ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9.072.59
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ШКАЛЫ ЧУВСТВА БЛАГОДАРНОСТИ
С.П. ЕЛШАНСКИЙ*, А.Ф. АНУФРИЕВ, З.Ф. КАМАЛЕТДИНОВА, О.Е. САПАРИН, Д.В. СЕМЕНОВ
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Москва
В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии Шкалы чувства благодарности. Изучались надежность, валидность и внутренняя согласованность Шкалы. В ходе исследования была разработана оригинальная русскоязычная версия теста. Выявлены достаточно высокая ретестовая надежность русскоязычной версии Шкалы, признаки ее внутренней согласованности, показана ее валидность. Шкала обнаруживает возможности для построения субшкал. Представленный вариант шкалы может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию.
Ключевые слова: чувство благодарности, шкала, позитивная психология, психодиагностика, валидность теста, надежность теста, внутренняя согласованность теста.
Введение
Способность к благодарности - одно из базовых качеств человека с точки зрения позитивной психологии. По мнению М. Селигмана, чувство благодарности подпитывает положительные воспоминания [7]. Испытывая благодарность, люди подпитываются приятными воспоминаниями, а, выражая ее, укрепляют связи с другими [8].
В представленной статье изложены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии Шкалы чувства благодарности. Количество баллов шкалы показывает степень развитости чувства благодарности. Шкала состоит из шести утверждений, степень своего согла-
© Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В., 2015.
* Для корреспонденции:
Елшанский Сергей Петрович доктор психологических наук,
профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, 109444 Москва, ул. Ташкентская, 18, корп. 4, +7 (495) 647-44-77 *1 (доб. 3641) E-mail: ye_@mail.ru
сия с которыми испытуемый должен оценить по семибалльной шкале.
В настоящее время на кафедре общей, возрастной и педагогической психологии (ранее - на кафедре общей и практической психологии) Института психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по переводу на русский язык и адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии [1-6]. В рамках этой работы был осуществлен перевод Шкалы чувства благодарности на русский язык [5] и проведено исследование ряда психометрических параметров данной шкалы.
Методика
Предмет исследования. Психометрические показатели русскоязычного варианта Шкалы чувства благодарности: надежность, валидность, внутренняя согласованность.
Описание шкалы. Название (русскоязычное): «Шкала чувства благодарности» (встречается также вариант «Тест на благодарность» [7, стр. 102]).
Что измеряет: степень развитости чувства благодарности.
Оригинальное название: Gratitude Questionnaire-6 (GQ-6).
Авторы: M.E. McCullough, R.A. Emmons, J.-A.Tsang [11-13].
Инструкция: используя представленную ниже шкалу, напишите рядом с каждым утверждением, насколько вы согласны с ней.
Процедура: испытуемый должен поставить рядом с каждым утверждением цифру, показывающую его оценку степени своего согласия с данным утверждением.
Шкала оценки утверждений:
1. - категорически не согласен;
2. - не согласен;
3. - возможно не согласен;
4. - ни то, ни другое (нейтрально);
5. - возможно согласен;
6. - согласен;
7. - полностью согласен.
Утверждения:
1. У меня в жизни много всего такого, за что нужно быть благодарным.
2. Если бы мне нужно было перечислить все, за что я чувствую благодарность, то это был бы очень длинный список.
3. Когда я смотрю на мир, то я не считаю, что в нем много такого, за что нужно быть благодарным.
4. Я благодарен очень многим разным людям.
5. Взрослея, я обнаруживаю все больше возможностей для того, чтобы ценить людей, события, ситуации, которые стали частью истории моей жизни.
6. Много времени может пройти прежде, чем я почувствую благодарность кому-либо или чему-либо.
Особенности шкалы. Пункты 1, 2, 4, 5 -прямые. Пункты 3 и 6 - обратные. Пересчет обратных баллов в прямые проводится по формуле (8 - X), где X - оценка обратного пункта (утверждения) респондентом.
Обработка результатов. Суммируются баллы по 6 ответам. Результат может варьировать от 6 до 42 баллов. Для утверждений 1, 2, 4 и 5 используется прямой порядок присвоения баллов (1 балл за ответ «категорически не со-
гласен», 7 - за ответ «полностью согласен» и т.д.), для утверждений 3 и 6 используется «обратный» порядок (7 баллов за ответ «категорически не согласен», 1 - за ответ «полностью согласен» и т.д.). Набранное респондентом количество баллов показывает степень развитости чувства благодарности.
