психологическая напряженность и конфликтология
УДК 81.1
I МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ I В КУРСАНТСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Н. Н. Саппа
В статье рассматривается ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие межличностных конфликтов в курсантской среде. Для уменьшения их воздействия необходимо включение в программу подготовки командиров курсантских подразделений, прикладных курсов по педагогике, психологии, конфликтологии; по обучению методикам эффективного разрешения конфликтов и их педагогической профилактики. Выявлено, что при развитии коммуникативной компетентности курсантов происходит существенное снижение уровня межличностных конфликтов.
Ключевые слова: аномия, курсантская среда, межличностные конфликты, педагогическая профилактика, вербальная агрессия, коммуникативная компетентность.
В периоды промышленных, экономических и социально-политических кризисов в обществе возникают особые социально-психологические состояния, которые Э. Дюркгейм назвал аномическими (от франц. anomie — отсутствие закона, организации). Когда государство и общество ослабляют свой контроль за поведением индивидов, отсутствуют общепринятые нормы и ценности, наблюдаются дезинтеграция и распад системы норм, их недостаточность, присутствуют равнодушие, отчужденность, агрессия и недоверие людей друг к другу, теряется стабильность социальных институтов '. В аномиче-ских состояниях общества на почве дистрессов возникает особый тип массового (и индивидуального) сознания (назовем его кризисным сознанием) с присущими кризису психологическими мотивациями и социальной активностью кризисного социума. Кризисное сознание как ощущение человеком общественного кризиса в ряде случаев ведет к изменению его психологических установок и, соответственно, к изменению поведения 2.
Практически непрерывно в последние 100 лет в Российской империи, в СССР и в постсоветских государствах происходят активные социальные изменения, сопровождающиеся экономическими и социально-политическими кризисами. В возникшем вследствие этого аномическом состоянии общества идет определенное ослабление правовых и социально-психологических механизмов его регуляции. Это наблюдается и в той соци-
альной группе, которая по поручению общества должна как поддерживать существующий правовой порядок, так и корректировать его в соответствии с социальными изменениями. Эта социальная группа состоит из людей, формирующих правила и законы общественной жизни, и тех, кто обязан поддерживать установленный в обществе правовой порядок. Указанные процессы неизбежно отражаются на профессиональных установках правоохранителей, в результате чего изменяется их система ценностей и мотиваций к выполнению служебных обязанностей, и в их среде распространяются указанные негативные социальные и психологические явления 3.
Формированию профессионализма, психологической устойчивости правоохранителей — актуальной проблеме современного общества — посвящено много работ 4, ряд из них касается воспитания профессиональных качеств еще на стадии обучения будущих офицеров. Специалисты-психологи и педагоги утверждают, что масштабные социально-экономические кризисы негативным образом влияют на уровень конфликтности и агрессии как в целом в обществе, так и в курсантской среде правоохранительных и военных вузов.
Нестабильность социально-экономической обстановки в обществе нередко вызывает у курсантов состояние тревожности, раздражительности и агрессивности, что приводит к различным по глубине и содержанию межличностным конфликтам 5. Однако это не единственная причина конфликтогенности в курсантской среде. Важные факторы — сложившаяся система преподавания и отношений в вузах указанного направления. В связи с этим необходимо выяснить природу конфликтов в курсантской среде и пути их преодоления.
По нашему мнению, основные внешние факторы, влияющие на развитие конфликтов в курсантской среде (наряду с социально-экономическим состоянием общества), — специфические особенности обучения будущих офицеров:
— относительная пространственная ограниченность жизнедеятельности и ограниченность разнообразия социальных связей курсантов в вузах системы МВД и в военных вузах;
— высокая интенсивность и нередко формализованный характер социального взаимодействия в курсантском коллективе;
— преимущественно административно-командный стиль взаимоотношений офицеров — командиров курсантских подразделений и преподавателей с курсантами.
