№ 292
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сентябрь
2006
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.9:355
А.Ф. Караваев
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
Обсуждаются проблемы психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в вузе как средства повышения эффективности подготовки будущих офицеров МВД, сущность, содержание, задачи и конкретные направления психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Как известно, личность человека (а офицера, как представителя государства, в первую очередь) должна обладать высоким развитием всех ее сторон: физической, психологической, духовной, социальной, нравственной, эстетической. К. Маркс писал, что цель должна заключаться в том, чтобы формировать человека «со всем... богатством его существа... всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях...» [1. С. 122-123]. Соответственно этому в вузах МВД России организуются различные виды воспитательной деятельности: идейно-политическое, нравственное, физическое, эстетическое, правовое воспитание и др.
Однако всестороннее развитие личности офицера не означает одинакового, равного развития всех его сторон и способностей. Речь должна идти об определенном, гармоничном их сочетании. Представление о всесторонности, понимаемой как соразмерное развитие всех сторон личности без учета необходимости формирования и удовлетворения доминирующих ее способностей и стремлений, означает не гармоничность, а прямую дисгармонию, ведущую не к расцвету личности, а к стиранию ее индивидуальности, к конформизму.
Известно, что у каждого человека в процессе его формирования и развития обычно выделяются доминирующие качества, склонности к определенному виду деятельности, которые и должны определять его жизненный путь. Выбор юношей профессии офицера, устойчивость мотивов профессиональной деятельности и обусловливают такую доминанту у курсанта как будущего офицера. При этом исследователями установлено, что данная доминанта «не вытесняет другие способности человека, а организует и объединяет их вокруг себя, как своеобразный лидер. Следовательно, это не ставит предела гармоничному развитию личности курсанта, а способствует ему...» [2. С. 50-52].
Сочетание профессионального образования с овладением основами фундаментальных наук, литературы, искусства и др. - в этом состоит закономерная зависимость формирования гармонично развитой личности офицера. В свое время очень хорошо понятие «культурный человек» охарактеризовал А.В. Луначарский: «Человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории и т.д., - действительно
образованный человек. Он действительно идет к идеалу всеведения. Но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему. Он должен иметь свою специальность, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой круг познаний. Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой... Всякий человек должен знать основы всех наук и всех искусств. Будь вы сапожник или профессор химии, если у вас закрыта душа к любому из искусств, - значит, вы урод, такой же, как если бы у вас не было одного глаза или если бы были глухими» [3. С. 62].
Что же такое гармонично развитый человек? Представляется возможным определить это так. Это индивид, личность, воплощающий в себе наиболее полное и оптимальное умственное (духовное), политехническое (служебно-профессиональное), физическое развитие; это человек, обладающий научным мировоззрением, органически усвоивший нормы общечеловеческой морали, высокую эстетическую культуру; это человек, овладевший научно-специальными знаниями, навыками и умениями, чередующий умственную, специфическую и физическую деятельность; наконец, это индивид, достигший разностороннего и пропорционального физического развития.
Исследование проблемы психолого-педагогическо-го обеспечения (ППО) учебно-воспитательного процесса (УВП) в вузе как средства повышения эффективности подготовки будущих специалистов обусловлено следующими обстоятельствами:
- в условиях реформирования МВД, размывания профессионального «ядра», оттока ведущих специалистов из ОВД педагогическая реформа высшей школы МВД России требует повышения качества образования. Именно это придает ППО УВП в вузах перестроечную функцию в подготовке курсантов как будущих офицеров МВД;
- усилия педагогической мысли последних лет сосредоточены на создании и совершенствовании такой концепции подготовки офицерского состава, которая опиралась бы на закономерности формирования личности и учитывала специфику профессиональной де-
ятельности современного офицера. Характерной чертой данной концепции выступает личностно-социально-деятельностный подход, который диалектически сочетает классическое и современное, только что народившееся в обучении и воспитании. В данном случае ППО УВП основано на таком подходе, поскольку подготовка курсантов должна осуществляться «в органической взаимосвязи с целостным формированием личности, с учетом всех ее личностных свойств и качеств, установок и мотивов, потребностей, идеалов, опыта и качества, опыта жизни, знаний, навыков, умений и т.п.» [4. С. 52];
- педагогика высшей школы «привыкла обходиться без глубокого психологического анализа педагогических явлений, психологии личности, коллектива. Психология, в свою очередь, отмежевалась от фундаментальных проблем педагогики. В результате дидактика высшей школы не имеет достаточно научной основы в виде психологической теории обучения» [5. С. 42].
