СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Р. Я. Абдрахманова, зав. кафедрой иностранных языков Алъметъевского филиала Института экономики, управления и права,
А. X. Богданова, аспирант Елабужского государственного педагогического университета,
Ф. А. Мухаметзянов, аспирант Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (г, Казань)
В статье раскрываются основные направления психолого-педагогической поддержки будущего педагога-психолога в процессе его профессиональной подготовки в вузе. Психолого-педагогическая под» держка студента представлена в виде системы деятельности негосударственного вуза по формированию ключевых компетенций будущего специалиста как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Стратегией современного высшего профессионального образования является ориентация на повышение качества подготовки будущих специалистов. При этом профессиональная подготовка должна быть качественной как на уровне фундаментального образования, так и на уровне ключевых компетенций специалиста. Особенно это касается подготовки педагога-психолога, поскольку психоло-го-педагогическая поддержка развивающейся личности составляет основу его ключевых компетенций. Качество подготовки педагога-психолога в системе высшего профессионального образования выступает одним из критериев конкурентоспособности современного специалиста, определяющей в конечном счете уровень социально-экономического развития государства.
В условиях постиндустриального общества знания быстро устаревают, в связи с чем возрастает потребность в качественном фундаментальном образовании, которое должно способствовать становлению личности профессионала, способной обучаться не по принципу «обучение всю жизнь», а по принципу «обучение через всю жизнь». Поэтому профессиональное обучение в вузе по своей сути должно быть опережающим время и пространство, осуществляться не только в рамках определенных культурноисторических рамок, но и на уровне меж-культурного диалога. Однако система высшего профессионального образова-
ния часто не соответствует объективным требованиям к качеству подготовки будущего педагога-психолога, отраженных в Концепции модернизации российского образования, основных положениях Болонского процесса и национального проекта в сфере образования.
Все сказанное делает очевидной необходимость теоретического осмысления и обоснования новых подходов к процессу профессиональной подготовки будущего педагога-психолога, направленного на формирование его способности к психолого-педагогической поддержке развивающейся личности в условиях межкультурного диалога. В системе высшего профессионального образования все более острой становится потребность в проектировании новой концепции, модели подготовки будущего педагога-психолога, обладающего ключевыми компетенциями, среди которых доминирует готовность к психолого-педагогической поддержке.
Анализ российских и зарубежных реформ высшего профессионального образования показывает, что одна из причин кризиса образования заключается в том, что часто преобразования направляются на изменения внешних компонентов, не затрагивая проявления готовности студента к психолого-педагогическому сопровождению развивающейся личности. При этом не учитываются факторы, влияющие на результаты профессионального образования в плане подготовки пе-
© Ж Я. Абдрахманова, А. X. Богданова, Ф. А. Мухаметзянов, 2007
дагога-психолога к психолого-педагоги-ческому сопровождению в процессе меж-культурного диалога. Реформы практически не касаются вопросов, проявляющихся на разных уровнях в различных межкультурных пространствах: соотношения учения и научения в различных культурах, роли обучения и самообразования, отношения к инновационным технологиям и активным методам обучения, подготовки будущих специалистов и переподготовки специалистов, роли и назначения учителя и наставника в европейском и восточном менталитетах, особенности взросления и подготовки личности к профессиональной деятельности.
В плане формирования ключевых компетенций будущего педагога-психоло-га, готового к деятельности на основе межкультурного диалога, от современного преподавателя вуза требуется умение организовывать образовательный процесс адекватно запросам не только современного общества, но и отдельного студента как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности. Иначе говоря, преподаватель высшей школы должен уметь организовывать учебную деятельность студента с учетом его особенностей, склонностей и интересов, т. е. быть готовым оказать психолого-педагогическую поддержку его становления как будущего профессионала.
Теоретической основой организации процесса профессионального обучения в любой школе, в том числе высшей, является положение культурно-исторической теории (Л. С. Выготский) о ведущей роли обучения в процессе развития. При этом обучать будущего специалиста-про-фессионала необходимо с учетом того, чему и как он способен обучаться. Образовательный процесс в высшей школе представляет собой культурно-гуманитарный феномен, поэтому понятие «педагогическая технология» нужно рассматривать в контексте не столько технократического, сколько интегрированного подхода.
В рамках технократического подхода под технологией подразумевается система действий с определенным предметом или объектом либо сочетание методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материла в процессе производства. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки педагога-пси-холога понимается как тактика и стратегия рационального решения образовательных задач.
