ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФОРМ И КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ
FEATURES OF POSiTiVE PERSONALiTY TRAiTS OF STUDENTS OF DiFFERENT FORMS AND COURSES OF STUDY
Елшанский Сергей Петрович
Профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук E-mail: ye_@mail.ru
Ануфриев Александр Федорович
Профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Камалетдинова Зульфия Фаридовна
Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Сапарин Олег Евгеньевич
Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Yelshansky Sergey P.
Professor of the Department of Psychology of work and Psychological Counselling, Moscow State Pedagogical University, Professor, ScD in Psychology E-mail: ye_@mail.ru
Anufriev Aleksandr F.
Professor of the Department of Psychology of work and Psychological Counselling, Moscow State Pedagogical University, Professor, ScD in Psychology
E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Kamaletdinova Zulfiya F.
Assistant Professor of the Department of Psychology of work and Psychological Counselling, Moscow State Pedagogical University, Professor, PhD in Psychology E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Saparin Oleg E.
Assistant Professor of the Department of Psychology of work and Psychological Counselling, Moscow State Pedagogical University, Professor, PhD in Psychology E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Семенов Дмитрий Владимирович
Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологических особенностей студентов различных курсов и форм обучения. Изучалась специфичность позитивных личностных качеств, таких как субъективное благополучие, счастье, надежда, субъективная успешность деятельности, способность определения жизненных целей, эмоциональная зрелость, осознание настоящего, удовлетворенность жизнью, стремление к личностному росту и инициатива к нему, склонность любопытству и исследованию, мотивация к поиску смысла жизни и осознания этого смысла, благодарность. Установлено, что студенты-заочники имеют максимальный уровень инициативы к личностному росту, они наиболее удовлетворены своей жизнью, наиболее счастливы и наименее депрессивны по сравнению со студентами других форм обучения, «наихудшие» же показатели по этим параметрам у студентов-вечерников. В процессе обучения возрастает депрессивность студентов-бакалавров и падает уровень их эмоциональной зрелости. Магистры проявляют больше инициативы к личностному росту, чем бакалавры. Статья может быть полезной всем психологам, интересующимся вопросами психологии образования и позитивной психологией.
Ключевые слова: психологические особенности студентов, позитивная психология, благополучие, счастье, надежда, благодарность, эмоциональная зрелость, личностный рост, смысл жизни.
Semenov Dmitriy V.
Assistant Professor of the Department of Psychology of work and Psychological Counselling, Moscow State Pedagogical University, Professor, PhD in Psychology E-mail: kafedra_pp@mail.ru
Abstract. The article presents the results of the study of the psychological characteristics of students of different courses and forms of education. We studied the specificity of positive personality traits, such as subjective well-being, happiness, hope, subjective success, the ability to define life goals, emotional maturity, awareness of the present, life satisfaction, commitment to personality growth and initiative to it, inclination for curiosity and exploration, motivation to search for meaning in life and awareness of the sense of gratitude. it has been found out that part-time students have the highest level of the initiative for personality growth, they are most satisfied with their lives, they are the happiest and least depressed in comparison with students of other forms of education, the «worst» figures by these parameters were shown by the part-time students of the evening form of education. During the process of education the depression of student in the Bachelor's program increases while their level of emotional maturity decreases. Students in the master's program, however, show more initiative for personality growth than those in the Bachelor's program. The article may be of interest to all psychologists interested in issues of educational psychology and positive psychology.
Keywords: psychological features of students, positive psychology, well-being, happiness, hope, gratitude, emotional maturity, personality growth, meaning of life.
Введение
Существуют ли особенности у студентов разных форм и курсов обучения «позитивных» личностных качеств, таких как субъективное благополучие, счастье, надежда, субъективная успешность деятельности, способность определения жизненных целей, эмоциональная зрелость, осознание настоящего, удовлетворенность жизнью, стремление к личностному росту и инициатива к нему, склонность к любопытству и исследованию, мотивация к поиску смысла жизни и осознания этого смысла, благодарность? В данной работе представлены результаты исследования таких особенностей.
Цель исследования: выявить психологические особенности позитивных личностных качеств у студентов гуманитарного профиля различных курсов и форм обучения.
Материал и методы исследования
Выборка. В исследовании приняли участие 234 человека в возрасте от 17 до 53 лет (средний возраст 25,4 ± 0,4 года). 84 мужчины и 150 женщин. 11 магистров и 223 бакалавра. Испытуемыми выступали студенты факультета психологии и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М. А. Шолохова - будущие психологи и НИ-менеджеры (исследование проводилось в 2014-2015 гг., до слияния МГГУ им. М. А. Шолохова с МПГУ).