Исследование проблемы ППО УВП в вузе диктуется логикой развития психолого-педагогической науки и основывается на результатах работ педагогов, психологов и социологов. Педагогический анализ истории развития и современного состояния педагогических исследований, связанных с проблематикой повышения качества обучения и воспитания курсантов в вузе, выявление степени соответствия полученных в исследованиях результатов подлинным запросам практики свидетельствуют о наличии серьезных противоречий, среди которых мы выделяем следующие:
1) противоречие между научным характером методологического обоснования статуса ППО УВП в вузе на гносеологическом и мировоззренческом уровнях и отсутствием современной концептуально связанной системый психологических понятий, отраженных в категориальном и терминологическом аппарате;
2) противоречие научно-содержательного уровня между закономерностями и принципами педагогического процесса в высшей школе, имеющими под собой психологическую основу, и степенью их отражения в теории и практике подготовки будущего современного офицера в высшем учебном заведении МВД России;
3) противоречие логико-гносеологического и содержательного уровня между современными достижениями психологической теории по формированию личности офицера и практической деятельностью в обучении и воспитании курсантов как будущих офицеров.
Исходя из этого, в вузах необходима педагогическая ориентировка на характерные стороны личности курсанта, которые формируются в процессе его деятельности и общения. Офицеру как «государственному человеку» должна быть присуща содержательная совокупность личностных, деятельностных, профессионально значимых и социально-политических качеств, характеризующая его как гражданина общества и специалиста профессии.
Следовательно, вуз как кузница офицерских кадров должно строить свою деятельность по их подготовке не только в плане обучения и воспитания курсантов, но их развития и психологической подготовки, т.е. в рамках всего педагогического процесса выс-
шей школы. Отсюда вытекает необходимость педагогической деятельности вуза по психолого-педагогичес-кому обеспечению учебно-воспитательного процесса. К мотивам такой деятельности можно отнести:
- стремление устранить существующее несоответствие уровня развития личности офицера современным требованиям демократизирующегося и гуманизирующегося общества;
- побуждение усилить роль качественных параметров в общей и профессиональной подготовке офицера при обучении его в вузе;
- необходимость поднять престиж профессии офицера как гражданина России.
Известно, что офицер как специалист и как личность формируется в вузе и развивается в процессе его службы и дальнейшего профессионального становления. Процесс ППО УВП в вузе в настоящее время не в полной мере эффективен и нуждается в перестройке своего содержания, организации и методики. Данный процесс в вузе может быть оптимально действенным, если он являет собой развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, которая:
а) в качестве педагогических условий повышения своей эффективности имеет гуманитаризацию профессионального обучения курсантов, индивидуализацию их воспитания, демократизацию педагогического общения в вузе;
б) основана на комплексном подходе к изучению и учету индивидуальных особенностей курсанта как личности;
в) охватывает все основные стороны деятельности и общения курсанта в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом личностных сторон курсантов и педагогов;
г) реализуется при последовательном, учебно-воспитательном взаимодействии педагога и курсанта, основанном на личностно-деятельностном подходе и направленном на разрешение противоречий, имеющих место в процессе формирования личности будущего офицера при подготовке его в вузе.
Предполагается, что такая система позволит существенно перестроить процесс ППО УВП в вузе и в значительной мере повысит эффективность и качество данного процесса. Вместе с тем возможно выявление педагогических тенденций непрерывного психологопедагогического обеспечения деятельности офицера в процессе его службы и дальнейшего профессионального образования.
