Научная статья на тему 'Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры'

Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ В КОЛЛЕКТИВЕ КУРСАНТОВ / ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА / МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ / CONFLICT IN A MILITARY COLLECTIVE / REASONS OF CONFLICTS / CONFLIKTOLOGIKAL CULTURE / MODEL OF EDUCATIONAL PROCESS / FORMATION OF COMPETENCE FOR PREVENTION AND CONSTRUCTIVE SOLUTION OF CONFLICTS / THE CONFLIKTOLOGIKAL CULTURE LEVELS OF MILITARY HIGHER SCHOOLS CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов Денис Владимирович

В статье анализируется характер взаимоотношений в коллективе курсантов военного вуза, выявляется уровень конфликтности, исследуется проблема формирования конфликтологической культуры у будущих офицеров внутренних войск, предлагается модель воспитательного процесса, направленного на формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в коллективе курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдов Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the interaction nature of military higher schools cadets in a collective, reveals their conflictness level. It is also concerned with the Interior Armi future officers confliktologikal culture, the model of educational process aiming at the formation of competence for prevention and constructive solution of conflicts

Текст научной работы на тему «Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры»

УДК 378+371

Давыдов Денис Владимирович

старший преподаватель кафедры кинологии ПВИ ВВ МВД России

Пермский военный институт внутренних войск МВД России, Пермь, Россия,

e-mail: don.davydoff2014@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Denis V. Davydov

Senior lecturer of Department of Cynology of the MBC VV MVD

Perm Military Institute MVD of Russia, Perm, Russia, e-mail: don.davydoff2014@yandex.ru

CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION FORMING HIGHER SCHOOL CADETS CONFLIKTOLOGIKAL

CULTURE

Аннотация. В статье анализируется характер взаимоотношений в коллективе курсантов военного вуза, выявляется уровень конфликтности, исследуется проблема формирования конфликтологической культуры у будущих офицеров внутренних войск, предлагается модель воспитательного процесса, направленного на формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в коллективе курсантов военного вуза.

Ключевые слова: конфликт в коллективе курсантов; причины конфликтов; конфликтологическая культура; уровни конфликтологической культуры курсанта военного вуза; модель воспитательного процесса; формирование умений и навыков конструктивно разрешать конфликты.

Abstract. The article analyses the interaction nature of military higher schools cadets in a collective, reveals their conflictness level. It is also concerned with the Interior Armi future officers confliktologikal culture, the model of educational process aiming at the formation of competence for prevention and constructive solution of conflicts.

Key words: conflict in a military collective; reasons of conflicts; confliktologikal culture; model of educational process; formation of competence for

© Давыдов Д.В., 2014

prevention and constructive solution of conflicts; the confliktologikal culture levels of military higher schools cadets.

Современный этап общественного развития в Российской Федерации характеризуется глобальными изменениями, сопровождающимися серьезными противоречиями во всех социальных сферах. Наряду с консолидацией различных слоев общества, отмечается рост взаимной нетерпимости и неприязни. Возникают множественные конфликты в процессе общения между людьми, в том числе и в профессиональных коллективах. Это явление требует научного осмысления, особенно в армии, где мера ответственности исключительно высока, а особенности учебного процесса в военных вузах внутренних войск МВД России являются специфическими.

Для данного вида образовательных учреждений характерна строгая организационная структура, особые нормы и правила жизнедеятельности курсантов, определяемые уставами, приказами и распоряжениями, которые военнослужащий обязан выполнять точно и в срок. Это создает повышенную нагрузку на психоэмоциональную сферу, в результате чего могут возникнуть напряженные ситуации в системах «преподаватель - курсант», «командир -подчиненный», а также в системе взаимоотношений курсантов.

Военные вузы призваны воспитать в будущих офицерах позитивное отношение к конфликту как способу разрешения противоречий, сформировать умения своевременно и конструктивно урегулировать конфликтные ситуации или трансформировать их в возможность самосовершенствования и оптимизации взаимоотношений с окружающими людьми. Обучаясь в военном вузе, курсант не только получает профессиональную подготовку, но и социализируется. Продолжается формирование нравственного сознания, динамично развивается коммуникативная сфера личности, накапливается опыт поведения в конфликтных ситуациях. Как показывает практика, традиционные методы разрешения конфликтов, которые применяются в настоящее время -беседа, увещевание, наложение дисциплинарных взысканий, - не дают позитивных результатов: одни курсанты реагируют агрессивно, другие стремятся избегать конфликтов, что зачастую ведет к примитивному приспособленчеству. Суждения о конфликте, конфликтной компетентности, конфликтологической культуре носят формальный характер - конфликт не рассматривается как свобода личности. Курсанты зачастую не считают необходимым конструктивно разрешать противоречия, лежащие в основе конфликта.

