Методический компонент
Методы /формы
Социально-педагогические средства
Лекции, философские и социальные чтения, тренинги, индивидуальные консультации, круглые столы, методы контекстного обучения: деловая игра (ситуационно-имитационное моделирование), защита проектов, решение ситуационных задач_
Проектирование, консультирование, учебно-методические комплексы, создание единого информационно-образовательного пространства с помощью информационных и коммуникационных технологий, аттестация специалистов социозащитных учреждений_
Результативно-оценочный компонент
Функции
- Диагностическая функция заключается в процессе диагностики, осуществляемой на всех этапах обучения, которая позволяет производить контроль и корректировку процесса развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социозащитных учреждениях, что способствует наилучшему результату
- Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми, соотнесении этих результатов с определенными критериями. Оценка результатов обучения осуществляется посредством выявленных групп критериев эффективности: когнитивного, мотивационного и деятельностного.
Критерии эффективности
- Развитие профессиональной компетентности специалиста социозащитного учреждения;
- Обеспечение социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессионального знания компетенций специалиста на основе личностного и социального заказа;
- Реализация методического обеспечения развития профессиональной компетентности с учетом специфики методов и форм обучения взрослых, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию;
- Использование ресурса аттестации как особой социально-педагогической технологии, побуждающей к самодиагностике имеющегося уровня, коррекции выявленных затруднений и прогнозированию способов развития профессиональной компетентности специалиста).
4. Осуществление контроля и анализа результатов внедрения программы, организация обратной связи.
5. Реализация программы развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социозащитных учреждениях.
В заключении отметим, что правильно организованная система повышения квалификации в социозащитных учреждениях способствует формированию организаторских навыков у членов коллектива, повышает авторитет профессиональных объединений специалистов, экономит время руководителей, ведет к обогащению членов коллектива новыми идеями и практическими предложениями. Дидактические и организационные условия социозащитных учреждений в плане развития профессиональ-
Библиографический список
ной компетентности специалистов помогающих профессий являются наиболее важными в вопросе развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы. Решение проблемы повышения квалификации заключается в разработке и внедрении модели и программы развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социо-защитных учреждениях. Модель развития профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий в социо-защитных учреждениях есть описательная характеристика, которая рассматривается с позиций контекстного и личностно-де-ятельностного подходов как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему.
1. Малыхина, Е.В. Внутрифирменная подготовка как средство повышения профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий: региональный аспект // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. -СПб. - 2014. - Февраль [Э/р]. - Р/д: http://www.emissia.org/offline/2014/2143.htm
2. Вильдт, Й. Дидактика непрерывного образования: перспективы повышения научной квалификации кадров в вузе // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 3 [Э/р]. - Р/д: http:// cyberleninka.ru
3. Невдах, С.И. Организационно-педагогические условия подготовки педагогов в системе дополнительного образования взрослых // Вестник МГПУ. - 2013. - №1.
4. Кривых, С.В. Информационно-аналитическое обеспечение и реализация маркетингового подхода в управлении развитием учреждения дополнительного профессионального образования // Современное постдипломное образование: опыт и перспективы: сборник науч. статей Международной научно-практич. конф. - СПб., 2013.
Bibliography
1. Malihkhina, E.V. Vnutrifirmennaya podgotovka kak sredstvo povihsheniya professionaljnoyj kompetentnosti specialistov pomogayuthikh professiyj: regionaljnihyj aspekt // Pisjma v Ehmissiya. Offlayjn (TheEmissia.OfflineLetters): ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal. - CPb. - 2014. - Fevralj [Eh/r]. - R/d: http://www.emissia.org/offline/2014/2143.htm
2. Viljdt, Yj. Didaktika neprerihvnogo obrazovaniya: perspektivih povihsheniya nauchnoyj kvalifikacii kadrov v vuze // Neprerihvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2013. - Vihp. 3 [Eh/r]. - R/d: http:// cyberleninka.ru
3. Nevdakh, S.I. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya podgotovki pedagogov v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya vzroslihkh // Vestnik MGPU. - 2013. - №1.
