть правильно понято без учета личностной его обусловленности, то личностный подход предполагает обнаружение особенностей той или иной личности в их целом виде, естественном проявлении, что позволяет преодолеть ту ограниченность, которая обязательно присутствует при выделении отдельных качеств личности.

Традиционной особенностью российской системы образования является ее высокая профессиональная направленность. Между тем изменения социально-экономической ситуации в стране приводят к падению престижа профессии учителя, осложняют формирование профессионально-ценностной ориентации студентов педвуза. В свою очередь, это требует раскрытия содержания труда учителя физической культуры как ценности, его профессионализма, пересмотра и поиска новых путей и средств профессиональной подготовки выпускников. В этом заключаются существенные сложности обучения и воспитания будущего специалиста по физической культуре, формирования в нем необходимых профессиональных качеств.

В своей профессиональной деятельности учитель выступает прежде всего как личность, реализующая совместно с учащимися определенные образовательные и социальные задачи. Внутренний мир педагога, проблемы, стоящие перед ним, ценностные ориентиры, которыми он руководствуется при их разрешении, выступают одним из ведущих факторов развития обучаемых.

Государственные образовательные стандарты обновили содержание профессиональной подготовки специалистов. Новые подходы к формированию содержания образования выразились в демократизации и расширении прав и ответственности учебных заведений и обучающихся, в определении содержания программ, в преемственности содержания на всех его этапах.

Анализ теоретической и научно-методической литературы, опыт работы в педвузе, практика подготовки кадров в Институте физической культуры Томского государственного педагогического университета показывает целесообразность выделения базовых и производных средств профессиональной подготовки. К базовым средствам относятся теоретическая и физическая подготовка, к производным - психологическая и психофизиологическая.

А.А. Борщевский, Ориентированное образование в педвузе как детерминант профессиональной.

Теоретическая подготовка обусловлена научным наполнением, психолого-педагогическими требованиями, профессионально-деятельностными характеристиками. Учитывая, что каждый предмет имеет свою меру участия в достижении конечных целей обучения, причем одни предметы имеют непосредственный выход, а другие связаны с ним опосредованно - через одну или несколько учебных дисциплин, то деление теоретической подготовки на общую и специальную весьма рационально. Такое деление позволяет найти наиболее адекватную динамику планирования, излагать теоретический материал в зависимости от важности для конкретного этапа деятельности в различные периоды обучения студента.

На современном этапе в теории и практике высшего педагогического образования наметилась тенденция к профессионализации обучения, к усилению практической направленности педагогического образования (А.А. Вербицкий, С .К. Кулибанов. И.В. Попова и др.). Это нашло свое отражение в содержании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и в соответствующей им квалифицированной характеристике специалиста по физической культуре.

Многие исследователи отмечают существование разрыва между уровнем теоретических знаний и умением выпускников применять их при решении педагогических задач, что напрямую зависит от уровня развития у них дидактических умений (Н.В. Ананьев, И.П. Андриади, А.П. Зверев, В.Т. Чичикин и др.). Вместе с тем следует акцентировать внимание на личностно ориентированном подходе к подготовке будущего педагога по физической культуре. С позиций научности он выступает как специалист высокой квалификации по своему профилю.

С точки зрения гармоничности и разносторонности, специалист в области физической культуры и спорта - человек, деятельность которого не ограничивается только решением сугубо профессиональных задач, он должен обладать широтой кругозора, многогранностью интересов и умений, понимать социальную значимость различных видов профессиональной деятельности. Такой подход призван обеспечить осознанное включение субъекта в познавательную деятельность, ситуацию поиска способов решения проблем. Личность как особая система накопления и обобщения индивидуального опыта не ограничена внешней детерминацией своего развития, а динами-

чески включает все природные ресурсы человека, которые в некоторых структурах личности выступают как главенствующие (например: темперамент, способности).

Существующие учебные программы отражают лишь предметную сторону подготовки и являются, по существу, программами знаний. В то же время полноценная учебная деятельность может быть успешно реализована только путем внедрения инновационных технологий обучения.

Декларируемые задачи высшей школы на сегодняшний день до конца не решены, хотя давно сформулированы и обслуживаются в контексте проблемы активизации познавательной деятельности студентов, их адаптации к условиям обучения и воспитания в вузе. Личностно ориентированное образование предполагает наиболее полное использование потенциала личности студента, а также создание благоприятных социально-экономических, экологических и психолого-педагогических условий для полноценной учебной деятельности адекватно личности конкретного студента.

Существующая система профессионально-педагогической подготовки учителя слабо учитывает изменения, происходящие в социокультурной сфере общества. Социальная напряженность в обществе во многом связана с утратой идеалов, апатией и глобальны м нигилизмом молодежи. Молодежь и даже дети оказались втянутыми в различные социальные конфликты, неуклонно растет детская преступность, катастрофически деградирует духовная сфера подрастающего поколения. Поэтому значение приобретают такие черты и качества личности педагога по физической культуре, как психологическая устойчивость, готовность к непрерывному самообразованию и саморазвитию, высокая профессиональная мобильность, творческая самореализация и коммуникабельность и др.

Таким образом, в условиях личностно ориентированной образовательной системы нравственное и физическое здоровье человека становится приоритетным.

Построение модели подготовки педагога по физической культуре как субъекта педагогической деятельности и субъекта образовательного процесса, участвующего в формировании физической культуры в аспекте общечеловеческих ценностей, является крайне актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.