Период обучения в военном учебном заведении является не только временем профессиональной подготовки будущего офицера, но и важным этапом социализации. В образовательном процессе интенсивно формируется нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, динамично развивается коммуникативная сфера личности, накапливается опыт поведения в конфликтных ситуациях. Также необходимо понимать, что курсант

в последующем - это офицер, а значит руководитель, командир, воспитатель. Совершенно очевидно, что в процессе его повседневной деятельности и делового общения могут возникать разные, в том числе и негативные, ситуации. Будущему офицеру придется работать с различными категориями подчиненных. Это могут быть и солдаты срочной службы, и военнослужащие по контракту. Некоторые из них могут быть значительно старше по возрасту. Кроме того, могут встретиться просто недисциплинированные и безнравственные люди. Офицеру, особенно начинающему, важно знать приемы и способы, которыми необходимо пользоваться при возникновении и разрешении конфликтных ситуаций. Более того, руководитель должен быть готов разобраться в обстановке, быстро найти единственно правильный способ преодоления деструктивной ситуации, не дав ей перерасти в конфликт.

Процесс предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в коллективе курсантов военного вуза напрямую связан с уровнем развития конфликтологической культуры военнослужащего. Важнейшей составляющей конфликтологической культуры являются умения по предупреждению и разрешению конфликтов.

В нашем исследовании конфликтологическая культура рассматривается как интегративное личностное образование курсанта военного вуза, специфическими характеристиками которого являются в когнитивной сфере -осмысление конфликта как позитивной ценности, осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; в эмоциональной -осуществление внутренней саморегуляции в конфликте; в поведенческой -наличие умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.

В ходе исследования было выявлено пять уровней данного личностного образования: элементарный, формальный, соблюдения нейтралитета, адекватный, оптимальный. Критерием для выделения уровней конфликтологической культуры выступает сформированность структуры отношения. Отношение имеет три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Каждый компонент характеризуется рядом показателей, которые свидетельствуют о сформированности той или иной стороны личностного образования.

Для определения степени сформированности уровней конфликтологической культуры курсантов было проведено исследование, суть которого состояла в том, чтобы определить уровень самооценки курсантами степени своей конфликтности по методике В.И. Ладанова. Исследованием были охвачены курсанты первого курса Пермского военного института внутренних войск.

Как выявило исследование, 58 % опрошенных показали среднюю степень конфликтности, 35 % - выраженную, 4,7 % оценили свой уровень конфликтности как высокий (рис. 1). В дальнейшем для определения реальной степени конфликтности было проведено исследование по тесту В.И. Андреева.

Исследование выявило, что только 12,6 % респондентов имеют уровень конфликтности ниже среднего, 41 % - средний и 43 % - выше среднего (рис. 2).

Экспериментальная группа

Контрольная группа

18 16 14 12 10 8 6 4 2

Высокая - не

I Выраженная

I умеренная -

I Низкая -2 че.

50 40 30 20 10 0

I Высокая - 6 чел. I Выраженная - 25 чел. Умеренная - 43 чел. I Низкая - 6 чел. Избегания - нет.

Рис. 1. Самооценка уровней конфликтности по методике В.И. Ладанова

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Рис. 2. Оценка уровня конфликтности экспертом по методике В.И. Андреева

Для выявления особенностей межличностных и межгрупповых отношений применялась социометрическая диагностика, которая определила социометрический статус каждого из членов коллектива, выявила так называемые неформальные группы и их лидеров, а также позволила определить взаимную неприязнь, которая в конечном итоге может привести к конфликту. С помощью социометрии была определена степень сплоченности коллектива и выявлен индекс конфликтности группы. Количественная обработка результатов проводилась табличным и графическим способом. Были построены три социоматрицы по каждому виду деятельности (учебной, служебной и неформального общения) и суммарная социоматрица.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил создать модель воспитательного процесса, направленного на формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, возникающие в коллективе курсантов военного института внутренних войск МВД России.

Данная модель представлена в виде блоков, в которых отражены этапы формирования умений предупреждать и разрешать конфликты посредством

реализации соответствующего содержания, форм и методов. Реализация разработанной модели способствовала формированию соответствующих уровней конфликтологической культуры курсантов военных вузов.

Внедрение представленной модели осуществлялось поэтапно, как при проведении занятий в блоке общих гуманитарных дисциплин в соответствии с учебным планом, так и посредством проведения факультативов. Кроме того, использовались часы, отведенные на информационно-воспитательную работу. В ходе воспитательного процесса мы исходили из убеждения, что воспитание должно носить системный, плановый характер и осуществляться постоянно, как во время учебной, так и в повседневной, служебной и культурно-досуговой деятельности.