4. Krivihkh, S.V. Informacionno-analiticheskoe obespechenie i realizaciya marketingovogo podkhoda v upravlenii razvitiem uchrezhdeniya dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya // Sovremennoe postdiplomnoe obrazovanie: opiht i perspektivih: sbornik nauch. stateyj Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - SPb., 2013.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 355.232.6
Pominova O.L., Isaeva N.N. PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOLVING THE INTRAPERSONAL CONFLICTS OF THE CADETS OF MILITARY INSTITUTES. The article deals with the problem of intrapersonal conflicts of the cadets of the Russian Interior Ministry Forces as well as the mechanisms, psycho-pedagogical conditions and ways of solving these conflicts.
Key words: intrapersonal conflict, psychology and pedagogical conditions, constructive conflict, destructive conflict, suicide behavior, psychological protection, cadets.
О.Л. Поминова, д-р пед. наук, доц., проф. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург; Н.Н. Исаева, канд. пед. наук, доц. каф. философских и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: belyi07@inbox.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
В статье поднимается проблема внутриличностных конфликтов, которые могут возникать у курсантов военных институтов внутренних войск, раскрываются механизмы психологической защиты, психолого-педагогические условия и пути разрешения внутриличностных конфликтов курсантов военных институтов.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, психолого-педагогические условия, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, суицидальное поведение, психологическая защита, курсанты.
Понятие «конфликт» произошло от латинского слова conflictus, что означает столкновение, столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Конфликты сопровождают человека всю его жизнь. Чем с большим количеством людей мы общаемся, тем больше возникает в нашей жизни конфликтных ситуаций. В процессе обучения в военном институте курсанты сталкиваются с множеством трудностей им приходится все время находиться вместе: учиться и готовиться к занятиям, принимать пищу, обслуживать оружие, заниматься спортом, заступать в караул и нести службу, заниматься уборкой территории и хозяйственными работами, отдыхать и посещать культурные мероприятия и т.д. То есть вся жизнедеятельность курсантов происходит в составе подразделения, постоянно происходит столкновение интересов.
Для предупреждения конфликтных ситуаций и разрешения конфликтов курсантам необходимы практические психолого-педагогические знания, помощь знающих офицеров, обладающих педагогическим мастерством, умеющих управлять возникающими между подчиненными конфликтами, переводить их из не конструктивных в конструктивные. Однако, в воинском коллективе могут возникать не только межгрупповые и межличностные конфликты, но и внутриличностные. Внутриличностный конфликт можно определить как сложное негативно окрашенное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира курсанта. Эти конфликты во многом влияют на внутреннее состояние военнослужащих и во многом сказываются на их поведении, возникновение данных конфликтов связанно с возникающими жизненными трудностями, например, при переводе на новую должность, в другое подразделение (учебную группу), проблемах во взаимоотношениях с сослуживцами, загруженностью учебным материалом и. т.д.
Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия, т.е. он может быть конструктивным или деструктивным (разрушающим личностные структуры человека). Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт это один из механизмов гармонизации личностного развития. Он может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности обучаемого. Для направления конфликтов внутри человека в нужное русло важна правильная и умелая работа командиров подразделений, особенно в период адаптации недавнего абитуриента и на младших курсах.
Деструктивными считаются те внутриличностные конфликты, которые перерастают в жизненные кризисы и могут привести к нервным срывам, отрицательным психическим состояниям и делают учебно-боевую деятельность курсантов мало эффективной. Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности любой деятельности. Рефлектирующий и сомневающийся человек не может быть активным в окружающим его мире. Он не может быть воином, он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной силе, которой мог бы воздействовать на мир. Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность. Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личнос-
ти. Курсант, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличатся неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленной цели, т.е. у него будут отсутствовать профессионально-значимые качества будущего офицера.
Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда и к потере смысла жизни. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении. Отрицательное влияние деструктивного конфликта может отразится на всех областях учебной и военной деятельности и во многом повлиять на будущую военную службу.
Примеры внутриличностных конфликтов в подразделении курсантов многочисленны, они могут возникать на абитуриентских сборах, во время исполнения своих должностных обязанностей; в процессе занятий и службы, так, например, будущий офицер может столкнуться с трудностями, связанными с моральной и нравственной оценкой поступков своих товарищей, или с недооценкой своих физических возможностей и т.д. Склонность к внутриличностным конфликтам имеют молодые люди меланхолического темперамента, с низкой способностью приспособиться к новым условиям жизни (низкими адаптивными способностями), неуверенные в себе, застенчивые, не общительные, излишне скромные.