Перевод. В данной работе использовался сделанный авторами оригинальный перевод теста, осуществленный максимально приближенно к англоязычному варианту [12].
Другие варианты перевода. В русскоязычной литературе также представлен вариант перевода теста в книге М. Селигмана «Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни» [7, стр. 102-103]). В этом варианте тест представлен следующим образом.
Инструкция. Ниже приведены шесть утверждений. Оцените, насколько каждое из них верно для вас, по следующей семибалльной шкале: 7 - совершенно согласен, 6 - согласен, 5 - отчасти согласен, 4 - не могу сказать точно, 3 - не совсем согласен, 2 - не согласен, 1 - абсолютно не согласен.
Утверждения. 1. В моей жизни было и есть многое, достойное благодарности. 2. Если бы мне пришлось перечислить все, за что я благодарен жизни, список получился бы очень длинным. 3. Оглядываясь вокруг, я не вижу, за что в этом мире быть благодарным. 4. Я благодарен очень многим людям. 5. С возрастом я испытываю все большую благодарность и любовь к людям и событиям своей жизни. 6. Долго придется ждать, пока я стану испытывать благодарность к кому-либо или за что-то.
Подсчет баллов.
1. Суммируйте баллы ответов на вопросы 1, 2, 4 и 5.
2. Баллы, полученные при ответах на вопросы 3 и 6, замените числами, дополняющими их до восьми. Например, если вы набрали 7 баллов, поставьте себе 1 балл, если 6 - поставьте 2.
3. Прибавьте измененные баллы вопросов 3 и 6 к сумме баллов остальных
вопросов, это и будет итоговым результатом теста, который может колебаться от 6 до 42.
По результатам, полученным на американской выборке из 1224 взрослых респондентов, были предложены следующие балльные диапазоны теста [7]. Не более 35 баллов - группа наименее благодарных (25%); от 36 до 38 - средняя группа (50%); от 39 до 41 балла - группа особенно благодарных жизни (25%); показатель в 42 балла характеризует 12,5% самых благодарных. Отмечено также, что женщины демонстрируют несколько более высокие результаты, чем мужчины, а пожилые люди - более высокие, чем молодые [7].
Методы исследования.
В процессе исследования использовались стандартные психометрические процедуры. Проводилась оценка ретестовой надежности теста (с применением корреляционного анализа) и его валидности (путем анализа корреляций со схожим и противопоставленным параметрами), а также анализ ряда показателей внутренней согласованности.
Статистические расчеты проводились с применением программы 51а118Иса 6.
Выборка.
В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 359 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,59±0,48 года), 91 мужчина и 268 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было исследовано 74 человека в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,82±1,18 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 59 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля. Тестовая и ретестовая выборки по показателям пола (критерий Фишера, угловое преобразование; р>0,05) и возраста (критерий Манна - Уитни; р>0,05) были статистически однородными.
Результаты и обсуждение
Распределения.
Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из пяти утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро - Вилка для р на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро - Вилка для р на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением выявлено не было, критерий Шапиро - Вилка на уровне 0,05; р=0,055). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.
Полученные результаты исследования психометрических показателей Шкалы чувства благодарности на российской выборке.
Тест. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты по тестовой выборке
Утверждение Среднее Минимум по выборке Максимум по выборке
1 6,00 1 7
2 5,21 1 7
3 пр. 2,70 1 7
4 5,38 1 7
5 5,91 1 7
6 пр. 3,25 1 7
Суммарный показатель 32,55 9 42
3 обр. 5,30 1 7
6 обр. 4,75 1 7
Ретест. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты по ретестовой выборке
Утверждение Среднее Минимум по выборке Максимум по выборке
1 6,00 3 7
2 5,28 2 7
3 пр. 2,59 1 7
4 5,53 1 7
5 5,74 2 7
6 пр. 3,41 1 7
Суммарный пока- 32,55 21 42
затель
Таким образом, средние показатели по тесту и ретесту для русскоязычной выборки попадают в диапазон «Не более 35 баллов» (группа наименее благодарных) [7].
Полученные результаты показывают для теста наличие в выборке всех вариантов ответа по каждому утверждению. Для ретеста отсутствуют ответы «категорически не согласен» для пунктов 1, 2, 5 и ответ «не согласен» - для пункта 1.
Ретестовая надежность.
Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, р<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.
Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.
Пункт 1. Я=0,38, р=0,0008. Есть корреляция.
Пункт 2. Я=0,22, р=0,055. Нет статистически значимой корреляции.
Пункт 3. Я=0,23, р=0,048. Есть корреляция.
