УДК 37.013.77
Новаковская Виктория Сергеевна
старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Novakovskaya Viktoria Sergeevna
Senior Lecturer of the Education Science and Primary Training Methodology Department, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University [email protected]
FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY BACHELORS TO PROVIDE PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT
Аннотация:
Автор статьи рассматривает проблему психологической готовности бакалавров к осуществлению психолого-педагогического сопровождения. Дано обоснование спецкурса «Тренинг психологической компетентности», описано его содержа-тельно-методическое наполнение, обеспечивающее формирование профессионально-личностных качеств студентов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова:
бакалавр, психологическая готовность, рефлексия, тренинг, психологическая компетентность, профессиональное саморазвитие.
Summary:
The article deals with Bachelors’ readiness to provide psychological and educational support. The author substantiates a special subject “Psychological competence training", describes its contents and methodology ensuring formation of the students’ vocational and personality characteristics, and presents the research results.
Keywords:
Bachelor, psychological readiness, reflection, training, psychological competence, professional selfdevelopment.
Интеграция России в мировое образовательное пространство актуализирует необходимость изменения образовательной стратегии развития профессионального психологопедагогического образования как системы профессионально-практической подготовки специалистов, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личности.
Психолого-педагогическое образование объединяет профили, не связанные с преподаванием школьных предметов, но обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса на всех уровнях системы образования [1].
Вопросы развития различных аспектов становления профессиональной компетентности специалистов в педагогическом вузе рассмотрены Е.И. Артамоновой, Е.А. Башаевой, Т.Н. Бор-дюговой, З.А. Булатовой, А.В. Варданян, М.Л. Воловиковой, Е.А. Гнатышевой, Т.Л. Камоза, Ф.Х. Киргуевой, Л.В. Зновенко, М.В. Лазаревой, Е.Н. Лекомцевой, Т.М. Машковой, Г.В. Паниной, А.В. Пашкевичем, И.А. Федоровой, Т.М. Шамало и др.
Проблемы определения структуры профессиональной компетентности бакалавра психо-лого-педагогического образования проанализированы в работах А.Н. Гамаюновой, Н.И. Исаевой, Л.В. Лежниной, В.Л. Матросова, А.А. Марголиса, И.В. Коноваловой и др.
Анализ исследований показал, что на современном этапе развития высшего образования требуется педагог-психолог, который способен решать ряд профессиональных задач в области образования. Изучение регионального запроса на профессиональную подготовку бакалавра психолого-педагогического образования показал значимость профессиональных компетенций в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования. Это связано с тем, что с каждым годом растет число детей с психологическими проблемами и поэтому системе образования необходим такой специалист, который умел бы осуществлять психологопедагогическое сопровождение и в совершенстве бы владел психологическими знаниями, умел применять их на практике [2].
Кроме того, от уровня психологической готовности к профессиональной деятельности, от рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий, в решающей степени зависит успех профессиональной деятельности в целом.
Анализ психолого-педагогических работ по теме исследования позволил нам понимать психологическую готовность как уровень сформированности у студентов бакалавров мотивационного, рефлексивно-оценочного, когнитивного, социально-перцептивного компонентов личности, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
В рамках решения данной проблемы нами была разработана модель, которая позволила разрешить противоречие между необходимостью между специфическими профессиональными ситуациями педагога-психолога в процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения в образовании и недостаточно развитыми личностной готовностью и направленностью к самореализации, рефлексии.
В процессе констатирующего эксперимента на базе ТИ (ф) СВФУ г. Нерюнгри установлено, что развитыми на низком уровне являются когнитивный и мотивационно-ценностный компонент (до 57 % случаев) психологической готовности студентов-бакалавров. Наиболее развитым является рефлексивно-оценочный компонент (до 26 % - высокий уровень в экспериментальной группе). Когнитивный компонент показал зависимость от уровня развития мотивационного компонента (прямая корреляция r = +0,995), то есть у студентов с высоким уровнем развития внутренней мотивации (яркой выраженностью когнитивной гибкости в учебной деятельности, затруднениями в выборе оптимальной трудности обучения) наблюдался высокий уровень развития когнитивного компонента (развитое вербально-логическое мышление, нахождение необычных нестандартных ответов, выдвижение различных идей). Также при анализе эксперимента была выявлена положительная корреляция между рефлексивно-оценочным и социально-перцептивным компонентом (прямая корреляция r = +0,998): у студентов с высоким уровнем рефлексии наблюдается высокий уровень адекватной оценки личностных особенностей партнеров по взаимодействию, взаимодействие с другими, эффективность совместной деятельности.
Итак, обобщенный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил распределить студентов по следующим уровням развития. Высокий уровень психологической готовности отмечен у 14 % студентов экспериментальной группы, средний характерен для 32 % студентов, низкий уровень - 54 % студентов. Это подтверждает необходимость целенаправленной работы по повышению психологической готовности бакалавров психолого-педагогического образования к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования.
