Научная статья на тему 'Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек'

Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1053
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА К ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ / ШКАЛА / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА / НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА / ВНУТРЕННЯЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ ТЕСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е., Семенов Д. В.

В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии Шкалы инициативы к личностному росту, предложенной Кристин Робичек в 1998 году. Количество баллов шкалы показывает уровень инициативы к личностному росту испытуемого. Предметом исследования были психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы ее надежность, валидность, внутренняя согласованность. Использовались стандартные психометрические процедуры проверки этих параметров. Результаты исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии Шкалы инициативы к личностному росту, ее хорошую внутреннюю согласованность, показали высокий уровень ее валидности. Представлен оригинальный перевод шкалы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е., Семенов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9.072.5

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ШКАЛЫ ИНИЦИАТИВЫ К ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ К. РОБИЧЕК

С.П. ЕЛШАНСКИЙ*, А.Ф. АНУФРИЕВ, З.Ф. КАМАЛЕТДИНОВА, О.Е. САПАРИН, Д.В. СЕМЕНОВ

Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии Шкалы инициативы к личностному росту, предложенной Кристин Робичек в 1998 году. Количество баллов шкалы показывает уровень инициативы к личностному росту испытуемого. Предметом исследования были психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы - ее надежность, валидность, внутренняя согласованность. Использовались стандартные психометрические процедуры проверки этих параметров. Результаты исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии Шкалы инициативы к личностному росту, ее хорошую внутреннюю согласованность, показали высокий уровень ее валидности. Представлен оригинальный перевод шкалы.

Ключевые слова: инициатива к личностному росту, шкала, позитивная психология, психодиагностика, валидность теста, надежность теста, внутренняя согласованность теста.

Введение

В работе ставилась задача исследовать психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы инициативы к личностному росту, предложенной Кристин Робичек в 1998 году [15, 20, 21]. Стремление к личностному росту и инициатива к нему в современной позитивной психологии рассматриваются как одно из важнейших позитивных качеств личности [13, 15-19]. Отсутствие же такой инициативы, по мнению сторонников позитивной психологии, является причиной различных личностных проблем, девиантно-го поведения и препятствием к нормальному функционированию семьи [18].

Представленная в данном исследовании Шкала инициативы к личностному

© Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В., 2016.

* Для корреспонденции:

Елшанский Сергей Петрович доктор психологических наук, профессор Московский педагогический государственный университет

E-mail: ye_@mail.ru

росту служит для измерения уровня такой инициативы у испытуемого. Шкала состоит из девяти утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый должен оценить по шестибалльной шкале.

В настоящее время на кафедре общей, возрастной и педагогической психологии (ранее - на кафедре общей и практической психологии) Института психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по переводу на русский язык и адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии [1-12]. В рамках этой работы был осуществлен перевод Шкалы инициативы к личностному росту на русский язык [12] и проведено исследование ряда психометрических параметров теста. Полученные результаты изложены в настоящей статье.

Методика

Предмет исследования.

Психометрические показатели русскоязычного варианта Шкалы инициативы к

личностному росту - ее надежность, ва-лидность, внутренняя согласованность.

Описание шкалы

Название (русскоязычное): Шкала инициативы к личностному росту.

Что измеряет: уровень инициативы к личностному росту.

Оригинальное название: Personal Growth Initiative Scale (PGIS).

Автор: Christine Robitschek (Кристин Робичек).

Для адаптации теста нами был сделан его оригинальный перевод на русский язык.

Инструкция.

Используя представленную ниже (для каждого утверждения) шкалу, обведите число, которое наилучшим образом соответствует степени, с которой Вы согласны или не согласны с каждым утверждением.

Шкала оценки утверждений:

1 - определенно не согласен;

2 - в целом не согласен;

3 - до определенной степени (в чем-то) не согласен;

4 - до определенной степени (в чем-то) согласен;

5 - в целом согласен;

6 - определенно согласен.

Процедура.

Рядом с каждым утверждением в бланке опроса шкалы размещаются цифры от 1 до 6, испытуемому необходимо обозначить свой выбор, обведя нужную цифру.