Пункт 4. Я=0,47, р=0,00003. Есть корреляция.
Пункт 5. Я=0,32, р=0,005. Есть корреляция.
Пункт 6. Я=0,38, р=0,0007. Есть корреляция.
Сумма баллов. Я=0,53, р=0,000001. Есть корреляция.
Таким образом, для всех пунктов шкалы (кроме пункта 2) и для суммарного по-
казателя обнаружены статистически значимые положительные корреляции между результатами теста и ретеста. Ретестовая надежность шкалы достаточно высокая.
Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы.
Корреляции между вопросами, а также между вопросами и интегральным показателем шкалы (метод Спирмена, p<0,05).
Между всеми возможными парами показателей, образуемыми пунктами шкалы и суммарным показателем, обнаружены статистически значимые положительные корреляции (пункты 3 и 6 рассчитывались в пересчитанном - с обратного на прямой - варианте).
Полученные результаты показывают хорошую корреляционную согласованность пунктов шкалы и взаимосвязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.
Также были определены корреляции между суммой результатов по первым трем пунктам и суммой результатов по последним трем (метод Спирмена, p<0,05) (с учетом «обратных» пунктов - был произведен перерасчет по формуле 8 - X, где X показатель по соответствующему «обратному» пункту). Коэффициент корреляции получился равным 0,5 (при p<0,0000001). Корреляция между суммой по пунктам 3 и 6 («обратным» пунктам) и суммой по всем остальным («прямым») пунктам (метод Спирмена, p<0,05) также оказалась положительной и статистически значимой (R=0,28, p<0,0000001). Средний показатель корреляции (по Пирсону) между пунктами шкалы (Average Inter-Item Correlation) равен 0,25. Эти данные дополнительно подтверждают высокую корреляционную согласованность шкалы, что позволяет предположить хороший уровень надежности теста.
Внутренняя согласованность по Крон-баху (а, для тестового исследования, по всем пунктам шкалы) составила 0,6389. Такой уровень внутренней согласованности может оцениваться как «сомнительный» (от 0,6 до 0,7).
Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласован-
ности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и
другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели внутренней согласованности шкалы
Пункт шкалы Корреляция между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален
1 0,46 0,31 0,5748
2 0,47 0,35 0,5545
3 (обр.) 0,36 0,15 0,6031
4 0,40 0,22 0,5854
5 0,39 0,22 0,5914
6 (обр.) 0,23 0,11 0,6642
Как видно из таблицы 3, корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой (без соответствующего пункта) - достаточно высокие для всех пунктов (минимальная - для пункта 6, г=0,23), положительные для всех пунктов. Уровни взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) - достаточно высокие для всех пунктов (за исключением пункта 6 - 0,11). Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален, - достаточно «хорошая» для всех пунктов, однако при удалении пункта 6 отмечается некоторое повышение согласованности. То есть, пункт 6 влияет на согласованность шкалы негативно (хотя изменения показателя крайне незначительны). Можно резюмировать, что все пункты шкалы согласованы, тем не менее пункт 6 согласован с другими пунктами хуже остальных.
В целом Шкала чувства благодарности обладает определенной внутренней согласованностью, однако по ряду показателей эта согласованность недостаточна.
Анализ «близости» пунктов шкалы.
Проведенный факторный анализ (метод главных компонент, с вращением Уаптах) для результатов тестового исследования позволил выделить 2 фактора (рассматривались
пункты, для которых факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7). Первый фактор объединил пункты 1, 2 и 5 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,7 по абсолютному значению, знак показателя факторной нагрузки был для всех трех пунктов одинаков - положительный). К этому фактору можно условно «присоединить» также пункт 4 (факторная нагрузка равна 0,68). Этот фактор можно условно обозначить как «диапазон» благодарности. Второй фактор объединил пункты 3 и 6 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,7 по абсолютному значению, знак показателя факторной нагрузки был для всех трех пунктов одинаков - отрицательный). Это - фактор «обратных» пунктов.
Проведенный кластерный анализ (метод евклидовых расстояний) (также для результатов тестового исследования) показал максимальную близость ответов по пунктам 1 и 5. К этому кластеру близки также пункты 2 и 4. Этот результат повторяет данные факторного анализа (фактор 1). Наиболее «отстоит» от других пунктов пункт 6. Немного менее «отстоит» пункт 3.
Таким образом, шкала, несмотря на наличие всего 6 пунктов, имеет определенный потенциал для разработки на ее основе дополнительных субшкал.
Валидность шкалы.
Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).
