УДК 378.635.5
Г. В. Воробьев, С. А. Дочкин, С. В. Костарев, Е. А. Рябоконь
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
В настоящее время с учетом реформирования и дальнейшего развития Вооруженных Сил РФ перед современной системой военного образования России стоит проблема ее совершенствования, основной целью которой продолжает оставаться подготовка военного специалиста-профессионала, офицера ВС РФ, способного выполнять боевые и учебные задачи повседневной деятельности войск, руководить боевой подготовкой подчиненных, правильно строить воспитательную работу с ними, при этом постоянно профессионально совершенствоваться, углублять свои военно-специальные и педагогические знания, повышать культуру и методическое мастерство. Российский офицер всегда являлся и является носителем идеи служения своему отечеству, верности воинскому долгу, духовным и боевым традициям армии и флота, именно офицер формирует у своих подчиненных чувство любви и уважения к Родине, ее прошлому и настоящему, гордости за принадлежность к ВС РФ. Вследствие этого, уже на первых этапах подготовки офицера особое внимание следует уделять формированию у него компетентностей, связанных с профессионально-педагогической деятельностью в условиях военной службы.
Однако анализ отзывов из войск показывает, что значительная часть выпускников военных вузов недостаточно подготовлена к работе с личным составом. В более чем 82% случаев отмечаются следующие характерные недостатки: низкий уровень психолого-педагогических и методических знаний, умений, навыков; трудности в практической деятельности по организации индивидуально-воспитательной работы; отсутствие интереса к воспитательной работе с подчиненным личным составом; неспособность правильно выстроить взаимоотношения с подчиненными; просчеты в дисциплинарной практике, неумение планировать систематическую работу по поддержанию уставной воинской дисциплины и правопорядка в подразделении, вести профилактику правонарушений, а зачастую - и низкий уровень личной дисциплинированности; трудности в вопросах сплачивания воинских коллективов, особенно многонациональных.
Полученные результаты свидетельствуют о недостатках в подготовке будущих офицеров по выделенному направлению по причине традиционной недооценки необходимости неотъемлемой части профессиональной подготовки будущих военных специалистов - углубленной профессионально-пе-
дагогической подготовки курсантов военных вузов. Ошибочно считается, что педагогом может стать любой командир и без специальных знаний. В настоящее время в военных вузах отсутствует комплексная система подготовки офицеров к будущей педагогической деятельности с военнослужащими; психолого-педагогическая подготовка преподавательского состава военных вузов оставляет желать лучшего и, следствие этого, - ориентация самих курсантов на повышение уровня своего педагогического мастерства является достаточно слабой. Таким образом, существующая система подготовки офицеров недостаточно учитывает новые тенденции и требования к подготовке военных кадров, что требует внесения определенных изменений в организацию и осуществление воспитательно-образовательного процесса военных вузов.
В подтверждении данного вывода свидетельствуют следующие данные опроса, проведенного в военном училище связи в течение последних двух лет: не смогли ответить на вопрос о сущности профессионально-педагогической подготовки — 74,5% опрошенных курсантов, охарактеризовать структуру и содержание данного процесса - затруднились около 65%, назвали лишь отдельные элементы профессионально-педагогической подготовки — 12,7% респондентов, только 5-7% курсантов первых курсов и 32-34% курсантов выпускных курсов считают, что профессионально-педагогическая подготовка необходима для их дальнейшей военной профессиональной деятельности в войсках, а 41,5% опрошенных хсурсантов считают, что им достаточно общих знаний основ военной педагогики и психологии, приобретаемых в процессе обучения в военном вузе.
В контексте нашего исследования под профессионально-педагогической подготовкой курсантов военных вузов будем понимать комплекс целенаправленных педагогических воздействий руководящего, командного и педагогического составов, офицеров воспитательных структур, согласованных по содержанию, методике, организации и направленных на формирование у курсантов педагогических знаний, умений, навыков, педагогических качеств, навыков и умений решения военно-педагогических задач.