Методы. Для измерения позитивных личностных параметров применялись следующие методики: тест на уровень субъективного благополучия С. Любомирски и Х. Леп-пер; тест на субъективное счастье М. Фордайса; тест на субъективный уровень надежды Ч. Р. Снайдера (шкала надежды); тест на степень развитости чувства благодарности (М. Е. Маккалах и др.); тест на уровень эмоциональной зрелости М. Аткинсона; тест на уровень способности к осознанию настоящего (текущего) момента М. Аткинсона (эмоциональная зрелость и эта способность рассматриваются М. Аткинсоном как факторы «истинного счастья»); тест на степень удовлетворенности жизнью (Е. Дайнер и др.); тест на уровень инициативы к личностному росту К. Робичек; тест на степень выраженности склонности к любопытству и исследованию (Т. Б. Кашдан и др.); тест на уровень мотивации к поиску смысла жизни и осознания этого смысла (М. Ф. Стегер и др.) [1-20].
Дополнительно были измерены: уровень удовлетворенности браком (по методике Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана и Е. М. Дубовской) [21-22], которую также можно отнести к позитивным личностным качествам, а также уровень депрессии (как качество, условно противопоставленное позитивным) и склонность к похудению (как вероятный дополнительный признак депрессии) по тесту А. Бека (при этом также исследовались психометрические показатели данного теста) [23-24]. Использовались методы математического анализа различий (индуктивной статистики). Статистические расчеты проводились с применением программы Statistiсa 6. Распределения результатов по большинству исследовавшихся параметров не были нормальными (критерий Шапиро - Уилка для р на уровне 0,05), поэтому предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам, в частности, критерию различий Манна - Уитни, а также критерию Крускала - Уоллиса. Вероятность ошибки (р) принималась равной 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности позитивных личностных качеств по курсам, бакалавры, 5 курсов.
Каких-либо тенденций к различиям (критерий Крускала - Уоллиса) для исследовавшихся параметров для бакалавров обнаружено не было. Для магистров особенности позитивных личностных качеств по курсам не исследовались ввиду слишком малых объемов выборок для этих подгрупп.
Дополнительный анализ корреляций с курсом обучения (метод Спирмена, р < 0,05) обнаружил положительную корреляцию курса обучения и уровня депрессии (И = 0,2; р = 0,0003), а также отрицательную корреляцию курса и уровня эмоциональной зрелости (И = -0,16; р = 0,004).
Таким образом, в процессе обучения возрастает депрессивность студентов и падает уровень их эмоциональной зрелости. Этот результат определенно несколько парадоксален, хотя его можно объяснить тем, что параллельно с обучением человек входит во взрослую жизнь, сталкивается с ее трудностями, часто дезадаптируется.
Различия позитивных личностных качеств между бакалаврами и магистрами.
Обнаружены статистически значимые различия по показателю инициативы к личностному росту (критерий Манна-Уитни, р = 0,01). Для магистров характерен более высокий уровень такой инициативы (в среднем 44,8 против 39,8 у бакалавров). Для всех остальных исследовавшихся параметров значимых различий обнаружено не было.
Особенности позитивных личностных качеств по форме обучения (очное, очно-заочное, заочное), бакалавры.
Обнаружены различия (критерий Крускала - Уоллиса, р < 0,05) для следующих показателей: уровень инициативы к личностному росту (максимальный уровень наблюдался у заочников - в среднем 40,6, ниже - у очников - в среднем 38,7, минимальный - у вечерников (очно-заочное отделение) - в среднем 35,8); удовлетворенность жизнью (максимальный уровень наблюдался у заочников - в среднем 20,36, ниже - у очников - в среднем 19,51, минимальный - у вечерников (очно-заочное отделение) - в среднем 18,89); уровень субъективного счастья (по тесту М. Фордайса) (максимальный уровень наблюдался у заочников - в среднем 7,33, ниже и практически равный у очников - в среднем 6,79 и у вечерников (очно-заочное отделение) - в среднем 6,78); уровень депрессии по А. Беку (минимальный уровень наблюдался у заочников -в среднем 8,15, выше - у очников - в среднем 9,71, максимальный - у вечерников (очно-заочное отделение) - в среднем 11,56). Для остальных параметров различий обнаружено не было.
Таким образом, студенты очно-заочной (вечерней) формы обучения представляются наиболее неблагополучными и наименее позитивными. Самыми же позитивными, как выяснилось, являются студенты-заочники - у них максимальный уровень инициативы к личностному росту, они наиболее удовлетворены своей жизнью, они наиболее счастливы и наименее депрессивны. Студенты очной формы обучения занимают промежуточное положение между заочниками и вечерниками (по уровню субъективного счастья они практически не отличаются от вечерников).
