Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение будущего психолога в процессе профессиональной подготовки'

Психолого-педагогическое сопровождение будущего психолога в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насипова Л. И., Якупова В. И., Мухаметзянов Ф. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение будущего психолога в процессе профессиональной подготовки»

социальные процессы в обществе, на этом основании выстраивать стратегию предупреждения социальных кризисов, сохранения социального здоровья. В заключении можно сделать некоторые выводы:

1. Диссонанс проявляется в несоответствии представлений субъекта групповым нормам и в несоответствии представлений группы нормам в популяции.

2. Для социальных групп норма большинства является интегральным свойством групп, а несоответствие представлений (психосоциальных конструктов) субъекта нормам группы приводит к диссонансу.

3. Чем больше интегральный диссонанс группы, тем выше напряженность между группой и обществом, тем выше вероятность, что эта группа будет в конфронтации с ним по этой характеристике.

4. В рамках предложенной нелинейной модели устоявшиеся у субъекта в жизненном опыте паттерны поведения могут привести его в диссонанс с «нормами» общества (больших социальных групп), что неизбежно вызывает конфликт и при неадаптивно-сти поведения приводят его к отвержению обществом или/и психосоматическим сдвигам.

5. Пространство диссонанса определяется

коэффициентами, которые задаются только двумя показателями: средним значением и стандартным отклонением значений психосоциальных конструктов.

6. Предложенная аналитическая запись (формулы 1 и 2) диссонанса позволяет без набора статистической совокупности данных определить с требуемой достоверностью диссонанс субъектов в группе или межгрупповой диссонанс в обществе.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004.- 365 с.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.

3. Васина В.В., Халитов Р.Г. Исследование коммуникативно-волевого компонента психического развития // Методическое пособие. - Казань, АСО (КСЮИ), 2006. - 38 с.

4. Налимов В. В. О возможности метафорического использования математических представлении в психологии // Психологический журнал. Том 2, № 3, 1981.

5. Халитов Р.Г. Вероятностная модель психиче-

ского развития личности. Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы социальной психологии личности. Вып. 3.». Изд-во Саратовского университета. 2006.- с.56-66.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Л.И.Насипова, В.И.Якупова, ст. преподаватели АСО (КСЮИ), Ф.А.Мухаметзянов, аспирант ИПППО РАО

Качество подготовки педагога-

психолога в системе высшего профессионального образования становится одним из критериев его конкурентоспособности, однако, оно часто не соответствует объективным требованиям обще-

ства. Необходимо теоретическое осмысление и обоснование новых подходов к процессу профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. В системе высшего профессионального образования все более очевидной ста-

новится потребность в проектировании новой концепции, модели подготовки будущего педагога-психолога, построенной на идее психолого-

педагогического сопровождения как ее важнейшего процесса.

Подготовка педагога-психолога к осуществлению психолого-

педагогического сопровождения развития личности ребенка, подростка, юноши требует отношения к этому явлению как процессу. Процесс профессиональной подготовки будущего педагога-психолога должен строиться на основе концепции психолого-педагогического сопровождения.

Семантика понятия «психолого-

педагогическое сопровождение» тесно сопряжена с понятиями «педагогическое руководство», «педагогическая

поддержка», «педагогическая помощь» [1]. Как бы не звучали эти понятия, они преследуют одну цель обучения: осуществлять его таким образом, чтобы оно способствовало успеху обучения и воспитания. Словосочетание «психоло-го-педагогическое сопровождение»

имеет два психологических и педагогических значения. Во-первых, оно рассматривается как психологический механизм функции субъекта деятельности. Во-вторых, как педагогическое условие целеполагания субъекта деятельности. Сущность понятия «психолого-

педагогическое сопровождение» заключается в выражении профессионального признака субъекта деятельности, с одной стороны. А с другой стороны, в широком педагогическом смысле, пси-холого-педагогическое сопровождение означает все влияние социума на развивающуюся личность (образовательной среды, родителей, сверстников, массовой информации и общества, в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение является универсальным педагогическим процессом и психологическим явлением. Объектом психологопедагогического сопровождения явля-

ется другой человека как субъект общения и деятельности. В нашей статье объектами психолого-педагогического сопровождения является профессиональная подготовка будущего педагога-психолога и вопросы научнометодического обеспечения этого процесса.