Основу содержания профессионально-педагогической подготовки курсантов, на наш взгляд, составляют: необходимая организация воспитательно-образовательного процесса в военном вузе; вооружение курсантов знаниями основных закономерностей, принципов, методов обучения и воспитания своих подчиненных; особенностей педагогического процесса, осуществляемого в воинской части, подразделении; особенностей формирования воинского коллектива; формирование у курсантов первичных умений и навыков подготовки и проведения учебных занятий, мероприятий воспитательного характера; владения диагностическими методиками изучения личности подчиненного и воинского коллектива; анализа педагогических ситуаций;
выбора оптимальных приемов и средств педагогического воздействия для успешного решения учебно-воспитательных задач и др.
В соответствии с этим сущность профессионально-педагогической подготовки курсантов заключается в том, что этот процесс начинается с первых дней обучения курсанта в вузе, протекает непрерывно и последовательно проходит в своем развитии неразрывно связанные между собой определенные этапы, причем, каждый предшествующий этап создает основу для последующего.
Одним из подходов к разрешению данной проблемы в целях совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров в высшей военной школе является использование в воспитательно-образовательном процессе вуза педагогических условий профессионально-педагогической подготовки курсантов, к которым мы относим: психолого-педагогическое сопровождение профессионально-педагогической подготовки курсантов в вузе; реализацию модели профессионально-педагогической подготовки курсантов; интеграцию воспитательно-образовательной среды вуза.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-педагогической подготовки курсантов в вузе заключается в умении преподавателей и офицеров воспитательных структур и подразделений целенаправленно и планомерно использовать свои психолого-педагогические знания при организации и управлении процессом профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Такое сопровождение предполагает рассматривать военный вуз как педагогическую систему, имеющую свои цели, задачи, содержание, структуру, контингент курсантов, руководящего и преподавательского состава, офицеров воспитательных структур и подразделений, а также имеющую свои особенности организации воспитательно-образова-телыюго процесса.
Результативное психолого-педагогическое сопровождение профессионально-педагогической подготовки курсантов предполагает активное участие психологов и соответствующих должностных лиц в разрешении возникающих проблем в коллективах (сплочение коллектива, психологической совместимости, лидерства, соотношения официальной и неофициальной структур коллектива, стиля руководства и др.).
Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-педагогической подготовки курсантов в вузе, на наш взгляд, может осуществляться как в прямых формах психологической помощи, в виде психологического консультирования, коррекции, профилактики, так и опосредованно через организацию воспитательно-образовательного процесса ввуза, например, применения индивидуализированного обучения, формирования структуры межличностных отношений и др.
Второе условие - реализация модели профессионально-педагогической подготовки курсантов - позволяет наметить наиболее оптимальный путь в
содержании воспитательно-образовательного процесса ввуза с целью совершенствования целостной профессиональной подготовки будущих офицеров. Это условие проявляется через преемственность всех этапов профессионально-педагогической подготовки курсантов, интеграцию учебных дисциплин на базе единства решаемых задач, переходу от узкопредметных форм обучения к взаимосвязанному широкому комплексу, посредством использования междисциплинарных связей и др.
Создание данной модели позволит сформировать четкое представление о целостном содержании профессионально-педагогической подготовки курсантов, ее внутренней структуре, взаимосвязи и взаимозависимости элементов, интегрировать в единое целое всю информацию об отдельных сторонах воспитательно-образовательного процесса военного вуза и профессиональной подготовки курсантов, обеспечить возможность для систематизации необходимого материала и выделить необходимую траекторию реализации данной подготовки.
Разрабатывая модель профессионально-педагогической подготовки курсантов, на наш взгляд, необходимо установить взаимосвязи между каждым компонентом модели и каждым конкретным этапом профессионально-педагогической подготовки курсантов, зафиксировать определенную последовательность изменений на каждом этапе профессионально-педагогической подготовки курсантов, которая кратчайшим путем ведет будущего специалиста к главной цели.