К основным внутренним факторам, приводящим к межличностным конфликтам, следует отнести:
— личные антипатии и психологическую несовместимость с отдельными членами замкнутого коллектива;
— психологическую усталость от взаимодействия с ограниченным кругом людей;
— низкую культуру общения и взаимоотношений;
— психологические особенности юношеского возраста — борьба за престиж и влияние в коллективе, маскулинность поведения.
Все перечисленные факторы способствуют повышению агрессии и низкому уровню толерантности большинства курсантов.
Разумеется, управленческая деятельность командиров курсантских подразделений и преподавателей вузов предусматривает в качестве одной из функций предупреждение возникновения межличностных конфликтов в курсантских подразделениях и устранение конфликтных ситуаций. Анализ практической деятельности показывает, что офицеры часто формально выполняют свои управленческие функции, действуя исключительно административно-командными методами. Нередко наблюдается их пассивность в изучении индивидуальных особенностей курсантов и характера отношений в коллективе, слабое знание положения дел в подчиненных им подразделениях.
Далеко не всегда командиры курсантских подразделений обладают достаточной педагогической и психологической подготовкой, необходимой для работы в молодежных коллективах. Этим объясняются и серьезные ошибки в деятельности многих командиров, связанные с организацией педагогической профилактики конфликтов, которая может содержать систему мероприятий, направленных на устранение причин, приводящих к возникновению межличностных конфликтов или конфликтных ситуаций. А также мероприятий, направленных на формирование мировоззренческих и целевых установок, на развитие (с помощью педагогических технологий) толерантности и конфликтологической компетенции курсантов, сплочение их в подразделениях, что должно способствовать конструктивному решению конфликтов в курсантской среде 6.
Эффективная педагогическая профилактика конфликтов в курсантской среде возможна лишь при условии сформированной мотивационной готовности офицеров к педагогической профилактике межличностных конфликтов среди курсантов, при повышении профессионально-педагогического мастерства офицеров в разрешении и профилактике конфликтов в курсантских подразделениях. Это указывает на необходимость включения в программу командирской подготовки офицеров в вузах МВД и военных вузах специальных прикладных курсов по педагогике, психологии, конфликтологии; особо следует обратить внимание на формирование и внедрение в практическую деятельность офицеров-командиров курсантских подразделений про-
грамм и методик эффективного разрешения и педагогической профилактики конфликтов среди курсантов.
Анализ конфликтов в курсантской среде позволяет разделить их на две группы:
— связанные с нарушением дисциплины и правил распорядка курсантами;
— межличностные (между курсантами, их командирами и преподавателями).
Обычно дисциплинарные конфликты устраняются дисциплинарным наказанием, соответствующим тяжести нарушения, о чем известно нарушителю заранее. Профилактика конфликтов подобного рода — преподавание норм и требований, предъявляемых к курсантам.
Для профилактики межличностных конфликтов необходимо проведение различных организационных действий по ослаблению внешних и внутренних конфликто-генных факторов, перечисленных выше. Практически во всех ситуациях, когда обычное недоразумение в межличностном общении переводится в конфликтное поле, общей особенностью таких коммуникаций является склонность оппонентов к агрессии. В психологических словарях агрессия (от лат. ১ге88ю — нападение) трактуется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)7. В качестве одного из распространенных видов агрессии выделяют вербальную: выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).
В условиях аномии агрессивность (как составляющая кризисного сознания) является распространенной формой реакции на неблагоприятную и враждебную окружающую социальную среду. В данном случае агрессивность — это устойчивая характеристика и качество личности, отражающие ее склонность к поведению, цель которого — причинение вреда объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), что наносит им физический ущерб, оскорбление лиц, не желающих подобного обращения, что вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.). С этих позиций агрессивные действия рассматриваются как:
— средства достижения какой-либо значимой цели;
— способ психической разрядки в виде проявления негативного психоэмоционального состояния, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
— удовлетворение потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивные действия можно описать, опираясь на некоторые шкалы: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая, основной из которых является шкала «физическая агрессия — вербальная агрессия» 8. В организованных коллективах, к которым относятся и курсантские подразделения, физиче-
скую агрессию обычно квалифицируют как дисциплинарное нарушение. Физической агрессии в межличностном конфликте среди курсантов нередко предшествует агрессия вербальная, в том или ином виде она является тем самым фактором, который переводит выяснение возникшего межличностного недоразумения в конфликтное взаимодействие.