Содержание работы заключалось в организации коллективной, служебной и досуговой деятельности с целью формирования конфликтологической культуры и коррекции конфликтогенных факторов общения. Предполагалось проведение тренингов конструктивного общения, направленных на выработку умений предупреждать и разрешать конфликты, моделировались конфликтные ситуации в целях закрепления выработанных навыков.

Следующим этапом проектирования явилось создание методической структуры воспитательных мероприятий. В основу занятий легли разработки А.С. Прутченкова, С.М. Емельянова, а также методические рекомендации военных психологов Е.В. Лапшина, Е.Е. Чапко.

В ходе реализации психологической составляющей воспитательного процесса учитывались данные, полученные в результате социометрического исследования, в ходе которого была проведена диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявлена социально-психологическая совместимость членов коллектива курсантов, формальные и неформальные лидеры, микрогруппы как с положительной, так и с отрицательной направленностью, определен социометрический статус и положение в коллективе отдельных курсантов. Дальнейшие исследования позволили определить уровень конфликтологической культуры курсантов, стратегию поведения в конфликте и их зависимость от особенностей, акцентуаций характера и темперамента личности. Мы сочли целесообразным провести дополнительные занятия и тренинги с курсантами, имеющими низкий социометрический статус и положение так называемых «отверженных» в курсантском коллективе. Кроме того, особое внимание также уделялось курсантам, которые являются так называемыми «неформальными лидерами с отрицательной направленностью». Были даны практические рекомендации командирам подразделений курсантов для проведения индивидуальной воспитательной работы с этой категорией подчиненных.

Таким образом, в процессе воспитания происходило формирование трех компонентов конфликтологической культуры: когнитивного, поведенческого (обучение позитивным способам взаимодействия в конфликте)

и эмоционального (расширение диапазона эмоциональных реакций, способности к эмпатии и рефлексии).

Процесс реализации модели воспитательного процесса, направленного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты, осуществлялся поэтапно. Применение определенных форм и методов воспитания на каждом этапе и позволило сформировать у курсантов определенные знания и умения и вывести их на новый, более высокий, уровень конфликтологической культуры.

На заключительном этапе экспериментальной работы решались следующие задачи:

- диагностировать характер межличностных и межгрупповых

отношений в курсантском коллективе и динамику их развития;

- определить уровни сформированности конфликтологической

культуры;

- выявить степень самооценки уровня конфликтности.

В целях определения адекватности оценки уровня собственной конфликтности и степени сформированности конфликтологической культуры было проведено исследование курсантов экспериментальной группы по методике В.И. Ладанова. По результатам исследования были получены следующие данные:

- 23 курсанта оценили собственный уровень конфликтности как

умеренный, или средний;

- 5 человек оценили собственный уровень конфликтности как

выраженный;

- 1курсант оценил собственный уровень конфликтности как высокий.

В дальнейшем для определения реальной степени конфликтности было проведено исследование оценки уровней конфликтности экспертом по тесту В.И. Андреева. В результате были получены следующие данные:

- высокий уровень конфликтности - 1 человек;

- выше среднего - 10 человек;

- средний уровень конфликтности - 17 человек;

- ниже среднего - 1 человек (рис. 3).

Самооценка уровня конфликтности. Оценка уровня конфликтности

25 20 15 10 5 ■ Умеренная конфликтность - 23 чел. ■ Выраженная конфликтность - 5 чел ■ Высокая -1 чел.

-

Иг» ^

0

20 15 10 5 0

Средний -17 чел. Выше среднего -10 чел Высокий - 1 чел. Ниже среднего - 1 чел.

Рис. 3. Самооценка и оценка уровня конфликтности в экспериментальной группе (конечный этап экспериментальной работы)

Как мы видим из представленных диаграмм, большинство курсантов стали более адекватно оценивать собственный уровень конфликтности, у обучаемых сложилась система взглядов на конфликт, понимание сути и природы возникновения конфликта, сформировался соответствующий уровень конфликтологической культуры.

В целях определения стратегии поведения в конфликте был проведен сравнительный анализ на начальном и конечном этапах исследовательской работы по методике К. Томаса. На начальном этапе экспериментальной работы тактику сотрудничества выбрали 4 человека, на конечном - 5 человек; компромисс - 11 и 13 соответственно. Тактику соперничества на начальном этапе работы выбрали 10 человек, на конечном - 5 (рис. 4).

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство курсантов стали более гибко выстраивать отношения друг с другом, терпимее относиться к окружающим, сочетать личные интересы с интересами других людей.