В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [3, 10]. Результаты анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
Корреляции со «сходным» параметром.
По результатам тестового исследования
Таблица 5 Корреляции с «противоположным» параметром. По результатам тестового исследования
Корреляция с уровнем субъективного благополучия для пункта R P Наличие значимой положительной корреляции с «прямыми» и отрицательной с «обратными» пунктами
1 0,24 0,000004 +
2 0,32 <0,0000001 +
3 (прям.) -0,23 0,00001 +
4 0,27 <0,0000001 +
5 0,31 <0,0000001 +
6 (прям.) -0,17 0,002 +
Для суммы баллов 0,37 <0,0000001 +
Примечание: «Обратные» пункты 3 и 6 рассчитывались без перерасчета. Поэтому корреляция для них отрицательная. Для пересчитанных пунктов корреляция будет положительной
Таким образом, для всех пунктов шкалы и для интегрального показателя Шкалы чувства благодарности были выявлены значимые положительные корреляции со сходным параметром (в качестве которого использовался уровень субъективного благополучия по шкале С. Любомирски и Х. Леппер) (по результатам тестового исследования). Наименьшая корреляция наблюдается для пункта 6, наибольшая - для пунктов 2 и 5.
В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека (Beck Depression Inventory) [9, 14]. Результаты анализа представлены в таблице 5.
Наличие
Корре- значимой
ляция с отрицательной
уровнем депрессии R P корреляции с «прямыми»
по Беку пунктами и по-
для пункта ложительной с «обратными»
1 -0,18 0,0006 +
2 -0,20 0,0001 +
3 (прям.) 0,13 0,01 +
4 -0,13 0,01 +
5 -0,14 0,009 +
6 (прям.) 0,17 0,0009 +
Для суммы баллов -0,26 0,000001 +
Примечание: «Обратные» пункты 3 и 6 рассчитывались без перерасчета. Поэтому корреляция для них положительная. Для пересчитанных пунктов корреляция будет отрицательной
Все исследовавшиеся корреляции с уровнем депрессии оказались статистически значимыми, отрицательными (для «обратных» пунктов с учетом перерасчета), однако их «сила» не очень невелика (для отдельных пунктов по абсолютному значению - от 0,13 до 0,2, для суммарного показателя - 0,26). То есть, депрессия является для чувства благодарности противопоставленным параметром.
Итак, в ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые: прямая корреляция между интегральным показателем Шкалы чувства благодарности и уровнем субъективного благополучия (сходным параметром) и обратная корреляция между интегральным показателем теста и уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром). Даже для отдельных пунктов шкалы также обнаружены значимые положительные корреляции со сходным параметром и обратные - с противопоставленным.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии признаков валидно-сти шкалы, а рассматриваемую шкалу по результатам проведенного исследования можно считать валидной.
Дополнительно был проведен анализ ген-дерных различий (по результатам тестового исследования) для всех пунктов шкалы чувства благодарности и ее суммарного показателя (критерий Манна - Уитни, р<0,05). Ген-дерные различия были обнаружены только для пункта 5 - «Взрослея, я обнаруживаю все больше возможностей для того, чтобы ценить людей, события, ситуации, которые стали частью истории моей жизни» (для остальных не были обнаружены). Для мужчин характерен более низкий уровень согласия с этим утверждением, чем для женщин. В целом шкала ген-дерной специфичностью не обладает.
Заключение
Результаты проведенного на материале 359 испытуемых исследования психометрических показателей Шкалы чувства благодарности обнаружили достаточно высокую ретестовую надежность русскоязычной версии этой шкалы и некоторые признаки ее внутренней согласованности, показали ее валидность. Шкала обнаруживает возможности для выделения субшкал. Представленный вариант шкалы может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию.
Литература
1. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетди-нова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снай-дера // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 7(39). - С. 245-248.
2. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 9(41). - С. 92-98.
3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъек-
тивного счастья С. Любомирски и Х. Леп-пер // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 7(35). - С. 136-139.
4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 7(34). - С. 56-60.
5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 8 с.
6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 8 с.
7. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М.: «София», 2006. - 368 с.
8. Селигман М.Э.П. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 424 с.
9. Beck A.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression // Arch. Gen. Psychiatry. - 1961. -Vol. 4 (6). - P. 561-571.
10. Lyubomirsky S., Lepper H.S. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research. - 1999. - Vol. 46(2). - P. 137-155.
11. McCullough M.E., Emmons R.A., & Tsang J. The Grateful Disposition: A conceptual and Empirical Topography // Journal of Personality and Social Psychology. - 2002. - Vol. 82. - P. 112-127.