С позиций интегрированного подхода подготовка педагога-психолога должна строиться как психолого-педагогическое сопровождение и требует решения ряда задач. Среди них приоритетными являются разработка проектов стандартов нового поколения подготовки педагога-психолога в системе высшего профессионального образования; определение состава и структуры учебной деятельности студента-педагога-психолога как ее субъекта; создание моделей и алгоритма (технологической карты) ориентировочной основы субъектных учебных действий студентов, технологии управления качеством высшего профессионального образования, проекта единой батареи тестов обученности для студентов младших курсов (проект единого тестирования студентов вузов); разработка стратегии и тактики научно-методического обеспечения процесса формирования ключевых компетенций будущего педа-гога-психолога, технологии психологопедагогического сопровождения и педагогической поддержки становления студента как субъекта учебно-профессио-нальной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в вузе при подготовке педагога-психолога мы рассматриваем как организацию и создание условий для развития студента, его становления как субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Оно предполагает ряд приоритетных направлений:
1) психологическую диагностику основных качеств личности студента —
мониторинг познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности студента, определение перспектив его развития;
2) развивающую деятельность — тренинги по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы личности, становлению межличностных и внутригрупповых отношений будущих педаго-гов-психологов;
3) психологическое консультирование — индивидуальные консультации, психотерапевтические сессии и т. д.;
4) психологическое просвещение (особенно для студентов непсихологических специальностей) — семинары, круглые столы, разработка психолого-педа-гогических проектов, повышение психологической культуры студентов ит. д.;
5) проектную деятельность — организацию научно-исследовательской и психологической деятельности заинтересованных студентов с целью развития интереса к отдельным психологическим феноменам и психологической науке в целом.
В высшем учебном заведении при разработке основ психолого-педагоги-ческой поддержки формирования ключевых компетенций у студента — будущего педагога-психолога необходимо учитывать наличие педагогических условий для становления субъектности студента. Целесообразно осуществлять психологопедагогический мониторинг студентов, который должен предусматривать:
— изучение психологических механизмов и педагогических условий адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности в вузе;
— контроль динамики развития и становления личностных и профессиональных качеств у будущих педагогов-психо-логов в соответствии с курсами (этапами) обучения;
— выявление индивидуально-психо-логических особенностей слабоуспевающих студентов, отличающихся эмоциональной неустойчивостью и склонных к нарушениям дисциплины, аморальным поступкам;
— изучение уровней обученности и обучаемости, т. е. способностей к усвоению знаний по профилирующим дисциплинам и их творческому использованию;
— оказание помощи преподавателями кафедры психологии другим преподавателям в изучении и развитии психических познавательных процессов и эмо-ционально-волевых состояний студентов (мышления, памяти, внимания и др.);
— изучение индивидуально-психоло-гических особенностей студентов, испытывающих затруднения в учебной деятельности.
Для организации системы психологопедагогической поддержки важна периодичность психологического обследования студентов. Анализ состояния этой проблемы на факультете педагогики и педагогической психологии Академии социального образования позволил выделить следующие виды психолого-педаго-гической диагностики: обязательную психодиагностику обучаемости и обученности, регламентированную нормативными документами по срокам; текущую (оперативную) диагностику; индивидуальную диагностику.
Периодичность психодиагностики определяется требованиями нормативных документов, указаниями руководителя учебного заведения о необходимости обследовать студентов того или иного курса, планами психологической работы по текущему обследованию. Социальное изучение и психологическое обследование кандидатов на учебу проводятся во время их профессионального отбора и на каждом курсе обучения, а результаты этой работы отражаются в карте психологического изучения студента. Кроме того, после III курса обучения и при выпуске составляется развернутая характеристика в виде аттестации, в которой отражаются личностные, профессиональные и морально-нравственные качества студента, делаются выводы и даются рекомендации по совершенствованию его обучения и воспитания и наиболее целесообразному распределению выпускника. Эти данные
являются отправной точкой процесса становления специалиста-педагога-пси-холога.
Текущую диагностику индивидуальных психологических качеств у выборочного числа студентов I—II и IV—V курсов вуза можно совмещать с изучением адаптации студентов I курса к обучению, их профессиональной направленности и мотивации к овладению предстоящей профессиональной деятельностью, социально-психологического климата и межличностных отношений в учебных группах, с проведением индивидуальных бесед и психологических консультаций обучаемых специалистами-психологами.
Для составления индивидуальных психологических характеристик студентов можно использовать результаты наблюдения различных видов их деятельности:
— в повседневной учебной работе;
— при текущем и итоговом контроле знаний, умений, навыков;
— на семинарских и лабораторных занятиях;
— при выполнении общественной работы и различных поручений;
— в период учебной и производственной практики и стажировки;
— в процессе внедрения и апробации новых педагогических технологий;
— при общении в учебном студенческом коллективе.