Лингвист и педагог Ю. В. Щербинина отмечает сложность определения понятия вербальная (языковая) агрессия, полагая, что «данный феномен нельзя считать единственной формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применительно к разным речевым действиям, очень неоднородным по мотивации, ситуациям проявления, формам словесного воплощения» 9. Другие определения языковой агрессии исходят из понимания ее как многоаспектного явления, включающего психологические, социальные и политические составляющие.
В психологии вербальная (или языковая) агрессия рассматривается как использование языковых средств для выражения негативных эмоций неприязни, враждебности по отношению к кому-либо или чему-либо, как определенная манера речи, оскорбляющая чье-то самолюбие или достоинство. Некоторые исследователи рассматривают вербальную агрессию в ракурсе коммуникативного поведения, связывая это явление с определенным психологическим состоянием адресанта. С этой точки зрения речевая агрессия — установка человека на антидиалог. Данный тип речевого поведения характеризуется двойной позицией. С одной стороны, это сознательная ориентация адресанта на субъектно-объектный тип отношений (прагматический вектор), который может быть выражен как через содержание высказывания, так и через деструктивные формы речевого поведения. С другой стороны, в агрессивном общении (вне зависимости от типа коммуникации) обязательно присутствует выражение негативного отношения к адресату либо к предмету речи (аффективный вектор) 10.
В речевом поведении вербальная агрессия направлена на:
— явное и настойчивое навязывание собеседнику определенной точки зрения;
— неаргументированное или недостаточно аргументированное, открытое или латентное вербальное воздействие на адресата, в целях изменения его ценностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. п.) или поражения в полемике;
— умышленную нацеленность на оскорбление или негативное влияние в целях причинения вреда собеседнику или другому лицу.
По своей интенциональной направленности акт вербальной агрессии является девиантным действием: он нарушает границы нормативной вербальной коммуникации, создает конфликтные отношения и провоцирует их дальнейшую эскалацию. Ситуация усугубляется тем, что акты вербальной агрессии происходят на психологическом фоне социальной аномии общества. Подобные девиации наблюдается в коммуникативном поведении курсантов военных вузов и вузов системы МВД.
Так, в межличностном и групповом общении курсантов часто присутствуют языковая агрессия, жаргонные выражения, языковые штампы —все это на фоне несоблюдения этических и коммуникативных норм 11. В разных ситуациях межличностного взаимодействия встречается и агрессивное сквернословие — форма речевого поведения, направленая на оскорбление или причинение вреда другому человеку.
По нашему мнению, интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения в процессе обучения курсантов в состоянии преодолеть указанное девиантное психоэмоциональное состояние и снизить уровень конфликтности в их среде. На одно из направлений этой деятельности мы указывали выше: необходимо повышение профессионально-педагогического мастерства командиров курсантских подразделений и преподавателей в военных вузах и вузах МВД по разрешению и профилактике конфликтов в курсантской среде.
Развитие коммуникативной компетентности будущих офицеров должно способствовать снижению уровня конфликтности среди курсантов. Одновременно с этим деятельность по развитию у курсантов навыков общения при решении коммуникативных задач различного характера и в различных ситуациях находится в русле трансформации стратегии деятельности правоохранителей в демократическом обществе с карательной на сервисную службу по предоставлению правозащитных услуг населению. Именно в рамках этого учебного направления на учебных занятиях и психологических тренингах с курсантами и офицерами-воспитателями полезно проводить работу по преодолению склонности к языковой агрессии.