Утверждения.

1. Я знаю, как изменить те особенные вещи, которые я хочу изменить в моей жизни.

2. У меня есть хорошее понимание того, куда я следую в жизни.

3. Если я хочу изменить что-то в моей жизни, то я это делаю.

4. Я могу выбрать роль, которую я хочу играть в группе.

5. Я знаю, что мне нужно сделать, чтобы начать достигать моих целей.

6. У меня есть конкретный план действий, который поможет мне достигнуть своих целей.

7. Я принимаю на себя ответственность за свою жизнь.

8. Я знаю, какой уникальный вклад и во что я могу сделать.

9. У меня есть план того, как сделать мою жизнь более сбалансированной.

Обработка результатов: суммируются баллы по 9 ответам. Число баллов может варьировать от 9 до 54.

Количество баллов, которое набрал респондент, показывает его уровень инициативы к личностному росту.

Методы исследования.

В процессе исследования использовались стандартные психометрические процедуры. Проводилась оценка ретестовой надежности теста (с применением корреляционного анализа), его валидности (путем анализа корреляций со схожим и противопоставленным параметрами), анализ ряда показателей внутренней согласованности.

Статистические расчеты проводились с применением программы 31аИ811са 6.

Выборка.

В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 357 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,56±0,48 года): 91 мужчина и 266 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Было исследовано 72 человека в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,79±1,21 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 57 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля. Тестовая и ретестовая выборки по показателям пола (критерий Фишера [угловое преобразование]; р>0,05) и возраста (критерий Манна - Уитни; р>0,05) были статистически однородными.

Результаты и обсуждение

Распределения

Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из девяти утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро - Вилка для р на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро - Вилка для р на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением выявлено не было, критерий Шапиро - Вилка на уровне 0,05 [р=0,09]). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству

изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.

Полученные результаты исследования психометрических показателей Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек на российской выборке.

Тест. Результаты представлены в таблице 1.

Ретест. Результаты представлены в таблице 2.

Полученные результаты показывают для теста наличие в выборке всех вариантов ответа по каждому утверждению, для ретеста - отсутствуют ответы «определенно не согласен» для утверждений 3, 5 и 6.

Результаты отдельно для подгрупп мужчин и женщин (по результатам тестового исследования) представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 1

Результаты по тестовой выборке

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1 4,38 0,06 1 6

2 3,96 0,07 1 6

3 4,62 0,06 1 6

4 4,32 0,06 1 6

5 4,76 0,06 1 6

6 4,30 0,07 1 6

7 5,44 0,05 1 6

8 4,26 0,07 1 6

9 4,20 0,07 1 6

Сумма 40,22 0,38 15 54

Таблица 2

Результаты по ретестовой выборке

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1 4,56 0,13 1 6

2 3,90 0,16 1 6

3 4,57 0,12 2 6

4 4,40 0,14 1 6

5 4,72 0,12 2 6

6 4,21 0,14 2 6

7 5,31 0,14 1 6

8 4,22 0,15 1 6

9 4,18 0,16 1 6

Сумма 40,07 0,88 23 54

Таблица 3

Мужчины. Результаты по тестовой выборке

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1 4,45 0,14 1 6

2 4,10 0,13 1 6

3 4,79 0,10 6

4 4,38 0,13 1 6

5 4,89 0,12 1 6

6 4,39 0,14 1 6

7 5,38 0,12 1 6

8 4,24 0,14 1 6

9 4,26 0,13 1 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма 40,88 0,76 25 54

Таблица 4

Женщины. Результаты по тестовой выборке

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1 4,35 0,07 1 6

2 3,90 0,08 1 6

3 4,57 0,07 1 6

4 4,30 0,07 1 6

5 4,73 0,07 1 6

6 4,26 0,08 1 6

7 5,46 0,05 6

8 4,25 0,08 1 6

9 4,17 0,08 1 6

Сумма 40,00 0,44 15 54

Таблица 5

Анализ различий между мужчинами и женщинами

Утверждение р-1еуе1

1 0,34

2 0,24

3 0,14

4 0,52

5 0,16

6 0,39

7 0,41

8 0,84

9 0,79

Сумма 0,40

Был проведен анализ различий между подгруппами мужчин и женщин для результатов тестового исследования (использовался критерий Манна - Уитни при р на уровне 0,05). Результаты представлены в таблице 5.

