Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 378.1
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕБНЫХ КУРСОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Г.В. Ахметжанова, И.В. Г руздова1
1 Публикуется при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10308а
Аннотация. В статье представлен анализ понятий компетентностного подхода в образовательном процессе вуза, а также тактики формирования общепрофессиональных компетенций бакалавров психологопедагогического образования. Отмечена инновационность построения разработанных и внедренных курсов в профессиональном блоке учебного плана бакалавриата. Представлена модель деятельности преподавателя как соучастника процесса формирования общепрофессиональных компетенций и личностных качеств обучаемых.
Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, личностные качества, инновационные курсы, педагогические тактики.
REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF COURSES DURING THE TRAINING OF BACHELORS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL AREA: COMPETENCY BASED APPROACH
G. Akhmetzhanova, I. Gruzdova
Abstract. This article provides an analysis of competency-based approach concepts towards educational process in higher educational institutions, as well as tactics of formation of general professional competencies of bachelors of psycho-pedagogical education. It also highlights the innovativeness of composition of developed and implemented courses in a professional part of bachelor’s syllabus. The article presents a teacher’s work model as a co -participant of the formation process of general professional competencies and personal qualities of students. This material is of interest for teachers of all stages of education.
Keywords: general professional competencies, personal qualities, innovative courses, pedagogical tactics.
Сегодня на государственном уровне перед системой высшего образования ставится задача подготовки кадров нового поколения, способных обеспечить переход российского общества на инновационную модель развития. Современный педагог должен быть нацелен на формирование интернальных признаков человека, и сделать это может лишь такой специалист, у которого у самого достаточно хорошо эти признаки развиты.
При изучении образовательного процесса в педагогическом вузе нами отмечена узость подходов к определению целевых и содержательных компонентов, внимание акцентируется лишь на отдельных, пусть даже и важных, локальных сторонах.
Сегодня требования к подготовке педагога определяются изменениями отдельных профессиональных функций, возникновением новых видов профессиональной деятельности, связанных, например, с реализацией в педагогическом процессе общеобразовательной школы социально-психологических,
информационных, воспитательных и других технологий.
Поэтому современная модель
профессионального психолого-педагогического образования должна быть нацелена на подготовку бакалавров к такой деятельности, которая сегодня, может быть, даже еще не изобретена в системе общего и профессионального образования, а будущий педагог уже в стенах вуза должен быть психологически готов к обучению в течение всей жизни.
В новых условиях требуется качественно новый подход к содержательному и технологическому аспекту формируемых компетенций педагога.
Социальный заказ в подготовке учителя сегодня ориентирован на деятельно-творческий аспект образованности выпускников вузов, это актуализирует необходимость вести не только образовательную, но и воспитательную работу со студентами при подготовке кадров для современной школы.
62
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
В Федеральных государственных
образовательных стандартах высшего
профессионального образования требования к результатам образования определяются компетенциями, т.е. способностью и готовностью выпускника осуществлять успешную деятельность, применяя полученные знания и умения.
Исследователи, занимающиеся данным
вопросом, отмечают, что природа
компетентности носит многосторонний, разноплановый и системный характер.
В.А. Болотов и В.В. Сериков [1] рассматривают природу компетентности таким образом, что она, будучи продуктом обучения, является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Авторы отмечают, что компетентность -это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, вследствие чего образование предстает как высоко мотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную
востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
А.К. Маркова [4] считает, что труд учителя будет профессионально компетентным, если педагогическая деятельность осуществляется на высоком уровне и присутствуют хорошие показатели обученности и воспитанности обучаемых. Также исследователь выделяет в профессиональной компетентности учителя следующее:
1) мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
2) свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности);
3) интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал).
Л.М. Митина [5] включает в понятие «педагогическая компетентность» знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в профессиональной деятельности, общении и развитии личности.
Известно, что с целью формирования компетентного в определенной области человека необходимо овладение соответствующей компетенцией, которая выступает системным проявлением знаний, умений, способностей и личностных качеств обучающихся и
складывается на базе усвоенных в определенной деятельности знаний и опыта.
По мнению И.А. Зимней, компетентности следует рассматривать как сложные личностные образования, включающие интеллектуальные, эмоциональные, нравственные составляющие. При этом профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное, формируемое качество, которое проявляется в адекватности решения стандартных и нестандартных задач, последние из которых требуют творчества во всем разнообразии социальных и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность как личностная составляющая проявляется, с точки зрения И.А. Зимней, в действиях, деятельности, поведении, поступках человека [2].
При реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании сложность работы преподавателей заключается в том, что они должны демонстрировать глубокие знания сразу в нескольких областях: в методике
обучения профессионального образования, психологии воспитания и организации учебной деятельности в высшей школе, свободно оперировать теоретическими основами преподаваемой ими науки.
Воспитанию личностных качеств у студентов в условиях вузовской подготовки уделяется незначительное время, эти вопросы зачастую системно решаются лишь во внеучебной деятельности. Однако достижение цели овладения бакалаврами психологопедагогического образования
общепрофессиональными компетенциями
требует преодоления традиционных ориентаций образования, актуализации эмоциональноценностной и деятельностной составляющих компетенций и нового видения содержания, методов и технологий воспитания студентов.
Воспитание личностных качеств у студентов тесно связано с процессом обучения, следовательно, необходимо, чтобы
воспитательный потенциал учебного курса проектировался преподавателем на этапе разработки учебных программ дисциплины. При этом важно, чтобы педагог проектировал содержание курса не только с точки зрения своей дисциплины, но и с позиции основной образовательной программы в целом. При этом таким личностным качествам, как лидерство, организованность, самостоятельность в принятии решений, овладение способами создания доверия с собеседником, способность устанавливать коммуникации и управлять
63
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
конфликтами, - будущим бакалаврам надо обучаться так же целенаправленно и точно, как и академическим навыкам. Воспитание этих и других личностных качеств у студентов осуществляется средствами содержания обучения, которое спроектировано таким образом, что затрагивает сферу личностных интересов и потребностей студентов.
Профессиональные компетенции зависят от вида профессиональной деятельности и желаемого в данной профессиональной среде набора социально-личностных качеств. К примеру, простое декларирование
преподавателем ценностей личностного роста, творческого самосовершенствования и даже обсуждение этих проблем со студентами в ходе изучения учебных курсов не отразится на коммуникативных способностях студента и его социальной компетентности. Воспитательная работа или кураторские часы также не окажут должного эффекта до тех пор, пока социальные навыки обучаемого не будут постоянно отрабатываться, обсуждаться и
совершенствоваться в ситуациях личностно значимых для бакалавров психологопедагогического образования.
Профессиональные компетенции будущего специалиста психолого-педагогического
образования - это готовность и способность на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые
профессиональные проблемы. Компетенции как знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений выявляются в компетентностях человека в качестве некоторых внутренних,
потенциальных, сокрытых психологических новообразований. С этих позиций И.А. Зимней компетентности разграничены на три группы, которые относятся:
- к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- к взаимодействию человека с другими людьми;
- к деятельности человека, проявляющейся во всех ее типах и формах.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) бакалавров психолого-педагогического
образования требуют от выпускника вуза обладания следующими компетенциями: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владение основами речевой
профессиональной культуры (ОПК-3); способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6); способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
В структуре деятельностной составляющей общепрофессиональных компетенций важны такие личностные проявления, как:
организаторские, проектировочные,
прогностические коммуникативные
регулировочно-коррекционные, здоровьесберегающие.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональной готовности к педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), мы определили готовность бакалавра психолого-педагогического
образования к профессиональной деятельности как устойчивое и сложноинтегрированное качество личности, проявляющееся в
эмоционально-ценностном и осознанном отношении к педагогической деятельности, которое реализуется на основе не только системы знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной, но и на основе системы сложившихся личностно значимых ценностей.
Анализ содержания ФГОС начального общего образования показывает, что личностные качества учителя начальной школы проявляются в виде интереса к работе с детьми, осознания ценности профессиональных знаний, признания приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогической деятельности, понимания ценности здоровья и ответственного отношения к нему [3].
Учитель начальной школы должен обладать широкой социальной ориентацией, быть готовым к выполнению разнообразных социальных функций и ролей в профессиональной и социально-культурной сферах, чтобы воспитывать в своих учениках такие качества, как осознание себя частью социальной общности, осознание своего места и роли в той социальной среде, в которой ребенок находится [6].
Профессиональную направленность
бакалавра психолого-педагогического
образования согласно определению Л.М. Митиной [5] характеризует:
64
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
- система ценностных отношений (к ребенку - забота, любовь, содействие развитию личности ребенка и максимальной самоактуализации его индивидуальности; к коллективу - готовность к взаимопониманию, соблюдение принципов профессиональной этики и т.д.; к себе -направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере профессиональной деятельности);
- личностные качества: аналитичность,
критичность мышления; гибкость внимания; полнота, точность представлений; самоконтроль и самокритичность; стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, умение управлять своими эмоциями и поведением), оптимизм, уверенность в себе, ответственность, личный пример формирования культуры здоровья через систему общечеловеческих ценностей и др.;
- рефлексивный компонент осознания
личностью своего состояния, своих
возможностей, оценка своей деятельности, своевременная корректировка своих действий, их совершенствование.