Сущность, содержание и задачи психолого-педаго-гического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Как известно, руководство учебно-воспитательным процессом вуза - это «планомерное воздействие на его содержание, структуру и предпосылки подготовки специалистов, отвечающих всем требованиям» [6. С. 36]. В условиях вуза педагогическое руководство «осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровне» [7. С. 59]. Следовательно, психологически и педагогически обеспечить УВП - значит создать оптимальные внешние и внутренние условия для успешного формирования курсанта как будущего офице-
ра, психологически рационально использовать образовательные и воспитательные возможности преподавания, всех видов и форм учебной и воспитательной работы. Вместе с тем конкретное знание сути необходимых офицеру профессионально значимых и личностно-социальных качеств помогает руководству вуза, командно-преподавательскому составу, общественным организациям более целеустремленно, системно и комплексно вести учебно-воспитательную работу, всесторонне воздействовать на курсантов, взаимодействовать с ними, добиваться более высоких результатов в формировании специалиста и личности. ППО УВП в вузе предполагает подчинение дидактических действий преподавателей и курсантов воспитательным целям, а также оптимизацию их совместной деятельности.
В качестве психологических условий эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в вузе мы рассматриваем: ясность и четкость целей формирования личности курсанта как будущего специалиста и как человека; планирование процесса формирования личности курсанта в ходе его обучения, воспитания, развития и психологической подготовки; анализ и сопоставление промежуточных результатов процесса формирования личности курсанта по этапам его обучения, воспитания, развития.
А.С. Макаренко подчеркивал, что педагоги должны иметь программу человеческой личности. Целью ППО УВП в вузе является определение и успешное применение необходимых для реализации такой программы психолого-педагогических средств и методов. Уяснив требования к специалисту-офицеру и особенности необходимых ему качеств, вузовские педагоги смогут более направленно осуществлять формирование личности курсанта в процессе занятий, воспитательных и развивающих мероприятий, в процессе всех видов деятельности и общения курсантов.
В чем же сущность психолого-педагогического обеспечения как процесса, обеспечивающего повышение эффективности и качества учебно-воспитательной работы в вузе? Ряд авторов (И.Н. Студеникин,
О.А. Владимиров, А.Н. Глушко, К. Поляков) рассматривают данный процесс как «комплекс психолого-пе-дагогических мероприятий, направленных на повышение эффективности обучения и индивидуального воспитания курсантов с учетом их личностных особенностей» [8. С. 153]. С таким определением можно согласиться, однако подход к проблеме не представляется в полной мере обоснованным в педагогическом и психологическом аспектах.
Известно, что «комплекс мероприятий» как терминологическая категория педагогики и психологии представляет собой деятельность, имеющую цель, мотивы, способы достижения цели и результат. Таким образом, способами достижения цели ППО УВП в вузе, т.е. формирования курсанта как офицера-специ-алиста и как личность, человека, будут являться содержательные, организационные и методические стороны данного процесса. Поэтому, давая определение ППО УВП в вузе, представляется возможным употребить термин «комплекс содержательных, организаци-
онных и методических мероприятий». Кроме того, термин «учет личностных особенностей» не охватывает деятельность и общение курсанта, что нарушает психологически обоснованную взаимосвязь категорий личности, деятельности и общения. В связи с этим ППО УВП в вузе можно определить как комплекс пси-холого-педагогических содержательных, организационных и методических мероприятий, направленных на повышение эффективности качества обучения, воспитания и развития курсантов на основе личностно-деятельностного подхода.
Вместе с тем ППО УВП в вузе является содержательной стороной психологической подготовки как составного компонента педагогического процесса [9. С. 164]. Обосновывая задачи ППО УВП, можно согласиться с В.Ф. Волоховым, который отмечает, что данный процесс «предусматривает использование психологических данных в целях повышения эффективности обучения и воспитания курсантов, овладения ими избранной специальностью и эффективного применения полученных знаний в профессиональной деятельности» [10. С. 33]. Вместе с тем у авторов, исследующих данную проблему, нет единого подхода в терминологии: «психологическое сопровождение», «психологическое обеспечение» [10. С. 133]. Нам представляется возможным использовать термин «психологопедагогическое обеспечение» как включающий понятийно-целевую установку процесса педагогических и психологических воздействий на курсантов. К задачам ППО УВП можно отнести следующие:
- обеспечение личностно-социально-деятельностного подхода к общению и деятельности курсантов, командиров, преподавателей в вузе;
- выявление интересов, способностей и склонностей курсантов и педагогов, осуществление на этой основе разработки рекомендательной базы по оптимизации обучения;
- включение курсанта в полноценную учебную самостоятельность с самых ранних этапов обучения и воспитания в вузе;
- диагностика причин и разработка мер психологической коррекции неуспеваемости, недисциплинированности, отклонений в интеллектуальном и личностном развитии курсантов, профилактика трудностей, возникающих в процессе учебы и службы;
- повышение квалификации командиров, преподавателей в области педагогической и социальной психологии.