В целом, в результате исследования обнаружено, что в процессе обучения возрастает депрессивность студентов-бакалавров и падает уровень их эмоциональной зрелости. Этот
результат определенно несколько парадоксален, возможно, его можно объяснить тем, что параллельно с обучением человек входит во взрослую жизнь, сталкивается с ее трудностями, часто не может адаптироваться к ней.
Другим объяснением этого результата может быть то, что эти данные получены на срезах (по курсу обучения), а не путем лонгитюдного исследования (одних и тех же студентов), поэтому обнаруженные особенности могут быть следствием специфичности различных поколений. Также обнаружено, что магистры по сравнению с бакалаврами более стремятся к личностному росту, проявляют инициативу к такому росту. Обнаружено, что студенты-заочники имеют максимальный уровень инициативы к личностному росту, они наиболее удовлетворены своей жизнью, наиболее счастливы и наименее депрессивны по сравнению со студентами других форм обучения, «наихудшие» же показатели по этим параметрам у студентов-вечерников.
В целом позитивные личностные качества обнаруживают мало специфичности по курсам и формам обучения, наибольшее количество особенностей/различий выявлено по формам обучения.
Выводы
Позитивные личностные качества обнаруживают очень мало специфичности по курсам обучения, несколько более специфичности (хотя, в общем, также немного) выявлено по формам обучения.
Студенты-заочники имеют максимальный уровень инициативы к личностному росту, они наиболее удовлетворены своей жизнью, наиболее счастливы и наименее депрессивны по сравнению со студентами других форм обучения, «наихудшие» же показатели по этим параметрам у студентов-вечерников.
В процессе обучения возрастает депрессивность студентов-бакалавров и падает уровень их эмоциональной зрелости.
Магистры проявляют больше инициативы к личностному росту, чем бакалавры.
Список литературы
1. Елшанский, С. П. Психодиагностические тесты позитивной психологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. П. Елшанский [и др.]. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - 8 с.
2. Елшанский, С. П. Методики позитивной психологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. П. Елшанский [и др.]. - М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - 8 с.
3. Елшанский, С. П. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 7 (35). - С. 136-139.
4. Елшанский, С. П. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 7 (34). - С. 56-60.
5. Елшанский, С. П. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч. Р. Снайдера [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Современные научные исследования и инновации. -2014. - № 7 (39). - С. 245-248.
6. Елшанский, С. П. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч. Р. Снайдера [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 9-2 (41). - С. 92-98.
7. Елшанский, С. П. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 9 (53). - С. 444-458.
8. Елшанский, С. П. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 10 (54). - С. 547-558.
9. Елшанский, С. П. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 10 (49). - С. 85-96.
10. Елшанский, С. П. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 3. - С. 23-30.
11. Елшанский, С. П. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10 (50). - С. 154-161.
12. Селигман, М. Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст] / М. Э. П. Селигман. - М.: София, 2006. - 368 с.
13. Atkinson, M. True Happiness - Your Complete Guide to Emotional Health [Text] / M. Atkinson. - London: Piatkus books, 2012. - 336 p.
14. Diener, E. The satisfaction with life scale [Text] / E. Diener [et al.] // Journal of Personality Assessment. - 1985. - No. 49. - P. 71-75.
15. Kashdan, T. B. The Curiosity and Exploration Inventory-II: Development, factor structure, and initial psychometrics [Text] / T. B. Kashdan [et al.] // Journal of Research in Personality. - 2009. - No. 43. - P. 987-998.
16. Kashdan, T. B. Curiosity protects against interpersonal aggression: Cross-sectional, daily process, and behavioral evidence [Text] / T. B. Kashdan [et al.] // Journal of Personality. - 2013. - No. 81. - P. 87-102.
17. Lyubomirsky, S. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation [Text] / S. Lyubomirsky, H. S. Lepper // Social Indicators Research.
- 1999. - No. 46 (2). - P. 137-155.
18. Robitschek, C. Personal growth initiative: The construct and its measure [Text] / C. Robitschek // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. - 1998.
- No. 30. - P. 183-198.
19. Robitschek, C. A structural model of parental alcoholism, family functioning, and psychological health: The mediating effects of hardiness and personal growth orienta-
tion [Text] / C. Robitschek, S. Kashubeck // Journal of Counseling Psychology. - 1999. - No. 46. - P. 159-172.
20. Snyder, C. R. Hope theory: Rainbows in the mind [Text] / C. R. Snyder // Psychological Inquiry. - 2002. - No. 13. - P. 249-275.
21. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская // Спецпрактикум по социальной психологии. - M.: МГУ, 1987. - 120 с.
22. Андреева, Т. В. Психология современной семьи [Текст] / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2006. - С. 424-427.
23. Beck A. T. An inventory for measuring depression [Text] / A. T. Beck [et al.] // Arch. Gen. Psychiatry. - 1961. - № 4 (6). - P. 561-571.