Каждый этап профессионально-педагогической подготовки курсантов, по нашему мнению, имеет свои цели (социальные, психологические, дидактические и воспитательные), функции (обучающие, развивающие, воспитывающие), промежуточные и конечные результаты, к достижению которых необходимо стремиться курсантам в процессе овладения профессией.
Так, цели первого этапа профессионально-педагогической подготовки курсантов: способствовать адаптации курсантов к военному вузу, формированию профессионально важных качеств младшего командира (командира отделения, заместителя командира взвода), обеспечить преемственность общеобразовательной и фундаментальной подготовки, формировать ответственное отношение к обучению в военном вузе, выполнению воинских обязанностей, способствовать развитию положительного эмоционального отношения к профессии военного. Цели второго этапа профессиональнопедагогической подготовки курсантов: осуществлять готовность курсантов к выполнению обязанностей командира взвода, способствовать совершенствованию личностных и профессионально важных качеств командира отделения, формированию на их основе личностных и профессиональных качеств командира взвода; обеспечить преемственность фундаментальной и общепрофессиональной подготовки, продолжить формирование ответственного отношения к обучению в военном вузе, выполнению воинских
обязанностей, воспитывать положительное эмоциональное отношение к профессии военного инженера. Цели последнего, третьего этап профессионально-педагогической подготовки курсантов: осуществлять готовность курсантов к профессиональной деятельности, способствовать совершенствованию личностных и профессионально важных качеств командира взвода, формированию личностных и профессиональных качеств командира роты, обеспечить преемственности общепрофессиональной подготовки и подготовки по должностному предназначению, способствовать формированию ответственного отношения к выполнению обязанностей по должностному предназначению, воспитывать положительное эмоциональное отношение к профессии военного инженера по эксплуатации средств связи.
Среди функций профессионально-педагогической подготовки курсантов, на наш взгляд, следует выделить обучающие, развивающие и воспитывающие. На первом этапе профессионально-педагогической подготовки курсантов обучающие функции заключаются в формировании фундаментальных знаний, умений, навыков, формировании навыков командира отделения. Развивающие функции проявляются через развитие у курсантов волевых процессов, творческого осмысления фундаментальных знаний, умений, навыков, творческого мышления, профессионально важных качеств младшего командира. Воспитывающие функции заключаются в формировании положительного отношения курсантов к профессии военного. На втором этапе профессионально-педагогической подготовки курсантов обучающие функции направлены на формирование и развитие у курсантов общепрофессиональных знаний, умений, навыков, формирование навыков командира взвода. Развивающие функции заключаются в развитии творческого осмысления общепрофессиональных знаний, умений, навыков, общепрофессионального мышления, профессионально важных качеств командира взвода. Воспитывающие функции направлены на формирование осознанного отношения курсантов к профессии военного инженера. На последнем этапе профессионально-педагогической подготовки курсантов обучающие функции проявляются через формирование у курсантов специальных знаний, умений, навыков, формирование навыков командира роты. Развивающие функции направлены на развитие профессионального мышления, творческого осмысления профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств командира роты. Воспитывающие функции направлены на формирование положительного отношения к обучению в военном вузе, осознанного отношения к профессии военного инженера по эксплуатации средств связи, творческого отношения к профессиональной деятельности.
Каждый этап профессионально-педагогической подготовки курсантов имеет свой результат. Результатом первого этапа профессионально-педагогической подготовки курсантов по нашему мнению следует считать: овладение
курсантами фундаментальными знаниями, умениями, навыками, навыками младшего командира, наличие профессионально важных качеств младшего командира. Результатом второго этапа профессионально-педагогической подготовки курсантов - овладение курсантами общепрофессиональными знаниями, умениями, навыками, а так же овладение курсантами навыками командира взвода, наличие профессионально важных качеств командира взвода. Результат третьего этапа совпадает с результатом всего процесса профессионально-педагогической подготовки курсантов, а именно, - сфор-мированность профессионально важных знаний, умений, навыков, навыков командира роты, наличие профессионально важных качеств командира роты.