Научные принципы, содержание и формы ППО в вузе. Учебно-воспитательный процесс в вузах МВД России имеет свои отличительные особенности, обусловленные характером труда специалистов. Деятельность офицера ОВД связана с постоянным высоким психоэмоциональным напряжением, обусловленным как высоким чувством долга офицера, так и многофункциональностью его профессиональной деятельности [11]. Здесь мы исходим из принятого допущения о том, что реализация данных функций потребует от выпускника вуза содержательной совокупности таких качеств, которые могли бы удовлетворять следующим критериям: достаточно высокое общее интеллектуальное развитие,
быстрый темп психических процессов и способность к интенсификации психической деятельности; эмоциональная устойчивость; широкое распределение, быстрое переключение, большой объем и устойчивость внимания; практический тип и оперативность мышления; хорошая память (особенно ее готовность); устойчивые пространственные и временные представления; достаточный объем, быстрота и точность восприятия; сильная воля, сформированные командные навыки; активная направленность и интерес к профессии; высокая самооценка и уровень притязаний, уверенность в себе, устойчивость к дезорганизующим факторам, склонность к риску, стремление к лидерству, способность к адекватной мобилизации при усложнении обстановки, общительность, открытый характер, чувство юмора и др. Исследования психологов свидетельствуют о том, что развитие личности курсанта в целях формирования в нем офицера подчиняется общим законам диалектики - это диалектический процесс создания предпосылок к изменению, возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, самоизменения.
Можно выделить ряд направлений развития личности будущего офицера: укрепляется идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; повышается чувство долга, ответственность, профессиональная самостоятельность, рельефнее выступает индивидуализация курсанта, его жизненная позиция; растут притязания личности курсанта в области своей будущей профессии; на основе интенсивной передачи и усвоения социального и служебного опыта, овладения знаниями растет социальная, духовная и нравственная зрелость, общая устойчивость личности курсанта; повышается удельный вес самовоспитания и самообразования в развитии его личности; крепнет профессиональная самостоятельность и профессиональная готовность к будущей практической работе.
Кратко характеризуя направления развития психологии, имеющие непосредственное отношение к учебно-воспитательному процессу в вузах, необходимо остановиться на некоторых из них. Фундаментальные отрасли психологии, занимающиеся общими проблемами человека, достигли значительных успехов в изучении личностных свойств, способностей, когнитивных процессов, общения и т.п. [12-15]. Вместе с тем имеется ряд исследований, непосредственно касающихся деятельности педагогов и учащихся вузов [16-18].
Другим аспектом приложения психологических знаний к формированию офицера как специалиста стала психология труда. Здесь рассматривают влияние профессии на психофизиологические функции, психические процессы и личность офицера в целом [19-21]. Эта обширная область исследований, обладая некоторой самостоятельностью, всегда имела непосредственное отношение к процессу подготовки кадров. В частности, практическим выходом таких работ являются рекомендации по оптимальной организации деятельности обучаемых.
Одним из направлений работ психологов было предупреждение срывов психической адаптации, возникающих в процессе учебной деятельности обучаемых, а также восстановление уже нарушенных функций в результате психической дезадаптации. К ним можно отнести работы, связанные с психической разгрузкой, индивидуальной и групповой психологии [22-24].
Следующий аспект, разрабатываемый на основе психологических знаний, - это создание методов интенсивного обучения. Нельзя также оставить без внимания научные разработки в области инженерной психологии [16, 25, 26].
С позиций эргономических подходов человеческий фактор важен в плане надежности функционирования системы. И, наконец, сегодня в подготовке офицера, наряду с формированием знаний, навыков и умений, необходимо развитие стрессоустойчивости, способности выполнять профессиональные обязанности в самых сложных и неожиданных ситуациях [18, 27, 28]. ППО УВП в вузе должно способствовать развитию этих качеств у курсантов, что также требует использования психологических методов.