Одним из самых опасных последствий внутриличностного конфликта является суицидальное поведение, когда личность не видит иного выхода из создавшийся внутриличностной борьбы кроме смерти. В таких случаях необходима поддержка и наблюдение за поведением товарища сослуживцев, постоянное внимание профессорско-преподавательского состава, офицеров и периодическая проверка учебных коллективов психологом. В противном случае итогом внутриличностных конфликтов будет самоубийство или убийство сослуживцев. Как пример можно привести убийство или самоубийство в карауле, когда у курсанта имеется оружие реально решающее его кажущиеся проблемы и ему нужно всего лишь нажать на спусковой крючок.
Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности их переживания, можно обосновать условия его предупреждения. Командиры подразделений должны сами помнить и объяснять курсантам, что для сохранения единства внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.
Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться. Необходимо быть оптимистом, надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к жизни важный показатель психического состояния здоровья человека. Не быть рабом своих желаний, трезво оценивать свои возможности по удовлетворению своих возможностей. Необходимо управлять собой, сво-
ей психикой. Особенно это относится к управлению эмоциональным состоянием.
Развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов. Именно воля, представляющая собой дос тигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая собой способность принимать решение со знанием дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Огромна роль воли во внутриличностных конфликте, где только с ее помощью человек может преодолевать сложности ситуации [1, с. 98].
Предупреждению внутриличностных конфликтов способствует достаточно высокий уровень личностной зрелости. Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком своего «я» была бы соответствующей его действительному «я», т.е. обеспечивать адекватность самооценки. Заниженная или завышенная самооценка часто связанна с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобный оценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.
Не убегать от разногласий, которые требуют разрешения. Уход от конфликта или позиция «страуса» с головой в песке далеко не лучший способ из бегания трудностей, так как в итоге человек вынужден будет делать выбор, что чревато конфликтами. Не стоит браться за все сразу, не следует стремиться реализовать все одновременно. Сложные проблемы лучше решать по частям. Говорить правду. Можно возразить, что нет людей, которые бы никому никогда не лгали. Это действительно так. Но всегда есть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, просто уклониться от ответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложь может создать внутри-личностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут переживания, актуализацию чувства вины.
Стараться по-философски относится к превратностям судьбы, не паниковать. В этом плане уместна инструкция по пользованию удачей, предложенная, с известной долей юмора, психологом В. Леви: не желать (так как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если не получится); не искать дважды в одном месте (удача не глупее тебя); искать молча; не хватать грязными руками; вовремя отпускать [1, с. 52].
Для предотвращения внутриличностных конфликтов у курсантов военных институтов командирам подразделений необходимо проводить с ними индивидуальные и групповые беседы, выявлять их проблемы, интересоваться их желаниями. Прежде всего, эта задача лежит на непосредственных командирах, которые не редко игнорируют просьбы своих подчиненных и не пытаются им помочь. Командир должен стараться дать подчиненному то задание, с которым он справится лучше и будет заинтересован в его выполнении, также необходимо уметь грамотно использовать дисциплинарную практику. Преодоление внут-риличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической зашиты. Психологическая зашита - это нормальный, повседневно работающий механизм функционирования психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. К механизмам психологической зашиты можно отнести [2, с. 102]:
Отрицание - один из онтогенетических ранних и наиболее простых механизмов зашиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решений на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием.
Проекция сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справится с трудностями. Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.
Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.
Библиографический список
Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя.
Подавление развивается для сдерживания страха, проявление которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.
Изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувств тревоги.
Интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувств субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнения противоборствующих тенденций; составление списка «+» и «-» в каждой из тенденций и их суммирование.
Аннулирование - поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызывающих сильное беспокойство, чувство вины.
Сублимация - удовлетворение вытесненного чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
Рационализация - нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы: дискредитация значимого другого, который оказывает во внимании; преувелечение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей; всей мативационной системы; самодискридита-ция (искупление вины).
Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание поведению противоположной обстановки.
Компенсация - онтогенитически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.
Идентификация - моделирование поведение другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию чувствами в связи с возможной утратой.