Смысл психолого-педагогического сопровождения заключается в действенной поддержке, стимулировании, развитии позитивной, конструктивной активности, инициативы, самостоятельности студентов как субъектов учебнопрофессиональной деятельности Субъ-ектность студента будет проявляться при предоставлении ему возможности самостоятельного выбора и принятия инициативных решений, связанных с жизнью студенческой группы, студентов, адекватных возрасту и опыту ответственности за реальное использование этого права.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки педагога-психолога означает, прежде всего, приобщение студента к совместной проектной деятельности, аналитической работе, самостоятельное овладение субъектными навыками самоуправления, саморазвития, самоактуализации, самооценки. В этой позиции психологопедагогическое сопровождение подготовки будущего педагога-психолога отличается от жесткого управления со стороны деканата и вуза.

Психолого-педагогическое сопровождение как педагогическое явление и феномен не только функция ее субъекта, но и его выражение к объекту сопровождения. В данном случае, перед тем, кто осуществляет это сопровождение встает задача по организации индивидуальной траектории, субъектного маршрута развития того или иного студента.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение не «вторгается» в естественный процесс развития, ту или иную

культуру (проектную, корпоративную), но оказывает опосредованное воздействие в поддержке инициативы и действенного отношения студентов к саморазвитию и самосовершенствованию. В целом, психолого-педагогическое сопровождение означает такие субъектные действия педагогов, как «идти вместе». Поэтому сопровождать педагогический процесс порой гораздо труднее, чем формировать и ли управлять каким-либо процессом.

Психолого-педагогическое сопровождение одна из основ гуманистических педагогических концепций и проявление проектной культуры преподавателя вуза. Цель психолого-педагогического сопровождения процесса профессиональной подготовки педагога-психолога заключается в совершенствовании и повышении качества профессиональной деятельности педагогов высшей школы. Главной задачей психолого-

педагогического сопровождения является достижение адекватности технологии целям и содержанию учебновоспитательного процесса, а так же стимулирование конструктивной активности, субъектности студентов, развитие профессионально-значимых личностных качеств педагога-психолога.

В основе содержания психологопедагогического сопровождения включает развитие творческого сотрудничества и взаимодействия педагога и студентов; обеспечение индивидуального и личностно ориентированного подходов; тактическое решение стратегических задач развития субъекта образовательной деятельности.

Для осуществления психологопедагогического сопровождения процесса подготовки будущего педагога-психолога необходимо:

- установление позитивной социальнопсихологической атмосферы развития студента в группе;

- изучение личностных потенциалов

развития студентов;

- педагогическая поддержка процесса становления студента как субъекта образовательной деятельности;

- проявление преподавателем вуза профессиональной субъектности.

Критериями эффективности успешности психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки будущего педагога психолога являются:

- успешность учебно-воспитательной деятельности в вузе;

- позитивная динамика развития субъ-ектности студентов;

- укрепление субъект-субъектного взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение требует решение ряда задач, среди которых приоритетными являются: разработка проектов стандартов нового поколения по подготовке педагога-психолога в системе высшего профессионального образования; определение состава и структуры учебной деятельности студента-педагога-психолога как ее субъекта; разработка моделей и алгоритма (технологической карты) ориентировочной основы субъектных учебных действий студентов; технологии управления качеством высшего профессионального образования; разработка проекта единой батареи тестов обученности для студентов младших курсов (проект единого тестирования студентов вузов); разработка стратегии и тактики научно - методического обеспечения процесса формирования ключевых компетенций будущего педагога-психолога; технологии психологопедагогического сопровождения и педагогической поддержки становления креативной личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Сопровождение образовательного процесса в вузе при подготовке педаго-га-психолога мы рассматриваем как организацию и создание условий для раз-

вития студента как субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Система психолого-

педагогического сопровождения студента - будущего педагога-психолога как субъекта образовательной предполагает проведение следующих стратегических направлений деятельности выпускающей кафедры (педагогики и педагогической психологии):

1. Психологическую диагностику или мониторинг основных качеств личности студента, определяющих развитие его как субъекта познания, субъекта общения.

2. Обеспечение субъектно-

развивающей деятельности учебновоспитательного процесса, то есть. создание оптимальных условий для проведения занятий в форме тренингов личностного и профессионального роста, для будущих педагогов-психологов.

3. Поддержка саморазвития студента в процессе психологического консультирования на уровне индивидуальных и групповых консультации, психотерапевтических сессий, позитивной терапии и т.д.

4. Психологическое просвещение студентов по вопросам развития личности субъекта образовательной деятельности в форме семинаров, круглых столов т.д.

5. Поддержка проектной деятельности преподавателей и студентов на уровне организации научно-исследовательской и психологической деятельности ее субъектов с целью развития интереса к отдельным психологическим феноменам.

6. Формирование корпоративной культуры студентов - педагогов-психологов как субъектов деятельности.

7. Создание условий для политической социализации креативного студенчества.