Изложенное выше свидетельствует о том, что психологическая наука в настоящее время обладает многочисленными предпосылками для органического проникновения в УВП. Не случайно требования приказов, концепции МВД определяют существенную роль психологической службы МВД России в профессиональном становлении специалистов. На основе анализа руководящих документов, результатов исследований по проблеме и практической работы подразделений профотбора вузов представляется возможным сделать некоторые выводы об эффективности деятельности данных подразделений как компонентов педагогической системы подготовки будущих офицеров в вузе:
- анализ результатов исследования проблемы совершенствования профессионального психологического отбора в вузы МВД России свидетельствует о том, что в настоящее время возникла объективная необходимость коррекции деятельности этих подразделений в содержательном и организационно-методическом плане;
- статус и штатный состав групп профотбора вузов не в полной мере и состоянии: выполнять обязанности по изучению общественного мнения курсантов и других категорий лиц, настроений, потребностей и интересов людей по регулярной оценке уровня профессионально важных качеств и служебной активности членов коллектива вуза; учитывать эти факторы в практической деятельности.
Возрастание роли качественных параметров в подготовке офицерских кадров существенным образом меняет подходы к психологическому обеспечению эффективности и качества УВП в вузах МВД России. Деятельность специалистов-психологов в этом направлении можно разделить на следующие этапы:
1. Профориентация и профессиональный психологический отбор, включающие систему мероприятий, предшествующих поступлению молодого человека в вуз. Данный этап ограничивается приказом о зачислении кандидата в вуз.
2. Психологическое обеспечение УВП непосредственно в вузе, которое заканчивается распределением курсантов на первичные офицерские должности по освоенной специальности.
3. Анализ успешной деятельности выпускников в ОВД, обеспечивающий постоянную коррекцию мероприятий двух предыдущих этапов.
Каковы же конкретные направления в содержании работы вуза по психолого-педагогическому обеспечению УВП? Предполагается, что основными направлениями могут служить:
1. Комплексное изучение и оценка индивидуального развития курсанта.
2. Разработка мероприятий по дальнейшему улучшению деятельности преподавателей, а также воспитательной работы на курсе.
3. Психолого-педагогическая коррекция общения преподавателей, командиров, вуза и курсантов на основе личностно-социально-деятельностного подхода.
4. Психологическое обеспечение гуманитаризации военно-профессионального образования, индивидуализации обучения и воспитания курсантов, демократизации педагогического общения в вузе, непрерывности образования офицера в его последующей службе и учебе.
Содержание первого направления включает:
- заполнение «Дневника психологического изучения курсанта» той информацией, которая имеется на момент зачисления курсанта в вуз, а также теми данными, которые получены в ходе динамических наблюдений и обследований. Эти данные необходимы в первую очередь командирам подразделений для проведения направленной работы по индивидуальному воспитанию, анализа срывов курсантов в учебе или поведении, правильности расстановки курсантов-коман-диров. Особенно необходима информация об индивидуальных психологических качествах курсантов с рисковой группой профессиональной пригодности;
- разработку приемов психологической коррекции поведения и деятельности курсантов. Эта работа должна быть предметной и комплексной. Специалистам группы психологического обеспечения УВП в вузе необходимо принять участие совместно с преподавательским составом в разработке конкретных предложений по развитию профессионально значимых психических функций и качеств личности, используя при этом специальные упражнения для развития памяти, внимания, логического и образного мышления, занятия по развитию рациональных способов работы с учебным материалом, приемы по формированию командирских, специальных и педагогических способностей курсантов, деловые, организаторские и педагогические игры, а также проблемные и проблемнодеятельностные ситуации на занятиях. Практическое значение могут приобрести психотерапевтические беседы, проводимые психофизиологом группы;
- привлечение группы профотбора вуза к разработке предложений по комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости. Выявлено, например, что в целесообразно укомплектованных учебных коллективах выше уровень удовлет-
воренности учебой, ответственность за личное и общее дело, сплоченность и взаимообязанность.