12. www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestionnaires. htm#GQ.
13. www.ppc.sas.upenn.edu/gratitudequestion-naire6.pdf.
14. www.psycabi.net/testy/592-shkala-test-opros-nik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-be-ka-ili-kak-vyjti-iz-depressii.
References
1. Yelshanskiy S.P., Anufriyev A.F., Kamaletdi-nova Z.F., Saparin O.Ye., Semenov D.V. Russ-koyazychnaya versiya shkaly nadezhdy CH.R. Snaydera. Sovremennyye nauchnyye issledo-vaniya i innovatsii 2014; 7(39):245-248 (in Russian).
2. Yelshanskiy S.P., Anufriyev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.Ye., Semenov D.V. Psikhomet-richeskiye pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly nadezhdy Ch.R. Snaydera. Sovremen-nyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii 2014; 9(41):92-98 (in Russian).
3. Yelshanskiy S.P., Anufriyev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.Ye., Semenov D.V. Neko-toryye psikhometricheskiye pokazateli russ-koyazychnogo varianta shkaly sub'yektivnogo schast'ya S. Lyubomirski i Kh. Lepper. Gu-manitarnyye nauchnyye issledovaniya 2014; 7(35):136-139 (in Russian).
4. Yelshanskiy S.P., Anufriyev A.F., Kamaletdinova Z.F., Saparin O.Ye., Semenov D.V. Nekotoryye psikhometricheskiye pokazateli russkoyazych-noy versii emotsional'nogo testa M. Fordaysa. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika 2014; 7(34):56-60 (in Russian).
5. Yelshanskiy S.P., Anufriyev A.F., Kamaletdino-va Z.F., Saparin O.Ye., Semenov D.V. Psikho-diagnosticheskiye testy pozitivnoy psikhologii. Uchebno-metodicheskoye posobiye. Moscow: MGGU im. M.A. Sholokhova 2014: 8 (in Russian).
6. Yelshanskiy S.P., Anufriyev A.F., Kamaletdino-va Z.F., Saparin O.Ye., Semenov D.V. Metodiki pozitivnoy psikhologii. Uchebno-metodich-
eskoye posobiye. Moscow: MGGU im. M.A. Sholokhova 2014: 8 (in Russian).
7. Seligman M.E.P. Novaya pozitivnaya psik-hologiya: Nauchnyy vzglyad na schast'ye i smysl zhizni. Moscow: «Sofiya» 2006: 368 (in Russian).
8. Seligman M.E.P. Put' k protsvetaniyu. Novoye ponimaniye schast'ya i blagopoluchiya. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber 2013: 424 (in Russian).
9. Beck A.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression. Arch Gen Psychiatry 1961; 4(6):561-571.
10. Lyubomirsky S., Lepper H.S. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research 1999; 46(2):137-155.
11. McCullough M.E., Emmons R.A., & Tsang J. The Grateful Disposition: A conceptual and Empirical Topography. Journal of Personality and Social Psychology 2002; 82:112-127.
12. www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestionnaires. htm#GQ.
13. www.ppc.sas.upenn.edu/gratitudequestion-naire6.pdf.
14. www.psycabi.net/testy/592-shkala-test-opros-nik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-be-ka-ili-kak-vyjti-iz-depressii.
PSYCHOMETRIC PROPERTIES OF THE RUSSIAN-LANGUAGE VERSION OF THE GRATITUDE QUESTIONNAIRE
S.P. YELSHANSKY, A.F. ANUFRIEV, Z.F. KAMALETDINOVA, O.E. SAPARIN, D.V. SEMYONOV
M.A. Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Moscow
This article presents the results of research on psychometric properties of the Russian version of the Gratitude Questionnaire. Retest reliability, validity and internal consistency were assessed. The authors developed an original Russian-language version of the test. The results of the study showed a fairly high retest reliability, internal consistency and validity of the Russian version of the Scale. The Scale provides options for the allocation of subscales. The present version of the scale can be used for scientific psychological research on Russian-speaking participants, as well as by practitioners and psychotherapists focused on positive psychology.
Keywords: gratitude, scale, positive psychology, psychodiagnostics, validity of the test, reliability of the test, inner consistency of the test.
Address:
Elshansky Sergey, D-r of Psychology, PhD, Professor
M.A. Sholokhov Moscow State University for the Humanities,
Bldg. 4, 18, Tashkentskaya str., Moscow, 109444, E-mail: ye_@mail.ru