Как видно из таблицы 5, статистически значимых различий между подгруппами, организованными по гендерному признаку, не обнаружено ни для суммарного показателя шкалы, ни для результатов по отдельным утверждениям. Таким образом, ни отдельные пункты изучавшейся шкалы, ни ее суммарный показатель гендерной специфичностью не обладают.

Ретестовая надежность

Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, р<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.

Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.

Пункт 1. Я=0,27, р=0,002. Корреляция статистически значима.

Пункт 2. Я=0,44, р=0,0001. Корреляция статистически значима.

Пункт 3. Я=0,43, р=0,0002. Корреляция статистически значима.

Пункт 4. Я=0,31, р=0,008. Корреляция статистически значима.

Пункт 5. р=0,28. Корреляция статистически не значима.

Пункт 6. р=0,23. Корреляция статистически не значима.

Пункт 7. р=0,32. Корреляция статистически не значима.

Пункт 8. Я=0,49, р=0,00001. Корреляция статистически значима.

Пункт 9. Я=0,40, р=0,0004. Корреляция статистически значима.

Сумма баллов. Я=0,38, р=0,0008. Корреляция статистически значима.

Таким образом, для суммарного показателя и для всех пунктов шкалы, кроме пунктов 5, 6 и 7, обнаружены статистически значимые положительные корреляции между результатами теста и ретеста. В це-

лом, ретестовая надежность шкалы достаточно высока.

Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы

Для тестового исследования между всеми параметрами шкалы (результатами по отдельным утверждениям и суммарным показателям) обнаружены статистически значимые положительные корреляции (метод Спирмена, р<0,05). Корреляционный анализ по Пирсону (р<0,05) практически повторяет полученные результаты по методу Спирмена. Средний коэффициент корреляции по Пирсону между результатами по отдельным пунктам (утверждениям) шкалы равен 0,37.

Полученные результаты демонстрируют хорошую корреляционную согласованность пунктов шкалы и взаимосвязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.

Внутренняя согласованность по Крон-баху (а, для тестового исследования, по всем пунктам шкалы) составила 0,8418. Такой уровень внутренней согласованности может оцениваться как «высокий» (>0,8).

Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласованности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в таблице 6.

Как видно из таблицы 6, корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой (без соответствующего пункта) - высокие для всех пунктов (минимальная - для пункта 7, г=0,31), положительные для всех пунктов. Уровни взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) - достаточно высокие для всех пунктов (за исключением пункта 7 - 0,12).

Таблица 6

Показатели внутренней согласованности шкалы

Пункт шкалы Корреляция между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален

1 0,56 0,40 0,824

2 0,57 0,38 0,823

3 0,56 0,37 0,825

4 0,44 0,22 0,838

5 0,69 0,52 0,812

6 0,67 0,51 0,812

7 0,31 0,12 0,847

8 0,56 0,40 0,825

9 0,60 0,41 0,820

Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален, -очень «хорошая» для всех пунктов, однако при удалении пункта 7 наблюдается некоторое (незначительное) повышение согласованности по сравнению с показателем для всех девяти пунктов. То есть, пункт 7 влияет на согласованность шкалы негативно (хотя изменения показателя крайне незначительны). Можно резюмировать, что все пункты шкалы согласованы, однако пункт 7 («Я принимаю на себя ответственность за свою жизнь») согласован с другими пунктами несколько хуже остальных. Возможно, это связано с тем, что в данном утверждении сделан акцент на принятии ответственности за свою жизнь, - идеи, не фигурирующей в других пунктах. При этом пункты 1, 2, 3, 5, 6, 8 и 9 объединяют идея знания/наличия плана/понимания возможностей личностного роста и позитивных изменений в жизни (пункты 1, 2, 5, 6, 8, 9) и идея собственно изменения (пункты 1 и 3). Пункт же 4 («Я могу выбрать роль, которую я хочу играть в группе») также несколько «отстоит» по смыслу от других утверждений, как и пункт 7, но при этом его согласованность/взаимосвязь с остальными пунктами шкалы все же лучше, чем у пункта 7. К тому же по показателям уровня взаимосвязи между пунктом и други-

ми пунктами (квадрат множественной регрессии) (для пункта 4: 0,22) и корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта (для пункта 4: 0,44) пункт 4 обнаруживает значения худшие по сравнению с пунктами 1, 2, 3, 5, 6 и 9 (но лучшие, чем у пункта 7).