Так, одним из условий формирования профессиональных компетенций в учебнообразовательной деятельности бакалавра по направлению «психолого-педагогическое
образование» (профиль - Педагогика и психология начального образования), обучающегося по ФГОС ВПО, является способность устанавливать и поддерживать коммуникативные связи на разных уровнях общения. Для формирования данной способности в профессиональный блок учебного плана бакалавров включены такие учебные
дисциплины, как «Введение в педагогическую деятельность», «Психолого-педагогическое
взаимодействие участников образовательного процесса», «Педагогическое мастерство», «Тренинг педагогического общения», «Профессиональная этика психологопедагогической деятельности».
При разработке содержания курсов обращалось внимание на то, какие компетенции формировать, как их формировать у бакалавров, обучающихся по профилю обучения «Педагогика и психология начального образования», какие образовательные технологии использовать при изучении отдельных тем курса, как и на каких этапах обучения оценивать уровень сформированности у студентов тех или иных компетенций, какая форма оценивания достижений по развитию компетенций может быть предложена в ходе обучения?
Так, курс «Введение в педагогическую деятельность» посвящен основам
педагогической деятельности и знакомит студентов со структурой педагогической функции, обеспечивая установку на профессионально-личностное развитие и саморазвитие обучаемых. По окончании изучения проводится процедура самооценивания уровня развития педагогической функции у каждого студента в соответствии с признаками, выделенными в эталонном конструкте ее содержания, разработанном нами.
Авторский курс «Педагогическая деятельность как особый вид деятельности человека» имеет особое назначение. При его изучении происходит подготовка студентов к экспериментальной работе, целью которой является диагностика собственного уровня сформированное™ педагогической функции и определения степени воспитанности личности, что является органичной составляющей педагогической деятельности.
Широкое применение в профессиональном обучении в настоящее время получают интерактивные методы обучения, которые ставят акцент на практико-ориентированном обучении: практикумах, мастер-классах,
тренингах, деловых играх, проектных и проблемных методиках, самостоятельных исследованиях и т.п. Существующая проблема отбора адекватных и достаточных форм и методов педагогического воздействия особенно актуализируется в случае необходимости воспитания личностных качеств у студентов. Здесь важны умения, связанные с необходимостью создания творческого продукта.
Известно, что будущие мастера, ученые, деятели искусства всегда формировались в рамках «школы» научной, художественной, спортивной и т.п. деятельности, участвуя в создании творческого продукта вместе со своим учителем и осваивая не только сведения и правила, но и метод, подход, стиль эффективной работы, систему ценностей, которой руководствовался педагог-мастер. Ученик имел возможность создавать продукт, в котором воплощалось его совместное с учителем культуротворчество [1].
В процессе изучения курса «Творческое развитие младшего школьника» нами были организованы мастер-классы, в ходе которых студенты погружались в атмосферу профессионального взаимодействия с педагогом-мастером, владеющим
нетрадиционными техниками изобразительной
65
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
деятельности (декупаж, пластилиновая живопись, бумагопластика, коллаж и др.). В результате участия в серии мастер-классов бакалавр должен был получить навыки в проведении творческих занятий с младшими школьниками. В ходе практических занятий педагог знакомил студентов с нетрадиционной техникой в изобразительной деятельности, ее выразительными возможностями, историей возникновения, приемами работы и качеством материалов, для того чтобы затем организовать совместное взаимодействие в рамках творческой мастерской. Суть предлагаемых студентам заданий заключалась в необходимости разработать и реализовать творческий проект под руководством и при участии педагога-мастера.
Воспитание личностных качеств у студентов при формировании общепрофессиональных компетенций требует ответа на вопросы о том, как, с помощью каких средств лучше организовать учебную деятельность студента? Причем не деятельность в целом, а каждый конкретный этап, на котором возникают затруднения.
В ходе творческих мастерских педагог-мастер обращался к опыту студентов, обсуждая не только продукт творческой деятельности, но и личностные аспекты ее реализации, например, такие вопросы, как: «Я - творческий педагог?», «Мои личностные качества: характер, лидерство, чувство предназначения, вера в свои силы и успех, любовь к избранному делу и др.», «Как вы оцениваете свои педагогические возможности в творческом развитии детей?», «В чем заключается ваше мастерство?». Обсуждение вопросов приводило к переосмыслению студентами жизненного опыта и отношений к своей учебной и профессиональной деятельности, к проблеме развития креативных качеств учителя начальных классов, взаимосвязи уровня профессиональных качеств учителя и качества развития детей и др.