Подготовить специалиста-полицейского, способного к эффективной коммуникации с населением, — одна из актуальных задач современного профессионального образования. Реализация данной задачи требует комплексных изменений в организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Развитие коммуникативной компетентности будущих правоохранителей должно обеспечиваться учебными методиками и формами организации учебно-воспитательного процесса, проверенными временем, а также рядом инновационных учебных программ, внедряемых в последнее время. Укажем лишь немногие учебные программы и дисциплины, использование которых поспособствует формированию стойких навыков коммуникации с разными аудиториями, умений публичных выступлений, ведения беседы, способности слушать в ситуации диалога, что снизит конфликтогенность в курсантской среде. Это «Риторика», «Ораторское искусство» с включением тем «Искусство самопрезентации», «Взаимодействие оратора и аудитории», курс-тренинг «Основы толерантных отношений», психологический тренинг «Профессиональная коммуникация», видеотренинги, раскрывающие особенности поведения курсанта и его коммуникативные навыки.
Проведенный нами анализ возникновения конфликтов в курсантской среде и возможных путей их преодоления и предупреждения позволяет сделать следующие выводы:
1. В настоящее время ведущим внешним фактором, влияющим на развитие конфликтов в курсантских подразделениях и в обществе в целом, является его аномическое состояние, обусловленное длительными социально-экономическими кризисами. Повышению агрессивности и низкому уровню толерантности среди курсантов способствуют специфические особенности обучения в вузах МВД и военных вузах, приводящие к межличностным конфликтам.
2. Повышенным уровнем конфликтности в курсантской среде обусловлено и повышение требований, предъявляемых к качеству педагогической и психологической работы командиров курсантских подразделений. В программу их подготовки необходимо включение специальных прикладных курсов по педагогике, психологии, конфликтологии, по обучению методикам эффективного разрешения конфликтов и их педагогической профилактики.
3. В основе межличностных конфликтов среди курсантов лежит вербальная агрессия, которая по своей ин-тенциональной направленности является девиантным действием: она нарушает границы нормативной вербальной коммуникации, создает конфликтные отношения и провоцирует дальнейшую эскалацию конфликта. Организационный и интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения позволяет в процессе подготовки курсантов существенно снизить и преодолеть указанное девиантное психоэмоциональное состояние, снизить уровень конфликтности в их среде. Этому должно содействовать развитие коммуникативной компетентности курсантов, которое обеспечивается учебными методиками и формами организации учебно-воспитательного процесса, проверенными временем, а также инновационными учебными программами.
1 Бачинин В. А. Социология. Три курса лекций студентам-юристам. Харьков, 2003. С. 223-225.
2 Саппа Н. Н. Социальная аномия и кризисное сознание: отражение в стихах о Гражданской войне в России // Трагиче-
ские контексты отечественной культуры ХХ века и современность (к 95-летию начала Гражданской войны) : мат-лы между-нар. науч.-практ. конф. (26 ноября 2013 г.) Симферополь, 2014. С. 56-60.
3 Шеховцова Е. В. Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 8-11.
4 Приходько И. И. Психологическая безопасность личности специалиста экстремального вида деятельности: концепция, трансформационная модель, психологические механизмы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. СПб., 2013. № 4. С. 88-95 ; Ластовец И. В., Жданова И. В. Особенности личностного развития курсантов МВД и психологические условия его гармонизации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №3. С. 20-22.
5 Осипов С. А. Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с. ; Исаева И. С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2008. 20 с.
6 Синеок В. В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 19 с. ; Караваев А. Ф. Профилактика конфликтов и способы разрешения конфликтных ситуаций в служебном коллективе // Профессионал. 2015. № 6(128). С. 16-22 ; Мальцева Т. В. Подходы к преодолению внутриличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 72-76 ; 2014. № 2. С. 69-72.
7 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003. С. 19.
8 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001. С. 30.
9 Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М., 2006. С. 14.
10 Глебов В. В., Родионова О. М. Особенности речевой агрессии. URL: http://www.rost-prof.ru/union/partners/rudn/ articles/agr.html (дата обращения: 20.10.2015).
11 Изучение агрессивности и враждебности у курсантов военного вуза / В. С. Елагина [и др.]. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=17902 (дата обращения: 20.10.2015).