Второе направление работы вуза по ППО УВД связано с разработкой мероприятий по дальнейшему улучшению деятельности начальствующего и преподавательского состава вуза и предполагает:
- включение в содержание служебной подготовки офицеров вуза предмет «Основы педагогики и психологии высшей школы»;
- дополнение учебной программы курсантов I курса по кафедре психологии спецкурсом «Основы самоуправления учебной деятельностью курсанта»;
- наличие в вузе «Педагогического комплекса»;
- обучение руководства вуза, преподавателей, командиров и сотрудников отдела воспитательной работы методике индивидуального подхода к курсантам, психологического анализа поведения человека в разных (в том числе в критических) ситуациях, психологии управления людьми и др.;
- использование психологических критериев при конструировании ТСО, внесение в программу обучения различных психолого-педагогических проблемных ситуаций с постепенным возрастанием сложности упражнений и заданий;
- использование результатов системного анализа отзывов на выпускников из практических подразделений;
- разработку, совместно с преподавателями кафедр, мероприятий по воспитанию профессионально значимых качеств будущего офицера.
Третье направление ППО УВП в вузе (возможно, более приоритетное) основывается на личностно-социально-деятельностном подходе. Усилия психолого-пе-дагогической мысли последних лет сосредоточены на создании концепции развивающего обучения. Суть данного подхода в аспекте повышения эффективности и качества подготовки курсантов как будущих офицеров средствами ППО УВП в вузе заключается в следующем:
- высшая школа нуждается в осуществлении перестройки профессиональной подготовки будущих офицеров в органической взаимосвязи с целостным формированием личности, с учетом всех ее свойств и качеств, установок и мотивов, потребностей, идеалов, опыта жизни, знаний, навыков, умений и т.п.;
- необходимо в процессе подготовки курсантов осуществление целостного воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно-практическую деятельность обучаемых;
- нужен учет в процессе обучения, воспитания и развития психофизиологических, психологических, социально-психологических и педагогических условий оптимизации этих процессов;
- целесообразна ориентация на развитие у курсанта личностно-социально-деятельностных качеств, тесно связанных с профессионально важными его качествами, ориентация на то, чтобы все это комплексно и системно входило в структуру профессионального мастерства будущего офицера как специалиста МВД;
- необходимо признание многогранной деятельности офицера командного профиля основой его профессионального становления, обучения и развития его как личности;
- крайне важна оптимизация процесса обучения и формирования личности курсанта путем организации педагогически целесообразного общения обучающего и обучаемых, использование воспитательных и развивающих возможностей познавательной деятельности коллективного характера.
Теоретико-методологический анализ проблемы качественной подготовки будущих офицеров и определение состояния исследованности данной проблемы в педагогике и психологии позволяют раскрыть пси-холого-педагогические условия реформирования УВП вуза. Исследованием выявлены педагогические возможности разработки педагогической системы, направленной на повышение эффективности и качества подготовки офицера в вузе. Вместе с тем возможными направлениями реформирования процесса подготовки будущих офицеров и оптимизации ППО УВП в вузе целесообразно считать:
- повышение эффективности индивидуализации обучения курсантов;
- развитие демократизации и гуманитаризации педагогического общения курсантов, преподавателей и начальствующего состава;
- фундаментализацию профессионального образования будущего офицера;
- непрерывность и преемственность образования и обучения офицера в процессе его службы и последующей учебы;
- непрерывность действия системы ППО УВП.
Этапы и методика деятельности вуза по ППО
УВП. Как известно, подразделения профотбора вуза совместно с руководством в рамках своих функциональных обязанностей осуществляют следующую деятельность: разработку предложений и методических указаний по профессиональной ориентации молодежи в вуз; проведение профессионально-психологического отбора кандидатов; психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; анализ опыта служебной деятельности выпускников и учет его в профессионально-психологическом отборе.
В связи с тем что деятельность вуза по ППО УВП должна иметь системный комплексный характер, представляется возможным дифференцировать работу группы психологического обеспечения в этом направлении в зависимости от характера объекта психологического воздействия на различных этапах деятельности специалистов психологической службы вуза: а) психологи-курсанты вуза, принимающие участие в мероприятиях по профессиональной ориентации молодежи, а также офицеры УВД, занимающиеся набором кандидатов в вузы, и руководители школ и других учебных заведений;
б) лица, входящие в состав приемной комиссии вуза;
в) командиры формируемых подразделений и руководство вуза; г) профессорско-преподавательский состав;
д) курсанты, проходящие обучение в вузе.