24. Елшанский, С. П. Ретестовая надежность шкалы депрессии А. Бека [Текст] / С. П. Елшанский [и др.] // Реабилитация и профилактика - 2015» (в медицине и психологии): Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция с международным участием, 14-16 октября 2015 г.: сборник тезисов. - М.: Первый МГМУ им. М. И. Сеченова, 2015. - С. 76-77.
References
1. Elshanskiy S. P., et al. Psikhodiagnosticheskie testy pozitivnoy psikhologii: ucheb.-metod. po-sobie. Moscow: MGGU a. n. M. A. Sholokhov, 2014. 8 p.
2. Elshanskiy S. P., et al. Metodiki pozitivnoy psikhologii: ucheb.-metod. posobie. Moscow: MGGU a. n. M. A. Sholokhov, 2014. 8 p.
3. Elshanskiy S. P., et al. Nekotorye psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnogo varianta shkaly subyektivnogo schastya S. Lyubomirski i Kh. Lepper. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2014, No. 7 (35), pp. 136-139.
4. Elshanskiy S. P., et al. Nekotorye psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoy versii emotsionalnogo testa M. Fordaysa. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2014, No. 7 (34), pp. 56-60.
5. Elshanskiy S. P., et al. Russkoyazychnaya versiya shkaly nadezhdy Ch. R. Snyder. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014, No. 7 (39), pp. 245-248.
6. Elshanskiy S. P., et al. Psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly nadezhdy Ch. R. Snyder. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014, No. 9-2 (41), pp. 92-98.
7. Elshanskiy S. P., et al. Psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoy versii Shkaly udovletvorennosti zhiznyu. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2015, No. 9 (53), pp. 444-458.
8. Elshanskiy S. P., et al. Psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly emotsionalnoy zrelosti M. Atkinson. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2015, No. 10 (54), pp. 547-558.
9. Elshanskiy S. P. Psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoy versii testa «Opros-nik smysla zhizni» (MLQ). Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2015, No. 10 (49), pp. 85-96.
10. Elshanskiy S. P., et al. Psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly chuvstva blagodarnosti. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya. 2015, Vol. 8, No. 3, pp. 23-30.
11. Elshanskiy S. P., et al. Nekotorye psikhometricheskie pokazateli russkoyazychnoy versii Shkaly udovletvorennosti zhiznyu. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015, No. 10 (50), pp. 154-161.
12. Seligman M. E. P. Novaya pozitivnaya psikhologiya: Nauchnyy vzglyad na schastye i smysl zhizni. Moscow: Sofiya, 2006. 368 p. (In Russian)
13. Atkinson M. True Happiness - Your Complete Guide to Emotional Health. London: Piatkus books, 2012. 336 p.
14. Diener E., et al. The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment. 1985, No. 49, pp. 71-75.
15. Kashdan T. B., et al. The Curiosity and Exploration Inventory-II: Development, factor structure, and initial psychometrics. Journal of Research in Personality. 2009, No. 43, pp. 987-998.
16. Kashdan T. B., et al. Curiosity protects against interpersonal aggression: Cross-sectional, daily process, and behavioral evidence. Journal of Personality. 2013, No. 81, pp. 87-102.
17. Lyubomirsky S., Lepper H. S. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research. 1999, No. 46 (2), pp. 137-155.
18. Robitschek C. Personal growth initiative: The construct and its measure. Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 1998, No. 30, pp. 183-198.
19. Robitschek C., Kashubeck S. A structural model of parental alcoholism, family functioning, and psychological health: The mediating effects of hardiness and personal growth orientation. Journal of Counseling Psychology. 1999, No. 46, pp. 159-172.
20. Snyder C. R. Hope theory: Rainbows in the min. Psychological Inquiry. 2002, No. 13, pp. 249-275.
21. Aleshina Yu. E., Gozman L. Ya., Dubovskaya E. M. Sotsialno-psikhologicheskie metody issledovaniya supruzheskikh otnosheniy. Spetspraktikum po sotsialnoy psikholo-gii. Moscow: MGU, 1987. 120 p.
22. Andreeva T. V. Psikhologiya sovremennoy semyi. St. Petersburg: Rech, 2006. Pp. 424-427.
23. Beck A. T., et al. An inventory for measuring depression. Arch. Gen. Psychiatry. 1961, No. 4 (6), pp. 561-571.
24. Elshanskiy S. P. et al. Retestovaya nadezhnost shkaly depressii A. Bek. "Reabilitatsiya i profilaktika - 2015 (v meditsine i psikhologii)": Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya mezh-distsiplinarnaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem, 14-16 oktyabrya 2015 g.: sb. tez. Moscow: Pervyy MGMU a. n. M. I. Sechenov, 2015. Pp. 76-77.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 3