Фантазия - бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Условиями предупреждения внутреличностных конфликтов являются такие, как: наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; развитость волевых качеств; уточнение и иерархии ролей; адекватность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношении и др. [3, с. 136].
Внутриличностные конфликты требую большого внимания со стороны офицеров, командиров подразделений и профессор-ско преподавательского состава в связи с участившимися случаями во внутренних войсках и военных институтах нарушений требований Общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, преступлений, суицидальных действий, самовольного оставления части и других негативных последствий внутриличностных и межличностных конфликтов [4]. Прежде всего, необходимо учить будущих офицеров уметь бороться с внутренними переживаниями, т.к. конфликты внутри личности неизбежны, и некоторые из них заставляют развиваться в человеке многие профессионально важные качества, такие как воля, характер, терпение, стойкость и т.д., другие - наоборот негативно влияют на человеческую психику и не всегда их можно предотвратить, но существует воинский коллектив, командир, обладающий психолого-педагогическими знаниями, которые должны поддерживать курсантов и не давать развиться негативным переживаниям.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шилов. - М., 1999.
2. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособ. - М., 2000.
3. Исаева, Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России // Современная наука: научно-теоретический журнал. - СПб., 2010. - № 3.
4. Исаева, Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих внутренних войск МВД России: дис ... канд. пед. наук. - СПб., 2010.
Bibliography
1. Ancupov, A.Ya. Konfliktologiya / A.Ya. Ancupov, A.I. Shilov. - M., 1999.
2. Dmitriev, A.V. Konfliktologiya: ucheb. posob. - M., 2000.
3. Isaeva, N.N. Pedagogicheskoe obespechenie psikhologicheskoyj sovmestimosti voennosluzhathikh v podrazdeleniyakh vnutrennikh voyjsk MVD Rossii // Sovremennaya nauka: nauchno-teoreticheskiyj zhurnal. - SPb., 2010. - № 3.
4. Isaeva, N.N. Pedagogicheskoe obespechenie psikhologicheskoyj sovmestimosti voennosluzhathikh vnutrennikh voyjsk MVD Rossii: dis ... kand. ped. nauk. - SPb., 2010.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 378
Aliyevs A.R. PROFESSIONAL COMPETENCE AND PEDAGOGICAL SKILL OF SYSTEM OF TRAINING OF ARTISTS-TEACHERS. In the article specifics of professional competence and skill of an artist-teacher is shown.
Key words: professional competence, pedagogical skill, structure of professional competence of the artist-teacher.
А.Р. Алиева, зав. каф. декоративно-прикладного искусства и дизайна; доц. каф. методики преподавания художественно-графических дисциплин, Карачаево-Черкесский гос. университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zzuleiha@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ
В ситуации изучения вопросов взаимодействия, взаимозависимости учебного и творческого процессов статья рассматривает специфику профессиональной компетентности и мастерства художника-педагога.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, Структура профессиональной компетентности художника-педагога.
Современный этап развития педагогической науки характеризуется активизацией изучения вопросов взаимодействия, взаимозависимости учебного и творческого процессов. Поиски основных закономерностей развития методов обучения говорят о стремлении ученых рассматривать проблему творчества, прежде всего как педагогическую. Достижения современной педагогической науки и искусствознания, реализация нового социального заказа на формирование разносторонне развитой творческой личности выдвигают новые требования к процессу обучения художников-педагогов.
Структура профессиональной компетентности художника-педагога может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих художников-педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить-действовать-мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности [1].
Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению. Так же, не менее важным аспектом
деятельности преподавателя является вопрос о педагогических способностях. Их определяют как индивидуальные, устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессу и результатам, позволяющим находить продуктивные способы решения задач в конкретных условиях. Педагогические способности рассматриваются в качестве функционирующей системы, поэтому главным критерием способностей выступает результат деятельности.
Изучение вопросов структуры, функций общих и специальных способностей, требований к преподавателю позволило перейти к изучению одной из важнейших характеристик педагогических работников их профессиональной компетентности.
1. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.
2. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.
3. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.
4. Рефлексия педагогической деятельности (аутопсихоло-гическая компетентность).
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач [1].
Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.
Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом приёмами и методами, всем арсеналом