В целом Шкала инициативы к личностному росту обладает хорошей внутренней согласованностью.

Анализ «близости» пунктов шкалы

Проведенный факторный анализ (метод главных компонент без вращения) для результатов тестового исследования позволил выделить 1 фактор (рассматривались пункты, для которых факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7), который объединил пункты 5, 6 и 9 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,7 по абсолютному значению, знак показателя факторной нагрузки был для всех трех пунктов одинаков). Этот фактор можно условно обозначить как уверенное знание о том, как достичь своих целей и сделать жизнь более сбалансированной.

Проведенный кластерный анализ (метод евклидовых расстояний) (также для результатов тестового исследования) показал близость ответов по пунктам 3, 5 и 6. Этот кластер можно условно обозначить как наличие четкого знания и способности к

субъективно положительному изменению. К этой группе близок (по результатам кластерного анализа) также пункт 1 («Я знаю, как изменить те особенные вещи, которые я хочу изменить в моей жизни»). Наиболее «отстоит» от других пунктов пункт 7, несколько меньше, но также «отстоит» от «общей группы» пункт 4.

Таким образом, шкала, несмотря на наличие всего 9 пунктов, имеет определенный потенциал для разработки на ее основе дополнительных субшкал.

Валидность шкалы

Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).

В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благопо-

лучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [3, 14]. Результаты анализа представлены в таблице 7.

Таким образом, для всех пунктов шкалы и для интегрального показателя шкалы Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек были выявлены значимые положительные корреляции со сходным параметром (в качестве которого использовался уровень субъективного благополучия по шкале С. Любомирски и Х. Леппер) (по результатам тестового исследования). Наименьшая корреляция наблюдается для пунктов 1, 4 и 9, наибольшая - для пункта 6 и для суммарного показателя шкалы.

В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека [22]. Результаты анализа представлены в таблице 8.

Таблица 7

Корреляции со «сходным» параметром. По результатам тестового исследования

Корреляция с уровнем субъективного благополучия для пункта Я р-1еуе1 Наличие значимой положительной корреляции

1 0,18 0,0005 +

2 0,27 <0,0000001 +

3 0,28 <0,0000001 +

4 0,18 0,0005 +

5 0,26 0,000001 +

6 0,34 <0,0000001 +

7 0,25 0,000001 +

8 0,21 0,00006 +

9 0,19 0,0002 +

Для суммы баллов 0,36 <0,0000001 +

Таблица 8

Корреляции с «противоположным» параметром. По результатам тестового исследования

Корреляция с уровнем депрессии по А. Беку для пункта Я р-1еуе1 Наличие значимой отрицательной корреляции

1 -0,21 0,00007 +

2 -0,26 0,000001 +

3 -0,23 0,000009 +

4 -0,10 0,06 -

5 -0,21 0,00008 +

6 -0,25 0,000003 +

7 -0,18 0,0004 +

8 -0,20 0,0001 +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 -0,18 0,00075 +

Для суммы баллов -0,30 <0,0000001 +

Все исследованные корреляции с уровнем депрессии оказались отрицательными, статистически значимыми, за исключением корреляции уровня депрессии с пунктом 4. Для пунктов 7 и 9 корреляции слабее, чем для пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 8 и интегрального показателя.

Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены значимые прямые корреляции между интегральным показателем Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек и уровнем субъективного благополучия (сходным параметром). Были также обнаружены статистически значимые обратные корреляции между интегральным показателем теста и уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром). Даже для отдельных пунктов шкалы также были найдены значимые положительные корреляции со сходным и значимые отрицательные корреляции с противопоставленным параметрами (за исключением одного пункта). Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне ва-лидности шкалы.