Начальный Конечный этап этап

■ Компромисс.

■ Сотрудничество.

■ Соперничество.

■ Приспособление.

■ Избегание.

Рис. 4. Стратегия поведения в конфликте по тесту К. Томаса (конечный этап экспериментальной работы)

В дальнейшем нам необходимо было выяснить, как изменились межличностные и межгрупповые отношения в коллективе курсантов, и определить их динамику. Для этого применялась социометрическая диагностика. Курсантам, как и на начальном, констатирующем, этапе, было предложено выбрать сослуживцев для осуществления трех различных видов совместной деятельности: учебной, служебной и неформального общения. Лимит выборов по каждому виду деятельности равнялся трем. Количественная обработка результатов проводилась табличным и графическим способом.

Полученные данные позволили отметить положительную динамику межгрупповых и межличностных отношений. Так, на начальном этапе экспериментальной работы в группу лидеров входило 4 человека, на заключительном этапе - 7. В группу так называемых «изолированных» на начальном этапе входило 6 человек, на конечном этапе работы - 4 человека. В группе «пренебрегаемых» на начальном этапе было 9 человек, на конечном

этапе экспериментальной работы данный показатель составил 6 человек. В группе «предпочитаемых» показатель остался на прежнем уровне - 12 человек. Количество взаимных отрицательных выборов снизилось с четырех на начальном этапе до двух на заключительном этапе экспериментальной работы.

Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе сложился достаточно благоприятный психологический климат. Сформировано активное ядро коллектива, которое оказывает положительное влияние на коллектив. Курсанты овладели оптимальным уровнем конфликтологической культуры. Конфликтные ситуации редки или случайны, а возникающие разрешаются в мягкой форме и с минимальными издержками. Будущие офицеры дорожат достоинством друг друга и коллектива в целом.

В контрольной группе на заключительном этапе экспериментальной работы были получены следующие результаты:

- «лидеры» - 4 человека, на начальном этапе - 4 человека;

- «пренебрегаемые» - 5 человек, на начальном этапе - 6 человек;

- «предпочитаемые» - 8 человек, на начальном этапе - 7 человек;

- «изолированные» - 10 человек, на начальном этапе - 8 человек.

Коэффициент сплоченности группы составил 57,7.

Индекс конфликтности составил 0,85.

Количество взаимных отрицательных выборов повысилось с одного на начальном этапе до четырех на заключительном этапе экспериментальной работы.

Результаты, полученные в контрольной группе, свидетельствуют о том, что за прошедший период межличностные и внутригрупповые отношения существенно не изменились, а по многим показателям ухудшились. Так, например, количество курсантов, имеющих низкий социометрический статус, выросло с восьми человек на начальном этапе исследования, до десяти на заключительном. Повысилось количество взаимных отрицательных выборов. Существенных изменений не произошло в кругу так называемых «лидеров» и «предпочитаемых». Все это говорит о том, что в данном коллективе курсантов сложились устойчивые микрогруппы, как с положительной, так и с отрицательной направленностью. Уровень сплоченности коллектива достаточно низкий, нет единого мнения по основным вопросам жизнедеятельности. Курсанты, имеющие низкий статус в коллективе, смирились со своим положением «пренебрегаемых» или «изолированных». В межличностном общении, как правило, они выбирают тактику приспособления или избегания. В таком коллективе не исключаются конфликтные ситуации, которые могут перерасти в затяжные или острые конфликты.

Таким образом, как мы видим из проведенного исследования, реализация модели воспитательного процесса, направленного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты, позволила нам получить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

положительную динамику взаимоотношений в экспериментальной группе. Курсанты получили необходимые знания о конфликте, научились регулировать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать возникающие конфликты. Данные социометрического исследования позволяют сделать вывод, что получена положительная динамика по всем основным показателям.

Список литературы

1. Андреев В.И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). - М.: Народное образование, 1995. - 208 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.

3. Григорьева Г.Е., Рогожникова Р.А. Конфликт в подростковом коллективе.

- Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2004.

4. Лапшин Е.В., Чапко Е.Е. Социально-психологический климат в служебных коллективах: метод. пособие / под общ. ред. М.И. Марьина.

- М.: ЦОКП МВД России, 2001. - 312 с.

5. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: метод. разработки занятий социально-психологического тренинга. - М., 1993.

6. Рогожникова Р.А., Давыдов Д.В. Формирование конфликтной компетентности у курсантов военных вузов // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 2.

7. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. -Калининград: Гос ун-т, 2002.

8. Щербакова О.И. Проблема развития конфликтологической культуры личности в образовании [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2008. - № 9 (сент.) - URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1274.htm (дата обращения: 25.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.