социально-педагогические и психологические исследования (social-pedagogical & psychological research)
Б01: 10.12731/2218-7405-2015-9-33 УДК 159.9.072.59
психометрические показатели русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью
Елшанский с.П., Ануфриев А.Ф., камалетдинова З.Ф., сапарин о.Е., семенов Д.в.
Цель. Удовлетворенность жизнью - одно из базовых понятий позитивной психологии. Неудовлетворенный жизнью человек вряд ли будет чувствовать себя счастливым или переживать какие-либо еще позитивные чувства. В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью. Количество баллов шкалы показывает уровень удовлетворенности жизнью испытуемого. Предметом исследования были психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы удовлетворенности жизнью - её надежность, валидность, внутренняя согласованность.
метод или методология проведения работы. Использовались стандартные психометрические процедуры проверки этих параметров. Проводилась оценка ретестовой надежности теста и его валидности (путем анализа корреляций со схожим и противопоставленным параметрами), а также анализ ряда показателей внутренней согласованности.
результаты. В ходе исследования авторами была разработана оригинальная русскоязычная версия теста, получены новые данные о его психометрических показателях. Результаты проведенного психометрического исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью, её хорошую внутреннюю согласованность, подтвердили её валидность.
область применения результатов. Представленный оригинальный перевод шкалы может использоваться при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию и методы развития личностного потенциала.
ключевые слова: удовлетворенность жизнью; шкала; позитивная психология; психодиагностика; валидность теста; надежность теста; внутренняя согласованность теста.
psychometrical indicators of the russian-language version of the satisfaction with life scale
Yelshansky s.P., Anufriev A.F., Kamaletdinova Z.F., saparin o.E., semyonov D.V.
Purpose. Satisfaction with life is one of the basic concepts of positive psychology. Unsatisfied with the life person is unlikely to feel happy or to experience any positive feeling. The article presents the results of research on psychometric indicators of the Russian version of the scale of satisfaction with life. The number ofpoints of the scale shows the level of life satisfaction. The subjects of the study were psychometric indicators of Russian language version of the scale - reliability, validity, internal consistency.
Methodology. We used standard psychometric procedures for checking these parameters. Assessment of the retest reliability of the test and its validity (by analyzing correlations with contrasted and similar parameters), as well as an analysis of several indicators of internal consistency have been done.
Results. In the study, the authors developed an original Russian-language version of the test; new data on its psychometric indicators have been received. The results of psychometric studies have found high retest reliability of the Russian version of the Satisfaction with Life Scale, its good internal consistency, confirmed its validity.
Practical implications. Presented original translation of the scale can be used in work with Russian-speaking examinees in scientific psychological research, and in the work of psychologists-practitioners and psychotherapists focused on positive psychology and methods of development of personal potential.
Keywords: satisfaction with life; scale; positive psychology; psychodiagnostics; validity
of the test; reliability of the test; inner consistency of the test.
Удовлетворенность жизнью - одно из базовых понятий позитивной психологии [1, 2]. Неудовлетворенный жизнью человек вряд ли будет чувствовать себя счастливым или переживать какие-либо еще позитивные чувства. Позитивными психологами предлагается ряд способов измерения удовлетворенности жизнью [1]. Один из них - представленная в данной работе Шкала удовлетворенности жизнью. Шкала состоит из пяти утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый должен оценить по семибалльной шкале.
В настоящее время на кафедре общей, возрастной и педагогической психологии (ранее на кафедре общей и практической психологии) Института психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по переводу на русский язык и адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии [3-8]. В рамках этой работы был осуществлен перевод шкалы удовлетворенности жизнью на русский язык [7] и проведено исследование ряда психометрических параметров этой шкалы. Результаты представлены в данной статье. Статистические расчеты проводились с применением программы Statists 6.
описание шкалы
Название (русскоязычное): «шкала удовлетворенности жизнью» (встречается также вариант «тест на удовлетворенность жизнью» [1, стр. 92]).
Что измеряет: степень удовлетворенности жизнью.
Оригинальное название: Satisfaction with Life Scale.
Авторы: E. Diener и др.(ЦпгуегеИу of Illinois) [9-13].
В русскоязычной литературе представлен вариант перевода теста в книге М. Селигмана «Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни» (По утверждениям: 1. Моя жизнь близка к идеальной почти во всех отношениях. 2. Мои домашние условия превосходны. 3. Я полностью удовлетворен жизнью. 4. До сих пор я получал от жизни всё, что мне было необходимо. 5. Если бы я начал жизнь заново, ничего не стал бы менять.) [1, стр. 92]), но для адаптации теста нами был сделан собственный оригинальный перевод.