Интеграция воспитательно-образовательной среды вуза, как третье педагогическое условие профессионально-педагогической подготовки курсантов вузов обеспечивает педагогически целесообразное взаимодействие руководящего, командного, преподавательского составов, офицеров воспитательных структур и курсантов.
При этом, интеграция среды нами понимается как целостное объединение ее функций и возможностей: удовлетворение информационно-образовательных и коммуникативных потребностей курсантов; удовлетворение социокультурных потребностей курсантов, удовлетворение потребностей курсантов в усвоении норм, идеалов; удовлетворение потребности курсантов в самоактуализации и др.
В отличие от гражданских вузов, организация и состояние воспитательно-образовательного процесса военного вуза характеризуются большей степенью погружения обучающихся в среду вуза.
Курсант в стенах своего вуза проводит практически все свое время, находясь в замкнутом педагогическом пространстве. Это накладывает определенные требования к организации воспитательно-образовательной среды вуза, проектированию ее содержания и формам жизнедеятельности.
Мы считаем, что успешная интеграция воспитательно-образовательной среды вуза зависит от многих факторов: наличия достаточной профессиональной компетентности руководящего, командного и педагогического составов, офицеров воспитательных структур, высокой сформированное™ у них профессиональных качеств, наличие достаточного уровня психологопедагогической подготовленности к работе с личным составом; развитости коммуникационных способностей и др.
Таким образом, основной целью профессионально-педагогической подготовки курсантов военного вуза является формирование у них целостного понимания всей образовательной деятельности с включением в нее разобщенных компонентов научных знаний, позволяющей им выполнять в будущей военно-профессиональной деятельности воспитательно-педагогические функции с учетом современных требований к военнослужащим ВС РФ.
С организационно-педагогической точки зрения реализация целей профессионально-педагогической подготовки курсантов заключается в изменении подходов в организации усвоения учебного материала, основанного на использовании системного подхода в обучении, создании оптимальных условий реализации каждым обучающимся своих потенциальных возможностей, комплексном использовании учебных задач, ориентированных на использование педагогических и воспитательных навыков в будущей воинской профессиональной деятельности. С социальной точки зрения цель профессионально-педагогической подготовки курсантов состоит в целенаправленном формировании у них комплекса профессионально-направленных психолого-педагогических компетентностей, позволяющих будущему офицеру быстро адаптироваться в социальной среде и наиболее полно использовать свой интеллектуальный и профессиональный потенциал на пользу общества и армии. С дидактической точки зрения цель профессиональнопедагогической подготовки - решение проблем подготовки будущего военного специалиста, командира подразделения в области воспитания с учетом современных требований к ВС РФ в период перехода на новые принципы комплектования и традиционно сложившейся предметной системы подготовки курсантов в военном вузе, путем выделения и внедрения комплекса педагогических условий в воспитательно-образовательный процесс.
В качестве основы исследования проблемы профессионально-педагогической подготовки курсантов военных вузов мы выделяем: направленность содержания, форм организации, методов и средств обучения на конечную цель воспитания будущего офицера как гражданина, патриота, военного профессионала и высоконравственную личность; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в воспитательном процессе, обеспечивающего соответствие создаваемых условий для воспитания и самовоспитания, педагогических воздействий всех видов учебной и служебной деятельности индивидуальным особенностям курсантов военного вуза; комплексный подход к воспитательному процессу на уровнях преподавательского состава военно-специальных, социально-экономических, гуманитарных и технических дисциплин, командиров курсантских подразделений, офицеров управления военного вуза, офицеров —воспитателей, обеспечивающий решение задач профессионально-педагогической подготовки курсанта ввуза; соответствие структуры и содержания воспитательно-образовательного процесса ввуза, видов служебной деятельности структуре и содержанию будущей педагогической (воспитательной) деятельности будущего офицера в войсках, т. е. соответствие модели подготовки специалиста модели его педагогической деятельности в будущей профессиональной деятельности.