Заключение

В целом, результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретесто-вую надежность русскоязычной версии Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек, ее хорошую внутреннюю согласованность, показали высокий уровень ее валидности. Представленный вариант шкалы может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию и стимуляцию личностного роста.

Литература

1. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-

динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.

Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 7(39). -С. 245-248.

2. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снай-дера // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 9-2(41). - С. 92-98.

3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леп-пер // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 7(35). - С. 136-139.

4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 10(49). - С. 85-96.

5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 9(53). - С. 444-458.

6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 10(54). - С. 547-558.

7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10(50). - С. 154-161.

8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Ретестовая надежность шкалы депрессии А. Бека / Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция

с международным участием «Реабилитация и профилактика - 2015» (в медицине и психологии). Москва, 14-16 октября 2015 г. Сборник тезисов. - М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. - С. 76-77.

9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 7(34). - С. 56-60.

10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. - Т. 8. - № 3. - С. 23-30.

11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 8 с.

12. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалет-динова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 8 с.

13. Bartley D.F., Robitschek C. Career exploration: A multivariate analysis of predictors // Journal of Vocational Behavior. - 2000. - Vol. 56. - P. 63-81.

14. Lyubomirsky S., Lepper H.S. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research, - 1999. - Vol. 46(2). - P. 137-155.

15. Robitschek C. Personal growth initiative: The construct and its measure // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. - 1998. - Vol. 30. - P. 183-198.

16. Robitschek C. Further validation of the Personal Growth Initiative Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. - 1999. - Vol. 31. - P. 197210.

17. Robitschek C., Cook S.W The influence of personal growth initiative and coping styles

on career exploration and vocational identity // Journal of Vocational Behavior. - 1999. -Vol. 54. - P. 127-141.

18. Robitschek C., Kashubeck S. A structural model of parental alcoholism, family functioning, and psychological health: The mediating effects of hardiness and personal growth orientation // Journal of Counseling Psychology. - 1999. - Vol. 46. - P. 159-172.

19. Whittaker A.E., Robitschek C. Multidimensional family functioning as predictors of personal growth initiative // Journal of Counseling Psychology. - 2001. -Vol. 48. - P. 420-427.

20. http://www.ppc.sas.upenn.edu/personal-growthscale.pdf.

21. http://www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestion-naires.htm#PGIS.

22. http://www.psycabi.net/testy/592-shka-la-test-oprosnik-depressii-beka-kogni-tivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depres-sii.

References

1. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdi-nova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Russ-koyazychnaya versiya shkaly nadezhdy Ch.R. Snaydera. Sovremennyye nauchnyye issledo-vaniya i innovatsii 2014; 7(39):245-248 (in Russian).

2. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Psikhomet-richeskiye pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly nadezhdy Ch.R. Snaydera. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii 2014; 9-2(41):92-98 (in Russian).

3. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Nekotoryye psikhometricheskiye pokazateli russkoyazych-nogo varianta shkaly sub»yektivnogo schast'ya S. Lyubomirski i Kh. Lepper. Gumanitarnyye nauchnyye issledovaniya 2014; 7(35):136-139 (in Russian).

4. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Psikhomet-richeskiye pokazateli russkoyazychnoy versii testa «Oprosnik smysla zhizni» (MLQ).

Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika 2015; 10(49):85-96 (in Russian).

5. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Psikhomet-richeskiye pokazateli russkoyazychnoy versii Shkaly udovletvorennosti zhizn'yu. Sovre-mennyye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) 2015; 9(53):444-458 (in Russian).

6. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Psikho-metricheskiye pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly emotsional'noy zrelosti M. At-kinsona. Sovremennyye nauchnyye issledo-vaniya i innovatsii 2015; 10(54):547-558 (in Russian).

7. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Neko-toryye psikhometricheskiye pokazateli russ-koyazychnoy versii Shkaly udovletvoren-nosti zhizn'yu. Gumanitarnyye nauchnyye issledovaniya 2015; 10(50):154-161 (in Russian).

8. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Re-testovaya nadezhnost' shkaly depressii A. Beka. Vserossiyskaya nauchno-praktich-eskaya mezhdistsiplinarnaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiyem «Reabili-tatsiya i profilaktika - 2015» (v meditsine i psikhologii). Moskva, 14-16 oktyabrya 2015 g. Sbornik tezisov. Moscow: Pervyy MGMU im. I.M. Sechenova; 76-77 (in Russian).

9. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Nekotoryye psikhometricheskiye pokazateli russkoyazychnoy versii emotsional'nogo testa M. Fordaysa. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika 2014; 7(34):56-60 (in Russian).

10. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Psikhomet-richeskiye pokazateli russkoyazychnoy versii shkaly chuvstva blagodarnosti. Teoreticheska-ya i eksperimental'naya psikhologiya 2015; 8(3):23-30 (in Russian).

11. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Psikhodi-agnosticheskiye testy pozitivnoy psikhologii.

Uchebno-metodicheskoye posobiye. Moscow: MGGU im. M.A. Sholokhova, 2014: 8 (in Russian).

12. Yelshanskiy SP, Anufriyev AF, Kamaletdinova ZF, Saparin OYe, Semenov DV. Metodiki pozi-tivnoy psikhologii. Uchebno-metodicheskoye posobiye. Moscow: MGGU im. M.A. Sholokhova, 2014: 8 (in Russian).

13. Bartley D.F., Robitschek C. Career exploration: A multivariate analysis of predictors // Journal of Vocational Behavior 2000; - Vol. 56. - P. 63-81.

14. Lyubomirsky S., Lepper H.S. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research 1999; - Vol. 46(2). - P. 137-155.

15. Robitschek C. Personal growth initiative: The construct and its measure // Measurement and Evaluation in Counseling and Development 1998; - Vol. 30. - P. 183-198.

16. Robitschek C. Further validation of the Personal Growth Initiative Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development 1999; - Vol. 31. - P. 197-210.

17. Robitschek C., Cook S.W. The influence of personal growth initiative and coping styles on career exploration and vocational identity // Journal of Vocational Behavior 1999; - Vol. 54. - P. 127-141.

18. Robitschek C., Kashubeck S. A structural model of parental alcoholism, family functioning, and psychological health: The mediating effects of hardiness and personal growth orientation // Journal of Counseling Psychology 1999; - Vol. 46. - P. 159-172.

19. Whittaker A.E., Robitschek C. Multidimensional family functioning as predictors of personal growth initiative // Journal of Counseling Psychology 2001; - Vol. 48. - P. 420-427.

20. http://www.ppc.sas.upenn.edu/personal-growthscale.pdf.

21. http://www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestion-naires.htm#PGIS.

22. http://www.psycabi.net/testy/592-shka-la-test-oprosnik-depressii-beka-kogni-tivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depres-sii.

PSYCHOMETRICAL INDICATORS OF THE RUSSIAN-LANGUAGE VERSION OF Ch. ROBITSCHEK'S PERSONAL GROWTH INITIATIVE

SCALE (PGIS)

S.P. YELSHANSKY, A.F. ANUFRIEV, Z.F. KAMALETDINOVA, O.E. SAPARIN, D.V. SEMYONOV

Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

The article presents the results of research on psychometric indicators of the Russian version of the Personal Growth Initiative Scale (PGIS) suggested by Christine Robitschek in 1998. The number of points shows the level of the initiative for personal growth of the respondent. The study focused on the psychometric indicators of the Russian-language version of the Personal Growth Initiative Scale - its reliability, validity, internal consistency. We used standard psychometric procedures to check these parameters. The results of the study showed high retest reliability of the Russian version of the Robitschek's Scale of the initiative for personal growth, good internal consistency, a high level of validity. Original Russian translation of the Scale has been presented.

Keywords: personal growth initiative, scale, positive psychology, psychodiagnostics, validity of the test, reliability of the test, inner consistency of the test.

Address:

Elshansky Sergey,

Dr of Psychology, PhD, Professor

Moscow State Pedagogical University,

Bldg. 4, 18, Tashkentskaya str., Moscow, 109444

E-mail: ye_@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.