Инструкция
Указания: ниже представлены 5 утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться. Используя семиуровневую шкалу, которую Вы видите ниже, укажите Вашу сте-
пень согласия с каждым пунктом, записав соответствующее число над линией перед утверждением. Пожалуйста, будьте открытыми и честными в Ваших ответах.
Шкала оценки утверждений:
1. Определенно не согласен
2. Не согласен
3. До определенной степени не согласен
4. Ни то, ни другое
5. До определенной степени согласен
6. Согласен
7. Определенно согласен
Утверждения
1. В целом моя жизнь близка к идеалу.
2. Условия моей жизни прекрасные.
3. Я удовлетворен жизнью.
4. К настоящему моменту я уже получил от жизни всё, чего хотел.
5. Если я мог прожить жизнь заново, то не изменил бы почти ничего.
(Адаптация теста проводилась с использованием этого варианта перевода.)
Обработка результатов: суммируются баллы по 5 ответам. Результат может варьировать от
5 до 35 баллов.
Количество баллов показывает степень удовлетворенности жизнью.
Разработчики теста рекомендуют следующие оценки степени удовлетворенности жизнью испытуемого в соответствии с набранным им количеством баллов (общий результат): 30-35 баллов - в высшей степени доволен, результат намного выше среднего; 25-29 баллов - очень доволен, результат выше среднего; 20-24 баллов - более-менее доволен, средний результат для взрослого американца; 15-19 баллов - слегка недоволен, результат чуть ниже среднего; 10-14 баллов - недоволен, результат явно ниже среднего; 5-9 баллов - очень недоволен, результат намного ниже среднего. [1, стр. 93].
Результаты в других популяциях. Средний результат у пожилых американцев - 28 баллов для мужчин и 26 для женщин, у американских студентов - 23-25 баллов [10]. Средний результат у китайских и восточноевропейских студентов -16-19 баллов. Средний показатель заключенных американских тюрем (мужчин) и пациентов больниц - 12 баллов. Больные, амбула-торно посещающие психологов, - 14-18 баллов. Женщины, подвергшиеся насилию, а также пожилые сиделки - около 21 балла в среднем [1].
результаты исследования психометрических показателей Шкалы удовлетворенности жизнью на российской выборке
Выборка
В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 357 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,56±0,48 года). 91 мужчина и 266 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было исследовано 72 человека в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,79±1,21 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 57 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля. Тестовая и ретестовая выборки по показателям пола (критерий Фишера [угловое преобразование]; р>0,05) и возраста (критерий Манна-Уитни; р>0,05) были статистически однородными.
Распределения
Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из пяти утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для р на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро-Вилка для р на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением выявлено не было, критерий Шапиро-Вилка на уровне 0,05 [р=0,1]). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.
Полученные результаты.
Тест. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по тестовой выборке
утверждение среднее стандартная ошибка среднего минимум по выборке максимум по выборке
1 4,16 0,086 1 7
2 4,58 0,083 1 7
3 4,91 0,082 1 7
4 2,79 0,085 1 7
5 4,04 0,104 1 7
Сумма 20,48 0,321 5 34
Средняя сумма баллов для женщин 20,35±0,38, для мужчин 20,80±0,60. Ретест. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты поретестовой выборке
утверждение среднее стандартная ошибка среднего минимум по выборке максимум по выборке
1 4,10 0,180 1 7
2 4,76 0,172 1 7
3 4,92 0,168 1 7
4 3,21 0,215 1 7
5 4,11 0,218 1 7
Сумма 21,10 0,642 10 31
Для ретеста средняя сумма баллов для женщин 21,53±0,68, для мужчин 19,47±1,68.
Таким образом, средние показатели по тесту и ретесту для русскоязычной выборки попадают в диапазон «более-менее доволен» (20-24 балла).
Полученные результаты показывают для теста и ретеста наличие в выборке всех вариантов ответа по каждому утверждению.
Ретестовая надежность.
Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, р<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.
Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.
Пункт 1. R=0,40, р=0,0004.
Пункт 2. R=0,50, р=0,000007.
Пункт 3. R=0,49, р=0,00001.
Пункт 4. R=0,43, р=0,0001.
Пункт 5. R=0,50, р=0,000007.