Инновационность построения разработанных курсов, включенных в профессиональный цикл дисциплин учебного плана для бакалавров психолого-педагогического образования
(профиль - Психология и педагогика начального образования), заключается в следующем:
- приобретение инновационного и адаптивного мышления;
- ориентация методов и средств обучения на активизацию личностного компонента в структуре общепрофессиональных компетенций;
- сочетание образовательной технологии с технологиями воспитания;
- интеграция учебной, исследовательской и воспитательной работы в структуре изучаемых дисциплин;
- обучение навыкам художественного творчества;
- умение работать в режиме многозадачности и постоянно меняющихся условиях;
- овладение знаниями разных типов культур;
- приобретение способности работать удаленно;
- формирование умения работать с современными медиа;
- приобретение навыка быстро перерабатывать и резюмировать большой объем данных;
- переосмысление роли учителя, сдвиг к более глубокому использованию гибридного обучения.
Чтобы практическая необходимость в изучении общепрофессиональных дисциплин в вузе стала для будущих бакалавров очевидна, на занятиях применяются следующие
педагогические тактики:
- организация самостоятельного поиска необходимой информации и обмена ею в студенческой группе;
- ориентировка на практическое применение этой информации в своей будущей профессиональной деятельности;
- проектирование учебных задач-ситуаций, выстроенных в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, конкретности, новизны, жизненности, практичности, межпредметности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, гуманитарной экспертизы решений, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;
- наличие в курсе специально разработанных алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность студентов по преодолению затруднительных профессиональных и жизненных ситуаций;
- применение технологии методического
сопровождения (портфолио, методический портфель), психолого-педагогического
консультирования и поддержки студентов в процессе прохождения программы курса.
Преподаватель в этой модели становится соучастником процесса формирования общепрофессиональных компетенций. Он выступает в роли педагога-менеджера, модератора, а не только транслятора учебной информации.
Таким образом, ориентация в процессе обучения на воспитательный потенциал изучаемого курса, создание благоприятных
66
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
условий для развития творческого потенциала и креативности студентов, их способности к самореализации, формирование социально значимой системы ценностей, применение инновационных педагогических технологий - все
Литература:
1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-
14.
2. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.В. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - №
11. - С. 14-20.
3. Коряковцева О.А. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения / О.А. Коряковцева, Л.В. Плуженская, И.Ю. Тарханова, П.С. Федорова // Учебно-методическое пособие. ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». - 2010. - 36 с.
4. Маркова А.К. Психология
профессионализма / А.К. Маркова. - М.:
Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. - М.: Дело, 1994. -216 с.
6. Соснин Н.В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели / Н.В.
это приводит в итоге к формированию общепрофессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического
образования.
Соснин // Высшее образование в России. - 2013. -№ 1. - С. 20-23.
References:
1. Bolotov V.A. Kompetentnostnaja model': ot idei k obrazovatel'noj programme / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogika. - 2003. - № 10. - S. 8-14.
2. Zimnjaja I.A. Obshhaja kul'tura i social'no-professional'naja kompetentnost' cheloveka / I.V. Zimnjaja // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2005. -№ 11. - S. 14-20.
3. Korjakovceva O.A. Aktual'nye voprosy perehoda rossijskoj vysshej shkoly na Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty tret'ego pokolenija / O.A. Korjakovceva, L.V. Pluzhenskaja,
I.Ju. Tarhanova, P.S. Fedorova // Uchebno-metodicheskoe posobie. GOU VPO «Jaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo». - 2010. - 36 S.
4. Markova A.K. Psihologija professionalizma /
A.K. Markova. - M.: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996. - 312 s.
5. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional / L.M. Mitina. - M.: Delo, 1994. - 216 s.
6. Sosnin N.V. O strukture soderzhanija obuchenija v kompetentnostnoj modeli / N.V. Sosnin // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 1. - S. 2023.
Сведения об авторах:
Ахметжанова Галина Васильевна (г. Тольятти, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета, e-mail:[email protected]
Груздова Инна Викторовна (г. Тольятти, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета.
Data about the authors:
G. Akhmetzhanova (Togliatti, Russia), doctor of education, professor, head of Department of Pedagogy and Teaching Methods of Togliatti State University, e-mail:[email protected]
I. Gruzdova (Togliatti, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Department of Pedagogy and Teaching Methods of Togliatti State University.
67