Первый этап работы вуза по ППО УВП начинается с научно-методического обеспечения мероприятий по профессиональной ориентации. В процессе работы отборочных комиссий производится оценка кандидатов и определение соответствия их качеств предъявляемым требованиям. Следовательно, чтобы
осуществить научно обоснованную оценку ими кандидатов, изъявивших желание поступить в вуз, необходимо вооружить (довооружить) их знаниями как общей, так и специальной психолого-педагогической теории. В этой связи представляется возможным повысить уровень их подготовленности в данном направлении путем ведения спецкурса по основам общей и специальной психологии и педагогики.
Для повышения психолого-педагогической подготовленности лиц, водящих в состав приемной комиссии вуза, целесообразно формой избрать инструкторско-методическое занятие, провести которое можно в период подготовки приемной комиссии к работе. Согласно требованиям руководящих документов для рассмотрения организационно-методических вопросов приема кандидатов председатель приемной комиссии (начальник вуза) проводит инструкторско-методическое совещание. На совещании подводятся итоги работы приемной комиссии по отбору кандидатов в прошлом году, доводятся требования руководящих документов на данный прием, разъясняется план мероприятий вуза по профотбору кандидатов в ППО УВП. На данном этапе начальник группы психологического обеспечения УВД проводит практический инструктаж по психолого-педагогическому обеспечению отбора кандидатов.
Для начальствующего и преподавательского состава вуза занятия по психологическому обеспечению эффективности педагогического процесса воспитания курсантов в подразделении целесообразно организовывать и проводить планово, в часы командирской и методической их подготовки. Формами занятий могут являться лекции, семинары, практические занятия. Работа группы по психолого-педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса вуза непосредственно с курсантским составом имеет свою специфику, содержание, формы и методы, основана также на личностно-социально-деятельностном подходе.
Основными направлениями в методике работы вуза непосредственно с курсантами являются: социальнопсихологическое изучение личности в целях оценки профессиональной пригодности и исследование психофизиологических свойств личности и их роли в профессиональной деятельности. Данные проблемы исследовались рядом авторов, что служит основанием для научного подхода специалистов групп ППО УВП вузов к своей практической деятельности по психолого-педаго-гическому обеспечению [29-31]. По мнению авторов, социально-педагогическое изучение личности с целью оценки и прогнозирования профессиональной пригодности базируется на одном из ведущих принципов психологии - принципе единства сознания и деятельности, в соответствии с которым психологические свойства человека одновременно и формируются, и проявляются в процессе практического выполнения различных жизненных (игровых, учебных, служебных, общественных и др.) задач и обязанностей.
Данный принцип требует, чтобы психодиагностическое обследование предусматривало выполнение индивидуальных психологических свойств прежде всего через раскрытие особенностей жизненного пути
человека, его деятельности, условий его обучения, воспитания, развития и психологической подготовки. Таким образом, ведущими путями социально-психологического изучения курсантов в вузе в процессе ППО УВП будут: анализ истории личности, изучение неблагоприятных жизненных ситуаций, исследование условий воспитания и развития, оценка моральных качеств, изучение уровня профессиональной направленности, анализ особенностей общения и поведенческих характеристик в коллективе и др. При проведении психофизиологического обследования оцениваются свойства нервной системы, психомоторики, темперамента и др.
В процессе ППО УВП в ходе формирующего эксперимента нами применялись основные, принятые в психологии методы социально-психологического изучения курсантов, которые содержательно и организационно включали:
- анализ документов, биографический метод исследования;
- беседы, интервью, фиксированные наблюдения;
- анкетирование (открытое, закрытое), устный опрос;
- методику определения уровня самоконтроля;
- методику оценки коммуникативности и организаторских способностей;
- методику определения типа поведения личности;
- методику определения тенденций поведения личности в конфликтных ситуациях, в группе и др.;
- социометрический метод;
- обобщение и анализ независимых характеристик;
- анализ практических результатов учебной и др. деятельности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что пси-холого-педагогическое обеспечение учебного процесса в вузе в значительной мере обладает адекватным содержанием и оптимальным методическим инструментарием и способно повысить эффективность и качество подготовки курсантов как будущих офицеров. Вместе с тем данный процесс имеет свои специфические особенности по курсам обучения в вузе, связанные с возрастными характеристиками курсантов и
содержанием учебного материала программы их подготовки.