Сумма баллов. R=0,64, р<0,0000001
Таким образом, для всех пунктов шкалы и для суммарного показателя обнаружены статистически значимые положительные корреляции между результатами теста и ретеста. Ретесто-вая надежность шкалы высокая.
Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы.
Корреляции между вопросами, а также между вопросами и интегральным показателем шкалы (метод Спирмена, р<0,05). Для тестового исследования. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Корреляции между пунктами шкалы, а также между пунктами и интегральным показателем. Результаты по тестовой выборке
корреляция между показателями коэффициент корреляции (R) p-level
Пункт 1 Пункт 2 0,60 <0,0000001
Пункт 1 Пункт 3 0,55 <0,0000001
Пункт 1 Пункт 4 0,37 <0,0000001
Пункт 1 Пункт 5 0,41 <0,0000001
Пункт 1 Сумма 0,79 <0,0000001
Пункт 2 Пункт 1 0,60 <0,0000001
Пункт 2 Пункт 3 0,68 <0,0000001
Пункт 2 Пункт 4 0,28 <0,0000001
Пункт 2 Пункт 5 0,37 <0,0000001
Пункт 2 Сумма 0,78 <0,0000001
Пункт 3 Пункт 1 0,55 <0,0000001
Пункт 3 Пункт 2 0,68 <0,0000001
Пункт 3 Пункт 4 0,28 <0,0000001
Пункт 3 Пункт 5 0,42 <0,0000001
Пункт 3 Сумма 0,78 <0,0000001
Пункт 4 Пункт 1 0,37 <0,0000001
Пункт 4 Пункт 2 0,28 <0,0000001
Пункт 4 Пункт 3 0,28 <0,0000001
Пункт 4 Пункт 5 0,23 0,00001
Пункт 4 Сумма 0,58 <0,0000001
Пункт 5 Пункт 1 0,41 <0,0000001
Пункт 5 Пункт 2 0,37 <0,0000001
Пункт 5 Пункт 3 0,42 <0,0000001
Пункт 5 Пункт 4 0,23 0,00001
Пункт 5 Сумма 0,69 <0,0000001
Сумма Пункт 1 0,79 <0,0000001
Сумма Пункт 2 0,78 <0,0000001
Сумма Пункт 3 0,78 <0,0000001
Сумма Пункт 4 0,58 <0,0000001
Сумма Пункт 5 0,69 <0,0000001
Таким образом, между всеми параметрами шкалы обнаружены статистически значимые положительные корреляции.
Полученные результаты показывают хорошую корреляционную согласованность пунктов шкалы и взаимосвязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.
Внутренняя согласованность по Кронбаху (а, для тестового исследования, по всем пунктам шкалы) составила 0,7746. Такой уровень внутренней согласованности может оцениваться как «достаточный» (>0,7).
Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласованности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели внутренней согласованности шкалы
корреляция между уровень взаимосвязи внутренняя непротиворе-
Пункт шкалы результатами по пункту и общей суммарной между пунктом и другими пунктами (ква- чивость шкалы (коэффициент альфа кронбаха),
шкалой без учета соот- драт множественной если соответствующий
ветствующего пункта регрессии) пункт будет удален
1 0,66 0,462 0,695
2 0,66 0,547 0,698
3 0,65 0,511 0,699
4 0,36 0,140 0,792
5 0,46 0,222 0,773
Как видно из таблицы, корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой (без соответствующего пункта) - достаточно высокие для всех пунктов (минимальная -для пункта 4, г = 0,36), положительные для всех пунктов. Уровни взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) - достаточно высокие для всех пунктов (за исключением пункта 4 - 0,14). Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален, - достаточно «хорошая» для всех пунктов, однако при удалении пунктов 1, 2 и 3 наблюдается некоторое понижение согласованности по сравнению с показателем для всех 5 пунктов, а при удалении пункта 4 - некоторое повышение согласованности. При удалении пункта 5 наблюдается крайне незначительное
(практически ничтожное) понижение. То есть, пункт 4 влияет на согласованность шкалы негативно (хотя изменения показателя крайне незначительны). Можно резюмировать, что все пункты шкалы согласованы, однако пункт 4 согласован/взаимосвязан с другими пунктами несколько хуже остальных.
В целом Шкала удовлетворенности жизнью обладает достаточно хорошей внутренней согласованностью.