Индивидуальные психологические характеристики корректируются в течение всего периода обучения и психоло-го-педагогического сопровождения в вузе, причем комплексные психологические обследования, дающие временные срезы, целесообразно проводить на I курсе трижды, а на последующих — один раз в течение учебного года.
Организационной основой психологического сопровождения и соответствующего психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса может служить Комплексная целевая программа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. В ней для всех этапов (профориентация,
профотбор, обучение на I—V курсах, анализ деятельности выпускников) должны быть раскрыты:
— последовательность всех психологических мероприятий и их формы;
— объект (предмет) исследования;
— цели и задачи каждого мероприятия;
— научно-методическое обеспечение;
— необходимое материально-техническое обеспечение и привлекаемые дополнительные силы;
— временные рамки проведения мероприятия;
— порядок информирования заинтересованных субъектов (объектов учеб-но-воспитательного процесса);
— формы последующего использования полученных данных для управления образовательным процессом в вузе.
Подобная программа вносит в процесс психологического обеспечения устойчивую организацию, позволяет заранее и комплексно планировать работу психологов, целенаправленно использовать ее результаты для управления образовательным процессом в вузе. Для реализации программы разрабатывается план-график, в котором указываются объем, содержание и сроки основных мероприятий деятельности психологов вуза. Периодичность таких мероприятий связана с результатами психологического обследования обучаемых и зависит от его сроков.
Кроме того, для решения задач психолого-педагогического сопровождения процесса становления ключевых компетенций будущего педагога-психолога необходимо разработать программу науч-но-методического обеспечения. Отдельный аспект методического обеспечения — анализ профессиональной деятельности выпускников. Эти данные должны быть использованы как обратная связь в оценке результатов формирования ключевых компетенций будущего педагога-психолога.
С учетом вышесказанного нами был разработан проект «Программа психоло-го-педагогического сопровождения фор-
мирования ключевых компетенций будущего педагога-психолога в негосударственном вузе». Данная программа нацелена на решение следующих основных задач:
— информирование преподавателей кафедр об индивидуально-психологических особенностях студентов и морально-психологическом состоянии студенческих групп;
— помощь в организации учебно-вос-питательного процесса и управлении им на основе учета познавательных и личностных особенностей студентов;
— использование знаний о социально-психологических характеристиках учебной группы для оптимального построения занятий;
— изучение особенностей мотивации и поведения студентов в рамках учебных занятий для оптимального использования преподавателями педагогических приемов развития и коррекции;
— выявление затруднений в педагогической деятельности преподавателей и поиск путей их оптимизации;
— изучение качественного состояния и тенденций развития ключевых компетенций будущего педагога-психолога (со-циально-психологический климат и межличностные взаимоотношения);
— помощь декану заведующему кафедрой в управлении студенческим коллективом, в создании условий для оптимального становления ключевых компетенций будущего педагога-психолога*
— поиск и определение объективных психолого-педагогических критериев деятельности преподавателей кафедры в процессе формирования ключевых компетенций педагога-психолога;
— оценка эффективности структуры педагогической деятельности, особенностей личности преподавателя и педагогического коллектива, звеньев отношений «преподаватель — студент» и «студент — преподаватель».
Для достижения поставленных целей предлагаются такие формы совместной деятельности, как:
1) оперативное доведение до преподавателей психологической информации о познавательных и личностных особенностях студентов, социально-психологических характеристиках групп;
2) проведение психологических исследований по запросам преподавателей;
3) изучение социально-психологических проблем педагогической деятельности в целях оптимизации труда преподавателей;
4) психологическое консультирование преподавателей при решении профессиональных и личных проблем;
5) совместное участие в выработке объективных критериев оценки труда преподавателей. Большая роль в этой работе отводится психологической службе вуза. Психологическая служба также участвует в процессе психолого-педаго-гического сопровождения профессиональной подготовки студента, в создании максимально комфортных условий его пребывания в вузе, позволяющих сформировать будущего специалиста как субъекта деятельности.
Таким образом, в образовательном пространстве вуза необходимо создавать условия, которые способствовали бы личностному росту студентов, развивали бы их субъектные свойства и проявления индивидуальности.
В XXI в. образовательные инновации очень быстро транслируются и осваиваются педагогами, и это прекрасно: впитывать новое, постоянно учиться, творчески расти — долг каждого профессионала. Только так можно работать в духе времени и готовить компетентных специалистов. Мы должны научиться бережно соединять накопленный профессионалами бесценный опыт с новациями — этот синтез может обеспечить желаемый результат нашей педагогической деятельности: воспитать психологически и духовно здоровое поколение граждан, живущих в многонациональном, поликуль-турном мире, способных вести межкуль-турный диалог и созидать новую, процветающую Россию.
Поступила 07.09.06.