В высшем учебном заведении при разработке основ психолого-

педагогической поддержки становления студента - будущего педагога-

психолога необходимо создание педагогических условий для становления субъектности студента. В этом плане, следует уделять внимание вопросам психолого-педагогического мониторинга развития студентов как субъектов образовательной деятельности, который должен предусматривать:

- изучение психологических механизмов и педагогических условий адаптации студентов младших курсов к условиям учебной деятельности в ВУЗе;

- контроль динамики развития и становления личностных и профессиональных качеств у будущих педагогов-психологов в соответствии с курсами (этапами) обучения;

- выявление индивидуально-

психологических особенностей слабоуспевающих студентов, связанных с эмоциональной неустойчивостью и склонных к нарушениям дисциплины, аморальным поступкам.

- изучение уровней обученности и обучаемости, т.е. способностей к усвоению знаний по профилирующим дисциплинам и их творческому использованию;

- оказание помощи преподавателями кафедры психологии другим преподавателям в изучении и развитии психических познавательных процессов студентов и эмоционально-волевых состояний студентов (мышления, памяти, внимания и др.);

- изучение индивидуально - психологических особенностей студентов, испытывающих затруднения в учебной деятельности [3].

Для организации системы психоло-го-педагогической поддержки развития ключевых компетенций педагога-психолога важна периодичность психологического обследования студентов и создание условий для их развития. Анализ этой проблемы на факультете педагогики и педагогической психологии Академии социального образования

(КСЮИ) (г. Казань, негосударственный вуз) позволил отметить, что психологопедагогическая поддержка будущих пе-дагогов-психологов в период их профессионального обучения включает различные виды психолого-

педагогической диагностики. Прежде всего, следует провести обязательную психодиагностику обучаемости и обученности, регламентированную нормативными документами по срокам. Затем, может быть проведена текущая (оперативная) диагностика обученности. После проведения этих видов психодиагностики индивидуальную диагностику резервов обучаемости и результатов обученности студентов будущих педагогов-психологов. При этом, периодичность психодиагностики

должна определяться требованиями нормативных руководящих документов, указаниями руководителя учебного заведения о необходимости обследовать студентов того или иного курса, планами психологической работы по текущему обследованию. Социальное изучение и психологическое обследование кандидатов на учебу должно проводиться во время их профессионального отбора и на каждом курсе обучения, а результаты этой работы должны отражаться в «Карте психологического изучения студента», или «Портфолио» студента. Кроме того, после 3-го курса обучения и при выпуске должна составляться развернутая характеристика в виде «Карты аттестации, в которой должны быть отражены личностные, профессиональные и морально-нравственные качества студента, сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию его обучения и воспитания и наиболее целесообразном распределении выпускника. Эти данные являются важной отправной точкой для становления ключевых компетенций педагога-психолога как субъекта учебнопрофессиональной деятельности[2].

Текущую диагностику индивидуаль-

ных психологических качеств личности студента можно проводить из выборочного числа студентов 1 - 5-го курсов вуза. Этот процесс можно совмещать с изучением адаптации студентов 1-го курса к обучению. По результатам мониторинга выявляется уровень профессиональной направленности и мотивации к обучению у будущих педагогов-психологов.

Для составления индивидуальных психологических характеристик студентов можно использовать результаты наблюдения в различных видах деятельности:

- в повседневной учебной деятельности;

- при текущем и итоговом контроле знаний, умений, навыков; на семинарских и лабораторных занятиях;

- при выполнении общественной работы и различных поручений;

- в период учебной и производственной практики и стажировки;

- в период внедрения и апробации новых педагогических технологий;

- при общении в учебном студенческом коллективе.

- Организационной основой психологического сопровождения будущего пе-дагога-психолога может служить «Комплексная целевая программа психологического обеспечения развития личности будущего педагога-психолога». В ней на всех этапах (профориентация, профотбор, обучение на 1-5 курсах, анализ деятельности выпускников) должны быть предусмотрены следующие действия:

1. Все действия необходимо осуществлять в логической последовательности и поэтапно.

2. Студент должен выступать не как объект (предмет) исследования, а как полноправный субъект развития.

3. Весь процесс психолого-

педагогического сопровождения должен быть построен как создание условий по

развитию целеполагания.

4. Весь процесс становления педагога-психолога должен строиться на основе научно-методического обеспечения этого процесса.