Анализ «близости» пунктов шкалы
Проведенный факторный анализ (метод главных компонент без вращения) для результатов тестового исследования позволил выделить 1 фактор (рассматривались пункты, для которых факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7), который объединил пункты 1, 2 и 3 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,8 по абсолютному значению, знак показателя факторной нагрузки был для всех 3-х пунктов одинаков). Этот фактор можно условно обозначить, как удовлетворенность жизнью с акцентом на настоящее.
Проведенный кластерный анализ (метод Евклидовых расстояний) (также для результатов тестового исследования) показал близость ответов по пунктам 1, 2 и 3. Наиболее «отстоит» от других пунктов пункт 4. Этот результат подтверждает данные факторного анализа.
Таким образом, шкала, несмотря на наличие всего 5-ти пунктов, имеет определенный потенциал для разработки на ее основе дополнительных субшкал.
Валидность шкалы
Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).
В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [5, 14]. Результаты анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5
Корреляции со «сходным» параметром. По результатам тестового исследования
корреляция с уровнем субъективного благополучия для пункта R p-level наличие значимой положительной корреляции
1 0,40 <0,0000001 +
2 0,37 <0,0000001 +
3 0,44 <0,0000001 +
4 0,24 0,000006 +
5 0,33 <0,0000001 +
Для суммы баллов 0,47 <0,0000001 +
Таким образом, для всех пунктов шкалы и для интегрального показателя шкалы удовлетворенности жизнью были выявлены значимые положительные корреляции со сходным параметром (в качестве которого использовался уровень субъективного благополучия по шкале С. Любомирски и Х. Леппер) (по результатам тестового исследования). Наименьшая корреляция наблюдается для пункта 4, наибольшая - для пункта 3.
В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека [15]. Результаты анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6
Корреляции с «противоположным» параметром. По результатам тестового исследования
корреляция с уровнем депрессии по Беку для пункта R p-level наличие значимой отрицательной корреляции
1 -0,29 <0,0000001 +
2 -0,26 0,000001 +
3 -0,35 <0,0000001 +
4 -0,16 0,0027 +
5 -0,18 0,0008 +
Для суммы баллов -0,33 <0,0000001 +
Все исследовавшиеся корреляции с уровнем депрессии оказались отрицательными, статистически значимыми. Для пунктов 4, 5 корреляции слабее, чем для пунктов 1, 2, 3 и интегрального показателя.
Таким образом, что в ходе проведенного исследования были выявлены значимые прямые корреляции между интегральным показателем шкалы удовлетворенности жизнью и уровнем субъективного благополучия (сходным параметром). Были также обнаружены статистически значимые обратные корреляции между интегральным показателем теста и уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром). Даже для отдельных пунктов шкалы также были обнаружены значимые положительные корреляции со сходным и значимые отрицательные корреляции с противопоставленным параметрами. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне валидности шкалы.
Дополнительно был проведен анализ гендерных различий (по результатам тестового исследования) для всех пунктов шкалы удовлетворенности жизнью и её суммарного показателя (критерий Манна-Уитни, р<0,05). Гендерные различия обнаружены не были. Таким образом, ни отдельные пункты изучавшейся шкалы, ни ее суммарный показатель гендерной специфичностью не обладают.
В целом, результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью, её хорошую внутреннюю согласованность, показали её валидность. Представленный вариант шкалы может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию и методы развития личностного потенциала.
список литературы
1. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М.: «София», 2006. 368 с.
2. Селигман М.Э.П. В поисках счастья. Как получать удовольствие каждый день. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 320 с.
3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 245-248.
4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 92-98.
5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 (35). С. 136-139.
6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фор-дайса. Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 (34). С. 56-60.
7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 8 с.
8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 8 с.
9. Diener, E., Emmons, R.A., Larson, R.J., & Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, №49. Pp. 71-75.
10. Pavot, W., & Diener, E. (1993). Review of the Satisfaction with Life Scale. Psychological Assessment, №5. Pp. 164-172.
11. Pavot, W.G., Diener, E., Colvin, C.R., & Sandvik, E. (1991). Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures. Journal of Personality Assessment, №57. Pp. 149-161.
12. http://www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestionnaires.htm#SLS
13. http://www.ppc.sas.upenn.edu/lifesatisfactionscale.pdf
14. Lyubomirsky S., Lepper H.S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, №46(2). Pp. 137-155.
15. www.psycabi.net/testy/592-shkala-test-oprosnik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depressii
References
1. Seligman M.E.P. (2006). Novayapozitivnayapsikhologiya: Nauchnyy vzglyadna schast'e i smysl zhizni [New Positive Psychology: The Scientific outlook on happiness and the meaning of life]. -Moscow: Sofia.