Исследование основ процесса психолого-педагоги-ческого обеспечения УВП вуза, определение его содержания, организационных форм и методического аппарата позволяют сделать следующие выводы:
1. Данный процесс в настоящее время не в полной мере эффективен и обусловлен следующими противоречиями: между требованиями к психолого-педа-гогической подготовке руководства и офицеров вуза и степенью их подготовленности к качественному решению задач педагогики и психологии высшей школы; между наличием научно обоснованных рекомендаций психолого-педагогической науки и степенью реализации их в практической деятельности вуза; между задачами специалистов групп ППО УВП и существующим статусом, численностью и структурой этих подразделений в вузах.
2. Процесс психолого-педагогического обеспечения подготовки курсантов в вузе нуждается в коренной перестройке, базовыми педагогическими предпосылками которой будут являться: повышение эффективности индивидуализации и гуманитаризации педагогического общения курсантов, преподавателей и командного состава; фундаментализация профессионального образования будущего офицера; непрерывность и преемственность образования и обучения офицера в процессе его службы и последующей учебы.
3. Данный процесс будет являться оптимально действенным, если будет представлять собой развивающуюся, динамично функционирующую целостную подсистему, органически входящую в педагогическую систему подготовки курсантов как будущих офицеров. Эта подсистема должна основываться на личностно-социально-деятельностном подходе к обучению, быть комплексной, направленной, включать усилия всех вузовских подразделений. Здесь должны реализовываться все функции управления процессом пси-холого-педагогического обеспечения УВП: планирование, организация, стимулирование и контроль. Реализация системы ППО УВП в вузе должна быть научно обоснованной, эффективной и непрерывной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
2. Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования личности в вузе: Тезисы респуб. науч.-практ. конф. Казань, 1988.
3. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1968.
4. Барабанщиков А.В., Коротков Н.Э. Об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. М., 1984.
5. Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицера в процессе обучения. М.: ВПА, 1988.
6. Дьяченко М.И., Кандыгбович Л.Е. Психология высшей военной школы. Минск: Изд-во БГУ, 1982.
7. Звягинцев В.Г. Педагогическое руководство коллективом слушателей вуза: Теория и практика. М.: ВПА, 1987.
8. Профессиональный отбор кандидатов в вузы Сухопутных войск. М.: МО СССР, 1988.
9. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986.
10. Волохов В.Ф. Деятельность группы ППО вуза по психологическому сопровождению УВД // Вопросы ППО и ППС УВД в вузе. М.: МО, 1988.
11. Дьяченко М.И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983. 97 с.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 315 с.
13. Дворяшина М.Д. Познавательная деятельность студентов и способности // Психологическое обеспечение УВП в вузе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 33.
14. Минкибаев Т.Ш., Саряджева О.П. Режим дня, работоспособность студентов и вопросы оптимизации обучения в вузе. М.: ВНИИ МИМТИ, 1983. 32 с.
15. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. 56 с.
16. Дмитриев М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 71 с.
17. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1967. 112 с.
18. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1981. 133 с.
19. Методическое пособие по организации и проведению психологического обследования кандидатов в вузы. Л.: МО СССР, 1980. 45 с.
20. Учебно-методическое пособие. М.: Воениздат, 1987. 57 с.
21. Александрович П.И. Психические состояния курсантов и их учет в УВП вуза. М.: ВПА, 1987. 77 с.
22. Гримак А.П., Исаулов Ю.Ф. Методическое пособие по аутогенной тренировке личного состава. М.: ВВС, 1984. 79 с.
23. Ноенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. 66 с.
24. Руководство по психотерапии. М.: Медицина, 1986. 59 с.
25. Военная инженерная психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Воениздат, 1970. 167 с.
26. Ломов Б.Ф. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 134 с.
27. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 78 с.
28. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. Л.: Изд-во Воен. мед. акад., 1981. 93 с.
29. Дулов А.В. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1999. № 3-4 (11-12). С. 68-78.
30. Батыгшев С.Я. Производственная педагогика. М., 1976. 98 с.
31. Невирко Д.Д. Особенности социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов. Красноярск, 1999. 256 с.
Статья представлена кафедрой психологии и педагогики Омской академии МВД России, поступила в научную редакцию «Юридические науки» 17 марта 2005 г.