Такая программа должна вносить в процесс психологического обеспечения становления личности педагога-психолога устойчивую организацию научно-методического обеспечения. Программа проекта нацелена на решение основных задач развития субъектности будущего педагога-психолога:

- информирование преподавателей

кафедр об индивидуально-

психологических особенностях студентов и морально-психологическом состоянии студенческих групп;

- помощь в организации и управлении учебно-воспитательным процессом на основе учета познавательных и личностных особенностей студентов;

- использование знаний о социальнопсихологических характеристиках личности в учебной группе для эффективного построения занятий;

- изучение особенностей мотивации и поведения личности студента в рамках учебных занятий для оптимального использования преподавателями педагогических приемов развития и коррекции;

- выявление затруднений в педагогической деятельности преподавателей и творческий поиск путей их оптимизации;

- изучение качественного состояния и тенденций развития ключевых компетенций будущего педагога-психолога (социально-психологический климат и межличностные взаимоотношения);

- помощь декану, заведующему кафедрой в управлении студенческим коллективом в создании условий для оптимального становления ключевых компетенций будущего педагога-психолога;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поиск и определение объективных

психолого-педагогических критериев

деятельности преподавателей кафедры в процессе формирования ключевых компетенций педагога-психолога;

В психическом развитии студента важную роль играют межсубъектные отношения. Поэтому одним из направлений психолого-педагогического сопровождения является создание условий для проявления оптимальных взаимоотношений между субъектами деятельности. Не каждый человек будет значимым для другого, а только тот, кто помогает в его самоопределении, саморазвитии, самоактуализации, принимая непосредственное участие. Для студентов, как правило, это преподаватели вуза. Взаимоотношения студентов и преподавателей вуза наряду со смыслом, являются необходимым структурообразующим компонентом психолого-

педагогического сопровождения подготовки педагога-психолога. При этом психолого-педагогическое сопровождение формирует учебно - профессиональную мотивацию студентов, которая изменяется от внешней до внутренней, от престижной вначале для других, а затем и для себя, т. е происходит процесс интериоризации мотивов студента. Первоначальным выразителем и организатором условий формирования мотивов студента к учебной и профессиональной деятельности выступает преподаватель, который изначально структурирует вектор учебно-профессиональной деятельности студента. Однако, процесс формирования учебно - професссиональной мотивации студентов иногда совершается за счет «навязывания» преподавателем внешних стимулов (положительная отметка, повышенная стипендия, фавориты, экзамены «автоматом» и пр.).

Как известно в современном вузе больше внимания уделяется когнитивному развитию студента. Именно при низкой познавательной и мотивационной готовности работа преподавателя

направлена преимущественно на обучение. Поэтому, мотивационная готовность студента изменяется с большими усилиями. Рассматривая динамику учебной и профессиональной мотивации студента в различных видах взаимоотношений преподавателя и студента, можно выделить два вида взаимоотношений. При так называемом «жестком» виде взаимоотношений мотивы студенту задаются извне, т.е. определяются преподавателем, часто перекрывая собственные мотивы студента. Этот вид взаимоотношений повышается в результате частичного использования различных видов мотивации. Однако, обращаться с данным видом мотивации следует осторожно, так как возможно «скатывание» до педагогики насилия.

При «мягком» виде взаимоотношений мотивационная готовность студента к учебно-профессиональной деятельности повышается за счет субъектного принятия студентом своих мотивом. Данный вид мотивации подходит только для одаренных студентов, для которых характерно постоянное совершенствование своих мотивов и опредмечивание потребностей. Этот вид мотивации не подходит для неуверенных студентов и студентов с низкой учебнопознавательной мотивацией.

При «субъектном» виде взаимоотношений мотивационная готовность студента повышается как следствие инте-риоризации внешних мотивов во внутренние, личностные. Этот тип мотива-

ции является идеальным. Однако в практической деятельности преподавателя он встречается редко, так как требует постоянной работы над собой как преподавателя, так и студента.

Естественно, приведенные нами виды мотивации студентов являются схематичными, хотя и четко направленными, локальными и претендуют лишь на право широких обобщенных выводов. Тем не менее, они позволяют показать особую роль взаимоотношений преподавателя и студента в процессе психо-лого-педагогического сопровождения будущего педагога-психолога.

Таким образом, в образовательном пространстве вуза необходимо создавать условия для личностного роста студентов, развития их субъектных свойств как основу их психологопедагогического сопровождения будущего педагога-психолога.

Литература:

1. Вульфов Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс// Мир образования - образование в мире.-2006, №2 (22).-С.43-53

2. Ильков В. Моделирование рефлексивной

культуры будущего педагога// Альма матер/Вестник высшей школы.-2006, №5.-

С.11-13

3. Тутолмин А.В. Динамика развития про-

фессиональной - творческой готовности студентов// Мир образования - образование в мире.-2006, №2 (22).-С.93-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.