2. Seligman M.E.P. (2011). Vpoiskakh schast'ya. Kakpoluchat' udovol'stvie kazhdyy den' [In search of happiness. How to have fun every day]. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber.
3. Elshanskiy S.P., Anufriev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.E., Semenov D.V. Russkoyazych-naya versiya shkaly nadezhdy Ch.R. Snaydera. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovat-sii, no. 7 (39) (2014): 245-248.
4. Elshanskiy S.P., Anufriev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.E., Semenov D.V. Psikhomet-richeskie pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly nadezhdy Ch.R. Snaydera. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, no. 9-2 (41) (2014): 92-98.
5. Elshanskiy S.P., Anufriev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.E., Semenov D.V. Nekotorye psi-khometricheskie pokazateli russko-yazychnogo varianta shkaly sub»ektivnogo schast'ya S. Lyu-bomirski i Kh. Lepper. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, no. 7 (35) (2014): 136-139.
6. Elshanskiy S.P., Anufriev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.E., Semenov D.V. Nekotorye psikhometricheskie pokazateli russko-yazychnoy versii emotsional'nogo testa M. Fordaysa. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika, no. 7 (34) (2014): 56-60.
7. Elshanskiy S.P., Anufriev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.E., Semenov D.V. (2014). Psikho-diagnosticheskie testypozitivnoypsikhologii. Uchebno-metodicheskoeposobie [Psychodiagnostic tests positive psychology. Training handbook]. - Moscow: Sholokhov Moscow State University for the Humanities.
8. Elshanskiy S.P., Anufriev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.E., Semenov D.V. (2014). Meto-diki pozitivnoy psikhologii. Uchebno-metodicheskoe posobie [Methods of Positive Psychology. Training handbook]. - Moscow: Sholokhov Moscow State University for the Humanities.
9. Diener, E., Emmons, R.A., Larson, R.J., & Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, №49. Рр. 71-75.
10. Pavot, W., & Diener, E. (1993). Review of the Satisfaction with Life Scale. Psychological Assessment, №5. Рр. 164-172.
11. Pavot, W. G., Diener, E., Colvin, C. R., & Sandvik, E. (1991). Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures. Journal of Personality Assessment, №57. Рр. 149-161.
12. http://www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestionnaires.htm#SLS
13. http://www.ppc.sas.upenn.edu/lifesatisfactionscale.pdf
14. Lyubomirsky S., Lepper H.S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, №46(2). Рр. 137-155.
15. www.psycabi.net/testy/592-shkala-test-oprosnik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depressii
данные об авторах
Елшанский сергей Петрович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова ул. Ташкентская, д. 18, корп. 4, г. Москва, 109444, Россия SPIN-код в SCIENCE INDEX: 5592-8025
Ануфриев Александр Федорович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова ул. Ташкентская, д. 18, корп. 4, г. Москва, 109444, Россия SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6381-2097
Камалетдинова Зульфия Фаридовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей, возрастной и педагогической психологии
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова ул. Ташкентская, д. 18, корп. 4, г. Москва, 109444, Россия SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7167-2392
Сапарин Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей, возрастной и педагогической психологии
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова ул. Ташкентская, д. 18, корп. 4, г. Москва, 109444, Россия
Семенов Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей, возрастной и педагогической психологии
Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова ул. Ташкентская, д. 18, корп. 4, г. Москва, 109444, Россия SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9241-4402 E-mail: dv_semenov@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Yelshansky Serguei Petrovich, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the General and Practical Psychology Department
Sholokhov Moscow State University for the Humanities st. Tashkentskaya, 18, korp. 4, Moscow, 109444, Russia
Anufriev Aleksandr Fedorovich, Doctor in Psychology, Professor, Head of the General and Practical Psychology Department
Sholokhov Moscow State University for the Humanities st. Tashkentskaya, 18, korp. 4, Moscow, 109444, Russia
Kamaletdinova Zulfiya Faridovna, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department
Sholokhov Moscow State University for the Humanities st. Tashkentskaya, 18, korp. 4, Moscow, 109444, Russia
Saparin Oleg Evgenievich, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department
Sholokhov Moscow State University for the Humanities st. Tashkentskaya, 18, korp. 4, Moscow, 109444, Russia
semyonov Dmitrij vladimirovich, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department
Sholokhov Moscow State University for the Humanities st. Tashkentskaya, 18, korp. 4, Moscow, 109444, Russia E-mail: dv_semenov@mail.ru