Целенаправленный процесс повышения психологической готовности предусматривает динамику их изменений на протяжении всего периода обучения. Перед профессиональной подготовкой студентов мы, во-первых, поставили задачи устранения социально-психологических, коммуникативных барьеров в будущей профессиональной деятельности и общении, повышение собственной психологической компетентности. В связи с этим нами разработана и введена новая дисциплина «Тренинг психологической компетентности», который проводится как психологический практикум в рамках регионального (вузовского компонента).
Цель этого курса - приобретение практических навыков психологической компетентности личности студента как будущего профессионала в психолого-педагогической деятельности, формирование и развитие у него ценностного отношения к профессиональной деятельности, к самопознанию и саморазвитию в профессиональной деятельности.
При изучении курса студенты впервые знакомятся с методами психодиагностики, с разработкой психологических рекомендаций для собственного личностного и познавательного развития, устанавливают связи между изучением психологических дисциплин и становлением своих собственных профессиональных компетенций. Студенты осваивают методы психологического самоизучения, саморазвития, самокоррекции, самопросвещения.
В программе курса предусмотрено сочетание процессов изучения теории и овладения практическими умениями по их применению на основе осмысленного понимания будущим бакалавром процесса профессионального саморазвития. Данная задача реализована через сочетание ряда блоков (информационного, практического и самопознания).
Особенность информационного блока состоит в аккумуляции, систематизации и интеграции знаний о психологической готовности, ее основных составляющих, о методах и процедуре их диагностики и развития, а также о специфике их действия в процессе реализации психологопедагогической деятельности и профессионального самосовершенствования.
В рамках практического блока на основе приобретенных и дополненных знаний студентов о психологической готовности применяются, закрепляются и развиваются умения оснащать эффективными психологическими технологиями профессиональное саморазвитие. Для эффективного развития умений применять психологические технологии для собственного развития необходимо овладеть техниками самопознания. Для этого в процессе занятий предлагались психологические упражнения, которые позволили студентам стимулировать профессиональную мотивацию, самонаблюдение, самоанализ, самооценку, рефлексию, субъект-субъектную позицию в общении.
Большое внимание в содержании курса отводилось внеаудиторной самостоятельной работе студентам, которая способствовала развитию учебной мотивации - самостоятельного систематического пополнения знаний, профессионального саморазвития.
Содержание самостоятельной работы было многоплановым и включало в себя задания разного уровня сложности и разного типа: составление психологических кластеров, синквейнов, веб-квестов по изучаемым темам; конспектирование, анализ психолого-педагогических ситуаций и психологических статей; составление таблиц; подготовка к олимпиаде по психологии; составление тестовых заданий; написание психологических работ по заданному плану, сочинений-самопознаний, психологических эссе; пополнение психолого-педагогической копилки методиками (психологическими тестами, психологическими играми и заданиями) с целью саморазвития.
Изучение курса заканчивалось изучением темы «Программа индивидуальной образовательной деятельности студента». На занятии студенты составляли индивидуальный образовательный проект, который отражал основные замыслы и пути его реализации в учебной деятельности. В проекте студенты определили основные направления и виды деятельности по достижению намеченных целей и возможные способы их достижения.
Индивидуальный образовательный проект строился по следующему примерному плану: мое представление о себе; мои цели и задачи; мои планы; моя программа профессионального саморазвития на ближайший период; кто и в чем мне может помочь; как я буду отслеживать достижение моих профессиональных планов.
При реализации проекта мы предусматривали возможность фиксации уровня достижения намеченных результатов. Студенты выбирали способ самооценки результатов, рассматривали возможность ее сопоставления с мнением преподавателей.
Сравнительный анализ результатов диагностики до и после реализации курса «Тренинг психологической компетентности» в целом позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается в увеличении количества студентов в экспериментальной группе с высоким уровнем развития профессиональных компетенций на 27 %. В контрольной группе выраженной динамики в повышении психологической готовности обнаружено не было.
Полученные значения t-критерия Стьюдента показали, что в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования эмпирические значения уровня психологической готовности больше однопроцентного уровня значимости критических значений (t = 3,94, р > 0,05). Это говорит о том, что полученные данные статистически значимы.
Корреляционный анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показывает положительные корреляционные взаимосвязи мотивационно-ценностного и социально-перцептивного компонентов (r = +0,997), а также когнитивного и мотивационного (г = +0,844) в экспериментальной группе.
Таким образом, нами обеспечена субъектная позиция студентов, которая позволила уточнить стратегические и оперативные цели образования; нацеленность на личность студент, а не на содержание; системность, которая дает возможность целенаправленно и дозировано развивать профессиональные способности; инвариантность, позволяющая успешно применять освоенный ими инструментарий в будущей психолого-педагогической деятельности; демократичность, предоставляющая каждому студенту право выбора в построении индивидуального образовательного маршрута.
Ссылки:
1. Лазарева М.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
2. Стенькова В.И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007.